«Дергала маму и думала, что та потеряла сознание». Год назад армия РФ обстреляла вокзал в Краматорске, погибли более 60 человек

147

Яна и Ярослав

Позже меня лечили в Павлограде и Днепре, с Яной мы встретились уже в поезде Днепр – Львов. Мы с ней до этого общались только по телефону, хотя и находились в одном городе: я в днепровской больнице для взрослых, а Яна – для детей. Она постоянно плакала и просилась ко мне, но я успокаивала и убеждала, что нам повезло выжить.

На перроне восьмого апреля была и семья знакомых. Девятилетняя Алиса и ее мама Марина погибли. Помню, я открыла глаза, а они уже неподвижно лежат на брусчатке.

Всей семьей мы уже лечились во Львове, а потом нам предложили поехать на лечение в Штаты – в больницу в Сан-Диего. Несколько дней по приезде мы отдыхали, а потом начали ежедневно заниматься – ходили в учебных протезах от 10 до 15 минут. Мне было проще, ведь пострадала только одна нога. Яне же приходилось и приходится пользоваться палочкой.

Яна с Робертом, в чьем доме семья жила после приезда в США

Однако мы не зря старались: я сейчас уже весь день могу ходить с протезированной ногой. Постоянный протез мне должны дать уже летом, а Яна еще растет. Поначалу нас с Яной ужасно мучили фантомные боли, особенно вечером. Казалось, что тебе пилкой пилят ногу, а потом ее еще начинают сверлить. На погоду и сейчас крутит, и обезболивающие полностью от боли не избавят. Да и на фантомных болях проблемы не заканчиваются: у меня в теле еще остались осколки. После приезда в США мне старшая дочь Даша помогала доставать со спины осколки, иногда я и сама пытаюсь.

Наталья со старшей дочерью Дашей и внучкой Алисой

Детям выдали айпады, они учатся в местной школе, Яне уже неплохо удается говорить на английском, Ярослав же заявляет, что язык ему не нужен. Все время ходит в капюшоне, стал довольно нервным. Но у него тут появились друзья, он с ними играет в свободное время, и вроде ему лучше: он адаптируется и привыкает к новой обстановке.

Трагедию в Краматорске мы стараемся не обсуждать: слишком тяжело. Никогда не думала, что так все может измениться в жизни за год. 22 марта 2022 года моя мама погибла из-за обстрелов в Новоселовке, 8 апреля мы пострадали, а 11 мая погиб мой муж.

"В этот день оперировали все хирурги города"

20-летняя Анастасия Шестопал спонтанно решила эвакуироваться из Дружковки (город в Донецкой области). Ее друзья пригласили в Днепр. На перроне вокзала девушка ждала перевозчика, которого нашла на онлайн-платформе BlaBlaCar. В результате удара по вокзалу девушка потеряла левую ногу. Сейчас она живет в Германии, городе Эссен, занимается спортом, ведет блог в соцсетях, дистанционно изучает социальную работу и педагогику в Киевском национальном университете имени Драгоманова и мечтает вернуться к занятиям танцами.

– Моя семья не планировала эвакуироваться из Дружковки. Но спонтанно седьмого апреля я решила выехать в Днепр к друзьям. Нашла перевозчика через BlaBlaCar. Меня должны были забрать восьмого апреля в 13:00 на вокзале в Краматорске. Так сложилось, что я приехала раньше и ожидала водителя вместе с людьми, которые планировали эвакуироваться на поезде.

Была спокойная атмосфера, все занимались своими делами, когда резко прогремел взрыв. Я отскочила от лавочки и упала на землю. Люди вокруг начали бегать, кричать, паниковать. Я только раз успела выкрикнуть: "Помогите!" Но вскоре поняла, что силы быстро закончатся, если продолжу кричать. Снова взрыв. Я старалась не паниковать, но очень быстро теряла кровь. У меня была ранена артерия бедра на левой ноге.

Анастасия во время реабилитации

Через несколько минут ко мне подбежал спасатель, перетянул мне ногу турникетом. Дальше помню – я на носилках. Меня забирают в больницу. Врачи немного растеряны от количества пациентов. В тот день, вероятно, оперировали все хирурги города. Я – на операционном столе. Мне рвут джинсы и готовят к операции. Я впадаю в кому. В Краматорске врачи пытались спасти мою ногу – пересаживали вену с правой на левую, но уже в днепровской больнице ногу пришлось экстренно ампутировать. Первые месяцы меня безостановочно мучили фантомные боли, никакие обезболивающие не помогали.

Анастасия после протезирования

Тогда на вокзале были и знакомые с моей школы, я с ними непреднамеренно встретилась в электричке Дружковка – Краматорск. На самом вокзале в Краматорске я не решилась к ним подойти. Они стояли как раз возле волонтерской палатки, в которой разливали чай. [В это время произошел взрыв.] Одна из девочек была серьезно ранена в голову и умерла в больнице. Другая собой накрыла ребенка и получила серьезные травмы лица. Сейчас она проходит реабилитацию.

Нам предлагали лечиться в разных странах мира, но мы остановились на немецком городе Эссен. Наслышаны о клинике протезирования, да и здесь живут друзья нашей семьи. С лета началась подготовка к протезированию, я занималась физиотерапией, пилатесом. Протез тяжелый, и нужно делать упражнения для спины.

Анастасия Шестопал

Сейчас я учусь на третьем курсе Киевского национального университета имени Драгоманова – изучаю социальную работу и педагогику и планирую в будущем помогать людям с похожими травмами. Веду блог в соцсетях, в котором рассказываю о проблемах, с которыми сталкиваюсь, и как их удается решать. Путешествую, заряжаю жизнь эмоциями, мечтаю вернуться к танцам и увидеться с близкими уже в мирной Дружковке.

"Началась паника, люди кричали"

38-летняя Ольга вместе с сестрой-близняшкой Мариной и ее детьми, Катей и Юлей, 8 апреля 2022-го планировали эвакуироваться из Краматорска в Хмельник Винницкой области, где живут их родственники. В результате авиаудара Марина погибла, а ее дочь Катя получила серьезную травму ноги. Ольгу с младшей племянницей Юлей спасло то, что в тот момент они внутри здания вокзала сторожили сумки. Сейчас Ольга с Катей живут в Киеве. Катя до сих пор лечится в киевской больнице "Охматдит", после нескольких операций ее колено срослось неправильно, и девочка хромает.

– Сильные обстрелы в нашем пгт Алексеево-Дружковке сподвигли меня, мою сестру-близняшку Марину и ее дочерей эвакуироваться. Дети, Катя и Юля, боялись сильных обстрелов, а прилеты были постоянно. Так мы решились уехать в Хмельник Винницкой области к родственникам.

С Мариной мы безумно любили пить чай, могли 20 чашек за день выпивать. Папа потом и сказал, что это-то нас и погубило. На перроне краматорского вокзала в палатке разливали чай, и сестра с племянницей Катей решили постоять в очереди за любимым напитком. Мы же с младшей племянницей Юлей были в кафе, а потом внутри здания вокзала.

Прилет был как раз возле волонтерской палатки. После обстрела началась паника, люди кричали, суетились, бегали, потом нас отвели в туннель. Я позвонила папе, и он приехал к нам на такси. Я безостановочно пыталась дозвониться до Марины, но никто не взял трубку. Потом нам сказали, что одну девочку с поломанной ногою отвезли в больницу – по приметам мы узнали Катю. Марину мы уже опознали по фотографиям из днепровского морга, благодаря знакомому из Краматорска мы смогли их получить. На следующий день Кате в Днепре сделали операцию.

Катя в больнице

Племянница вспоминает, что после обстрела лежала на земле. Открывает глаза – мама лежит рядом. Катя дергала маму и думала, что та просто потеряла сознание. Потом Катя доползла до лавочки, там с ней сидела женщина с разбитой головой и успокаивала. Эта женщина затем скончалась. Катю забрали с вокзала, но она постоянно спрашивала: "А как же мама? Кто ее заберет?" Чтобы не травмировать, ей сказали: "Сначала детей забираем, а потом взрослых".

Катя и Юля

Катя догадывалась, что мама погибла, но подтверждение нашла уже в интернете. Ее лечили в Днепре, во Львове и в киевском "Охматдите". С ней работали психологи, и вроде ей полегчало. У ее младшей сестры Юли появился какой-то страх. Мы ходили с ней как-то на киевский базар, прогремела гроза, и она начала бегать.

Юля с мамой

Катя пытается восстановиться от травмы, но у нее неправильно срослось колено, и она хромает. Видимо, на нервной почве она не может поправиться: весит 39 килограммов при росте в 158 сантиметров. Дистанционно девочки учатся в школе и домой пока не хотят возвращаться: боятся новых обстрелов.

"Нелюди те, кто обстрелял вокзал"

44-летний Андрей Петриченко – начальник отдела охраны здоровья горсовета Краматорска. Ему еще в 2014-м пришлось покинуть родную Горловку и переехать в Бахмут. А с началом полномасштабной войны он снова стал переселенцем. В день трагедии на железнодорожном вокзале Краматорска он был на рабочем месте, сразу после обстрела он помогал пострадавшим.

– Я сам из Горловки (город в Донецкой области, который находится под российской оккупацией – НВ). По первой специальности я врач-хирург. Оказывать помощь приходилось и ранее, когда в 2014-м началась война. Переехал в Бахмут с семьей, но пришлось и оттуда уехать – дважды переселенцы.

Андрей Петриченко

В тот день я как начальник отдела охраны здоровья краматорского горсовета был на работе. Прилет был в 500 метрах. Я увидел дым и поехал оказывать первую помощь. Увидел пылающие машины, множество раненых, убитых, остаток ракеты. Страха я не испытывал, так как оказывать помощь – моя работа.

Россияне это сделали, чтобы навести ужас на жителей. Все понимали, что это эвакуационный хаб и люди просто хотят уехать. Нелюди те, кто обстрелял вокзал. Дети не должны страдать и умирать во время войны. Меня поразила история девочки, которой оторвало две ноги (речь идет о Яне Степаненко, которая сейчас проходит реабилитацию в Сан-Диего – НВ), я наложил ей турникеты, оказал первую помощь и помог эвакуироваться. Мы быстро на месте работали – через 40 минут после обстрела на месте трагедии уже никого не было.

Больных оперировали, стабилизировали и отправляли на Днепр. Люди начали бояться эвакуироваться. Вокзал перестал работать как хаб. Для меня России больше не существует, нет такой страны.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь