Имя Александра Ананичева его бывшая школа носит официально, как юридическое лицо. Бывает, что власти поступают по-другому: школе могут присвоить имя погибшего "на словах" – новость появляется в местных СМИ, но официальное название остается прежним. Например, о переименовании школы в честь уроженца Уфы Максима Серафимова на праздничной линейке 1 сентября заявил глава Башкортостана Радий Хабиров. Однако на сайте самой школы название "имени героя Российской Федерации М. В. Серафимова" упоминается только один раз – в новостной ленте, но не в документах. Серафимов был офицером армейской разведки, командовал группой спецназа. Погиб в Украине в самом начале российского вторжения – 27 февраля. По официальным данным, он "накрыл гранату своим телом и спас подчиненных от гибели". (Похожим образом описываются подвиги еще нескольких "героев СВО": в частности, старший лейтенант Максим Песковой из Томска, по официальной информации, тоже накрыл собой гранату, а старший лейтенант из Дагестана Нурмагомед Гаджимагомедов, как сообщается, подорвал себя гранатой вместе с украинскими военными.)
Помимо школы, имя старшего лейтенанта Серафимова присвоили уфимскому "военно-патриотическому парку "Патриот", на территории которого установлена памятная стела. По словам учителей и родственников, Серафимов увлекался греко-римской борьбой, поэтому на Кубке России по греко-римской борьбе в Уфе в его честь организовали секцию юных борцов. Это не единственный случай, когда в память о погибшем проводятся спортивные мероприятия. Так, в честь рядового Александра Старчкова из деревни Ялушево Алатырского района провели молодежный турнир по волейболу среди местных школ. А в память о Егоре Секержитском, внуке бывшего мэра Читы, в части, где он служил, планируется организовать ежегодные соревнования по стрельбе. По официальным данным, Секержитского застрелили на войне – это произошло 25 марта в районе села Сухая Каменка Изюмского района Харьковской области Украины. В Чите на фасаде школы, в которой он учился, висит памятная доска с портретом. Саму школу не переименовали, но отряду юнармейцев при образовательном учреждении присвоили имя "Героя РФ Е.А. Секержитского".
РВИО и "Единая Россия": кто вешает мемориальные доски и переименовывает улицы
Официально инициатива по увековечиванию памяти погибших и установке мемориальных досок исходит от Российского военно-исторического общества (РВИО) и партии "Единая Россия". И РВИО, и региональные отделения ЕР отчитываются об установке очередной доски в новостных разделах своих сайтов.
Поскольку средства на установку памятных табличек обычно выделяет либо местная администрация, либо сама партия, в мероприятиях периодически принимают участие члены ЕР, занимающие высокие посты. На открытие двух досок памяти подорвавшего себя гранатой разведчика Максима Пескового в Томск приехал главный секретарь "Единой России" Андрей Турчак (по совместительству – первый зампред Совета Федерации). Турчак выступил с небольшой речью, в которой сказал, что Песковой отдал жизнь за "единство русского мира".
Те мемориальные доски, за которые напрямую отвечает Военно-историческое общество, – самые простые, на них даже нет изображения военного. А памятные таблички, которые устанавливает местная администрация, обычно связанная с "Единой Россией", могут быть и из гранита, с высеченным портретом погибшего – как, например, памятная доска на школе в селе Старый Варяш в Башкортостане или мемориальная доска в Волжском Волгоградской области. От степени признанного властями "героизма" не зависит степень скромности памятной доски: например, Герою России из Калининграда Антону Старостину досталась простая табличка от РВИО, а в городе Почеп Брянской области (население – 14 тысяч человек) на одну только гимназию №1 уже повесили целых две гранитные таблички, хотя увековеченные на них Максим Соловьев и Михаил Чаусов посмертно удостоились только ордена Мужества и строчки "героически погиб" соответственно – никаких высоких званий.
В Иванове в честь погибшего в Украине десантника Владимира Зозулина назвали улицу – по предложению губернатора области Станислава Воскресенского. На церемонии переименования губернатор присутствовал лично и сообщил, что вся жизнь старшего лейтенанта Зозулина, погибшего через две недели после начала войны в Украине, "это яркий пример беззаветного служения родине", которая "увековечит память о каждом".
Глава Бурятии Алексей Цыденов заявлял, что в Улан-Удэ именем погибшего в Украине офицера Росгвардии Максима Концова (тоже Героя России) назовут целый строящийся микрорайон, но в итоге власти ограничились одной новой улицей.
Губернаторские инициативы по смене названия улиц не всегда получают единогласное одобрение: так, в начале декабря 2022 года в Торжке Тверской области улицу Энгельса переименовали в честь посмертно объявленного Героем России летчика Василия Клещенко. За несколько месяцев до улицы именем погибшего уже была названа школа. Жителям Торжка идея нового названия не понравилась. Но дело не том, что они не хотят появления в городе улицы "героя СВО": им не хочется, чтобы исчезла улица Энгельса. "Переименование улицы Энгельса понесет огромные проблемы для жителей с документами, а также исчезнет часть истории из нашего города связанной с Фридрихом Энгельсом", – говорится в петиции, которую за три недели подписали 104 жителя Торжка (население города – около 43 тысяч человек).
В основном все, что переименовывают (или называют) в честь погибших, имеет к ним отношение: школы, где они учились; улицы в городах, где жили. Но иногда к мемориализации воевавших в Украине применяется и противоположный подход. Один из крупнейших операторов наружной рекламы в России Russ Outdoor запустил социальную кампанию "Герои России". Оператор устанавливает билборды с изображениями военных, отправившихся в Украину, по всей стране – как живых, так и мертвых. Никакой привязки к месту нет: например, баннер с изображением Максима Пескового из Томска появился в Хабаровске, а погибший в Украине Александр Попов родом из крымской Алупки оказался на баннере в Белгороде. На официальном сайте компании упоминаний об этом социальном проекте и его заказчиках на момент публикации этого материала не было. Сами Russ Outdoor почти не комментируют такую наружную рекламу.
Еще один пример увековечивания памяти без всякой связи с местом жизни или гибели "героя" – отряд "Юнармии" из Тольятти, названный в мае 2022 года в честь "героя Российской Федерации Владимира Жоги". Жога – уроженец украинского Донецка. В начале марта он погиб в Украине, и президент Путин посмертно присвоил ему звание Героя РФ. Жога был командиром батальона "Спарта" в так называемой "ДНР", этот батальон (до Жоги им командовал Арсений Павлов, известный как Моторола, убитый в 2016 году) неоднократно обвиняли в негуманном обращении с пленными и их убийстве. Широкого распространения новость о детском отряде имени Жоги не получила, а чем был обусловлен выбор именно такого покровителя для молодежной организации, пускай и с "военно-патриотическим уклоном", в официальном сообщении не уточнялось.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
"Убивать не пойду". Как петербуржец решил не идти на войну и с четвертого раза уехал из России – несмотря на запреты военкомата
"Убитый не расскажет, какой ад был на войне": историк о поспешной мемориализации
За весь период существования Советского Союза и в современной России еще не было войны, в разгар которой массово увековечивали бы память о погибших военных, говорит историк Максим Кузахметов: "Такого никогда не было, даже при сталинской диктатуре – наоборот, в Ленинграде площади Урицкого вернули название Дворцовая в 1944-м, а остальное с памятниками – это все сильно позже. Довольно давно было предусмотрено, что можно присваивать имена только погибших, умерших людей и только через 10, а иногда и 20 лет после смерти. Чтобы все уже устоялось, чтобы было очевидно, что это заслуженно".
Сейчас между гибелью и награждением, а вслед за ними и увековечиванием имен проходят даже не месяцы – недели. Например, 7 марта 2022 года в Северодонецком районе Луганской области погиб экипаж танка Т-72. Всех троих – командира, наводчика и механика-водителя – посмертно наградили званиями Героя России уже 25 марта. При этом офицерское звание было только у командира Дамира Исламова: наводчик Дамир Гилемханов погиб в звании ефрейтора, а механик Иван Цевун был рядовым. В память о Цевуне назвали школу в селе Короли Амурской области, именем ефрейтора Гилемханова – школу №42 в Казани. Командиру экипажа Дамиру Исламову поставили бюст в родном Лениногорске в Республике Татарстан, а чуть позже – отремонтировали дом его отцу. "Это желание местных чиновников хоть как-то выслужиться, обозначить: "Я – патриот специальной военной операции", – считает историк Максим Кузахметов.
"Во время Первой и Второй мировой войн награждение посмертно было более редким: умер – зачем орден тратить? Либо должен был быть какой-нибудь невероятный подвиг, чтобы все его увидели", – отмечает Кузахметов. То, что награжденных медалью Героя России (начиная с 24 февраля) посмертно столько же, сколько живых (и даже немного больше), историк комментирует так: "Надежнее давать тем, кого убили непонятно при каких обстоятельствах, чтобы они лишний раз, придя на общение со старшеклассниками, ничего не сказали. С убитого ничего не спросишь, он ничего не расскажет, с выпученными глазами не будет говорить, какой там ад был на войне".
Максим Кузахметов считает, что власти используют образы "мертвых героев" как способ оправдания вторжения России в Украину: "То, что пытается внушить людям эта власть, – что это война вынужденная, справедливая. Поэтому наличие героев легитимизирует ситуацию. Все готовят на смерть мальчиков, чтобы они бессмысленно умерли с именем Путина на устах. Тебе приказали – вот ты идешь, и все. И почему-то если ты погиб, то это означает подвиг. Хотя все не так".
***
Родственникам Героев России положены не только приглашения на открытие мемориальных табличек, но и льготы: ежемесячные выплаты, возможность не платить за коммунальные услуги, "первоочередное получение путевки в санаторий за 25 процентов стоимости" – это цитата из закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". Но даже если погибшего в Украине ничем не наградят, у семьи есть шанс на материальную помощь от государства – более 7 миллионов рублей, которые обещал президент России.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
"Я не возмущалась, пока меня не коснулось". Россиянка из Брянска пытается вернуть домой мобилизованного мужа: он болен гепатитом
При этом родственники погибших в Украине рассказывают журналистам, что, в отличие от торжественных церемоний и установки памятных табличек, добиться от Минобороны возвращения и опознания останков убитых россиян непросто. Сейчас, когда официальные цифры только по погибшим в десятки раз меньше тех данных, которые публикуют независимые СМИ и правозащитники, семьи пытаются самостоятельно выяснить судьбу своих родных – но месяцами не могут получить от Министерства обороны РФ ни информации о пропавших без вести, ни содействия в вывозе тел убитых.