Из армии Тимофея уволили за несоблюдение условий контракта. "Эту статью ему просто пришили, потому что был конфликт с командиром части. Сын попытался бороться со всеми этими явлениями: дедовщиной, взяточничеством. Но у него не было поддержки среди руководства и родственников со связями. Естественно, 23-летний лейтенант остался в проигрыше. Ему предложили добровольно уйти из армии, на что он сказал: "Я этого делать не буду. Если надо – увольняйте, сам я не уйду". Вот его по такой статье и уволили", – пересказывает эту историю мама Тимофея.
При этом она подчеркивает, что уклоняться от военной службы после начала войны Руденко не пытался: повестка ему не приходила, от военкомата он не скрывался.
Весной 2023 года "карусель" арестов Руденко продолжилась – после почти годового перерыва. 18 мая Тимофей собирался лететь в Бишкек из аэропорта "Жуковский", но у входа его задержали уже знакомые люди в масках, надели наручники, на голову – мешок, затолкали в машину и повезли в отделение полиции. "Его постоянно по окончании срока перевозят с мешком на голове. Это нормально? Он что, такой опасный преступник? Зачем это делается? Чтобы он не видел, куда его везут? Или чтобы мы не видели, что это его куда-то везут?" – возмущается Юлия Киселева.
Позже Тимофей рассказал, что в машине ему снова стали угрожать, применяли электрошокер, доставали оружие. Неизвестные изучали содержимое телефона Руденко. "Увидели фотографию девушки, начали там всякие оскорбительные вещи говорить, вот бы там ее изнасиловать", – вспоминал Тимофей. Насилием угрожали и его матери. "Угрозы в мой адрес звучат открытым текстом. "Что, мамке будешь жаловаться? Мы твою мамку заставим замолчать", – рассказывает Юлия Киселева.
Задержавшие Руденко люди, по ее словам, имитировали наезд на него: укладывали Тимофея головой под колеса автомобиля – и предлагали "искупить вину перед родиной", вступив в ЧВК "Вагнер". "Только непонятно, какую вину. За что? Перед кем?" – не понимает мать задержанного. По воспоминаниям самого Тимофея, от него требовали признаться в причастности к терроризму.
Юрист "Первого отдела" Евгений Смирнов, комментируя историю Тимофея (адвокат самого Руденко не общается с прессой), высказал предположение, что на него "собирают" уголовное дело. "Пока неизвестно, какое именно, но совершенно очевидно, что они сейчас занимаются сбором информации, которая позволит возбудить дело. Может быть, оно будет связано с его профессией, с перепиской, да с чем угодно. Детали может знать только он. Я уверен, что к нему приходили оперативники с вопросами, из которых можно предположить, в какую сторону они копают", – говорит Смирнов.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
"Разместил карикатуру на Путина". 20-летний житель Москвы бежал в Стамбул от дела о "дискредитации" армии РФ по доносу соседки
На следующий день после задержания в аэропорту Тимофея арестовали на 15 суток – снова по статье о мелком хулиганстве. По версии полиции, в три часа ночи Руденко ругался матом и приставал к прохожим на проспекте Мира. Однако этого не могло произойти: в три часа ночи мужчина выезжал в аэропорт, это могут подтвердить свидетели. Арест Тимофей снова отбывал в Сахарово.
Второго июня на выходе из спецприемника его опять задержали и арестовали еще на 10 суток. 12 июня, когда Руденко должен был выйти на свободу, у спецприемника его встречала знакомая Алена, но так и не дождалась. В разговоре с "Медиазоной" Алена предположила, что Руденко вывезли в тонированной "Шкоде Октавиа", которую девушка видела выезжающей из ворот спецприемника. Именно эту марку машины Тимофей упоминал, рассказывая о предыдущих задержаниях.
Алена написала заявление в полицию с просьбой провести проверку в связи с исчезновением Тимофея. Девушка сообщила, что его могли похитить. На это, говорит Алена, один из полицейских ответил ей, что "менты просто взяли и отвезли, менты похитили ее знакомого, ну ничего, завтра окажется в спецприемнике". Тимофей действительно снова оказался в спецприемнике, на этот раз в подмосковной Истре.
"Я очень волновалась и не знала, в каком состоянии его увижу"
24 июня 2023 года Тимофей должен был выйти из спецприемника в Истре после шестого ареста. Его встречал адвокат, однако так и не дождался. Около трех дней Руденко не выходил на связь с близкими, и они не понимали, где он находится. Сотрудники спецприемника сказали юристу, что Руденко якобы ушел через заднюю дверь. Мать Тимофея предполагает, что его опять увезли на автомобиле "Шкода Октавия" – машине, которую замечали ранее на территории спецприемников, откуда должен был выходить Руденко.
"В этот раз опять стояла машина с уже знакомыми нам людьми, которые более года сопровождают моего сына, перевозят из отдела в отдел и глумятся над ним, используя свое служебное положение. К сожалению, их фамилий, должностей и званий мы до сих пор не знаем", – говорит Юлия Киселева. После очередного исчезновения ее сын нашелся в спецприемнике в Солнцево, где мать Тимофея смогла навестить его 28 июня.
Молодого человека каждый раз отвозят в разные отделы полиции и передают дела в разные суды. Его близкие предполагают, что это делается для того, чтобы его не нашли до ареста и не обеспечили защитника. "Я, конечно, очень волновалась и не знала, в каком состоянии его увижу, учитывая, что раньше моего сына уже пытали и применяли к нему меры физического воздействия", – рассказывает Киселева. По ее словам, после выхода из предыдущего спецприемника Тимофею даже не дали справку об освобождении.
Заявление знакомой Тимофея Алены о его похищении из Сахарово, по словам Юлии, проигнорировали. Сам Руденко подавал апелляционную жалобу на арест, который ему назначили весной 2022 года. Мосгорсуд вынес по ней решение только в мае 2023-го – то есть более года спустя. Жалобу оставили без удовлетворения. После похищения в аэропорту Тимофей отказался подписывать протокол своего задержания и сказал, что не согласен с ним. Тогда, по словам Юлии Киселевой, силовики решили его наказать: сутки не выпускали в туалет и не кормили. "Единственное, чего удалось добиться, – срок последнего ареста сократили на один день", – рассказывает Юлия о результатах поданных сыном жалоб.
По ее словам, несмотря на целый год страха и неопределенности, Тимофей, отбывающий седьмой административный арест, ни в чем "сознаваться" не намерен. "Мы держимся. Переживаем, но держимся. Будем бороться", – говорит Киселева.