Поделиться Огромные тиражи Тихона Шевкунова и пиратские издания Стивена Кинга: как меняется российский книжный рынок в России на фоне войны Поделитесь
Тиражи издаваемых в России книг в первом квартале 2023 года упали на 23%, а самым издаваемым автором в стране стал митрополит Тихон Шевкунов, которого называют "духовником Путина" (с января по март его книги напечатали тиражом 50 тысяч экземпляров). О состоянии рынка пишет газета "Коммерсант", ссылаясь на данные Российской книжной палаты. На втором месте среди самых издаваемых – новый роман Алексея Иванова, автора книг "Тобол", "Географ глобус пропил" и "Пищеблок". В 2022 году Иванов опубликовал роман "Бронепароходы", о российском флоте во время Гражданской войны. Также в пятерку самых издаваемых книг вошли "Триумфальная арка" Ремарка, "Гордость и предубеждение" Джейн Остин и "Таинственный сад" Фрэнсис Бёрнетт.
Действительно ли в России покупают и читают книги митрополита Тихона – и как война в Украине и санкции изменили книжный рынок в стране? Об этом мы в эфире Настоящего Времени спросили Александра Гаврилова, литературного критика и издателя.
Литературный критик Александр Гаврилов о тиражах книг Тихона Шевкунова и возвращении книжного пиратства
ширина px высота px The URL has been copied to your clipboard
Код скопирован в буфер обменаNo media source currently available
0:00 0:07:40
— Новость о том, что митрополит Тихон Шевкунов – самый издаваемый автор, звучит ярко. Но говорит ли это о чем-то глобальном, о том, что вкусы россиян изменились?
— Конечно, это черта внутрироссийского довольно большого процесса. Это говорит о кризисе книжных магазинов. Потому что суть невероятной популярности книжек митрополита Тихона в том, что он первый догадался использовать свечные ящики в церквах в качестве серьезного товаропроводящего канала книжной торговли. То есть эти десятки и сотни тысяч "Несвятых святых", которые проданы в России, не проданы через книжные магазины, не проданы через электронные книжные магазины, а проданы через просто церковные паперти. Это остроумно. Владыка Тихон, безусловно, талантливый предприниматель. Хотя мы точно знаем, [что он] человек богатой фантазии и презрительного отношения к реальности. Больше, мне кажется, ни о чем другом нам его лидерство не говорит. Это не то, что все люди, которые не могут прочитать Джоан Роулинг и Стивена Кинга (я сейчас скажу, почему они на самом деле могут), бросились читать владыку Тихона. Нет, это устроено принципиально другим способом.
— Вы знаете, у меня закралось такое ощущение, что как будто бы РПЦ покупает специально эти книги. И поэтому, когда говорим, что 50 тысяч экземпляров – какой-то небывалый тираж за период с января по март, возникает вопрос: кто покупает и покупают ли?
— Нет, конечно, покупают. Мы напрасно недооцениваем, так сказать, читательские стратегии людей, которые ежедневно читают молитвослов и Евангелие.
— Когда вы говорите, что свечные коробки стоят, – имеется в виду церковная лавка? Когда заходишь в церковь, там и свечи продают, и иконы, и лампадное масло.
— Да, когда я говорю "свечная лавка", я имею в виду свечную лавку. То есть я не знаю, действительно, вы задаете хороший вопрос: кто является распространителем, дистрибьютором по свечным лавкам и можно ли туда, например, сдать какую-нибудь еще книжку? Ответа на этот вопрос у меня, к сожалению, нет. Может оказаться, что их заказы формируют несколько большие тиражи, чем те, к которым мы привыкли.
Одновременно с этим происходит очень интересный процесс: рынок просто заполонили за истекший год пиратские издания. Вот мы говорим о том, что Джоан Роулинг и Стивен Кинг ушли с российского рынка, – но ведь это неправда. Новая книга Кинга только что появилась в продаже. Свежая книга [Роулинг] про Корморана Страйка уже объявлена и скоро появится, но странным образом.
— С нарушением авторских прав?
— Без соблюдения авторских прав. Они появляются, будучи подготовленными и выпущенными какими-нибудь удивительными издательствами. Хотелось бы уточнить вот какую важную вещь: Российская книжная палата до сих пор не опубликовала никакой статистики ни по прошлому, ни по этому году. Все что мы знаем о собранной информации Российской книжной палаты – это одно выступление руководителя РКП на отраслевой конференции. Отраслевая конференция есть в сети – каждый желающий может насладиться этим видео. Официальных данных нет, их не существует. Но там внутри есть довольно много интересных наблюдений. Например, Александр Воропаев из "Министерства правды" и глава Российской книжной палаты довольно долго обсуждают, быстро ли выдаются ISBN издательствам на новых территориях России, – имея в виду Луганскую и Донецкую области, временно захваченные Российской Федерацией. В этом смысле интересно, что книга Кинга выпущена как раз луганским издательством. Мы не знаем, действительно ли это издательство существует, но мы знаем, что на нехарактерных торговых площадках, например на площадке Wildberries, в большом количестве продаются эти книги, которых вроде бы не должно быть. И лидеры издательского рынка, холдинг "Эксмо-АСТ" и некоторые другие, пытаются выразить Wildberries некоторое недоумение и негодование, на что Wildberries говорит: "Но ведь эти издатели не нарушают никаких авторских прав: на территории России эти авторские права не принадлежат никому – ну а чего вы тогда к нам пристали?"
— Удобно.
— Это очень интересный процесс, потому что мы видим, что очень многие легалистские завоевания, то есть завоевания в области соблюдения прав: прав человека, имущественных прав, точно так же авторских прав – сейчас быстро откатываются обратно. В 90-х годах мы совершенно не удивлялись, когда обнаруживали пиратского Кинга на лотках у каждой станции метрополитена. Сегодня приходит пора новых девяностых: мы уже там.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
"Нагнетаемый страх". Как новые репрессивные законы в России приводят к книжной цензуре и самоцензуре
— Я хотел бы вернуться к Тихону Шевкунову. Среди его книг наиболее, наверное, известной, является "Несвятые святые и другие рассказы". Сразу говорю, что ни одну книгу Тихона Шевкунова я не читал, но прочитал довольно много обзоров. В описании говорится, что это о людях, пришедших в монастырь. Наверное, интересно почитать, как люди к этому приходят.
— Это не совсем так, это отчасти автобиографическое повествование. Владыка Тихон рассказывает, как он пришел в монастырь, немножко рассказывает о том, как была устроена Псково-Печерская обитель, когда он в ней появился. Это был такой удивительный монастырь, с одной стороны, охранявший такое лютое благочестие, а, с другой стороны, пестовавший невероятно ксенофобский дискурс и чудовищный накал антисемитизма. Именно это пространство отец Тихон с таким елейным благоговением описывает в мелких подробностях, после чего переходит к совсем уже какой-то бесовщине и магии, долго, подробно расписывая, как именно святые старцы занимаются экзорцизмом, то есть изгоняют демонов из одержимых. Выглядит эта часть книги чудовищно. И если в начале тон книги елейно-сладостный, то чем ближе к концу, тем больше она похожа – может быть, поэтому владыка Тихон заместил собой Стивена Кинга, – потому что такая уже жесть с магией и чертовщиной, которую лидер американского бокс-офиса тоже очень любит.