Журналисты направили запросы о комментариях более чем 50 упомянутым в проекте людям, компаниям и правительственным организациями. Почти никто не ответил, в том числе офис президента Мирзиёева. Абдукадыры подтвердили, что получили вопросы, которые им отправили на электронный адрес Хабибулы Абдукадыра, но сказали, что смогут предоставить информацию позже.
Пресс-секретарь кыргызского президента Садыра Жапарова сказал, что "Кыргызстан открыт для всех инвесторов», отметив, что они "готовы работать со всеми, кто действительно намерен инвестировать в разные сферы экономики страны".
Как все начиналось
Впервые о контрабандной империи, предположительно созданной Хабибулой Абдукадыром, стало известно от Айеркена Саймаити – специалиста по отмыванию денег, который связался с журналистами в Кыргызстане в 2019 году.
Он предоставил множество документов и рассказал, что лично вывел для клана Абдукадыр сотни миллионов долларов из Центральной Азии на банковские счета в разных странах.
Спустя несколько недель после его последней встречи с журналистами Саймаити застрелили в Стамбуле – заказчиков убийства до сих пор не нашли. Он успел передать достаточно информации, чтобы мы смогли разоблачить схемы Абдукадыров.
Также оказалось, что преимущество клану в Кыргызстане обеспечило партнерство с Раимбеком Матраимовым – на тот момент замглавы кыргызской таможни. Его подчиненные пропускали машины Абдукадыров и тормозили грузы конкурентов. В результате этой схемы семья монополизировала торговые каналы, по которым товары из Китая доставляют в страны Центральной Азии, и заработала огромное состояние.
Значительную часть прибыли в Узбекистане семье принес рынок "Абу-Сахий" на объездной дороге Ташкента, столицы Узбекистана. Именно сюда попадало большинство контрабандных товаров, доставляемых через Кыргызстан.
Затем им надо было безопасно вывести деньги из Узбекистана на зарубежные банковские счета. По словам Саймаити, наличные прятали в колесах грузовиков и с сопровождением перевозили через границу в Кыргызстан. Потом вооруженные люди доставляли деньги Саймаити, который клал их на свои счета в местном банке. Чтобы все выглядело законно, он часто подделывал документы и указывал, что заработал деньги на собственном рынке в Кыргызстане.
После этого надо было вывезти средства за границу. Иногда Саймаити нанимал малообеспеченных людей, например таксистов, чтобы они в сумках доставляли наличные в Стамбул. Большую часть средств выводили из страны банковскими переводами с помощью разных мошеннических схем. Так, журналисты получили поддельный договор, согласно которому кыргызский рынок Саймаити выдал 50 миллионов долларов кредита компании Абдукадыров в Неваде.
Это выглядело крайне сомнительно: совладелица рынка рассказала, что бизнес еле держался на плаву, а оборот составлял менее трех миллионов долларов в год. Вероятно, документы выглядели убедительно, если транзакции одобрили.
Саймаити сказал, что в общей сложности он вывел как минимум 700 миллионов долларов, что позволило семье Абдукадыр получить доходы от их предполагаемой контрабанды из Кыргызстана. Саймаити предоставил документы, подтверждающие его переводы на сумму порядка 350 миллионов долларов. Последующие расследования кыргызских властей показали, что Саймаити вывел из страны почти миллиард долларов.
Большая часть отмытых средств вернулась в Центральную Азию
Когда Саймаити убили, журналисты изучили переданные им документы и нашли недвижимость, которую Абдукадыры купили на выведенные им деньги, в том числе виллу в Дубае и дом в США. Однако эти активы объясняли лишь малую часть средств, которые отмыл Саймаити. Где остальные деньги?
Журналистам потребовалось больше года, чтобы ответить на этот вопрос.
Значительная часть средств оказалась в Объединенных Арабских Эмиратах. Местная холдинговая компания Абдукадыров, получившая как минимум 95 миллионов долларов из тех денег, что отмыл Саймаити, занялась строительством двух жилых небоскребов в Дубае. В планах у фирмы – 24-этажный отель.
Похоже, что большая часть денег вернулась туда, где все начиналось. Журналисты узнали, что компании Абдукадыров, которые получили миллионы долларов от Саймаити – об этом известно с 2019 года, – стали инвесторами многомиллионных проектов и процветающих бизнесов в Центральной Азии.
Финансовые отчеты многих компаний недоступны, поэтому невозможно точно сказать, что они инвестировали именно полученные от Саймаити средства. Фирмы Абдукадыров в Германии и Великобритании, которые публикуют отчетность, практически не ведут коммерческой деятельности и не имеют других источников финансирования.
Но журналистам повезло, и они получили банковские документы одной из немецких фирм клана. Благодаря им становится понятно, как деньги семейства, которые вывел из Центральной Азии Саймаити, попали назад.
Согласно документам, которые предоставил Саймаити, он отправил как минимум 17 миллионов долларов компании AKA Immobilien (ее позже переименовали в AKA Group). Что стало с этими деньгами, оставалось загадкой, пока Матраимов – бывший замглавы кыргызской таможни и подельник Абдукадыров – не подал в суд на двух партнеров OCCRP: кыргызскую редакцию Радио Свободная Европа/Радио Свобода – Радио Азаттык и "Клооп".
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Экс-замглавы таможни Кыргызстана Матраимов подал в суд на Радио Свобода. Суд блокировал счета организации
Готовя защиту (в итоге ставшую успешной), защита Радио Свобода попросила суд в США предоставить доступ к банковским документам, которые подтверждают транзакции Саймаити. Среди них были данные о входящих и исходящих переводах по германскому счету AKA Immobilien.
Документы не только подтвердили, что Саймаити перевел на счет миллионы долларов, но и раскрыли, что с ними стало потом: как только деньги поступали, их выводили в новую компанию Абдукадыров в Казахстане – AIBI-I. Вот как это работало:
- 27 мая 2014 года Саймаити отправил AKA Immobilien два перевода: на 500 001 и 500 000 долларов. Три дня спустя AKA Immobilien перевела AIBI-I миллион долларов.
- Девятого сентября 2014 года Саймаити отправил AKA Immobilien еще 500 тысяч долларов. В тот же день AKA Immobilien перевела 500 тысяч долларов AIBI-I.
AIBI-I и еще несколько компаний Абдукадыров с названием AIBI – это инструменты для проектов клана в Казахстане, в том числе газопроводной сети, снабжающей город Конаев, как минимум двух заводов, нескольких жилых комплексов и даже центра по изучению и проповедованию ислама. (В Deutsche Bank, который обслуживал транзакции в качестве банка-корреспондента и где у AKA Immobilien был счет, журналистам OCCRP заявили, что по закону не могут комментировать дела конкретных клиентов.)
Однако большая часть инвестиций семейства в Центральной Азии была аккумулирована в Узбекистане: там они вложились в жилые комплексы, заводы, отели, мечети и таможенные терминалы.
Так, подконтрольную Абдукадырам германскую компанию AKA Petroleum, которая также получила от Саймаити десятки миллионов долларов, использовали для покупки рынка "Абу-Сахий" в Ташкенте – того самого, где клан заработал значительную часть состояния. Рынком много лет владел зять бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова. В 2017 году, через год после смерти Каримова и смены власти в стране, "Абу-Сахий" купили Абдукадыры. Сейчас этот гигантский рынок представляет собой центральный узел торговой сети клана в регионе.
Сейчас Абдукадыров в Узбекистане и Кыргызстане называют "зарубежными инвесторами". Деньги семьи легализовали до такой степени, что многие проекты клана в Центральной Азии позиционируют как важные зарубежные инвестиции.
Проекты Абдукадыров в Ташкенте
Ташкент всегда славился средневековыми мечетями, шумными базарами и лабиринтами жилых кварталов-махаллей. Президент Шавкат Мирзиёев, который пришел к власти в 2016 году, пообещал модернизировать центральноазиатскую страну: на месте старых кварталов он решил возвести жилые многоэтажки и торговые центры.
Центральным элементом преображения стал проект "Ташкент-Сити" стоимостью 1,3 миллиарда долларов: он включает 80 га парков, рестораны разных стран, современные небоскребы и даже планетарий.
"Весь мир захочет сюда приехать", – сказал Мирзиёев в 2017 году, пообещав лично следить за ходом работ.
Сдержав слово, политик не раз приезжал на стройку. В январе 2022 года в программе государственного телевидения показали кадры, снятые во время одной из его инспекционных поездок. На них репортеры заметили знакомую фигуру: мужчину в темной зимней куртке и медицинской маске. Это был Хабибула Абдукадыр. Выяснилось, что он и его родные инвестировали в объекты стоимостью 400 миллионов долларов в центре "Ташкент-Сити". В числе прочего это торговый центр, жилые и офисные многоэтажки, а также отель.
В Instagram-аккаунте торгового центра в комплексе "Ташкент-Сити" говорится о том, какие международные бренды там будут представлены: в их числе Calvin Klein, United Colors of Benetton и Swarovski. При этом о компании Hyper Partners, которая построила торговый центр и прилегающие к нему многоэтажки, почти ничего не было известно. Впервые она упоминается лишь в июне 2018 года: в платной рекламной статье в узбекистанском новостном издании ее назвали инвестором проекта и "лидером рынка".
В статье не указали, что компании всего четыре месяца, а ее уставный капитал составляет 25 тысяч евро. Это выяснилось в декабре 2018 года, когда журналисты Open Democracy провели расследование и узнали, что Hyper Partners принадлежала 18-летнему подростку. Компанию основали два ничем не примечательных гражданина Германии, связанные с Хабибулой Абдукадыром, о котором тогда почти ничего не было известно.
Статья привлекла внимание общественности, и тогдашний хоким (мэр) Ташкента Джахонгир Артыкходжаев счел необходимым на нее отреагировать. На пресс-конференции в январе 2019 года он отстаивал решение предоставить права на реализацию такого крупного проекта малоизвестной фирме с неоднозначными владельцами. "Неважно, вчера создана эта компания, позавчера, – сказал он. – …Это не наша компетенция – спрашивать, кто, откуда у них деньги… Если мы у каждого инвестора будем спрашивать о его бенефициаре, то можно закрыть ворота Узбекистана, сюда никто не придет!" – заявил глава администрации города.
Помимо "Ташкент-Сити", той же компании в Ташкенте передали права на строительство еще двух крупных жилых комплексов: их общая стоимость оценивается в 520 миллионов долларов. Также семья сотрудничала с французским гостиничным оператором Accor при строительстве нового пятизвездочного отеля в столице. Еще два отеля должны открыться в других регионах Узбекистана.
Судя по корпоративной документации, Hyper Partners использовали в качестве холдинговой компании не только для "Ташкент-Сити", но и для других инвестиций семьи в Узбекистане, включая несколько таможенных терминалов и строящийся цементный завод в Джизакской области.
В Германии Hyper Partners зарегистрирована в том же торговом комплексе, где и еще несколько компаний семьи, в том числе AKA Group и AKA Petroleum, получившие десятки миллионов долларов переводами от Айеркена Саймаити. А в Узбекистане у "дочки" Hyper Partners такой же адрес и электронная почта, как и у нескольких других компаний семьи Абдукадыр.
Hyper Partners официально принадлежит Мустафе Палвану – вероятно, это член семьи Абдукадыр. Согласно данным германского корпоративного реестра, он прописан в их особняке с семью спальнями, который расположен в частном поместье Кумби-Парк на юго-западе Лондона. Фамилию Палван также использует Хабибула Абдукадыр, несколько его сыновей и одна из его жен.
Старинный район на противоположной от "Ташкент-Сити" стороне города тоже планировали перестроить. В июле 2018 года местная компания Elegant Perspective представила городской администрации концепцию района, который будет называться "Мирабад-Сити". В интервью для местного новостного издания владелица компании Махира Ташходжаева сказала, что предыдущий хоким уже разрешил ей начать планирование.
Она даже начала встречаться с местными жителями, чьи дома собирались сносить. Но за несколько недель все изменилось. Администрация неожиданно передала права на застройку малоизвестной компании под названием Hyper Finance Group. Как оказалось, она тоже связана с семьей Абдукадыров.
"Для меня это очень непростая тема, я снова готова расплакаться", – поделилась Ташходжаева, рассказывая журналистам о безуспешных попытках отменить решение. "Такие люди не ходят по одной земле с нами, – сказала она о представителях Hyper Finance Group. – Они никогда не приедут на пыльную стройку, чтобы встретиться с простыми людьми. Это небожители".
В сентябре 2018 года хоким Ташкента передал Hyper Finance Group дополнительный участок государственной земли, сославшись на августовское решение президента Мирзиёева. Под проект выделили не 30, а 50 га. Через несколько дней после того, как компания получила землю, ее представитель уже отбивался от разгневанных местных жителей, чьи дома должны были снести.
14 сентября десятки негодующих жителей собрались вокруг Фархода Таштемирова, лысого человека в костюме, который приехал говорить с ними от имени компании. Он должен был объяснить жителям, почему они потеряют дома.
"Надо сделать современный город", – сказал он разгневанной толпе.
В ответ на сердитые выкрики Таштемиров сослался на решение президента Мирзиёева. "Есть постановление президента", – заявил он.
Толпу это не впечатлило. "Вы не имеете права!" – выкрикнула какая-то женщина.
В ноябре 2018 года эта сцена появилась в документальном фильме узбекской службы Би-би-си, который должен был приоткрыть завесу тайны вокруг Hyper Finance Group. Расследование показало, что контрольным пакетом акций компании владела шотландская фирма 77 Corporation, зарегистрированная по адресу, который значился в документах еще как минимум 3300 других юрлиц.
О личности второго акционера Hyper Finance Group тоже мало что известно. В репортаже Би-би-си говорится, что это гражданин Узбекистана по имени Зафар Мамаджонов, но о его прошлом почти ничего не сообщается. После выхода репортажа Мамаджонов отказался от своей доли в Hyper Finance Group.
В последующие годы личности инвесторов, стоящих за Hyper Finance Group, оставались загадкой, а проект не продвигался.
«Опять затишье, – сказала одна местная жительница. – Мы подписали петицию против сноса, но с тех пор ничего не слышно».
В итоге противостоявший толпе Таштемиров, сам того не желая, помог журналистам разгадать тайну Hyper Finance. В тот же период, когда он защищал компанию перед разгневанными жителями района, он также управлял отелем Miran International в центре Ташкента.
Бренд Miran тогда принадлежал семье Абдукадыр, а Таштемиров был их непосредственным партнером. Таштемиров не ответил на вопросы журналистов о своей связи с их проектами, сославшись на "коммерческую тайну". Он отметил, что узбекистанское законодательство не требует, чтобы кто-то "предоставлял информацию, которая может нанести вред ему, его имуществу или интересам".
Еще одну связь между Абдукадырами и Hyper Finance Group журналисты нашли, изучив новую структуру собственности компании, которая изменилась после расследования Би-би-си. В числе новых акционеров оказалась турецкая компания Дилшата Артыша, партнера семьи Абдукадыр, который получил миллионы долларов от признавшегося в отмывании денег Айеркена Саймаити.