Поделиться "Архитектурный фильм ужасов". Премьера фильма об украинском архитекторе Флориане Юрьеве и его борьбе за киевскую "Летающую тарелку" Поделитесь
Флориан Юрьев – известный архитектор, живописец, скрипичный мастер и художник-универсал. Он спроектировал здание Украинского института научно-технической экспертизы, более известного как киевская "Летающая тарелка". Задуманное в середине 1960-х и возведенное в 1971-м году, здание было данью уважения космосу и космическим путешественникам. "Летающая тарелка", которая изначально задумывалась как концертный зал, была разработана на основе оригинальной теории Юрьева о "музыке цвета". Юрьев создал свой собственный язык, и главное, к чему он стремился, – это выразить свое художественное видение в соответствии с тем, как устроена вселенная. Черпая вдохновение в северном сиянии и концепции бесконечности, Юрьев рисовал, сочинял и писал стихи.
Расположенный рядом торговый центр Ocean Plaza в 2015 году решил расшириться за счет территории "тарелки", а друг Дональда Трампа, российский миллионер Вагиф Алиев захотел покрасить ее в синий и сделать из нее вход в торговый центр. Против этого проекта развернулась кампания, которая подняла вопрос сохранности остальных памятников модернизма в Киеве и вылилась в инициативу Save Kyiv Modernism.
Украинский документалист Алексей Радинский создал документальный фильм на стыке жанров. За основу картины, ее скелет он взял детективную историю с архитектором в качестве следователя, который борется за свой проект. Вторая часть фильма посвящена самому художнику, эволюции его творчества, она представляет собой смесь философского эссе и фильма-биографии. Третья – это поэтическое абстрактное кино, для создания которого были реставрированы редкие фрагменты экспериментальных киноработ Флориана Юрьева, найденные в процессе работы над фильмом.
Фильм "Бесконечность по Флориану" доступен в документальном разделе Настоящего Времени.
"Бесконечность по Флориану". Режиссер: Алексей Радинский
ширина px высота px The URL has been copied to your clipboard
Код скопирован в буфер обменаNo media source currently available
0:00 1:10:47
Мы поговорили с режиссером Алексеем Радинским о фильме и архитектуре.
– Первый вопрос, который возникает после просмотра вашего фильма: что с "летающей тарелкой" сейчас, в каком она состоянии?
– После того как ее повредили представители застройщика Вагифа Алиева, с ней ничего не произошло. Все, что вы видите в фильме, – это актуальная ситуация. Мы закончили снимать два года назад, и с тех пор ничего не произошло ни с архитектурным ансамблем "тарелки", ни, что самое интересное, с торговым центром. Он как был заморожен, так и стоит.
Единственно важное развитие событий – это задержание Вагифа Алиева Службой безопасности Украины, которое произошло в самом начале российского вторжения, в начале марта. Всем было известно, что он агент влияния Москвы, гражданин РФ, который, к сожалению, много лет вел бизнес в Киеве. Насколько плотно его бизнес был причастен к финансированию российского вторжения, надеюсь, мы скоро узнаем. Но с момента задержания не было никакой информации о его дальнейшей судьбе. Но, судя по всему, его бизнес в Украине закончен, по крайней мере, хочется в это верить.
– Вагиф Алиев был очень влиятельным человеком, в фильме он похож на персонаж из гангстерского кино. Были ли у вас проблемы во время съемок? Не угрожали ли вам?
– Дело в том, что Украина – сравнительно демократическая страна. Сравнительно по отношению к Российской Федерации. Никто нам не мешал, не препятствовал, никаких не было проблем. У нас была возможность посещать все совещания, заседания министров образования, и т.д. У нас было разрешение все это снимать.
Со стороны государственных органов был такой подход к нам: "Проще разрешить". Они понимали, что, создавая фильм, мы не очень большие проблемы им создаем. Фильм был частью общественной кампании по противодействию захвата этого здания, но и не только его. Сложнее было снимать Вагифа Алиева и его окружение, но там приходилось прибегать к каким-то уловкам. Они не понимали, что их снимают. Я был удивлен, насколько легко этими людьми манипулировать.
– У вас в фильме есть гармоничное переплетение различных жанров. Биографический фильм о художнике, детектив, абстрактное поэтическое кино, философское эссе. Как вы сами для себя определяли жанр картины?
– Когда снимаешь документальное кино, сложно представить себе заранее, какой получится фильм. Было понятно, что фильм может развиться по разным путям. Нужно было искать баланс и находить между историями позицию. На этапе продвижения фильма, его разработки мы со съемочной группой придумали такую формулировку – "архитектурный фильм ужасов с элементами научной фантастики". Но это, конечно, шутка, которая была создана для привлечения внимания к проекту.
– Как вам пришла идея снять этот фильм?
– Так как я интересуюсь экспериментальным кино, меня заинтересовали фильмы, которые снимал Флориан Ильич и которые считались утраченными. При нашем знакомстве он мне рассказал о них. Много лет я его теребил, чтобы найти те пленки. Но он утверждал, что они потеряны. А потом началась история с "тарелкой" благодаря нашему знакомству, он подключился к общественной кампании. Мы стали снимать. И в это же время обнаружились фильмы у него на даче. Мы их восстановили, отреставрировали и вставили в фильм.
"Летающая тарелка" – была важным местом для самоорганизованной сцены в Киеве, она была в запущенном состоянии, но там проходили разнообразные художественные мероприятия: Киевская биеннале современного искусства 2017 года, события, которые можно увидеть в фильме, лекция Флориана Ильича перед большой публикой. После как раз той бурной дискуссии возникла инициатива Save Kyiv Modernism, которую мои друзья-архитекторы развивали.
– В фильме конфликт между старым и новым представлен как идеологическая битва между искусством и бессмысленным капитализмом. Хотя искусство Флориана Ильича – это искусство модернизма, и оно как бы отвечает за будущее. По-вашему, между чем и чем происходит эта схватка?
– Силы старого мира в фильме представлены Вагифом Алиевым и его бизнес-империей, несмотря на то, что он намного младше Флориана Ильчича, а он как раз представляет новое, будущее, полет человеческой фантазии, космической фантазии. Это одна из вещей, которая меня интересовала в фильме. Как ни странно, то, что выдавалось нам всем за что-то новое, прогрессивное, современное, является крайне отсталым.
Во всем мире уже отказываются от таких моделей рыночного фундаментализма. Как сказал в нашем фильме Юрьев: "Путь капитализма принадлежит прошлому". Эта фраза у многих резонирует. Во всем мире приходит понимание этого. В последние три десятилетия в нашей стране нам за новое выдавали абсолютно старое, происходила реставрация старого порядка, которая, в частности, привела к сегодняшней ситуации.
– Архитектура – это еще и способ колонизации. Вагиф Алиев своими стеклянными торговыми центрами захватывал пространство. Но и модернистская архитектура Юрьева противоречит гуманистическим принципам, к которым он пришел на закате жизни. Потому что она про покорение космоса, про человека – как главного творца.
– Да. Вы правы, он очень противоречивый человек. Парадоксальный. Вообще, вся идея покорения космоса, которая владела умами, когда он проектировал "Тарелку", – это последовательное проявление колониального сознания. Его работа тех времен – это выражение в крайней форме идей модернизма. Но после "тарелки" он ушел из архитектуры, стал заниматься концептуальным искусством, философией постгуманизма.
Но по поводу колониализма важно добавить, что Флориан Ильич по происхождению из Сибири, он частичный представитель коренных народов, его мама – тунгуска. На него повлияла философия коренных народов Сибири, и он постоянно об этом говорил. Его соображения о том, что будет с колониальным проектом Российской Федерации, его анализ русского фашизма, сейчас звучат очень реалистично. Хотя это не то, что вошло в фильм.
– А он успел посмотреть финальный или черновой монтаж фильма?
– Он не успел посмотреть финальный монтаж, а черновой он смотреть не хотел. Мы с ним договорились, что он прочитает сценарий и авторизует свои реплики. Хотя такого делать нельзя, но мы пришли к такому варианту, и, в принципе, мы оба остались довольны.