Фото: военная помощь Украине стимулирует экономики западных стран (Getty Images) Автор: Александр Белоус
В краткосрочной перспективе увеличение военных расходов из-за войны в Украине оказывает стимулирующее влияние на ВВП стран-партнеров.
Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на «Инфляционный отчет» НБУ (июль 2023 года).
Как отмечается в отчете, один доллар США, потраченный правительствами доноров на военные нужды, генерирует в течение одного-двух лет 0,79-0,87 доллара ВВП в этих странах, а положительный эффект не исчезает даже через пять лет.
Кроме того, есть ряд дополнительных положительных эффектов для стран-доноров, такие как возможность обмена военным опытом, более эффективное распределение ресурсов оборонной отрасли, импульс для экспортеров оружия и рост производительности в результате дополнительных инвестиций в исследования и разработки.
«Таким образом, экономическая стоимость военной помощи Украине для партнеров существенно меньше объявленных номинальных сумм», — отмечают в НБУ.
Номинальные расходы
Согласно оценкам Кильского института мировой экономики, только в 2022 году общие обязательства по военной помощи Украине составляли более 66 млрд долларов. Военную поддержку в прошлом году оказали 32 страны, хотя ее объем как в абсолютном измерении, так и в отношении ВВП и оборонных бюджетов партнеров был неоднородным.
Наибольшим донором по номинальным объемам военной поддержки были США — более 40 млрд долларов, в относительных измерениях — Эстония и Латвия (0,75-0,90% ВВП, 35-40% военных расходов), а также Литва и Польша (0,35-0,45 % ВВП, 15-20 % военных расходов).
В то же время, общая сумма помощи в 2022 году составила примерно 5% совокупных военных расходов стран-партнеров согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира. Ни для одного из союзников сумма военной помощи в отношении ВВП не превышала 1%.
Фискальный стимул
Как отмечают в НБУ, когда правительства тратят средства, значительная их часть, как правило, оседает внутри страны, создавая почву для фискального мультипликатора. Его концепция состоит в том, что каждая израсходованная денежная единица генерирует не только прямой вклад в создание стоимости, но и запускает цепную реакцию дальнейших процессов через влияние на потребление, инвестиции, другую экономическую деятельность, создавая дополнительный рост.
«Имеющиеся исследования предоставляют убедительные доказательства, что мультипликационный эффект от военных расходов является положительным и длительным», — говорится в обзоре.
Фискальный мультипликатор от военных расходов генерирует дополнительный ВВП и компенсирует расходы по помощи. Согласно предварительным результатам исследования фискальные мультипликаторы для стран, которые оказали военную помощь Украине в 2022 году, статистически и экономически значимы. Увеличение военных расходов в странах-донорах на 1 доллар связано с увеличением реального ВВП этих стран на 0,65 долларов в течение того же года, 0,87 долларов — через год и 0,79 долларов через два года. Кумулятивные мультипликаторы уменьшаются на более продолжительных горизонтах, но остаются положительными и значимыми.
Другие экономические стимулы от поддержки обороноспособности Украины
Увеличить положительный эффект от помощи Украине и снизить абсолютную стоимость такой поддержки для партнеров могут и следующие факторы:
- — обмен практическим военным опытом в результате постоянного обучения личного состава ВСУ и совместного стратегического планирования. Это позволяет партнерам улучшить собственную систему безопасности и в дальнейшем снизить риски вовлечения в военные конфликты;
- – оптимизация распределения ресурсов в оборонном секторе. Оценка преимуществ и недостатков предоставленного Украине вооружения в реальных боевых условиях позволяет партнерам направить средства на изготовление действительно эффективных средств с наибольшим эффектом отдачи;
- — примеры успешного применения вооружения придают импульс для экспортеров оборонных товаров, что уже отражается в росте цен на акции производителей оружия. Так, с начала полномасштабного вторжения акции производителей оружия отдельных союзников выросли с 18% (Lockheed Martin Corp., США) до 62% (Leonardo Spa, Италия). За этот период фондовый индекс S&P 500 вырос всего на 3%;
- — дополнительные инвестиции в исследования и развитие в оборонной сфере, предусматривающие привлечение многих стран и секторов экономики, создают условия для переноса (spillover) технологий и роста долгосрочной производительности.
Источник: www.rbc.ua