Иудеи Кавказа

Караимы – народ, которому приписывали иудейское происхождение, несмотря на то, что они называют Христа и Мухаммада «великими пророками»

13.05.2013 02:58  |  44  |  4231
Иудеи Кавказа

Караимские женщины. Фото: pulsev.com.ua

Издревле в Крыму проживает малоизвестный и малочисленный народ, который носит название караимы.  Этот загадочный народ своим бытом и происхождением остается одной из исторических загадок для ученых разных мастей – археологов, антропологов, языковедов,  религиоведов и матерых историков. Традиционная религия караимов – караимизм – рассматривается как ответвление от иудаизма, но она необычным образом сочетает в себе элементы христианства и ислама.

Литургия наподобие христианской, но выполняется в сторону Каабы

Древнейшая история караимов окутана мраком. До сих пор многие историки спорят о том, кто же были истиными предками этого народа. Выдвигалось несколько версий. До XX века самой распространенной версией была теория об их еврейском происхождении. Основным аргументом было то, что караимы исповедуют похожую на иудаизм религию, а также используют некоторую иудейскую религиозную терминологию.

Право на жизнь этой теории давал тот факт, что издревле большое число евреев проживало близ Крыма – основного места компактного проживания караимов. И вот эти самые евреи и могли образовать субэтнос, который позже превратился в отдельную народность. Сторонники этой теории говорили о том, что название этого народа произошло от исповедуемой ими формы иудаизма – караимизма. Караимизм сейчас распространен и среди части евреев.

Но у этой теории есть несколько недостатков. Во-первых, дата зарождения караимизма – начало VIII века. Согласно же заверениям самих караимов, их самоназвание куда более древнее и происходит совсем не от названия религии. Во-вторых, тот караимизм, который исповедуют караимы, отличается от караимизма иудеев.

А точнее, это совсем иная религия, как говорят сами караимы. Она формировалась под воздействием всех авраамических религий – христианства, иудаизма и ислама, а также, возможно, древних тюркских религиозных культов.

В качестве доказательства можно привести тот факт, что караимами признаются пророческие миссии и Иисуса, и Мухаммада, и обоих они называют «великие пророки». Кроме того, в богослужениях караимов есть много схожего с исламом и христианством. Основное богослужение – литургия наподобие христианской, при этом молятся караимы в сторону Каабы, как мусульмане. Из всех Священных писаний признают только Ветхий завет и отрицают Талмуд.

Также о нееврейском происхождении караимов говорит их уникальный язык, который является одним из тюркских. Даже в религиозной караимской литературе порой встречается слово «Тенгри», что в современной интерпретации понимается как «Бог» (в древности это слово имело значение «Небо»).

Это слово древнего тюркского происхождения. Об этом свидетельствуют записи путешественника начала десятого века Ахмада ибн Фадлана, который обследовал территории Восточной Европы и юга современной России, где, разумеется, встречался с тюркскими народами. Вот момент из «Записок» Фадлана: «А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: “Бир Тенгри”, а это по-тюркски – “Богом Единым”».

Караимы – родственники осетин

Самой правдоподобной теорией о происхождении караимов является так называемая «хазарская теория», выдвинутая в XIX веке российским тюркологом Василием Григорьевым. В соответствии с ней, караимы – тюркский народ, имевший свое государство на территориях сегодняшнего Кавказа, части Украины и еще некоторых земель – одни из тех, кто является сегодня потомками тех самых хазар.

Хазария была уничтожена князем Руси Святославом в 965 году. После этого основное её население было частично изгнано славянскими племенами, а частично само сменило место расселения. История умалчивает о его дальнейшей миграции. Какой-то ответ на вопрос об этой миграции давала теория Григорьева.

Активным проповедником этой теории был Сергей Маркович Шапшал – религиозный и политический предводитель караимов в первой половине XX века. Он старался свести до минимума влияние количества семитских элементов в религии и быту караимов.

В 1968 году еврейские ученые из Иерусалимского университета провели генетический анализ крови нескольких сотен евреев и пришли к выводу, что с евреями караимы не находятся даже в относительном родстве.

А советский антрополог Валерий Павлович Алексеев на основании изучения останков караимов и некоторых народностей Кавказа пришел к выводу, что караимы не просто потомки хазар: караимы – это смешанный народ, предками которого являются хазары, аланы, возможно, аварцы и еще некоторые народы, населявшие тогда Кавказ.

И это неудивительно, так как и Алания, и Аваристан находились в непосредственном контакте с Хазарским каганатом и были от него частично зависимы. То есть можно сказать, что караимы преимущественно являются потомками тюркских племен и племен средневекового Северного Кавказа. На основании исторического анализа контактов хазар с аланами, испытавшими сильное влияние христианства, и аварцами, испытавшими сильное влияние ислама, можно сделать вывод, что именно благодаря этому взаимодействию и возникло столь своеобразное религиозное учение сегодняшних караимов.

Сами караимы хазарскую теорию вполне разделяют. Например, известный украинский ученый Константин Александрович Ефетов, сам являющийся караимом, говорит в одной из своих публикаций следующее: «Караимы возникли в результате генетического контакта пришедших в Крым хазар и местного населения полуострова» (подразумеваются древнейшие европеоидные жители Крыма – тавры, киммерийцы, сармато-аланы и готы).

Эта теория объясняет тот факт, что сегодняшние караимы являются в определенной мере родственниками, скажем, сегодняшних осетин.

Нужно упомянуть, что тавры в то время в чистом виде не существовали, так как еще в начале нашей эры ассимилировались под влиянием скифов и, в итоге, стали частью этого народа, которые впоследствии и породили аланов; о киммерийцах можно сказать то же самое.

Караимские храмы в Крыму

Основной зоной расселения караимов является Украина. Местом их наиболее плотного скопления – Крым. На полуострове проживает более тысячи представителей этого этноса. В основном живут в городах – в Феодосии и Евпатории. Так же много малочисленных общин разбросаны по всему Крымскому полуострову. Центром религиозной жизни караимов считается Евпатория, в которой находится величественный караимский храмовый комплекс, который называется кенасы.

Караимские кенасы в Евпатории. Фото: fotki.yandex.ru

Здесь проводятся обряды богослужений в праздничные и обычные дни. Также кенасы есть в Симферополе. Но там редко проводятся богослужения, да и то для этих целей выделены лишь несколько комнат на третьем этаже строения, а остальную часть здания занимает редакция ГТРК «Крым».

Глава крымской общины караимов – Владимир Юрьевич Ормели. Он является так же и популярным историком. Ормели в 2006 году было присвоено звание заслуженного работника культуры Украины. А в 2011 году глава крымской общины караимов был награжден орденом «За заслуги».

На протяжении уже долгого времени Ормели является постоянным председателем Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар». Благодаря его активному участию в 2005 году удалось добиться открытия и реставрирования кенас в Евпатории. Ормели также является активным участником межрелигиозных диалогов среди представителей авраамических религий.

Духовное управление религиозных организаций Украины является центральной организацией, руководящей деятельностью караимских общин. Возглавляет ее с начала 2011 года Виктор Тирияки. Караимы Украины находятся в достаточно близких отношениях с крымскими татарами. На территории страны встречаются даже совместные караимско-татарские кладбища.

Исчезающий народ

Сегодня караимов осталось совсем мало – по приблизительным данным, немногим более двух тысяч человек. В последнее время основной угрозой для существования этого этноса является ассимиляция.

В демографическом плане караимы Украины находятся в критическом положении. Согласно переписи населения Украины, в 2001 году караимов было около 1200 человек (из них 750 – на территории Крыма). Тогда как по показателям переписи населения СССР 1989 года на Украине проживало около трех тысяч караимов.

Все тот же ученый Константин Ефетов говорит следующее: «Профессия офицера была одной из самых престижных в караимской среде. В Первой мировой войне участвовало 500 кадровых офицеров. В Великую Отечественную войну сражалось свыше 600 и погибло более трехсот человек. Потери в войнах – одна из причин малочисленности крымских караимов». Представляется, что не только для крымских караимов война – одна из причин малочисленности, думаю, что и для караимов, живущих в иных местах, эта проблема существенна, как и для многих других народов.

А их язык можно считать почти вымершим. Опять-таки, согласно последней переписи, родным языком указали караимский всего лишь около двухсот человек. Процесс глобализации и интеграции Украины в европейское общество является, пожалуй, палачом для караимов в смысле сохранения их как отдельного этноса.

В последнее время наблюдаются попытки борьбы с ассимиляцией со стороны руководителей караимских общин. Основной метод – поднятие духа национального самосознания, а также укрепление религиозности.

Караимы в кенасах в национальных костюмах. Фото: pantikapei.ru

В России караимы тоже проживают. И тоже испытывают огромные проблемы с сохранением своей этнической идентичности. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, караимами себя назвали 350 человек. Половина из назвавшихся проживали на территории Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, остальные – в Ростовской области и на Северном Кавказе. По данным переписи 2010 года, караимов осталось всего 200 человек, и около 100 из них проживали на территориях Ростовской области и кавказских республик.

На еврейском кладбище в Ростове-на-Дону есть участок, где имеются караимские могилы (кладбище располагается рядом с пересечением улицы Красноармейской и переулка Даламановского).

В Северной Осетии в настоящий момент проживает около десятка людей, идентифицирующих себя как караимы. Появились они здесь, вероятнее всего, уже во времена Советского Союза. Современные караимы Осетии не владеют родным языком.

Из знаменитых караимов Осетии можно назвать Анатолия Семеновича Будуна, профессора и заведующего кафедрой физгеографии Северо-Осетинского государственного университета, героя Великой Отечественной войны. Он перебрался во Владикавказ (тогда Орджоникидзе) сразу после ВОВ. С ним жила его жена, его часто навещали родственники из Украины.

Также на постоянное место жительства в РСО переселились два племянника Будуна, потомки которых, наверное, и являются сегодняшними караимами Осетии – у самого Будуна детей не было, как мне сообщили в СОГУ.

На основании данных Всероссийской переписи населения России 2010 года можно сделать вывод, что только три человека из назвавших себя караимами владеют родным языком. Можно сказать, что язык находится на грани вымирания.

Было бы неплохо, если бы региональные или федеральные власти попытались подействовать благотворно на положение караимов в нашей стране. Например, почему бы руководству РСО не предпринять определенные меры для финансирования культурных мероприятий караимов, являющихся, согласно научной версии, одними из родственников осетин? И почему бы руководству РФ не поспособствовать сохранению одного из редчайших этносов современного мира, часть которого проживает на территории нашего государства?

Код для вставки в блог

Комментарии читателей

  1. Ильяс |

    Да, на евреев их женщины явно не похожи. Да и на тюркский народ что-то тоже не очень: мало монголоидности. Некоторые и в самом деле походят на кавказских женщин.

    • Sadurdin |

      Они,Ильяс,смешаны с крымскими татарами,очень похож язык и обычаи,в последнее время много смешанных браков с украинцами.

    • Однако |

      Ильяс спасибо, что не даете угаснуть ошибочной теории о поголовной монголоидности тюркоязычных народов.

    • Булат |

      Присоеденяюсь к уважаемому Однако | 13.05.2013/05:5
      Очень оригинально вернул нас к монголоидам и сами видимо от этого кайфуете.(типа как я круто тут запустил )
      Баракалла брат мой Ильяс.Был бы рад если у меня и моих близких была бы монголоидность.
      Но отваеть те мне-
      Много ли вы видели(не знаю откуда вы уважаемый) Кумыков с моноголоидными чертами лица?это раз.
      И второе — А что женщины тюрки с вашего позволения уже не Кавказские женшины?
      И напоследок …..-Не тебе нас относить или не относить к Кавказу «учёный»……

      • Анатолий |

        в монголоидности ровно как и в европеоидности нет никаких преимуществ! разве монголоиды имея эпикантус плохо видят? или в чем-то ментально уступают? думаю тут стереотипность в ходу больше, чем данные антропо,-биологии! кавказцы еще сохранили в памяти монгольское нашествие и уничтжение монголами многих кавказских этносов, посему такой негатив к монголам как таковым! Помню в Казахстане чеченцев раздражало, что казахи старались подчеркнуть родство с монголами (на самом деле его 0,0%), и это при том, что казахи сами являлись жертвами монголов! в Кумыках есть чуть чуть монголоидность, едва заметная, но это объяснимо с точки зрения истории, так как кумыки были по одной из версии гуннами-европеоидами и некоторые смешались с настоящими азиатскими гуннами! при том у кумыков гены (гаплотипы R1a) европеоидов! вот так все сложно!

        • Sadurdin |

          Уважаемый Анатолий!То,что у каждого второго -айфон,сотовый телефон,ноутбук,компьютер- все это создано умом и талантом -монголоидов-азиатов.Что -то в моей памяти нет такого,чтобы европейцы что-то придумали и сотворили.Вы же хоть и патриот России не будете же пользоваться телевизором «Рубин» когда есть «LG или «Тошиба»,»Сони» и «Панасоник».Даже и сегодня самые большие высотки Москвы строят не европеоиды,а-азиаты и чистоту тоже на улицах наводят они.

      • Ильяс |

        Уа Фика барака Ллах, брат Булат. Определенные народы Кавказа, как мне представляется, имеют тюркское происхождение. Иные — иное происхождение. Отношение тюрков к монголоидной расе, конечно, же не определенно. Скорее они являются смесью европеоидной и монголоидной, но при этом они имеют черты как и той так и другой расы. Если ошибаюсь, то исправь меня, брат.

        • Булат |

          Ассаламу Алейкум Ильяс-
          Видимо это тот случай ,когда Я не прав ,поэтому могу сказать вам не в обиду.В своем комментарии,как впрочем и в жизни стараюсь говорить именно то,о чём думаю.Поэтому когда писал о том,что был бы рад монголоидности у себя и моих близких Я действительно был бы этому рад.По поводу тюрских корней и не спорю.По поводу кто куда и откуда пришёл,а кто встречал тех кто хотел прийти на Кавказ в этой «исторической тесноте»,когда каждый себя считает коренным Кавказцем уважаемый Ильяс даже не хочу «соревноваться»,поскольку убедить кого-то и главное убедить меня ,что мы КУМЫКИ пришлые никому не удастся.
          С уважением к вам и вашему мнению,
          Булат.

      • Магомед |

        Кумыки как и Казаки поселились и приняли культуру Кавказа, в плане ментальности вы Кавказцы, но по происхождению вы тюрки. В этом нет ничего не плохого не хорошего, Аллах всех создал разными, главное, что все мы мусульмане.

  2. Алан |

    Ну да, все евреи, а осетины все.

  3. Дина |

    ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ, Я НИКОГДА РАНЬШЕ НЕ СЛЫШАЛА О ТАКОМ НАРОДЕ:)СПАСИБО ЗА ЛИКБЕЗ

  4. Однако |

    И ни слова о балкарцах. Хотя ближе балкарского караимскому нет языка.

  5. Центром религиозной жизни караимов считается Евпатория, в которой находится величественный караимский храмовый комплекс, который называется кенасы.—Чеченцы называют церковь-килса,схожесть есть.К большому сожалению,проблемами малых народов не занимаются,и они исчезают.Это позор всем нам.Шапсугов осталось 1500-2000 человек.Не думаю что это нормально.Почему государство не помогает возродиться этим и другим малым народам,там же много не требуется?Эти народы имеют не меньше прав на жизнь,свой язык,традиции и культуру,чем мы.Миллиарды вбухиваем черт знает куда,не говоря о тех что крадут и вывозят

    • Интересно |

      Шапсуги — часть большого черкесского народа, только в Краснодарском крае, чтоб пользоваться льготами малочисленного народа они считаются отдельным народом. В Адыгее под Краснодаром есть пять шапсугских аулов, жители которых себя отдельным народом не считают и не отделяют себя от адыгов-черкесов.

      • Интересно,пасибо за пояснения,слава Всевышнему.Но я где-то читал что Шапсугов осталось 1500-2000 человек,и мне было больно это читать.Мы же не приучены беречь что имеем,думать умеем задним числом,и хвалить после смерти.Удачи,и спасибо еще раз!

    • Анатолий |

      какое государство? Народ, ты где живешь? Да они те кто рулят государством счастливы будут если исчезнут все малочисленные народы! Посмотри на Сибирь? где те народы и их языки теперь, а там еще 100 лет назад была языковая пестрота не меньше кавказской! тем кто у руля в Кремле нужны несколько сот тысяч человек быдла для обслуживания нефтяных труб, остальные только мешают своим вольнодумием! Знаю многих чеченцев, даже при таком количестве, относительное большинство по сравнению с другими этносами Кавказа, многие и между собой общаются по-русски! язык для кавказцев свой родной перестал играть какую-либо сакральную роль, так как сегодня легче протянуть руку за исламской литературой на русском языке, чем собственно на том же чеченском или аварском! Удивительно, что нет до сих пор аппробированного на государственном (чит.республиканском) уровне перевода Корана на чеченский язык, хотя мне мои друзья чеченцы уверили, что уже есть перевод на очень качественном уровне Библии сделанной силами РПЦ! Этносы малочисленные должны по сути сами себе помагать и пробуждать патриотизм в своем народе, а не мямлить про гос. помощь! сегодня спроси русских, которых по крайней мере 80 миллионов тоже бедолять относительно своего вымирания и угрозе русскому языку:) так что боритесь товарищи за свое наследие!

      • Магомед |

        Ни в одном уголке мира, никогда, за все времена, не было и не будет такой языковой пестроты как на Кавказе, единственный регион по имени названный в Коране,Библии и Торо — Вратами земли.

  6. Абу Мухаммад |

    АварЦЫ тут хоть причем? Может авары

  7. Абдуррахман |

    На Кавказе всего два народа имеют семитские корни и являются ираноязычными это таты(горские евреи) и осетины( смесь семитов и автохтонов Кавказа).

    Что потомками алан являются карачаевцы и балкарцы, ясно любому человеку знакомому с историей, сваны до сегодняшнего дня называют карачаевцев аланами.Но карачаевцы и балкарцы это смесь тюрков хлынувших в горы и горцев(автохтонов-нахов), которые были ассимилированы пришлыми тюрками.

    • Магомед |

      Ты не мог бы мне сказать где ты эту фантастику, о ассимиринованных тюрками нахах, вычитал? Был бы благодарен.

      • Ильяс |

        Ни таты ни осетины не имеют семитского происхождения. Так скорее всего может утверждать либо совсем необразованный еврей либо тот, кто учился в институте, где преподавал тот самый необразованны еврей.

    • Ты, прям, гений фантастики. В двух предложениях столько нафанатазировать даже Брэдбери не смог бы.

    • Sadurdin |

      Ты забыл,родной,что южной границей Золотой Орды,а позднее Ногайской Орды -был Кавказ и ее влияние,а уже после 1480 года-Ордой командуют -тюркоязычные и 300лет влияние на соседей-горцев не прошло бесследно.Если бы не Кавказская война,19-ом веке,то о существовании многих мелких народов Кавказа мир так и не узнал бы,Абдурррахман ибн Хоттабыч

  8. Булат |

    Насколько знаю, караимы проживают и в Прибалтийских странах.В конце 80-годов в медицинской газете была отдельная колонка, поздравления врачам,получившим звание Заслуженый врач и что- то в этом роде и среди награжденных было фамилия Эримчек-караима по национальности из одной из Прибалтийских стран.Я искал материалы и помню,что речь шла о численности 5000 человек.

  9. Sadurdin |

    Заур Караев,караимы-это народ тюркоязычный,является остатком хазар и исповедует свою веру более близкую к иудаизму.Генетически они близки к кумыкам,проживающим в Дагестане.А кумыки образовались в результате смешения хазар и половцев(кыпчаков).А аланы-это современные балкарцы и карачаевцы.

    • Карачаевцы являются прямыми потомками кипчаков, а не алан. А балкарцы — ассимилированные кипчаками осетины-аланы. Прямыми потомками алан (безусловно по языку, генетически — тут сложнее ситуация) являются осетины.

      • Дигорцы родственный народ карачаево-балкарцам, а вот откуда на Кавказе появились иронцы, наверное они и сами точно не знают (хотя по самоназванию, они скорее всего с Ирана).

        Один Дигорец пишет.

        “Да, так уж случилось, что
        предки мои в ущелья ушли
        северо-кавказские.
        И что князь русский её,
        Нана Задалескую,
        сопроводил с дружиной
        своей, её и чад ею
        отобранных сохраняя.
        И что ингуши места в
        ущелиях своих передали
        новым, дигорцам, кои
        потом расселилсь в
        осетинов, себя иронцами
        признав.”

        Я ничего от себя не добавил и не убавил.

    • Карим |

      Откуда ты взял их схожесть с кумыками? Есть экспертиза геномов? И кумыки это прямые потомки хазар, а не народ, появившийся в результате смешения хазар с кыпчаками. На кумыков они вообще не похожи.

  10. Однако |

    Заур, не стоит в поисках слова «Тенгри» ворошить древние источники, это слово до сих пор бытует у тюркских народов, в том числе у карачаево-балкарцев. Неуклюжа попытка связать караимов с осетинами лишь на том основании, что осетин по ошибке записали в потомки скифо-алан. Как и в карачаево-балкарском, так и в караимском языках наличествуют «ц» и «ч» диалекты.

  11. Esset El Kirimi |

    Ребята, караимам наиболее близки крымские татары и крымчаки (крымские евреи). Язык почти идентичен, культура и традиции также, только разделяет религия. Караимы жили припеваючи во времена Крымского ханства, занимались казной и чеканкой в Чуфут-Кале под Бахчисараем.

  12. нальчанка07 |

    как это тюркоязычные караимы стали родственниками осетин? осетинский относится к иранской группе индоевропейской семьи языков.

  13. не совсем понял причём тут крым и кавказ? я всегда думал что иудеи кавказа это горские евреи…

  14. руслан |

    Караимы это бесспорно древний по своей истории тюркский народ. Язык Караимов кипчакский с элементами огузского близок очень близок к кумыкскому языку.

    • Карим |

      Кумыки тоже древний народ. Но искать сходство кумыков и караимов не следует, также можно назвать и русских близкими к немцам или грекам к кавказцам

  15. руслан |

    Религия Караимов это то самое что приняла в своё время Хазарская политическая элита и это надо полагать именно то о чём упоминали источники раннего средневековья они признают Ветхий Завет, но не признают Талмуд, очень интересный в этой связи есть историко-этнографический фильм показанный на турецком ТВ, вот ссылка на первую серию: http://www.youtube.com/watch?v=h1YI3Hnk8u0

    • Очень правдоподобная версия. Скорее всего, так и есть. И то, что потомки хазаров и то, что хазары исповедовали именно такой своеобразный вариант иудаизма.

  16. Карим |

    Караимы скорей всего были изначально иудеями, потом подверглись христианскими, а потом и мусульманскими завоеваниями, поэтому и такая смесь у них.

  17. В хазарии иудаизм,замкнутая религия,передается по материнской линии.Ребенок от еврейки и нееврея входил в общество при поддержке двух общин,а когда отец еврей а мать нет ,они не принимались ни в одно из общест-изгои,вроде как их и назвали караимы.

  18. Geor |

    И дигорцы, и иронцы — это по сути один народ, просто дигорский диалект архаичнее иронского. Карачаевцы и балкарцы — это смесь кипчаков и алан.Балкарцы родственным народом считают подчёркнуто дигорцев. Дело в том, что в Осетию( в Дигорское ущелье)пришли из Балкарии как аланские фамилии, так и балкарские. У балкарцев есть также фамилии, произошедшие от дигорцев. Современные осетины не являются аланами, но то, что осетины произошли от алан это признанный наукой факт. Осетины-это народ ближайший к аланам во всех отношениях.

  19. Арт Бадзиев |

    1.караимы это потомки хазар принявших иудаизм,смешавшихся в Крыму с греками,тавроскифами,а затем и с татарами(кипчаками). 2.Кумыки это смешеный народ,смесь ногайцев(кыпчаков,монгол) с дагестанцами. 3.Аланы,это сарматские иранские племена переселившиеся в 4в.до.н.э.из Средней Азии и великой степи(ставшей Казахстаном).На Кавказе восточные аланы смешались с дурдзуками(чеченцами),от чего появились ингуши,орстхойцы,кишсты…на западе аланы смешались с кыпчаками(карачайск.и ногайск.) откуда появились балкарцы.Также от смешения чеченцев с грузинами есть бацбийы(тушетины) и хевсуры

  20. Mada Lecha |

    Хазария была федеративным государством, многонациональным и межконфесиональным после разгрома, какая та часть беженцев вполне возможно была тюркской, она осела в Крыму и смешавшись с кем-то,выдала такой интересный этнос.

    С ашкеназами они не состоят в родстве, потому что бежали то они в одно время, и не те не другие еще не были отдельным этносом, а были еще хазарами. А кто предки хазар , можно только догадываться, глядя на разнообразие их потомков(на кавказе столько разных народов).

    А откуда мог взяться еще иудаизм в Крыму?
    Откуда ашкеназы могли его взять?
    Только из одного места, куда его привезли когда-то.

  21. Re23gion |

    Уфук Таукул «Карачай-Малкар: путешествие к сердцу Кавказа».
    Перевод с турецкого Алий Урусов
    ЧЕРКЕССК, ИКО «Аланский Эрмитаж» — 2012

    Глава «Легендарный отец карачаевского народа Карча»

    «…Предания, связанные с Карчой, сохранились и среди карачаевцев, переселившихся в Турцию. Предание, собранное у Юсупа Таукула сына Бекира, принадлежащего к потомству Хасана рода Тохчуковых, поселившихся в ауле Башхюйюк провинции Конья города Сарайёню, содержит несколько отличительную информацию:
    «Карча, Боташ, Кудай, Абай, Адурхай, Науруз, Будьян, Дадьян, Анзор, Ботай, Мусука. Они были одиннадцатью братьями. У них была сестра по имени Кырымхан. После проживания в Хорасане некоторое время, пришли в Эрзурум в Анатолию, и затем в окрестности Акшехира. Карча убив в Стамбуле одного воина покинул эти места, сначала пришёл в Крым. Карча привёл свой народ из Крыма в Кавказ и здесь они поселились в местности Большой Схауат. Когда им не дали здесь покой абазины, называемые кызылбеками, тогда они переселились в Архыз. В один из дней, кызылбеки напали на их аул и захватили с собой сорок быков. На следующий год опять пришли и потребовали сорок быков из сорока дворов в добавок с их сестрой Кырымхан. Там началось сражение, в результате которого все захваченные кызылбеки были убиты. Однако Адурхай из-за нетерпимости к крови не смог убить кызылбека, застыв на месте. Заметивший это Карча, подоспев со своей саблей, отрубил голову Кызылбеку. Там дали Адурхаю имя «Къан кёрсе, кёлю кетген Адурхай» (Адурхай, которого тошнит при виде крови). Карачаевцы используют эту поговорку и сегодня.
    Затем народ Карчи через реку Кубань пришёл в местность, называемую Элтаркач. Оттуда перешли в долину Басхан и поселились в верхних частях реки. Однажды кабардинцы явились, поняв по прищепкам дров, об их поселении там, между ними произошло сражение. Рядом с кабардинским князем был юноша по имени Кырымшамхал, который был родом из Крыма. Кырымшамхал присоединился к племени Карчи, и женился на его дочери. После заключения мирного договора, вместо убитых двух карачаевцев кабардинцы отдали из своих двух юношей Тохчука и Тамбия как плату за кровь.
    Боташ пришедши в долины Большой Кам и Хурзук, посеял в почву семена ячменя. На следующий год заметив их всходы, много людей из Басхана пришли в Хурзук и поселились здесь. Тохчук тоже пришёл с ними. Карачаевские князья принесли много пленных черкесов, осетин и сванов в Карачай. В один из дней Боташ отпустив на волю рабов, сказал: «Пусть каждый вспашет и посеет место, которое он пожелает». На это Карча рассердился и сказал: «Боташ являясь младше меня по возрасту, как может он без моего разрешения отпускать рабов на волю? Я убью Боташа». Самый смелый из одиннадцати братьев Кудай услышав это, сказал: «Если ты тронешь Боташа, я тоже тебя убью». Однако, в один из дней Карча ударив Боташа, убил. Кудай сказал Карче: «В эту ночь и я тебя убью». Абай тоже сказал: «Я приведу Карчу в такое состояние, что он не сможет больше пить из реки Кубань». Однако в эту ночь Карча, заболев от страха, умер.»

Нецензурные выражения и оскорбления в любой форме, призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни и всего прочего, что попадает под действие УК РФ, будут удаляться и модерироваться. Давайте жить дружно!

Добавить комментарий