Блог «Главный редактор»
25 февраля 2014 11918 14

Интересный текст киевского историка о феномене "бандеровщины" и восприятии его русским политическим сознанием...

shevchenkomax Максим ШевченкоАвтор блога

Предлагаю читателям моего блога очень интересную и поучительную статью киевского историка и философа Игоря Лосева о Степане Бандере, "бандеровщине" и о проблемах восприятия героев "других народов" русским политическим сознанием.

В этом тексте много точных и обоснованных замечаний, которые показались мне существенными.

Взвешенный и объективно-научный тон статьи не позволяет записать ее в раздел "бандеровской пропаганды", но позволяет спокойно познакомиться с явлением и точкой зрения, которые, очевидно, в ближайшие годы будет весьма заметными и влиятельными в украинской политической и общественной жизни.

Вообще проблема понимания правды другого народа - одна из важнейших нерешенных проблем русского политического сознания.

И, если Российская федерация хочет быть федерацией народов, стремящихся к русскому, не как к "старшему брату", а как к другу и партнеру в совместном созидании истории, то ее политикам надо научиться спокойно воспринимать иные взгляды на исторические события, имевшие важное значение не только для русского народа, но и для других народов и этносов бывшей Империи.

ФЕНОМЕН "БАНДЕРОФОБИИ" В РУССКОМ СОЗНАНИИ

Игорь Лосев

Для формирования нормальных межгосударственных отношений между Украиной и Россией, а также взаимоуважительного и доброжелательного общения между двумя народами, украинским и русским, необходимо взаимопонимание не только на уровне здравиц, официальных заявлений и прочих фестивальных проявлений, но и на уровне признания за каждой стороной права на собственную трактовку собственной истории. Необходимо понимание того, что каждый народ имеет своих героев и определяет их сам, независимо от настроений соседей. И сыграв вполне положительную или преимущественно положительную роль в отечественной истории, деятель политики, вооруженных сил, идеологии, экономики, религии может сыграть роль прямо противоположную в истории других стран.

Пройдя смерчем по Азии и Европе, став пугалом для многих народов, Чингиз-хан, он же — Темучин, все равно останется для монголов национальным героем, создавшим империю, превзошедшую своими размерами и Римскую, и Британскую. Кто бы знал о существовании монголов, если бы не хан Чингиз, потрясатель Вселенной? На протяжении столетий монгольская военная мощь была непобедимой, а военное искусство монголов — самым передовым. Именно хан Чингиз осуществил на практике идею стратегического наступления огромными мобильными массами конницы. Он намного раньше, чем немецкий Генштаб, применил стратегию блицкрига.

Хотя, никто не требует от китайцев, индусов, персов, украинцев, грузин, русских всех прочих, ставших жертвами всадников, пришедших с далекой и никому не известной реки Керулен, относиться к Чингизу так же нежно, как монголы. Впрочем, и монголов нельзя лишать права давать собственные оценки Чингиз-хану. Можно, конечно, вспомнить марксистскую схему “справедливых и несправедливых” войн.

В СССР справедливыми считались все войны, которые вела эта страна, а несправедливыми — войны всех тех, кто деяниям Советского Союза оказывал сопротивление.

Испанцы гордятся своими конкистадорами, рыцарями-авантюристами, завоевавшими Новый Свет, а вот индейские народы Америки воспринимают их совсем по-другому. Да и вряд ли сами испанцы очень симпатизируют и отдают должное беспримерному мужеству голландских гёзов, участников национально-освободительного движения, которые в XVI веке вышвырнули испанские войска из “низовых земель” (Нидерланды).

Отношение поляков к А. В. Суворову резко отличается от отношения русских, поскольку полководец успел побывать в Польше и принять участие в подавлении одного из польских восстаний, и особым милосердием не отличался.

Никак у россиян не получается консенсуса и с кавказскими горцами на предмет отношения к генералу Ермолову. Во время боев российских войск с экспедиционным корпусом Шамиля Басаева в Дагестане российское телевидение показало интервью с неким дагестанцем, явным сторонником России, который крыл Басаева последними словами, рассказывая о его наглом поведении в захваченном дагестанском райцентре. Желая максимально заклеймить повстанческого командира, дагестанец сказал: “Он тут, этот Басаев, наглец, расселся как… как.., — наконец рассказчик нашел максимальное оскорбительное для чеченца сравнение, — как Ермолов”.

Когда речь идет о крупных исторических деятелях народов, отношения между которыми были сложными, этим народам крайне тяжело установить консенсус, сиречь, единодушие.

Например, вряд ли когда либо украинцы и русские придут к общему мнению о личности Мазепы (весьма отрицательное отношение с русской стороны), личностях Петра I и Екатерины II (весьма отрицательное отношение с украинской стороны).

Кстати, недавно снятый известным украинским режиссером Ильенко фильм “Молитва о Мазепе”, который успел произвести сенсацию на некоторых международных кинофестивалях, был весьма недружелюбно встречен в России. Министр культуры этой страны г-н Швыдкой заявил даже о необходимости запрета этого фильма на территории Российской Федерации, о снятии его с российского экрана. Причина? В фильме представлена украинская точка зрения на Мазепу, Петра и взаимоотношения двух народов в этот период. Для контраста: в Украине еще не был запрещен ни один российский фильм, даже скандально знаменитый “Брат-2”, несмотря на его агрессивно-антиукраинский характер.

Никто не запретил и не попытался запретить роман Алексея Толстого “Петр I”, хотя далеко не все в Украине согласны с такой трактовкой образа русского императора, трактовкой исключительно положительной.

Есть и другие взгляды на эту, мягко говоря, весьма противоречивую личность. Правда, почитатели Петра от этого легко абстрагируются, все прощая монарху за то, что он “служил России”.

Увы, не прощается чужим героям, даже если они не менее самоотверженно служили своим странам и народам.

К чужим выдвигаются сверхвысокие морально-этические требования.

А вот о страшной резне, которую учинил Петр I в столице украинского гетмана, вспоминать не любят. В городе Батурине было уничтожено все население, невзирая на пол и возраст. Вся вина этих мирных жителей была в их, говоря позднейшим советским языком, “прописке”. Французские и голландские газеты этого времени написали о батуринской бойне, где людей четвертовали, сажали на кол, колесовали.

Написала об этом и издаваемая в начале XVIII века на французском языке львовская городская газета.

Садизм Петра во многом напоминал садизм Ивана Грозного.

Как писал Сергей Соловьев: “Была страшная для Москвы осень 1698 года. На Красной площади, на зубцах городской стены, гнили трупы казненных стрельцов…”.

А вот Николай Костомаров: “Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в Преображенском… С 11 октября по 21 в Москве ежедневно были казни…

Ломали руки и ноги колесами, другим рубали головы… Сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище” (“Исторические монографии”, 1989, с. 115).

По приказу Петра в пыточном подвале удавили его собственного сына; есть данные, что царь при этом присутствовал…

Есть немало исторических данных о беспробудном алкоголизме Петра, распутстве, диких оргиях. Но все равно — герой. Есть текст письма, написанного послом Франции в России де Кампредоном министру иностранных дел графу де Морвилю, где утверждается, что причиной смерти Петра была, как тогда выражались, “любострастная болезнь”, так как монарх был “женонетерпелив” (Сборник императорского Русского исторического общества. Санкт-Петербург, 1886, т. 52, с. 433-437).

У царя были очень специфические развлечения. Тот же Костомаров пишет: “Петр приказал вырыть из земли гроб Милославского и привезти в Преображенское на свиньях” (Н. Костомаров “Исторические монографии…”, 1989, с. 113).

В последние годы Петр превратился во взрывного психопата, страдавшего конвульсиями. Что же касается “процветания страны” всего время, то это скорее легенда, чем истина. Императору в его постоянных завоеваниях было некогда заниматься обустройством, реальным обустройством России. При Петре количество крестьянских дворов уменьшилось на 20 %. Свирепствовала уголовщина: “Воры и разбойники ходили целыми шайками, нападали на деревни и монастыри, разбивали и грабили: пойманных обыкновенно вешали. Даже Москва представляла собой, по замечанию фельдмаршала Шереметьева, “вертеп разбойников”: бродяги ходили по улицам…” (В. Новаковский. “Рассказы о Петре Великом”; СПб, 1896, с. 60).

Коррупция и воровство были фантастическими. Меншиков, которого Петр бил дубиной за неистребимую страсть к присвоению государственного имущества, несмотря на полную неграмотность, в 1727 г. стал генералиссимусом, а после того, как попал в опалу, был, наконец, пойман за руку. У него конфисковали: “250000 одного столового серебра, 8000000 червонцев, на тридцать миллионов серебряной монеты и на три миллиона драгоценных камней и всякого узорочья…” (Н. Костомаров “Исторические монографии…”, 1989. с. 193).

Суммы, даже по нынешним временам, астрономические. Конь тогда стоил 10 рублей.

Временами россияне, как бы воспрянув ото сна, видят настоящего Петра:

“Знали ли беллетристы 1820-1840 годов об истинном облике Петра? Безусловно, знали… Когда дело доходило до самого Петра, то исторические эрудиции не востребовались. В коллективном парадном портрете первого русского императора, нарисованном в николаевскую эпоху, нет ни одного затемненного мазка. Это — мудрый царь, справедливый благотворитель, добронравный муж, и у нет ничего общего с тем, кто разорил подданных и грабил церкви; кто был столь злопамятен, что приказал вырыть через годы трупы казненных стрельцов и повесить их на площади наново; кто любовался пытками собственного сына…” (“Старые годы. Русские исторические повести и рассказы первой половины XIX века”. М., 1990, с. 363).

Николай Бердяев: “Приемы Петра были совершенно большевистскими. Он хотел уничтожить старую московскую Россию, вырвать с корнем те чувства, которые лежали в основе ее жизни…” (“Истоки и смысл русского коммунизма”. М. 1990, с. 12). А Константин Аксаков дал такую оценку этому представителю дома Романовых:

“Вся Русь, вся жизнь ее доселе

Тобою презрена была,

И на твоем великом деле

Печать проклятия легла”.

И тем не менее он — кумир и предмет обожания многих россиян, а более всего — власти.

Я дал этот пространный исторический экскурс, чтобы показать, насколько “объективны” и “справедливы” бывают народы, но, в первую очередь, официальная историография к своим и чужим деятелям истории. Ведь на фоне всех “чудачеств” (кровавых, главным образом) Петра Алексеевича, Иван Степанович Мазепа выглядит куда как привлекательнее. И понятно, что непредсказуемый садист, изверг и детоубийца мог вызвать у европейски воспитанного гетмана ужас и страх, не за себя лично, а за свой народ.

Кроме этого исторического эпизода, противостояния Петра и Ивана, есть немало других, чрезвычайно болезненных для сознания двух народов.

Это и российско-украинская война 1918-1921 гг., где против Украинской Народной Республики воевала и белая и красна Россия. Это и события голодомора 1932-1933гг..

Но особенно острой является проблема восприятия русским национальным сознанием национально-освободительного движения 1939-1954 гг. на западных землях Украины под руководством ОУН (Организации Украинских Националистов). Это движение известно русским как “бандеровщина”, а феномен, который вынесен в заглавие статьи, принадлежит к числу фундаментальных, базовых конструкций русской ментальности в ее отношении к Украине и украинцам.

“Бандеровщина” в русском сознании имеет мало общего с деятельностью ОУН-УПА как реальным явлением украинской истории.

Можно даже говорить о специфически русской модели трактовки этого движения, модели, которая из-за многочисленных иррациональных элементов дает основание для определения ее как мифа, составной части других русских мифов на украинскую тематику. Отношение к украинскому национальному движению даже в кругах образованных и либеральных русских интеллигентов остается на чисто пропагандистском уровне, что заставляет вспомнить времена советского Агитпропа с его “объективным” и “научным” “исследованием” взглядов идейных противников. Большим прогрессом в осмыслении этого явления русским сознанием было бы хотя бы забвение истерично-обвинительного тона, что господствует практически во всех российских текстах, даже в тех, где есть претензии на академичность.

В этом сознании, а еще больше подсознании, историческая реальность превратилась в символ, который живет своей, автономной от истины, жизнью. Этот символ чрезвычайно активно используется во многих публикациях, имеющих целью создать негативный, максимально непривлекательный образ Украины, отдельных ее регионов и политических сил.

На территории самой Украины этот символ является краеугольным камнем всей пропаганды левых и пророссийских партий и организаций. Символ должен послужить делу противопоставления западных и восточных регионов государства, запугивания русского и русскоязычного населения востока и юга какой-то ужасной, жестокой, неизвестной, а потому еще более страшной, силой. Над созданием этого символа трудился огромный отряд коммунистических пропагандистов на протяжении последних 60 лет, и эта работа не прекращается и сейчас. В среде российских историков пока еще не зафиксировано попыток объективно и непредвзято разобраться в этих фактах украинской истории.

“Бандеровец” предстает в восприятии среднего русского на подсознательном уровне как своего рода “антиидеал” Украины, как живое воплощение “плохой Украины” в отличие от идеала хорошей Украины — Малороссии, которая пребывает под полным политическим и духовным контролем Москвы.

“Бандеровец” — это, так сказать, модель самых худших черт украинца, как их себе представляет русское сознание.

Это тип антирусский по определению именно из-за своего украинства, из-за максимально резкого и неуступчивого проявления, манифестации своего украинства в формах, что принципиально по своему характеру сопоставимы с формами демонстрации “русскости” русским как представителем державного народа. Однако такое же поведение украинца, которое выступает отражением поведения русского, поляка, немца, венгра как носителей национальной самодостаточности воспринимается русским с его устоявшимися представлениями о “норме” для украинцев как вызов и агрессия, по крайней мере, как потенциальная угроза. Это, в свою очередь, вызывает агрессию со стороны носителя русского сознания, которую он считает спровоцированной. Спровоцированной одним только фактом существования такого “аномального украинского типажа”. Вспоминается один показательный случай.. В году так 1975-м — 1976-м (во время обучения автора этих строк на философском факультете Киевского университета) со мной учился студент по фамилии Сандуца. Он был примечателен тем, что во времена, когда все украинское, мягко говоря, не приветствовалось, всегда говорил только по-украински, никогда не переходя на другой язык. Казалось бы, ну, что тут странного? Украинец говорит на своем родном языке.

Точно так же вели себя русские: они всегда и везде говорили только по-русски. И никаких претензий к ним не возникало.

А вышеупомянутого Сандуцу все-таки вызвали в 1-й отдел и попросили перейти на “великий, могучий и свободный”. Мягко так, ненавязчиво. Однако, учитывая авторитет ведомства, рекомендация была более чем убедительной. А потом этот человек вообще куда-то исчез. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Он демонстрировал свою “украинскость”, свое национальное “я” так, как это делали русские. Но, что можно Юпитеру, того нельзя быку”. Его абсолютно нормальное для всех народов национальное поведение было воспринято как знак, символ агрессии. Он повел себя так, как украинцу вести себя в СССР, в Российской империи было “не положено”. Взял не по чину, не по национальному чину. Его поведение, нарушавшее национальную норму для всех “нерусских”, воспринималось как оскорбление, как нарушение установленного порядка и как агрессия против носителей русского языка.

Собственная же национальная агрессивность переносится на другого и приписывается этому другому, что вызывает чувство угрозы и незащищенности. Это очень своеобразная мазохистская агрессивность, когда сам источник агрессии ощущает себя жертвой, нуждающейся в защите и сочувствии, когда в роли “перпетуум-мобиле” агрессивности выступает искусственно возбужденный в себе самом страх и комплекс острой, хотя и не оправданной реальными обстоятельствами, жалости к себе. Яркой иллюстрацией этого тезиса может быть ситуация с “русскоязычными” за пределами Российской Федерации и ее освещение СМИ этой страны с бесконечными жалобами на “ущемления” и “преследования”.

“Бандеровец” воспринимается россиянами как метафизическая, почти манихейская угроза со стороны “сыновей тьмы”. Однако участие реальных “бандеровцев” в формировании таких представлений было минимальным, остальное сделало само русское сознание с его специфическими, созданными такой же специфической историей, особенностями. Кое-что об этих особенностях можно иногда прочитать у российских исследователей.

Вот что писал петербургский историк, доктор наук В. Е. Возгрин в статье “Беру свои слова обратно” в газете “Голос Крыма” № 23 от 13 июля 1997 года:

“…На этом камне свободно избранных несвободы и деспотизма строилась будущая Россия. Потом укрепились сельские общины, воскрешавшие племенной диктат большинства и презрения к личности, манихейски жесткое разделение мира на “наших” и “ненаших” и соответствующие двойные мораль и нормы общежития (для своих и чужих).

То есть, по сути, аморализм, ставший постепенно одной из самых поразительных черт, которые уже точно “аршином общим не измерить”.. Сюда же относится и нигилистическое отношение к частной собственности, благодаря которому марксизм, широко известный в Европе, смог укорениться и вырасти в суковатое дерево большевизма лишь в России.

Именно отсюда, полагал я в последних работах, из чисто психологической приверженности к архаике, то есть, к консервации древних коллективно-подсознательных стереотипов, исходят многие исторические и современные беды русского народа. И еще раз подчеркиваю, происхождение и развитие этих национальных черт объясняются отнюдь не некой расовой предопределенностью… они благоприобретены в результате того самого особого русского пути прогресса, наличие которого, кажется, никто не отрицает”.

Русское сознание легко признает право народов на самоопределение, на антиколониальную войну, когда речь идет о событиях, не касающихся России. Россияне охотно сочувствуют палестинцам, сочувствовали южноафриканским бурам, симпатизируют курдам, потому что это не налагает на них ни малейших обязательств относительно пересмотра собственной истории, а тем более собственных границ. Именно потому русскому сознанию так тяжело признаться самому себе, что “бандеровщина” была самым обычным национально-освободительным движением, таким же, между прочим, как и в 1918-1921 гг.

Но такое признание будет требовать и определения места и роли самих россиян в этом процессе. А такое определение вряд ли будет очень комплиментарным.

Поскольку “бандеровское” движение было объективно направлено против имперских интересов России, было эффективным, хорошо организованным, последовательным и непримиримым, таким, от которого нельзя было откупиться очередным протекторатом или доминионом — оставался только путь его пропагандистской демонизации, хотя типологически это движение не отличалось принципиально от антифранцузского движения в Алжире или антианглийского в Ирландии.

Представления широкой российской общественности об эпопее ОУН-УПА сводятся к совокупности мифологем: сотрудничество с гитлеровским режимом, зверства, патологическая русофобия. Элемент невежества, сознательно сформированный Агитпропом, тут, безусловно, присутствует.

Об этом свидетельствует тот факт, что, казалось бы, профессиональные “борцы с “бандеровщиной”, как правило, не могут назвать имена деятелей этого движения, кроме, ясное дело, самого Степана Бандеры, абсолютно не информированы на предмет конкретных событий, документов и т. д.

Это фобия неизвестного, а потому еще более ужасного. Работа же с документами раскрывает другую картину. Например, тот же Степан Бандера никогда не страдал русофобией, неприятием русских как таковых только за то, что они русские. Не страдал он таким отношением к полякам, венграм, румынам, евреям. Его отношение к другим народам определялось отношением этих народов к независимости Украины. Интересно, как он сам определял статус русских в будущем самостоятельном украинском государстве: “Требование полной лояльности по отношению к Украине и ее освободительной борьбе стоит на первом месте. Тем русским, которые отвечают этим требованиям, следует гарантировать и обеспечить полное и всестороннее равноправие во всех гражданских правах и полную свободу их национального развития, соответственно международным принципам относительно национальных меньшинств. Это же относится к другим национальным группам в Украине”..

Что же касается тех, кто ведет подрывную работу против Украины и украинского народа, то таковых “необходимо обезвреживать доступными в этой ситуации средствами и методами, в соответствии с международными правилами” (С. Бандера, “Перспективи української революції”. Мюнхен. 1978, с. 593-594).

Такое отношение к национальным меньшинствам существует во всех странах, которые принято называть цивилизованными. К лояльным гражданам — предельно лояльное, к нелояльным — нелояльное. Антигосударственная деятельность не приветствуется нигде.

Что касается взаимоотношений ОУН с Германие, прежде всего, надо прямо и честно признать исторический факт сотрудничества СССР с Берлином. И не только СССР. Англия и Франция в лице своих лидеров Чемберлена и Даладье посредством мюнхенского сговора отдали на растерзание Гитлеру Чехословакию, единственное демократическое государство на востоке Европы. Это было не просто сотрудничество, а соучастие в преступлении.

Советский Союз вместе с Гитлером напал на польское государство. Это — соучастие в преступлении. И в период с 1939-го по 1941 г. СССР был стратегическим союзником гитлеровской Германии, обеспечивающий ее потребности в энергоносителях, сырье, хлебе и т.д. Без этой всесторонней помощи и поддержки Гитлер не смог бы так успешно воевать в Западной Европе и на Балканах, а его флот (подводные лодки и рейдеры) столь успешно противостоять флоту Ее Величества.

Между прочим, именно в 1939-м, когда вслед за Красной Армией в Западную Украину вошли спецподразделения НКВД, члены ОУН стали подвергаться массовым репрессиям, что заставило их бежать в немецкую зону оккупации Польши.

После 22 июня 1941 г. изгнанники возвращаются в Западную Украину. 30 июня 1941 г. во Львове они провозглашают Акт восстановления независимости Украины, имея, таким образом, в виду преемственность с Украинской Народной Республикой и Западно-Украинской Народной Республикой. Но они сразу же оговаривают, что это лишь первый этап, а основное провозглашение восстановления украинской государственности должно состояться в Киеве. Берлин требует от Степана Бандеры отозвать Акт независимости. Бандера и его соратники отказываются. Руководство ОУН арестовывается немцами, часть членов руководства расстреливается, часть отправляется в концлагеря. Степан Бандера становится узником концлагеря Заксенхаузен аж до 1944 года. Поэтому реальным лидером борьбы за независимость Украины становится командующий Украинской повстанческой армией генерал-хорунжий Роман Шухевич (псевдоним — Тарас Чупринка), сын известного историка и этнографа.

Немецкие власти начинают массовый террор против ОУН, идут расстрелы и повешения украинских националистов. ОУН не остается в долгу и начинает вооруженные действия против вермахта, войск СС и других оккупационных сил Германии. В концлагере Аушвиц (Освенцим) фашисты уничтожают двух родных братьев Бандеры. Немецкие военные архивы (прежде всего, архив в городе Кёбленц) хранят множество рапортов офицеров вермахта, гестапо и СС о нападении на вверенные им части “украинских националистических банд”. Интересно, что подобные ярлыки по адресу УПА встречаются и в советских документах. Удивительное единодушие…

В 1944г., когда немецкие войска покидают Украину, Степана Бандеру освобождают, поскольку Германия утратила интерес к Украине, и лидер ОУН уже не представляет для рейха опасности. Теперь Бандера уже не проблема Гитлера, он — проблема Сталина.

Перед освобождением немецкая сторона предложила лидеру ОУН подписать соглашение о перемирии и сотрудничестве УПА с Германией, обещая взамен оружие и амуницию для украинских повстанцев. Это не были переговоры равноправных сторон. Германии противостоял бесправный узник концлагеря, с которым можно было сделать все, что угодно. Для Бандеры это были переговоры с “петлей на шее”. Однако узник отказался от сотрудничества с Германией. Так что на фоне сотрудничества Сталина с Гитлером “сотрудничество” с Гитлером Бандеры выглядит совсем иначе.

Что же касается “зверств”, то на войне, к сожалению, это явление распространенное. Кстати, жертвами зверств НКВД и советского государства стали многие жители Западной Украины, более 1 млн.. человек. Это сотни тысяч расстрелянных, замученных в концлагерях ГУЛАГа, погибших в сибирской ссылке. Но вот об этих зверствах советская пропаганда всегда умалчивала.

(Продолжение в следующем посте)

13 Распечатать
Вадим 25 февраля 2014, 15:34

И что же?Сливаемся?Сливаемся дальше? У них свои праздники и герои? Почитайте Максим ещё раз Достоевского-"Одно совсем особое словцо о славянах..."

0
Ramzan Istamulov 25 февраля 2014, 16:10

А ведь он прав,что глаза колит...или просто не хотите понимать....

-2
Lala Аланская 25 февраля 2014, 17:32

вот что мне написала моя подруга историк: Ну и ну..взвешенная ,, объективная статья..... Мне стало смешно, что автор статьи ссылается главным образом на Костомарова, а это известный историк-русофоб, участник украинофильского движения. Я не утверждаю, что Костомарову совсем нельзя верить, просто его прочтение российской истории надо надо рассматривать именно с т.зр. его русофобства. Это касается западника Соловьева, Ключевского. Вот почему-то на Забелина не ссылаются. Я не буду оппонировать относительно изложения образов Ивана Грозного, пожалуй самого оболганного русского царя западными, в т.ч. русскими прозападными историками, и Петра Первого. Это очень много писать надо и каждый персонаж требует большого анализа. Про Батурин не удержусь...обычная практика того времени....жестокой смерти подвергались все те изменники, которые клялись на кресте в верности . А Мазепа и жители Батурина клялись на кресте, а потом предали и переметнулись к шведам. Врагов бы пленных оставили в живых, но предателей ждала всегда всех поголовно смерть. В тех правовых нормах такая расправа была закономерна. Опять же, кого вырезали? Ведь крепость обороняли ко всему прочему еще и сердюки. Это наемники. Миф о батуринской резне , точнее о ее масштабах,выдуман самим Мазепой, которому надо было как-то оправдаться перед Карлом за поражение и потерю всей артиллерии. Ну про Бандеру... з и здесь сплошное лукавство. Не сказано, как "герой" жил в Заксенхаузе..именно жил, а не сидел, не сказано, что он был агентом абвера, работал со Скорценни , а его братьев, кстати в концлагере убили поляки. С 1939г. Бандера вообще не был на Украине, а мотался между Германией и генерал-губернаторством. Его немцы использовали , как хотели и любил он не родину, а свою власть над ней и эту его мелкую сущность распознал другой националист Боровец, обвинивший Бандеру в том, что тот за власть готов уничтожить миллионы украинцев. Сельское быдло, как и все галицийцы, готовое служить тем, кто платит. Идея не при чем. Мне, лично, по барабану, кого галицийцы считают для себя героями. Вот только пусть они не навязывают своих "героев" остальной части населения, для которых священны все таки подвиг советских солдат, партизан, подпольщиков, замученных немцами комсомольцев Краснодона., а все те, кто воевал на стороне фашистов против Советской армии и ее союзников по антиф.коалиции-иуды-предатели.

4
Гаврилюк Сергей 25 февраля 2014, 21:34

Бедный Николай Иванович. У нас его называет пророссийским, а у вас руссофобом. Хотя в одной из заметок "Вестника Юго-Западной и Западной России", он всячески отрицал обвинения коллег в "хохломанстве". По поводу Грозного и говорить не стоит, хватает воспоминаний очевидцев и его личной переписки с Курбским. Для православных достаточно прочитать житие митрополита Филиппа. Петр имеет много общего с Калигулой, но один назван психопатом, а другой великим царем. Славянофилы, между прочим, к Петру не очень хорошо относились. В Батурине резали и женщин и детей, что подтверждают археологические раскопки. На такие события нужно смотреть с точки зрения общечеловеческой морали, а иначе стоит признать уничтожение представителей власти повстанцами нормой и с чистой совестью оправдывать зверства воинов УПА и пр.(те же учителя в Западной Украине, по воле советских властей, становились главными агитаторами коммунизма и должны были проводить лекции, а также распространять листовки с газетами).

-2
Гаджи Алхасов 25 февраля 2014, 17:34

Подписываюсь под каждым словом автора статьи. Блестяще!

-2
Гаврилюк Сергей 25 февраля 2014, 21:38

Статья хороша. Я вот под влиянием творчества Достоевского даже хотел поехать в Россию и пожить там несколько лет. Но грязь и пропаганда росс ТВ по отношению к культуре и истории моего народа заставила задуматься и отказаться от этой затеи.

-2
Viktor Dreyden 25 февраля 2014, 23:02

Весь этот опус только малограмотному в истории человеку может показаться хоть не много объективным. Действительно, сплошное цитирование Костомарова уже говорит о многом. Ну а дальше уже идут абсолютно одиозные трактовки. Полный набор слегка протухших украинских националистических легенд. Готов опровергнуть абсолютно все. Проблема, это же не исторический спор, а вопрос веры. Люди не удосуживаются изучением других версий, фактов, противоречащих навязываемой им теории, а просто берут все на веру. А вот тогда уже абсолютно не интересно, что сказка о резне в Батурине давно опровергнута историками, что наряду с голодом в 1932-33 году на Украине был не менее страшный голод на юге России, а в Казахстане погибло больше трети казахов. И не было войны русских белых и русских красных против украинцев, а была оперетка Скоропадского, петлюровские погромы, а вся украинская государственность в отсутствии немецких штыков, рассыпалась ровно потому же, что и попытки Выговского, Дорошенко и Мазепы - отсутствие поддержки в широких народных массах, как бы это по марксистки не звучало. Надо так же напомнить автору, что к мифическому миллиону жертв подавления подавления бандеровской герильи, надо добавить и членов ОУН (м), вырезанных бандеровцами и поляков на Волыне и замученную Ганну Oпоченська-Боровец (жену Боровца, Тараса Бульба). Не говоря уже про тысячи и тысячи простых жителей Украины, вся вина, которых заключалась в желании наладить мирную жизнь.

3
Гаврилюк Сергей 25 февраля 2014, 23:51

По поводу Батурина, цитата: "Сомнений в массовом тотальном разрушении Батурина у историков нет. Если будет необходимо, можно еще раз привести свидетельства письменных источников, как украинских, так и иностранных, включая уже упоминавшиеся в дискуссии донесения самого А. Меншикова, что подтверждается и материалами археологических исследований: за 10 лет работ, охвативших, пусть небольшими площадями, но всю территорию Батурина, нами не обнаружено ни одного участка, где бы не фиксировался достаточно четко слой пожара 1708 г., не выявлено ни одного археологического объекта, датировка которого переходила бы за 1708 г. Поэтому факт тотального разрушения города у меня, как у археолога, никаких сомнений не вызывает, как и факт массового уничтожения гарнизона и мирных жителей". Голод был искусственно создан для проведения более успешной коллективизации и индустриализации. Про геноцид думаю даже не стоит говорить, хотя во время революции украинское село пылало и нужно было его как то успокоить. Забирали ведь не только зерно но и другие продукты. Есть хорошая книга Савченко "Атаманщина" - это по поводу бунтов в украинских селах. Про ОУН и УПА знаю мало. Довольно неоднозначное явление.

-1
Viachaslay 26 февраля 2014, 14:39

Как же относиться к карательным операциям дивизии СС "Галичина" в Белоруссии? Или у белорусов тоже были имперские замашки по поводу "неньки" Украины? Наверное обстрелянные недавно белорусские микроавтобусы везли гэбэшников. Больше чем уверен у каждого народа есть свои "скилеты в шкафу", возникает вопрос: зачем обобщать? Не проще ли находить общий язык в реальных условиях без братоубийства.

5
Максим Шевченко 27 февраля 2014, 00:39

А еще есть отличная книга того же Савченко "Двенадцать войн за Украину" - вообще одна из лучших книг о гражданской войне 1917-1922 года на русском языке. 22-ой год - год ухода из Украины Нестора Махно и поражения крестьянского повстанческого движения под руководством Нестора Ивановича. Хотя до 24-го года шли повстанческие движения батьки Ангела, Зеленого и тд. Восставали красноармейцы, возвращавшиеся по домам. Украинское народное движение было подавлено путем жутких репрессий. Особенно зверствовали латыши, эстонцы и киргизы, которых красные бросали, например, в Екатеринославскую губернию. Русские отказывались выжигать украинские села вместе с жителями, а некоторые части Красной армии даже в 1921-ом пытались перейти на сторону Махно. Читайте - отличная книга, она есть в интернете в формате epub и pdf

0
Руслан Гимадиев 27 февраля 2014, 23:07

Я не историк, но могу описать лично свою "проблему восприятия "героев": Гитлер для Россиян это дьявол убивший миллионы людей. (кстати, если бы он это сделал только с Западной Европой то мы бы к нему проще относились, но умирали как раз наши предки и ради нас). Так вот гитлер - исчадие ада и все кто встал под его знамена автоматически получили рога и хвосты чертей не зависимо от своих внутренних убеждений.

3

Оставить комментарий:

Наверх