Блог «Военный историк»
19 апреля 2281 1

Северокавказские горцы и война с Турцией

Северокавказские горцы и война с Турцией

netesov Нетесов АлександрАвтор блога

На момент начала военных действий, официально объявленной войны с Германией 1 августа 1914 г. в недрах военного ведомства Российской Империи значилось 12 военно-окружных образований, среди которых Кавказский военный округ, располагавшийся в административно-территориальных границах одноимённого наместничества. Сюда также следует отнести Область Войска Донского, наказной атаман которой был наделён полномочиями командующего войсками военного округа со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Вплоть до осени 1914 года, в силу своей отдалённости Кавказский край и Донская область считались глубоким тылом. Но так продолжалось совсем недолго. 29 октября 1914 г. Оттоманская Порта выступила на стороне центральных держав. Ранним утром того же дня корабли германо-турецкой эскадры без объявления войны атаковали военно-морскую базу Черноморского флота Севастополь, а с ней Феодосию и Новороссийск.

Правда о таком сценарии незадолго до начала общемировой войны департамент полиции МВД предупреждал руководство губернских жандармских управлений (ГЖУ) на юге Российской Империи. Речь шла об активизации там турецких эмиссаров, которых «главари панисламистских комитетов в Турции разослали во все страны с мусульманским населением…для детального изучения образа жизни, религиозных и политических взглядов местных мусульман». Им вменялось в обязанности, прежде всего «вести дело на почве религиозного единения всех мусульман, обратив особое внимание на развитие фанатизма в народных массах». И перечислены меры воздействия на умы своих единоверцев из числа подданных Российской Империи. Для чего требовалось стремиться «1) к открытию во всех городах с мусульманским населением возможно большого числа духовных школ, в коих вести преподавание по однотипной программе на арабском языке, 2) к устройству время от времени в главнейших мусульманских городах съездов видных общественных деятелей и духовенства для обмена мыслей и попутного выбора издательской комиссии, в которую должны войти лица, хорошо знакомые с религией и с современными науками, и на которую будет возложено составление издание учебников и книг по всем отраслям знания на общедоступном языке, для распространения их бесплатно среди народа, 3) к изданию во всех городах с мусульманским населением газеты на местном языке, которая осторожно, но умело, способствовала бы развитию идей религиозного объединения среди мусульман всего мира, 4) к бесплатному обучению мусульманского юношества всех стран в высших мусульманских миссионерских учебных заведениях и наконец, 5) к посылке в города и сёла всех стран с мусульманским населением просвещённых лиц для ведения религиозного объединения местного населения».

Вполне понятна обеспокоенность ответственных чиновников МВД отправивших это секретное циркулярное послание на Дон, Кубань и Терек. Стоит только взглянуть на карту. Донская, Кубанская и Терская области, занимали стратегическую позицию в этом вопросе, находясь на пресечении путей связующих внутренние губернии Российской Империи, населённые мусульманами (Урал и Поволжье) с их единоверцами, проживающими на её окраинах (Таврическая губерния, Закавказье и Туркестанский край). Надо сказать, опасения руководящих сотрудников Департамента полиции оказались напрасными, которые признали тот факт, что «должная лояльность проявляется в полной мере не только консервативно настроенными широкими народными массами, но и прогрессивными элементами российского мусульманства». Тем не менее, на местах настойчиво рекомендовалось решительно пресекать всё то, что может послужить толчком в деле «известного брожения среди мусульман вообще».

О том насколько северокавказские горцы в данной ситуации оказались лояльными подданными Российской Империи свидетельствуют документы (депеши и донесения) Черноморского губернатора, поступившие в Тифлис на имя царского наместника на Кавказе генерал-адъютанта графа И. И. Воронцова-Дашкова в начале декабря 1914 года. Согласно первой Всероссийской переписи 1897 года, в Черноморской губернии с административным центром в г. Новороссийске на тот момент насчитывалось всего 3103 лица обоего пола мусульманского вероисповедания, из них на долю черкесов приходилось 1939 человек. К моменту начала Первой мировой войны численность черкесского населения несколько увеличилась. Поэтому граф Воронцов-Дашков в своём письме на имя тамошнего губернатора высказал беспокойство по поводу того , как местные черкесы-мусульмане встретили известие о вступлении в войну Турции на стороне центральных держав. Тем более, что турецкий султан считался тогда халифом всех правоверных мусульман являясь носителем светской и духовной власти в одном лице.

Отвечая на директивное послание, поступившее из канцелярии кавказского наместника за № 2007 , датированное 17/30 марта 1914 года глава Черноморской губернии действительной статский советник В.Н. Барановский в своей депеше от 6/19 декабря того же года сообщал , что проживавшие на вверенной ему территории «мусульмане-татары и персидско-подданные к войне отнеслись безразлично, как до присоединения к воюющим против нас державам турок, так и после. Что касается черкесов, то все селения в той или иной мере старались прийти на помощь семьям запасных и раненым по мере сил, не говоря о том, что наиболее исправно и продуктивно охрану телефонной линии несут именно черкесы». И это при том, что согласно военного законодательства Российской Империи северокавказские горцы-мусульмане не подлежали призыву на армейскую службу и отправка на фронт им нисколько не грозила.

На снимке: страница иллюстрированного журнала «Нива» за 1914 год с описанием последствий обстрела Новороссийска кораблями германо-турецкой эскадры;

По его словам «первыми откликнулись мусульмане дер. Карповка, доставившие в июле 57 руб. на нужды войны , затем красно-александровцы, представившие 200 руб., псеушховцы, представившие 50 руб. , и уже после объявления воны Турцией поселяне дер. Псебе представили 30 руб. Наконец красно-александровцы вновь на днях доставили на 25 человек по одной перемене тёплого белья на сумму 100 руб.». А во время обстрела турецким кораблями Туапсе «из дер. Карповки прискакал посланный черкес старик Ебрук Напсо с просьбой указать, не нужны ли черкесы на помощь и куда им для этого прийти». Документ заканчивался словами, не оставлявших никаких сомнений в душе кавказского наместника относительно лояльности горцев: «В Сочинском округе имеется лишь один пункт (дер. Кичмай), населённый русско-подданными мусульманами-черкесами, которые никакого сочувствия к Турции в её войне не проявили; ввиду двухмесячной болезни их муллы, они особых богомолений о ниспослании победы России в настоящей войне не совершали , но сами молились в мечети об этом; на нужды пострадавших от войны кичмайцы пожертвовали 41 руб. 85 коп., каковое пожертвование в сравнении с малочисленностью населения и малой зажиточностью его является для них значительным. На этих днях испросили разрешения о постановлении приговора о выражении Государю Императору одушевляющих их верноподданнических чувств».

3 Распечатать
Tarlan 19 апреля 2017, 14:07

Красавчик, Нетесов. Хорошие у тебя бывают подборки. Пплюсую.

0

Оставить комментарий:

Наверх