12 августа
Блог «Кавказ Православный»
09 октября 2014 1606

Исраэль Шамир: Секты и сектанты

Исраэль Шамир: Секты и сектанты

kavkazpravoslavniy Православный КавказАвтор блога

Автор: Исраэль Шамир

Читайте оригинал материала на: http://pravoslavie.fm/articles/2419/

Что такое «деструктивный культ»? Что такое «секта»? Точно ответить трудно, но нет сомнений – хорошую вещь так не назовут. Поэтому заинтересованные лица не любят эти неполиткорректные термины.

На днях в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге в обстановке секретности состоялась закрытая международная конференция, посвященная деструктивным сектам и культам. Участвовали представители всех православных церквей, а организаторами были межправославная инициативная группа по изучению религий и деструктивных культов, Гатчинская епархия, миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии и апологетический центр "Ставрос".

Все патриархи прислали свои послания и приветствия, неспешно иерархи их огласили, и меж многими молитвами думали, что же делать с сектами. Когда-то с сектами боролась советская власть, сейчас самой церкви приходится справляться. Главный специалист по борьбе с сектами в России – Александр Леонидович Дворкин, профессор ряда духовных вузов, автор толстого труда на эту тему и объект ярой ненависти со стороны сект. Эта ненависть находит выражение в злачных рассказах из прошлой жизни профессора, а также в судебных исках. Сектанты говорят, что он разжигает к ним ненависть и не гнушается незаконными действиями и призывами к насилию. Дворкин это отрицает.

«Мы боремся не против, а за сектантов, спасаем их от зловредного влияния сект», - мудро говорит он. В народе иногда используют народные средства против сектантов – казаки с нагайкой или охотничье ружье, заряженное солью. Дворкин против таких эксцессов; он считает, что противники получают моральную победу в таких случаях. Но он ведет жесткую информационную войну без перчаток, говорят о нем. Например, психически неуравновешенный человек, прошедший через целый ряд религиозных переживаний, убил священника. «Последователь такого-то культа убил батюшку» - публикует Дворкин, как будто преступление было совершено под влиянием культа – что совсем не следует.

Главный противник Дворкина – Церковь Сайентологии, мощная богатая американская организация. Народу у сайентологов немного – от 25 до 40 тысяч человек на всем белом свете, но на их счету – восемь миллиардов долларов и разветвленная социальная сеть. К ним вход – рубль, выход – десять, рассказывает Джон К, бывший член секты. «Я вышел из сайентологов десять лет назад – они лишили меня жены, довели судами до банкротства, преследовали и травили», - говорит он. С ними конфликтовать очень трудно и дорого, говорит Дворкин. Чуть что – подают в суд. У них первоклассная секретная спецслужба, на постоянной связи с ЦРУ и другими агентствами.

Сайентологи представлены даже в Израиле, где закон запрещает миссионерскую деятельность. Сильны они в Москве и в Петербурге, да и в других городах. Рассказывают, что они большие мастера по выкачиванию денег из приходящих к ним людей.

Мне кажется, что тема сект для России не актуальна – она осталась в девяностых, спрашиваю я участников конференции. Они неожиданно соглашаются – былого разгула сект в России нет, но и те, что есть – опасны для здоровья. Людей лишают воли, вынуждают продавать жилье и отдавать деньги в секту.

Далеко не все так считают. Христианская вера начинала как «секта» и «деструктивный культ», в терминологии Дворкина – «враги человека ближние его», учил Иисус. В первоначальной церкви имущество было общим – в чем сейчас упрекают сектантов. Православная Церковь сегодня отрицательно относится к религиозному экстазу – но в древней церкви экстаза было хоть отбавляй. Как говорится в интернет-меме - тут не все однозначно.

В духовной жизни русского народа до революции большую роль играли экстатические культы «хлыстов», которые восполняли истовость официальной церкви. «Хлысты», которых были многие миллионы (по некоторым оценкам), до наших дней не дожили, но потребность в экстазе не исчезла. Церковь называет это «прелестью» и осуждает, но видимо, этот завод выходит в сектантстве.

Хорошо сказал кипрский епископ Христофор – если у сектантов есть улов, значит, у Православной Церкви был недосмотр. Значит, священник не обратил внимания на состояние прихожанина, не пошел к нему домой, не помог советом. Если сектанты стараются обратить людей в свою веру – тем больше должна стараться православная церковь.

Бороться с сектами по старинке трудно, да и едва ли возможно. Они научились завязывать контакты с властями, покупают здания и землю в центре городов, стараются вовсю. Среди их прихожан – зачастую люди с проблемами, а на возню с ними у православной церкви не всегда есть время, силы и желание. Если секты не нарушают российские законы – их приходится терпеть, и надеяться, что люди потом найдут себе путь в церковь.

Я как-то встретился с ведущим йогом, уроженцем православной Румынии, который прожил много лет в Индии, и учил своей вере. Меня удивило, насколько его советы были похожи на православное учение. «Для этого не надо было ездить в Индию, - сказал я. – Все это вы могли услышать в церкви через дорогу». «Но в Индию было проще поехать, чем перейти дорогу», - сказал он. Действительно, не всегда человеку, выросшему в атеистической обстановке, легко придти в церковь. Секта с ее языком, приспособленным к нашему времени, оказывается более понятной.

В Англии эта проблема решается признанием многообразия церковной жизни. В некоторых церквах – четкий порядок и ясная литургия, как у католиков или православных; а в других церквах служба как у харизматических сект, с упором на проповедь. И все же все эти церкви – части единой англиканской церкви. У православных тоже есть большие, хотя и не такие большие различия между церквами. Много зависит от священников, от прихода.

Я бы посоветовал человеку, которого привлекает та или иная секта, посетить разные православные церкви – может, в одной из них он найдет то, что искал. А священникам стоит запастись терпением – ведь и первым апостолам было нелегко уловлять не рыб, но человеков. Секты и другие религии были при Петре и при Павле, и все же христианская церковь победила – несмотря на гонения. На это нацелен миссионерский центр «Ставрос», организатор конференции - его молодые активисты болеют за веру и стараются приобщить заблудших овец к церкви.

ПРАВОСЛАВИЕ.ФМ

1 Распечатать
Наверх