22 сентября
Блог «Кадиев Расул»
01 мая 2014 1817 2

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: "СТАРШИЕ" против ГРАЖДАН

kadievrasul Расул КадиевАвтор блога

Культура в Дагестане превратилась в компас , показывающий в каком направлении двигается республика.

О значении культуры

«Культура» стала ключевым понятием в политике дагестанских властей: в ней видят и причины бед и спасение. Даже набирая слово «культура» в google.ru, поисковик дает вам словосочетания связанные с Дагестаном.

 

 

Но пока не понятно, что вообще понимает дагестанская власть под словом «культура» и способах ее использования. Например, 7 апреля 2014 года Указом №85 Рамазан Абдулатипов создал «Совет при Главе Республики Дагестан по вопросам образования, культуры, молодежной политике, физической культуры и спорта». Тут мы видим, что культура воспринимается фрагментально, а не в целом и ее смешали с другими направлениями.

В тоже время мы все стали свидетелями пышного проведения дагестанского Культурно-инвестиционного форума с приглашением артистов из Москвы. Согласно, данным сайта государственных закупок только на одну экспозицию «Дагестан. Связь времен» в рамках Дагестанского культурно-инвестиционного форума-2014 власти заплатили пермской компании - 17 593 000 рублей

Кроме того Министерство по национальной политике РД заказало мультимедийный проект «Мы – российский народ. Дагестан многонациональный», который обойдется бюджету 15 000 000 рублей.

С одной стороны дагестанские власти подтверждают, что культура, не смотря на проблемный дефицитный бюджет имеет для них особое, дорогое значение, а с другой объединяют вопросы культуры с молодежной политикой, образованием, и спортом.

 

Правовая культура

Правовое поле состоит из заряженных правовой культурой частиц – людей, носитей правовой культуры.

Поэтому для юристов имеет особое значение правовая культура, не только как совокупность социальных практик разрешения конфликтов и основа применения нормативных актов, но и как призма для определения границ правового поля государства. Например, Мексика, не смотря на то, что скопировала конституцию США, не стала такой же как США.

Но по данным доклада «Национальная идентичность и будущее России», , подготовленного коллективом молодых ученых в рамках «Валдайского клуба» Кавказ однозначно не воспринимается как часть общероссийской идентичности

Как показано выше, дагестанская власть вкладывает большие деньги в убеждение населения в том, что мы часть российского национального культурного пространства. В своей статье в «Российской газете», посвященной году культуры Рамазан Абдулатипов указывает «Культурный потенциал русской, российской культуры - это наш стратегический ресурс, смысл национальной идеи России в XXI веке.» .

Недавно представилась возможность, оценить в каком реально культурно-правовом пространстве находится дагестанская и чеченская политические элиты. Речь идет об обвинении Главой Чечни мэра Хасавюрта в пособничестве терроризму и бандитизму и последующем за этим официальном заявлении Рамазана Абдулатипова

 

Это острая конфликтная ситуация, поэтому от того на основе каких норм она будет разрешена будет зависеть какую роль играет российское культурное правовое пространство на территории Чечни и Дагестана.

Анализ текста заявлений этих трех кавказских политиков показывает, что они не придерживаются норм российской правовой культуры и не собираются пускать в ход нормы российского закона, для разрешения конфликта. Например, Рамазан Абдулатипов обращается к Р.Кадырову и С.Умаханову мифологическим языком восточной философии. При этом все трое делают свои заявления в официальном качестве.

Обращение в Следственный комитет РФ от «Партии прогресса» о проведении проверки заявления Кадырова Р.А., подчеркнуло, что присутствующие на Северном Кавказе политические и правоохранительные органы не удосужились самостоятельно возбудить проверку по указанному заявлению, а следовательно не применяют российский закон и находятся вне российского культурного правового поля. Фактически, заявление «Партии Навального» призывает вернуть кавказских политиков в российское правовое поле, а следовательно и признает как часть единого государства.

Назад в будущее

Ингушетия, Чечня и Дагестан выбрали сложный путь: они должны оставаться частью Российской Федерации, но при этом сохранять свою традиционную и религиозную идентичность. В этом смысле Дагестан является «отсталым» регионом, так как в нашей республике до сих пор сохранилась прослойка людей которые активно препятствуют «традиционной парадигме», а тем более применения в политическом пространстве практик традиционной или религиозной культуры в ущерб российского правового пространства.

Но с приходом Рамазана Гаджимурадовичем наметилась однозначная и твердая линия «партии культуры», пытающейся превратить Дагестан в патриархальную, традиционную республику, в основе управления которой лежит не джамаат и тем более не религиозная умма, а институт «старшего». И применение традиционных институтов в политике приумножает старания Рамазана Гаджимурадовича. И я бы поспорил с теми, кто считает ,что он делает это против воли Кремля.

Явный и открытый всем минус этой системы заключается в том, что она мешает развиваться обществу, находить новые формы взаимодействия. Ведь подчинение старшему прямо противоположно институту гражданственности, то есть подчинению закону, а не человеку.

Но Рамазан Абдулатипов не главная причина этому. Проблема в самих дагестанцах. В нас сидят эти традиционные и религиозные практики, подчинение старшему в ущерб закона, поэтому мы лидеры по количеству преступлений совершенных в группе лиц. И у нас нет людей которые могут призывать быть гражданами не оставляя традиции и религию.

Вся практика дагестанцев в политической жизни складывается из скудного набора форм: чтения скандальной информации о действиях властей и называние авторов сплетниками; распространение на похоронах, кухнях, на работе и в кофейнях информации прочитанной у «сплетников»; с одновременным давлением на родственников и друзей, которые критикуют власть; письма в Москву с просьбами убрать ненавистного чиновника; ну и естественно, задавать всяким гражданским активистам вопрос типа, зачем тебе это надо?

А гражданские практики взаимопомощи ограничиваются сбором благотворительной помощи и подмигиванием фар встречной машине, предупреждая о том что стоят гаишники. Наши города и села это символы отсутствия гражданского общества и свободы фантазии, они не обустроены и серы. Такое впечатление, что дагестанцы вообще разучились мечтать. Правильно, а зачем? И одна из основных причин в этом наша дагестанская ментальность, культура, в основе которой код подчинения.

Мы не способны организовывать клубы, сообщества и разговаривать с властями не как со старшим или знакомым отца, а как с подчиненными или равными. За нас все решают старшие. Единственный шанс, это стать старшими. Но много ли у тех, кто стал старшими, хватили понимания чтобы дать власть гражданам не зависимо от возраста и социального положения?

Сценарии

В связи с вышеизложенным у нас есть два сценария.

Плохой сценарий. При наличии вышеуказанных традиционных институтов подчинения в дагестанской ментальности, вливание десятков миллионов рублей бюджетных средств в увод от гражданской культуры в традиционную, отказ от использования в политической практике российской правовой культуры в пользу местной традиционной культуры – все это практически не оставляет шансы дагестанцам на участия в строительстве гражданской нации.

Хороший сценарий, маловероятный. На фоне проблем российской экономики, итоговые финансовые и экономические показатели окультуренного Дагестана с огромным бюджетным дефицитом и неразвитой налогооблагаемой базой подтолкнут Кремль к остановке возврата дагестанцев в прошлое, и заставит требовать от властей республики (кто бы это не был) развития дагестанского общества как источника налоговых доходов, то есть создания условий для большей активности населений, с большими гражданскими свободами. Но даже в этом случае нам нужны яркие и свободные гражданские лидеры в бизнесе, городских сообществах, в политических институтах власти. А такие не появляются по одному указу с верху.

Шансов у дагестанцев не много, но они есть. Будущее для нас скрыто, а это значит, что плохой и хороший сценарии имеют одинаковые шансы.

1 Распечатать
Dages Blated 01 мая 2014, 23:12

Анализ текста заявлений этих трех кавказских политиков показывает, что они не придерживаются норм российской правовой культуры и не собираются пускать в ход нормы российского закона, для разрешения конфликта. Например, Рамазан Абдулатипов обращается к Р.Кадырову и С.Умаханову мифологическим языком восточной философии. При этом все трое делают свои заявления в официальном качестве. =х=х=х=х=х=х=х=х= Тут случай патологический, а не восточно-мифологический.

2
Mohamet 02 мая 2014, 23:13

В отставку Абдулатипова!!!!

1

Оставить комментарий:

Наверх