21 октября
Блог «Кадиев Расул»
02 февраля 2015 4809 9

Почему "не клеится" юбилей Дербента? Потерянная стена и идея полпреда.

kadievrasul Расул КадиевАвтор блога

ПРОСЬБА СТАРШЕГО

Позвонил председатель совета старейшин Дагестана Абдулла Абдуллаевич Магомедов, бывший проректор Даггоспедуниверситета. Звонит он редко, обычно для того чтобы слегка покритиковать, как старший, но при этом каждый раз говорит, что в своем кругу его всегда называли диссидентом, поэтому он меня понимает.Сейчас позвонил с просьбой.

Совет старейшин в октябре 2014 года составили обращение к дагестанцам с просьбой финансово помочь в благоустройстве Дербента. Причем, старейшины сами собрали 1 000 000 рублей и передали пожертвования. Обращение было опубликовано в Дагестанской правде с реквизитами банковского счета Благотворительного фонда "Возрождение Дербента". Пока на счет поступило около 7 000 000 рублей. Совет старейшин удивлен такой малой суммой.

Один большой чиновник посоветовал Абдулле Абдуллаевичу "кто читает твою "дагестанскую правду", обратись к блогеру". Вот поэтому вопросу и звонит глава совета старейшин Дагестана.

На "блогера" я пока не тяну, но просьбу старшего выполнить смогу. Но хотел выразить несколько мыслей дилетанта. Тем более 3 февраля в Москве пройдет заседание о подготовке празднования юбилея Дербента.

 

ГОРОД БЕЗ ГОРОЖАН

Когда мои товарищи организовали одну из акций по очистке Дербента после сошедшего селя, я будучи ленивым заявил тогда, что хотел бы видеть как нам помогают горожане, пока мы махаем лопатами. Желания практически не сбылось. И та катастрофа показала что в городе нет горожан.

Помимо проблем взаимного недоверия городских властей и горожан, на мой взгляд, там есть проблема что большая часть Дербента сейчас населена выходцами из соседних "юждаговских" районов. Их родина, джамааты, могилы предков - все в селах.

Вот, поэтому , на мой, подчеркиваю, субъективный взгляд, в Дербенте юбилей не "клеится". Сравните, где лучше будет идти подготовка свадьбы в вашем родном селе или в чужом? Конечно, в своем, там люди все свои и помогут и для них это праздник.

А чего делать-то?

ИСТОРИЧЕСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ

Мне кажется, что изначально концепция празднования юбилея Дербента была ошибочная. Дербент это не остров в безвоздушном пространстве, он как город был центром территории с культурными, политическими и экономическими связями.

Дербент это символ одной из крупнейших мировых исторических агломераций, если так можно сказать. Он тесно был связан с соседними древними государственными образованиями на территории прилегающих районов. И по сути, Дербент сохранил себя как экономический центр прилегающих территорий при царской России и СССР.

По логике, в юбилее Дербента должны быть задействованы территории и соседние районы и сельские общины. Кубачи наверно, не в Махачкалу свозили свои кольчуги и мечи на продажу. И сейчас в Дербенте много выходцев из Дахадаевского района.

Значит, как минимум жителей города выходцев из прилегающих районов можно убедить, что это и их праздник.

 

ПРОПАВШАЯ СТЕНА

Главной ошибкой, на мой взгляд, в концепции празднования Дербента - ограничение крепостью Нарын-Кала.

Любой, кто побывал в музее этой крепости в Дербенте, либо кто не поленится открыть Википедию, или реестр музеев России тот с удивлением обнаружит такие записи:

" Дербентская стена — двойная стена времён Сасанидов, ... Стена на протяжении 15 веков использовалась в оборонительных целях персами, арабами и монголами(ильханы, Тимуриды). ... Горная часть стены (Даг-бары) уходит на 40 км в сторону Кавказского хребта; это некогда грандиозное сооружение сохранилось лишь фрагментарно..."

Скажите, вы знаете на территории современной России еще такое сооружение как Даг-бары? А вы часто слышали об этом сооружении?

Тут не надо придумывать какие-то туристические легенды как принято в европейских городах, легенда уже есть, просто ее не заметили.

По моим скудным данным эта стена шла через территорию Кубачи. Вот вам и материальное доказательство политических и экономических связей Дербента с соседними территориями.

С присоединением моей родины, полуострова Крыма у Дербента появился существенный конкурент. В Крыму располагалось древнейшее христианское государство, от которого тоже сохранились крепости. Есть там крепости скифов.

Согласитесь, что при таком раскладе туристическая репутация Дербента с одной лишь крепостью не выдерживает никакой конкуренции с развитой туристической крымской агломерацией.

Поэтому правильным решением было бы "раскрутить" город, как часть великой кавказской стены.

Историки могут раскритиковать мою позицию, нов ответ могу сказать, что историки могут раскритиковать многие мифы которые принесли не один миллион долларов международным туристическим центрам.

В древнем узбекском городе Хиве (2500 лет) был верблюд, благодаря которому заработали на фото с туристами около 1 000 000 настоящих советских рублей (1,6 млн. долларов). Кстати там вокруг него ничего нет, и чтобы его посмотреть прилетают в аэропорт Ургенча с Ташкента.

На мой взгляд у Дербента богаче история чем у Хивы.

 

IDEYA POLPREDA

Ну раз меня назначили дежурным блогерам, который должен сидеть со злым лицом при встрече с полпредом СКФО и другими чиновниками, во время того как ругают блогеров, то позволю себе покритиковать Сергея Алимовича за одно его поручение при последнем инспектировании Дербента.

Комментируя названия кафе и вывески в г. Дербенте Сергей Меликов заявил:

"Что, других букв нет, кроме латинских? Особенно в современных условиях, когда все зло идет оттуда" ... Азнаур (обращаясь к министру печати и информации РД Азнауру Аджиеву), как можно быстрее избавьтесь от зарубежных символов." (цитирую из газеты "Черновик" за 30.01.2015г.)

С одной стороны Сергей Алимович прав, у нас есть тяга к ярким вывескам странного содержания. Мои гости постоянно меня спрашивают о чудных наименованиях. Например, почему махачкалинский магазин "Гуливер" торгует женским нижним бельем. А между Гунибским и Чародинским районами на дороге стоит одноэтажное кафе с покатой крышей с грандиозной вывеской "Санта-Барбара". понятно что богобоязливые мусульмане даже не знают что их кафе носит имя христианской святой. То же самое можно сказать про продуктовый махачкалинский рынок "Marriot"

Но с другой стороны, давайте представим, что мы будем реставрировать Нарын-Калу кирпичом из которого сложен московский кремль. Это явно будет уничтожением памятника.

В древних городах важна атмосфера, которую создают мелочи. Думаю, что Азнаур Аджиев, как высокообразованный человек, в 100 раз лучше меня знающий историю Дербента и Дагестана, должен официально поблагодарить Сергея Меликова за великолепную идею и сделать все наоборот.

Дербент не был столицей Киевской Руси. На его площадях торговали купцы с России, Европы, Средней Азии, всего Кавказа. В дербентских кварталах жили представители десятков народов и религиозных конфессий.

Поэтому срочно надо украсить Дербент вывесками на тюрских языках, арабском, фарси, еврите, арамянском и даже на старославянском.

Вот тогда это будет не уставший пыльный советский город, а древний город с древней пылью, древними грязными улочками за вид которых, туристы готовы отдавать большие деньги. В таком окружении с удовольствием можно выпить чашку турецкого кофе или пиалу зеленого узбекского чая №95. Туристы едут за атмосферой.

Сергей Алимович может потребовать долю с реализации этой идеи :)

В конце как и обещал главе совета старейшин Дагестана напоминаю реквизиты банковского счета для тех кто хочет помочь в подготовке юбилея Дербента.

Для платежей, поступающих в Республику Дагестан от контрагентов, находящихся за пределами РД и внутри республики.

Получатель: Благотворительный фонд «Возрождение Дербента», Дагестанское отделение №8590 г. Махачкала

ИНН/КПП Банка:

7707083893/054102001

ИНН/КПП Клиента:

0542033535/054201001

Банк получателя: Северо-Кавказский банк СБ РФ г. Ставрополь

БИК: 040702660

Кор.сч.: 30101810600000000660

Расч. счет: 40703810560320003035

Назначение платежа: на благоустройство города к юбилею, указать Ф.И.О., место жительства.

2 Распечатать
Tarlan 02 февраля 2015, 21:05

А сколько шуму то было:- "ЮЮЮБББИИИИИИИЛЕЙ"! ЮНЕСКО! МЕЖДУНАРОДНЫЙ! ЛИЧНЫЙ контроль!!!!! И на тебе: НИ ДЕНЕГ, НИ горожан, ни Любви к седой Древности. Видите ли- вывески не "те" и где? В Дербенте и все вывески "оттуда"! Простите, а сами то вы откуда, ни "оттуда" из той же старины вылупились, со своими зипунами, да картузами, шароварами, да шапками Монамаха?
Расул, так дело не пойдет! Дербент признаётся самым древним городом России, самым отделённым южным форпостом? Будьте любезны всю:- Россия, а также Азербайджан, Иран, Турция, Багдад, Египет и Европа, всё центральное СНГ, все пригласить к участию в подготовке и Привлечь к юбилею всех потомков тех, кто ходил по шёлковому пути от Булгар в Китай и от Китая в Европу, пусть они тоже принимают участи в проекте юбилея Дербента. Кадому дать по улочке, махалю, объекту, переулку, или даже по отдельному дому для ремонта. Нельзя же из санкций и кризиса замыкаться в собственной скорлепе. Идею твою о "вывесках" полностью поддерживаю: весь шёлковый путь и все упоминания народов и языков и культур Великого Переселения Народов и Шёлкового Пути пусть будут в витринах и вывесках. Кому они мешают? Нашли чему придираться- прямо как собака на сене. Политика - понимаш ли! В конце де концов: Дербент не Мекка- не "ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД" и он не был никогда закрыт для торговли и связей( за исключением периода войн). Так зачем теперь его закрывать от МИРА и открывать только для юждага и Кубачи? Мелковатый подход, не соответствует масштабу почтенного возраста. Размаха, потенциала и мозгов не хватает -вот это настоящий дефицит! Надо производить, генерировать и реализовывать идеи, а не топтаться вокруг, да около. Не обиделся, Расул за иной подход. Кубачи мы любим- надо готовит и юбилей Кубачи с международным размахом. Намного полезней Цамаури будет и главное, есть Мастера, люди, Село, Товар и международный Бренд!!!! Как тебе такой подод?

5
Кристина Терешенко 02 февраля 2015, 22:37

Там, где игнорируют факты, как правило, занимаются строительством воздушных замков. Отбросьте лень в сторонку, зайдите на официальный сайт администрации Дербента. Там - масса фактов о том, как идет подготовка к юбилею, в том числе обозначены и существующие проблемы с объяснением, как они возникли и что с ними собираются делать.

-3
Тимур Идрисов 02 февраля 2015, 23:55

Расул подскажите пожалуйста как можно с вами связаться

-2
Гаджиев Самир 03 февраля 2015, 02:04

А что горожане? Им долгие годы морочили голову тем, что городу 2700 лет, потом оказалось 5000 лет, а теперь, по воле своего дагестанского учёного - 2000. Причём эта воля была проявлена как раз в момент, когда должно было выйти постановление правительства РФ. Странным образом, не были приняты во внимание свидетельства античных авторов, таких как Гекатей Милетский, который ещё в 5 веке до н. э. писал о знаменитых Каспийских воротах. В трудах академика Кудрявцева приводятся доказательства существования более ранней сырцовой стены, которая впоследствии была укреплена сасанидами. Кто объяснит горожанам, почему их городу на юбилей выделяется несопоставимо мало средств? Почему большинство подрядов получают неместные компании?

3
Расул Кадиев 03 февраля 2015, 09:09

На счет подрядов, согласен.

2
Рамазан Салманов 03 февраля 2015, 12:39

Расулу Кадиеву и Абдулле Абдуллаевичу Магомедову-все ни так и все ни туда, и вот почему.Почему не "клеится юбилей"-1)потому что:-мало кто понимает,что это за юбилей,чей это юбилей,и какое отношение этот "юбилей" имеет к автохтонным народам Дагестана.2)Народы нутром чувствуют,что затеваемые "празднества"-это точно делается не для народов,а выдумана "идея фикс", для привлечения инвестиций под нее,а дальше посмотрите какая "драчка" развернулась,кто будет это все "пилить",в которой принимают активное участие Федералы,регионалы,и даже обиженный "Имам-дах"-Дербентский,и не даром в этой связи жаловался "АРГ"на пресс-конференции в Дербенте,обращаясь к "САМ",что всю исполнительную часть,Федералы почему то сбросили на регионалов,хотя та же крепость "Нарын-кала" является Федеральной собственностью,т.е.,"пилильщики"конфликтуют,кто чем должен заниматься в порядке подготовки "юбилея",а самое главное не могут разобраться чьи деньги,сколько и куда должны быть инвестированы,и кто в конце-то концов будет допущен к главной "кормушке".3) Ученое сообщество,так и не определилось,сколько же в конце-то концов лет Дербенту-5000 или 2000 лет,и что мы в этой связи называем Дербентом,кстати и последняя дата,уже подвергается очень серьезным сомнениям,ученые уже "накушались" синдромом Казани,когда продавили 1000-летие города,деньги как и положено "распилили",теперь активированы уголовные дела,а на поверку оказалось,что Казани не более 800-лет.Резюмирую."Фишка" "юбилей" Дербента-плохо подготовленная компания по оболваниванию масс,с крайне плохими исполнителями,и заранее обречена на провал.

-1
Рамазан Салманов 03 февраля 2015, 13:10

Постскриптум.А вот и документальное подтверждение,сказанному мною: "Прокуратура Дагестана в ходе проверки выявила в администрации Дербента ряд нарушений при распоряжении земельными участками на сумму свыше 36 млн рублей. Об этом со ссылкой на ведомство сообщает "Черновик".
"Прокуратура республики провела проверку исполнения земельного законодательства на территории городского округа «город Дербент». В ходе проверки установлены факты незаконного распоряжения администрацией города земельными участками, являющимися объектами федеральной собственности. В результате этих действий государству причинен ущерб в сумме более 36 млн. рублей", -говорится в сообщении".

-2
Magid Omarov 03 февраля 2015, 22:46

Главное скинуться всем миром!
А наверху уже сами решат, что с деньгами делать.

-1

Оставить комментарий:

Наверх