21 сентября
Блог «Блог ФЛНКА»
31 июля 1130 3

Энвер Кисриев: «Общество подходит к развилке дорог»

Энвер Кисриев: «Общество подходит к развилке дорог»

flnca ФЛНКА Автор блога

Ссылка на оригинал публикации на сайте FLNKA.ru

Редакция сайта ФЛНКА представляет вниманию читателей фрагмент беседы с известным социологом, кавказоведом, кандидатом философских наук, руководителем сектора сравнительной регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований ИАфр РАН Энвером Кисриевым. Именитый ученый рассказал о своей нынешней работе, последних научных изысканиях и исследованиях процессов, происходящих в современном обществе, в том числе связанных с идеологиями радикализма и экстремизма.

Энвер Фридович, довольно долгое время от Вас не было новостей. Лезгинская аудитория, избалованная Вашими профессиональными и глубокими публикациями и интервью, успела очень сильно соскучиться по Вам. Расскажите, пожалуйста, над чем Вы работаете сейчас?

В последние годы я стал снова больше внимания уделять методологическим и теоретическим вопросам понимания социальной реальности. Прошли два очень бурных 12-летних периода истории нашей страны: 1988-2000-2012 гг. Характер и масштабы трансформаций были грандиозными. Но работать было интересно, хотя жить в эпоху перемен, как известно, никому не желают. За эти годы мне довелось провести множество социологических исследований. Осмысление происходившего тогда занимало меня целиком. Сейчас в происходящем я не вижу новизны, определенности развивающегося процесса. Наше общество, похоже, опять подходит к развилке дорог, как богатырь во многих русских сказках. Впереди, по-видимому, новые серьезные перемены. Может быть поэтому я увлекся общими теоретическими и методологическими вопросами. В этой области есть очень глубокие, правда, довольно сложные для понимания подходы и концепции. Изучение этих вещей – довольно увлекательное дело.

Из числа конкретных моих работ хочу отметить разработку концепции научного исследования современного исламизма на политической карте мира. Проект зародился в 2009 году в секторе Сравнительной регионалистики, который я возглавляю в «Центре цивилизационных и региональных исследований» института Африки РАН. В 2010 году проект был закончен и принят в план научно- исследовательских работ. В декабре того же 2010 года, как известно, начались социальные волнения в Тунисе, послужившие к весне 2011 года запалом серьезных политических перемен взрывного характера на пространствах Ближнего Востока и Магриба. Их принято называть «Арабской весной». Это послужило дополнительным стимулом сосредоточения научных усилий на этом круге проблем.

За прошедшее время нашему сектору удалось провести ряд круглых столов и конференций, что позволило сформировать коллектив ученых, работающих в различных научных и учебных учреждениях (в том числе за рубежом), для поэтапного осуществления этого проекта. Не буду рассказывать о множестве промежуточных, весьма интересных, дел нашего коллектива в реализации этого проекта, но отмечу главное:

В 2015 году был издан первый том по этой проблеме - монография «Исламские радикальные движения на политической карте современного мира. Страны Северной и Северо-Восточной Африки». (М., 2015.)

А совсем недавно вышла из печати вторая монография этого проекта, на этот раз посвященная Кавказу:«Радикальные исламистские движения на современной политической карте мира. Северный и Южный Кавказ». (М., 2017.)

Впереди еще много дел, и еще больше трудностей в реализации этого очень обширного проекта.

Расскажите об этой последней монографии по исламистским движениям, посвященной Кавказу. Насколько нам известно, именно вами задана методологическая рамка, в которой радикальный ислам определяется не с религиоведческой, а с социологической точки зрения. Не могли бы Вы пояснить для наших читателей важность этого подхода и исследования в целом? В чем, на Ваш взгляд, заключается его новизна и научная ценность?

Не стоит преувеличивать персональную роль кого-либо в этом проекте, но действительно, проект зародился в нашем секторе и мы координируем всю работу по его реализации. Книга получилась большая – 610 страниц и, как все отмечают, очень высокого полиграфического качества. Правда, это не имеет отношения к научной стороне дела.

Данная проблематика отчетливо заявила о себе с конца 70 гг. прошлого века, после революции в Иране и ввода советских войск в Афганистан, и с того времени только усиливается. Мощным толчком, поставившим эту проблематику в центр наиболее злободневных мировых политических тенденций, стали события 11 сентября 2001 года в США и все, что последовало за этим. Выше я сказал о значимости для этой проблематики событий «Арабской весны».

Ислам почти во всех регионах мира демонстрирует в настоящее время повышенную активность, превращаясь иногда в чуть ли не важнейший фактор многообразных внутриполитических процессов в ряде стран мира, в региональных межгосударственных отношениях и, наконец, в глобальном политическом процессе. Надо сказать, что и Дагестан, и соседние с ним регионы сыграли немалую роль в этом.

«Общество подходит к развилке дорог»

Египтяне празднуют третью годовщину революции и смещения Хосни Мубарака на площади Тахрир

Обилие событий относительно деятельности исламистов, многообразные описания, комментарии политологов и экспертов, заявления политиков, оценочные суждения, высказываемые разными лидерами общественного мнения – все это уже давно обрушивается на людей и формирует их представления об этом явлении. Оказавшись в эпицентре мирового политического процесса, исламская проблематика проявляет себя в самых разнообразных формах и вызывает самые разные реакции. В итоге эта чрезвычайно актуальная и столь болезненная тема не могла не породить множество легковесных, эмоционально насыщенных и политически ангажированных понятий и суждений, которые и сейчас господствуют в массовом сознании.

Так, как правило, подразумевается, что религия ислама или отдельные его исторически сложившиеся течения решающим образом мотивируют сейчас группы своих приверженцев на определенного рода политические действия. Отсюда разгадку радикальных исламистских движений пытаются, как правило, отыскать в теологических конструктах - отдельных исторически сложившихся мусульманских течениях, скажем, «ваххабизма», «салафизма», «суфизма», «тарикатизма», «такфиризма», «джихадизма», «халифатизма» и т.д. Этот подход к пониманию современных политических движений исламистской направленности можно назвать «теолого-идеологическим». Так, во многих текстах по этой теме можно обнаружить позицию, что определенные теологические течения ислама, возникавшие в свое время и по своим историческим причинам, теперь, в наше время, непосредственно мотивируют своих приверженцев на акции политического экстремизма. Представлять дело так, что суть исламизма в теологии ислама, просто недоразумение, если не сознательное отвлечение внимания от подлинных причин происходящего. Приводить отдельные цитаты из Корана с целью доказательства происхождения современных исламистских движений – профанация научного исследования.

Все это существенно затрудняет его научное изучение. Поэтому для нас вопрос стоял скорее не в том, чтобы «по крупицам собирать факты», а в том, чтобы систематизировать и осмыслить всю эту огромную информационную стихию, следуя строгим правилам научного исследования, не упуская из поля зрения суть. Теолого-идеологический подход к осмыслению нынешних социально-политических трансформаций в исламском мире несостоятелен. Мы исходили из того, что концепция радикальных исламских движений должна определяться не с религиоведческой точки зрения.

Феномен «исламского экстремизма» следует изучать исходя из социетальных реалий современности, а не путем обращения к теологическим формулам, которые зарождались и развивались в свое время и в ходе различных и всегда совершенно конкретных исторических процессов. Для нас же главным было понимание того, что исламизм, какие бы теолого-идеологические одеяния он при этом на себя не примеривал, использует религию ислама в качестве средства для достижении определенных политически ангажированных целей. Поскольку религия в наш век вновь стала приобретать для многих людей огромную значимость, важно понимать принципиальное различие между религией как самоцелью - самоценным духовным знанием-поведением верующего и «религией» превратившейся в средство достижения вполне земных, конкретных целей определенных политически ориентированных групп.

Мы исходили из цивилизационного подхода, в котором сочетаются исторические, культурологические и социологические конструкты реальности. Концепция «радикального исламизма в нашем понимании носит операциональный характер, позволяющий однозначно (без идеологических и психологических предпочтений) идентифицировать происходящие общественно-политические процессы и извлекать из изучения отдельных случаев и их сопоставлений между собой объективное знание о происходящем. Этот подход позволяет более адекватно представлять причины зарождения различных течений исламизма, их организационные структуры, пропагандистские ресурсы и цели в конкретных обстоятельствах.

Конечно, говорить о какой-то универсальной и всеобъемлющей концепции, объясняющей всё и вся в проблематике современного радикального исламизма не приходится. Так не бывает в общественной науке. Тем более, что проблемы исламистских движений под религиозными лозунгами никак не отнесешь к «кабинетным», сугубо «научным» вопросам. Основная задача проекта – дать достаточно полное научное представление о деятельности радикальных исламистских движений и организаций во всех регионах мира.

Нас в особенности интересует ситуация в Дагестане, где не первый год очень остро стоит вопрос распространения экстремизма. Какое развитие приобрело это явление за последние годы? Согласны ли Вы с тем, что активность подполья переместилась с севера республики на юг?

Кратко осветить эти вопросы очень трудно. В целом, мне кажется, что в Дагестане проявления религиозного экстремизма – я говорю о прямых силовых акциях исламистов – в последние годы заметно снизились. Это обусловлено не столько тем, что хорошо поработали правоохранительные, воспитательные или идеологические организации. Я думаю, что Катастрофа (гибель советского государства) породила и вырастила в 90-е годы прошедшего века тип молодого ниспровергателя, «революционера», открывшего для себя духовный мир исламской традиции и противопоставившего себя той мрачной реальности, с которой большинству граждан пришлось тогда иметь дело. Он – этот тип радикала - был обречен, поскольку присвоил себе право на прямое насилие, он сошел со сцены, в основном, в первом десятилетии XXI века. Профиль последующих поколенческих волн в Дагестане каждый раз иной, иными становятся и события жизни. В настоящее время общая ситуация в республике в этом отношении значительно спокойнее.

Более обстоятельно на эту тему я говорить здесь не могу, поскольку это потребует много времени, длинных обоснований и т.д.

Что касается юга Дагестана. Действительно, здесь в последние годы активней проявляют себя экстремистские группировки. Обусловлено это, думаю, тем, что южный Дагестан все глубже погружается в экономическую депрессию, вызванную, главным образом, объективными обстоятельствами непреодолимой силы – государственная граница перерезала участок территории Кавказа, где во все периоды прошлой многовековой истории находилось «солнечное сплетение», интенсивный узел политических, экономических и этнокультурных взаимодействий проживающего здесь народа. Тот факт, что власти Дагестана «не видят» этого, не обращают никакого внимания – это отнесем к категории субъективных факторов.

И все-таки, есть основания предположить, что экстремистский (криминальный) исламизм будет ослабевать в Дагестане. Однако исламизм как таковой, то есть, формирование оппозиционных групп, идеологических учений и протестной деятельности, использующих ислам в качестве мотивационного и мобилизационного средства, будет продолжаться, но, может быть, в новых формах и функциях. Это неизбежно, поскольку их порождают реальности жизни. Желательно было бы, чтобы эти тенденции не приобретали нелегитимный криминальный характер.

Можно ли говорить о том, что радикальные религиозные учения, а также образованные под их влиянием общины стали врастать в традиционную дагестанскую систему?

Не уверен, что «традиционная дагестанская система» у нас сохраняется где-либо, хоть в какой-нибудь цельности. Радикализм – это веяние нашего времени, он произрастает сейчас, везде и на всем. Религиозный радикализм – одно из направлений социального радикализма нашего времени. Современный мир становится агностичным («непознаваемым»), аморальным, алогичным, асимметричным, атипическим…

Все это не может не порождать замешательства особенно среди молодых людей, что порождает необходимость поисков надежных смыслов и подлинных ценностей, на которые можно было бы опереться в жизни. Обращение к религиозным ценностям в таких условиях стало обычным и они с неизбежностью оказываются противостоящими статус-кво. Здесь я не хочу выделять ислам из общего потока этих современных общественно-политических тенденций. Общие закономерности нашего времени везде едины. Поэтому правильней говорить не об их «врастании» в систему, а об их «разрастании» внутри систем.

Простых ответов, что с этим делать, нет, поскольку ЭТО определяет основное содержание происходящего сейчас во всем мире.

Широко известна практика самоизоляции религиозных общин в Дагестане, например, аула Гимры, ряда даргинских поселений и т.д. С ними пришлось считаться даже республиканским властям. Может ли это явление приобрести новые масштабы и что это может способствовать?

Феномен самоизоляции ряда дагестанских джамаатов является естественной реакцией сельских общин на токсичность того образа и стиля жизни, который становится доминирующим и захватывает мир. Его неприятие порождает стремление «закрыться», сохранить себя в чистоте и целостности. Основным ресурсом для этого оказывается религия – ислам. Властям приходится считаться с этим, хотя именно их прямые действия часто вызывали стремление населения джамаата закрыться.

Гимры, Унцукульский район РД

Но самоизоляция с использованием религиозного ресурса – самопротиворечива. Она может давать побочные эффекты с очень опасными последствиями. Властям надо пойти, в некотором роде, «навстречу» самоизоляции джамаатов, то есть, надо увеличивать права и возможности самоуправления в них. Государству не надо лезть со своим уставом во внутренние повседневные дела джамаатов. С другой стороны, нашим уважаемым джамаатам, которые «закрываются», я бы рекомендовал осознать две угрозы, подстерегающие их с разных сторон. Одна – это, когда чрезмерное использование противоядия оказывается не менее, а то и более опасным для организма, чем сам яд. Другая – в том, что изоляция приводит к потере иммунитета, она может сделать «организм» беззащитным даже при слабых внешних воздействиях.

Как сильно ДАИШ (запрещенная в РФ террористическая организация) влияет на ситуацию на Кавказе? Как с этим бороться? Как быть с теми, кто уже примкнул к боевикам?

Никакого особого влияния политическое образование под название «Исламское государство Ирака и Шама» не оказывает на Кавказ. А какое-то влияние этот феномен оказывает и на Западную Европу и т.д., и даже на Австралию. Но оно ничтожно для всех этих регионов, хотя разговоров об этом много. ДАИШ - искусственное образование, конструкт политических технологий. Смертельным для него стало бы, если б о нем перестали говорить. Его включили в дискурс для обоснования политических действий определенного рода, и он активно и эффективно утверждает себя через СМИ. Причем, его принимают за реальность и используют в своих интересах, решая свои задачи, все стороны конфликтных отношений этого региона, да и во всем мире.

В социологии есть т.н. «теорема Томаса», которая гласит: «То, что определяется людьми как реальное, оказывается реальным в своих последствиях». Это обстоятельство следует учитывать, когда говорят о ДАИШ. И именно поэтому это образование – реальность с весьма заметными последствиями. И самое прискорбное, что конструкт «ДАИШ» втягивает в себя, как пылесос, множество беспокойных и ищущих смысла жизни, беспокойных молодых душ, которые, в конце концов, погибают там за иллюзорные цели, так же далекие от осуществимости, как и от действительных ценностей, политической культуры и исторических традиций ислама.

Существуют ли в Азербайджане, где проживает большое количество наших соотечественников (представителей лезгинских народов), объективные причины для возникновения радикальных настроений? В чем специфика этой республики? Можно ли говорить, что какая-то ее группа более радикализована?

Разумеется, в Азербайджане есть объективные причины для появления и распространения радикальных настроений, как и почти во всех странах. Не думаю, что в Азербайджане эта проблематика как-то особо актуальна или особо обострена.

Главная специфика Азербайджана в сложившейся там религиозной коллизии. Доминирующий этнический компонент республики исповедует шиитский ислам, а главный оплот и авторитет шиизма сосредоточен, как известно, в Иране, с которым у Азербайджана никак не складываются гармоничные отношения. Одновременно, Турция – самый близкий Азербайджану союзник - является суннитской страной, а суннизм в Азербайджане исповедуют, главным образом, этнические лезгины и аварцы, а также представители других народов Северного Кавказа. Есть прямые указания, что правящие круги Азербайджана сдерживают деятельность шиитских религиозных авторитетов и поддерживают суннитское исповедание. Но представить себе, что из этого может выйти что-то продуктивное, очень сложно. С другой стороны, сложно также представить себе, что национальное самосознание, скажем, лезгин и аварцев начнет слабеть даже при самом благоприятном отношении к суннитам азербайджанских властей. Получается переплетение трудноразрешимых коллизий.

Каков, на ваш взгляд, рецепт борьбы с радикализмом и экстремизмом? Как Вы оцениваете реализованный ФЛНКА в городах и районах Южного Дагестана проект, включавший ряд молодежных форумов против распространения губительной идеологии в молодежной среде?

Простых рецептов нет, но средств и направлений противостояния радикализму много. Главное – не заниматься формалистикой, пустым обозначением деятельности. Радикальные настроения – это серьезно, они зарождаются и произрастают в умах на подготовленной для этого почве. Экстремиста нельзя просто диагностировать как «плохого человека», «опасного», «потенциального преступника». Нельзя думать, что это какой-то порок, требующий устранения, изоляции.

Нужно понимать, что радикальные настроения среди молодежи рождаются и укрепляются под воздействием определенных факторов реальной жизни, они захватывают, как правило, людей сильных, неравнодушных, чувствительных к несправедливости. «Бороться с экстремизмом», направляя свое контр-оружие непосредственно на содержание и смыслы, на содержание того, что идеологически проговаривается – пустое дело. Нужно осознать объективные причины, глубинные источники молодежного экстремизма. Они – эти причины и источники – в вопиющих несоответствиях нашей жизни. Нужно признать реальность и могущество этих несоответствий. Тогда станет ясно, что борьба с радикализмом – будет означать прежде всего неприятие этих несправедливостей и борьбу с ними, но только законными, легальными средствами. Тогда возможна трансформация экстремистских настроений, перевод их на путь активной гражданской позиции в рамках легальных, ненасильственных инициатив.

Молодежные форумы, которые стали проводиться под эгидой ФЛНКА, делают нужное и полезное дело именно потому, что вовлекают нашу молодежь в содержательный и публичный диалог по самым актуальным проблемам жизни, поиску их решений в рамках гражданских инициатив. Надеюсь, они принесут пользу нашей молодежи и республике в целом.

На чем общественности и федеральному центру следует сделать акцент в борьбе с радикальными идеологиями, какое направление необходимо усилить?

Я думаю, что ответил на этот вопрос выше, говоря о том, как нужно противостоять радикальным и экстремистским настроениям среди нашей молодежи. Это был ответ исследователя, который занимается этой проблематикой. Но жизнь очень сложная штука и каждый человек вносит свой посильный вклад в характер развивающейся ситуации. При этом, большие начальники вносят больший вклад, и чем большим числом людей управляет начальник, тем значительней его вклад.

Поскольку советы давать легко, я предложу большим начальникам прислушиваться к позиции ученых, которые профессионально занимаются изучением этого, а самым большим начальникам пожелаю строже спрашивать с подчиненных и полнее осознавать свою прямую ответственность за то, что происходит и может произойти.

 

Корреспондентский корпус ФЛНКА

2 Распечатать
Tarlan 01 августа 2017, 18:08

Интересная беседа. Плюсуем.
Энвер интересный учёный. У него свой взгляд на вещи, события, явления, на пути развития общества, развилки дорог, взлёты и падения человека, общества и государства.
Не менее интересны его "теологически-идеологические" представления о Боге, Писаниях, естественной, социальной, общественной, экономической и политической природе человека и его духа.
Уважаемый Энвер, вся наша жизнь это развилка дорог и каждый наш день -это выбор Пути.
Нам Ежедневно кажется, что мы вчера преодолели эту "развилку" и сегодня вновь оказываемся у такой же развилки и вновь спрашиваем себя:- "куда ты идёшь, в чем смысл твоего пути и чем ты путь свой вершишь"?
Это мы воспринимаем, как нечто, естественное или иррациональное??!))))
В религиях:- иудаизме, христианстве, исламе, которых современные науки не признают, все эти духовные, физические, плотские поиски души человека называется - "движением и развитием, ростом и гибелью, диалектикой и преобразованием" и тд.
Как видишь Энвер, в религии ничего страшного нет, ибо не было бы религиозных учений, если бы не было самого человека. Поэтому религия это не чуждое, а само естество человека, ибо это естество человека дуалистична и состоит из плоти и духа.
Именно не по плоти, а по своему Духу:-Мы сознаём, что мы - из рода человеческого, хотя и имеем земное, животное происхождение, тем не менее мы различаем себя от животного мира, ибо мы- люди, обладающие разумом, памятью, совестью, волей к действию и определёнными своими "потребностями и интересами".
В этой связи, уважаемый Энвер, человек и есть самое высоко социализированное, высоко совершенное, высоко интеллектуальное, высоко сознательное, разумное и всегда готовое к действию и противодействию. Самое удивительное в том, что человек, как творение Всевышнего, обладает признаками, условиями, качествами и количествами мятежа и противодействия своему Творцу. То есть Человек Сотворён - Свободным, Разумным, Волевым, Отвественным, Обучаемым, Строителем и Разркшителем.
Ваша наука отрицает путь Божьего творения!!
Разве не поэтому мы всегда у развилки дорог стоим и чешем затылки? Затылками не прошлого, ни настоящего, ни будущего не увидишь!!!
Разве может богатырь, что то изменить в дорогого, который был задолго до него и сотворённым Всевышним, если Он сам не пожелает изменить или усовершенствовать своё творение: богатыря, дорогу и людей, идущих правильным путём ?
Современные учёные с таким упорством и настойчивостью изучаете те науки, то, что сами наплодили, как плод своих предположений и заблуждений, но при этом не принимаете ничего из того, где имеется знак-"Сделано Богом"!))))
У ваших учёных греческое представление о Боге и Человеке. Требуете представить вам доказательства наличия мастерской, где Бог произвёл миры и человека.))
При этом, вы ещё утверждаетесь, что "изучение социальных и политических процессов и явлений с точки "теолого- идеологических" не совместимым с религией. Ссылки по этим вопросам к Разъяснениям в Писаниях, считаете- "научной профанацией")))
Уважаемый Энвер, нравиться вам это или нет, признает наука этого или нет, вы не можете не знать "материалистического взгляда на мировую историю"', что без человека и его деятельности, не было бы ни социологии, ни политики, ни экономики, ни человеческого общества, ни религии, ни государства? Не так ли, Энвер?
Тогда же возникает вопрос:- "кто сотворил эту вечную "пропетум мобиле" по имени Человек, с какой целью и задачами? Для чего?"
Могут небеса вращаться без человека? Могут.
Может земля крутиться без Человека? Может.
Может растительный, животный мир, видимое и не видимое, развиваться без человека? Могут.
Тогда, в чем смысл сотворения человека?
В том, чтобы Дарвин мог "вписать в мировую историю золотые строки" о том, что "человек- произошёл от обезьяны и труд сделал человека - человеком"? (Ф. Энгельс.).
Мирам миллиарды лет, человечеству по разным оценкам наук, более 365 млн. лет.
В течении этого периода он множество раз погибал, вновь оживлялся в иных форма, развивался погибал и вновь преображался сам и преображал окружающий его мир!!!)))
Куда за 365 млн лет пропал тот самый "геном обезьяны" из которого был сотворён перво человек?
Почему за последние 2,5-3 млн лет ни одна обезьяна не превратилась в Человека? Но зато у мировой истории множество примеров превращения самих людей в обезьян и свиней.
В чем дело, Энвер, когда, где и как был трансформирован геном человека таким образом, что он превращался "в животных", как это процесс называют в современных науках и социологии??))
Энвер, Бог, его Послания к Человечеству, его Пророки и учения были и останутся для человека Светом, который выводит человека из тьмы к свету и высокой организации общества, наук, прогресса и технологий.
Ваш отказ Богу в Его Мудрости при Сотворении миров и самого человека сужает границы ваших наук и понимания происходящих в мире процессов, в том числе и таких деяний, как "экстремизм и терроризм", а также изучения вами их глубоких причин, условий и последствий.
Для того, чтобы делать "научные открытия" нужно уметь пользоваться научными понятиями, категориями, методами и методологиями. То есть научное исследование должно быть максимально чистым во всех отношениях от лабораторного исследования до "полевого Обследования"! Не так ли, Энвер?
Как ваши исследования по проблемам влияния "религий" и религиозного фактора на жизнь людей могут быть "научными", если в самих Текстах древних божественных Писаний вы нигде не встретите, ни одного Греческого или романского слова и нет самого понятия "религия"?
Во всех текстах используются одно и тоже понятия:-"Дин" с подробнейшими описаниями его морали, законов, образа жизни народов, имён бога и сцен судного дня.
Ни в одном из древних писаний вы не найдёте ни одного научного положения, который бы опровергал последующую эпоху развития человечества, возникновения новых Писаний, законов и пророков и их враждебный друг другу характер!! То есть понятия "враг" Человека и Человечества в священных писаниях чётко и конкретно классифицированы в духовных и правовом аспектах, в "небесном и земном измерениях"!
Что такое "исламизм"? В исламе Нет такой "науки" и нет такого научного понятия.
Что такое " джихадизм"? В исламе нет такой науки и нет такого научного понятия.
Есть понятия и наука "ислам", есть понятия и целая наука о "жиjade", которые берут свои истоки от свитков Авраама, Торы- Моися, Псалтыря -Давида, Инжиля- Ицешуа и Корана, ниспосланного Мухаммаду с.а.с.
То есть корневые слова и понятия "ислам", "жиhad" и тысяча других моральных, нравственных и правовых понятий в иудаизме, христианстве, исламе имеют одни корни, единую генетивную конструкцию, что говорит о Единстве их Источника.
А мы с вами что делаем, Энвер?
Мы с вами сами блуждаем в греческом зале и ещё туда же народ созываем на экскурсию Ззачем очередной партией свреморженной лжи.)))
С каких это пор применяемы научные современные политические понятия, или "инструментарий" становятся религиозными науками?
К примеру вам говорят, что "суфизм -это религиозно мистическое учение".)))
Энвер, ты же умный человек. От того, что французы перевели "Тасаввуф, как "суфизм- религиозно мистическое учение", как может мистика быть или стать "наукой" и тем более религией, если главная задача любого религиозного учения в том, чтобы избавить общественное сознание и образ жизни общества, эпохи от невежественных представлений и мистики?
С чего вы взяли, что ислам несёт угрозу мирам?
Нашим учёным хоть иногда можно заглядывать а древние тесты Писаний и попытаться для себя понять, как Бог может нести угрозу этим мирам, если он сотворил эти миры с милостью, милосердием, любовью и для гармонии?
Ты лично, создал по воле явсевышнего свою семью, уют, спокойствие мир и безопасность в своём очаге!!'
Будешь все это разрушать собственными руками, если философия и социология и эксперименты или соседи "бушмены", "аборигены" своими действиями "не довели тебя до безумия?")))) Астагъфируллах. Упаси Бог тебе от этих мыслей и таких "не научных" соседей.
Ты не должен этого делать, если ты человек разумный и мудрый.
А почему мы отказываем в Мудрости, Разуме, Милости, Милосердии, Любви и справедливости Тому, кто знал о том, что в 20 веке в Дагестане родиться Энвер и Тарлан , предопределил им родителей, удел жизни за 2,5 тыс лет, до оплододотаорения нашей клетки в утробах наших матёрей и на 120 день оплодотворения оживил тебя и меня и научил тебя, нас- всему, чем и кем, мы сегодня являемся?
Уважаемые учёные , у вас исключительно отсталые и пешерные представления о человеке, обществе, религиозных учениях и государствах. Вы ещё не избавились от пут материализма и марксизма. Так и не осознали, что именно таким образом для вас создали "вашу религию из ложных учений философии и социологии".)) Дин и религия это совершено разные понятия и слово редилигия не сможет никогда передать не смысла, не значения общего для миров и Универсального понятия- "Дин"
Нам искренно жаль, что наши Российские учёные не поняли, что не было ни одного мига, минуты, часа, года, отрезка времени, долгих эпох, когда бы ЧЕЛОВЕК был без БОГА!!! Не было эпох, когда человек был НЕ ПОМИНАЕМЫМ БОГОМ!!! Бог никогда не покидает человека, пока человек сам не отвернётся от Бога, но даже тогда, когда человек отворачивается от Бог, Бог не лишает человека его земного удела и срока жизни!!!
Все "научные предположения" о религии основаны на том, что религии возникли их эпох язычества и многобожия!!!!
Нас все эти годы обманывали и продолжают обманывать.
Это "язычество и многобожие" возникли из монотеизма, когда человечество стало духовно и морально, научно и прогрессивно- деградировать и впадать в язычество и многобожие!! Этот процесс продолжается и сегодня. Человечество деградирует, а мы называем это падение -"прогрессом"!))
Не религии принесли в миры "экстремизм и терроризм", это земные власти и их политика принесли в миры людей "экстремизм и терроризм"!
Бог не разделял свои религиозные учения:- в иудаизм, христианство.
Таки Писаний с такими названиями, вообще в мире не существует!!
Где Бог называет Книгу Тору, -"иудаизмом" и религию Моисея- "иудаизмом"?!
Не называл Бог Писание для Ийешуа- Исуса Христоса - "Новым заветом или Евангелием", а называл его по арамейски:-"Инжиль".
Тора, Пасалтврь, Инжил, Коран - все имеют общее арамейское название Китаб. Все они в переводе означают "чтение или свитки ( сухуфи) для чтения.!!!
Не должны учёные мужи петь под чужие дудки и чужие песни.
Шариа предписан как установления Всевышнего народам Самуила и Саула.
Пророк Давид- один из первых героев торжества правды и справедливости Шариа Бога - Элля- Эллахим древних евреев.
Исус Христос первая и самая большая Вселенская жертва Шариа Моисея, за то, что просил жестоковыйным народ Исраиля следовать закону Моисея и не уклоняться об Бога и Его закона.
этот список ложных обвинений мусульман во всех грехах можно продолжить. Но они моментально разлетаются, как только включаешь методы настоящих наук, диактектику, анализ, сравнение, аналогию, поиск причин, первооснов корней слов и значений.
Уважаемые учёные, вы же учёные!!!
Почему подражая и повторяете чужую ложь??? Бог- Един, все Дин- едины, Все книги- Едины, Их источник- Бог. Все пророки едины и они братья друг другу. Все они возвращаются к Единому богу.
Когда по земле ползёт зло и люди разделены на враждующие группы по злобе меж собой, почему учёные могут считать проценты, социальные срезы, политические нарезы, всякие там вырезы целых народов, почему учёные играют в политику??)
Энвер, желаем тебе удачи.
Но знай, нет и не было никакого "исламизма". Это политическая заплатка, на старом еврейском халате, которую попытались перекинуть на плечи бедного бербера, когда в пустыне один скиталец, передаёт другому скитальцу своё старое одеяле скитальца пустыни - йахуда.
"Салам" производное от дренесемитского "Шалом" и слово "ислам" производное от общего для семитских народов корня харфов "SLM"- мир.
У евреев и у мусульман от корня слово "SLM", образовано Престаятое Имя Всевышнего -"Шаломим" и у арабов -"Ас- Саляму."
Как видишь, разница лишь в грамматике правописания, а на таких вещах власти делали и делают большую политику. И это очень плохая и грязная-наука!

5
Ашурбек Габибов 04 августа 2017, 16:16

Соглашаясь с мнением Тарлана, что «Современные учёные с таким упорством и настойчивостью изучаете те науки, то, что сами наплодили, как плод своих предположений и заблуждений, …» приведу следующее суждение.
Представьте себе человека, занимавшийся 40-50 лет естественными науками и не имеющей никакого представления о гуманитарных науках, который на склоне лет заинтересовался историей родного края и начал её изучать. В ходе этого изучения известными методами естественной науки он упирается в тупик, связанный с невозможностью её (истории) однозначного описания. В чем причина? Причин может быть много, в том числе и предвзятый подход авторов, но я приведу следующие два, опирающиеся на отличительных особенностях их доказательной базы:
- для естественных наук это возможность экспериментального подтверждения;
- для гуманитарных это зачастую авторитет и/или цитируемость предшественников путем создания «кумиров» для определенных школ и направлений, мнение или доказательная база которых зачастую может оказаться необъективной.
К сожалению доказательной базой своей Истории человечеству овладеть не дано, эта прерогатива Творца и Создателя всего сущего и только Он может решить по какому пути пойти человечеству на развилке, а если будет ТУПИК … !!!???

2
Tarlan 07 августа 2017, 10:14

Уважаемый Ашурбек, это у "учёных" бывают всякие- " щели", "тупики", "горе от ума" и " наступает тупизны от чрезмерного лизоблюдства и собственного невежества".))))))
У Всевышнего нет никаких "щелей"," тупиков" и "разрывов" в творениях. Всё подчинено строгому расчёту, гармонии, закону, весам и ответственности человека перед творцом.
Но все это надо же изучать и постигать для пользы человека, общества, государства!!!
Нельзя же так:- "слышал звон, да не знаю, где он"?
Раз "слышал", значит есть -слух, раз знаешь, что это "звон" - значит есть знания о магнитуде -звуковых волн. Раз не знаешь, где он, значит ты не владеешь знаниями по определению длины звуковой волны, её источника и её определения в пространстве.
Соответственно, надо "учиться и учиться", а не строит "предположения и домыслы" о "слышимом и не слышимом, звонком и глухом, явном и тайном, о времени и пространстве, о Вере и неверии, об измах и призмах, которые все переломляют и искажают".
Мы к примеру, никакие не Алимы- учёные, устазы- профессора и не шейхи-"инженеры человеческих сердец и душ".
Мы простые феллахи.
Сеем, пашем, собираем. Жнём, кормим людей, скот, птиц, муравьёв и даже грызунов на поле.
То есть, кто живёт или приходит на наше Поле во время урожая, каждый получает свою долю из того, что нам ниспослал Аллах из своих милостей и благ.
Неужели учёным так сложно отличить "зерно от плевел"?
Скажем так. Есть понятие "зерно"? Есть!!!
Разве зерно озимой пшеницы и зерно ячменя похожие? Нет.
А зерно кукурузы и рапса похожи? Нет. Так они же все называются "зерном".!!!)))
Отчего, они вроде из одного класса -"зерновых" и так не похожи?
Так и в науках!))) В жизни и Вере тоже так бывает.
Вроде человек в вере, жизни и науках из такого же Человеческого рода и они так не похожи на свой родовой, классифицированный вид, особенно, если он знаменитость или герой власти и "нашего времени".
Ученые ищут "исламизм"? Нет проблем, только скажите, где они будут его искать? В исламе? Так нет в исламе -"исламизма". "Исламизм" это политическая белиберда, придуманная лже наукой.
Ищут "жихадизм"? Зачем его искать?
Берем лист бумаги. С правой стороны, крупными буквами на современном иврите пишем пишем слово-"YAHUD", а слева пишем слово "JIHАD".
Находим корень слова-"hud"-"hada"-"hudi".
Теперь переводим на нормальный русский язык. "YA-HUD" - - означает, "скиталец, житель пустыни, еврей, избравший путь Господа миров ( hada- путь, дорога у древних евреев. Моисей был избран пророком и он избрал для своего народа "путь - hada"-господа миров" -Элляхим.
Теперь переводим слово "JIHAD- JAHADA"- означает усердие, Приложение максимального усердия в пути, скитаниях, служении Господу миров.
Уважаемые Ученые, что теперь осталось от вашего "исламизма"? Салам это Еврейское -Шалом. Йахуд - это еврей.
Иаков - Исра'-Эль, Моша- Моисей, Саламон- Шаломмим, Дауда- Давид, Ийешуа- Исус так и называли свои народы:-"Йахуд"!
Коран также называет потомков колен Исра-Эля -"Йахуд", точно также, как их называли книги и предшествовавшие пророки- мир им всем.
Поистине они были избраны явсевышним, мы их помним. Ввеликие были рабы Всевышнего и пусть их земной долей и деяниями доволен будет Аллах- Эллохим.
Всем перечисленным выше пророкам был предписан -"JIHAD"!!!
Можете опровергнуть? Нет, если только опят не начнёте подменять буквы и значения слов.))))
Заметье, это было предписано "йахудам" более 2,5 тыс лет до новой эры. Так о чем спор? В Коране буква в букву, смысл в смысл и значение в значение Всевышним описан "jihad" точно также, как он был предписан йахудам во всех предшествовавших до исламских Писаниях.
Есть различия в понятиях? Конечно есть, особенно в части правового определения причин, условий, характера.
Главное. Шариа ислама полностью отменила все жестоковыйные ( это выражение библейское, не наше) - методы ведения боевых действий иудейских войн на полное истребление язычников и многобожников и многие другие не мыслимые и добавленные самими людьми, жестокости в ведении войны.
Право мусульман определило чётко:- состояние войны, перемирия и конца боевых действий и запретило перманентное уничтожение противника, после достижения перемирия и тд.
Это устанавливается очень просто.
Берем лист бумаги и пишем столбиком, справа и слева, как хотите.
Шариа- Торы и книг, и Сунны- Моисеевых. Шариа- Корана и сунна Мухаммада с.а.с.
Что предписано- йахудам? Что предписана - мусульманам?
Нашим учёным лень этим заниматься?
Тогда скажите нам, кто должен этим заниматься? Обладатели знаний евреев, христиан и мусульман молчат и все кричат: "терроризм это не от нас!"
От кого, укажите нам в Священных текстах, в каком писании идёт упоминание о самом слове- "террор"?
В каком смысле упоминается, что означает, что запрещает и в отношении кого дозволяется?
Ученые даже на этот элементарный вопрос не отвечают!!)))))
Как они собираются победить "террор", если не знают, что это такое означает?
Между тем, впервые слово и понятие "Террор" упоминается в Торе и чётко разъяснено, что это такое!! Можете отрицать, что понятие "rehab" было вам разъяснено в торе, потом в псалтыре.
В Евангелии, греки вообще подменили его смысл и содержание и из этого корня вывели семитское понятие- раhbiу"- "монах, отшельник, затворник"?
Для чего это сделали, хотели скомпрометировать христианство, подменив буквы в слове и изменив его смысл?
Ну и как, это помогло грекам и йахудам, остановит распространение христианства или уничтожить монашество?
Великий народ йахуда. Пожалуй нигде в мире, они так не повелевают жизнями людей, как здесь в России. Стоит им здесь выкинуть, какую нибудь моральную отраву и гадость для страны, так нашим людям сразу "сняться святые воды Иордана, молочные реки, земля обетованная и царство небесное на земле".)))
Успокойтесь все:- евреи, христиане и мусульмане.
Нет и не было никогда "царства небесного" на земле потому, что это земля!!! Эрц- у евреев и ардз- у арабов. Из за букв в названии земли, вряд ли нужно проливать кровь.
"Кровь людская не водица"- этого даже коммунист Шолохов понимал. Неужели до учёных не доходит?
Здесь, на земле, пролито слишком много крови и слишком много пало невинных жертв.
Эне обещал Всевышний никому "царства небесного" на земле.
так что учёным не надо спешить выводить его из "иудаизмах, христианизма, исламизма".)))
Тут - измы -не помогут!)))

3

Оставить комментарий:

Наверх