Блог «From Caucasus W L»
13 февраля 2014 598

«Отказать! Отказать! Расстрелять! Расстрелять! Расстрелять!»

«Отказать! Отказать! Расстрелять! Расстрелять! Расстрелять!»

ennaofficial Ennaofficial Автор блога

Ведущий — протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, руководитель Интернет-порталов «Православие и мир», «Непридуманные рассказы о войне», основатель постоянно действующего мобильного фестиваля «Семейный лекторий: Старое доброе кино», член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы.
Гость — историк Владимир Михайлович Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Российской Истории, профессор Николо-Угрешской Духовной Семинарии, академик Российской Академии Естественных Наук.

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— Здравствуйте, дорогие друзья! С вами протоиерей Александр Ильяшенко и наш гость, я надеюсь, наш постоянный гость — Владимир Михайлович Лавров, профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Российской Истории, профессор Николо-Угрешской Духовной Семинарии, академик Российской Академии Естественных Наук.

Мы хотим начать цикл бесед об исторической миссии России, нашей Родины. Сейчас имеется возможность говорить о темах интересных, острых, волнующих. И мы будем стараться по мере наших возможностей (и мы надеемся на квалификацию профессора Владимира Лаврова) говорить объективно об очень трудных страницах нашей истории. Трудные они не потому, что когда-то нашим предкам их трудно было пережить, я думаю, в нашей истории мало было периодов, когда жить было сравнительно легко. Трудно, потому что очень много недоговоренностей, искажений — сознательных или неосознанных, открываются новые факты, а самое главное — сам предмет исследования исключительно сложен, многообразен, противоречив.

Я думаю, многим приходилось беседовать на исторические темы — беседы тут же срываются в горячий спор, не потому что люди — спорщики, а потому что смотрят на один и тот же факт, на одно и то же событие, на одно и то же явление с разных точек зрения. Вот я знаю нечто и смотрю с этой точки зрения, а мой собеседник знает нечто другое, чего я могу не знать, и смотрит на то же самое явление, и тоже хочет докопаться до истины. Но в силу его сложности, мы смотрим на явление по-разному. Это не значит, что он не прав, или я не прав, или оба правы. В какой-то мере правы, в какой-то не правы, но надо найти соприкосновение точек зрения, по крайней мере, охватить побольше моментов, которые с той, или иной стороны характеризуют нашу историю.

Первая тема, которую мы хотели бы озвучить, предложена Владимиром Михайловичем. И тема — «90 лет без Ленина». Так получилось, что мы делаем запись 21 января в год 90-летия смерти Владимира Ильича Ленина.

Ленину помогли уйти?

Профессор Владимир Лавров:

— Это даже не я предложил, а по времени подошла наиболее крупная дата — 21 января, 90 лет без Ленина.

Похороны Ленина

Похороны Ленина

21 января 1924 года неожиданно для всех, даже для врачей, умирает Ленин. Хотя шла агония, не представляли, что он умирает. Он шел на поправку. Как такое может быть? Конечно, Ленин болел, но в то же время непосредственно перед кончиной шло улучшение. И здесь нужно сказать об одной версии: Ленин был отравлен. Ни много, ни мало…

Дело в том, что когда производилось вскрытие, не провели экспертизу на яд. Все посмотрели, а именно это не стали. Почему? Причем, основания посмотреть были. Дело в том, что Сталин в ЦК открыто доложил, что Ленин просит у него — у Сталина — яд. И попросил товарищей решить, как быть: давать яд Владимиру Ильичу или не давать? В принципе, такое могло быть, потому что Ленину нравился пример революционеров Лафаргов, которые были больны и ушли, отравившись, покончив с собой. Революционеры-материалисты считали, что это возможно и хорошо.

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— Это, возможно, восходит к древнеримской традиции, когда человек, попавший в безвыходное положение, кончал с собой.

Профессор Владимир Лавров:

— И товарищи по ЦК Сталину ответили, что не надо давать яд. Было ли это на самом деле или не было? Может быть, Сталин действовал на всякий случай — а вдруг проведут экспертизу? Дело в том, что у Ленина и Сталина были очень напряженные отношения. Ленин требовал снятия Сталина с поста генерального секретаря партии, Сталин оскорбил Надежду Константиновну — супругу Ленина, и есть свидетельства, которые не вошли в последний том «Биографической хроники Ленина»,что Ленин всячески, насколько позволяло его здоровье, намекал, что его «Письмо к съезду» нужно реализовать сейчас, при его жизни. Не сделали…

Более того, Ленин фактически находился под домашним арестом. Например, то же «Письмо к съезду», сугубо секретное, в тот же день лежало на столе у Сталина. За Лениным была слежка. И все прослушивалось, и рядом были сотрудники госбезопасности — чекисты, реально был домашний арест. Нельзя исключать, что Ленину помогли уйти, тем более, что такой экспертизы не было. Хотя доказать это сейчас трудно, может, надо проводить какие-то особые исследования, но я не уверен, что спустя столько лет что-то возможно найти.

Во всяком случае, есть такая версия, она не лишена определенных оснований, хотя было заболевание мозга, сосудов (то же самое было и у его отца, в том же самом возрасте отец Ленина умирает). К этому можно добавить, что в последние годы, когда Ленин взял власть и возглавил советское правительство, он очень много работал, это действительно так, вся бюрократическая система работала в «ручном управлении», как сейчас говорят.

Ленин не привык к такой работе, за границей, в Швейцарии у него было достаточно спокойный, размеренный образ жизни — гулял в горах, работал в библиотеке, а здесь пришлось вкалывать, здесь ввязался в такую борьбу, что приходилось работать, работать и работать. Возможно, это подорвало здоровье.

Во всяком случае, это произошло сегодня, 90 лет назад.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— А версия, что Ленин умер от сифилиса, насколько обоснована? Или это домыслы?

Профессор Владимир Лавров:

— На бытовом языке некоторые мозговые заболевания называются сифилисом мозга, но на самом деле просто сифилиса, как венерического заболевания, у Ленина не было. Есть очень хорошее исследование, чем болел Ленин, от чего он умер1. Это — или заболевание сосудов, или, если ему помогли, то яд. Во всяком случае, заболевание сосудов было, а венерического заболевания не было.

Завещание Ленина

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— Владимир Михайлович, Вы упомянули завещание Ленина «Письмо к съезду», оно опубликовано, его можно прочитать, но ведь он говорит негативно не только про Сталина. Очень интересно, что ни про одного из своих ближайших соратников по партии Ленин не говорит позитивно. Это тоже печальный итог, когда, собственно то, положиться не на кого. И Троцкий, и Бухарин, и Зиновьев, и Каменев, — перечисляются только негативные стороны их деятельности. Поэтому не только один Сталин, все они были заинтересованы, чтобы письмо не получило огласки.

Профессор Владимир Лавров:

— Вообще, когда в 1922 году учредили пост генерального секретаря, то не предполагали, что это будет главный пост. В советское время, особенно при Сталине, утверждалось, что кандидатуру Сталина предложил Ленин, а на самом деле предложили Зиновьев и Каменев, и предполагалось, что это секретарский пост. Но Зиновьев, Каменев, да и Троцкий упустили, что время революции уходит в прошлое. И реально управляли страной уже из-за кулис, в коридорах, между собой, а не на площадях и не на улицах. Они еще жили этим революционным духом.

А за кулисами Сталин был гроссмейстером, он блистательно вел закулисную работу, а выступал он, кстати, плохо и по-русски говорил плохо, уступал многим в красноречии. Этот пост постепенно, как бы незаметно превратился в главный, он позволял подбирать людей на посты, расставлять, что чрезвычайно важно. При социализме все партии, кроме большевистской, были уничтожены, все газеты, кроме большевистской, были уничтожены, в результате никакой политики, открытого общества нет, все делалось за кулисами. И здесь Сталин был выше многих на голову.

Председатель СНК СССР и председатель ГКО СССР И.В. Сталин и премьер-министр Великобритании У. Черчилль на двусторонних переговорах, проходивших в Москве в октябре 1944 года

Председатель СНК СССР и председатель ГКО СССР И.В. Сталин и премьер-министр Великобритании У. Черчилль на двусторонних переговорах, проходивших в Москве в октябре 1944 года

Так получилось, что власть стала сосредотачиваться в руках этого человека, который, конечно, был заинтересован в уходе Ленина, но Вы правильно заметили, что Ленин не называет преемника. Это, действительно, драма, даже трагедия — всю жизнь посвятил революции, создал партию, ввел людей в руководство партии, а приемника нет, передать некому. Это трагедия.

Да более того, Ленин видел, что и в стране происходит не совсем то, что он хотел бы. Поэтому многие его последние работы драматичны. Он мечется, он обращается к тому, что писали эсеры о кооперации, самих эсеров посажали, но Ленин берет их идеи. Потому что действующая модель не работает. Ленин даже проговаривает, что «мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм»2. Но дальше не говорит ничего.

Cнятие драгоценных металлов с облачения священников, 1920-е годы. Ценности изымались якобы для борьбы с голодом, но рассекреченные сегодня документы ясно свидетельствуют, что судьба голодающих мало волновала большевистских вождей.

Cнятие драгоценных металлов с облачения священников, 1920-е годы. Ценности изымались якобы для борьбы с голодом, но рассекреченные сегодня документы ясно свидетельствуют, что судьба голодающих мало волновала большевистских вождей.

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— Владимир Михайлович, Вы говорите о трагедии Ленина, это так, это объективно. Но при этом я хотел бы добавить, что это был человек исключительно жестокий. Может, не по его инициативе, но не без его ведома уничтожили царскую семью, вместе с детьми.

В собрании его сочинений я, например, столкнулся с таким эпизодом: Антонов-Овсеенко пишет ему из Харькова или Воронежа, что к предпринимателям пришли рабочие, требуя зарплату в неположенное время, им предложили подождать положенного срока, а они возмутились и доложили Антонову-Овсеенко. А он сообщил Ленину. И Ленин сказал, чтобы этих предпринимателей посадили в тюрьму до тех пор, пока не дадут денег. Деньги появились, их выпустили, Антонов-Овсеенко сообщил Ленину, тот одобрил, но добавил, что я бы их не выпускал3.

О жестокости Ленина мы, к сожалению, говорим мало. Чрезвычайная Комиссия залила кровью страну прямо с момента возникновения большевистского государства, уже в 1918 году были просто потоки крови — расстреливали без пощады, даже женщин, брали заложников. Убивали по малейшему подозрению или просто за принадлежность к той или иной социальной группе. И, если я не ошибаюсь, и наука в первые годы советской власти влачила совершенно жалкое существование, то есть она была никому не нужна. А что касается науки история, ее вообще отменили, как я понимаю?

Интересы классовой борьбы пролетариата

Профессор Владимир Лавров:

— Сколько вопросов, и все важные!

В советское время был издан большим тиражом сборник «Владимир Ильич Ленин. Вождь — товарищ — человек». И в этом сборнике приводились свидетельства, как Ленин заботился то об одном, то о другом. Потом было выпущено гораздо более объемное издание, где было в основном: «Отказать! Отказать! Расстрелять! Расстрелять! Расстрелять!» Что было на самом деле? А было то, что сам Ленин называл классовым подходом. То есть, если «свой», если сторонник Ленина, то можно отправить и отдыхать, подлечить, подкормить, дать дополнительный отпуск. Если же не «свой»…

Картина «Ленин и дети»

Картина «Ленин и дети»

Собственно, он открыто говорил на III съезде комсомола в октябре 1920 года, где он выступил с речью о задачах Союза Молодежи. Все советские люди это проходили, конспектировали, 50 миллионов тираж. Ленин сказал прямо с трибуны: «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата».

Рисунок лагерного поселения, сделанный заключенным. С начала 1920-гг. в массовом порядке священнослужители и миряне за свою верность Церкви наказывались ссылками в отдаленные местности: в Зырянский край, Северный край, Нарымский край, несколько позже – в места традиционных царских ссылок: Туруханский край, Западную и Восточную Сибирь, Туркменистан.

Рисунок лагерного поселения, сделанный заключенным. С начала 1920-гг. в массовом порядке священнослужители и миряне за свою верность Церкви наказывались ссылками в отдаленные местности: в Зырянский край, Северный край, Нарымский край, несколько позже – в места традиционных царских ссылок: Туруханский край, Западную и Восточную Сибирь, Туркменистан.

Вы привели пример про цареубийство. Убийство Николая II, его супруги, ни в чем не виноватых девочек, не виноватого ни в чем мальчика, — вот это соответствовало их представлению о том, что нужно для социализма. Для большевиков это было нравственным! Перевернули все с ног на голову! Нравственность была абсолютно безнравственная, особая, классовая. Ведь не просто расстреляли, а зарезали, потому что пули рикошетили о корсеты, и Юровский ходил и штык-ножом добивал. В Государственном архиве Российской Федерации я видел этот нож, я не решился даже взять его в руки, представив, как протыкали им девушек.

Абсолютная безнравственность в том смысле, что цель оправдывает средства. Вот это есть большевизм! Цель оправдывает средства!

В Гражданскую войну, к которой призывал Ленин, по данным историков погибло от 12 до 15 миллионов. Потом еще был голод, который унес еще несколько миллионов, 3–5 миллионов, голод, в основном вызванный войной и экономическими преобразованиями большевиков. В итоге 15–20 миллионов. Причем, в самую тяжелую на то время Первую мировую войну мы потеряли примерно один миллион, есть даже данные, что 800 тысяч. И какая была тяжелая война, как долго она длилась, это все так. Но намного хуже было в Гражданскую, это самая страшная война, и к ней призывал Ленин.

Опять же, Вы упоминаете создание ЧК в декабре 1917 года, она издавала газету «Красный террор». В первом же номере черным по белому написано: Не важно, виноват человек или не виноват, смотрите на его происхождение; если дворянин, если священник — расстрелять! Это написано! Такая вакханалия, такая бесовщина творилась в России. 90 лет этому. В 2017 году будет 100 лет революции. 90 лет, как ушел творец этого «замечательного светлого строя».

«Посмотрите, какие руки…»

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— Я бы сказал, что Ленин относится к демоническим персонажам отечественной истории, и при этом он находится в ранге неприкасаемых. Ведь о нем почти ничего не говорят. По латинской пословице «О мертвых или хорошо, или ничего». Поскольку хорошо сказать трудно, ничего и не говорят.

Коммунистическая власть ставила перед собой цель воспитания «нового человека», абсолютно чуждого всякой религии, и стремилась достичь этой цели всеми способами.

Но здесь идет речь о государственном деятеле, мы говорим о плодах его деятельности. Об этом мы можем говорить. Не то, что мы кидаем камни в человека, который не может ответить, но его дела не просто говорят — вопиют! И при этом они замалчиваются… То, что Вы сказали о газете «Красный террор», и то, что там написаны такие страшные слова, что можно расстреливать людей, принадлежащих к той или иной социальной группе, страшно.

Как известно, после революции было два главных пика — всем известный 1937 год и 1918, он поменьше, но тоже острый пик убийств, расстрелов, казней, арестов…

Профессор Владимир Лавров:

— Еще там про руки сказано: «Посмотрите, какие руки…» За такие руки, как у Вас и у меня, расстреляли бы! Без разговоров! Я думаю, у большинства наших читателей такие же руки и такая же была бы участь.

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— Я думаю, что у тех, кто отдавал такие приказы, тоже были такие руки.

Профессор Владимир Лавров:

— И у них! Они называли себя рабоче-крестьянским правительством, а там не было ни одного рабочего, ни одного крестьянина. Причем оценку всему и даже предсказание, что получится, дал еще Святой Патриарх Тихон 1 января 1918 года, произнеся свое Слово в Храме Христа Спасителя. Он говорил о том, что строится Вавилонская башня, и она рухнет, невозможно без Бога построить страну, Советы не останутся, и башня рухнет. Вот послушать бы Святого Патриарха, не потеряли бы весь ХХ век.

Перепись 1937 года. 56% населения написали: я верю в Бога

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— Позвольте, Владимир Михайлович, не совсем с Вами согласиться. Мне кажется, это тоже особая тема для разговора, потому что ХХ век — конечно, черный век для всего человечества, а для нашей страны в особенности, но при всем при том, несмотря на всю тьму, было сделано очень много светлого и хорошего. Тут, мне кажется, нужно бережно и четко провести границу.

Ведь мы часто отождествляем правительство, государство и народ. Люди верующие, самоотверженные, героические, жертвенные, талантливые, проявляли сильные стороны своего духа в страшных, невозможных условиях жизни. И я бы даже сказал, русский народ не смог до конца отторгнуть это противоестественное явление — большевизм, но смог его во многом преобразовать, переделать, так что, в конце концов, стали говорить о социализме с человеческим лицом. Если в довоенные, да и послевоенные годы было много страшных жестокостей, то наряду с этим были и проявления героизма, самоотверженности, благородства самых разных людей — и из власти в том числе. Мне кажется, нужно говорить и о палачах, и о жертвах, и о героях.

Памятник Александру Матросову

Памятник Александру Матросову

Профессор Владимир Лавров:

— Когда Патриарх Тихон говорил о Вавилонской башне, он, конечно, говорил о том, что коммунизм построить невозможно, что это сказка, это было ему ясно. Да, собственно, на исходе социализма и самим коммунистам было ясно, что никакого коммунизма не будет, всеобщее изобилие невозможно, и даже коммунисты об этом слагали анекдоты.

Другое дело, что были десятки миллионов людей, которые честно трудились, честно верили, это была своего рода вера у многих, красная вера, но при этом еще надо сказать, что далеко не несет наш народ ответственность за происходившее. Возьмите выборы в наш первый парламент — Учредительное Собрание, ноябрь—декабрь 1917 года. За партию Ленина на пике популярности после Декретов о мире и земле проголосовало 22–24%. После этого уже никаких демократических выборов. Но ведь реально на пике популярности 22–24% — это очень мало.

Кстати, это объясняет, откуда взялся красный террор, откуда происходит ГУЛАГ, то есть нельзя нормально управлять страной, если тебя поддерживает такое меньшинство. Значит, нужна сила. И была применена сила небывалая в истории! То, что было при Иване Грозном — это детские игры! А при «Николае Палкине», когда было казнено 6 человек, по сравнению с миллионами….

Протоиерей Александр Ильяшенко:

— А бывали годы, когда в Москве за год не происходило ни одного убийства!

Профессор Владимир Лавров:

— А если происходило одно, то целый год его обсуждали! Ужасались!

Да, еще что хочу сказать: страшный 1937 год, перепись населения. Сталин добавляет два вопроса в анкету: верите ли вы в Бога, и какой конфессии придерживаетесь? Причем нужно было указать не только фамилию, но и место жительства, место работы — полный контроль! 56% населения написали: я верю. То есть люди на собраниях голосовали, принимали все эти атеистические и богоборческие резолюции, решения, кричали «Расстрелять собак, расстрелять священников!» А вот оказались перед бумагой, вот подпишись: «я отрекаюсь от Бога!» И 56% сказали «нет».

Кукла «поп». Использовалась в театральных антирелигиозных постановках в 1920-х гг. Печатные издания антирелигиозной пропаганды Безбожник», «Безбожник у станка» и др., выпускались в этот период огромными тиражами.

Кукла «поп». Использовалась в театральных антирелигиозных постановках в 1920-х гг. Печатные издания антирелигиозной пропаганды Безбожник», «Безбожник у станка» и др., выпускались в этот период огромными тиражами.

Это был колоссальный удар Сталину, организаторы переписи были расстреляны, перепись засекречена. Но это говорит о том, что даже в самые оголтелые годы, когда шла пропаганда с утра до вечера, когда людей буквально ломали репрессиями, все равно люди от Бога не отреклись! Я думаю, мы именно поэтому выиграли Великую Отечественную войну. Если бы отреклись — проиграли бы.


Источник: http://www.pravmir.ru/90-let-bez-lenina-2/#ixzz2tCvachrK

-2 Распечатать
Наверх