27 ноября
Блог «Чечня, чеченцы»
20 августа 2014 2628 35

Горцы и Советская Власть - как ВАЙНАХИ боролись за право жить!

chechnya Чечня сегодняАвтор блога

Автор: denilkhanov

20 января 1921 г. во Владикавказе открылся Горский учредительный съезд, собравший представителей всех народов Северного Кавказа, включая чеченцев. Съезд согласился признать советскую власть при условии признания последней шариата и адата (обычая) на Северном Кавказе и возвращения горцам ранее отобранных у них царизмом земель. Сталин, в то время народный комиссар по делам национальностей и официальный представитель Москвы на съезде, оба условия принял. В результате достигнутого соглашения возникла Горская советская республика, в состав которой была включена Чечня. Как писал известный чеченский историк Абдурахман Авторханов: “Таким образом была создана совершенно неестественная советская республика горцев с советской эмблемой на знамени и шариатской конституцией в жизни. Во всех правительственных учреждениях, школах и других публичных местах по приказу самих же большевиков вместо Ленина и членов Политбюро Российской Компартии красовались портреты Шамиля и его наибов (наместников). Ряд казачьих станиц по прямому приказу Сталина и Орджоникидзе был переселен внутрь России, а чеченцам и ингушам были возвращены их исконные земли, не считая уже тех, которые были захвачены самим народом в явочном порядке.”

вай


К концу 1920-х гг. отношения советской власти с чеченцами оказались испорченными. Это было связано как с началом коллективизации сельского хозяйства, так и с усилением антирелигиозной политики правительства. Осенью 1929 г. в Чечне вспыхивают сразу два восстания: в селении Гойты во главе с Ахмат-муллой и Куриевым и в Шали во главе с Шитой Истамуловым. Восставшие учредили временную народную власть и потребовали от Советского правительства:

1.прекратить незаконную конфискацию крестьянских хозяйств под видом коллективизации;

2.прекратить произвольные аресты крестьян под видом ликвидации “кулачества”;

3.отозвать из всех районов Чечни начальников ГПУ (так тогда назывался КГБ), назначив на их место выборных гражданских лиц из самих чеченцев для расследования уголовных дел;

4.ликвидировать назначенные сверху “народные суды” и восстановить институт шариатских судов, предусмотренный учредительным съездом Горской советской республики.

5.прекратить вмешательство краевых и центральных властей во внутренние дела Чеченской автономной области.

Правительственная комиссия, прибывшая из Москвы, признала ошибки, но обвинила в них местных “товарищей”. Она призвала повстанцев сложить оружие и разойтись по домам. Однако сотрудники ГПУ числом до 150 человек попытались задержать самого заметного лидера повстанцев Шиту Истамулова в его доме. После освобождения своими соратниками Шита призвал всех чеченцев к “священной войне” за восстановление “имамата Шамиля” и изгнание “неверных” c Кавказа.

К середине декабря 1929 г. в центры восстания Гойты и Шали были направлены четыре дивизии пехоты и 28 стрелковая дивизия из Владикавказа. Кроме того, к операциям были привлечены три эскадрона войск ГПУ из Грозного, Владикавказа и Махачкалы. К середине января оба центра чеченского сопротивления были взяты. В Гойты штаб повстанцев во главе с их лидерами был уничтожен, а Красная Армия потеряла почти весь 82-й пехотный полк. В боях за Шали красный командарм Белов потерял силы, численно превосходившие одну дивизию, при этом Шита Истамулов с частью своих сторонников вырвался из села и ушел в горную Чечню. Позднее он и его сторонники были амнистированы центральным советским правительством. Шита даже был назначен председателем Шалинского потребительского кооперативного союза.Однако когда осенью 1931 г. Истамулов был вызван к районному начальнику ГПУ Бакланову для вручения ему официального акта амнистии из Москвы, тот выпустил в Шиту всю обойму из своего пистолета. Тяжело раненный Истамулов насмерть заколол вероломного начальника, но сам был добит наружной охраной ГПУ.

Оригинал записи

3 Распечатать
Расул Ахмедов 20 августа 2014, 18:13

мага ты по ходу забыл про Шейха Мансура который был до Шамиля

-3
Andro Shah 27 августа 2014, 11:20

Шейх Мансур никогда не воевал! Слова Шамиля:" Вы, чеченцы, не отдали должного Шейху Мансуру, который завоевал Кавказ, не вынимая саблю из ножен". "Посвящённый" суфий - Шейх Мансур - воистину легендарная личность, говорил:"Голова с Богом, а руки в труде", поэтому его так ненавидели муллы, феодалы и царская администрация. Мудрый Кунта Ходжа ( Кишиев) считал себя его последователем.

1
Мамед 20 августа 2014, 20:14

Вам самим не стыдно, комментаторы? Вы мусульмане или кто? Столько грязи льете друг на друга, врете и перевираете все на свете. Похоже, вы свои языки в аренду иблису отдали. Вот он и глумится здесь под вашими "никами". Да простит вас Всевышний и отрезвит ваш разум. Аминь.

3
Адам курбанов 20 августа 2014, 20:30

у наших соседей постоянно какие то выдуманные басни и сказки про имама Шамиля он сдался ,мы из него сделали героя ,хватит писать этот бред ,а лучше напишите как предавали и сдавали его в чечне как массово отрекались и отказывались воевать короче то же самое что происходит с 2000 годов .

1
Andro Shah 27 августа 2014, 11:29

Перед чеченцами его выгнали дагестанцы, которым надоела бессмысленная война, развязанная масонами для будущей Хазарии. Шамиль избил плетью свою мать, когда она заступилась за чеченцев, которым тоже надоело проливать свою кровь за мифический "султанат на Кавказе" (исторические факты).

1
Руслан Айдамиров 20 августа 2014, 22:10

Некоторые сведения в статье вызывают сомнения, и поэтому было бы неплохо подтвердить ссылками на авторитетные источники сведения о масштабе восстания и о потерях Красной армии.

0
Рамазан Салманов 21 августа 2014, 03:34

А таких сведений просто нет в природе,это статья из раза в раз педалируется на "Кавполите" нохчи,и остается только догадываться,чего они этим хотят сказать.А комментарии,где указываются,мягко говоря несоответствия посылов статьи,жизненным реалиям,тем же "Кавполитом" очень часто копируются,где остается тоже догадываться, зачем ?

0
Lyuka Brazi 20 августа 2014, 23:03

Мамед согласен с тобой, комментарии оставляют желать лучшего, но согласись, вся эта вонь исходит от ваших дагестанцев. Нам до вас дела нет , в Чечне толком даже не знают народности проживаюших в Дагестане,проживая за 100 км , нам абсолютно нет до вас дела .Только разве на базар в Хасавюрт сьездить , да на море отдохнуть летом. Не понятно, что и кому вы хотите доказать. Две войны было вы все плакались, что все проблемы из-за соседей, война закончилась вы по старой привычке все на тех же соседей жалуетесь, чему пример недавнее заявление мэра Хасавюрта.Как то показыют чиновника мэрии Махачкалы женщину, она рассказала о всех проблемах и говориот все деньги туда идут и журналист от себя пишет , что она показывает в сторону все той же Чечни.Узбагойтесь "братья" дагестанцы, не надо переживать за российскии бюджет , больше русских)

1
Magomed Magomedov 22 августа 2014, 10:48

Вот именно узбогойтесь, во время войны в Хасе чеченцев было больше чем в Чечне, (...), думает вечно Путин будет поддерживать Кадырова, как только тот сделает неверный ход по мнению Путина, будет ещё один 9 мая

1
Муса Мантаев 21 августа 2014, 02:56

Прочитал вроде статью и коменты ,что то не заметил чтоб кто то сожалел что чеченцев мало истребили ,а заметил что вроде представители двух братских народа друг друга готовы разорвать побойтесь Аллаха если вы себя считаете мусульманами да и просто постыдитесь .

0
Рамазан Салманов 21 августа 2014, 04:11

Муса,а где вы здесь усмотрели братские народы,на чем зиждиться их братство?А разве единоверные братья,вооруженные до зубов,нападают на своих безоружных родичей,как это сделали нохчи в отношении дагестанцев в 1999 году,а до нападения бессовестно грабили любой транспорт идущий в сторону Дагестана?И напали нохчи,на тех самых дагестанцев,которые в 1-ю чеченскую войну,приманили из Чечни в огромном количестве у себя беженцев,и караванами отправляли туда,гуманитарную помощь.А чем отблагодарили?

-1
Рамазан Салманов 21 августа 2014, 05:10

Посткриптум. Муса, а вот нохчи Antey Bergman-вопреки вам,говорит(его сленг сохраняю): "никогда не считал ни один народ брратским",и так думает подавляющее большинство нохчи,не то что наивные дагестанцы.

0
Zahar Pensenskiy 21 августа 2014, 04:21

Согласен и Мусой , и с Мамедом - Моё уважение и плюс ! Вроде бы все знают , что на любом сайте или блоге висит , штатный или же платный провокатор от спецслужб вроде "Моссада ", или просто придурок , которые провоцируют людей , особено если статья или пост освещает , какую нибудь болезненную тему в области истории или межнациональных , социальных или политических проблем . Да и некоторые статьи , сами являются провокационным взбросом . Как будто эти люди не слышали о политике : - Разделяй и властвуй !

2
Руслан Айдамиров 21 августа 2014, 09:55

Предполагать что на блогах в РФ тусуются агенты Моссада - это уже, извините, паранойя какая-то ) Нет тут никаких агентов! Есть банальное неумение общаться, плюс национализм, которым честно говоря многие болеют на Кавказе по своему невежеству.

3
Zahar Pensenskiy 21 августа 2014, 12:26

Спецалисту по паранойе : - Я написал "Спецслужб вроде " Моссада". Вставил слово Моссад в кавычки , нет конечно тут никаких агентов от Моссада , но агенты - провокаторы от другой спецслужбы и кучка подпевающих им , психически ненормальных придурков , точно присутствует .

1
Timur Xalilov 21 августа 2014, 19:31

с чего ты удаляешь одни и оставляешь другие комментарии ? не порядочно

0
kpmod 21 августа 2014, 19:40

Если бы все комментарии были нормальными, оставил бы все. Всё просто. Модератор

0
Timur Xalilov 21 августа 2014, 19:50

то что тебе нравится и по душе ты оставляешь так получается?

0
Timur Xalilov 21 августа 2014, 19:51

о великий Модератор

1
Ибрагим Эстамиров 21 августа 2014, 23:27

Специально для таких, как Рамазан Салманов (.....)
"Провокация с нападением боевиков на Дагестан 1999 году
В сети Интернет пестрят информации о 15-й годовщине нападения на Дагестан "чеченских" боевиков. Какие-то хреновые вы аналитики, если вы не можете отличить белое от черного.
Во-первых, туда не чеченский народ пошел, боевики Басаева и Хаттаба, среди которых были и чеченцы, и арабы, и сами дагестанцы.
Во-вторых, как вообще боевики смогли попасть туда, почему их туда пропускали? Кто были эти полевые командиры? Люди тесно связанные со спецслужбами. Вопросов очень и очень много, неправда ли?...
Поэтому не надо винить наш народ во всех этих грехах.
Между тем накануне этих событий и вторжения дагестанские джамааты во главе с Багаудином Кебедовым-лидером дагестанских ваххабитов, якобы из Дагестана были выгнаны силовыми структурами РД.
Они жили в Урус-Мартане. Могу даже показать, где именно. Там теперь стоит разрушенный дом.
Багаудин с пеной во рту кричал перед Исламским университетом г. Урус -Мартан, что Дагестан подобен полю сухой соломы, и лишь нужен человек, чтобы поджечь ее. И ими должны быть чеченцы! Это я слышал собственными ушами, так как в то время с ребятами находились в центре города.
Но потом Багаудин и его джамааты исчезли. Оказывается они вернулись к себе в Дагестан, так как руководство республики и силовики обещали их не трогать. Но потом этот договор типа нарушили и началась военная операция против дагестанских боевиков.
В свою очередь они попросили помощь чеченских джамаатов, а те отправились туда. Боевые действия в Болтихе, Цумадинском и Наволаксом районах были всего лишь прелюдией, но а бои в селах Кадарской зоны-стали последней комбинацией в этой игре, после которой российская машина вторглась в Чечню.
Все это было сделано, чтобы развязать второю военную кампанию против Чечни. Мелкие стычки, происходившие на границе не были весомым поводом, но нападение на Дагестан, а потом взрывы жилых домов в Буйнакске и Волгодонске, а также подготовка других террористических актов по всей России, стали серьезным основанием для вторжения в Чечню.
P.S. Дагестанские и чеченские народы стали заложниками всей этой чудовищной и грязной политики.
Разве после выдворения боевиков Басаева и Хаттаба обстановка в Дагестане улучшилась? Отнюдь!
Ваххабизм и терроризм, как всегда там был и он оттуда никуда не ушел. Тому доказательство нестабильная обстановка в этом регионе. Просто на фоне крупно масштабной чеченской войны, все это блекло.
Поэтому на надо винить чеченцев во всех грехах и проблемах дагестанцев. Нужно винить тех, кто до сих пор проливает кровь на Кавказе.
В свою очередь желаю всему дагестанскому народу мира и процветания на родной земле. Ин ша Аллах, у наших братьев все образуется и Дагестан, как и Чечня будет процветать!"

-1
Рамазан Салманов 22 августа 2014, 02:20

Ибрагиму Эстамирову-разница между народами Дагестана и чеченцами в событиях 1999 года есть,и она значительная,и вот в чем заключена: а) не дагестанцы напали на Чечню,а бандиты-нохчи напали на безоружных дагестанцев(а до нападения всячески терроризировали приграничные районы,и грабили весь транспорт идущий в Дагестан);б)подавляющая часть бандитов напавших на Дагестан в 1999 году были этническими нохчи,и столь же подавляющая часть населения Чечни, им помогало или по крайней мере сочувствовало,тогда как подавляющей части населения Дагестана,претило даже упоминание про таких типов как Багаутдин(в простонародье "багаутдинчик") или они просто не знали, даже о ком идет речь;в) крайне неубедительными выглядят и ваши посылы,что видите ли "глупенькие"нохчи,поддались позывам какого-то Багаутдина(Багаутдинчика) из Дагестана и пошли войной на его народы(тут сразу возникает вопрос,что вы за народ такой,отзывающийся на позывы клинических идиотов?);г)неуклюже просто,то ли по недоумению,то ли преднамеренно вы хотите представить факт нападения бандитов-нохчи на Дагестан в 1999 году, а как же в таком случае быть,с воззваниями лидеров нохчи-бандитов о создании "великой ичкерии,от моря до моря",и при чем тут какой-то "багаутдинчик" из Дагестана?

1
Ибрагим Эстамиров 22 августа 2014, 20:45

Рамзан Салманов, Вы жертва пропаганды и интернетный националист. Бандиты такие, как Вы есть. Никто не пытается перед вами оправдатся. Кто вы такой? Пост лишь про то, как ваши ваххи продали дагестан и принесли войну в Чечню. Как обычно это происходило на протежении всей истории. Поэтому хватить ныть тут. Идите займитсеь чем-то полезным. Хвала Аллаху, я не ссужу братьев дагестанцев от таких как ты правокаторов. Вы тоде саоме, что и ваххабиты, только более чеченоненавистны, так как по жизни обижены. Только обиженный человек станет такое писать, что вы пишите.

-1

Оставить комментарий:

Наверх