Блог «НОВАЯ МЫСЛЬ (Эссе)»
15 марта 1802 2

Дидойская трагедия. Часть II

Дидойская трагедия. Часть II

cezi005 Мухаммад ЦезиАвтор блога

Весна 1944 года оказалась самой немилосердной, для малочисленного дидойского этноса. Во всяком случае, история дидойцев (цезов) не знает другого столь тотального бедствия, коснувшегося каждого дидойца. Ни один район Дагестана не был переселен полным составом. Только дидойцы/цези подверглись этой участи, и только дидойские села были сожжены, чтобы они не возвращались назад. А если еще учесть, что жители Цунтинского района, в существовавших в 1944 году административных границах, представлял собой самобытный малочисленный этнос, то всем и каждому имеющему юридическую компетенцию должно быть ясно, что вопрос переселения дидойцев требует исключительного рассмотрения.

Нет ни малейшего сомнения в том, что дидойский народ в 1944 году был подвергнут насильственной депортации, в ходе которого погибло более одной третьи населения. На юридическом языке в рамках российского законодательства и международного права это называется геноцидом.

Однако, руководители Республики Дагестан все эти постсоветские годы игнорируют выше изложенные факты. Дают вопиюще софистические трактовки переселению дидойского народа, отказывая дидойцам называться своим историческим именем и отдельным самобытным этносом. На этом основании, депортацию дидойцев приравнивают к депортации жителей других районов Дагестана, производившаяся из одного, двух или трех сел. И при этом ни одно село не было сожжено, а дидойские села были сожжены все до единого, включай районного центра Шаури.

Дидойские общественники в рамках действующего российского законодательства выдвигают предложения по восстановлению утраченного исторического наследия дидойцев, просят дагестанское правительство оказать предусмотренное Законом содействие по возрождению дидойского (цезского) языка и культуры. Но не находит должного понимания бедственного положения дидойцев, которое и сегодня имеет место быть вследствие насильственной депортации 1944 года. развитию письменности и литературы.

Но мы, дидойские общественники, видя и понимая всю ответственность за сохранение и развитие дидойского языка и культуры, полны решимости бороться за свои законные права и этническое самоопределение.

Наши требования к руководству Республики Дагестан заключаются в следующем:

1. Необходимо развивать дидойскую письменность на основе кириллицы и литературу – на основе цезского фольклора.

2. Издавать на дидойском языке республиканскую газету, учебники по родному языку и литературе для младших классов, художественную и публицистическую литературу.

3. Проводить лингвистические и историко-археологические исследования родного края.

4. Переименовать название исторической территории дидойцев «Цунтинский район» на исторически корректное название «Дидойский район».

5. Возродить народные промыслы и прикладное дидойское искусство.

6. Компенсировать материальные затраты дидойского народа, понесенные в результате насильственного переселения: 1) утрата домашнего имущества (мебели, одежды, посуды, прочего скраба); 2) домашнего скота (овец, коров, птицы); жилища, многие из которых имели историческую ценность так как были выстроены в XV – XIX вв.

7. При формировании органов власти республики Дагестан необходимо учитывать и дидойскую представленность в правительстве республики Дагестан.

В этом направлении работает РНКА дидойцев, тесно взаимодействуя с районной администрацией МО Цунтинский район, Народным Собранием и Правительством Республики Дагестан, но самое главное – с дидойским народом. Осталось лишь наметить стратегию развития РНКА «Дидойцы», выбрать методологические инструменты для решения задач по возрождению языка и культуры нашего народа.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ

Все эти постсоветские годы Цунтинский район по всем показателям социально-экономической и даже социокультурной жизни числится на самом последнем месте в списке районов Республики Дагестан. За всю историю дагестанской автономии в руководящем составе Дагестана не было ни одного представителя дидойского народа. И вовсе не случайно. Над нашим дидойским этносом, словно проклятие, нависает бич предвзятости...

Детализировать предвзятое к дидойцам отношение не имеет смысла, об этом хорошо знают в руководстве республики и сами дидойцы тоже. Но как верно замечено в русской поговорке: «Слезами горю не поможешь», так и возрождению народа нельзя помочь жалобами и упреками, если даже они направлены по точному адресату. За свои законные права надо бороться законными методами.

Но что есть «законные методы»? Многие ли дидойцы ориентируются в законах? И если да, то, на каком уровне? И главное, каково отношение дидойцев к позитивному праву, вообще? Эти и др. вопросы актуальны для дидойцев сегодня почти так же, как они были актуальны в 20-х и 30-х гг. прошло века.

Чтобы разобраться в причинах и следствиях дидойской проблематики предлагаю обратиться к «Книге дидойской памяти», написанной известным писателем Магомедом Султановым-Барсовым. Это небольшая научно-популярная работа, изданная брошюрой в Махачкале в 2015 году, вызвала среди дидойцев неоднозначную реакцию. По моим наблюдениям большинство дидойцев недоумевают и в то же время восхищаются этим произведением.

С одной стороны, «Книгу дидойской памяти» сложно понимать из-за обилия в ней научных терминов, а с другой, люди интуитивно чувствуют, что в ней заложенная очень ценная в научном и познавательном отношениях мысль. Во всяком случае, авторитетный дидойский активист Ахмед Магомедов -Ингушилавзас (Хутрахский) назвал эту брошюру «Дидойским мухтасаром» и рекомендует всем, кто хочет быть полезным в деле дидойского возрождения изучать эту работу. Сам автор, то есть Барсов характеризует её как научно-познавательную дидактику (см. дидактика).

Главная мысль «Книги дидойской памяти» направлена на то, чтобы научить дидойцев самостоятельно, творчески и логически верно мыслить.

В заключение должен сказать, что дефицит творческого мышления является основной причиной нашего отставания от среднестатистических стандартов республиканской жизни. Следовательно, нам всем вместе и каждому дидойцу в отдельности следует поработать над ликвидацией этого дефицита. Тогда и только тогда, с помощью Всевышнего, мы добьемся удовлетворения наших законных прав и требований.

Ведь не зря Аллах Всевышний говорит в Коране: «Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними» (13: 12).

Ну а раз так, а это действительно так, нам следует набраться терпения и вести поступательно методическую работу в рамках российского законодательства и законов Республики Дагестан.

3 Распечатать
As. Salihvari 18 марта 2017, 00:25

Солидарен с цезский народом. Не бывает малых народов, бывает мало совести у некоторых людей, считающих себя вершителями судеб...

3
Сафар 19 марта 2017, 01:13

Нормальные и даде хорошие предложения. Только ради Бога, без всяких философских трактатов. К философам мягко говоря- доверия нет.
Они постоянно клевещут на Аллаха и пытаются Победить его в своих самовлюбленных спорах об исмах, измах, саляме и каляма, диалектике, дидактике, логике, пропедевтика, и фило, вместо с Софом и логосом.)))
Они может по месту рождения и дидойцев, тут спору нет!!
Но в душе они остались " мутазаллитами", "мифотворцами- греками" или "революционерами-младогегельянцами - абсалютного Духа".))))
Пусть лучше языком займутся языковеды, историей- историки, дином- те, кто изучали науки о Дин, в целом проблемой пусть займутся власти и все остальные народы им помогают - снова стать историческими цезами-обитателями своих родных гор.
А то как то не хорошо получается. В Дагестане вроде горы есть, а горцев в горах не осталось.
Это же просто ужас- один из признаков, приближения конца времен. Деньги за программы "возрождения гор" "уходят" вроде в горы, но почему то оседают в карманах живущих на равнинах -"чинов".)))

2

Оставить комментарий:

Наверх