20 мая
Блог «botlih.ru»
19 июля 2014 7248 12

Язык - последняя крепость сдаваемая народом

Язык - последняя крепость сдаваемая народом

botlihru Муртуз ГасангаджиевАвтор блога

 

Доклад Сопредседателя ДРОО «Ассамблея коренных народов Дагестана» Расулова Р.А. на Круглом столе: «Права коренных малочисленных народов Дагестана», состоявшемся в Махачкале 15 июля 2014 г.

 

 

 

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЯЗЫКА НЕОБРАТИМО ПРИВОДИТ К ИСЧЕЗНОВЕНИЮ НАРОДА


Президент РФ В. В. Путина выступая на III съезде Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 года, остужая обеспокоенность татарской интеллигенции ростом российского шовинизма, продекларировал:- «В заключение, что бы я хотел сказать по поводу изучения национального языка. Полная дурь и бред, если кто-то, где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно для страны в целом. Россия – средоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В этом как раз сила нашего государства ... Многие языки у нас под угрозой исчезновения. Мы должны принимать особые меры для того, чтобы сохранить культурное наследие нашей страны … Абсолютно недопустимо, если кто-то говорит о том, что нужно сокращать изучение родного языка».

С того времени как В.В. Путин произнес свое речь прошло 12 лет, а что же изменилось? Ровным счетом ничего, если не сказать, что стало еще хуже с изучением родного языка в Республике Дагестан.

Создается впечатление, что правая рука «государя» не ведает, что творит левая. 15 ноября 2007 года Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон №448303-4, отменяющий национально-региональный и школьный компоненты в государственном образовательном стандарте. Из четырех депутатских фракций Государственной Думы лишь «Единая Россия» поддержала закон. Закон закрыл все национальные школы Дагестана и России.

В повествовании о строительстве Вавилонской башни Священное Писание рисует нам человечество, говорящее на одном языке, культурно однородное, то есть, «консолидированное» в единую нацию, какой хотят видеть новую Россию её проектировщики.

"И был на всей земле один язык и слова одни" (Бытие,11:1). "И сказали они (друг другу): давайте построим себе город и башню, главою до небес; и сделаем себе имя" (Бытие,11: 4). Бог сорвал эту амбициозную великую стройку как наглую авантюру, раздробив развращенный гордыней народ на множество культур и языков. Вернее, возвратив народам их прежний национальный статус. Ведь Всевышний изначально наделил потомков Адама и Евы разными языками и направляя к ним 124 тысяч своих посланников-пророков, учитывал их языковое многообразие: «Мы отправляли посланников только с языком их народа, чтобы они разъясняли им» (Коран 14:4, перевод И. Ю. Крачковского).

Закон приняли и победили очень грозные мотивы, более сильные, чем неизбежные проклятия целых народов и ворчание православной церкви. Открыто, выражена воля - начать непосредственную подготовку к отмене многонациональности РФ. Закон, запрещающий изучение родных языков, национальную культуру, историю коренных народов – это предпоследний шаг перед «отменой» наций.

«Великоаварские» и «великодаргинские» устремления и эксперименты по насильственной ассимиляции 16 коренных малочисленных народов обернулась ассимиляционно-дискриминационно-сегрегационной политикой шовинистов России в отношении самих «титульных» 12 дагестанских народов. Хотели саморазрушения Дагестана, получили последний толчок к крушению России. Взамен права кормления с «барского стола», у «госудорствообразующих» аварцев и даргинцев отобрали право на языки.

Дагестанское «мудрое» многонациональное общедагестанское, также как и «общероссийское» сознание не воспротивилось ярым защитникам дискриминационного федерального закона N309, по которому родители нерусской национальности не имеют права обучать своих детей на родном языке.

Закон N309 является антиконституционным, он противоречит пункту 2 статьи 26 Конституции РФ, где сказано: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Этот закон бьет по самой судьбоносной части нации, этноса – по языку. Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что когда исчезает родной язык, народа больше нет.


Закон N309 бьет по самой важной части функционирования языка – по школе. Видный английский ученый Эрнест Геллкер сказал, что «для социального продвижения язык школы становится чрезвычайно важен – не язык матери, а язык школы». Речь идет о том, что хотя бы в начальной школе языком школы был бы язык матери, как в Люксембурге.

ОБ «ОБЩЕРОССИЙСКОМ СОЗНАНИИ»

ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» (ст.8), гласит: «Органы государственной власти РФ в целях защиты исконной среды обитания малочисленных народов имеют право: - по недопущению действий органов власти, направленных на насильственную ассимиляцию, геноцид и этноцид малочисленных народов, экоцид их исконной среды обитания».

«Общероссийское сознание», «общедагестанское сознание», «общенациональное сознание», «общегосударственное сознание» – эти термины фактически означают одно и то же. Есть ли такое общероссийское, общедагестанское, общенациональное сознание в действительности? Всякое сознание предполагает наличие какой-то идеи. Что, какая идея лежит в основе этого общероссийско- общедагестанско-общенационального сознания? Чтобы было это сознание, нация, общество, Россия, Дагестан должны быть едиными. Было ли это?

Сначала кратко о том, было ли все это в России (царской)?
«В России… нет… общества в настоящем… смысле слова. Существует под видом общества хаотическая бесформенная масса» (В.С. Соловьев).

«Россия есть… ряд наций, механически объединенных… не есть реальное единство наций… она хаос» (Нация и империя в русской мысли начала ХХ века. – М., 2004).

«Открытая вражда между властью и… культурными элементами общества. Разрыв власти с народом (там же).

«Власть и общество ненавидели друг друга» (Н.А. Бердяев. Русская идея. Судьба России. – М., 1997).

«Самодержавие превратило народ… в безразличный материал для своих законодательных экспериментов» (В.С. Соловьев).

«Под видимым единомыслием потаенно сохранилась глубокая рознь… рознь таит.. в грядущем гибель» (Нация и империя…).

Можно подытожить: единого общества и единого общероссийского сознания в России не было, в Дагестане общедагестанское сознание систематически уничтожалось колонизаторами и глобализационным неоколониализмом.

КАК С ОБЩЕРОССИЙСКИМ СОЗНАНИЕМ В РФ?

«В стране… нет единого общества» («Российская газета», 2007 г.).

«Разделенное общество. Наши представления о единстве – фантомные. Общегосударственные «антагонизмы и расколы» («Литературная газета», 2006 г.).

«Создалась пропасть между властью и народом» («Известия», 1995 г.).

«Государство не знало меры в проявлениях враждебности по отношению к собственному народу» (Политические исследования, 1995 г.).

«Сегодняшний облик российского общества характеризуется… расколом, распадом» (Полис, 1997 г.).

«По-прежнему в России две России: страна рабов – страна господ» («Российская газета», 2005 г.).

«Две России, противостоящие друг другу» («Российская газета», 2005 г.).

«Превращение народа в безликую толпу для политического манипулирования» («Вопросы философии», 1997 г.).

Если сказать только о расколе, двустороннем противостоянии в РФ, это было бы упрощенчеством.

«О каком согласии и примирении может идти речь, если одни тянут к буржуазному Западу, другие – к общинному, православному и монархическому прошлому, третьи мечтают о реставрации коммунизма?» В.М. Межуев(«Вопросы философии», 1997 г.).

Философ Г. Померанц: «Россия не укладывается ни в какую… одну идею… В XIX веке… и сегодня – все то же: лебедь, щука и рак» («Новое время», 1996 г.).

При таком расколе, распаде, противостоянии, враждебности, гетерогенности в РФ разве можно говорить о едином «общероссийском сознании»?

«России нужна общенациональная идея, которая сплачивала бы нацию, объединяла и поднимала людей на возрождение России и стала бы противовесом политического раздрая, который чреват не только расколом общества, но и страны» Б. Ельцин («Российская газета», 1996 г.).


Был объявлен конкурс на тему «Идея для России». Высказываний было много и полдюжины идей: реформаторов, демократов, великодержавников, коммунистов, традиционалистов, почвенников, шовинистов, национал-социалистов. Отсутствие одной идеи – свидетельство отсутствия общенационального, общероссийского сознания. Конкурс кончился пшиком. Разве общество не получило и не получит до настоящего времени от государства заказ на формирование общероссийского сознания? Получило. А результата нет. Сознание ведь не формируется только агитацией. Что уж тогда говорить о школьниках?

Чиновники выполняют заказ по поиску общероссийского сознания. По поиску того, чего нет. Сначала надо работать по созданию этого сознания. Оно создается обеспечением реального равенства всех наций и этносов страны, одинаковой заботой государства об удовлетворении законных естественных их интересов. А пока они не удовлетворяются даже у русской нации. Нации и этносы – это люди. Речь идет о людях. Но шовинисты не только ищут это самое сознание, а хотят его создать, лишая нерусские нации права получать образование на родном языке. На самом деле они работают на углубление раскола общества и ухудшение межнациональных отношений.
Такие действия привели к гибели России (царской) и СССР. Шовинисты хотят повторения их судьбы для РФ?

Этнической мобилизации на данный вызов у дагестанцев не наблюдается, их хватило только на организацию сходки чиновников и бюрократов, оскорбительно назвав его «Съезд народов Дагестана» в 2010 году. Единственный делегат Съезда Адалло Алиев озвучил искреннюю обеспокоенность: «МЕЧТАЮ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРАММАТИКАХ, И О ТОМ, ЧТОБЫ В НАШИХ ШКОЛАХ ХОТЯ БЫ ДО ПЯТОГО КЛАССА ОБУЧАЛИ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ». Мечта поэта свидетельствует, что народы отказались от борьбы даже за то, чтобы у народов не отнимали школу на родном языке. Российские реваншисты открыто, черным по белому пишут о мобилизации «черных сил», которые поднялись по призыву «мочить в сортире», «уничтожать», и «черные силы» за участие в братоубийственной гражданской войне против кавказцев поощрялись эпитетами: «Они с улыбкой, бесстрашно шли на смерть». У властей России не хватает логики, что в гражданской братоубийственной войне виновны обе стороны. Эта убийственная логика работает на загнивание российской государственности, что русским придется в лучшем случае уходить с Кавказа на правый берег Дона, по ультиматуму Н. Гоцинского.

Шовинисты декларируют: «Для будущего России и всего русского мира важно понимание того, что война не просто будет – война уже идет. Перспектива выживания русского мира, русской православной цивилизации связана с восстановительным процессом… Если в ответ не возникнет сверхмобилизация русского населения… нас ждет затяжная война на собственной территории» (А. Савельев. Условия нашей победы.). Не простая мобилизация, а сверхмобилизация! Восстановительный процесс!

Это реванш за октябрь и 1991 год, когда СССР уполовинился. Это возвращение бывших союзных республик, а также Польши и Финляндии. Эту работу Ельцин начал сразу после победы над ГКЧП. «26 августа Россия приняла на себя уже функции центра, собирателя земель» («Комсомольская правда», 1991 г.).

Чтобы свалить Горбачева, Ельцин послал в Ичкерию команду Бурбулиса для вооружения чеченцев против центра, организовал забастовку шахтеров, помог независимости прибалтов (потеря пешки для получения ферзя). «Ельцин очень хотел, чтобы России была великой Россией» («Совершенно секретно», 1999 г.). Реванш получил благозвучное название «Возрождение России», чтобы Запад не обвинял РФ в агрессивных действиях.

Но С. Бабурину можно было писать открытым текстом. Он писал, что возрождение великой России есть восстановление России не в рамках РСФСР, а той России, которая складывалась на протяжении тысячи лет («Российская газета», 1991 г.). По истечении более десяти лет он высказался и о сроке возрождения. Время возврата России к естественным геополитическим границам он отмерил примерно в 10 лет («Литературная газета», 2004 г.).

Что ждет инородцев в результате восстановительного процесса? Об этом поведал С. Жариков: «Когда в живых останется по одному-два представителя так называемых малых народов, эти насекомые поймут наконец, для чего они рождены на земле и что дело плохо, они падут ниц перед тем, кого так долго и безответно оскорбляли. Перед русским господином» («Известия», 1993 г.).
Не имеет ли целью ускорить процесс уменьшения числа насекомых старания по отмене компонента?

Нацистская идеология уже проникает в учебники для молодежи. Вот образчик: «Перестроить русскую национальную идею, наполнив ее расовым содержанием, а будущее Русское государство возродить на принципах чистоты крови и евгенической политики» (Е.С. Троицкий. Русская этнополитология. Учебное пособие для вузов.).

И еще: «Главное в народно-государственной стратегии – собирание земель, постоянный количественный рост страны» (Отечествоведение. Учебник для старших классов. М., 2004).

Кто за появление и функционирование этих фашистско-реваншистских учебников непосредственно ответственен? Кто за появление их получает зарплату? Люди, ответственные за появление, распространение и функционирование этой агрессивно-фашистской литературы должны быть привлечены к уголовной ответственности.

ПРОФИЛАКТИКА СЕГРЕГАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЭКО-ЭТНО-ГЕНОЦИДА

«Стать народом – значит, прежде всего, стать свободным ибо народ, не обретший свойства свободного народа остается бесформенной массой, толпой, самое большее - неупорядоченным населением» - М.Г. Алиев.

В целях устранения причин способствующих нарушению прав человека и народов, профилактики межнациональных конфликтов и формирования политики по указанным вопросам и обеспечения конструктивного взаимодействия с органами государственной власти дагестанскому обществу, в целях сохранения стабильности в РД необходимо, срочно добиться подписания РФ Декларации ООН о правах коренных народов и на его основе:

1. Признания 16 «нетитульных» народов РД правосубъектными по Конституциям и всем законам РД и РФ;

2. Введения изменений в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ с включением «нетитульных» 13 андо-дидойских народов, а также арчинцев, кайтагцев и кубачинцев;

3. Распространения на т.н. «нетитульные» народы РД требований законодательства о выборах, в целях обеспечения в законодательных и представительных органах РД и РФ представительства народов, проживающих на территории Республики Дагестан, отказ этим народам в активном и пассивном избирательных правах и квот представительства признать противоправным;

4. Создания национальных школ, выделения квот для получения среднего и высшего образования, издания газет, выделения часов для теле-, радио- вещания согласно законодательства РФ и РД для «нетитульных» народов РД. Гарантировать всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (п.3 ст. 68 Конституции РФ);

5. Принятия срочных мер по приведению Конституции и Законов РД в соответствие с Конституцией РФ и международных законов по исполнению требований ст.72 Конституции РФ об обеспечении соответствия Конституции и законов РД Конституции РФ, защите прав и свобод человека и гражданина по статьям:

- 19 п.2 гарантирующего равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, - 26 о праве определять и указывать свою национальную принадлежность;

- 32 об участии в управлении делами государства, избирать и быть избранным в органы госвласти;

- 69 о гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

6. Внесения изменений в Конституцию РД в целях создания двухпалатного Парламента РД:

- Нижней: «Палатой республики», аналогом Госдумы РФ, формируемой - 70% представителей по мажоритарным, 30% по партийным спискам, функция палаты - законодательная;

- Верхней: «Палатой национальностей» - по одному представителю от каждого из 28 народов РД, функция - представительная и законодательная;

7. Внесения изменений в Конституцию РД, с учетом переписи населения и компактного проживания этносов, по образованию для «нетитульных» народов РД административных национально-территориальных образований, по крайней мере, возрождения исторических округов с этно-территориальными участками, как это было определено при Царской Российской империи. На территории округа законодательством РФ создать национально-территориальные заповедники в интересах всех коренных малочисленных народов региона;

8. Проведения очередной переписи 2015 года с учетом требований законных интересов коренных малочисленных народов особенно проживающим в РД вне своей этнической территории;

9. Разработки концепции правовой защиты коренных малочисленных народов с учетом международно-правовых стандартов и особенностей национально-государственного устройства РД;

10. Определения оптимальных форм регламентации статуса коренных малочисленных народов с учетом федеративного характера РД и особенностей культуры и образа жизни данных народов;

11. Осуществления проверки состояния применения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего статус коренных малочисленных на территории РД;

12. Разработки и принятия федерального закона о государственной политике РФ и РД в отношении защиты прав коренных малочисленных народов с целью единообразного исполнения международных обязательств и обеспечения единых стандартов защиты прав в РД;

13. Разработки механизма территориальной реабилитации, гарантирующего обеспечение прав и законных интересов репрессированных андо-дидойских народов, с учетом того, что 50% депортированных в 1944 году составляли представители этих народов;

14. Конкретизации на законодательном уровне конституционного запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

15. Учета мнения всех коренных малочисленных народов при разработке и принятии законов и нормативных правовых актов, осуществлении административных мер, затрагивающих их интересы, на федеральном, региональном и местном уровнях;

16. Обеспечения разработки и осуществлении федеральных и региональных программ национально-культурного развития коренных малочисленных народов, выделения из федерального бюджета и бюджета РД ассигнований для оказания поддержки национально-культурным автономиям;

17. Признания назначения Главы РД по представлению Президента РФ нелегитимным, обеспечении мер по организации всенародных выборов на эту должность;

18. Принятия федеральной и региональной программы по государственной поддержке коренных малочисленных андо-дидойских народов, арчинцев, кайтагцев, кубачинцев на период 2014-2021 годы;

19. Информирования коренных малочисленных народов, путем проведения круглого стола с участием заинтересованных органов государственной власти РД, приглашением представителей этих народов и интеллигенции РД о работе (если она вообще имеется) проводимой по реабилитации и восстановлению систематически нарушаемых прав этих народов и мерах по выходу из сложившегося положения, угрожающего единству и целостности Дагестана.

ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА


Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принята резолюцией 1514 (XV) ГА ООН от 14 декабря 1960 г.):

1. подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу Организации Объединенных Наций и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2. все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

4. любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; а целостность их национальных территорий должна уважаться;

5. в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;

Посланник, мир ему, говорил: "Нет подчинения созданию в ослушание Создателя". "Подчинение только в дозволенном".

Осуществление управления и суд - это главные задачи государства и Коран соединил их вместе и приказал, чтобы государством управляли в соответствии с нормами Ислама.

Мы знаем, что мусульманам запрещается исполнять то, что противоречит шариату, даже если этого позволят или приказывают законодательные органы, так как эти властные структуры ограничены законодательной властью и нормами шариата. Когда эти структуры выходят за допустимые рамки, то их действия незаконны и мусульманам запрещается подчиняться им. Каждый мусульманин обязан предотвратить насаждение таких законов и их исполнение, так как подчинение властным структурам не всегда обязательно, а только тогда, когда они придерживаются рамок, определенных шариатом.

Становление правовых систем республик, входящих в состав России, развитие государственности и республиканского законодательства делают необходимым изучение недостаточно освещенных в науке правовых явлений прошлого каждого коренного народа Дагестана, переосмысление их историко-правового наследия Принципиально новым в истории российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов. Это способствует формированию, наряду с федеративной правовой системой, самостоятельных региональных нормативно-правовых систем и будущее российского федерализма:

а) укрупнение субъектов Федерации:

б) возможность сохранения республик как форм выражения национальных интересов; в.) сохранение представительной системы и т.д.


Всестороннее познание правовой системы предполагает ее изучение не только как таковой, но и в сравнение с другими действующими или ранее существовавшими на территории данного региона системами норм, определявшими жизнедеятельность его населения. Общественные процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования. Оно должно меняться последовательно позволяя планомерно развивать законодательство, реализовывать его нормы, повышать уровень правосознания граждан. К сожалению, несмотря на перемены в правовой сфере современной России, правовые нормы еще должным образом не упорядочены и нередко лишены системных связей. Одним из путей решения возникающих здесь проблем, безусловно, является обеспечение дальнейшего всестороннего развития и совершенствования правовой системы РФ. В этой связи особое значение приобретает изучение исторических предпосылок формирования права у народов России, в частности у народов Дагестана.

Исследование данных проблем необходимо в связи с интенсивным возрождением ислама в современном Дагестане и необходимостью изучения влияния шариата на регулирование отношений в обществе, о чем основательно изложено в трудах ведущих специалистов (Л.Р. Сюкияйнена и др.)

О ПРАВАХ НА ЗЕМЛЮ И О ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В Конституции РФ (ст. 72) и в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов…» (ст. 14) , речь идет о защите «исконной среды обитания». Где она кончается, где начинается? Непонятно. Там же – «о местах компактного проживания» (ст. 7) и «местах традиционного расселения» (ст. 8). Не о землях и территориях!

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» уже есть и «места традиционного проживания и хозяйственной деятельности», которые подлежат «особо охране» (ст.4), а в национальных парках допускается выделение «зон традиционного экстенсивного природопользования» (си. 15).

В Земельном кодексе (ст.95 и ст. 97) говорится о том, что территории традиционного природопользования (ТТП) относятся к категории земель «особо охраняемых природных территорий» и что земли «природоохранного назначения» могут быть представлены в случаях, предусмотренных федеральным законодательством о коренных народах, создаваться ТТП. Но ст. 7 этого же Кодекса устанавливает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в случаях, предусмотренных законодательством (каким?) может быть установлен особый правовой режим использования земель различных категорий. Так ТТП представляет единую категорию земель или, как мы уже отмечали, по-прежнему это «лоскутные одеяла» земель разных категорий?

И еще. Важен правовой режим территории. Он, согласно Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов… » устанавливается положениями об ТТП, утвержденных Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления с участием самих КМНС и их общин, либо их представителей. Эти же органы устанавливают и границы ТТП. Но в ст. 97 отмечено, что порядок природопользования на ТТП устанавливается исключительно федеральными законами, а их границы определяются исключительно Правительством РФ.

В самом прогрессивном в отношении защиты прав КМНС Федеральном законе «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации» речь идет уже о территориях, чей правовой статус (ст. 5) – особо охраняемые природные территории для ведения традиционного природопользования и образа жизни, но одновременно говорится о «землях ТТП» (п.10 ст. 5 – ныне изъятый) и об условиях изъятии «земельных участков», находящихся в границах ТТП (ст.12).

Это, как нам видится, является первым шагом к тому, чтобы перевести в перспективе земли ТТП в единую категорию – «природоохранных земель». Но главное - необходимо принимать нормативные правовые акты по образованию, охране и функционированию ТТП, внести соответствующие дополнения в данный закон и в «смежные законы» - «Об особо охраняемых природных территориях», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Непонятен и сам механизм образования ТТП «на основании обращения лиц» - должны ли они представлять интересы всего населения или части? могут ли «старожилое» русского сельское население воспользоваться правом создания ТТП?

Необходимы четкие нормы – кто и как может представлять интересы общины, какие формы участия местного населения на всех стадиях проектирования и создания ТТП? Ведь это мощный инструмент регламентации хозяйствования. Вот и получается, необходимо было внести в закон соответствующие дополнения, сделать уточняющие поправки о порядке образования ТТП, установлении границ, необходимости перевода всех земель в единую категорию и др. Не выплескивать с водой ребенка! Не отменять его! А то маячит на горизонте законопроект, поддерживаемый Правительством (читай – добывающими компаниями), в котором нет основополагающих прав коренных народов – право безвозмездного пользования своими землями водоемами и право контроля за их состоянием, распоряжаться их ресурсами на основе обычного и государственного права, получать компенсацию, если есть острая необходимость в изъятии земель ТТП.

Позабыв о нормах Конституции РФ, Правительство изъяло (а Госдума поддержала) из Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов…» п.10. ст. 5 о совместном с региональными властями регулировании владения, пользования и распоряжения землями ТТП и «землями историко-культурного назначения». Согласен, что последней категории земель в российском законодательстве нет, и что это такое мало кто знает, не из-за этого исчез данный пункт. Наверное, федеральные и региональные власти хотят сами владеть, пользоваться и распоряжаться исконными землями КМНС, которыми они владели, пользовались и распоряжались многие столетия, а теперь лишены этого законодательно.

О ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И ПРАВЕ СОЗДАВАТЬ СВОИХ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Первым шагом для приведения законодательства в области защиты прав КМНС должно было бы установление четкого перечня и закрепления этих прав, более конкретного определения КМНС, их статуса среди малочисленных народов России, а главное – установление полномочий представителя КМНС и полномочий самих органов государственной власти в данной сфере. Ведь получается так, что заниматься проблемами защиты КМНС местные власти по закону не могут – они не относятся к вопросам местного значения. А как только они начинают этим заниматься, то при отсутствии конкретизации полномочий, это может трактоваться как выполнение государственных функций, тем более, например, что часть земель, входящих в состав ТТП или территории поселков располагаются на землях муниципальных образований.

Вообще-то, наблюдается некоторая путаница в уровнях решения задач защиты прав КМНС. Очень многие позиции законов воспринимаются исключительно как федеральные, хотя федеральными должны быть только те позиции, которые определяют и закрепляют статус КМНС, полный перечень прав КМНС, полномочия всех уровней государственной власти в данной сфере и, по-видимому, если ТТП будут федерального уровня, то и все аспекты их создания и функционирования. Остальное – на региональный и местный уровни.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов …» КМНС имеют правовые регламенты организации территориального общественного самоуправления, а ст.13 этого закона регламентирует представительство КМНС в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и в представительных органах местного самоуправления. Кроме того, Федеральным законом «Об общих принципах организации общин …» устанавливалась возможность наделения общин, союзов (ассоциаций) общин КМНС отдельными полномочиями органов местного самоуправления. Все это теперь не актуально, т.к. в рамках общероссийского процесса реформирования административной системы и разграничения полномочий, апофеозом которого стало принятие законопроекта «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» в 2004 г., изменения и поправки коснулись и федеральных законов о гарантия прав КМНС и об организации общин. Всего того, что стало теперь не актуальным не перечесть – ведь изменение одного влечет за собой «цепочку причинно-следственных связей». Изъятые нормы коснулись базовых положений (основ) законодательства в области защиты прав КМНС.

Эксперт Ассоциации КМНСС и ДВ О. Мурашко: «…Правительство РФ последовательно атакует все законодательные нормы, обеспечивающие права коренных народов как особой категории населения. Действует в направлении жесткой интеграции коренных малочисленных народов в условиях рыночной экономики, нарушая тем самым как нормы Конституции РФ, так и международные принципы и нормы, в частности отраженные в Конвенции о правах коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, МОТ № 169». Сильно сказано, а главное – расставлены все точки над I - Правительство против, Госдума и Совет Федерации помочь не могут и не хотят. Остается один Президент Российской Федерации.

ЗАСТУПИСЬ ЗА КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ, ГАРАНТ КОНСТИТУЦИИ!

А заступаться есть за что, а именно:

- у коренных народов фактически отнято право на организацию своего территориального самоуправления (кого больше в данный момент на муниципальной территории, то и будет править бал); думаю, эти решения Правительству вспомнятся и отольются горькими слезами уже через несколько лет, например, на Дальнем Востоке, когда получивших гражданство России китайцев в некоторых поселках будет больше, чем коренного населения (по последней переписи их уже 3,5 млн. – только граждан);

- коренные народы фактически лишаются прямого права представительствовать в законодательных органах субъектов Федерации и в представительных органах местного самоуправления (голосов-то при выборах по партийным спискам у КМНС немного, а как отстаиваются их интересы партийцы в законодательных органах - мы видим сейчас очень хорошо);

- теперь исчезают и механизмы влияния на принятие решений в отношении жизни коренных народов на региональном и местном уровнях; интересы общин отстаивать некому, т.к. законодательно это ни на кого не возлагается;

- исчезает фактически и право на защиту и поддержку со стороны органов власти, особенно в отношении исконной среды обитания и ведения традиционного хозяйства (как жить, когда народ лишен безвозмездного пользования своими исконными землями, а органы власти самоустраняются в решении социальных и экономических насущных проблем жизни коренных малочисленных народов).

7 Распечатать
Иван Петров 19 июля 2014, 23:31

Многое верно из привиденного выше тщательного анализа. К сожалению, это лишь констатация печального факта об ущемлении, подавлении интересов и непредоставлении возможности для развития или даже выживания традиций и языков национальных меньшинств. Опять-таки все это укладывается в рамки программ правящих классов по всему миру: ассимилировать, унифицировать, объединить и глобализировать. это - общемировая тенденция. Сколько таких крепостей пало! Но, как этому противостоять? Как сохранить национальные языки, когда вся нужная информация в России на русском? Как можно научить детей читать книги на национальном языке, когда даже русские в России теперь почти перестали читать бумажные книги на русском языке?! Интернет убил почти все: кино, видео, радио, си-ди, ди-ви-ди, книги, бумажную почту и т.д. Сейчас трудно представить современного юношу или девушку без ай-фона, ай-педа, ноутбука с постоянным доступом в интернет со всеми его прелестями и опасностями. Понимаю, сожалею, сочувствую, но жизнь в нашем веке довольна жестока к традиционным культурам малых народов. И выжить им удастся лишь чудом. И дай бог этому произойти.

6
Ярахмед Гаджибабаев 20 июля 2014, 20:37

Верно. Мы должны возрождать наши культурные традиции. Сейчас в школе уже установлено изучают родные языки,что ранее было предметом по выбору. Но возможность знать родной язык появляется не у всех, ввиду многонациональности республик. Очень много семей сейчас,где родители представители разных национальностей,ребенку тяжело учить сразу несколько языков вне дома,а дома говорят на русском,потому что сами родители представители разных национальностей. На самом деле проблема билингвизма одна из важнейших,всегда стоит на первом плане,находит отражение в работах отечественных и зарубежных лингвистов. Но даже лингвисты еще не пришли к четкому осознанию того,как решить эти проблемы. Политики в этом случае бессильны.

0
Мухтар Курамагомедов 20 июля 2014, 22:49

В нашей жизни родному языку с недавних пор начали уделять большое значение. В рамках приоритетного проекта Человеческий капитал, подростка Просвещенный Дагестан одним из проектов является Родной язык. Этого не было до Абдулатипова, но это есть сейчас

0
Tarlan 19 июля 2014, 23:43

Молодец! Полностью развеял миф Арг о том, что нет этнических земель. Кстати эту свинячью идею ему подсунули миннац и Халидов Д. Весь мир и международное право защищают право народов на родные языки и среду обитания, а в многонациональном Дагестане это отрицают с высоких трибун. Мы давно стали расколотым обществом. События последних 1,6 года превратили нас не в общество, а в яичницу- разболтанную не баракатистой рукой политических проституток.

4
Халимат Магомедова 20 июля 2014, 21:23

Вы уж определитесь, иначе как-то нелепо смотрится когда вы чередуете религиозные толкования с тюремным сленгом. Эх, Нариман

0
Чаландар Чахсаров 20 июля 2014, 09:20

Кто запрещает говорит ,петь , танцевать на родном или себя представит той или иной нации, на паспорте графу национальность щас нет и для титульных наций тоже, не понимаю разговоры и вся писанина для чего если только показать себя умным или по какому то заказу ...Школы театры передачи какие то ну это где только 5или там 20 тыс чел не получается наверное у государства .

-3
Руслан Расулов 20 июля 2014, 11:28

Кто запрещает петь , танцевать или говорить на родном? Чтобы понять это надо посмотреть статью расходов заложенную в бюджете РД и РФ для поддержания и сохранения культуры, истории и языка коренных народов. Только в 10% селений республики имеются клубы и дома культуры. Библиотеки ликвидированы. В районах невозможно стало выпускать газету на родном языке. Вы можете назвать количество музеев в Дагестане? В каждом районе должен быть свой музей рассказывающий об истории этого района. Народные помысли исчезают. Школы искусств предназначенные для обучения детей коренных народов и приобщения их к свой культуре и искусству находятся на граны выживания из-за отсутствия финансирования в то время как на обеспечения охраны руководства республики и их семей расходуются миллиарды народных денег. Нас превращают в серую массу, просто в быдло, а мы молчим склонив головы, разве так жили наши предки? Почему мы не должны передать своим потомкам язык наших отцов их обычаи и культуру?

7
Ali Shahbanov 20 июля 2014, 12:35

Муртуз не во всем государство виновато .Андоязычные,Годоберинцы сохранили свой язык хотя бы разговорная речь т.к дома,в садиках,между собой где бы не были разговаривают на своих языках.Общение с другими нациями,этносами русский и аварский языки.Что происходить с Ботлихским языком?По независимым от нас причинам 40-50пр.населения Андийцы.Годоберинцы,Аварцы и д.р.язык общения между собой в т.ч с Ботлихцами русский или аварский.В последнее время наблюдается даже Ботлихцы между собой разговаривают на русском языке.Такая же ситуация с авароязычным населением.В детских садиках,где собираются все наши языки преобладает русский язык. Предлагаю поставить вопрос строительства детского садика в с.Ботлих ,где дети и воспитатели будут разговаривать только на Ботлихском языке,желающие обучать своих детей к Ботлихскому языку другие жители села тоже смогут устроить своих детей в таком садике.Начнем с этого в остальном статья правильная.

7
Чаландар Чахсаров 20 июля 2014, 14:10

Наши предки не в садиках и не школах изучали родные языки и пели не клубах и не дискотеках . ерунда статья

-2
Муртуз Гасангаджиев 20 июля 2014, 20:19

Али, проблема не только языковая. Как раз-таки языковая проблема среди всех проблем непризнанных народов самая малозначительная. Почти все ботлихцы говорят на своем языке, потому что проживают на своей исторической территории (более 95%). Более того, на ботлихском языке говорят и много представителей других народов, живущих в Ботлихе. На совещании в миннаце (в начале июня), посвященном сохранению безписьменных языков, я говорил о том, что самые большие трудности испытывает аварский язык, т.к. новое поколение аварцев выросшее на равнине, а таких абсолютное большинство, не говорит на аварском. Ведь язык тесно связан с родиной и когда живешь экстерриториально, невольно приоритетными становятся ценности, превалирующие на данной территории, и прежде всего, языковые. Я даже привел Али Камалову (гл. ред. газеты «Хакикат») пример того, как обращение каратиноязычной интеллигенции опубликованной в его газете на аварском мало кто понял, но когда это же обращение появилось на русском в «Дагправде», все было очень понятно.

Самая главная проблема – проблема сохранения этих народов. Не только языка, но и истории, культуры, традиций, территории исторического расселения. Прежде всего, это проблема насильственной ассимиляции, когда власти способствуют возникновению условий для принудительной ассимиляции. Великий историк, этнолог, археолог и востоковед Л.Н.Гумилев говорит об ассимиляции в современных условиях:«…Вариант ассимиляции чаще всего осуществляется методами не столь кровавыми, сколь обидными. Объекту ассимиляции представлена альтернатива: потерять либо совесть, либо жизнь. Спастись от гибели можно путем отказа от всего дорогого и привычного ради того, чтобы превратиться в человека второго сорта среди победителей. Последние тоже мало выигрывают, так как приобретают соплеменников лицемерных и, как правило, неполноценных, так как контролировать можно только внешние проявления поведения покоренного этноса, а не его настроения».

Я не против естественной межэтнической консолидации, в результате которой образуются крупные народы. Через это прошли все народы современной Европы и Азии. Но когда власти, применяя испытанные старые средства создают слой «благомыслящих» и «благонамеренных» к властям граждан, отличительной чертой которых являются подхалимаж, лакейство, желание прислуживаться. Колонизаторы спаивали индейцев «огненной водой», а у нас: поддержка в бизнесе, должности, чины, награды, коммерческие подряды и т.п. Приспособленчество - главный способ выживания для представителей коренных малочисленных народов. Методом отрицательной селекции отбираются группы для более крупного этноса. Что даст крупным этносам такой компонент?

Али, ты знаешь историю со строительством военного городка в Ботлихе. Ботлихцы говорили, что главная угроза для коренного народа связанная со строительством городка – это угроза изменения структурного состава населения, в результате чего на своей территории ботлихцев окажется меньшинство. Власти ничего другого придумать не смогли как обвинять их в ваххабизме, экстремизме, подверженности влиянию внешних сил и прочих антигосударственных настроениях, позабыв, что в августе 99-го, когда республиканские власти находились в состоянии прострации, эти же люди организовали противостояние вооруженным бандформированиям. Что теперь? В 2014 г. в трех школах Ботлиха 89 выпускников, из которых только 30 ботлихцев (34%). Сотни молодых ботлихцев не могут создавать семьи в силу отсутствия материальных возможностей. Идет вырождение этноса. Вот главные проблемы непризнанных народов. Предвижу сотни советов умников-государственников как нам надо себя вести, но никто лучше нас самих не может знать: что для нас хорошо, а что – плохо.

5
С БВ 20 июля 2014, 19:03

Тепло на душе становится , когда видишь, что в Дагестане еще осталисьлюди,которые тратят свои силы, время и талант не для личного обогащения любой ценой, а ради достижения высоких и благородных целей- сохранения языка, истории, культуры, обычаев, традиций и СОВЕСТИ, при этом искренне и честно в этих ужасающих условиях тотальной деградации, дебилизации, конфликтов, войн, непонимания и агрессии, не обращая внимания на подленькие комменты любителей петь осанну очередному феодалу и их жалкие потуги покрыть истину ложью. Без таких людей человечество обречено на гибель. Циники будут называть Дон Кихотом. Но мы- то с вами знаем- он был великий Человек! Не прогибайтесь, ибо с вами правда

6
Mamed 21 июля 2014, 12:28

В такой многонациональной республике как Дагестан самый верный способ сохранения своей дагестанской именно дагестанской идентичности ( так как совсем нет отличий скажем в традициях как ботлихцев и аварцев как кубачинцев так и даргинцев как лезгин так и цахуров )явилось бы создание единого одного общедагестанского языка Понимаю что всё искусственное в таком деле не то что надо но для того что бы раз и навсегда решить эту непростую проблему необходимо пойти на этот шаг Ради сплочения нации и ещё многих положительных перспектив от этого шага Ради будущих потомков Думаю что в данном случае это единственно правильный вариант Задумайтесь отбросив все предрассудки по этому поводу Это вполне возможно

-1

Оставить комментарий:

Наверх