21 сентября
Блог «Ахвахцы - Ашвадо»
29 марта 2165 10

​Этноцид бесписьменных народов Дагестана Кто виноват… и что делать?

ashvado Максуд ГаджиевАвтор блога

Этноцид бесписьменных народов Дагестана

Кто виноват… и что делать?

18 февраля в научной библиотеке ДГУ состоялся круглый стол с участием ученых языковедов и активистов общественных организаций из числа андо-дидойских народов, где обсуждались проблемы бесписьменных языков коренных малочисленных народов Дагестана. Организатором и модератором этого мероприятия выступила директор Центра изучения родных языков при ДГУ Марина Гасанова. Она рассказала, что это мероприятие проводится по просьбе председателя общества «Карата» Хайбулы Хайбулаева.

«Сегодня здесь присутствуют специалисты по каратинскому языку, а также по другим бесписьменным языкам. Мы рады, что пришли представители и других общественных организаций. Просьба не политизировать этот вопрос и не критиковать руководство РД»,- предупредила Марина Аюбовна участников круглого стола. Она также рассказала, что по просьбе председателя общества «Карата» Хайбулы Хайбулаева работники Центра ездили в село Карата Ахвахского района и проводили там конкурс среди учащихся школ на лучшее знание сказок, легенд, народных былин на каратинском языке.

«Собрали большой фольклорный материал, теперь предстоит его обработать, в дальнейшем хотим издать сказки на каратинском языке. Такой опыт уже имеется. Изданы сказки и другой фольклорный материал по некоторым бесписьменным языкам. Хочу представить вам, свою коллегу, автора книги «Кайтагские сказки, поговорки и пословицы» Узлипат Гасанову, доктор фил.наук, профессор ДГУ, зав. лаб. «Бесписьменные языки народов Дагестана».

Узлипат Гасанова:

«Я недавно выпустила книгу - «Кайтагские сказки, поговорки и пословицы» на кайтагском и русском языках. Помог мне в издании книги большой патриот кайтагского народа, нынешний глава администрации Кайтагского района. Я работала над этой книгой почти пять лет. Оказалось, что не простая это работа, собирать фольклорный материал по бесписьменному языку. Ведь мы не имеем письменных источников по кайтагскому языку, теперь и носителей информации по нашему языку осталось мало. Я одна собирала материал, заходила, можно сказать, в каждый дом. Люди моложе 50 лет ничего не знают об истории своего народа. А ведь в средние века мы имели свое государственное образование - Кайтагское уцмийство. Но оно просуществовало недолго, поскольку было завоевано могущественными державами того периода.

Кайтагский язык местное население использовали только в разговорной речи, а обучение и переписка велась на арабском, персидском и турецком языках. После присоединения Кавказа к Российской империи эти языки были вытеснены русским языком. Теперь на основе кириллицы мы имеем свою письменность. Но проблема кайтагского языка заключается ещё в том, что некоторые ученые филологи считают кайтагский язык диалектом даргинского языка. Я всегда выступала против этого, но меня вынудили указать в своей докторской диссертации кайтагский язык как диалект даргинского языка, мол, это требование ВАКа. Видимо, сыграла свою роль и то, что в школах Кайтагского района в качестве родного языка изучают даргинский язык, а преподавание ведется на русском языке. Хотя до революции кайтагцами считали себя десятки тысяч человек, но пресловутая идея поглощения малочисленных народов более крупными народами и создания на их базе единого советского народа привело к тому, что по последней переписи кайтагцами записались всего четыре человека. Это члены моей семьи. Проблемы есть и у письменных языков с изданием книг, учебно-методической литературы, но в самом страшном положении находятся бесписьменные языки малочисленных народов Дагестана. Для них не предусмотрено ни какой государственной поддержки. Больше усилий прилагают западные гуманитарные исследовательские центры, чем наши. На западные гранты издаются словари и фольклорный материал по бесписьменным языкам народов Дагестана».

Рашидат Халидова, доктор филологических наук, преподаватель ДГПУ:

«Сейчас остро стоит вопрос о родных языках народов Дагестана. Что касается каратинского языка. Теоретическая база есть. Грамматика каратинского языка составила Загидат Магомедбекова. Она издала учебник по каратинскому языку. По фонетике каратинского языка я защитила кандидатскую диссертацию. Есть научные работы и других авторов по каратинскому языку. Издан русско-каратинский словарь. По просьбе бывшего главы Ахвахского района я переводила на каратинский язык учебники по анатомии, биологии и бытовой лексики, составленные научным сотрудником А. Айдемировым, а переводом их на ахвахский язык занималась Индира Абдулаева, моя коллега по университету. Но эти учебники не были изданы, не нашлись деньги в бюджете района. Получается, мы зря поработали, а глава Ахвахского района, таким образом, пиарил себя, проявляя заботу о родных языках жителей Ахвахского района. Я считаю, что нельзя политизировать этот вопрос. Я говорила покойному Магомеду Ахмеднабиеву, что в целях популяризации каратинского языка, лучше проводить просветительскую работу среди населения. От правительства мы ничего не добьёмся. Все ложится на плечи энтузиастов. Вот Хайбула поднимает вопрос по созданию алфавита и букваря на каратинском языке. Алфавит есть. Мы напечатали научный вариант алфавита в Русско-каратинском словаре. Теперь просят упростить его. Мы не можем отойти от назальных букв и звуков. У всех языков есть свои особенности». Максуд Гаджиев, гл. редактор газеты «Ахвахцы-Ашвадо»:

«Мы не первый раз принимаем участие в таких мероприятиях и обсуждаем одни и те же проблемы десятки раз с нулевым результатом. Предлагаю по итогам круглого стола принять резолюцию с требованием к руководству РД - принять, наконец, Закон «О языках народов Дагестана» и Закон «О коренных малочисленных народах Дагестана». Без принятия этих законов и специальной программы по сохранению и дальнейшему развитию бесписьменных языков на уровне правительства РД, а ещё лучше на уровне правительства РФ, никакого продвижения вперед не будет. Многие проблемы языков бесписьменных народов Дагестана мы имеем по вине руководства РД. В свое время, а именно 18 октября 2000 г. Госсовет принимает постановление № 191, согласно которому только 14 народов были объявлены коренными малочисленными народами Дагестана. Хотя фактически аварцы, даргинцы, русские и другие крупные народы малочисленными не являются, поскольку многократно превышают порог 50 тысяч человек. Таким образом, одним росчерком пера в одночасье бесписьменные народы Дагестана, имевшие свое государственное образование и тысячелетнюю историю, лишились статуса коренных малочисленных народов Дагестана. Это антиконституционное постановление до сих пор имеет силу закона на территории Дагестана. Отсюда все беды и страдания андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана. Наши обращения в адрес руководства РФ и РД с требованием уравнять в правах все дагестанские народы остаются без должного реагирования. Поэтому мы просим научное сообщество Дагестана поддержать наши справедливые требования. Мы ради, что пригласили нас на это мероприятие и надеемся на плодотворное сотрудничество с Центром изучения родных языков народов Дагестана и в знак благодарности хотим вручить Марине Аюбовне Гасановой книгу «Антология ахвахской поэзии». В этой книге также даны и выступления известных зарубежных и отечественных ученых-языковедов о проблемах бесписьменных языков малочисленных народов Дагестана. Хотя мы не имеем государственной поддержки, но стараемся сделать хоть что-то полезное для своего народа. Мы издаем газету на ахвахском языке, выпускаем художественные книги на своем родном языке, издали букварь на ахвахском языке. При всем этом, к сожалению, мы не можем добиться изучения ахвахского языка в местах компактного проживания ахвахцев. Директора школ Ахвахского района ссылаются на отсутствие указания сверху. Правда, вот уже несколько лет факультативно ахвахский язык изучается в средней школе с. Советское Хасавюртовского района, где компактно проживают переселенцы с. Тунситли Ахвахского района. Но это редкое исключение. Если бы был приняты Закон «О языках народов Дагестана» и Закон «О коренных малочисленных народах Дагестана» то, никто не смел бы отказать законным требованиям андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана».

Саид Нинаналов, журналист и писатель, ученый секретарь ИПГ ДНЦ РАН:

«Я категорически против принятия Закона «О языках народов Дагестана», поскольку там не упоминаются кубачиский и кайтагские языки. Кубачинский язык всегда считался самостоятельным. А в 1938 году, во времена «большого ученого, в языкознании знавшего толк» Иосифа Сталина кубачинский и кайтагские языки были причислены к родственному даргинскому языку. И всю историю советской власти, упоминая даргинский язык, ангажированные ученые делали приписку: «в том числе кубачинский и кайтагский». Я считаю, что необходима дорожная карта – мы должны знать, каким образом шаг за шагом добиться признания кубачинского языка отдельным. У коренного малочисленного кубачинского народа есть алфавит, букварь, фольклор, а также художественные книги на кубачинском языке. Что мешает признать наш язык отдельным? Ответ простой. Необходимо обратить внимание и на то, что до сих пор не принять Закон «О малочисленных коренных народах Дагестана», что не помешало Госсовету РД объявить малочисленными 14 так называемых титульных народов республики – от русского и азербайджанского, до цахурского и чеченского».

Арсен Абдулаев, кандидат фил. наук, вице-президент НКА «Дидойцы»:

«Мы давно выступаем за принятие этих законов, с тем, чтобы приравнять в юридическом отношении все дагестанские народы, но руководство РД под разными надуманными предлогами не идет нам навстречу. Но мы тоже не сидим сложа руки. Мы издали Антологию дидойских поэтов, выпустили Букварь дидойского языка, издали книгу «Цезский фольклор» и другую учебно-методическую литературу на дидойском языке. Но вести обучение на дидойском языке в местах компактного проживания дидойцев мы не можем, поскольку в качестве родного языка у нас в школах изучается аварский язык. Хотя Конституция РФ и Закон «О языках народов РФ» дает нам право вести обучение на своем родном языке, но, к сожалению, приходится констатировать, что на территории Дагестана не действуют российские законы и Конституция РФ».

Патимат Магомедова, доктор фил. наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики ДГУ:

«Каратинский язык находится в самом привилегированном положении среди бесписьменных языков Дагестана. У них есть специалисты языковеды из числа носителей каратинского языка, чего нельзя сказать об андийском языке. Это самый малоизученный язык, хотя и является самым многочисленным из бесписьменных языков. Я выиграла европейский грант на изучение андийского языка: «Возрождение культуры андийского этноса через возрождение языка». Я сама не носитель языка, поэтому мне пришлось подключать к этой работе представителей андийской интеллигенции, проживающих в разных городах и районах. Историческим местом проживания андийцев считается Ботлихский район. Мы ездили в андийские села и расспрашивали пожилых людей, что означают те или иные слова и выражения на андийском языке. Сложность заключался ещё и в том, что андийский язык имеет несколько диалектов и не выработан единый стандарт. Мы публиковали собранный материал в районной газете «Дружба», где редактором газеты работает Умахан Умахаков, большой знаток андийского языка. Вместе с ним мы делали спецвыпуски и приложения к районной газете на андийском языке. После такой апробации и сверки материалов мы выпустили в 2011 году отдельную книгу «Сказки народов мира» на андийском языке с приложением диска. Тираж книги 1 тысяч экземпляров разошлось мгновенно. У меня осталось всего две книги, как редактора издания. Цель проекта была популяризация андийского языка. Хотя я не являюсь андийкой, но я продвигаю этот этнос. По итогам нашей работы мы провели конференцию с приглашением специалистов по андийскому языку и представителей андийской творческой интеллигенции. Вот здесь говорили, что надо требовать принятия Закона «О языках народов Дагестана», я не думаю, что принятие закона поможет решению проблем сохранения и изучения бесписьменных языков. Надо готовить кадры, заниматься сбором материалов о бесписьменных языках, издавать книги».

Муса Багомедов, доктор фил. наук, профессор, зав. кафедрой дагестанских языков ДГУ:

«Я горд, что сижу среди патриотов, людей не равнодушных к проблемам родных языков. Я считаю, что Закон «О языках народов Дагестана» нужен. Если будет принят такой закон, то тогда чиновник будет вынужден оказать всяческое содействие всем патриотам, кто что-то делает для сохранения и дальнейшего развития родных языков народов Дагестана. Проблемы есть. Идет сокращение часов преподавания родных языков в школах и учебных заведениях. В городах с каждым годом увеличивается число тех, кто не знает свой родной язык, и считает, что вместо него лучше изучить русский или английский языки, которые больше пригодятся в жизни, помогут ему продвигаться по служебной лестнице. В ДГУ делается многое для сохранения и дальнейшего развития родных языков. Так, при ДГУ создан Центр изучения родных языков, на кафедре дагестанских языков созданы группы по подготовке кадров по родным языкам. Правда, конкурсы бывают только в группах по аварскому и даргинскому языкам, недобираем группы по другим языкам, хотя стипендия студентов изучающих родные языки с прошлого года увеличили в два раза. Поэтому надо прививать любовь к родному языку в семье с раннего детства, со школьной скамьи, практиковать живое общение на родном языке, используя возможности и современных технологий».

Как бы ни старались ангажированные ученые избегать политизации этого вопроса, но реалии дагестанской жизни таковы, что при всем желании не получается игнорировать факты, пагубно сказывающиеся на проблемах языков бесписьменных народов Дагестана. Надо вещи называть своими именами. Коррупционная власть Дагестана не слышит и не видит, в каком бесправном положении находятся коренные малочисленные бесписьменные народы Дагестана. Это только усугубляет и без того запущенное состояние дел с проблемами изучения и сохранения родных языков бесписьменных коренных малочисленных народов Дагестана.

Признание и уважение всех языков коренных и коренных малочисленных народов Дагестана на законодательном уровне, а также оказание всемерного содействия для их сохранения и дальнейшего развития является необходимым условием для любого многонационального государства, залогом его стабильности и процветания. Но мало одного декларативного признания многоязычия и толерантного отношения к другим народам. Нужно разрабатывать специальную программу сохранения и развития для всех малочисленных бесписьменных народов и их родных языков с соответствующим финансовым обеспечением. В РФ успешно реализуется программа сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Ежегодно из федерального бюджета на эти цели выделяются 40 млн. рублей. Но до сих пор не принята программа сохранения и развития коренных малочисленных народов Северного Кавказа. И вот почему. На территории нашей республики до сих пор не приняты Закон «О языках народов Дагестана» и Закон «О малочисленных коренных народах Дагестана», а действует антиконституционное постановление Госсовета РД № 191 от 18 октября 2000 года, разделившее братские коренные народы Дагестана на титульные и нетитульные, на статусные и нестатусные. Вместо того, чтобы юридически уравнять в правах все народы Дагестана и принять специальную программу по сохранению и развитию языков бесписьменных народов Дагестана, занесенных в Красную Книгу РФ, находящихся на грани исчезновения глава РД принимает Указ о создании Центра развития русского языка и культуры. Хотя не было ни одно обращение к руководству РД о необходимости его создания. А на многочисленные обращения правозащитников и ученых из числа андо-дидойских и других бесписьменных народов в адрес руководства РД о необходимости создания Центра по изучению и сохранению родных языков бесписьменных народов остались без должного реагирования. В результате проведения деструктивной национальной, земельной, кадровой, языковой политики под руководством главы РД братские народы Дагестана все больше и больше отделяются друг от друга и попадают под влияние своих горе-руководителей из числа ура-националистов и олигархов, действующих по принципу «разделяй и властвуй». Неужели надо доводить дело до такого противостояния, которое заставит патриотов из числа андо-дидойских и других бесписьменных коренных малочисленных народов Дагестана объявить акции гражданского неповиновения коррупционной власти. Пора понять, что пока в республике будут править горе-руководители этноцид и ассимиляция андо-дидойских и других бесписьменных народов будет продолжаться. И пока федеральный центр будет принимать подачки от аварских ура-националистов и их покровителей ничего не измениться. Нам остается только апеллировать к международным правозащитным организациям и призывать руководство РФ проявить мудрость и рекомендовать руководству РД принять, наконец, Закон «О языках народов Дагестана» и Закон «О коренных малочисленных народах Дагестана». Да будет так. ИншаАллагь.

Максуд Гаджиев, гл. редактор газеты «Ахвахцы-Ашвадо»

P.S.

В Дагестане в соответствиисо статей 11 Конституции республики государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана.

В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 6

В Республике Дагестан гарантируется защита прав всех народов и национальных меньшинств, проживающих на ее территории, в соответствии с Конституцией Российский Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Эти статьи Конституции РД я указал здесь, чтобы показать беспочвенность заявлений аварских ура-националистов типа Зикрулы Ильясова, Магомеда Бисавалиева и иже с ними громогласно утверждающих о недопустимости разрушения единства конституционнообозначенных этнонациональностей Дагестана, о некой государствообразующей роли мифической миллионной аварской нации, о вхождении в состав аварского народа ещё 22 народа и другой белиберды.

Как видим, в Конституции РД ни словом не упоминается языки так называемых титульных народов Дагестана. Конституция РД не разделяет языки на главные и второстепенные, письменные и бесписьменные. Речь там идет о том, что все языки народов Дагестана и все народы Дагестана обладают равными правами. Это значит, что ни одно госучреждение, ни одно должностное лицо не вправе ущемлять народы Дагестана по языковому, этническому и религиозному принципу. Но в соответствии постановлением Госсовета №191 от 18 октября 2000 года коренными малочисленными народами обозначены только 14 народов Дагестана. Таким образом, андо-дидойские народы, общепризнанные в научном мире как бесписьменные и малочисленные, оказались привязаны к так называемому титульному аварскому народу и одночасье лишились статуса коренных народов Дагестана, которым они обладали много тысяч лет. А русские, аварцы, даргинцы и другие крупные народы, количество которых превышает многократно 50 тыс. человек получили статус малочисленных коренных народов Дагестана. Это же нонсенс, парадокс, абсурд. Не видеть этого невозможно любому здравомыслящему человеку. Поэтому многие авторитетные ученые, правозащитники и другие патриоты Дагестана и России требует уравнять правах все народы и все языки Дагестана, как того требует Конституция РФ и Конституция РД.
После наших многочисленных обращений по этому поводу в адрес руководства РФ и РД экс-министр по нац. политике РД Бекмурза Бекмурзаев, при правлении Магомедсалама Магомедова, экс-президента РД, обещал нам уравнять в правах все народы Дагестана. У нас на руках имеется официальный документ на этот счет. Но с приходом к власти Рамазана Абдулатипова, представителя так называемого титульного аварского народа и с назначением первым замом министра по нацполитике РД Зикрулы Ильясова, представителя так называемого титульного аварского народа, положение андо-дидойских народов только ухудшилось, поскольку они нагло и бесцеремонно игнорирует голос прогрессивной общественности и по указке аварских ура-националистов отказывается уравнять в правах все народы и все языки Дагестана. Поэтому руководство РФ обязано, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав коренных малочисленных народов, исконно проживающих на территории Республики Дагестан, потребовать от руководства РД срочно принять Закон «О языках народов Дагестана» и Закон «О коренных малочисленных народах Дагестана».

Только принятие этих законодательных актов обеспечит соблюдение прав 28 коренных и коренных малочисленных народов Дагестана, повысить престиж родных языков, создаст условия для их сохранения и дальнейшего развития, а также для защиты языковых, этнических прав всех народов Дагестана, не разделяя их на титульные, и нетитульные, на статусные и нестатусные. Да будет так. ИншаАллагь.

 

7 Распечатать
анзор анзор 30 марта 2017, 06:13

всем малочисленным народам, носителям своего языка, желаю столько самоопределения, сколько они себе желают, но говорить, что, к примеру, аварцы силой удерживают кого-то считаю в корне неверным, авары - в действительности объединение многих диалектов и здесь нет нужды перечислять их, из преданий дошло, что когда-то аварцы назывались и между собой аварами, а не маг1арулал, как в настоящем и аварцам кто-то нужен не больше, чем им аварцы

-3
Tarlan 30 марта 2017, 23:15

Уважаемый Анзор, часто читая тебя нахожу много полезного для себя.
Только не обижайся, что через твой комент обращаюсь к нашим братьям.
Сегодня поднят вопрос, которой, возможно, нужно походить без выпадов, если даже в статье имеются выпады в отношении некоторых народов и их представителей во власти.
Что греха таить, любят у нас, каждый сам себя возвеличивать и этим гордятся. Но это же не правильно!!!
Как можно гордиться, когда гордыня является признаком ведущим ещё более тяжким последствиям?
Человеку свойственно само познание и вопрос, все таки кто мы? Сначала человеки, потом мусульмане, потом уже националы, потом партийцы, потом гвардейцы, потом патриоты и граждане.)))))
Кстати слово гражданин, когда и откуда появился в русском и французском - языках? Это же не французское слово, а древнеарамейское слово. Везде пишут, что слово гражданин - французское. Когда это слово у древних бедуинов пустыни, тогда самой Франции не было.
Как могло тогда это слово "родиться" в "свободной Франции", если сам Французский язык только в конце 15-16 веков начал еле еле избавляться от латиницы и племенных, народных наречий?
Это мы пишем к тому, чтобы перенятыми у других более древних народов словам и названиям мы не придавали собственной "национальной окраски".))))
Таких заимствований из древних народов больше всего у народов Кавказа, но всё это забылось и теперь мы все считаем эти слова своими. Здесь у нас в языках вся сборная библейской "Вавилонской башни" царя Нимрода.
Выход из этих споров о языках очень простой!
Без Бога не мог произойти человек и Ему в этом деле никакие "национальные эксперты, советники и соучастники" были не нужны..
Без Божьего Слова и Руха, не могла ожить глина и заговорит без соизволения Бога.
Человека оживляет Бог и умершвляет- Бог. Это все ты луше нас знаешь.
Все именам, глаголам, существительным, прилагательным, именам собственным, нарицательнымименно Бог научил Адама- человека. Хава тоже была "не промах", "зря время не теряла", училась хорошо, но как была, так и осталась Hava--такова её естественная природа.
Именно Бог -Предопределил всем последующим сынам Адама и Хавы-уже рождаемых из материнской утробы:- отца, мать. Расписал чётко и конкретно:- кому, кем, когда родиться, кем быть и кем стать и как воскреснут для суда и с каким грузом слов и дел воскреснут. Бог нас расселил на земле, а мы до сих пор спорим, откуда мы? От Бога- мы, ОН наш Творец, хоть мы теперь и "земляне".
В этом нет ничего оскрбительного. Кто то рождён земледельцем, кто скотоводом, кто -кочевником, кто - зимовником, а кто то вождём, царём, королём или бичом Божьим для других народов и племён.
Так установил Бог, то что говорят люди о происхождении человека - ИНС, не являются Истинной.
Допустим, нашим братьям аварам- 10 -100-200-300 миллионов лет. Мы согласны даже не более глубокий их возраст в ветхих веках. Ибо известно за сколько дней сотворены миры, но не известно, когда они сотворены!!! )))
Но есть но. Писания Человечества не утверждают, что народы мира произошли от обитателей гор и равнин Дагестана!
Откуда тогда в нас такая гордыня?
Понимаю, это может кого то возмутит и скажут:- "не нужны нам нравоучения, мы сами по себе". Но так не бывает у людей и такого в исламе нет. "Сами по себе" от туманов и ледников гор дети, семьи, племёна (разные, по 10-20 племён на 100 кВ. Км. не рождаются.
Извини конечно, но через твой коммент, мы обращаемся ко всем нашим братьям, у кого есть -АКЪЛЬ- разум
Как человек имеет отца и мать, так и любое слово в языках мира имеют свой материнский корень и отцовское начало.
Возникает очень простой вопрос.
До человечества дошли 5 писаний: свитки Авраама-( только обрывки отдельных текстов около мертвого моря в1947 г).
Широко известны в разных редакциях также Ветхий Завет, почему то названную Библиос- Библия- т.е. книга для чтения.
Но Бог такую Книгу, как Библия Моисею не ниспосылал. Книга Моисея называется Тора, а его почему переименовали в Второзаконие Моисея.
Известен также Паслтырь именуемый в древних Книгах, как " Забур".
В названии "Забур", как тебе известно, тоже ничего "страшного" нет.
Это древнеарамейское слово- означает ветхий, свёрнутый свиток, свято слове и благословления Иляhим-элляhим- единого Бога.
Следующая Книга- Евангелие, ее редакций тоже не мало, но почему то люди назвали его - "Новый Завет" , а не так, как его назвал сам Бог на арамейском, а именно- "Инжиль".
Тоже ничего страшного и не понятного в Евангелии нет. Самое важное и нужное там есть.
Есть Писание, пророк Иешуа -мир ему, Свет, милость, милосердие Эллохим к людям и призыв к людям помнить о Боге и соблюдать его законы.
А те жестокие нормы, которые привнесены людьми и фарисеями- отвергать и не поклоняться мамоне.
Есть также Коран, как "мать всех этих книг" и их завершение.
Когда Коран читаешь и разъясняешь -Иудею и Хрисанину- они приходят в негодование и спрашивают:- "откуда вы это знаете наши писания, что так правдиво все там указали.
Мы отвечаем и говорим: "мы вообще то этих вещей никогда и не знали и не читали до Корана. Нашему пророку это книга ниспослана также, как и вашим пророкам, от их Господа миров, от Бога.
Но мы то с тобой знаем и человечеству известны также разные редакции Корана, как и то:- кто и как собирал и редактировал Коран. Но мы этого ни от кого не скрываем, что есть отменные аяты, есть отменяющие аяты. Их просто надо знать, чтобы не впасть в заблуждения, особенно при принятии правовых решений.
К примеру, о языке и тексте самого Корана, исполненных для чтения для не арабских народов. Это ведь правда, что именно первые экземпляры Корана были рассчитаны на то, что ознакомить ими персов. Были свои проблемы и с кавказскими народами. Но и они получили редакцию Корана. Никто же не может отрицать, что Коран был составлен и куфическим стилем и письмом. Развивался язык, развивалось письмо и способы чтения "къараа"- Корана.
В этих священных текстах, Книгах и Законах вся история и мудрость веков, в том числе отцов, сыновей, языков, семей, племён, народов и наций, от их рождения и до погибели. Там содержатся бесценные знания.
Мы же до сих пор изучаем человека по теории Дарвина и работе классиков марксизма, особенно Энгельса. Это же ненормально!!!
Скажите братья, пожалуйста, есть какие нибудь сомнения в истинности Корана и Сунны, есть народы, племёна, народы, языки, не известные Аллаху, которые были бы не достойны его поминания?
Аллах так и говорит человеку, что не было эпохи, когда человек был бы недостойным поминаниях!!!! Почитайте суру Инсан, сами все поймёте.
Если мы упоминаем любой народ, нельзя это делать так, как будто это народ или племя первопроходец - Человеческого рода.
Называете себя авар- очень хорошо. Называете себя магlaрулав- очень хорошо. Андийцы, дидойцы, ахвахцы, каратинцы, кайтагцы, куьачинцы- это же очень хорошо, что нас так много и мы такие разные.
Значит, на генетическом уровне, в народном подсознания сохранились воспоминания о своих предках. Отцами народов были люди, не звери, не горы, не леса, ни моря, ни звезды, ни города и села!!!. Предками людей были люди, человеки, но более могущественные, чем мы с вами, сильные и более высокоорганизованный, чем современные общества и общины. Они и есть- ЛЮДИ- Человечество.
Все последующие после Адама люди, рождены от людей. Исключение составляют лишь двое. Признанный мирами и людьми- лишь Исус Христос, который был рождён Словом и Духом Божьим.
Проотец современного человечества Ной!!!
Хотят этого признать или нет- это другой вопрос.
Кто отец "аваров", из какой "точки планеты"- Земля?
Ведь у каждого измерения есть своя исходная точка- ведущая к плюсу и ведущая к минуса. На этом принципе пересечения точек и линий вселенной, природы земли и вод и волн человечества, сотворены все живое и неживое в природе.
Никому нельзя обижаться ни на кого, не должно быть никаких выяснений отношений между людьми по расовому, национальному признакам.
Это все от НЕВЕЖЕСТВА, которую осудил Аллах и его пророки во всех Священных Писаниях!!!
Кто из мусульман может опровергнуть хоть одно небесное Откровение, хоть одного пророка о которых возвестила Аллах? Никто, без ущерба для себя.
Тогда о чем спор? Об аварах? Так кем они сотворены или "авар" исключение из законов Аллаха? Нет. Они сотворены также, расселены также, как этого пожелал Аллах.
Зачем спорить? Когда можно взять и изучить эти Книги и с доводами сказать людям:-"братья, основоположник нашего рода такой то. Переводиться это имя так то. Наши племена выходцы из таких то земель. Нас Бог расселил на этих горах и землях тогда то. При таком то отце, при таком то пророке, при таком то царе, при таком то императоре.
Что в этих вопросах унизительного или недостойного для любого народа и нации?
Разве Бог не научил человека Части Своих Знаний и не заповедовал ему, что в овладении Знаниями - сила человеческого Духа?
Знания или приближают или отдаляют бога от человека.
А мы тут из за того, что нам намутили мозги "особенностями", "исключениями", "героизмами", "подвигами предков", о которых нам тоже много чего наболтали из мифов и легенд более древних народов, спорим друг с другом.
Не хорошо это! Не по божески. У всех народов есть учителя, наставники, учёные, имамы, шейхи, как у всякого другого народа.
Почему нельзя прийти к ним и потребовать ( именно потребовать) дать вам знаний о генетивных, материнских и отцовских корнях слова "АВАР", даргин, лак, кумык, лезгин, ногай, андий, Цезарь и т.д.?
Что за слова, что означает, когда и как это понятие разъясняются в святых писаниях, откуда и от кого ведут свою родословную?
Вот тогда мы и осознаём, что все люди братья. Одним по воле Аллаха одним местами их обитания были определены горы и возвышенности, другим - равнинные земли, третьим -солончаки, четвёртым - пески, пятым- вдоль рек и болот, шесттым -вдоль морей,вдоль океанов.
Но все они имели одну голову, одно сердце, одно туловище, один единственный и всегда лживый язык, две руки, две ноги два глаза и две губы и один подбородок.
Ох, не нравится нам этот проклятый "национализм", как бы его не расхваливали учёные люди, особенно во власти и политике.
Любой национализм ведёт к национальной гордыне и потому наша Ума и есть та Умма, в которой национализм осуждён, как -"асабиййа", то есть видом родоплеменной гордыни и сепарата, которая является признаком -НЕВЕЖЕСТВА.
Нам же надо быть более благоразумными и терпеливыми друг другу и вспомнить о том, что умирая наш пророк с.а.с. возглашал:- "моя Умма, Умма, Умма". Он же не говорил:-" корайшиты, корайшиты корайшиты или арабы, арабы, арабы."
Неужели, кто то может из за этого усомниться в том, что пророк с.а.с. не любил корейшитов, арабов, мухаджиров, ансаров или своих сахабов?
Конечно же у каждого может быть своё мнение.
Мы же убеждены в том, что если даже весь мир, разойдётся по лоскутьям, как парчовое или шелковое одеяло, у нас не должно быть ни нацизма, ни национализма.
Между этим понятиями такая узкая и маленькая точка еле различимой шели , но вполне большой, чтобы шайтан просунул туда свою голову и начал нас всех растаскивать по местам стоянок - превратив Дагестан в "братскую могилу древних народов" .
Таково само значение слово "Дагестан"- глубокое, тайное сокровенное, высоко духовное!
А то что переводят -"Дагестан", как "страну гор"- это самый худший из исторических мифов, которую нам "подарили" "отцы основатели" евроармянского взгляда на историю этих земель и народов.
К сожалению это переняли у них многие персо- тюрско- Арабские историографы и начали тиражировать басни "о стране гор", как будто в Осетии, Кабарде, на Балканах, Альпах, Андах или Тянь шане гор и горцев меньше, чем у нас.
Дайте шанс и право всем народам Дагестана иметь письмо и грамоту. От этого никто не обеднеет. Всем на земле и под землёй места хватит.

1
анзор анзор 31 марта 2017, 16:01

большое спасибо, Тарлан, что посвятил такой огромный текст моему просвещению, но ты перевернул с ног на голову то, о чем я, я всего лишь говорю, что аварцы никого не держат, я сам не маг1арулав, но аварец, тебе долго объяснять, но по местам обитания нынешние аварцы имеют и свои отличительные названия, тех же аварцев, которые меньше чем в десяти км. от нас, я с трудом понимаю, в моих словах нет и намека на гордыню, я никогда не позволяю себе давать оценки целым нациям, но и не прохожу молча мимо, когда кто-то пытается это делать в отношении моей нации, всем желаю добра и мира, как то писал, что мне намного ближе мой любой добрый земляк, чем какой - нибудь негодяй аварец

0
Tarlan 03 апреля 2017, 15:31

Андзор, брат, на "просветителя мы не тянем- однозначно"?
К тому же мы заранее извинились и сообщилитебе, что через твой коммент обращаемся ко всем дагестанским нашим братьям, без разделения их по национальным биркам. .
Мы же понимаем, что на Кавполите -все, самые просвещённые, да ещё так, что "никогда, никакого, насильно"- не держит.
Наверное поэтому нашу страну некоторые классики политики и прозы жизни прозвали-"Держимордой".)))
Воллахи, мы даже содержания и подлинного значения таких слов и не знаем.....Эти дикие слова не наши Учителя писали....
Алхамдуллилях, что так!!! Не возможно удержать то, что нам не принадлежит. Ни мы, ни наши жизни, ни языки, ни власть, ни имущество,- нам не принадлежат. Они всё- от Бога. Он даёт и отбирает.
Тогда отчего мы так любим "своё" и чужое лицо нам так не мило?
Хочешь -верь, хочешь -нет, дело твоё.
В исламе родоплеменная гордыня- это асабиййа, один из признаков до Исламского невежества.
Зачем мусульманам говорит друг другу, обращаясь местоимениями:- "я", "ты", "они", если Коран и Сунна всем нам указали и научили , что сказать друг другу:-" Умма, Умма, Умма- община и также нас учили называть друг друга "брат и сестра"?
Разве мы единокровные и единоутробные по отцу - Адаму и матери- Хаве?
Это утверждение разве "просвещение"? Это же Божественный Акт- сотворения.
Извини, что так побескоил тебя. Знаем, ты у нас "интернационалист". (кстати, чуждое Писаниям- "слово", враждебное божественному духу человека. В этом слове сокрыты многие "беды плоти и страстей"!)
Обижайся, не обижайся, ты не прав.
Нет никакого превосходства авара перед не аваром и у них над вами- аварами, кроме как в "такъва"!!!
Вот с этим и связаны большие проблемы всего Дагестана и его народов, которые считают, что только в их руках и членах "царское семя" матери-"земли" и "верёвка- лестница" ведущие в "небеса".
Чуть что, мы ищем "своих" среди всей толпы!!! Это правильно составленная программа "Поиска"? Это ложная система духовных "поисков души, не правильно расставленные координаты в сети жизни.
Такие узкие представления джахилиййи "о мироздании и человеческом роде" отменны Кораном и исламом.
Нет никому стыда и позора в том, если нацики ( они есть везде), свои представления о себе и нации, приведут в соответствии с тем, какими их породил Бог.
Если Господь пожелает, то изменит им облик, формы, образы, языки и сердца и это не составит для Него никакого труда. Стоит только Повелеть- "будь", всё - "сбудется".
У нашего государства, как и у многих других, нет ясной и внятной национальной политики. Они так и не знают, как и кем Бог сотворил Человека и что человеку уготовил в этих земных мирах.
Посмотришь:- все люди у нас просвещённые- "диплом на дипломе сидит и дипломами, должностями, мандатами торгует, "просвещённая моя страна"!
Поэтому власти и "самые просвещённые из нас"- ищут на земле- "скрепы, гвозди, цемент, стержень, в национальных отношениях, чтобы "сделать единым народ". Как?
Они же не обладают элементарными Знаниями и Науками о том, чем их Бог наделил- единым человеческим "кровным родством" и давно объединил единой Верой в Себя и установил, что нет у Бога -сыновей и дочерей и иных соучастников у Него.
Нет брат, мы "не просветители". С просвещённым и посвящёнными может рядом и стояли когда то, но это не говорит о том, что мы стали обладателями Света и узнали, как разогнать "ночь" в сердцах людей.
Мы всего лишь рабы, рождённые от рабов- Аллаха.
Алхамдуллилях, что нас до сих пор никто, так и не смог "освободить" от этого прекрасного рабства.
ШукурТебе- Аллах за эту Милость к нам!!
Анзор, тебе также баракалла, что помогаешь всем нам, распознать в самих себе- себя.
Нет ничего предосудительного в том, что в нас "тёмных", есть большое любознательность и мы не ленимся обтачивать свои умы об умы таких, как вы просвещённых людей.
Это наверное и есть -"школа, образование, просвещение, науки, постижения знания", когда мы не только читаем древние Книги, но и учимся у таких мудрых, светлых и светских, как вы-людей.
Нничего плохого в этом нет. Тяга к Знаниям в человеке- неистребима, порой- не постижима!!! Зачем ему все это?? Жизнь для кого так -"коротка". Но ведь есть и иная жизнь и там совсем другой, иной- язык и совсем другие измерения, не сельские, деревенские, земные!!! Иные!!!....О них Знает, лишь Бог.
Прости нас- "тёмных" за нарушение твоего покоя.
Ппусть тебя простит Господь и украсит тебя всеми добрыми и полезными для тебя и человечества- Знаниями.
Дуа тебе за нас- аманат и пусть тебя не покинет баракат Госпда миров.

0
Hadzhi-Murat 30 марта 2017, 15:16

Максуду Гаджиеву. Дорогой друг! Никак не могу из статьи Вашей понять, кому из Вас принадлежат слова, посвященные аварским ура или ультра националистам, запрещающим Вам быть ахвахцами, дидойцами, цезами,андийцами, кубачинцами, кайтагцами и другими малыми народами. И что должны делать аварцы, чтобы унять сеющую вами вражду и ненависть к аварцам. Кстати, по вашей шкале, сегодняшний Глава тоже вроде не аварцем является. От нас вы что хотите? Какую помощь Вам оказать? Нам в принципе без разницы, кем вы себя считаете. Оставьте нас в покое. И не надоедайте одним и тем же.

2
Tarlan 30 марта 2017, 16:18

Кто виноват? Конечно дети, забывшие своих Пра Пра Отцов.
Ещё виновата библейская "Вавилонская башня", которая упала и не похоронила под своими обломками всех "отцов основателей", последующих семей, родов, племён и языков человечества.)))
А то заладили все: "эти -аборигены, у тех- не те Гены.
Тот кочевник, а другой - скотовод, а третий вообще- садовник и свободный художник".
Ле, в нас это генетически и на все века и времена неистребима невежество и гордыня?
Неужели до сих пор, мы так и не поняли от кого мы произошли, каков наш род, когда на этом "современном языке", заговорил наш народ?
Без всякого Понта можно получит ответ:- "А какие народы Дагестана за последние 10 тыс лет были письменными и имели собственный алфавит, не похожий на письмена других цивилизаций?" Было такое? Когда?
Хоть один свой "родной харф- букву", приведите для примера и в назидание потомкам.
Есть в мире языки, есть письмо и Бог Сотворил калям, но не все народы и племёна были обучены письму. Но всем людям Бог ндал слог, слово и речь.
Их любить и изучать надо, но не забывая при этом, что Наши родные языки тоже отзвуки, отсветы исчезнувших в мире языков. В этом Знамение и мудрость Знаний для сохранения в генетической памяти людей и человечества предшествовавших эпох.
Почему мы так не благодарны богу, за то, что Он нас сохранил в утробе гор и равнин Дагестана, когда исчезали и стирались народы и племена, великие державы, которые потрясали миры?
Нет в мире таких возвышенностей, равнин, морей и вод, где бы не жили их обитатели.
Так и мы- все без исключения "пришельцы" на этой земле, гости на этих горах, равнинах. Кому нужен этотнационалистический выпендрёж!! Кто лучше, кто хуже? Человек был бы мудрым и постоянным творением- жил бы в раю и бед не знал.
Как видите, Наши прооОтцы- Адам, Ной, Авраам, давно покинули эти миры. Так найдите, ищите своих отцов в глубине веков, издайте их языки, только не спорьте и не выясняйте отношений и не травите душу друг другу, кто мешает? Никто!!!
Требования и предложения бесписьменных народов мы поддерживаем!!!Но не для разделения, обособления, сепарата, а для того, чтобы у них и у их детей была возможность и право помнить своих отцов, любить свою землю, познавать бога и миры людей, через красоту родного языка. Языки во всем мире теряются, но в Дагестане они не обречены на гибель. Нас много и мы может помочь друг другу.
Говорят учёные, что язык нужен для "коммуникации". Не правильно говорят. Коммуникацию может человек осуществить и символами и передачей мысли на далёкие расстояния. Язык не только коммуникативен, он также каммулятивен!!
Поэтому Коран говорит и пишет о каляме, как о творении, который сотворён раньше Человека. Понимаете или нет?
Мы все сотворены позже на 50 тыс лет. До нас был сотворён калям- перо.
Что это означает? Что раньше Аляма был калям? Калям старше и раньше.
О чем это говорит? Это говорит о том, что всем безписьменным народам надо дать и их обучить каляму- перу.
Если человек, семья, род и племя не обладают калямом- пером, письмом, тот не может писать, читать, изучать знания и науки. Навязывание иного языка обедняет родной язык или его обогащает. Это не простой процесс
Это не просто наши выдумки. Это обязанность любых властей вытекающих из обязанностей возложенных на человека Божьими откровениями!
Поэтому вопроса, что делать, не должно быть!!! Правильно тут чётко раскладывают каратинский джамаат. Надо и дагестанцы обязаны их поддержать. Не надо искать, "что делать"? Дело надо делать!!!
"Что делать" давно разъяснено в Коране и Сунне!
Первая ниспосланная сура называется "аль Алякъ" и оно начинается с ПОВЕЛЕНИЯ Всевышнего - ЧИТАЙ!!! ( в народе эту суру так и называют "икра- читай").
Поэтому в этих вопросах нужно дать самый не примиримый и жёсткий ответ всем "нациствующим патрициям": -"ваши доводы -ничтожны. Они противоречат Корану и Сунне пророка с.а.с.". Не вы породили эти языки и не вам их стирать!
Вы не имеете никакого права отказать любому человеку в предоставлении ему пера для письма, учебника для языка и лишать его права на выражение своей самобытности.
Самая главная ошибка сторонников "укрупнения языков" по схожим диалектам и большим языковым группам в том, что они в своём большинстве богохульники.
Не народ творец себя и своего языка, народы и языки сотворил Всевышний и каждому из них определил свой срок.
Этот срок нам не известен, но нам известна обязанность общины мусульман- обучать и просвещать народы и племена и нести им знания и открывать им дорогу к мировым знаниям.
Каков довод в поддержку такого мнения? Доводы в Коране и Сунне: Подумайте над значениями слов, из чего и как сотворён человек? Ключевое слово "Халякъ"- сотворил. Кого сотворил? Калям! Кого сотворил? Инсан! Из чего сотворил! Внимание стадии сотворения; глина, Дух, ополодотворение, возникновение эмбриона - Алякъ и последующие 5 стадий его развития и приобретения знаний о жизни- Ильм.
Может не обученный человек стать обладателем высоких знаний?
Может, если этого пожелал Аллах. Таковыми были многие пророки Всевышнего,
Но мы не пророки. Времена пророков прошли, нам завещано Читать и просвещаться! Кто против?
Поэтому мы и власти обязаны дать всем народам Дагестана те права и свободы, которые им предоставлены Всевышним в Коране и Сунне.
Среди этих прав и свобод важнейшими являются их права на калям- перо, къавля- речь, слово, катаб- письмо, от него же слово Китаб- книга, дарс - урок, учеба, а также полное право заниматься ильм- науками духовными, социальными, общественными, естественными. Видите полный пакет обязанностей общины.
Вторая глубокое заблуждение наших нацистов.
Ни один народ не сохраняется в истории путём подавления других.
Это закон Аллаха. Насилию со стороны человека в отношении другого человека нет места в исламе, кроме как строго по закону.
Для миров и людей Аллах установил парные Законы их много. Относительно жизни и языка действуют два приниципальных закона: Сотворение- Разрушение и закон также называется: Созидание- Отрицание( или игнорирование, стирание, уничтожение, уже созданного).
Поэтому мы предлагаем нашим всем братьям не быть из числа отрицающихся, разрушающих языки и самобытность своих братьев, а быть их адвокатами, братьями, помощниками, единомышленниками.
Если Дагестан представит в виде морского коралла или жемчуга, то какую ценность могут представлять корал или жемчуг, если они "Мертвые", не сохранили свои природные качества, не наполнены светом и жизнью?
Человек подобен кораллу и жемчугу и обладает как минеральными, физическими, так и духовными свойствами и качествами.
Когда обрабатывают жемчуг и корал из них делают украшения. Как бы их не украсили, они все равно тоскуют и помнят о воде, где были выращены, Даже минералы обладают генетической памятью, разве справедливо, что мы в наших братьях андо цезский группы, не видим кораллов и жемчугов Дагестана?
Кроме себя, мы вообще кого нибудь и что нибудь видим или нет???
Голосую за Родину, за сохранение языка и культуры безписьменных доблестных народов, Они наша частица и не пристало организму отрицать свои части!!.
Бесписьменных надо сделать письменными и в этом у мусульман не должно быть и тени сомнений.
Чем больше языков мы знаем, тем шире и просторней живётся в мире творений Аллаха.
Больные нацистскими и религиозными, политическими фобиями всегда были и будут.
Все фобии от гордыни, страха и шайтанов.
Не обижайтесь на них, просто говорите: "- аузу биллях"...

0
supermaga Магомедов 30 марта 2017, 21:22

Пусть все языки и народы получат признание,такое же финансирование из бюджета и право на изучение родного языка. Тогда недовольство со стороны малочиленных народов позабудутся. Пока рядовые аварцы будут покрывать своих ура-патриотов будет расти взаимное недоверие.

2
Hadzhi-Murat 31 марта 2017, 10:11

Дорогой супер! Уверяю Вас, аварцам до лампочки кто кого кем напишет.
Пусть внутри себя разбираются. Аварцы заняты своим делом и желательно их оставить в покое.

2
анзор анзор 30 марта 2017, 22:24

вопреки расхожим басням, аварцы никогда и никого к себе не приписывали, какой в этом смысл, было когда-то выгодно иметь один общий язык и одно войско, в настоящем нужда в войсках и языке,наверное, стала не актуальной, если аварцы могут им помочь самоопределиться - скажите, что они должны для этого делать, референдум для этого не требуется, уверен, как и я, все пожелают вам удачи в этом, какие проблемы и кто пытается силой кого-то удерживать

0
Сафар 01 апреля 2017, 02:27

На нас на всех, когда рассуждаем о нациях, просыпается глубокое "душевное клеймо"-"Сделано в Дагестане"! )))

2

Оставить комментарий:

Наверх