Блог «alichulav»
10 февраля 1531 4

Аличул Магомед Тиндинский

Аличул Магомед Тиндинский

alichulav Магомедгаджи АличулавАвтор блога

В прдолжение темы от 20 января 2017года

http://kavpolit.com/blogs/alichulav/31915/ (Тинди, Синди, Диди: некоторые пояснения)

Все дальше мы удаляемся от событий 1817-1859 гг. и все меньше возможности достоверно осветить события и взаимоотношения времен Кавказской войны, которые сегодня нуждаются в существенном пересмотре.

Для оправдания колониальной политики царской России на Кавказе, номенклатурные историки-шовинисты прибегают к формулировкам "борьба цивилизации против жестоких дикарей" или защита "христианской Грузии" и Армении от "жестокости мусульман", а перекройка истории Кавказа на советский лад прошла, как известно, под влиянием "вождя народов" и с элементами "багировщины".

И сегодня нет никакой необходимости некоторым политикам и историкам, рассматривать историю Дагестана, кроме как, идеологическим механизмом для решения своих конкретных, конъюнктурных и сиюминутных задач.

Почему Дагестан смирился с потерей аварских земель Цора (Цорали - у тиндалов левобережье р Алазань), аварских и лезгинских земель Джара? Почему мы сегодня закрываем глаза на массовые нарушения прав и свобод этнических дагестанцев в Грузии и в Азербайджане?

Также мы должны сегодня пересмотреть историю самого Дагестана, где неоднозначно освещены роли и заслуги всех обществ в успехах и провалах Кавказкой войны. Пора наконец разбить миф - что "кузницей" Кавказкой войны являются Гуниб, Хунзах, Унцукуль… Мы и сегодня склоняем головы перед обществами этих сел, равно так же как перед обществами сел Гимры, Ашильта, Чирката, Аргвани и др., оказавшихся в эпицентре боевых событий и проявивших массовый героизм, включая женщин и детей. Но арена Кавказской войны и действующих лиц на ней, значительно шире.

Надеюсь, что эта статья тоже прольет свет на эту темную страницу истории Дагестана.

"Пленение Шамиля", поражение горцев в восстании 1877 г., установление Советской власти в Дагестане, коллективизация и репрессии 30-х годов способствовали не только уничтожению исторического фактического материала, но и порицанию принадлежности к потомкам борцов против царизма и Советской власти.

В годы Советской власти были уничтожены и сожжены не только мечети, но и историко-хроникальные документы, уничтожены целые селения, к числу которых относится и ГьундучIи - родина прославленных горских предводителей Каматла, Хучбара, Динга-Хаджи, Ихили, хромого Ражабдибира, Аличу, Аличул Магомеда.

Под предводительством Хучбара и Каматла тиндалы, багулалы, чамалалы, ункратлалы внесли решающий вклад в разгром Надиршаха на Андалалских землях.

Это Динга-Хаджи, Ражабдибир, Ихили, Аличу держали в постоянном страхе Картли-Кахетинских царей. Хунзахцы без тиндинских предводителей не совершали набеги на Грузию.

Предводителю войск Аличул Магомеду посчастливилось поддержать борьбу всех трех имамов против царской России за свободу и независимость горцев.

Вспоминаю деда моего - Аличул Магомеда, (правнук Аличул Магомеда Тиндинского, мюрид Нажмутдина Гоцинского), который только в шестидесятых годах вернулся в родное село после раскулачивания и высылки. Он отрывками и с опаской рассказывал мне об отважных предках. Зачастую потомки горских предводителей, опасаясь гонений и репрессий, сами уничтожали исторические документы, умалчивали устные предания - вот почему фактический материал очень скудный.

Важные сведения содержат сочинения дагестанских авторов ХIХ века на арабском языке, к числу которых относится и чудом уцелевшая "Хроника Иманмагомеда Гигатлинского", отрывком из которой я как благодарный потомок начинаю собирать сведения об Аличул Магомеде в связи с 200-летием его рождения:

"В прошлые времена в Дагестанских округах проживали "предводители" (цевехъан), которые участвовали в священной войне. Это имело место еще до появления Шамиля. Из обитателей нашего западного края к числу таковых принадлежали Кадиласул Мухамад Гигатлинский, Аличул Мухамад Тиндинский, Кихка Цунтинский, Ххути Чадиринский, ряд Сильдинцев, Нурмухамад Гакоевский и др.

Эти великие предводители дагестанцев выросли на фехтовании и боевом боксе (Къираг1), подобно тому как другие дети росли, не выпуская изо рта грудь матери. В стороне неверных вели себя эти предводители подобно свирепым хищникам - львам и барсам, которые рвут свою добычу, будучи голодными."

Кто же он - Аличул Магомед Тиндинский, и какая же эта "страна неверных", где так свирепствовали горцы подобно хищникам. Увы, сведения очень малы и разрозненны, и я решил осветить их в тесной связи с историей Тиндинцев и историческими реалиями того времени.

По рассказам старожилов, Аличул Магомед родился примерно в конце сентября 1809 г. в с. Тинди. Он был выходцем из знатного рода, который владел значительными земельными угодьями в хуторе Гьундучи. С детства он рос крепким, физически сильным и честолюбивым. В метании камня и в прыжках с места ему не было равных.

У него была сильная тяга к образованию, учился в медресе различных селений, а в 16 лет вынужден был покинуть с. Хуштада, после того как избил своего учителя за то, что тот любил выпивать.

Оказывается, в начале каждого месяца Аличул Магомед из дома приносил на себе три мерки пшеницы (примерно 40 кг), а учитель использовал это зерно для приготовления динди (горское пиво). Впоследствии этот учитель из Хуштада и имам с. Карата были инициаторами выбора Аличул Магомеда предводителем войск.

В 18 лет он был предводителем тиндинцев в набеге на Грузию, в 19 лет он совершил хадж в Мекку. В свои 20 лет он стал предводителем почти всех обществ верховья Андийского Койсу.

Есть предание, что в окрестностях Гьундучи спрятаны личные драгоценности Аличул Магомеда, в том числе трофейная золотая сабля Чавчавадзе. (Гьассани Ч1ач1абуз).

Кахетию, Тушетию аварцы считали землей своих отцов, а набеги - заслуженным наказанием грузин, осевших на аварских землях Цора. Вот характерная для тех времен цитата из хроники Иманмагомеда Гигатлинского: "… в тот год у Чамалинцев, Багвалинцев, Тиндинцев было много трофеев из Грузии. Имаму был отдан хумус" (1/5 часть трофеев).

Шахар Тинди(Диди) - чьи предводители больше всего беспокоили Картли - Кахетинских царей и Тушетию... (Фото Moriz Dechy с Тинди в 1890г)

Набеги горцев наносили беспокойство Грузинским царям, и они в некоторых вопросах попадали в зависимость к предводителям горцев и желали мира с ними.

Примечательно в этом отношении письмо грузинского царя Ираклия к предводителю Динга-Хаджи Тиндинскому: "Пишем это письмо, желая тебе здоровья. Мы узнали, что ты хочешь жить с нами в дружбе и братстве. Если это так, ты можешь с чистой совестью и с твоими людьми прибыть к нам для заключения мирного договора и заложить основы нашей дружбы. Если ты проживешь с нами в мире и дружбе с нашей стороны ты увидишь только добро и братство" . (Рукописный фонд ИИЭЭ ДНЦ РАН)

Динга-Хаджи был бесстрашный вояка, предводитель войска, промышлявший и набегами на Грузию с захватом рабов. Он имел многочисленные отары овец, пашни, сенокосные угодья, пастбища. У него было четыре жены. (историк Л.Лачинов, газета Истина 30 март 2006). Также Динга-Хаджи был хозяином невольнического рынка в сел. Эрпели.

Примечательно, что отец Аличул Магомеда Аличу и дед Ихили тоже промышляли набегами на Грузию, захватом рабов и торговлей ими, а упомянутый выше Динга-Хаджи является братом Ихили.

По преданиям тиндалов, им принадлежала местность современных сел Унсоколо, Игали, Коло, Бекьи, Цатаних, Харачи и др. Исходя из Тиндинского названия местности, можно полагать, что основателями этих сел были тиндинцы, которые являются также основателями сел Гоцатль, Аргвани, Эчеда, Саситли, Инхоквари.

Поход Аличул Магомеда на Белоканы (1830г.)

Отрывок из статьи Магомеда Омарова "Анкьракь" в журнале "Истина" №113-125, 2005г.

Летом 1830 г. войска под предводительством Шаих-Шабана выступили на Белоканы.

Гамзатбег Гоцатлинский, который должен был выступить вместе с Шаих-Шабаном опоздал и из Томурских сел развернул свои войска назад. В итоге Шаих-Шабан тоже вынужден был с потерями вернуться в горы.

В октябре того же года братья Гамзатбег и Мурадбег во главе объединенного войска из различных горских обществ выступили на Чар-Белоканы. Следом выступил и Шаих-Шабан.

В силу того, что местное население Чара поддержало горцев, начало компании получилось успешным, но в связи с тем, что горцы подолгу стояли на одном и том же месте, их положение ухудшилось, а русским передышка помогла собрать новые силы.

Выпавший снег в ноябре закрыл перевал, отрезав пути для отступления. Чтобы открыть дорогу горцам, Гамзатбегу и Шаих-Шабану пришлось сдаться в плен русским.

В декабре того же года в Томурском обществе начали готовиться к очередному походу. Здесь также собрались мухаджиры из Чарских обществ, также собралось большое войско из общества Антлратля. С таким же войском прибыл из Богосса (Тинди) Аличула Магомед.

13 декабря из с. Камилух Аличулав во главе объединенного войска, выступил в поход. Прорвавшись через снежные Маалинские горы и Ахлимские леса, Аличулав овладел Белоканами. На следующий день русские попытались вернуть Белоканы. Бой продолжался до вечера. Усиленные попытки русских вернуть Белоканы не увенчались успехом, и они с большими потерями отступили. Аличулав тоже принял решение под покровом ночи вернуться в горы...

Портретные сведения про Аличул Магомеда из единственного источника -"Хроника Иманмагомеда Гигатлинского."

Отрывки из хроники:

Когда кафиры встали лагерем на горе Тохол с намерением завоевать К1ур, алим Галбац из Карата обратился за помощью к имаму Шамилю, а также Чамалинским, Багвалинским и Тиндинским предводителям. Откликнулись гигатлинцы Кадиласул Мухамад и Кадихажидибир, Микаил из Гаквари, Бацханил Мухамад из Кванада и Аличул Муххамад из Тинди. Когда они прибыли с войском к ущелью "Зоно", они там застали Имама с каратинцами и андийцами Там они переночевали. На утро прибыли кафиры, завязался бой, который продолжался с утра до сумерек. Вечером горцы отступили. Имам всю ночь переживал неудачу, а наутро созвал предводителей своих войск и обратился к ним с речью:

"Братья мои по вере джихад не обязанность отдельно взятых людей - это обязанность всех совершеннолетних и умственно не отсталых мусульман. Эти кафыри не только мои, они общие наши враги. Мне надоело отступать, скрываться, кружиться и я прошу вас ради Аллаха высказаться и если кто устал от джихада, кто не может без тепла домашнего очага расходитесь. Я обойдусь и без вас, к лишениям мне не привыкать".

Алимы заговорили о мире – кто допускал мир с кафырами, кто с ханом аварским. Имам попросил высказаться Кадиясул Магомеда:

"Не хотел прервать алимов, но скажу. Прежде всего - хозяин дома знает лучше всех, что творится у себя дома. Во вторых нить ислама никогда не порвется, как бы она не утончалась, а военные действия всегда протекают, отступая и наступая."

Выступивший следом Галбац Каратинский сказал: "Мы не сможем заставить замолчать кафыров и их последователей мунафиков, кроме как этим кинжалом и прочитал аят из Корана; Вы не отступайте от верного пути, Вы не жалейте и Вы будете лучшими муминами".

Имам воодушевился, и было решено продолжить джихад.

Кафыри уже захватили Местерух, Тукида, Ингердах, Рацитли, Цолода и встали лагерем в Чабакури. Со слов Шамиля, когда он приказал в этот день выступить только тем храбрецам которые воевали в бою при Зоно, кто-то с силой взял меня за затылок и когда мне удалось разглядеть - это был высокий, смуглый, с большим носом и блестящими глазами человек который произнес: "Эй, Гимринец, ты принимаешь нас за детей, захотел -кинул в бой, захотел -нет". Сказав это, он как дикий зверь кинулся на врагов.

Имам поклялся, что не было у него зависти ни к чему - как к ловкости, силе и мужеству Аличул Магомеда, а еще Имам добавил, что в этот день один Аличул Магомед и все остальные воины были равны в бою.

Бой развернулся в центре села, сверху спустились кафиры, снизу верх поднялись мусульмане. Предводитель кафиров проклятый Ахмадхан выкрикивал "Убейте мусульман". Имам ему ответил: "Сегодня не то, что вчера, видишь как гаснут звезды, когда солнце поднимается". Кафиров перебили, а некоторые спаслись бегством. Имам с войском вернулся в с. Карата.

Саид-Гусен Гиматов "Колоса Сурхай" 1835

...В то же время сторонникам имама Шамиля удается поднять горцев на борьбу с врагом.

Merzbacher the review of settlement Tindi 1895г., Photo Gottfried Merzbache...

Под предводительством Аличул Магомеда из Тинди объединяются все общества верховья Андийского Койсу. Ему удалось объединиться с восточными Аварскими обществами и Койсубулинцами под предводительством Алибега и Сурхая-Кади. 16 июня объединенные силы горцев, переправившиеся через Аварское Койсу, спешно атаковали укрепление русских в с. Ашильта, а так же левый фланг русских, расположившийся на Бетлинской горе.

В этой битве русские потеряли 140 солдат убитыми и ранеными. Тяжело были ранены также Аличул Магомед и Сурхай- Кади.

Сатрап" Ахмадулмухтарил Магомед" 1837 год

...10 июня генерал Фезе, взяв Ашильта, направился на Ахульго. Три дня продолжалась пальба пушек, но ощутимого результата не было, так как горцам удалось спрятаться по ущельям и в защитных сооружениях. Генерал Фезе решил построить мосты и перетащить пушки, но прибытие на помощь Аличул Магомеда отвлекло Фезе от Ахульго. До вечера он выдерживал натиск Аличул Магомеда. Вечером Фезе отступил в сторону Шура, потеряв убитыми 170 солдат.

В конце февраля Аличулав прибыл в Карата, и перебил там сторонников Ахмед-Хана. Ахмед-Хан попросил у Сардара помощь. В Карата обратно была отправлена усиленная экспедиция генерала Фезе. Аличул Магомед также начал собирать войско в Карата, на помощь Аличулаву с гидатлинцами пришел имам Шамиль.

Когда Шамиль обосновался на горе Инчара, Аличулав на горе Арижу, генерал Фезе,расположив против Шамиля 2 батальона солдат Лабинцева и милицию под предводительством Ахмед-Хана, сам двинулся с двух сторон с остальным войском на Аличул Магомеда и отбросил его с горы. Не помогли и багулалы, которые защищали село Инхело. Шамиль с ожесточенными боями рвался через батальоны Лабинцева на помощь Аличул Магомеду, но прорваться он не смог, хотя нанес ощутимый урон противнику.

В конце концов было заключено перемирие Аличул Магомед и Фезе, который отступил к Хунзаху. Шамиль отступил к Чирката, Аличулав остался в Карата.

1839 г. Хроника Иманмагомеда Гигатлинского.

...В этом году было окружено русскими войсками Ахульго, где находился Имам и его семья и мухаджиры. Имам приказал защитить Ахульго. Ему ответили Хириясул Алибег Ахбердил Муххамад, Колоса Сурхай и Аличул Магомед из Тинди. Они сказали: "Мы защитим Ахульго, мы призваны (обязаны) отдать жизни в деле спасения мусульман", и они начали строить оборонительные сооружения. Кафиры начали обстреливать из пушек все защитные сооружения Ахульго, но защитники Ахульго мужественно отражали их атаки, они были готовы умереть шахидами.

Генерал Клюк (Клюге), увидев упорное сопротивление горцев, предложил мир, потребовав в заложники сына Имама Шамиля Джамалудина и племянника Гамзата. Аличул Магомед отговаривал Имама отдавать заложников и принять мир. Он не верил русским, предлагал вырваться из Ахульго и самим напасть.

Укрепление Ахульго и подготовку его к обороне Аличулав считал стратегической ошибкой Шамиля. Он был сторонником молниеносных и неожиданных нападений на врагов с захватом пленных, для обмена, продажи и использования как рабочей силы. Аличул Магомед и другие ушли с Ахульго, не веря в перемирие с русскими. С этого момента основательно разрываются отношения Аличул Магомеда и Имама Шамиля.

Действительно генерал Клюге, получив заложников, вероломно, с еще большими силами продолжил осаду Ахульго.

Три месяца ожесточенно защищали горцы Ахульго, но силы были на исходе и после смерти Алибега Авари, Бусаилава из Тинди, Сурхая из Коло, Салихилава из Анхи и многих других Имам приказал муридам оставить Ахульго и попытаться выбраться из окружения, кто как может.

Падение Ахульго было бы еще более трагично, если бы в самый последний момент Шамилю не удалось вырваться из осажденного Ахульго и продолжить борьбу. Нельзя ни коим образом умалять героику обороны Ахульго, однако сегодня мало кто оспорит губительность самой стратегии обороны для борьбы горцев. (прим. авт.)

С этого момента Аличулав прожил почти 20 лет в Белоканах, "Взяв Белоканы, Аличулав проживал там вместе семейством Муртазали" ("Сатрап" часть 11 Ахмадулмухтарил Магомед) Аличулав имел вторую жену и детей, к сожалению, сведения о наследниках в Белоканах нет.

Посещение Беноса Байсунгуром с Тинди.

Примечательно то, что почти через 20 лет Аличулав возвращается к Имаму, когда он готовится к обороне Гуниба. Мы не знаем, что подтолкнуло Аличул Магомеда к такому шагу: доказывал ли он опять губительность оборонительной тактики или хотел поддержать Имама в тяжелые дни – но тщетность усилий мы видим из его отчаянного шага, когда он предпочел смерть шахида... Привожу отрывок из книги М. Газиева "История села Тинди":

По рассказам старожилов, выбравшись из осажденного Гуниба, по пути в Чечню в с. Тинди прибыл хромой Беноса Байсунгур. По его рассказам Аличул Магомед и он не были согласны с решением Шамиля прекратить борьбу с русскими и они закурили табак, сидя за огромным валуном.

Шамиль разозлился, увидев, что за валуном кто-то закурил, нарушив его запрет. Увидев приближающегося Шамиля, Аличул Магомед с места прыгнул на валун, а Беноса Байсунгур остался на месте, так как он был без ноги.

- "Это что за новость, Аличулав?",- спросил Шамиль.

- "Я не девка легкого поведения, Генуса Шамиль, выполнять все твои прихоти",- сказал Аличулав и прыгнул на стену, отделяющую русских от мюридов, а оттуда на штыки русских, держа наготове кинжал, читая такбир.

Здесь Аличулав нашел свою смерть.

Говорят, увидев эту картину, Шамиль сказал: "Кому-кому, но тебе можно было курить, Аличулав". Место захоронения Аличулава остается неизвестным...

Участие Тиндинцев в Кавказской войне.

Хочу отметить, что во время избрания Шамиля Имамом Дагестана и Чечни из 10 алимов- выборщиков, четверо были из Цумадинского края, а решающее слово имел имам с. Тинди - Загалавдибир.

Также отметим, что предки имама Шамиля по отцовской линии были тоже выходцами из Цумадинского края.

Во время Шамиля было пять наибов из Тинди, Аличул Магомед поддержал борьбу всех трех имамов...

Согласно данным, приводимым в книге Магомеда Гасаналиева "Сатрап", самый многочисленный отряд был от тиндинцев, а именно 700 человек, - примерно каждый двадцатый воин Шамиля был от Тиндинского наибства.

"В самое тяжелое время после падения Ахульго к имаму, обосновавшемуся в Беное (Чечня) прибыла большая группа Тиндинцев, чему имам Шамиль был безмерно рад". (Исалмагомедил Хайдарбег с Хаджидада газета "Голос Цумада" №90 1992 г.)

"Шамиль давно собирался предпринять поход в Грузию, исполняя просьбы жителей Цунталала, Тиндала, отцы которых прежде были во вражде с Грузинами. В Карате собрались все наибы Дагестана и Чечни… через 3 дня войско двинулись к с. Хуштада, а потом в Тинди, потом в Цунта.

Шамиль с войском прибыл к башне, что на горе по пути в Грузию. С этой возвышенности Шамиль послал своего сына Гази-Магомеда с семью тысячами на плоскость Грузии, а Даниэль-Султана с пятью тысячами послал к Шильди. Сам же с остальным войском расположился у башни.

При восходе солнца Даниэль с пехотой вошел в Шильди. Здесь произошло сражение, в котором был убит наиб Цунта Хаджи-Магомед Тиндинский и другие - около 40 человек и 60 ранено"...- (из хроники Иманмагомеда Гигатлинского)

Гаджимагомедов Магомед-Шейх из Тинди располагал письмом, написанным его прадедом Шейхмухаммадом, где описывается прибытие имама Шамиля в Тинди. Об этом письме и событиях, связанных с ним, говорится в статье "Даг. Правда" 20 февраля 2003 г.

Ниже проводится перевод этого письма с аварского (ажама) на русский язык.

"Нет мощи и силы кроме как от Аллаха. Я записал этот калам (беседа) с имамом Шамилем сразу же после возвращения домой.

Я, Шейхмухаммад - вместе с Дибирасуловым и Усаиласул Магомедом пошли с едой к имаму Шамилю, чтобы пригласить его в гости. Имам со своим войском и наибами расположился в местечке Гацилатль напротив Тинди.

После еды я сказал имаму: "Вот Магомед – отец того Бусаилава Тиндинского, погибшего за веру под Аргвани.". (прим. авт. По другим источникам известно, что Бусаилав погиб в битве при Ахульго) Тогда имам встал, снова пожал нам руки и сказал:

"А теперь садитесь".

Затем он обратился к Магомеду: "Магомед, я благодарю тебя и твою семью за то, что вы вырастили такого доблестного сына. Я прочитал за вас дуа (молитву), чтобы Аллах избавил вас от превратностей судьбы. Твой сын не знал в бою страха, и не моргнув глазом, отдал свою жизнь за газават, нанеся при этом врагу большой урон. Я ему дал звание бахарчи (герой) и в ахирате (на том свете) вы его найдете как молодца. Таких храбрецов багулалов- тиндалов много было в моем войске. Это Дингамагома и Аличу Магома, которые показали себя смельчаками в бою под Ичичали.(Дингал Магомед стал шахидом в Ичичали). Отцам и матерям, вырастившим таких сыновей, в день махшара (судный день) будет моя помощь, иншаала таала (если Аллах захочет). А теперь выскажите свое пожелание. Я Вас выслушаю".

Тогда мы спросили: "Досточтимый имам, с какой целью прибыло сюда твое войско?"

Имам ответил: "Кроме аварцев, кумыков и чеченцев, мы должны освободить от рабства и безбожия и другие окружающие нас государства, сделать так, чтобы там тоже царил чистый шариат пророка. Это войско идет в Грузию. Его предводителем я сделал своего сына Газимагомеда."

Тогда мы возразили: "Ведь Грузия - большая страна. Почему ты не попросил помощи у арабов или же турков?". Имам ответил: "Нам ничья помощь не нужна. Наш народ нам дает все необходимое для ведения войны. Кроме того нам помогает сам Всемогущий Аллах. Ведь Пророк Мухаммад (с.т.в) тоже не полагался на помощь всяких ханов, когда распространял религию Ислам. Он это делал с помощью Аллаха. Вы разве не видите, какое войско дал мне Аллах?"

Тогда Магомед спросил: "Сколько тысяч воинов будет в этом войске?"

Шамиль нахмурился, но быстро ответил: "Наверное, столько тысяч, сколько было у Пророка Мухаммада (с.т.в.) когда он брал Мекку…"

Мы поняли, что имам хочет закончить беседу и спросили: "Какой нам будет твой наказ?"

Имам Шамиль ответил: "Скажите вашим юношам, чтобы они были такими же, как Бусаилав. Для героя не бывает смерти ни на этом свете, ни на том". Он еще раз пожал нам руки, и мы вернулись (1276 (1853) год, в первый месяц лета).

На снимке: Стелы в память Тиндинских шахидов Кавказской войны, не похороненных в родной земле...

Оценка, даная Имамом Шамилем Тиндалам.

(отрывок из книги Гаджи-Али Чохского "Сказание очевидца о Шамиле". Изд-во Дагкнигоиздат, М-ла 1990 г. стр. 50) Боясь, что русские, которые были в Аварии, пересекут ему путь, в тот же день он выехал из Карата в Гидатль. На третью ночь после выезда из Ичича Шамиль с 40 мюридами остановился около с. Телетль на возвышенности Борешт-Тляра. Шамиль был в большом страхе. Вдруг к вечеру Шамиль узнал от карахца, что чохцы покорились, и русские заняли укрепление. Шамиль и его сын Газимагомед еще больше встревожились и сказали:

"Кажется, лучше укрепиться на горе Ротлата-меер или же поедем в Тиндал. Это самый храбрый народ Дагестана!"

Аличулав Магомедгаджи 2009 год

4 Распечатать
анзор анзор 11 февраля 2017, 16:46

нет никакого сомнения, что тиндалы были одними из самых храбрых воинов в войнах под руководством имамов, но очевидцы последних дней на Гуниб-горе пишут немного по - другому о сдаче имама в плен, когда Шамиль с несколькими десятками сподвижников оказался заперт, к нему начали отправлять гонцов с условиями сдачи, имам ни на какие условия не был согласен, он об этом и говорил всем, что все здесь могут поступить по своему усмотрению, но он умрет здесь, в конце концов сын - Газимагомед уговорил его, как это было - долго писать, в конце, когда Шамиль на коне при оружии, остальные пешком ( там называют чуть ли не всех, кто в этот момент были там) доходили до выстроенных с двух сторон рядов неприятеля, где первыми с опущенными головами стояли предатели, какой - то наиб Худанатил Мухамад предложил ему сделать газават, про Байсунгура там ничего не говорится, при всем к нему уважении

2
Магомедгаджи Аличулав 11 февраля 2017, 22:42

..."Мы сказали Шамилю, что главнокомандующий просит его, чтобы он пришел, и что не будет никакой измены. Но Шамиль уже приготовился защищаться, положив перед собой шашку и заткнув полы за пояс. Он решился умереть, а потому отвечал нам: «Вы должны сражаться, а не говорить мне, чтобы я шел к главнокомандующему! Я хочу сражаться и умереть в этот день». Кази-Мухаммад же сказал Шамилю: «Я не хочу сражаться, я выйду к русским; а ты, если хочешь, то дерись!» Шамиль очень рассердился; даже женщины, которые находились в мечети с оружием в руках, стали стыдить и ругать Кази-Мухаммада за его трусость, а некоторые проклинали его. В таком положении мы оставались до четырёх часов. Затем, Шамиль, видя измену сына, согласился идти к главнокомандующему. Мы все обрадовались. Одев Шамиля, мы посадили его на лошадь, причем он, обратясь к детям своим, сказал им: «Будьте покойны теперь, Кази-Мухаммад и Мухамад-Шафи! Вы начали портить дела мои и докончили их трусостью». Шамиль выехал из селения в сопровождении пеших мюридов. Увидев его, все войска, которые находились вокруг селения, закричали: «Ура!». - Это картина последних событий на Гунибе, в промежутке нескольких часов, описанных очевидцем Гаджи - Али Чохским. Осада Гуниба длилась две - три недели, и за это время Байсунгур мог появиться на Гунибе. В основном историки и очевидцы описали последний день падения Гуниба , где о Байсунгуре не сказано ничего. Анзор, я написал то, что значится в истории Тинди и в преданиях тиндинцев о Байсунгуре...

3
Магомедгаджи Аличулав 11 февраля 2017, 23:05

Хабиб, твоя оценка цумадинцам тут неуместна. И никому не дано умалять заслуги великого имама Шамиля, тридцать лет воевавшего с одной из сильнейших империй того времени. Усталый и брошенный также усталыми войной горцами, имам не мог уже контролировать ни сыновей ни бывших наибов, ни общества - тем более от сулящих обильных соблазнов царскими властями. А продажные в Дагестане были во все времена... Будь то сыновья или наибы Шамиля, ханы Аварские или Кази - Кумухские, шамхалы или предводители горских обществ...То же самое и в Чечне... Были также неподкупные, посвятившие себя борьбе за свободу и независимость горцев невзирая ни на что... но пост мой - предостережение современным лидерам проявляющим чрезмерное усердие в покаянии и подмене истории горцев... и последним чтоб изучали, восстанавливали и защищали свою историю...

3
Магомедгаджи Аличулав 03 ноября 2017, 00:19

Горцы много чего не знают или знать не хотят. Последний путь имама Шамиля на Гуниб - это путь позора и предательства почти всех обществ Чечни и Дагестана... Сегодня многие задаются вопросом: - Почему Шамиль прекратил борьбу? Если бы знали реальную картину последнего пути имама из отвернувшейся от него Чечни, также преданный почти всеми аварскими джамаатами по пути следования до Гуниба. Когда Телетлинцы тоже отвернулись, у Шамиля оставалась надежда только на джамааты Тинди и Гуниба, о чем сказано Гаджи-Али Чохским в книге "Сказание очевидца о Шамиле": - ..." лучше укрепиться на горе Ротлата-меер или же поедем в Тиндал. Это самый храбрый народ Дагестана!"... Ближе был Гуниб и он свернул туда... где гунибцы оставили блестящую (так подзабытую) страницу в истории Дагестана...

1

Оставить комментарий:

Наверх