Блог «alichulav»
20 января 3353 5

Тинди, Синди, Диди: некоторые пояснения

Тинди, Синди, Диди: некоторые пояснения

alichulav Магомедгаджи АличулавАвтор блога

В продолжении темы "Страсти возле "АХУЛЬГО".

http://kavpolit.com/blogs/alichulav/31816/

Еще Динга - Хаджи и Уммануцал а потом и первый имам Дагестана Гази -Магомед придавали большое значение укреплению северо - западных обществ граничащих с Грузией.

Согласованный с имамом Гази - Магомедом первый поход Аличулав совершил в Киялал и Тушетию 1830 году. В результате чего был возобновлен сбор подати с этих обществ и недельная дорожная повинность одного человека с дыму. По просьбе имама Гази - Магомеда целью похода также была защита и укрепление западных границ. С Тушинами был заключен союзнический договор - препятствовать продвижению русских в Тушетию или через Тушетию на Дагестан.

Мнение некоторых авторов, что в результате этого похода местность Эчеда была отдана Тиндалам - ошибочна. По преданиям еще с доисламских времён тиндинцам принадлежали земли от Хуштадинского моста по пойме реки Андийское Койсу (Ч1ег1ер г1ор) с обеих сторон (включая Кочали и Цумада - Урух) с землями Хвайни и Эчеда включительно. На Эчеда как на Тиндинский форпост, была возложена обязанность сборщика податей и контролера несения дорожной повинности вплоть до Грузии. Этим эчединцы занимались ещё до появления гидатлинцев или хунзахцев в Ункратле. Есть предание что Эчеда создала для Тинди тушинскую породу овец.

Эчединцы. Фотография 19 века

Тушинский поход Аличул Магомеда 1830 года был для тех времен знаменитым и дерзким, почему имам Гази - Магомед позвал зимой того же года Аличул Магомеда "установить в Хунзахе истинную веру". Но почему то имам приставил к тиндалам командовать молодого Шамиля, ошибки которого, вместе с отступлением койсубулинцев, имели негативные последствия. Гворят Аличулав чуть не лишил жизни Шамиля за потери понесенные тиндалами. Аличул Магомеду удалось привлечь имама Гази -Магомеда к договору с хунзахцами - следовать истинной вере и отказаться от податей и привилегий (в частности тушетских и киялалских податей). Вот что было в 1830 году, где эчединцы как тиндалы принимали участие и оставили 20 шахидов на хунзахской земле, а не передача эчединских земель тиндалам. Эти события отчасти освещены у Мухаммад Тахир аль-Карахи. "Блеск дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах"

Успешный Тушинский поход послужил поводом и для Гамзатбека, который попросил Аличул Магомеда в том же году возглавить не менее дерзкий зимний переход горцев через Кавказский хребет. ..."Помочь джаро-белоканцам пытался будущий имам Гамзатбек. Он призвал содействовать Тиндалское общество, как земляков. (Считается что тиндинцы основали село Гоцатль - родина Гамзатбега, второго Имама Дагестана и Чечни).

В декабре 1830г. во главе Тиндинского войска Аличулав прибывает в Камилух (Анкьракь) и пробившись через снежные перевалы взял Белоканы. Как отмечает Марко Шахбанов, 19 декабря 1830г мюриды Аличул Магомеда окружили в родовой крепости семейство и тухум знаменитого в Джаро-Белоканах хараджа Муртузаалил Могомеда. Его защищали 600 воинов своего же тухума (лъебелал). Но как только прозвучали первые выстрелы, часть сторонников Муртузаалил Магомеда перешли на сторону мюридов, остальные были сожжены в крепости разведенным огнем из дров. Аличулав так жестоко расправился с хараджем «…за связи с русскими из Тбилиси»...

В 1934 году после смерти Гамзатбека эти общества отказались выплачивать подати и зимой 1835 года Аличулав предпринял еще один поход в Тушетию, возобновив протекцию Тинди над этим краем. Тут надо отметить, что взимание подати с тушинов, киялалов, да и самих ункратлинцев вели в разное время ( в период усиления) как тиндалы, так и гидатлинцы в союзе с казикумухцами, аварские ханы(иногда их ставленики - кединские нуцалы).

Вот как писал в августе 1828г Сурхай-хан генералу –адъютанту Сипягину: «Я потребовал от общества Хартельского (правобережье р. Шара- Аргун) в округе Тиндал- славящегося могуществом и храбростью, верной службы великому нашему Государю». Сурхай –хан тщетно пытался вернуть под свое влияние и Хунзахское ханство и отколоть от Тинди Хартельское общество, посредством расположения к себе российского командования, обещая верно служить Российскому престолу.

Тиндинцы. Фотография 19 века

До конца не изучено само появление Хунхахских нуцалов на землях названных ими впоследствии как Ункратль, хотя первое упоминание о хунзахцах в исторических трудах идет как о противниках ислама.

"Тарих Дагестан" и "Хунзах намэ", свидетельствуют, что исламизация обитателей Хунзаха и всего плато произошла в два акта. Внук Сураки по имени Амирсултан (сын Байсара), находившийся в Тушетии (в Ункратле), намеревался занять престол своих предков и с этой целью собрал войско в верхней части бассейна Андийского Койсу и в горной Чечне - "начиная от цумтал", т. е. цунтинцев, и кончая "Аришти". С этим отрядом он "темной ночью" пробрался на Хунзахское плато. «Храбрецы пробрались в крепость, убили амира Ахмада, отрубив ему голову, и выставили ее над крепостью.

Смерти были преданы и мусульмане, жившие здесь. После этого внук Сураката "занял престол предков", и при этом хунзахцы открыто отказались от ислама. Государственной религией было объявлено христианство православного, грузинского толка". Правители Ункратля и Киялала. И. Газимагомедов.

Да и сам Ункратль- как союз вольных обществ под влиянием Хунзахских ханов очень позднее и спорное создание, исследование которого только и начинается.

Подтверждение этому мы находим и в отчете «Война на Кавказе и Дагестан» написанного В. И. Мочульским в 1844году, который представляет собой исследование – результат разведывательной деятельности профессионального разведчика, сотрудника Генштаба Российской армии, выполнявшего разведывательные функции на территории Имамата в 1830-х годах. Вот отрывок из его работы, где прежде всего видно что Хушет в то время тоже входил в состав Сильдинского общества:

..."Сильды или Сильдия (по-лезгински), Хушеталь или Хуштель (по таулински) известны в Грузии под названием деревень Алдами-Швили.

Оно лежит на северо-западе от богозцев и граничит на севере с Кистию, на востоке – с Джамалялем и Богозом, на юге – с Богозом и Сотелем, а на западе с Тушетией.

Главнейшая река здесь Дагестанская Алазань (Андийское Койсу), и приток оной с левой стороны Кхиду-Ор, на коем расположены селения Алдами-Швили. При селениях Хоршла и Сочо недалеко от владения Ори-Цхали в Андийском Койсу есть мосты, из коих первый защищен двумя башнями. Летом переправа через Алазань вброд затруднительна.

Местность в Сильдии весьма гористая и много имеет сходства с Тушетией. Долины впрочем плодородны. Жители сей страны частью Кистинского происхождения.

Через это общество пролегает весьма значительная дорога из Тушетии в Тинди и Аварию. Летом от Сильдийского селения Хушети считается день езды до Джамалялского Цумада, зимой же нужно ехать два дня.

По этой дороге в 1835 году Али-Чула Богоский зимой с несколькими тысячами человек вторгся в Тушетию.

Жители сей страны довольно воинственны и при надежных предводителях неоднократно делали набеги на Кахетию, особенно на селения Напареул, Пшавели, Ахметы и Алматы, равно как и на грузинские селения на левобережье реки Алазани, в ее верховьях, пограничные тушинские деревни Дикло, Шенако, Дартло и Омало.

У них находятся множество пленных тушинцев.

В сем обществе до 700 дворов и главнейшие селения следующие:

Хушети – 200 дворов

Сахаль-Ботлех (Хунатль) – 10 дворов

Квейта Харшла – 20 дворов

Эшони – 70 дворов

Матрухи (Метиро) – 50 дворов

Сочо - 50 дворов

Тичу – 80 дворов

Кхиду – 100 дворов

Сассити (?)

Хушеты 3 часа ходьбы от тушинского селения Дикло через горы.

(..) Кхиду вблизи Тичу на той же стороне р. Кхиду. Дорога ровная от с.

Хакуара оно отстоит на ½ дня езды по горам. Селение построено на

возвышенности и имеет старшиною Алдами-Швили, которому кроме того

повинуются селения Тичу и Сассити. Бывший в 1838 году в Тифлисе

лезгин Мачал, также старшиною в Кхиду и там же есть еще другой брат

его Амир Ханча (Омар Гамза). 100 дворов"...

Село Кеди Цумадинский р.

Спрашивается что искал старшина Кеди "Мачал Алдами - Швили в 1838 году в Тифлисе" и почему "Сильдия или Хушетал ... известны в Грузии под названием деревень Алдами-Швили".

До, во время и после имамата Шамиля, известны прошения к царской администрации, якобы от наследников Кединских нуцалов, на которые им всегда было отказано. Видно, как и воевавшие меж собой наследники Хунзахских нуцалов (у Уммануцала после смерти не осталось наследника по мужской линии) Кединские нуцалы тоже искали протекцию у царского командования, в основном в Тбилиси но никак по шариату у имамов Дагестана...

И казалось правильным и бесспорным должно было быть решение Имама Шамиля перевести эти подати и земли в байтулмал но с тех времен по сей день находятся некоторые исследователи или наследники, оспаривающие решения Шамиля.

В этой связи удивляют заявления некоторых нынешних, якобы наследников о переоценке муфтием решения имама Шамиля по Кединским нуцалам. (Если конечно, такое было действительно. Хотя видим по сегодняшнему выступлению муфтия на мемориале "Ахульго,"- что, тоже возможно).

Вот одно из прошений, обнаруженное в Центральном историческом архиве Грузии, где в 1884 году якобы потомки нуцалов пишут по аварски - ..."Шамиль убил наших отцов в селе Кеди 12 человек и отнял у нас имущества и лишил нас доходов, которые до того получали...", где в ответ по русски написано ..."откуда достались разные доходы их отцам не могут объяснить"...

Как можно ссылаться этим исследователям и на Иманмухамада Гигатлинского, когда он в своей хронике прямо указывает:

...Сам имам Шамиль поселился тогда там же, то есть вблизи от Беноя, причем вместе со своими домочадцами и своими товарищами, которые считались теперь мухаджирами. Селение известное как Старое Дарго, после того как обосновался в нем Шамиль, — да еще с указанными здесь людьми, — стало, как результат, настоящим городом, причем городом счастливым. Дело в том, что в это Старое Дарго начали теперь стекаться великие богатства и, соответственно, формировалась там огромная казна. Создалось же все это:

за счет пятины(хумс), взимавшейся с военной добычи (ланима); за счет мусульманского байтулмала, представлявшего собой харадж, который собирали с горных пастбищ, а также с иных земель, находившихся ранее в распоряжении Уммахана Великого, сидевшего в Хунзахе;

за счет хараджа, который причитался последнему, а собирался с жителей некоторых селений Дагестана;

за счет хараджа, который причитался эмирам Кеди;

за счет хараджа, который собирали прежде с одних селений Дагестана в пользу других таковых же, то есть дагестанских селений;

за счет подарков и иных связующих народ элементов(сила), поступавших от наибов и от других лиц;

за счет одной трети занята, собиравшегося с богачей (майсур);

за счет имущества тех, кто убегал в царство Русское;

за счет имущества лиц, которых казнили за лицемерие и вероотступничество (иртидад).

После всех тех событий и перемен умножилось у имама Шамиля число товарищей. Мало того, очень многие люди начали приходить к нему со стороны — в качестве мухаджиров. Теперь уже шамилевские войска стали, как результат, многолюдными.

В Беное Шамиль находился в 1840 году, за 4 года до истребления кединских нуцалов и Иманмухамад Гигатлинский ясно показывает что тогда ещё поступало в байтулмал.

Из соглашения Аличул Магомеда и имама Шамиля, Хонотлинские пастбища остались за Аличул Магомедом как наследственные, остальное все было переведено на байтулмал. (В том числе тиндинские, киялалские, тушинские и сильдинские владения и подати причитавшие наследникам Динга - Хаджи). Подати с тушинов тоже по решению имама изымались теперь четыре раза в год, чего Аличулав не советовал делать имаму, на что у него был ответ: "Тушал х1алт1уде - Т1индал ах1уде". Тушины впоследствии недовольные налоговым бременем, отказались от договора.

В приведенном выше отчете Мочульского, Аличулав показан как самостоятельная личность, наравне с Шамилем, высокую оценку которому давал сам имам Шамиль. Вот некоторые выдержки из отчета Мочульского:

"Многие из обществ, кои никогда с нами мириться не хотели, присылали переговорщиков, даже Шамиль и Али- Чула Тиндийский обещали быть спокойными.

Еще в 1837 и 1838 годах Али-Чула выставлял к войскам Шамиля до 2 тыс. человек, участвовал с ним почти во всех делах против генерала Фезе. Когда в июле 1837 года генералом князем Севарсемидзевым была сделана диверсия к землям дидойцев, то этот самый Али-Чула с приверженцами своими спешить для защиты собственного жилища, опасаясь, чтобы русские не вторглись в Богулял.

Он участвовал в 7 июля в деле на высотах Вициаши и предлагал потом вступить в переговоры. Но неудача в этом, он на другой год явился в Хунзах и хотел с нами помириться. Начальство обещало принять его в мирные с тем условием, чтобы провел в Грузию через Богоз подполковника Биргингейма, сделавшегося потом жертвою неосторожной доверенности к Али-Чуле.(Экспедицию Биргингейма шедшую с разведывательной целью в Аварию истребил другой тиндинец Усайилав. прим. автора)

(...)Из сего видно, как ненадежны мирные связи с горцами и как важны для нас действия в горы со стороны Кахетии. Али-Чула, истребив в Богозах правительствующую фамилию Дингой-Швили, ныне усилился так, что ему никто не смеет сопротивляться. Он уже в летах, снискавший себе отважными набегами и разбоями большую славу в Дагестане"...

Село Тинди Цумадинский р.

Недвусмысленное решение в отношении Кединских нуцалов мы видим и в соглашении Тиндинцев и Каратинцев 1714 года, подписанного кадиями многих сел в том числе и Кединским. Текст соглашения звучит следующим образом:

«Это разъяснение на будущее. Войска Тиндинцев (тIиндал) и Калалальцев (кIкIалалал) малый из них и большой согласились быть в радости и горе как бы одним войском и не расходиться, если даже между ними произойдут убийство и смута.

Если между ними будут иметь место долг, засвидетельствованный гостем или признанный должником то ишкиль производить не будут. Взыщут же долг, отправив шурата (полицейского) как то взыскивается в селении. Если кто либо произведет ишкиль, то на него будет наложен один баран стоимостью в две овцы.

Они договорились также - местность Саситли будет, принадлежат войску Тиндинцев, если пресекется насл (потомство) султанов из Кеди и Саситли. Местность же Кеди, Сильди и Гакко будут принадлежать Калалальцам также, если они (султаны) пресекутся.

Если одно из этих войск отделится от другого первым, то на отделившееся первым будет наложено семьдесять коров в пользу того, которое не отделилось.

Свидетельствовали этому:

Каратинский кади-ТИТАЛАВ

Писавший эти слова Тиндинский кади ХАДЖИ МУХАМАДАЛИ

Анчихский кади - ТАБАКИЛАВ

Тиндинцы - ХАДЖИ АБУБАКАР, МУХАМАД сын ИХАКУ, МУХАМАД ДАНКА(Динга), МУХАМАД сын ХАДЖИЯВА, АНДЖУЛАВ и МУХАМАД сын ТЛУБУ(Гьабу).

Каратинцы - МАЛАЧИ, КУРУ, ЮСУФ и КУРБАНМАГОМЕД сын ИСМАИЛА.

Анчихцы - ХХИНТАР, ИСМАИЛ, ТУРАЧ, МУКУШИЛАВ, ХАТУЛАЛИЛАВ.

Кади сел. Гаквари. ШАМХАЛ Арчоевский. ИСАЛАЛИЛ Кединский. И другие.

АЛЛАХ лучший свидетель».

Цунтинцы всегда входили в союз или в конфедерацию с Тинди. Столицей малоизученного на сегодня Дидойского царства тоже являлась Тинди. Хварщины также всегда входили в Тиндалское вольное общество и Тиндинское наибство. В 1840 году Шамиль создал отдельное Хварщинское наибство. Но при царской администрации тоже Инхокваринско- Хварщинское ущелье входило в состав Тиндинского наибства.

Тут можно привести цитаты из моего поста http://kavpolit.com/blogs/alichulav/13271/ ..."В подтверждение этого Багавдин Алиев приводит надпись на тиндинской мечети: «Настоящие стены возведены Шапи (Шафиг!), Тубач и Хут (Хут!) Мухаммад аль- Акнади при наибе Хаджияве Хуштади и муфтии Курбан Али (Хварши) в1247г.х.(1831\32г.) Написал Курач сын Мухаммада аль- Тинди».- документальное подтверждение равноправия, свободы, доверия, представительства всех джамаатов в Тиндальском союзе вольных обществ. Из надписи и других документов мы видим, что Тинди как шахар соответствовал своему названию и что основные принципы демократии там соблюдались. Упомянутый в надписи муфтий Курбан- Али является знаменитым учённым - богословом Загалавдибиром из Хварщи, который имел решающее слово при избрании Шамиля имамом Дагестана и Чечни. В лице Загалавдибира алимы Дагестана дали присягу на верность имаму, одновременно дав ему серьезное назидание. Загалавдибир более двадцати лет был имамом Тиндинской мечети и возглавлял крупное для тех времен медресе, где одновременно учились 150 учеников.

Роль Тинди как духовно- просветительского центра Западного Дагестана мы прослеживаем и из Хварщинского фольклора:

Хурджинами книг наперевес

Хварщинец в шахар идет.

Тяжело будет науку грызть

Но хлеб тиндинский, он съесть. (Тиндинская пшеница славилась на всю округу)".

Во время имамата Шамиля наибом у цунтинцев был Хаджи - Магомед из Тинди, сын Торалава. Наибом в Тинди был другой сын Торалава Умма - Хажи, который стал наибом Цунта после смерти брата, имя которого приведено в списках героев Ахульго...

Из того же отчета - исследования В. И. Мочульского тоже мы видим, что дидойцы были в союзе с Тинди:

... "во времена грузинских царей славились еще два других союза, потому что они выставляли вспомогательные для грузин войска.

Эти два союза были: Богоский и Акоринский. Первый составляли общества:

Богос (Тинды)

Эланхеви

Дидо

К ним принадлежали также капучинцы.

Это союз ныне состоит под предводительством Али- Чулы Тиндийского (Богосского), сборное место имеет вблизи Хуштадского моста.

(...) Эланхевцы никогда мирными не были и грабежами занимаются мало, но зато находятся под влиянием Али-Чулы Богозского и имеют связи с капучинцами, анцухцами и всеми обществами вольного Дагестана".

Хварщинский джамаат. Фотография 19 века.

И так, что мы имеем на сегодня и от чего должны исходить.

Аличул Магомед, как предводитель войск верховья Андийского Койсу поддержал борьбу трех имамов за свободу и независимость Дагестана и за равноправие и узденство его народов. Он перебил ханствующие династии не только в Кеди но и в Белокани, Карата, Тинди, Хунзах, может и в других местах. Делал он это самостоятельно или по велению трех имамов, вопрос больше к историкам а не к нынешним якобы наследникам и религиозным деятелям...

Небольшое количество нуцалов в Кеди никогда самостоятельную политику не вели, были ставленниками Хунзахских нуцалов, собственность по шариату не имели и истреблены были как и Хунзахские - как противники имамов Дагестана.

Цунтинцы тоже самостоятельную политику в исторически обозримое время, никогда не вели и в основном выступали в конфедерации с Тинди(Диди). Считают они себя обособленным от аварцев народом или нет - это их право, которое остальные должны уважать... А заслуживает сегодня Цунтинский край с его природой, значительно большего внимания. Надеемся на Кавказе тоже появится своя "Швейцария"...

Тинди всегда был центром северо- западного Дагестана, возможно и центром Дидойского царства. Могущественное когда то Тинди, сегодня ни на что не претендует. Ни тиндинцы ни другие, прояснение исторического прошлого, не должны воспринимать в штыки. Не считают тиндинцы себя и обособленным народом. Они аварцы и для утверждения этого, хватит к примеру, вот эта статья: http://avarpressa.ru/mats/149-tiindib-imam-shamili...

И однозначно это не истинна в последней инстанции. Будет еще расширенная публикация по этой теме. И до этого давайте конструктивно работать по теме а не доказывать или опровергать с пеной у рта и с взаимными обидами... Ждем исторических фактических материалов, поправки и добавки ...

4 Распечатать
анзор анзор 22 января 2017, 14:07

спасибо огромное, очень интересно, да будет неистребим тот вольный дух в дагестанцах, вся незапятнанная история исходит от узденов, вольные общества - вот где была истинная демократия, назначают сюда явно не их потомков

2
Hadzhi-Murat 23 января 2017, 09:35

Аличулав! Один старый горец говорил, что селения Энгердах, Цолода, Местерух, Саситль,Киди (КЪиди) и Хвахита были основаны Умма-ханом из выходцев из Хунзаха, переселенных для охраны границ.
Что вам известно про эти села?

1
Магомедгаджи Аличулав 23 января 2017, 11:09

Умахан Великий - аварский правитель конца 18 века, личность по историческим меркам относительно недавняя а эти села имеют более древнюю историю. Хотя какое то село может и быть, Маркъо точнее скажет...

1
Hadzhi-Murat 23 января 2017, 11:14

Умма-ханов было несколько, в том числе и в 15-16 веках.

1
Магомедгаджи Аличулав 24 января 2017, 10:23

Дед Умахана великого Умахан правил хунзахским престолом с 1722года. Соглашение Тиндал - Каралал об участи Саситли и Кеди датировано 1714м годом, исторические сведения о которых фиксированы значительно раньше приведенного тобой времени...

1

Оставить комментарий:

Наверх