Блог «alichulav»
02 января 14393 5

Дагестан - страна гор и гора стран...

Дагестан -  страна гор и гора стран...

alichulav Магомедгаджи АличулавАвтор блога

Дагестан на тюркском означает - страна гор. От рутульца до дидойца всем горцам это понятно, все могут сказать даже больше - гора стран или гора языков... Но так повелось, что названия странам и народам достаются от соседей, к примеру, аварцам и чеченцам от грузин - Леки, Лезги, Дидо и Дурдзуки или от кумыков - Авар, Ичкер или Тавлу и т. д.

Важные факты на эту тему содержат сочинения дагестанских авторов ХIХ века на арабском языке, к числу которых относится и чудом уцелевшая «Хроника Иманмагомеда Гигатлинского», отрывок из которой я привожу в обоснование моего предположения, http://kavpolit.com/blogs/alichulav/31655/ что Горная Чечня называлась тоже Дагестаном и что, понятия аварцы или чеченцы в то время, - не было в обиходе. Горцев определяли по обществам или селам...

В хронике говориться о Чечне, но по моему это плоскостная Чечня - где переплелись выходцы из многих горских обществ.

Не могу не привести начало хроники. «В прошлые времена в Дагестанских округах проживали «предводители» (цевехъан), которые участвовали в священной войне. Это имело место еще до появления Шамиля. Из обитателей нашего западного края к числу таковых принадлежали Кадиласул Мухамад Гигатлинский, Аличул Мухамад Тиндинский, Кихка Цунтинский, ряд сильдинцев, Нурмухамад Гакоевский, Ххути Чадиринский. Имелись в пределах нашего Западного края и другие предводители.

Эти великие предводители дагестанцев выросли на фехтовании и боевом боксе (КъирагI), подобно тому, как другие дети росли, не выпуская изо рта грудь матери. В «стране неверных» вели себя эти предводители подобно «свирепым хищникам — львам и барсам, которые рвут свою добычу, будучи голодными».

Тут мы видим, чамалинец Ххути Чадиринский (Беллад Хитас Хути- у Мочульского В. И.) представляет село, который ныне входит в состав Шаройского района ЧР. (прим. автора)

Село Чадири. Фото М.Шахбанова 2010 год

Привожу отрывок из хроники в котором описывается пребывание Имама Шамиля и его сподвижников в Горной Чечне (в переводе Дадаева и Айтберова):

Ту зиму провел имам Шамиль в Шатое. Жил он там у Бузур-Шабана, находясь у него в качестве гостя. Шамиль прекратил на то время отдавать приказы и издавать запреты — отбросил, можно сказать, дела эти в сторонку.

Рядом с собой, в Шатое, поселил имам тогда лишь небольшое число товарищей,а также некоторых членов своей свиты(хасса). Что же касается особо близкого друга своего, Ахбердил Мухаммада Хунзахского, — храбреца стремительного в своих атаках, — то отправил Шамиль его туда, где находились по соседству два вышеупомянутых гигатлинца. Были лицами этими Кадиласул Мухаммад и ученый храбрец известный как Хаджар-дибир — человек, который выделялся своей отвагой.

Той зимой двое названных здесь гигатлинцев приняли Ахбердил Мухаммада и поселили его, вместе с товарищами, в Кенхи (Канха). Разместили они его, при этом, в доме Мухаммада — сына Антиголава (Антигъолав).

Небольшое отступление, где рассказывается о том, что произошло тогда в Кенхи.

Муллой(кади) для жителей Кенхи является в то время ученый Ханжак-дибир Гигатлинский. В один из зимних дней он, то есть мулла по имени Ханджак(ГъанжакI), а также Ахбердил Мухаммад, — находясь в бане(хаммам), которая имелась при кенхинской мечети, — совершали омовение. Тут упало вдруг ведро(доле), в котел, наполненный водой — той, которую использовали для омовения.

Ахбердил Мухаммад, видя это, приказал было вылить воду, имевшуюся в том котле, сказав: «Она стала ритуально грязной(наджас), ибо столкнулась с ручкой ведра, к которой прикасались ладони людей, считающихся сбродом(хилт)».

Этот — покойный ныне —товарищ Шамиля, то есть Ахбердил Мухаммад, не был, однако, большим ученым. Как говорят: если брать область науки, то можно сказать, что данного хунзахца слои штукатурки не покрывали. Что же касается муллы по имени Хаджак,то он запретил выливать ту воду, которую товарищ Шамиля назвал ритуально грязной, сказав:«Эта вода достигала количества равного двум кувшинам, а поэтому сохраняет она свою ритуальную чистоту и в возникшей ныне ситуации». В ответ на это, сказал Ахбердил Мухаммад Хаджак-дибиру: «Как то раз, когда находились мы в Чиркате, приказал Шамиль, чтобы в ситуации подобной этой, воду вылили бы из котла. А ведь он — имам — более знающий, чем ты». На это Хаджак сказал тут такое, что и упомянуть здесь неприлично.

После окончания той зимы, которая проведена была в Кенхи, сообщил все же Ахбердил Мухаммад имаму Шамилю: то, что сказал ранее Хаджак-дибир по адресу последнего, в связи с вопросами ритуальной чистоты — при их встрече, которая имела место своё как-то раз. Прошло некоторое время. Имам Шамиль прибыл однажды в Ботлих и тут приказал он своему палачу: казнить того кенхинского муллу, известного как Хаджак-дибирГигатлинский.

Когда узнал Кадиласул Мухаммад о том, что приказал имам Шамиль, когда находился в Ботлихе, то поспешил он к последнему. Это гигатлинец, то есть Мухаммад, пал тут на колени перед данным лицом — перед имамом — и начал просить его: простить Хаджак-дибира, который сказал зимой нечто весьма неприличное о Шамиле. В ответ на это сказал имам Шамиль: «Хорошо, я прощаю его, но делаю это лишь ради тебя, — о, Кадиласул Мухаммад!»

Последний поспешил тут к вышеупомянутому палачу имама: сообщить ему о приказе, который дал сам имам. Когда, однако, он, гигатлинец, прибыл к палачу, то оказалось что Хаджак-дибир Гигатлинский — бывший кенхинский мулла — уже убит. Палач своё дело, таким образом, уже закончил — лишил жизни упомянутого здесь Хаджак-дибира. Да помилует его всевышний Аллах!

Кенхинская долина. Шаройский р ЧР

Когда зима — показав спину свою, — ушла, и, соответственно, увела она своих могучих слуг, наступила, как результат, весна, которая принесла тут громовые залпы. Дело в том, что пришли тогда к имаму Шамилю посланцы от чеченцев. Они просили имама, чтобы он прибыл бы в их края и обучил бы людей: как принимать решения, следуя шариату. Шамиль-имам стал тут, однако, отговариваться фразами типа: «может быть» я приеду, но «как-нибудь позднее».

В конце концов, — после всяческих отговорок — имам решил все- таки пойти в сторону того края, который именуют Чечня (Чачан). Двинуться он решил туда, причем, не один, а вместе со своими последователями. Представлены были тогда последние людьми, выступившими из округа киялальцев (къигъалал - авар., шаройцы), а также из Шатоя, Чамалала, Багвалала и Тинди. Шамиль написал, при этом, письмо двум гигатлинцам, — ученому Хаджар-дибиру, великому храбрецу, и Кадиласул Мухаммаду — чтобы пришли бы они оба к нему, в Шатой. Вместе с ними, причем, должны были прибыть к имаму и те обитатели дагестанских округов, которые считались последователями их обоих, а также Ахбердиль Мухаммад Хунзахский, сидевший тогда в селении Кенхи — особо близкий товарищ Шамиля.

Хаджар-дибир и Кадиласул Мухаммад начали тут — со значительным старанием — направлять просьбы к своим товарищам, которые обитали в вышеупомянутых здесь округах. Это дело получилось. Сопровождать их обоих собралось тогда свыше ста мужей — из числа надежных лиц, которые, соответственно, были у них обоих в доверии. К Хаджар-дибиру и Кадиласул Мухаммаду присоединились, при этом, еще и два гакваринских героя, вместе с которыми прибыли уже и их товарищи.Были таковыми героями Микаиль и Кала-хаджияв (Къала- ...), которые считались людьми, испытанными в конкретных делах.

Все они — гигатлинцы, гакваринцы и другие дагестанцы — направились затем, вместе в Ахбердиль Мухаммадом Хунзахским и его товарищами, к имаму Шамилю, который находился тогда в Шатое. Оттуда двинулись они, однако, не в Чечню, а по направлению Зумсоевского округа и, таким образом, вошли, в конце концов, в селение Мулкой (Мулкъи).

Там, в Мулкое, проживал тогда зловреднейший тиран по имени Губаш(Гъубаш).Это был самый настоящий насильник — человек, восставший против установлений, которые идут от Аллаха, придорожный грабитель, который проливал кровь людей и отнимал у них имущество. У этого Губаша Мулкоевского был еще и брат — такой же тип, как и он.

Они оба принадлежали к числу тех, кто фактически не признают Аллаха и его посланника. Боясь двух этих могучих злодеев, то есть Губаша и его брата, жители селения Мулкой не вступали — первоначально — в число людей повинующихся имаму, то есть Шамилю. Поэтому-то вышеупомянутый шатоевец Бузур-Шабан, известный как гость имама Шамиля, и решил тут привести Губаша к последнему: применяя для этого мягкие фразы и употребив соответствующую ситуации хитрость.

Губаш, попав под влияние названных фраз, все же пришел тогда к Шамилю, причем вместе с братом,хотя он, правда, в начале упирался и, как бы, отказывался. Дело в том, что он, опасаясь замыслов со стороны шатоевца Шабана, считал необходимым сохранение тут бдительности.

Был этот Губаш Мулкоевский теластатым мужчиной огромного роста. Вид его был отвратительным. Того человека, кто видел клыки названного здесь лица, то есть Губаша, охватывал прямо таки страх. На кого бы не оборачивался Губаш, на кого бы не обращал, таким образом, своего внимания, он показывал, что фактически не считается с этим человеком — демонстрировал, что последний, как личность, его не заботит. Говорил это Губаш, на своем — понятно, — языке, голосом столь грубым, что казался он сидящим на дне большого сосуда и оттуда разговаривающим.

Губаш, придя туда, где находились гигатлинцы, гакваринцы и иные товарищи из окружения имама, заговорил: «Кто из вас является главой этих людей?» Когда же увидел он имама Шамиля, то приблизился и сказал с откровенным презрением по отношению к последнему: «Это он что ли, тот человек, через которого пытаются проводить в жизнь распоряжения — касающиеся решений, имеющих отношение к сегодняшнему дню?». (...)

После событий в Мулкое, которые имели место в связи с Губашем и его братом, занялся имам Шамиль вскоре тем, что стал писать письма. Адресованы они были: во-первых, эмирам Зумсоя — Маашу (МагIаш), Дую и Акбулату; во-вторых, эмирам Ачинни (ГIачинни) — Чупалаву и Чага (Чагъа); в третьих, эмиру дышнинцев (ришниял), которым был тогда Мухаммадгази — сын Хахха (Х1ахъа).

Рамзан Кадыров на зиярат Ахбердил-Магома в Гуш-Корте ЧР

Шамиль требовал от названных здесь эмиров, чтобы прибыли бы они к нему, причем не одни, а вместе со своими последователями. Прибыло, однако, — в ответ на письма имама — лишь два эмира. Это были Чупалав Ачиннинский и Мааш Зумсоевский, но зато, явились они к имаму Шамилю вместе с кавалеристами, которые приведены были из двух округов, подвластных им обоим. Сидящие на прекрасных скакунах, которые вставали — время от времени — на дыбы, удивляли эти зумсоевцы и ачиннинцы людей взиравших на них. Они воздействовали на них также и своей великолепной одеждой, сшитой из мягких тканей, а также своим оружием, покрытым сверкающим серебром.

Имам Шамиль, когда увидел этих зумсоевцев и ачиннинцев, прибывших к нему, то к ним он вышел. Встретил их Шамиль тогда с почтением. Прославляя последних, он затем благодарил Всевышнего: за поведение, котороепроявили названные выше гордые эмиры, — зумсоевец Мааш и ачиннинец Чупалав — за то, что вошли они оба в ряды его последователей,чтобы помогать, таким образом, исламской религии.

Тут имам Шамиль совершил немаловажный акт. Он назначил Чупалава наибом в округ, именуемый Ачинни. Этот человек стал, кстати, первым наибом, — из числа горских (дагъистан) наибов, — кто получил [официальное] назначение от имама.

Затем назначен был наибом Мааш Зумсоевский. Он был направлен имамом в округ, именуемый Зумсой и Чиннахой(Чичиннахъ).

Над Шатоевским же округом назначен был тогда наибом Батука(Батукъа). Что же касается вышеупомянутого эмира Мухаммадгази — сына Хаххая, — человека, который был на тот момент эмиром Дышнинского округа, то он не пришел к имаму Шамилю. Мало того, этот Мухаммадгази задрал тогда нос свой, что имело место от его горделивости.

Имам Шамиль, находясь в Мулкое (?), приказал двум названным выше наибам: — имеются в виду Чупалав и Мааш — прибыть через десять дней в Шатой, вместе со своими последователями.Они оба, впрочем, после этого возвратились в родные места. Чупалав Ачиннинский, причем, обменялся тогда с имамом Шамилем одеждой и оружием, а Мааш Зумсоевский подарил последнему своего коня, отдав его вместе с седлом и уздечкой. Результатом же данных актов стало то, что превратился имам Шамиль в одного из самых великолепных рыцарей той эпохи.

Имам, покинув Мулкой и соседние земли, возвратился вскоре в Шатой, а затем туда прибыли — к нему — два упомянутых выше наиба. Вместе с ними, причем, пришли тогда в Шатой все всадники и пехотинцы, которые проживали в округах, находившихся под их — Чупалава и Мааша — управлением. После этого акцию совершил, в свою очередь, и имам Шамиль. Он выступил во главе многочисленного войска — состояло оно из киялальцев (шароевцы- прим. автора), шатоевцев, чамалинцев, багвалинцев, тиндинцев, ачиннинцев, зумсоевцев и других — в направлении края именуемого Чачан. Это войско было как бы божье, ибо ему помогал сам Господь!

Когда Шамиль прибыл в Гехиинский округ, встретили его там местные жители. Они приняли тогда Шамиля с приветственными речами в устах. Что же касается гехинских больших людей, то они прибыли тут прямо к этому имаму и дали ему клятву верности, после чего над ним был назначен наиб. Им стал особо верный товарищ Шамиля, а именно — храбрец, известный как Ахбердиль Мухаммад — хунзахец, который находился ранее при Шамиле, причем практически неотступно.

Затем направился имам Шамиль в Шали, где остановился у Талгика (Т1апхикI)— своего верного гостя. Это был, следует отметить, прозорливый храбрец, умевший проводить конкретные мероприятия. В Шалинский округ, поэтому, назначен был наибом именно он, причем произошло это после того как посетила Шамиля группа шалинских больших людей. Последние, при этом, присягнули тогда имаму, что сделали они, тесня друг друга.

То же самое, примерно, — то есть дача присяги имаму толпами больших людей, которые, при этом, как бы теснили друг друга, — происходило в каждом близлежащем краю, который посетил тогда Шамиль.

В рамках данного движения, назначил Шамиль наиба и, кстати, в Тавзанский округ. Стал же таковым ученый по имени Атабай — человек, погрузившийся в море знаний, которого именовали тогда Чудом своей эпохи. Связывал себя этот Атабай, причем, с местностью именуемой Мартан.

В Даргонский(Даргъи) округ назначил имам Шамиль наибом другого ученого. Был им Шуаиб Даргонский.

В Бенойский (Баяни) округ назначил Шамиль наибом Джавадхана Даргонского. Последний являлся,кстати, вольноотпущенником(атик).

Село Беной (Бена, Баяни) Ножай - Юртовский р ЧР

Сам имам Шамиль поселился тогда там же, то есть вблизи от Беноя, причем вместе со своими домочадцами и своими товарищами, которые считались теперь мухаджирами. Селение известное как Старое Дарго, после того как обосновался в нем Шамиль, — да еще с указанными здесь людьми, — стало, как результат, настоящим городом, причем городом счастливым. Дело в том, что в это Старое Дарго начали теперь стекаться великие богатства и, соответственно, формировалась там огромная казна. Создалось же все это:

за счет пятины(хумс), взимавшейся с военной добычи (ланима); за счет мусульманского байтулмала, представлявшего собой харадж, который собирали с горных пастбищ, а также с иных земель, находившихся ранее в распоряжении Уммахана Великого, сидевшего в Хунзахе;

за счет хараджа, который причитался последнему, а собирался сжителей некоторых селений Дагестана;

за счет хараджа, который причитался эмирам Кеди;

за счет хараджа, который собирали прежде с одних селений Дагестана в пользу других таковых же, то есть дагестанских, селений;

за счет подарков и иных связующих народ элементов(сила), поступавших от наибов и от других лиц;

за счет одной трети занята, собиравшегося с богачей (майсур);

за счет имущества тех, кто убегал в царство Русское;

за счет имущества лиц, которых казнили за лицемерие и вероотступничество (иртидад).

После всех тех событий и перемен умножилось у имама Шамиля число товарищей. Мало того, очень многие люди начали приходить к нему со стороны — в качестве мухаджиров. Теперь уже шамилевские войска стали, как результат, многолюдными.

К имаму Шамилю, покинув предварительно родные места, переехали — правда, в разное время — ученые и эмиры из различных округов Дагестана, тех которые продолжали оставаться под контролем (хита) русского падишаха. Были среди них следующие, к примеру, личности: Даниял-султан Елисуйский, который был раньше генералом (янарал) у названного падишаха [на полях: но стал он наибом —Т. А.]; тарикатский наставник(муршид), Джамалутдин Казикумухский (Гъазигъумукь), — да станут святыми его тайные знания! — святой шейх; еще четверо казикумухцев — эмир Башир-бек, [на полях:который стал наибом—Т. А.], храбрый ученый Мухаммад-эфенди [на полях:Гуйминский (Гьуйми)—Т. А.], Нуратдин и Яхья-хаджи.

Прибыло к имаму также, в качестве мухаджиров, — это кроме тех, кто назван выше, — очень еще большое количество превосходных персон и видных личностей, которые, таким образом, покинули свои родные места. Среди них имелись, к примеру, фигуры — такие, как ученый Таймазхан Чиркеевский(Чирки).

[На полях: Наибом стал Муса Балаханский —Т. А.].

Нельзя не упомянуть здесь того факта, что к Шамилю перебрался, в качестве мухаджира, и такой испытанный в делах герой, как Хаджи-мурад. Этот хунзахец был раньше, кстати, как бы предводителем русских войск, или, если можно так сказать, их начальником. Шамиль и мусульмане — те люди, конкретно, которые находились тогда в его власти, — испытали в то время беспокойство из-за действий данного Хаджимурада. Они вкусили через эту особу горечь ущерба; в том, что преподносил им последний, была, конечно, своя сладость, но больше было все-таки мучений.

При всем том, однако, сохранил имам Шамиль уважение к храбрости Хаджимурада и поэтому назначил последнего наибом. Сначала Шамиль поставил его в округ, который называют Технуцал (Т1ех1нусал), а затем — в Хунзахский округ. Там-то и остался Хаджимурад на наибстве, что продолжалось, причем, до тех пор, пока не произошли известные события: между ним, с одной стороны, и имамом — с другой.

Село старый Чиркей. Дагестан. Затоплен под Чиркейское водохранилище...

Покинув родные места, переселились к имаму Шамилю также и другие люди. Назвать можно в числе таковых чиркеевских храбрецов, которых было тогда около сорока мужей, пришедших, причем, вместе со своими домочадцами. Были среди них следующие, например, лица:

Амирхан — ученый, которому скромный характер его позволял следовать пути своего ученика; Раджабиль Мухаммад; его брат, которого звали Испаги; Муртазаали, носивший прозвище Митльрик(Микьрик1); его брат, которого звали Мухаммадали; Багил Иса; Нур- мухаммад; Адаил Али; Хоцо- Мухаммад (Гъоц1о-...); Алимаммад.

Среди тех чиркеевцев, — сорока храбрецов, которые переселились к имаму, — были, естественно, и другие лица, которые не упомянуты в данном перечне. Все они тут построили для себя жилища рядом с Шамилем и оказались, таким образом, на его хлебах — под воздействием того воспитания, которое шло от имама.

Когда имам Шамиль направился — после всего того — в Андийский округ, встретили его андийцы наилучшим образом. Они, оказав имаму уважение и почет, извинились за то, что имело место с их стороны когда-то. Имеется в виду, что воспрепятствовали они ему тогда — не дали имаму вступить в их город.

Шамиль провел на земле Андийского округа несколько дней и за это время успел он пригласить к себе больших людей из числа андийцев. Имам сделал им, при этом, необходимые поручения, а также дал соответствующие наставления по вопросам шариата. Наибом для андийцев Шамиль поставил тут Рамазана Андийского.

Из Хроники Иманмагомеда Гигатлинского видно что Имам Шамиль не делил нас на аварцев, чеченцев, андийцев... Почему мы должны разделяться. И не понятны потуги некоторых авторов как с дагестанской стороны так и с чеченской, усердствующих в этом...

И посыл моих постов не разъединять а объединять горцев на основе поиска исторической общности, фактических документов, топонимики, преданий, эпических песен, фольклора... И прошу отнестись с пониманием и помочь..., а не выдумывать и обвинять...

5 Распечатать
Yusupoff 02 января 2017, 20:02

Почему то вчера этот пост появился,исчез и снова возродился..
Ругать,обвинять, одобрять или аплодировать- все зависит от благородства самого читателя его богобоязненности или же невежества. Главное, не коверкать факты,не оскорблять чьи то чувства и достоинства.Так случилось,что исторические летописи общего характера были написаны лишь только пришлой цивилизацией в лице русских историков того времени,написанные с ноткой нарушения паритета взаимоотношений (в стиле туземного описания местного жития и бытия). Естественно в этих источниках найти универсальную точку зрения на ту или иную картину какого нибудь исторического факта очень сложно. Были и есть этнические местные ученые ,которые ссылаясь на скудные факты прежних летописцев пытались воссоздать историческую "панораму" ,но и то она,если находила у каких то народностях одобрение,то другие не всегда соглашались с такой "парадигмой".
Сколько раз приходилось слышать,что территория современного Северного Кавказа принадлежала и ногайскому улусу, захваченная ими у черкесов,после- аланское правление. Ещё раньше и Албания и Урарту имели здесь свою "юрисдикцию", позже и нахская империя расстилающая свои владения от Черного до Каспия. Казикумухские ханы правили тут,Хунзахские тоже, Таркинские шамхалы Петру давали зарок от имени всего края дружить и содействовать. И где в этом гомоне найти истину? И стоит ли спорить и перекрикивать друг друга? Нет,конечно. Лучше последовать совету автора и найти полезное и позитивное в описанном в статье-найти смысл (почву) нашего Единства.
Магомедгаджи, очень интересно. И та, прошлая статья была с "изюминкой" ,но многим она оказалась не по "теме". Не знаю почему..

Кстати, в твоей статье отмечен исход моего далекого предка,знаменитого шейха Муххамад-Аппанни Гуйминского со своими мюридами к Имаму Шамилю в Дарго. Его Зиярат до сих пор сохранен и почитаем нами и находится в с.Гуйми в Вицхинском магале Лакии.(его называли в войске Имама-слепой Аппанни или гуйминец. Это за то,что Кумухскому хану донесли,что ученый гуйминский шейх "мутит" народ в Лакии и тот велел схватить и приказал выколоть глаза шейху. Каким то чудом, то ли у русского улана дрогнула рука,один глаз уцелел. И после казни, экзекуции на площади, шейх проклял род казикумухских ханов и поклялся отомстить. Что и случилось впоследствии с этим родом).

5
zurab musaev 02 января 2017, 20:40

хорошая статья Магомедгаджи....насчет темы позволь пару слов...объеденяла горцев всегда вера...а разъеденяла гордыня национализм и предательства....и ради Аллаhа не стирай мои комменты или объясни почему удаляешь....??!!

4
Магомедгаджи Аличулав 02 января 2017, 22:59

Вот как было. Говорит патриарх парламентаризма в Дагестане...
https://www.youtube.com/watch?v=Haq1x4U5e9w

3
Расул Мирзаев 03 января 2017, 00:57

Жаль что таких правдивых статей мало бывает Автор не указывает национальности так как в то время это было не важно Это историческая хроника о которой почти никто не знает

3
Магомедгаджи Аличулав 05 января 2017, 23:06

Уважаемый Tarlan . Я только сейчас прочел пост Хадулаева и твой комментарий (пусть Шамиль не обижается).
Прежде всего перемещаю пост на свое место, не знаю почему тебе не удалось это сделать.
Не согласиться тоже с твоими энциклопедическими познаниями, тем более основанными на божьем слове и твоими замечаниями не могу, который раз снимаю шляпу... Идейные разногласия не в счет.
Исходя из твоего... (?) должен в ответ сделать комментарий или пост но пока приведу несколько оправданий. На каком бы языке Дагестан не назван, звучит и значит он для меня и думаю для тебя тоже, как и для горцев - гордо и мудро... Также повторюсь цель моих стараний объединить по возможности наши богатства - "горы народов" и его соседей.
Войти и внести что то в мировую историю меня уже не хватит,(я уже в летах и не историк, в основном землю пашу, хлеб выращиваю - может и не по нужде а по призванию...)
А вот пока не поздно, обследовать вокруг своего двора вынужден - из за того что соседи этого не делают или делают это не правильно...
Твой комментарий считаю не только замечанием но и дополнением к статье и выношу на суд читателя...
Увжаемый и дорогой брат, Магмедгаджи Аличулаев!
вынужден обратиться к тебе, через пост Шамиля. Надеемся не обидишься "за вторжение" в " Гору - стран".
На соседней ветке ты разместил интересный пост "Дагестан - страна гор и гора стран".
Интересный пост и сведения интересные приводятся.
Отчего вы закрыли его для участия в обсуждения?
Брат, кто и что является источником Истины? Правильно, только Бог и Его пророки.
Дорогой мой брат Магомедгаджи, если кто то в прошлом или настоящем перевели слово "Дагестан", как "Страну гор" это не означает, что это слово имеет именно такой смысл. Само понятие Даг- стан, не имеет к "тюркам" никакого отношения. Это не тюрки дали ему это название, а тюрки воспользовались более древним чем сами их народы этнонимом -"ДАГЕСТАНЕ".
Если мы указываем на эти прорехи в современных науках, почему это должно кого то обижать?
У каждой науки, у каждого человека могут быть своим методы исследования. Означает ли это что эти методы дадут правильный результат? Нет, не означает.
Ччто же тогда делать, не изучать миры и людей?
Надо изучать и познавать- обязательно, ибо ты человек.
Но надо это делать в той методологии, какую Бог определил для своих пророков и для познания миров и в той последовательности, в какой Бог сотворил эти миры!
Если у человека, учёного, исследователя хроникальных текстов, имеются какие то "непонятки" в используемых словах и категориях, то он обязан поступать так, как ПОВЕЛЕЛ Всевышний в своих Посланиях Человечеству.
Человек Обязан и за это Отвественен, он должен обратиться к Текстам Писаний и к Суннам Пророков разных эпох человечества- мир им всем. Именно этого требует и Коран, вслед за всеми предыдущими Писаниями. Так там и Повелевается: если у вас есть и возникают вопросы, то обращайтесь к Аллаху и его пророку с.а.с..
Все Писания и все пророки из Одного Источника.
Это-Дух, Слово и Будь- деяния Всевышнего.
При всём желании всех авторов этого "Дагестан", это слово не могло быть "тюркским".
Слово Является заимствованием из древнеарамейских языков. Восходит к временам Вавилонского царства и связана с глобальным событием ветхого мира, "третичным" расселением человечества по земле.
Само слово 'тюркский" тоже является заимствованием из более древних арамейских- древне семитских слов.
Под "тюрками" понимаются, потомки сыновей Йафета- потомков сынов Ноя. Это от сыновей Йафета родился сын по вмени HUM-ER, он родил сына по имени Турк, известный в европейских источниках как Торк, последняя буква писался через КЪаф", его европейцы, греки и скандинавы называют - "Тор" и обожествляли за его огромный рост. Также писали о нем, как ТОРКЪ-АЛИЙ, что одначает Торкъ -высоченный, высочайший.
Тебе интересует источник этих Знаний? . Их не один, а целые библиотеки книг, не считая специфических наук:- Тора,более 80 книг талмудических текстов, Забур, Инжил и Коран..
Это Турк- Турки, Торкъи- Тор, является отцом основателем "тюркских языков" и его сыновья и потомки заселили земли, где обитают тюркоязычные народы.
Это происходило точно также, как отцом основателем еврейского народа является один из сыновей Сима- Шема- Шама, по имени Евер, который считается согласно Библии, отцом основателем еврейского народа.
Всевышний сотворил Дагестанские горы, равнины, реки и море за много миллионов лет до Рождения самого Адама, его сыновей, а также до потопа и сыновей Ноя, от которых произошли современное человечество.
Поэтому само понятие "Дагестан", как земля и геологическое образование Всевышнего родилось до рождения Турка, сыновья которого колонизировали эти земли уже в течении длительно времени после потопа. При этом одни народы сменяли других. Насильственно уничтожались, угонялись в плен, на высвободившиеся места заселялись другие насильно изданные из своих земель народы. Были и те, кого гнали глобальные катаклизмы.
В истории человечества, ни у одного народа не найдёшь ни одного периода - до 3-Х тыс лет, чтобы он в корне не преображался в другой народ или род. Даже считающие себя "бого избранными" сыны Евера- евреи вынуждены признать, что их племена при Моисее происходили из разных племенных отцов, но все возводили себя к потомкам Адама, Ноя. Авраама, Моисея, дома Давидова и тд.
Так что у каждого народа есть и отец и даже свой Шамиль. Само слово Шамиль, является дренесемитской, арабизированной калекой от имени ШАМУ-ЭЛЬ- который в переводах Библии упоминается, как САУМУЭЛЬ.
Мы следуя традиции письмен и веков порой дополняем слова буквами и звуками, не правильно пишем на другом языке. Не имея своего алфавита вынуждены , произносит и использовать само понятие "Дагестан" так, как оно пишется на местных аджамических наречиях или на русском и тд..
При этом забываем, что до нас тоже жили народы, но отголоски языков и названия территорий, хотя и переделывались и переписывались, но древне арамейские слово образования сохранились., они перешли в другие древнесемитских языки, которые берут истоки из - арамейских, на котором были впервые написаны тексты Библии, Псалтыря и Евангелии и Коран, на родственной семитской группе- арабском языке.
Изображается это слово на арамейском, на современном иврите и старом и современном арабском одними и теми же главными гласными. без огласовок, буквами:-Далет- даль, Гъайн ( не передаваемый русским алфавитом). Син, Та и заключает слово буква - Нун.
Получаем буквы близкие к латинице:"DGSTN".
При этом, чтобы правильно расшифровать слово, надо иметь в виду не только правильную расстановку харфов, огласовок, но и цифровое значение каждой буквы и знать их значения, а также получить сумму чисел, и их расчленить снова, подобрав к ним слова со сходными значениями и сверяя их с первоначальным правописанием.
Работа это нудная, но необходимая, для понимание всей математической матрицы Миротворения, ибо в нем все связано друг с другом. Всё Сотворено во благо и для пользования Человеком.
Между творениями Всевышнего, чтобы это не было, не должно быть никаких шелей и пустот.
Этот закон в равной степени относится к человеку, лесам, горам, рекам, человеку, комару и слону и тд.
Брат Магомедгаджи, то что установлено Богом, нельзя считать "выдумками и фантазиями".
"Выдумками и фантазиями" могут быть написанное человеком письмена и весточки- "малявы мирам".
Бог -не романтик, не фантазёр и не выдумщик.
Нет ни одного слова в прошлом и настоящем, нет ни одного деяния в прошлом и настоящем, которые были бы неизвестны Всевышнему.
поэтому мы и предлагаем брать слова Божье, всегда первоисточником всех имён и названий! Что в этом трудного или не понятного?
Если тюрку, персу, русскому или англичанину выгодно и удобно слово "Дагестан" считать тюркским, персидским, русским или английским- это их право. Пусть "считают" как хотят.
От этого ни очертания гор, рек моря и даже названия народов "Дагестана" не изменяются.
Зачем, кому то, что то выдумывать, когда есть буквы и слово;"DGSTN". Есть методика разработанная в системе наук чтения, исчисления, и раскрытия математических матриц и моделей творений Всевышнего.
Называется это наука "Ильм аль- Хуруф", которая сама является частью другой более древней науки называемой "Ильм аль- Джафра" и тд.
«Наука о буквах» представляет собой один из разделов джафра. Она основана на использовании тайных свойств букв арабского алфавита, а также имен Аллаха (ал‑асма’ ал‑хусна) и ангелов, образованных этими буквами.
Дорогой брат Магомедгаджи, мы ценим, то что вы пытаетесь восстановит страницы исторической памяти своего народа.
Но эти же названия местностей, сел, цивилизационные понятия, используемые вами, как " шахар и хамам", события и люди выглядят несколько иначе, когда к раскрытию их сущности и содержания используются данные древних и исламских наук.
Поэтому наши предложения или пожелания не надо воспринимать агрессивно, с непониманием.
Это не наша прихотью или желание повыпендириваться перед тобой. Нам этого не нужно.
Мы просто хотим, чтобы мы историей своих и других народов занимались ответственно и не переписывали его в угоду себе или другим..
Ведь по большому счёту, не мы творим эту историю.
Разве мусульманин должен обманывать себя и искушать других, своими "историческими заслугами", зная, что вся история Человечества давно Написана Калямом Всевышнего и нет в этой истории никаких тайн для Всевышнего?
Просто для интереса, возьмись и изучи:-
- геометрию (хисаб ал‑джуммал), т. е. способами оперирования числами, представленными буквами.
- применением особых свойств, исконно присущих буквам (‘илм ал‑хавасс);
- астрологические методы (киранат), который заключается использовании особой связи между буквами и небесными телами.
Кроме того, буквы алфавита в магическом значении могут обозначаться термином симийа’, который в более широком смысле обозначает «знак, символ, помету». Ибн Халдун (732—784/1332—1382) определял этим словом «науку о секретных возможностях букв», ограничивая тем самым использование термина, которое изначально распространялось на всю науку.
Именно в таком узком значении симийа’ понималась отдельными суфийскими школами, которые декларировали свою возможность контролировать объекты материального мира с помощью знания тайных свойств букв, составляющих их названия.
Хорошо известный тебе Ибн ‘Араби, ал‑Буни (ум. 622/1225), чей авторитет в области оккультных наук являлся в исламском мире непререкаемым, а также их последователи придерживались мнения о том, что буквы являются ключом к изначальным секретам творения и энтелехии (активное начало, претворяющее возможность в действительность) Божественных имен.
Как наука- Энтелехия исходит от духа небесных сфер, и тайные силы, присущие буквам, активно действуют в самих именах и названиях.
В этом месте средневековая мусульманская мысль наиболее близко подходит к древним Человеческим тайным знаниям, которая также учит, что наука о буквах тождественна науке о сути вещей, и что с помощью букв был осуществлен акт творения, а человек подобно Богу в состоянии контролировать сферу материальных объектов, используя буквы.
Прошу науки не путать с магиями, которые также занимаются всякими колдовствами!!!!!
Что мы этим хотим сказать?
Брат, Ищи значения и смысл понятия "Дагестан" не у тех, кто его упоминал в исторических хрониках, учёных села, племени, рода. Не трать себя на это.
У тебя есть потенциал и возможности,
Ищи ответы на все вопросы только у Бога, в его Писаниях и у его Пророков- мир им всем.
Оописывая героизм какого то этапа собственной истории или какого то героя, люди часто теряются в мировой истории.
Мы не хотим, чтобы дагестанцев постигла такая участь.
Ни во всем мире, ни в Дагестане-НЕТ НИ ОДНОГОДКИ, НЕПРИШЛОГО ЧЕЛОВЕКА.
Весь вопрос лишь в том, с какого отца или матери ведётся отсчёт времени рождения или гибели именно этого конкретного рода человеческого.
Если, кто то, до нас совершил ошибку преувеличивая или преуменьшая значения какого то факта или явления, это не означает, что Всевышний лишил всех. мусульман Разума и не дал им методов научного познания себя и миров.
Желаем тебе успехов.

3

Оставить комментарий:

Наверх