21 сентября
Блог «Из архива Магомеда Абдулхабирова»
30 августа 1504 1

Адалло. Возвращение

Адалло. Возвращение

abdulkhabirov Abdulkhabirov MagomedАвтор блога

Абсолютную роль в возвращении поэта Адалло Алиева из изгнания сыграл доктор, публицист и правозащитник Абдурашид САИДОВ.

Без его усилий НЕ БЫЛО БЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ АДАЛЛО НА РОДИНУ.

Попросим его написать о своей огромной работе, связанной с затратой времени, усилий и финансов. И мне посчастливилось внести небольшую лепту в этот процесс.

Предыстория вопроса состояла в следующем. В книге «Диалог», изданной на русском языке в Лондоне неким мне не известным автором были неприятные суждения Адалло о многом и многих, в том числе и обо мне тоже. Я ответил резко в статье «Лай с того берега». Тогда Адалло находился в эмиграции (Турция), обвинённый в международном терроризме. Абдурашид к тому времени уже более года имел с Адалло контакт и общался с ним.

Прошло некоторое время и А. Саидов говорит мне: «- Есть желание у Адалло вернуться на Родину. Не хочешь ли присоединиться и подумать – что мы сможем сделать для этого?». Я ответил своему другу Абдурашиду: «- Ничего плохого Адалло мне не сделал. Он написал критично обо мне, я ему ответил. На этом наш спор завершился. Поэтому я, как общественный деятель, как руководитель Московского Центра Культуры Дагестана обращусь к Президенту РФ с просьбой разрешить вернуться Адалло на Родину…». Вскоре я написал письмо Президенту РФ (копия –Пред. Госсовета РД). Разбирая недавно свой огромный архив, обнаружил ксерокопию этого письма и решил её опубликовать для памяти. Я выбросил шесть мешков своих бумаг (кому они нужны?), а это письмо дорого и памятно мне, ибо я и Адалло смогли перешагнуть через обиды друг на друга, протянуть руку помощи, когда это было жизненно необходимо.

Было у меня одно условие (просьба) к Адалло, чтобы «он по возвращению нашел бы неделю для беседы без права на сон». Это условие было реализовано; в результате вышла большая книга «Диалоги с Адалло. Книга Вторая, 2007 г. Москва-Махачкала. Редактор Алисултан Газимагомедов. Издатель: Культурно-просветительский фонд «Аваристан». Типография-«Радуга-1» (Авторы: Абдурашид Саидов и Магомед Абдулхабиров). Адалло не уклонился ни от одного вопроса, в том числе от острых и неприятных вопросов. Это был очень важный «Диалог» для понимания сложности и глубины общественно-политических проблем тех лет. Особенно ценна книга для ищущих Правду, а не для торопливых, всезнающих и всех обвиняющих. Оказывается, лондонский «Диалог» не был согласован с Адалло, и та книга неизвестного автора была составлена тенденциозно, допуская отсебятины. Вскоре у меня состоялись несколько встреч с очень серьезными людьми в Москве в связи с моим письмом. Они внимательно слушали меня. Им огромная моя благодарность за понимание ситуации и личности Адалло Алиева.

А Абдурашид продолжал активный поиск путей возвращения Поэта; знаю, что он встречался с бывшим руководителем ФСБ РФ, генералом Николаем Ковалевым, привлекал внимание к этой проблеме лидеров «Единой России» М. Шаймиева, Ю. Лужкова и С. Шойгу, ставил этот вопрос перед многими государственными и партийными деятелями РФ, хотя, иногда ему настоятельно советовали дистанцироваться от «террориста» во избежание получения обвинения по статье «пособничество терроризму», но он не испугался. Он подключил к этой проблеме телевидение (РЕН-ТВ) и писателей – Фазиль Искандер, Андрей Битов, Андрей Вознесенский и многие другие подписали обращение в защиту Поэта Адалло.

Я преклоняюсь перед мужеством, последовательностью и решимостью доктора Абдурашида Саидова. Кроме встреч и обращений, он периодически выдавал в СМИ материалы, которые служили хорошим противоядием нетерпимости, озлобленности публики. К примеру, одним из таких материалов была статья «Синдром Буданова», опубликованная в «Дагестанской правде». Он отвечал почти на все клеветнические выпады на Адалло, которые штамповались в кабинетах идеологов власти и выходили на страницах СМИ. К тому же, в период, когда вопрос возвращения почти был решен, стали появляться «политические деятели», готовые вернуть Адалло, но с одним условием: чтоб Поэт заявил в прессе о том, что он готов вернуться именно таким-то (смиренным) политическим деятелем. Вот об этих нюансах и многом другом попросим написать Абдурашида. Что ему пришлось пережить и преодолевать? Это очень важно для Правды! Пусть он поправит, если будут какие-то неточности в моем изложении.

Кроме вышеприведенных моментов, существенную роль сыграл в деле Адалло телеканал РенТВ, который дважды организовал поездку в Турцию вместе с Абдурашидом, в том числе и сопровождение возвращения Адалло оператором РенТВ и журналистом Анной Нельсон, тоже способствовавшей благополучному возвращению Адалло в июле 2004 года. До этого вышли в эфир несколько сюжетов об Адалло и его пребывании в эмиграции.

В одной из таких программ принимал участие и я. Во всех этих телематериалах Абдурашид был в качестве продюсера и удачно включил в состав говорящих лиц известного правозащитника, диссидента 1950-60-х, арабиста Мугумаева Магомедрасула. Проникновенные слова ученого и общественного деятеля Мугумаева Магомед-Расула не могли пройти мимо чувств и эмоций миллионов телезрителей. Кстати, в число «говорящих лиц» участников этих передач с согласия самого «лица» был включен и Рамазан Абдулатипов, о чем была достигнута договоренность с Рамазаном о дате и времени записи, однако, именно в этот день, когда оператор и журналист готовы были поехать к нему, он отказался.

Длилась эта борьба целых 4 года, потому возможно и неизвестных мне интересных историй масса, о чем нам бы хотелось узнать из первых уст.

Понятное дело, что подобные дела без прямого или косвенного надзора спецслужб не проходят. Это понимал и Абдурашид. Потому он откровенно и аргументированно выступал с правозащитной, гуманистической позиции перед каждым, с кем ему приходилось встречаться. При первой поездке с группой РенТВ в Стамбул до отрыва самолета от взлетной полосы в Шереметьево ни у группы РенТВ с журналистом Дмитрием Старостиным, ни у Абдурашида не было уверенности, что им дадут вылететь. Долго и жестко за эту командировку бились в редакции РенТВ, особенно Ольга Романова. Это была первая поездка к Адалло. Предстояла еще большая работа по подготовке общественного мнения и власти к самому факту возвращения Адалло - Большого Поэта.

А сам факт возвращения "террориста", приравненного самой властью чуть ли не к Бен Ладену, был по большей части победой и достижением самой власти! Не без основания как-то в Постпредстве РД на одном из мероприятий судья Конституционного суда РФ Гадис Гаджиев обращаясь к Абдурашиду Саидову сказал: "Это была первая БЕСКРОВНАЯ спецоперация в современной России по нейтрализации террориста!".

После возвращения Поэта и после того как состоялся суд над Адалло, где исторически и гуманистически с блестящей речью выступил и сам Абдурашид, спустя несколько месяцев в Москве нему из спецслужб обратились те, кто наблюдал и контролировал процесс. "Вас мы готовы представить к награде, к ордену". "Чья подпись под указом будет?" - спросил Абдурашид. После того как прозвучал ответ, отказался от награды, отметив, что не для наград от государства и президента занимался Поэтом. "Меня на более высоком уровне наградят!"- пошутил Абдурашид. У россиян, особенно у дагестанцев, есть полное основание быть благодарными доктору Абдурашиду Саидову за его бескорыстную, долгую и большую работу по возвращению поэта Адалло Алиева на Родину.

Спасибо ему!

А ниже приведу полностью моё письмо от 14 января 2002 года.

___________________________________

Президенту Российской Федерации В.В.Путину

Копия: Председателю Госсовета РД М-А.М.Магомедову

Глубокоуважаемый Президент!

Глубокоуважаемый председатель Госсовета Дагестана!

О моих весьма недружеских взаимоотношениях с Поэтом Адалло хорошо знают в Дагестане. Тем не менее, я, как врач по профессии, дагестанец по происхождению и гуманист по убеждению, буду нести душевную тяжесть, если прощальный час в жизни 70-летнего Поэта застанет его за пределами Дагестана, и поэтому взываю к Вашему верховному государственному статусу и настоятельно прошу Вашего разрешения на возвращения Адалло на Родину.

Пусть светский суд примет решение о степени его виновности и меры наказания ему, а до этого я готов выступить гарантом его невыезда за пределы Дагестана и его воздержания от политической деятельности. Я и сегодня отношу суждения Адалло к однобоким, озлобленным и оскорбительным в особенности по отношению к России и русскому народу, а его деяния последних лет - ошибочными. Тем не менее, Адалло никогда не отрекался от России. Он мыслит по-иному, но это не вина, а особенность его поэзии и выступления, а также характеристика восприятия им мировоззренческих ценностей. Опыт жизни подсказывает, что лучше прислушаться к оппонирующим поэтам, нежели льстиво-согбенным стихоплетам, ибо последние лихо предают всех при каждом политическом повороте.

Заблуждения Аддало начались, на мой взгляд, с ложной героизации Дудаева, Яндарбиева, Удугова, Басаева, Хаттаба, Радуева и других краткосрочных деятелей, которые вместе с Б.Ельциным, Е.Гайдаром, Р.Хасбулатовым, А.Руцким, Г.Бурбулисом, Е.Шапошниковым, П.Грачевым, С.Шахраем, В.Жириновским и другими политиками России стали соавторами величайшей трагедии чеченского народа. Прежде всего, на них историческая вина за разрушенные аулы и города Чечни, за осиротевших детей и овдовевших жен, за слезы матерей и искалеченных юношей, за взращенную ненависть и антиисламскую истерию в Отечестве, за страдания и смерть тысяч россиян, в том числе чеченцев и дагестанцев, за «любовь» милиционеров к «лицам кавказской национальности» и отстраненность кавказцев от власти в России.

Кстати, последний мной перечисленный политик, бывал в Чечне и поднимал не один тост с Д. Дудаевым за свободу чеченского народа также, как до последнего времени он защищал талибов Афганистана, а сегодня выступает за их полное физическое уничтожение. Не из-за таких ли политиков появились многотысячные беженцы в России; не из-за них ли во всем мире поучают Россию как жить? А Адалло не террорист и не зачинщик, а невольный свидетель и летописец всей этой самоуничтожительной вакханалии в России. Он ближе к И.Бродскому, нежели к Э.Лимонову.

Высокое самомнение не позволило ему остановится, узреть все это, одуматься и уйти в ему подвластный мир Поэзии, оставив вне своего внимания грязно-продажный мир политиканства, убийств, предательств, эгоизма, самообогащения, бесчестия, словоблудия, грязи и позора. По-моему, не тем он протянул руку дружбы и не у тех гостил, а споткнувшись, не остановился, чем лишь отягощал свой гражданский статус. Но при всех своих заблуждениях, по моим сведениям, он не приказывал убивать, не призывал к убийству, не участвовал в убийствах и не приглашал бандформирования в Дагестан. Он ни разу не пачкал свои руки чужой кровью. Для всех нас - это самое главное.

Именно это дает мне моральное право ходатайствовать перед руководством России и Дагестана о разрешении Адалло вернуться в Дагестан без заключения его в тюрьму до решения Верховного Суда РД и РФ, ибо для его преклонного здоровья и ослабленного организма это станет катастрофой. У всех стран мира, в том числе и у России давний и большой опыт амнистирования осужденных, в том числе даже и преступников с очень серьезными злодеяниями. Убежден, что авторитет Российской Федерации (в том числе и Дагестана) и их руководителей только возрастёт от этого гуманистического жеста, ибо в памяти народной чаще остаются человеческие, а не чиновничьи поступки руководителей.

Уверен, что и Адалло придет к переосмыслению своих позиций, а повествования его не будут только черно-белыми. Перед Богом, Историей и людьми мы можем и должны демонстрировать гуманизм по отношению Адалло Алиеву - талантливому Поэту и заблудшему соотечественнику. Если власть и общество сумеют без очернительной предвзятости выслушать Адалло, то это поможет России уберечься от новых, бессмысленных и унизительных войн, ибо амбициозность, озлобленность и ограниченность политиков России, как правило, превращаются в кровавые реки её народов. России пристало вернуть Поэта, а не его трупа.

Если для Вашего политического решения нужно мое публичное заявление, то я готов опубликовать в СМИ свое открытое письмо к вам с этой же просьбой.

С уважением к Конституции и руководству РФ и РД,

вице-президент Московского центра культуры «Дагестан»

Магомед Абдулхабиров

14.01.2002 г.

Врачебная печать.

Магомед Абдулхабиров, abdulkhabirov@yandex.ru

15.07.2017 г.

4 Распечатать
Tarlan 02 сентября 2017, 18:26

Уважаемый Магомед, вы удивительно неутомимый борец за жизнь и права людей.
Это очень ценные качества Человеческого Духа и это надо всегда признавать с благодарностью. Браво.
Проблемы "изгнания и возвращения" Человека на "землю обетованную-на Родину предков" существовали извечно.
Всевышний сотворил эту землю для испытаний на прочность веры изгнанных, униженных и оскрбленных и для очишения их душ от бедствий этого "дюньяла" и их готовности встретиться с своим Творцом.
Ты благодаришь всех, но забыл поблагодарить Всевышнего, за возвращение Адалло на Родину.
Это разве -СПРАВЕДЛИВО или это принципиальная позиция автора по невосприятию всего, что связано с Божьим провидением и неразрывности "судьбы человека" с предписанным этой душе къадаром - Всевышнего?
Магомед, тебя никак нельзя упрекнуть в том, что ты не обладаешь знаниями об "изгнанниках и возвращенцах" в истории человечества.
В запасниках и архивах своей памяти содержаться сотни и тысяча имён философов, поэтов, писателей, политических и государтственных деятелей самых разных эпох человечества.
Особенно близки твоему духу античные:- Греция, Рим, Китай. Тебе близки идеи европейского ренессанса и всего, что связано с возрождением человеческого духа и проявлениями мятежа и бунтарского Духа в Человеке.
Как ранее мы признавали не раз, ты у нас человек энциклопедического ума и прекрасный анатомист душ тех людей, которые посвятили себя служению Человеку и их "прекрасным порывам".
Особенно ценное твоё качество проявляется в том, когда толпа зовёт к плахе, костру или топору, ты призывающей людей к любви и прошению и "к милости к падшим- призываешь"!!!
Это очень высокий уровень зрелости и ответвенности души за спасение другой души!!!!
Магомед, брат наш родной!!
Почему всегда и во всех своих прекрасных и очень гуманных призывах ты ПОСТОЯННОЙ забываешь о БОГЕ, не поминаешь ЕГО?
Кто Адалло, Магомед, Ахмед, Тарлан, Иван, или принц, пэр и сэр Британский, без Бога?
Ну, почему ты такой мудрый и такой беззаботный, когда всего лишь следует поблагодарить Всевышнего?
Магомед. Весь мир знают два типа людей "изгоняемых" или "исходящих", или "убегающих" из своих земель.
Первый тип людей - это изгоняемые за "Слово и Дело Божье".
Второй тип людей- изгоняемые из землян"это те, кого изгоняют- "за деяния рук своих".
В первом типе людей бывают тоже две группы изгоняемых:- за истинное и правдивое слово и изгоняемые за ложное слово-"лжесвидетельство".
Во втором типе изгоняемых тоже бывают две группы:-1. Первые изгоняются за праведные действия только во имя торжества Славы Божьей, которых общество на воспринимает как праведность.
2-е изгоняются за преступные и враждебные обществу и богу преступные деяния.
Теперь посмотри.
Среди первой группы изгоняемых и преследуемых ты всегда найдёшь пророков, святых подвижников, распространителей слова и духа Божьего.
Но ведь в первой группе бывают не только святые.
Там могут быть неугодные властям философы, поэты, учёные, врачи, политические и военные деятели.
Вот эти две группы в первом типе "изгоняемых" всегда надо уметь различать. Почему?
Потому, что первых, которые были "избранниками" Бога, люди могут "изгнать", но не могут помещать Богу, вернуть людям Свет Божий и не могут помещать их победному возвращению на Родину с торжеством Божьих посланий.
Таким "изгнанниками" были практически все посланцы Всевышнего от Адама а.с. до Муххммада с.а.с.
Процессы "изгнания, исхода, бегства и возвращения" до сих пор не прекращены и не будет прекращены до тех пор, пока мирам людей, не вернётся к человечеству, замученный и изгнанный более 2 тыс лет назад жестоковыйными людьми пророк-Исус Христос.
Поэты, писатели, врачи, философы это другая "земная категория" "изгоняемых" из рода или из своей земли.
Их могут изгнать, могут и вернуть. Но эта категория людей, возвращение которых подобно мельнице с огромными жерновами, через которых пропускаются судьбы и жизнь людей и это возвращение всегда бывает сопряжено с множеством условий, уничижительных для чести и достоинства-"возвращена".
Таких "беглецов" власти могут вернуть только для того, чтобы "держать на крючке и водить по очередной мутной воде", если этого потребуют новые политические обстоятельства.
Магомед, поэт это такая опасная профессия, что ни одна власть на земле, не хочется иметь поэта "изгнанника" -на чужбине!!!! Пушкин трижды пытался "убежать"- не получилось. Стал опасен. Пристрелили-"руками заморских"
Власти всегда знают и чувствуют "своего" и "не своего поэта". Поэт в Отечестве, как говорливый попугай в золотой клетке. Как только перестаёшь его замечать и кормить с рук, может при гостях и посторонних такое наговорить и наплести, что потом долго будешь вспоминать:"ах ты сукин Синая, ах ты неблагодарный, да я же тебя только вчера...""")))
"Не своих", "не сговорчивых" такие "заботливые и родные власти " или "спаивают или отравляют им жизнь, в стране или за рубежом так, что они от поэтической тоски по Родине, становится или "парафином или овощью".
Тогда из такого поэта делают, что хотят; -"певца трона", "демократа","жертву режима".
Могут из такого поэта сделать и "героя", что якобы он не был против Странв и её режима, а был "певцом свободы своего народа против "гнёта местного Хана- представителя другого народа."))))
Мы не знаем и наверное уже никогда не узнаем радости и переживания Адалло за своё "изгнание" и за своё -"возвращение"!!!
Возможно, это был самый тяжелейший период обретения Адало самого себя и открытия себя для себя и для его читателей.
Мы не литературные критики.
Но те немногие стихи, которые были переведены и нашли своих читателей в нашей крестьянской массе, по нашему мнению, эти события глубоко ранили и просто разорвали душу поэта. Это был страшный век- век рухнувшихся надежд!!! Могли ли обломки пролететь мимо сердца -поэта???
"Возвращенец" -превзошёл самого себя!!!!
Почему вы всего этого не замечаете?
Мы поняли, что вы все там хотели возвращения Адало и прекрасно понимали, что этот вопрос будут решать далеко наверху и вовсе не "общественное мнение", которое, как тебе хорошо известно, подёргивалось из одного "приоткрытого окна" для обслуживания этого вопроса-"в интересах национальной безопасности..
Вы же обратили внимание, что Адало 2010 года это не Адало- "поэт-забияка, бунтарь, гордец, мятежник и сердцеед 1970-80-х годов".
Адало -2010 это вершина осмысления мира и себя в этом мире.
Это тихий и загодочный зов вечности в каждом слове и строчке.
Адало 2005- это некая едва уловимая грань в его поэзии, которую он раньше никак не мог концентрованно выразить для себя и для своего читателя.
Адало удалось прощупать, заболеть, прочувствовать на собственной шкуре и отшлифовать эту грань, как ювелир любовно отлишлиыовывает малюсенький бриллиант так, что мертвых минерал оживает и своим светом и надеждами наполняет сердца людей.
Мы не помним ни одного случая за последние 150 лет, чтобы поэто Дагестана, добровольно проводили такие жесточайщие, социально- политические эксперименты над своей поэзией, своим телом и духом в поисках социальной -Справедливости. В таким понимании роли и значения поэзии, Адало удалось сфокусировать в своей поэзии последнии 500 лет развиты поэтической мысли Дагестана. До этого ни один поэт Дагестана не смог этого добиться, причём с такой звенящей искренностью и упорством.
Магомед, твой друг Адало сделал это при своей жизни. Успел.!!!!
Все что было написано им за предыдущие 50 лет блекнет, перед тем, как он пишет и рисует -вечность, как неизбежность своей встречи в с Ним и твёрдую Веру и Убеждённость в том, что Всевышний будет для поэта более Милостивым и Милосердным, чем люди, среди которых он жил и которых так хотел победить.
Адалло, мы возможно, ещё не открыли для себя полностью.
Ты к примеру считаешь, что он был и остался для мира великим Поэтом!
Мы, так не считаем. С нас какой спрос за поэтов и поэзию. Мы же полевые читатели, любители....))
Ничто не вечно, тем более поэты и поэзия.
Адало превзошёл удел поэта ещё при жизни.
Он стал и останется в памяти потомков, не как н поэт, а как МУДРЕЦ, который сумел поместить в своём сердце большой и глубокий мир.
Тонко осознал себя прахом этой вечности и познавшим себя в себе и людей, вехи и веки времени.!!!!
Мятежного и непокорного Адало- поэта, победил в чистую Адало - Мудрец!!!
И это случилось именно тогда, когда, всем казалось, что "поэт -духовно убит, побит, разбит, подавлен нуждой и болезнью"!!!!!
Адало убил в себе все страсти и суету собственной природной поэтической натуры. Наступив на горло своей гордыни и прелестей всего своего прошлого поэтического мира, твёрдо стал в молитве и дуа.
Вознёс свои глаза, лицо, руки, к Небесам и Призвал к себе на помощь своего Творца и восклицал сердцем, искренне- многократно:
-Аллахумма-Ты есть- Власть и Тв мой Елинственный- Покровитель и к Тебе моё-возвращение. У Тебя исход- всех моих дел. Благодарю тебя за все Твои Милости ко мне. Благодарю, за все мои приобретения и утраты, за Все Победы Твои надо мной и мои Поражения пред Тобой, Прости и помилуй раба своего, ибо Ты наилучший из прощающих!!"
Понимаешь нас, Магомед? Не в "возвращении домой" была слава и победа Адалло!!!
Адало стал настоящим Адалло тогда , когда он твёрдо и стойко обрёл Бога в Себе, для тебя и для нас- всех.
Что такое "слава, что такое победа и поэт", когда ты стоишь перед вечность, где нет иного зова, славы, власти. Нет ничего, кроме Бога - в той вечности- нет?!!!!
Осознавший это уже -не поэт, а -Мудрец, в сердце которого вспыхнул чудесный, ослепительный, благодарный и благородный- Свет-"Нур"!!!

5

Оставить комментарий:

Наверх