11 декабря
29 августа 2014 7560 15

За сохранение родного языка отвечает как государство, так и гражданин, – Сафаралиев

Депутат государственной думы Гаджимет Сафаралиев рассказал о своем новом законопроекте 
Фото: vesti.ru
Фото: vesti.ru

usahlkaro Маша Твардовская Автор статьи

В начале августа «Кавказская политика» опубликовала интервью с доктором филологических наук Мадиной Хакуашевой на тему языковой политики в России. Обсуждали новый законопроект о внесении изменений в закон «О языках народов Российской Федерации» депутата государственной думы Гаджимета Сафаралиева и июльское заседание Совета при Президенте по межнациональным вопросам.
После интервью оставалось много вопросов, ответить на которые можно было бы только в диалоге с властью.
«Кавказская Политика» поговорила с автором законопроекта Гаджиметом Сафаралиевым и узнала, как русский язык повлияет на изучение национальных языков в регионах. 

– Гаджимет Керимович, во время вашего выступления на последнем заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям вы много говорили о роли русского языка, об уровне грамотности школьников. О том, что «русский язык в современной России всегда выступал мощным государствообразующим фактором, основой ощущения гражданской идентичности», но не коснулись в своем выступлении проблемы национальных языков.

– Главное, что я хотел подчеркнуть в своем выступлении на заседании Совета при Президенте Российской Федерации – все языки народов России, в том числе и русский язык, равноправны. И реализуют это равноправие в статусе родного языка.

Именно в этом статусе язык выбирается и изучается в школе как отдельный предмет «родной язык». Однако образовательная практика показывает, что в ряде республик русский язык не может быть родным и изучаться в часы, отведенные для «родного языка».

Почему-то система образования в языковом блоке до сих пор существует как в Советском Союзе, хотя уже в 1993 году Конституцией РФ установлены статусы языков народов России.

В проекте закона, который внесли наши депутаты, предлагается закрепить за русским языком статус родного, чтобы не нарушать конституционное право граждан на выбор родного языка, если таковым является русский.

Не стоит думать, что это будет ущемлять чьи-либо права, напротив, если мы дадим возможность рассматривать русский язык в статусе родного, то отношение ко всем языкам народов России тоже изменится в положительную сторону.

И можно будет создавать не отдельные программы по поддержке и развитию языков, которые есть в субъектах Федерации, а одну федеральную программу изучения, сохранения и развития родных языков народов России. 

«Сохранение и развитие родного языка – это сфера ответственности как государства, так и гражданина»

– Есть уже и такие планы?

– Есть такие предложения. Но нужно понимать, что задача сохранения родных языков, популяризация их использования не может быть решена только за счет законодательных, финансовых возможностей государства, отдельного региона.

Все мы должны понимать, что сохранение и развитие родного языка – это сфера ответственности как государства, так и гражданина. Поэтому необходимо поддерживать и всячески поощрять наш народ в желании говорить, писать, исполнять песни, издавать литературу, создавать СМИ на родном языке.

Конечно, немалую роль в этом играют семейные традиции. Именно оттого, как в семье будут относиться к родному языку, какое место ему отводить в личном общении, будет зависеть внимание к использованию родного языка в системе образования и иных сферах общественной жизни.

В образовании, культуре, общении и творчестве владение родным языком только обогащает человека.

– В Карачаево-Черкесии ваш законопроект вызвал волну возмущения среди некоторых ученых. По их словам, русский язык там изучается, допустим, каждый день, а на родные языки отводится лишь три часа в неделю.

– Должен отметить, что законодательные органы Карачаево-Черкесской Республики представили положительный отзыв на законопроект. А все дискуссии, которые развернулись вокруг законопроекта, и не только в названной вами КЧР, но и в других субъектах Российской Федерации, мне кажутся чрезвычайно полезными, поэтому я только приветствую их.

На фото: Гаджимет Сафаралиев

Внесение данного законопроекта создало положительный прецедент – языковые потребности наших граждан стали предметом широкого и экспертного, и родительского обсуждения.

Мы убеждаемся, насколько востребовано изучение родных языков, сколь необходимо принимать дополнительные меры по их сохранению и развитию в школьной системе образования.

Обращаю ваше внимание, что ранее мы не случайно ввели в закон «Об образовании в Российской Федерации» отдельную статью «Языки образования».

В ней учтены все статусы языков: и государственные, и родные. Такой подход в школьном образовании позволяет суммировать часы на изучение языков.

Возникает право отвести на изучение своего языка большее количество часов. Необходимо только развить и сделать понятными эти принципы в региональном законодательстве.

Я из Дагестана. У нас в качестве родных изучаются более 10 языков. Мы учим свои родные языки, но тем не менее, если я захочу в Дагестане изучать русский язык в качестве родного – я не смогу. Так же, как в Туве, Карачаево-Черкесии или другой республике.

«Если я перееду в Англию и начну говорить на английском языке, я не стану англичанином»

Я буду изучать русский язык как государственный язык Российской Федерации. Но ответьте мне на вопрос – почему 80 процентов населения не должно иметь родной язык? Только из-за того, что он государственный?

Есть ведь и республиканские государственные языки, и дети их изучают как родные. Должно существовать понятие: «на каком ребенок агукает?» На государственном языке что ли?

Сегодня мир усложняется – современный человек может говорить и думать на двух-трех языках. И если человек меняет язык общения, он не становится иным, не относит себя к другому неродному ему этносу, народу. Если я перееду в Англию и начну говорить на английском языке, я не стану англичанином.

– А ваши дети? Если они будут воспитаны уже в другой языковой среде, они могут потерять культуру этноса.

– Правильно, но это глобализация, что вы хотите? Тогда нужно большее внимание уделять этому в семье. Поймите, потребность в изучении языка рождается в семейной атмосфере, в атмосфере уважения и желания прикасаться к традициям рода, к обычаям своей этнической общности.

Ни один ребенок не сделает успехов в изучении чего бы то ни было, если ему предмет не будет интересен, если он не будет им увлечен.

А уже забота государства состоит в том, чтобы эту сформированную семьей потребность в изучении родного языка реализовать благодаря системе образования.

Возможны и новые региональные программы, которые будут способствовать росту интереса к изучению родных языков, предусматривать преференции тем, кто обучает и учится на родном языке.

Мы хотим сохранить все лучшее. Мы ничего не запрещаем этим законопроектом, как это пытаются представить.

– Неужели проблема сохранения родного языка, культуры менее важна, чем изучение государственного языка?

– Ни в коем случае. Я бы вообще воздержался от того, чтобы именно так ставить вопрос – «что важнее?»

Важно все, когда речь идет о гуманитарном образовании. Качество его – залог формирования здоровой личности, сохранения ценностей и моральных ориентиров в нашем обществе.

Поэтому именно к гуманитарному образованию приковано сегодня повышенное внимание. Большинство задается вопросом, что необходимо поменять, улучшить в первую очередь, что во вторую, и так далее.

Но посмотрите, общий уровень грамотности школьников снижается в целом по России, в основной массе ученики слабо владеют культурой русской речи. К сожалению, в этом году пришлось даже снижать балл ЕГЭ по русскому до 24 баллов.

Выросло поколение, не знающее языка, не умеющее выражать правильно свои мысли. Как эти молодые люди будут дальше учиться, жить, работать, если они даже грамотно писать не научились?

Поэтому мы и подняли этот вопрос, решили, что необходимо создать единый учебник русского языка. Не научные работы по русскому языку выдавать за учебники, а при участии большого количества ученых писать единое пособие, вести работу по аналогии с той, что проводится по подготовке единого учебника истории.

Недопустимо, чтобы в каждом субъекте Российской Федерации была «своя», местная история и свой учебник истории, а каждый автор писал в своей системе координат. У одного Сталин – враг, у другого – друг, у третьего.. ну, нельзя же так!

– Что же плохого в многообразии взглядов на историческую ситуацию. Разве не в этом смысл?

– В науке – да, в школьном образовании – не думаю. Путая своих детей многообразием взглядов, мы лишаем их возможности формировать свое мнение самостоятельно, опираясь на факты, а не гипотезы.

Железное правило учебника – изложить установленный факт понятно и недвусмысленно. Иначе мы вернемся во времена, когда история писалась как басня, превозносившая каждого следующего правителя в угоду славы, а не истины.

На сегодняшний день мы должны прийти к консенсусу о том, что есть факт. А интерпретация – для этого есть учитель.

Не «тьютор», как сейчас модно говорить, который дает 5 учебников и говорит – почитайте все и проанализируйте. Это неплохая система для института, а не школы. Школьный учебник истории должен с единой позиции рассматривать историю с древнейших времен до современного периода.

С учебником русского языка возникает такая же потребность в золотых правилах, в корпусе того, что мы называем обязательным минимумом знания языка, русским языком и культурой речи.

Такие каноны языка, которые осваивают не только граждане страны, но и иностранцы, желающие подтвердить владение языком для трудоустройства или образовательных целей, есть на Западе.

Достаточно вспомнить тест TOELF, который выявляет так называемый «обязательный объем знания языка».

А у нас такой традиции и практики не сложилось, но они сегодня востребованы как никогда. Особенно, когда речь идет о необходимости подтверждения знания русского языка, задаче адаптации мигрантов и т.д.

Так не будет ли логичным и целесообразным установить «обязательный объем» русского языка, «обязательный объем» знания истории. Это база, которую можно будет усовершенствовать в дальнейшем, в зависимости от образовательной и профессиональной траектории человека.

– Вернемся к родным языкам. Вы говорите, что реализуются программы поддержки языков народов России? Что это за программы?

– В субъектах Российской Федерации есть программы, которые поддерживают инициативы сохранения и развития языков народов России. Задача федерального масштаба – обеспечить в полном соответствии с государственным стандартом изучение русского языка на всей территории страны.

Одновременно государство и субъекты Российской Федерации должны поддерживать языковые запросы граждан в области образования, правосудия и информации.

Во многих субъектах, возьмем к примеру самую центральную республику – Мордовию: все вывески, указатели написаны на языке мокши, на языке эрзя. Два народа Мордовы. В других республиках – другие варианты. Главное – найти ресурсы для сохранения многоязычия, для создания новых мотивов к изучению родных языков.  

«Мы намерены обсуждать создание федеральной программы по сохранению и развитию родных языков народов России»

– Я вас правильно понимаю, что вопрос сохранения родных языков – это вопрос не центра, а скорее конкретно региона и семьи?

– Это общая задача, одна из важнейших по значимости. И государство не откажется от установки на сохранение родных языков, поддержку языкового многообразия. Просто каждый субъект имеет свою специфику, региональная власть знакома с конкретными ареалами распространения языков, обладает статистикой языковых потребностей, поэтому и программы поддержки принимаются региональные.

Если предлагаемый нашими депутатами закон будет принят, то мы намерены в дальнейшем обсуждать создание федеральной программы по сохранению и развитию родных языков народов России.

Если русский язык, возможно, будет считаться родным, это позволит и другие языки подтянуть до федерального уровня поддержки.

То же касается и государственных языков республик в составе Российской Федерации. Я, например, предлагаю предусматривать на уровне регионального законодательства прямые стимулы для изучения родных языков, которые являются государственными языками республик – повышенные стипендии, целевые наборы в вузы и так далее.

Кроме того, в целом считаю неправильным сидеть и ждать, что сверху скажут – давайте родной язык изучать... так не бывает! С подобными инициативами мы сами должны выступать.

Я свой родной язык сам выучил. Да, я, может быть, не могу безупречно грамотно писать на родном языке. Но я могу читать и говорить, мне этого достаточно.

– Еще бы не хотелось обходить стороной выступление господина Мединского на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. Было достаточно жесткое высказывание о том, что, выбирая между региональным языком и русским, мы однозначно делаем выбор в сторону русского, иначе о какой культуре можно говорить.

– Вырвав эту фразу из контекста, смысл сказанного вряд ли будет понятен.

Министр не предлагал выбирать – или русский, или родной. Он говорил об упадке языковой грамотности и культуры подрастающего поколения и необходимости исправлять эту ситуацию, не допуская кренов в изучении языков ни в одну, ни в другую сторону.

Языки мы не имеем права противопоставлять – вот родной, а вот государственный. И тот, и другой необходимо давать с учетом того, какую роль они исполняют в соответствии с правовым статусом.

Здесь не надо выбирать либо – либо. У них совершенно разное назначение, разный статус – это надо понимать.

В случае безусловного давления и приоритета родного языка – это приведет к незнанию государственного языка, к неким сепаративным вариантам. Если же в образовательной системе нет возможности изучать родной язык – наоборот, это приведет к подавлению малых языков и этносов.

«Языки мы не имеем права противопоставлять – вот родной, а вот государственный»

Так или иначе, мне близка позиция Расула Гамзатова, который в статье «Страна трех сокровищ» так писал о русском языке и сложившемся в Дагестане многоязычии: «Язык не враждует с языком. Два коня — два языка ведут вперед каждого из народов Дагестана. Один из них русский язык, а другой наш — родной, для табасаранца — табасаранский, для ногайца — ногайский. Нам они все дороги. Но родной язык мы называем родным. Если правда, что языки — светильники жизни, то путь каждого дагестанца освещен двумя светильниками. Один зажжен его отцовским краем, чтоб он не заблудился в пути. Погаснет он, погаснет и его жизнь. Второй зажжен его великой страной, его большой Родиной, чтоб он не заплутался по дороге в большой мир. Без него его жизнь будет темна и ничтожна».

1 Распечатать

Muhamad Magomedov 29 августа 2014, 20:43

Это называется:- заболтать проблему.! Он, видите ли, может чуть чуть "писать" и "говорить" на родном языке. Оно и видно: говорить научен. Кто мешает в школе учит русский как родной? Он что белены объелся? У нас же сейчас нет проблем с русским. Все им владеют пишут и говорят ни как нибудь, а лучше самих русских и без мата. У нас проблема с родными языками. Нет часов, нет учителей. Дгу сократил факультет родных языков. Не идут в студенты из за отсутствия часов и ставок для учителей. Зачем народу такие депутаты нужны - могильщики национальных языков своих народов? Видите ли, если он в Англии будет говорить на английском он же не станет англичанином... Да ты сначала Человеком Стань- выучи свой родной язык, грамоту, и стань грамотным в родном языке и дальше или вместе с родными тебе русским, лезгинским, хоть китайский изучай. Ишь как запел, будто лезгинский язык тебе помещал стать доктором, профессором, академиком. Теперь можно и плюнуть на родной язык. Расул, которого ты цитируешь так и не научился грамотно говорить на русском языке, зато писал на русском очень грамотно. Это не мешало ему стать великим поэтом через русский язык. Никто не говорит: не нужен русский! А вы народу все твердите: нужен русский!!!!, как будто кто то от него отрекается. Мы говорим:- нужен родной на равне с русским. Проблему вы перекладываете на регионы, вместо того, чтобы переходить к новым современным методикам изучения языков и их полной государственной поддержки. Почему так играете с людьми, открыто не говорите, что при вашей постановке вопроса, лет через 30-50 родные языки станут фольклёром и мир получит новый список мёртвых языков. Только законченные национал предатели и русофилы могут лишить среднюю школу родного языка. Не стыдно: после чевёртого класса оставили по 2 часа в неделю. Это для чего делают, чтобы люди могли "немного писать" и "не много говорить", чтобы стать депутатом, хакимом, чиновником и совсем забыть родной язык?

5
Зумруд Алиева 30 августа 2014, 10:19

Родной язык всегда считался второстепенным. Не надо забывать,что мы живем в многонациональной республике. А о сохранении родных языков должны думать сами народы. Что касается школ,то не обязаны в них родным языкам учить,да и не научат. Языку учатся только в семье и в обществе,а не на уроке 45 минут

0
Динара Муслимова 01 сентября 2014, 11:20

если бы уроки родного языка носили не фиктивный характер, какой они как правило обладают, все быо бы хорошо. Но увы, у нас не столь богатая республика, чтоб обеспечить преподавание в школах всех языков. Зачастую преподают только аварский, кумыкский, даргинский. редко когда лакский и лезгинский, а об остальных языках и этносах забывается. Ну не целесообразно например из-за одного ребенка в школе держать учителя табасаранского или рутульского языка. Где по вашему этим детям слоняться во время пока их одноклассники кумыки сидят на уроке?

0
Egor Egor 29 августа 2014, 21:21

депутатам достаточно знать один русский язык --- буквы на купюрах написаны по русски.

4
Магомед Магомедов 29 августа 2014, 22:09

Да он всё правильно говорит. Хочешь жить в России? - будь русским!

0
Булат 30 августа 2014, 01:18

Статус национальных языков в системе щкольного обучения должен быть на уровне русского языка,оплата учителей должна быть на уровне учителей обучающих русскому языку и литературе,часов должно быть не менее отведенных русскому языку и ещё,вычитал тут на одном из обсуждений о проблеме языков должен быть экзамен на знания родного..Согласен со многими и в семье естественно должны говорить на своих языках,но в щколе дети должны учиться писать и читать на своем родном языке.Иначе это в ближайшее время станет большой проблемой..Никто из центра этими проблемами заниматься не будет,тем более "народные избранники",им не до этого.Хотя возможно и их участие в этом вопросе перед очередными выборами..Эта инициатива должна идти прежде всего с регионов.

2
ЧIурун чIиж 01 сентября 2014, 10:10

+10000000000 Поддерживаю

0
Магомед Магомедов 30 августа 2014, 12:24

Ассимиляция. Кто-то говорил, что ущемляют права русских в Украине, не дают русским говорить на русском языке и прочее. Вранье. Ведут речь о необходимости федерализации Украины. А в самой Российской Федерации у нацменов прав гораздо меньше, чем у русских в Украине. Да и вовсе не федеративный строй в России, а имперский.

2
ЧIурун чIиж 01 сентября 2014, 10:13

Магомед Магомедов, а вы уже стали?

-1
Магомед Магомедов 01 сентября 2014, 21:07

Скорее всего нет. Чтобы быть русским, необходимо быть православным. А я все еще мусульманин.

1
Кебед Исмаилов 30 августа 2014, 14:45

Родной язык каждый должен знать и было бы хорошо если его преподавали бы в школах. После окончания кавказской войны имам Шамиль и царь Александр договорились об условиях которые должны будут соблюдаться русскими на нашей земле, и одним из этих условий был хапрет на внедренее кирилицы. Но после смерти Шамиля увы русские подло нарушили этот договор и у них получилось русифицировать часть дагестанцев. Дальше был Ленин, коммунизм и т.д. и я могу назвать чудом силы воли наших горцев, что со времен ссср они смогли сохранить ислам до наших дней.
п.с. никогда не забывайте кем были твои предки и на каком языке они говорили

1
R.Shamil 30 августа 2014, 22:46

сразу видно непрофесионал в своем деле , самодовольный , но без пользы . вообще за ,что он зарплату получает . г-н Сафаралиев , во всех школах мусульманских регионов должен быть обязательным на ряду с руссским и арабский язык , как родной ,

1
Мурад Омаров 30 августа 2014, 23:19

Проблема с родным языком есть. Разве не видно, что люди с каждым годом всё больше и больше начинают забывать родной язык? Эта проблема требует серьёзного подхода для сохранения культуры наций...

2
Латипов Хаджи 31 августа 2014, 00:16

Это двусторонняя проблема городского и сельского населения. В городе плохо знают родной, но хорошо владеют русским языком. В сёлах отлично знают родной, но плохо владеют русским языком. Вот для борьбы с этой проблемой Сафаралиев готовит проект. Плохого в этом не вижу ниче

-3
Tarlan 31 августа 2014, 07:12

Нам вновь дают понять: что мы "6слишком долго, безнаказанно и много чего себе позволяем. Хватить- сначала думай о Большой Родине- малая и так не пропадет, если большой брат не захочет снести и построит всё по новому Порядку". Напоминают:- Есть большой, богатый брат с его могучим, красивым, всёсильным языком. Есть также в селе- маленький, бедный, дальний, родственник- чабан, который раз в год приезжает и привозит большому богатому брату тушу барана, овечий и козий сыр, мешок кукурузной муки, ичеки и сущённое мясо, массу других забытых запахов, воспоминаний и главное родной язык, о котором большой брат ничего не понимает. Вдруг он приехал для заговора, подкупа всех овечьим сыром, хочет всех заразить неизвестным вирусами? Сами подумайте, кто будет помнить язык за кусочек Сыра или мешок кукурузной муки, которую привозят в год раз, во время перегоне овец? На рынке всё это есть- большой брат завозит из больших городов, за большие деньги. Так что дорогие маленькие братишки, помните, как Большой Расул-поэт говорил;- если забуду мой язык, пусть отрежут мне родной язык. Готовьтесь без особого шума, гама и чтобы соседи других наций этого не видели, тихонечко "отрезать ту часть ваших языков, который слишком долго и безнаказанно говорил на родном языке"! Радуйтесь тому, какие у нас продвинутые Академики везде сидят!!! Зачем им наши коже мясо сыромятный родной язык? Они могут позволит себе купить любые "языки" в широком ассортименте в гасрономах Кремля и ГОСдумы. Они же сначала о Большом, Великом, а мы тут сыр, мука, халпамп, хинкал. Ими весь мир не накормишь! У каждого народа свой Халпама! Язык категория переменчивая, как кокетка, кто приголубит, на языке того и заговорит. На кого обижаемся? Шумим:- "языки теряем"! Не смешите. Мы его давно "потеряли"! Только сейчас "обнаружил"и пропажу? Не знали, что Язык не соленья и халва законконсервированные в нержавеющей банке? Мы его "теряли" шаг за шагом, вместе с нашими лучшими сынами, которых сами же предавали в угоду политической коньюктуре, ЗЕМЛЯМИ, отарами овец, Садами, всем что было накоплено до нас и для нас. Мы теряли ЯХ, НАМУС, АДАТЫ, ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ. Главное:- мы теряли Все - вместе с твёрдые ИМАНОМ и искренним ИХСАНОМ. Если бы всё это не было потеряно, то сегодня никто даже не посмел бы даже заикнуться о затратности для государства сохранения родных языков народов России. Забывающие Всевышнего, торгующие своей ВЕРОЙ и ЗЕМЛЯМИ, ОБРЕЧЕНЫ на ПОТЕРЮ Памяти и ЯЗЫКА. Упаси нас АЛЛАХ, ещё от больших ПОТЕРЬ, с такими как наши, "блудными сыновьями", отрывающими для нас то, что ненавистно Тебе. Потерявшим головы, поздно плакать по красоте своего языка.

2

Оставить комментарий:

Наверх