18 декабря
09 июня 2014 4826 3

"Власть Украины работала на то, чтобы запугать крымских татар"

Крымскотатарский общественный деятель считает, что кроме Меджлиса, есть другие организации, способные выступать от имени крымских татар
Фото: unian.net
Фото: unian.net

usahlkaro Ася Капаева Автор статьи

Директор Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма Айдер Асанов рассказал КАВПОЛИТУ о том, как власть Украины относилась к крымским татарам, и какие надежды крымскотатарский народ связывает с вхождением полуострова в состав РФ. Также руководитель фонда поделился мнением об Указе о реабилитации крымских татар и видением социально-экономической ситуации в Крыму.  

- Вы являетесь директором Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма. Какие народы в этом регионе относятся к коренным?

- Наш фонд является Международной общественной организацией. У нас все, включая президента, возглавляющего нашу организацию, работают на общественных началах.

Говоря о коренных народах, необходимо знать два основополагающих документа. Это Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, [Конвенция 169] и Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.

Согласно этим международно-правовым документам, коренными народами в Крыму нужно считать крымских татар, крымских караимов (крымкарайлар), крымчаков (крымчахлар) и греко-татар (урумов) (выселенных из Крыма при Екатерине Второй в приазовские степи). Эти народы были сформированы здесь и не имеют другой Родины кроме Крыма.

- Какие задачи ставят перед собой коренные народы Крыма?

На фото Айдер Асанов

- Первостепенными задачами является решение многих проблем. Приведу несколько примеров. Исторические памятники крымских караимов эксплуатировались Украиной  без учета мнения самого народа, и  караимский народ полностью отстранен от контроля над своими национальными святынями  и проведения там своих обрядов. Крымчаки – самый малочисленный коренной народ. За время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было уничтожено 80% крымчаков. В связи с отсутствием возможности возрождения генофонда крымчаков возникла острая необходимость в сохранении культурного наследия этого малочисленного народа. Греко-татары (урумы), проживающие на материковой Украине, в Приазовье, изъявляли желание вернуться на историческую родину — в Крым. Разработка программы по возвращению и обустройству урумов в места прежнего проживания, наряду с возрождением языка и возвращением культурных, исторических памятников, позволит возродиться одному из коренных народов.

К большому сожалению, ни Россия, ни Украина не поддержали при голосовании данную Декларацию. Положение коренных народов в этих государствах весьма плачевно по причине непризнания их прав. Хотя в России существует понятие малочисленный коренной народ, но существует количественный критерий, чтобы количество было не более 50 тысяч. Это немного странно, потому что, если народ будет развиваться и численность превысит эту цифру, то из списка малочисленных коренных народов будет вычеркнут.

Если быть кратким, то на сегодня задачей коренных народов Крыма является найти понимание РФ в вопросе признания их таковыми с правом на самоопределение, что вовсе не означает возможность посягательства на территориальную целостность государства. Необходимо обеспечение возможности участия представителей этих народов в принятии решений, касающихся их развития, а также обеспечение культурной идентичности.

- Как жилось крымским татарам на Украине?

- Были надежды на то, что независимая Украина, понимая чаяния депортированного народа, сделает все от нее зависящее для восстановления наших прав. Но тщетно. На сегодня результаты таковы. Первое — приватизация в Украине навсегда лишила нас земли. Второе – около 100 тысяч соотечественников остались в ссылке. Третье – возврата или компенсации незаконно отнятого не произошло.  Четвертое – не решен вопрос с топонимикой. Пятое – не было условий для изучения родного языка по причине малого количества школ с крымскотатарским языком обучения. Шестое – не были возвращены культовые здания и сооружения. Седьмое – правовая система и власть в целом делали все возможное, чтобы крымские татары чувствовали себя дискомфортно. Перечислять можно очень много и долго.

Десятилетиями украинская власть использовала для подавления борьбы крымских татар за свои элементарные права следующие методы – сфабрикованные уголовные дела, формирование банд, избиение безоружных, похищения, пытки, бронетехнику, снайперов, спецназ, внутренние войска, запугивание обывателя «терроризмом» и «национализмом». Вся государственная система Украины от Президента и до глухого сельсовета, от центральных телеканалов и до местных газетенок, от школьных учебников и до торговой рекламы работала на то, чтобы запугать и подавить крымских татар, возбудить к ним недоверие и ненависть широких кругов населения.

Десятилетиями украинская власть использовала для подавления борьбы крымских татар за свои элементарные права различные методы

Начиная с 2005 по 2010 годы, у крымских татар была надежда на то, что «оранжевая» власть, которую поддерживали в Крыму только мы, начнет решать наши проблемы. Но крах надежд не заставил себя долго ждать. Приведу несколько примеров и высказываний.

Экс-президент Ющенко: «Наша идея – единый народ, единый государственный язык, единая религия, единая нация». Этим видением украинской национальной идеи он дал понять всем нам, что из нас собираются лепить украинцев.

Глава ВР Украины Яценюк, будучи в Крыму, на встрече с местным парламентом и администрациями произнес «спич», из которого следует, что крымских татар следует  наказывать за «захваты земли».

Экс-премьер Тимошенко ни разу за 100 дней не вышла к пикетчикам – крымским татарам, которые держали голодовку возле стен правительства Украины с целью добиться получения земли.

Бывший министр внутренних дел Юрий Луценко с удовольствием позировал на фото во главе отряда милицейского спецназа, и с дубинкой в руке грозился сурово карать тех, кто будет «захватывать украинскую землю» и возводить незаконные постройки.

Из крымских татар хотели слепить украинцев

И это тоже далеко не полный перечень примеров истинного отношения к нам, однако Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров всегда старались замалчивать или оправдывать подобные выходки. Ведь именно лидеры «Меджлиса» в связке с этими правителями Украины призывали наш народ голосовать за эти национал-демократические силы, взамен получая властные портфели при условии не выдвигать требования всего народа.

- Сегодня много разговоров ходит о том, что крымские татары занимают антироссийскую позицию. Так ли это?

- Есть чувство глубокого разочарования в ассимиляционной политике Киева в отношении крымских татар. Безусловно, бытует также мнение, что сегодняшняя РФ является продолжателем имперской России, уничтожившей Крымское Ханство. Также на Россию, как правопреемника СССР, возлагают ответственность за депортацию.  И если решение наших проблем оставить на усмотрение власти Крыма, то это очередной тупик.

- Как крымские татары голосовали на референдуме по вопросу вхождения в территорию России?

- Надо сказать, что референдум был организован так, что довольно трудно и почти невозможно установить, сколько людей приняло в нем участие. Для этого нужно было с утра и до вечера сидеть и вести учет, чем  абсолютно никто не занимался. Судя по общению со многими людьми, я делаю вывод, что мнения разделились. Были те, кто с удовольствием пошел. А были такие, кто  считал, что крымским татарам  не следует вмешиваться в отношения между Россией и Украиной. Особенно в условиях, когда вот-вот могла начаться война. Потому и придерживались нейтралитета.

В любом случае, решение вопросов, связанных с восстановлением прав крымских татар, должно происходить не потому, что они принимали участие в референдуме или нет, а потому, что крымскотатарский народ — автохтон, коренной народ Крыма.

Права крымскотатарского народа должны быть восстановлены, потому что он является коренным народом Крыма

- По-вашему, какие первостепенные задачи стоят перед крымскотатарским народом на сегодняшний день? 

- При диалогах с украинской властью мы озвучивали проблемы народа, надеясь, что она услышит и решит их. Позже становилось понятно, что этим самым мы обнажали свои уязвленные места, по которым Украина продолжала бить и дальше. То есть, всячески противодействовала в решении наболевших вопросов.

Тем не менее, приоритеты, на мой взгляд, таковы: 1. Физически выжить, развиваться и создавать семьи.  2. Не забывать и возрождать свои традиции, придерживаться морально-нравственных устоев предков. 3. Быть признанным коренным народом. 4. Вести диалог с российской властью, которая, в свою очередь, тоже должна придерживаться общепризнанных международных стандартов в деле обеспечения прав. 5. Стать более состоятельными. Опять- таки, это не полный перечень задач.

- Кроме «Меджлиса», есть ли в Крыму деятели и организации, способные вести от имени крымских татар диалог с российской властью? Что это за организации, и кто эти люди?

-Безусловно, есть! Сегодняшнее руководство «Меджлиса» всячески, нисколько не стесняясь, позиционирует себя как единственный и полномочный орган, представляющий волю крымских татар. Хотя, на самом деле, «Меджлис» не имеет права представлять интересы всего народа по той простой причине, что народ и не избирал его в таком качестве.

Курултай и Меджлис образца 1991 года были избраны крымскими татарами для отстаивания наших прав. Другое дело, что, начиная, примерно с 1998 года, верхушка Меджлиса стала получать взамен своей лояльности к игнорированию Украиной наших требований различные должности, депутатские мандаты и прочие привилегии.

Сейчас система контроля за так называемыми выборами сама находится полностью в руках самого Меджлиса. И цифра об участии 54% крымских татар выглядит полной липой, подогнанной под их «победу». Избирали Курултай не крымские татары, а избирательные комиссии меджлиса.

В идеале должны быть проведены честные, прозрачные выборы в представительный орган Курултай, в котором бы приняло участие абсолютное большинства народа.
«Меджлис» не имеет права представлять интересы всех крымских татар по той простой причине, что народ и не избирал его в таком качестве

Есть десятки общественных организаций, годами работающих на улучшение положения народа в разных сферах. А также депутаты местных советов, избранные самим народом не по партийным спискам, а по мажоритарной системе, которые знают ситуацию и могут являться экспертами в выработке решений по насущным проблемам. Поэтому на переходной к избранию нового Курултая народ могут представлять крымскотатарские общественные организации на паритетном основании.

- Какое сегодня социальное положение крымчан?

- В Крыму нет так называемого среднего слоя, люди достаточно или очень богаты, либо живут ниже допустимого предела. Экономически Крым развит слабо, процветающий бизнес принадлежит кланам и мультимиллионерам. Разумеется, не без покровительства властных структур. Проблема с газификацией, водоснабжением, малоразвитой инфраструктурой тому прямое подтверждение.

За последние несколько месяцев цены на продовольствие выросли более чем в полтора раза, зарплаты при этом у простых жителей Крыма остались прежними. Много предприятий, в том числе и частные, остановили свою работу, повысилась безработица. Поставка продовольственных товаров из Украины достаточно затруднительна, а из России еще не налажена. Возникло много бытовых и социальных трудностей. Замороженные средства и накопления в украинских банках не дают возможность крымчанам решать свои насущные проблемы.

Разочарование вызывает также тот факт, что все высокопоставленные лица мэрий, администраций и прочие местечковые правители остались в прежнем составе. А ведь о них только ленивый не писал в связи с фактами коррупции, присвоения и нецелевого использования средств. Достаточно взглянуть на наши дороги с пробоинами и прочие неудобства.

- Что вы можете сказать об Указе о реабилитации крымских татар? По-вашему, учтены ли в нем все права вашего народа?

- На различного рода встречах с коллегами из России меня часто поздравляют с этим Указом. Я молча достаю распечатанный документ и даю прочесть. После прочтения коллеги переходят на другую тему по причине того, что обсуждать в общем-то и нечего.

Представители армянского, болгарского, греческого, немецкого национальных меньшинств, меньшинств, отраженных в Указе, имеют за пределами Крыма независимые государства, народами в Крыму они никогда не были и не станут.

Права национальных меньшинств следует соблюдать и восстанавливать, если они нарушены. Но преднамеренно сводить права нашего народа к правам национальных меньшинств означает нарушать права крымскотатарского  народа.

Важно то, что все эти нацменьшинства переехали в Крым в 70-90 – е годы, и только считанные проценты из них — это непосредственно депортированные из Крыма и их потомки. Остальные же вовсе не имеют отношения к депортации из Крыма! В Украине также до самого последнего времени крымских татар юридически гнули под статус национального меньшинства. В этом смысле указ в том виде, как он есть, для нас ничем не лучше.

Преднамеренно сводить права нашего народа к правам национальных меньшинств означает нарушать права крымскотатарского  народа

Думаю и надеюсь, что Указ станет стартовой отправной точкой в деле восстановления наших попранных прав. Мы расцениваем его как первый неуклюжий шаг. Указ по содержанию очень рамочный. Люди ждут, что и как будет происходить на самом деле, а не на бумаге. Тем более, что местная крымская власть уже прямо вопреки указу, не боясь откровенно его нарушить, вместо того, чтобы организовать 70-летие депортации, нагнала сотни БТР м автозаков,  десятки тысяч  полиции. А это  ударило не столько по крымской власти, сколько по имиджу России и Президента.

Несомненно, необходимо принятие дополнительных нормативно-правовых актов, решений и постановлений правительства для комплексной поддержки нашего народа. Думаю, что пришло время создания экспертного совета, в состав которого могут и должны войти специалисты в области международного права, для выработки необходимой концепции. Конечно же нужен ФЗ «О статусе крымскотатарского народа», в котором будут учтены все политические, социальные и культурные права.  

0 Распечатать

Korney 09 июня 2014, 17:42

Ну, да, крымтатары такие коренные и древние, аж дикие в своих притязаниях на Крым. Понять они (Меджлис и хизбы) должны пару вещей. Восстановление территориальной целостности возможно только тогда, когда не нарушаются права уже живущих на этой территории народов. Закон не предусматривает, например, создания новой государственности на той территории, куда возвращаются представители репрессированного этноса. Закон также не предусматривает наделения народа новым статусом, какового у него не было до депортации. Например, статуса коренного народа, которого требуют для своего народа представители крымских татар. В национальном законодательстве России самым неслучайным образом такого понятия нет. В РФ признаются юридически только « малочисленные народы» в силу родоплеменного образа жизни. Это исключительно народы Севера. Из-за физиологических особенностей таковым разрешен даже забой китов для пропитания.

0
Асан Айдер 09 июня 2014, 20:52

К сожалению, многое, из присланного мною текста, не вошло в статью. То ли существует ценз содержание, от которого мы отвыкли после распада Союза. То ли банальное ограничение на размер текста и число символов. Я вынужден помочь редакции и выложить весь текст своего интервью, во избежание кривотолков и более полного освещения ситуации.

Вы являетесь директором Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма. Какие народы в этом регионе относятся к коренным? Какие задачи они перед собой ставят?
Наш фонд является Международной общественной организацией. У нас все, включая президента, возглавляющего нашу организацию, работают на общественных началах.
Говоря о коренных народах, необходимо знать два основополагающих документа. Это Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах <Конвенция 169>. Принята 27 июня 1989 года на 76 сессии Генеральной конференции Международной организации труда. И Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года
Согласно этих международно-правовых документам коренными народами в Крыму нужно считать крымских татар, крымских караимов (крымкарайлар), крымчаков (крымчахлар) и греко-татар (урумов)(выселенных из Крыма при Екатерине Второй в приазовские степи). Эти народы были сформированы здесь и не имеют другой Родины кроме Крыма.
Первостепенными задачами можно является решение многих проблем.
Приведу несколько примеров
1. Исторические памятники крымских караимов эксплуатировались Украиной без учета мнения самого народа, и караимский народ полностью отстранен от контроля над своими национальными святынями и проведения там своих обрядов
2. Крымчаки - самый малочисленный коренной народ. За время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. от рук гитлеровских фашистов было уничтожено 80% крымчаков. В связи с отсутствием возможности возрождения генофонда крымчаков, возникла острая необходимость в сохранении культурного наследия этого малочисленного народа.
3. Греко-татары (урумы) (не путать с греками-эллинцами), проживающие на материковой Украине, в Приазовье, изъявляли желание вернуться на историческую родину-в Крым. Разработка программы по возвращению и обустройству урумов, в места прежнего проживания, наряду с возрождением языка и возвращением культурных, исторических памятников, позволит возродиться одному из коренных народов.
К большому сожалению, ни Россия, ни Украина не поддержали при голосовании данную Декларацию. Положение коренных народов в этих государствах весьма плачевно по причине непризнания их прав. Хотя, в России существует понятие малочисленный коренной народ, но существует количественный критерий, чтобы количество было не более 50 тысяч. Это немного странно, потому что, если народ будет развиваться и численность превысит эту цифру, то из списка малочисленных коренных народов будет вычеркнут.
Будет справедливо, если РФ проявит политическую волю, последует примеру Канады, Новой Зеландии и прочих, которые тоже не поддержали голосованием Декларацию 2007 года, но позже сделали это. Кстати, буквально недавно, 23 мая этого года, представители Украины в ООН заявили об официальной поддержке декларации. Если бы Россия также поддержала декларацию, это было бы положительно воспринято не только крымскими татарами, а всеми народами России, поскольку они все коренные. Если быть кратким, то на сегодня задачей коренных народов Крыма является найти понимание РФ в вопросе признания их таковыми с правом на самоопределение, что вовсе не означает возможность посягательства на территориальную целостность государства. А также необходимо обеспечение возможности участия представителей этих народов в принятии решений, касающихся их развития, а также обеспечение культурной идентичности.

Вы сказали о том, что коренным народам Крыма нужно предоставить права на самоопределение, при этом оговорившись, что речь не идет не о посягательстве на территориальную целостность России. Что вы имели в виду под понятием права на самоопределение?
Да тут, вообще нет никакого вопроса для человека знакомого с международными стандартами в области прав коренных народов. Россия, не поддерживая Декларацию прав коренных народов, сама создает себе эту проблему. Достаточно вдумчиво прочитать этот регламентирующий документ и станет ясно, что об угрозе целостности страны иречи то не идет. Данная Декларация была разработана с широким участием самих коренных народов.
Нужно воспринимать положения Декларации как набор минимальных стандартов для обеспечения выживания, уважения достоинства и благополучия коренных народов мира (ст. 43) и рассматривать их в качестве эталона, к достижению которого нам надо стремиться путем применения положений Декларации в законодательстве Российской Федерации на национальном, региональном и местном уровнях.
,К тому же, есть ст. 15 п 4. Конституции РФ. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Как жилось крымским татарам на Украине?
Были надежды, что независимая Украина, понимая чаяния депортированного народа, сделает все от нее зависящее для восстановления наших прав. Но тщетно. На сегодня результаты таковы. Первое — Приватизация в Украине навсегда лишила нас земли. Второе - около 100 тыс. соотечественников остались в ссылке. Третье - возврата или компенсации незаконно отнятого произошло. Четвертое - не решен вопрос с топонимикой. Пятое - не было условий для изучения родного языка по причине малого количества школ с крымскотатарским языком обучения. Шестое - не были возвращены культовые здания и сооружения. Седьмое - правовая система и власть в целом делали все возможное, чтобы крымские татары чувствовали себя дискомфортно. Перечислять можно очень много и долго.
Десятилетиями украинская власть использовала для подавления борьбы крымских татар за свои элементарные права: сфабрикованные уголовные дела, формирование банд, избиение безоружных, похищения, пытки, бронетехнику, снайперов, спецназ, внутренний войска, запугивание обывателя «терроризмом» и «национализмом». Вся государственная система Украины от Президента и до глухого сельсовета, от центральных телеканалов и до местных газетенок, от школьных учебников и до торговой рекламы работала на то, чтобы запугать и подавить крымских татар, возбудить к ним недоверие и ненависть широких кругов населения.
Начиная с 2005 по 2010 годы у крымских татар была надежда на то, что «оранжевая» власть, которую поддерживали в Крыму только мы, начнет решать наши проблемы. Но крах надежд не заставил себя долго ждать. Приведу несколько примеров и высказываний.
Экс-президент Ющенко: «Наша идея – единый народ, единый государственный язык, единая религия, единая нация». Этим видением украинской национальной идеи он дал понять всем нам, что из нас собираются лепить украинцев.
Глава ВР Украины Яценюк, будучи в Крыму, на встрече с местным парламентом и администрациями, произнес спич, из которого следует, что крымских татар следует наказывать за захваты земли.
Экс-премьер Тимошенко ни разу за 100 дней не вышла к пикетчикам-крымским татарам, которые держали голодовку возле стен правительства Украины с целью добиться получения земли.
Бывший министр внутренних дел Юрий Луценко с удовольствием позировал на фото во главе отряда милицейского спецназа, и с дубинкой в руке грозился сурово карать тех, кто будет «захватывать украинскую землю» и возводить незаконные постройки. И это тоже далеко не полный перечень примеров истинного отношения к нам, однако Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров всегда старались замалчивать или оправдывать подобные выходки. Ведь именно лидеры «Меджлиса» в связке с этими правителями Украины призывали наш народ голосовать за эти национал-демократические силы, взамен получая властные портфели, при условии не выдвигать требования всего народа.
Сегодня много разговоров ходит о том, что крымские татары занимают антироссийскую позицию. Так ли это?
Есть чувство глубокого разочарования в ассимиляционной политике Киева в отношении крымских татар. Безусловно, бытует также мнение, что сегодняшняя РФ является продолжателем имперской России, уничтожившей Крымское Ханство. Также на Россию, как правопреемника СССР, возлагают ответственность за депортацию. И если решение наших проблем оставить на усмотрение власти Крыма, то это очередной тупик.
Как крымские татары голосовали на референдуме по вопросу вхождения в территорию России?
Надо сказать, что референдум был организован так, что довольно трудно установить, почти невозможно сколько людей приняло в нем участие. Для этого нужно было с утра и до вечера сидеть и вести учет, чем абсолютно никто не занимался. Судя по общению со многими людьми, я делаю вывод, что мнения разделились. Были те, кто с удовольствием пошел, А были такие, кто считал, что крымским татарам не следует вмешиваться в отношения между Россией и Украиной. Особенно в условиях, когда вот-вот могла начаться война. Потому и придерживались нейтралитета.
В любом случае, решение вопросов, связанных с восстановлением прав крымских татар, должно происходить не потому, что принимали участие в референдуме или нет, а потому что крымскотатарский народ-автохтон, коренной народ Крыма.
По-вашему, какие первостепенные задачи стоят перед крымскотатарским народом на сегодняшний день?
При диалогах с украинской властью мы озвучивали проблемы народа, надеясь, что она услышит и решит их. Позже становилось понятно, что этим самым мы обнажали свои уязвленные места, по которым Украина продолжала бить и дальше. То есть, всячески противодействовала в решении наболевших вопросов. Тем не менее, приоритеты, на мой взгляд, таковы: 1. Физически выжить, развиваться и создавать семьи. 2. Не забывать и возрождать свои традиции, придерживаться морально- нравственные устоев предков. 3. Быть признанным коренным народом. 4. Вести диалог с российской властью, которая в свою очередь тоже должна придерживаться общепризнанных международных стандартов в деле обеспечения прав. 5. Стать более состоятельными. Опять таки это не полный перечень
Кроме «Меджлиса» есть ли в Крыму деятели и организации, способные вести от имени крымских татар диалог с российской властью? Что это за организации и кто эти люди?
Безусловно, есть! Сегодняшнее руководство «Меджлиса» всячески, нисколько не стесняясь, позиционирует себя как единственный и полномочный орган, представляющий волю крымских татар. Хотя, на самом деле, «Меджлис» не имеет права представлять интересы всего народа по той простой причине, что народ и не избирал его в таком качестве.
Система контроля за так называемыми выборами, сама находится полностью в руках самого меджлиса. И их цифра об участии 54% крымских татар выглядит полной липой, подогнанной под их «победу». Созданные меджлисом, полностью подконтрольные только и исключительно меджлису, избирательные комиссии проштампуют ту цифру, которая будет нужна Мустафе Джемилеву. Странно, что они вообще укзаывают эту цифру, ведь в последнем положении о выборах делегатов Курултая голосование происходит относительным большинством. То есть, при выходе, например , 10%избирателей достаточно чтобы 6 % из них проголосовали за кого-то – и все, Курултай избран!!!. Так оно по нашим наблюдениям и было, избирали Курултай не крымские татары – избирали его избирательные комиссии меджлиса.
Курултай и Меджлис, образца 1991 г, были избраны крымскими татарами для отстаивания наших прав. Другое дело, что начиная, примерно с 1998 г. верхушка меджлиса стала получать взамен своей лояльности, к игнорированию Украиной наших требований, различные должности, депутатские мандаты и прочие привилегии.
Отмечу, что остальная часть национального движения в годы правления меджлиса не отличалась активностью. Каждый занимался тем, чем хотел и мог, начиная от постройки домов, ведения небольшого бизнеса и до издательства газет, ученой работой, На контакт или конфликт с властью не шел никто кроме меджлиса. Конфликты возникали большей частью из-за бесправия народа и не было другого способа привлечения внимания к острым неразрешенным проблемам.
Лидеры меджлиса всегда работали на себя и продолжают это делать. Патриотическая их риторика связана с тем, что меджлис рассматривает крымских татар как свой капитал и манипулируя чувствами людей они втягивают их в разные сомнительные действия, чтобы иметь возможность торговаться о своих личных интересах с любой властью и любым государством. Меджлису удалось делегировать в крымскую власть своих представителей. Этим самым получат возможность участвовать в распределении 200 000 млн рублей из бюджета России, точно также как и раньше использовалась возможность распределять средства украинского бюджета. Ради этого лидеры меджлиса охотно подставляют людей под преследования и наказания, сами же выходят сухими из воды. Пока люди платят штрафы за участие во встрече Джемилева в Армянске 3 мая, он готовится получить премию в Польше в 1 000 000 евро, из них 300 000 лично ему.
Есть десятки общественных организаций, годами работающих на улучшение положения народа в разных сферах, а также депутаты местных советов, избранных самим народом, не по партийным спискам, а по мажоритарной системе. которые знают ситуацию и могут являться экспертами в выработке решений по насущным проблемам.
В идеале должны быть проведены честные, прозрачные выборы в представительный орган Курултай, в котором бы приняло участие абсолютное большинства народа. И вот тогда можно будет делегировать право представительства всего народа, но с полным отчетом перед народом, и немедленным самороспуском в случаях когда не справляются с обязанностями.
Кстати представитель нашей организации предлагал Меджлису распуститься на последней сессии Курултая, поскольку они не только не оправдали доверие народа, но и явно поставили его на грань катастрофы. Но Рефат Чубаров – нынешний председатель, конечно же, отказался это сделать.. Ну да, как же – грядут деньги и должности от России, а они разойдутся – держи карман шире!..
В любом случае, лидеры меджлиса просто обязаны публично отчитаться перед народом за использованный кредит доверия. Ведь исключительно благодаря крымским татарам лидеры меджлиса смогли с 1994г, и по сегодняшний день, оставаться в депутатских креслах. Но на переходной к избранию нового Курултая народ могут представлять крымскотатарские общественные организации на паритетном основании.
Какое сегодня социальное положение крымчан?
В Крыму нет так называемого среднего слоя, люди достаточно или очень богаты, либо живут ниже допустимого предела. Экономически? Крым развит слабо, процветающий бизнес принадлежит кланам и мультимиллионерам. Разумеется не без покровительства властных структур. Проблема с газификацией, водоснабжением, малоразвитой инфраструктурой тому прямое подтверждение.
За последние несколько месяцев цены на продовольствие выросли более чем в полтора раза, зарплаты при этом, у простых жителей Крыма, остались прежними. Много предприятий, в том числе и частные, остановили свою работу, повысилась безработица. Поставка продовольственных товаров из Украины достаточно затруднительна, а из России еще не налажена. Возникло много бытовых и социальных трудностей. Заморожены средства и накопления в украинских банках не дают возможность крымчанам решать свои насущные проблемы.
Разочарование вызывает также тот факт, что все мэрии, администрации, и прочие местечковые правители, остались в прежнем составе. А ведь о них только ленивый не писал в связи с фактами коррупции, присвоения и нецелевого использования средств. Достаточно взглянуть на наши дороги с пробоинами прочие неудобства.
Что вы можете сказать об указе реабилитации крымских татар? По-вашему, учтены ли в нем все права вашего народа?
На различного рода встречах с коллегами из России меня часто поздравляют с этим Указом. Я молча достаю распечатанный документ и даю прочесть. После прочтения коллеги почему то переходят на другую тему, по причине того, что обсуждать в общем то и нечего.
Представители армянского, болгарского, греческого, немецкого национальных меньшинств, меньшинств отраженных в Указе, имеют за пределами Крыма независимые государства, народами в Крыму они никогда не были и не станут. Или тогда нужно говорить об армянском народе Москвы, болгарском Пятигорске, немецком Санкт-Петербурге, греческом Новороссийска и соответственно обеспечивать права этих народов в том же объеме.
Права национальных меньшинств – это права национальных меньшинств, их следует соблюдать и восстанавливать, если они нарушены. Но преднамеренно сводить права нашего народа к правам национальных меньшинств означает – нарушать права крымскотатарского народа. Важно то, что все эти нацменьшинства переехали в Крым в 70-90гг, и и только считанные проценты из них это непосредственно депортированные из Крыма и их потомки. Остальные не же вовсе не имеют отношения к депортации из Крыма! В Украине также, до самого последнего времени, крымских татар юридически гнули под статус национального меньшинства. В этом смысле указ в том виде, как он есть, для нас ничем не лучше.
Думаю и надеюсь, что Указ станет стартовой отправной точкой в деле восстановления наших попранных прав. Мы расцениваем его как первый неуклюжий шаг. Указ по содержанию очень рамочный, люди ждут, что и как будет происходить на самом деле, а не на бумаге. Тем более, что местная крымская власть уже прямо вопреки указу, не боясь откровенно его нарушить, вместо того, чтобы организовать 70-летие депортации, нагнала сотни БТР м автозаков, десятки тысяч полиции. А это ударило не столько по крымской власти, скольку по имиджу России и Президента.
Большинство крымских татар, после депортации, в России не жили 70 лет - несколько поколений. Не удивительно, что люди выжидают, что ж е будет на самом деле, а не на бумаге. У них есть надежды на улучшение своего положения, но убедиться они в этом смогут только, если российское государство будет достаточно мудрым и аккуратным в отношениях с народом, оправдывая их надежды и не позволяя любому из местных чиновников и власти в целом, разрушить их.
Несомненно, необходимо принятие дополнительных нормативно-правовых актов, решений и постановлений правительства для комплексной поддержки нашего народа. Думаю, что пришло время создания экспертного совета, в состав которого могут и должны войти специалисты в области международного права, для выработки необходимой концепции. Конечно же нужен ФЗ «О статусе крымскотатарского народа», в котором будут учтены все политические, социальные и культурные права. Должны быть предусмотрены различные механизмы, направленные на возмещение причиненного ущерба, разрешение земельной проблемы, сохранение культурного наследия.
Впрочем, поживем-увидим!

0
Асан Айдер 09 июня 2014, 20:56

Несколько статей из Декларации.
Статья 3Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Статья 4Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.
Статья 5Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства...
Статья 18Коренные народы имеют право на участие в принятии решений по вопросам, которые затрагивали бы их права, через представителей, избираемых ими самими по своим собственным процедурам, а также на сохранение и развитие своих собственных директивных учреждений.
Статья 19Государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным, предварительным и осознанным согласием, прежде чем принимать и осуществлять законодательные или административные меры, которые могут их затрагивать.
Статья 201. Коренные народы имеют право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов, гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими существование и развитие, и на свободное занятие своей традиционной и другой экономической деятельностью.
2. Коренные народы, лишенные своих средств, обеспечивающих существование и развитие, имеют право на справедливое возмещение ущерба...
Статья 23Коренные народы имеют право определять приоритеты и разрабатывать стратегии в целях осуществления своего права на развитие. В частности, коренные народы имеют право активно участвовать в разработке и определении здравоохранительных, жилищных и других социально-экономических программ, которые их затрагивают, и, насколько это возможно, реализовывать такие программы через свои собственные институты...
Статья 25Коренные народы имеют право поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятыми или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении.
Статья 261. Коренные народы имеют право на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали.
2. Коренные народы имеют право иметь в собственности, использовать, осваивать или контролировать земли, территории и ресурсы, которыми они обладают в силу традиционного владения или другого традиционного занятия или использования, а также те, которые они приобрели иным образом.
3. Государства обеспечивают юридическое признание и защиту таких земель, территорий и ресурсов. Такое признание осуществляется с должным уважением к обычаям, традициям и системам землевладения соответствующих коренных народов.
Статья 27Государства с должным признанием законов, традиций, обычаев и систем землевладения коренных народов устанавливают и осуществляют совместно с соответствующими коренными народами справедливый, независимый, беспристрастный, открытый и транспарентный процесс признания и юридического подтверждения прав коренных народов в отношении их земель, территорий и ресурсов, включая те, которыми они традиционно владели или которые они иным образом занимали или использовали. Коренные народы имеют право участвовать в этом процессе.
Статья 281. Коренные народы имеют право на возмещение при помощи средств, которые могут включать в себя реституцию или, когда это не представляется возможным, в виде справедливой компенсации за земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели или которые они иным образом занимали или использовали и которые были конфискованы, отчуждены, заняты, использованы или которым был нанесен ущерб без их свободного, предварительного и осознанного согласия.
2. Если с соответствующими народами не имеется добровольно достигнутой договоренности об ином, такая компенсация предоставляется в форме земель, территорий и ресурсов, равноценных по своему качеству, размеру и юридическому статусу, или в виде денежной компенсации или другого соответствующего возмещения.
Статья 291. Коренные народы имеют право на сохранение и охрану окружающей среды и производительной способности их земель или территорий и ресурсов. Государства создают и осуществляют программы помощи для коренных народов в целях обеспечения такого сохранения и охраны без какой-либо дискриминации.
2. Государства принимают действенные меры по недопущению хранения опасных материалов на землях или территориях коренных народов или вывоза опасных материалов на земли или территории коренных народов без их свободного, предварительного и осознанного согласия.
3. Государства принимают также действенные меры по обеспечению, в случае необходимости, надлежащего осуществления программ мониторинга, сохранения и восстановления здоровья коренных народов в том виде, как они разрабатываются и осуществляются народами, подвергшимися негативному воздействию таких материалов.
Статья 301. Военная деятельность на землях или территориях коренных народов не проводится, за исключением случаев, когда ее проведение оправдано наличием соответствующих государственных интересов или в ее отношении имеются иным образом свободно выраженное согласие или просьба со стороны соответствующих коренных народов.
2. Перед использованием земель или территорий коренных народов для военной деятельности государства проводят эффективные консультации с заинтересованными коренными народами посредством надлежащих процедур и, в частности, через их представительные институты.
Статья 311. Коренные народы имеют право на сохранение, контроль, охрану и развитие своего культурного наследия, традиционных знаний и традиционных форм культурного выражения, а также проявлений их научных знаний, технологий и культуры, включая людские и генетические ресурсы, семена, лекарства, знания свойств фауны и флоры, традиции устного творчества, литературные произведения, рисунки, спорт и традиционные игры и изобразительное и исполнительское искусство. Они имеют также право на сохранение, контроль, защиту и развитие своей интеллектуальной собственности на такое культурное наследие, традиционные знания и традиционные формы выражения культуры.
2. Совместно с коренными народами государства принимают действенные меры, в целях признания и защиты осуществления этих прав.
Статья 321. Коренные народы имеют право определять приоритеты и разрабатывать стратегии освоения или использования своих земель или территорий и других ресурсов.
2. Государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов.
3. Государства обеспечивают эффективные механизмы справедливого и честного возмещения в связи с любой такой деятельностью, и принимаются надлежащие меры для смягчения ее неблагоприятных последствий для окружающей среды, экономики, общества, культуры или духовного развития.
Статья 331. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями. Это не наносит ущерба праву лиц, принадлежащих к коренным народам, на получение гражданства государств, в которых они проживают.
2. Коренные народы имеют право определять структуру и избирать членов в состав своих институтов в соответствии со своими собственными процедурами.
Статья 34Коренные народы имеют право на поощрение, развитие и сохранение своих институциональных структур и своих особых обычаев, духовности, традиций, процедур, практики и, в тех случаях, когда они существуют, правовых систем или обычаев, в соответствии с международными стандартами в области прав человека.
Статья 35Коренные народы имеют право определять обязанности отдельных лиц по отношению к их общинам...

Статья 371. Коренные народы имеют право на признание, соблюдение и обеспечение исполнения договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей, заключенных с государствами или их правопреемниками, и на соблюдение и уважение государствами таких договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей.
2. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как умаляющее или исключающее права коренных народов, содержащиеся в договорах, соглашениях и других конструктивных договоренностях.
Статья 38Государства в консультации и в сотрудничестве с коренными народами принимают действенные меры, в том числе законодательные меры, для достижения целей настоящей Декларации.
Статья 39Коренные народы имеют право на доступ к финансовой и технической помощи со стороны государств и посредством международного сотрудничества в целях осуществления прав, содержащихся в настоящей Декларации.
Статья 40Коренные народы имеют право на доступ и быстрое решение в рамках справедливых процедур урегулирования конфликтов и споров с государствами или другими сторонами, а также на эффективные средства правовой защиты в случае любых нарушений их индивидуальных и коллективных прав. В таких решениях должным образом принимаются во внимание обычаи, традиции, нормы и правовые системы соответствующих коренных народов и международные права человека.
Статья 43Признанные в настоящей Декларации права представляют собой минимальные стандарты для обеспечения выживания, уважения достоинства и благополучия коренных народов мира.
Статья 44Все права и свободы, признанные в настоящей Декларации, в равной мере гарантируются мужчинам и женщинам, принадлежащим к коренным народам.
Статья 45Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как умаляющее или прекращающее права, которыми обладают в настоящее время или которые могут приобрести в будущем коренные народы".
Есть здесь что-то, угрожающее территориальной целостности государства при полном соблюдении прав коренных народов?

0

Оставить комментарий:

Наверх