17 сентября 4574 5

Социальная трансформация: от сельской общины к городскому сообществу

Социолог Денис Соколов – об изменении социальных пространств, роли семьи и брака в Дагестане и Кабардино-Балкарии 
Свадьба. Фото: Валерий Мельников/РИА Новости
Свадьба. Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

usahlkaro Екатерина Нерозникова журналист

Руководитель исследовательского центра RAMCOM Денис Соколов выступил в Москве с докладом на тему «Страх и честь семьи как страх и честь мужчины. Трансформация социальных пространств и гендерных ролей от сельских общин до городских и мигрантских сообществ на примере Дагестана и Кабардино-Балкарии».

КАВПОЛИТ публикует тезисы из выступления Соколова, озвученные на 21 научно-практическом семинаре из цикла «Кавказ в прошлом и настоящем (общество и политика, экономика и культура)» на площадке МГИМО. 

От села к городу: поколения

Выходцев из сельских дагестанских обществ можно разделить на четыре поколения. Первое – старшее поколение. Эти люди родились до начала 60-х годов и были взрослыми уже в Советском Союзе.

Второе поколение – это люди, родившиеся с конца 60-х до начала 80-х, или же первое городское поколение. Они вступили во взрослую жизнь в 90-х годах и наблюдали всю трансформацию, связанную с распадом СССР. Эти люди столкнулись с вызовами, с которыми не сталкивались их родители или старшие братья. Именно они были вынуждены принять на себя удар событий, происходивших в те годы. 

Денис Соколов. Фото – facebook.com

Третье поколение (оно же второе городское) – это младшие братья и дети второго (первого городского) поколения. Они родились и выросли в городах, причем не всегда на Северном Кавказе. Среди них много людей, которые родились и пошли в школы, скажем, в Сургуте.

Есть также четвертое поколение, оно же третье городское. Его очень сложно выделить и описать, это совершенно новые люди с другими идеями, которые не связаны или почти не связаны с сельским обществом.

Трансформация брачного договора

В 90-х годах рухнула колхозная система, и в сельское общество, отчасти средневековое, пришла глобализация. Советское поколение людей, то есть первое, не сталкивалось с этими вызовами.

Второму (первому городскому) поколению пришлось создавать новую систему безопасности. Также нужно было обеспечить систему разрешения конфликтов, защиты собственности и контрактов. Нужно было искать новые экономические стратегии. При этом второе поколение все еще включено в иерархию села.

Второму поколению пришлось создать новую систему безопасности, обеспечить систему разрешения конфликтов, защиты собственности и контрактов

Третье поколение (второе городское) постепенно обретает независимость от общины, хотя выходцы из дагестанских сел, проживающие на Севере Западной Сибири, сохраняют связь с родственниками и предпочитают жениться на своих сельчанках. Совершенно нормальна ситуация, когда все машины на свадьбах в дагестанском селе в месяц Рамадан – с сургутскими номерами (на дагестанских постах их даже называли «золотыми»).

Свадьба в дагестанском селе. Фото: Николай Рыков, опубликовано в блогах КАВПОЛИТ

И хоть «тюменские» или «московские» дагестанцы женятся на своих,  такие браки нельзя рассматривать как полноценную, почти политическую сделку в рамках сельского сообщества. Для женящихся это способ обойти конкуренцию на условном брачном рынке, который существует в городах, куда они переехали. И заодно гарантировать себе предсказуемую спутницу жизни, которая будет дорожить репутацией. 

Хоть «тюменские» или «московские» дагестанцы женятся на своих, такие браки нельзя рассматривать как полноценную сделку в рамках сельского сообщества

Но представители этого третьего поколения женятся и уезжают со своими женами, скажем, на Север. Так что для них брак – это не способ интегрироваться в сельскую среду. Они сохраняют связь с сообществом, но не поддерживают сельскую иерархию и не распространяют ее на новых людей. Эти семьи более свободны и открыты, потому что не регулируются родственниками так же сильно, как в сельской общине. Хотя есть исключения.

Свадьба в дагестанском селе. Фото: Николай Рыков, опубликовано в блогах КАВПОЛИТ

О роли мужчины

Статус мужчины сильно изменился при переезде в город, при смене экономической структуры, где сельская община не является настолько важной единицей.

С одной стороны, на этих мужчин давит община, которая пытается сохранить контроль и удержать их в качестве человеческого, политического и финансового ресурса. С другой стороны, есть давление города. Община уже не обеспечивает экономику, а конкуренция на открытом рынке изменяет все привычные жизненные практики. На этом фоне женщины получают новые возможности для социализации и экономический независимости. Так, часто на рынках торгуют именно женщины. 

Распространенный вариант – женщина кормит семью, а мужчина сидит без работы

В итоге распространенный вариант – женщина кормит семью, а мужчина сидит без работы. Это очень сильно меняет все дагестанское общество, так как женщина оказывается более состоятельной.

Мужчине нужно отыграть эту ситуацию. И тут вступает религия. Во многом применение исламских норм в семье становится инструментом в руках мужчины для возвращения и сохранения своего статуса. 

Применение исламских норм в семье становится инструментом в руках мужчины для возвращения и сохранения своего статуса

И часто женщины, особенно матери взрослых сыновей, выступают сторонниками этой гендерной «контрреволюции», поскольку видят в этом способ сохранить социальную ткань общества, поддержать ответственность мужчины за безопасность и экономику семьи и не допустить непредсказуемой «глобализации».

При том, что в городском пространстве ислам стал инструментом для восстановления и укрепления власти мужчины, в исламских семьях наблюдается и эмансипация женщин. Во втором и третьем поколении женщина все больше становится союзником и партнером в браке. Иногда женщина, даже в сильно религиозной семье, становится интеллектуальным лидером в тандеме.

Иногда женщина, даже в сильно религиозной семье, становится интеллектуальным лидером в тандеме

Разница поколений проявляется во всем. Например, многоженство в советское время объяснялось логически – женщин было много, а мужчин после войны мало, и нужно было это компенсировать. Потом эта практика начала оправдываться исламом. Старшее поколение исламом объясняет наличие любовницы. Но молодые дагестанцы пытаются строить и второй брак как полноценную семью.

Фото: Инфо-Ислам

Влияние ислама на городскую семью

Семья в городе активно переходит на исламское регулирование. Убийства чести уходят в разряд криминальных практик. Если они и происходят в городе, то преимущественно в криминальных семьях, где другая структура понимания чести, типа «бей своих, чтобы чужие боялись». Это совершенно иная история, чем в селе, где нужно думать о социальном авторитете.

Семья в городе активно переходит на исламское регулирование, убийства чести уходят в разряд криминальных практик

Также ислам снимает обязательность девственности при выходе замуж. Это сработало и в Махачкале, и в Кабардино-Балкарии. В исламской среде женщина может выходить замуж много раз, тем более если ее мужья умирали.

Вторая жена в исламской городской среде чаще выбирается не из своего села, а через знакомых, – деловых партнеров, членов религиозной общины.

Второе (первое городское) поколение выбирает путь исламского регулирования, так как находится меж двух огней. С одной стороны, они не хотят жить по правилам сельской общины. С другой, их пугает глобальный мир, по правилам которого они жить не готовы. Ислам становится регулятором, позволяющим оттолкнуться от сельской общины, а также ограничить влияние внешнего мира.


Нельзя выходить замуж за не мусульманина – этот тезис ограничивает выбор для женщин, обеспечивает некоторую герметизацию социального пространства. Итог – не только сохранение жизненных укладов, но и минимизация внешней конкуренции.

Ислам снимает обязательность девственности при выходе замуж

Репутация и национальный фактор

Второе поколение имеет возможность сформировать себе новую репутацию. Это уже не коллективная репутация (ногайцы такие, даргинце такие), а индивидуальная. Это поколение училось в школах и техникумах с совершенно разными людьми, и во взрослую жизнь оно пришло в сопровождении друзей. Таким образом, коллективная репутация рассасывается, и мужчины интегрируются в пространство иначе.

Тем не менее фактор коллективной репутации продолжает работать во многих институтах, например, административных. Так, вас не пропустят мэром какого-то города, потому что он должен быть русским, к примеру.

Система часто заставляет людей упираться в стеклянный потолок. Именно поэтому в молодежной  среде прекрасно работает агитация террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в России). Его успех совершенно не зависит от уровня общей радикализации. 

Система часто заставляет людей упираться в стеклянный потолок, именно поэтому в молодежной  среде прекрасно работает агитация ИГ

Представители радикальной молодежи в 2000-х годах не ехали никуда воевать, потому что было некуда. Условно говоря, если насилие не будет кем-то организовано, никто не уедет ни к кому присоединяться, так как сами «радикалы» без ресурсов, организационной поддержки или раскрученной идеи ничего делать не будут. Это очевидно бессмысленно: даже нападение с ножом на прохожих вне контекста ИГ выглядело бы простым сумасшествием.

О миграции

Многие мусульмане довольно интенсивно уезжают в Стамбул. Поток усилился с 2013 года. По экспертным оценкам, несколько десятков тысяч человек с Северного Кавказа находятся сейчас в Стамбуле. 

Тезис о том, что это запрос на возможное участие в военных действиях в Сирии – миф. Большинство людей воевать не стремятся, а их отъезд вызван тем, что они не могут чувствовать себя в безопасности на территории Российской Федерации.

2 Распечатать

Tarlan 18 сентября 2017, 14:36

Уважаемый Денис, основой любого общества является семья. Семья - это фабрика производства и воспроизводства человеческого потенциала общества и государства.
Поэтому все религиозные системы, учения, правовые нормы направлены на создание прочных условий для создания, охраны безопасности в семейных отношениях и общественного регулирования семейных, общественных и государственных отношений.
При этом, когда мы рассматриваем институт семьи и механизмы регулирования семейно брачных и общественных отношений, совершенно не верно, не научно, отрывать и пытаться анализировать роль и значение брака и семейных отношений в контексте только одной религиозно правовой системы:- иудаизма, христианства, ислама.
Причина недопустимости такого разрыва проста.
Мораль и законы регулирования отношений во всех религиозных учениях - Едины.
Первое. Они строятся из единства источника жизни - это Всевышний Творец, сотворивший всё и к нему возвращаются все деяния. В том числе деяния и соблюдение отношений в семье, обществе и государстве. Второе Сами понятия-"Человек, семья, общество, государство" рассматриваются как единое целое, сотворенное для единой цели- поклонения Всевышнему, обязательности самовоспроизводство общества и достижению довольства Всевышнего в этой жизни, путём добрых и богоугодных деяний, не период пребывания на земле.
Третье. В учениях иудеев, христиан, мусульман, не найдёшь ни одного противоречия в их законах о браке, условий создания семьи, семейных отношений, отношений мужа- жены- детей и пользования,распоряжения и наследования имуществом семьи.
Это есть первичные правовые нормы и законы - в своей основе едины.
Поэтому брак и семья в исламе не являются "изобретением" ислама и мусульман, а являются прямым продолжением и завершением предыдущих учений Авраама, Моисея, Давида, Исуса- мир им, о семьё и браке и в регулировании семейно брачных, общественных и государственных отношений.
Четвертое.
Уважаемый Денис. Реплика. Ислам в принципе, при всём желании самих мусульман, не мог и не сможет ОТМЕНИТЬ обязательности ДЕВСТВЕННОСТИ девушки, при первичном выходе ЗАМУЖЕМ!!
Обязательность чистоты и девственной непорочности был предписан в качестве морально- нравственного и общественного закона в предшествавших писаниях евреев и христиан- Торе, Псалтыре, Евангелии. Это правовая норма Шариа- установления Всевышнего для последователей книг и законов Моисея и Исуса.
Девственность и непорочност - это два главных условия осуществления первого брачного союза между мужчиной и женщиной, впервые вступающих в брак.
На Вторичные браки разведённых от первого брака женщин это норма не распространяется и на них распространяются все остальные обязательства и обязанности по законам Моисея.
В Исламе это норма и закон Торы не отменён, а сохранен!!!
Но введены нормы облегчающие жизнь семьи и создающие условия для развития семьи и общественных отношений.
К примеру. По Торе еврей может жениться только на еврейке, остальные народы считаются "нечистыми".
Ислам отменил эту норму, как приписанную в книгу Второзаконие Моисея, так как Моисей такого закона не доводил до своего народа. Эту правовую норму придумали сами книжники евреев. Всевышний такого ограничения человека в выборе жены не Установливал.
Ислам позволил заключение браков не зависимо от расы, цвета кожи, языка и национальности вступающих в брак.
Но при этом ислам сохранил требования Моисеева закона о том, что вступление в брак требует наличия воли обоих сторон.
Что условием брака является наличие брачного договора, которое заключается, если обе стороны брака единодушны в признание Единобожия- единство- аhd Всевышнего. Это тебе любой еврей признающий бога может подтвердит.
Уважаемый Денис. Почему при оценке и исследованиях в отношении брачно семейных отношений мусульман, такой избыточный упор делается якобы "на мусульманское - множество" и тем самым дезинформируют общественное мнение?
Евреи признают Авраама, Моисея, Давида пророками и обладателями Книг и законов? Признают.
Всевышний им всем предписал иметь многих жён, от которых они имели доброе и злое потомство. Кто может этого отрицать? К примеру, пророк и царь Давид имел не только жён, но и огромный гарем из 960 наложниц!!!
При Аврааме, Моисее, Давиде, Иисусе Корана и мусульман не было, как же так у вас получается, что многожёнство "мусульманский элемент в брачных отношениях"?)))
Если бы не было такого-"мусульманского элемента в семейно брачных отношениях", то тогда, от кого, от какого отца, были бы рождены человечество? Вы же не можете отрицать того исторического факта, подтверждаемого Библией и Евангелией, что Ишмаэль- Исмаил а.с. и Ицхак- Исакъ а.с. были сыновьями Авраама от двух разных жён.
Причем Исмал родился, когда Аврааму было 86 лет, а Ицхак родился, когда Аврааму исполнилось 100 лет. Разница в воскресите первенца Исмаила и Иухака составляет 14 лет. Это же Библия подтверждает, только читать надо более внимательно!!!
Глобализация не современное явление и тем более не современный социально политический феномен. Глобализация также стар, как и этот мир. Эпохи глобализации по срокам и географии равны - эпохам первичного и последующих расселений человечества на земле.
Каковы эти эпохи- глобализации в ветхих вехах? Первичная глобализация- расселение- Адам и его сыновья до Ноя.
Вторичная Глобализация. Ной, потоп. Вторичное Расселение земли потоками Ноя и до Авраама.
Третичная глобализация. Авраам, Вавилон. Падение Вавилонской башни. Величайший исход Авраама и Лота и расселение его сыновей и народов по земле.
Червертычная глобализация. Могущество объединённого верхнего и нижнего Нила- Египет. Иаков внук Авраама и Моисей- вот они две вершины новой эпохи образования двух новых ветвей семитских народов:- арабов- от Исмаила и евреев от Евера- но объединённых Иаковым- прозванным богом -"Исра'-Элем.
Только потом был был и состоялся "Трёх этапный великий исход народов из Египетского плена".
Четвертычное расселение уже совершенно новых, иных народов, иных языков и культур по земле. Моисей это пик и венец эпохи великой, глобальной арамейской эпохи.
Пятая эпоха- троична!!,
Очень величественная и в то же время трагичная для всего человечества!! 5- я эпоха неразрывно связаны с тремя великими именами: Давид, Сломон, Ийешуа- Спаситель Исус Христос.
Такого уровня развития глобальных процессов, развития городов, путей коммуникаций, роста торговли и технологий человечество давно утратило. Но Давид, в градостроительстве и Литейном производстве вернули эти знания человечеству. Только представь, по чертежам и под личным руководством Давида были Построены более 280 городов по всему миру, как столиц регионов и центров знаний, науки, торговли и мировой военной политики Империи Давида.
В зодчестве, культуре, развитии массовых мировых коммуникация отца превзошёл сын. Пророк и царь Соломон. Поистине, именно Соломона считают точкой и величиной "золотого сечения эпох мировых цивилизаций и мировых глобальных процессов".
Исус Христос обрёл этот мир умирающим и задыхающимся от гнета Властей и религиозных деятелей, синагог и храмов. Он пытался вновь оживит этот умирающий древний мир. Напомнит его Милостью, Милосердием, Любовью и надеждой на Спасение.
Сами знаете, чем закончился этот призы к миру, безопасности и спасению.
Теперь идёт шестая эпоха глобализации мира.
Она началась не вчера, а в 610 г с первого призыва к исламу и возрождению и спасению мира Господом миров.
Не зависимо от того, миры услышат этот призыв и последуют этому призыву будут решаться судьбы самих людей и миров. Это призыв и очередное обращение Всевышнего всему Человечесству, а не только к евреям, христианам и аравийцам!!!
Во все эпохи были семьи. Люди влюблялись и расставались, умирали и погибали. Переселялись и заново обустривались на новых землях, в новых условиях.
Так и должно быть. Человек не Дуб, который растёт только в одних северных широтах и лесах.
Человек обязан воспроизводиться себе подобных, сохраняя при этом всю красоту моральной, нравственной и правовой девственности и чистоты в отношениях не только для женщин, но и для мужчин, а также общества и государства. Семья- это крепость любого государства. Если есть мир и безопасность в этой Крепости, значит и страна в мире и безопасности!!!
Очагом, где храниться эта ценность является семья и именно поэтому все религии единодушны во мнении, что семья- это милость и великий дар от Бога и ею надо дорожить со всем усердием!!!

0
Hadzhi-Murat 21 сентября 2017, 12:32

Денис! Вы упускаете основную причину изменений в семейных отношениях, происходящих в дагестанском обществе. Корень их состоит в том, что здесь полностью разрушена основа функционирования семьи - труд и право на труд. Разрушение сельского и городского уклада жизни произошло в связи с тем, что практически все население республики в одночасье оказалось лишенным производства и выброшенным на улицу. Фабрики и заводы не работают, масса рабочего класса лишенная основ существования вынуждена оказалась искать хоть какую нибудь работу. Чаще всего местом приложения сил стала мелкая торговля, к которой горское мужское население раньше относилось с определенным пренебрежением. занятием недостойным для него. Стоять за прилавком на рынке горец считал не очень приличным. К такой работе, по их мнению больше подходила женщина. Правда, здесь есть одно исключение - торговля мясом и фруктами, которой испокон занимались мужчины (мясом) и те и другие -в равнинных районах (фруктово-овощной зоне).
Сейчас эта форма торговли в основном находится в руках перекупщиков, практически вытеснивших с рынка производителей.
Что касается сельского населения, кроме занимающихся садоводством и виноградарством, и людей. занятых в бюджетной сфере, практически лишены работы, или вынуждены работать на приусадебных хозяйствах мизерных размеров и практически влачат жалкое существование. Село часто упрекают в том, что они забросили земледелие, поля не пашут и т. д.. В то же время совершенно не учитывается то обстоятельство, что сельский житель за время колхозно - совхозной жизни полностью лишился имевшей ранее тягловой силы, а при развале системы и средств механизации колхозов и совхозов, чьими услугами они пользовались. На чем пахать, сеять, собирать, возить, молотить - это те вопросы, которые возникают перед сельчанами от бабушки и дедушки, до молодой семьи.
Вот некоторые проблемы, лежащие в основе негативных процессов в Дагестане.
Фактически, подавляющая часть мужского населения не имеет место приложения рук и сил. Преподносимая официальной статистикой занятость населения - это фикция для несведущих.
Отсюда и трудовая миграция, и челночество, и связанная с ними преступность. Вот где, мой друг Денис, зарыта собака, которая определяет сущность тех процессов, о которых вы пишете. У вас ислам диктует поведение , а желудок совсем стоит в стороне.


1
Ашурбек Габибов 24 сентября 2017, 19:57

Насколько я помню воспитанием подрастающего поколения в сельской местности, не говоря в прошлом, даже в 50-60-х годах прошлого века в основном занимался джаммат села или община. Воспитателями были престарелые люди и аксакалы села сидящие почти весь день на годекане и "стругающие" палочки, которые делали те или иные замечания, давали определенные советы и задания детям, частенько запугивая их родителями и ублажая своими рассказами и "подвигами". Это было правилом, так-как родители детей в это время трудились на ниве, а мужчины частенько занимались отходничеством, чтобы прокормить семью, как и сейчас. В наше время этот вид воспитания утерян и заменен уличным влиянием не только в городах, но и в большинстве сел. Что такое делать замечание представителю старшего поколения, особенно в городе незнакомому подростку, знает только тот кто делал это неоднократно. Так что кавказцы, в том числе и дагестанцы, рано или поздно полностью растворятся в конгломерате современного эмансипицированного мира мегаполисов, потеряют свои обычаи, культуру и язык. Это исторический процесс цивилизационного развития и глобализации, его невозможно остановить, можно только временно затормозить!

0
Ашурбек Габибов 24 сентября 2017, 20:04

Насколько я помню воспитанием подрастающего поколения в сельской местности, не говоря в прошлом, даже в 50-60-х годах прошлого века в основном занимался джаммат села или община. Воспитателями были престарелые люди и аксакалы села сидящие почти весь день на годекане и "стругающие" палочки, которые делали те или иные замечания, давали определенные советы и задания детям, частенько запугивая их родителями и ублажая своими рассказами и "подвигами". Это было правилом, так-как родители детей в это время трудились на ниве, а мужчины частенько занимались отходничеством, чтобы прокормить семью, как и сейчас. В наше время этот вид воспитания утерян и заменен уличным влиянием не только в городах, но и в большинстве сел. Что такое делать замечание представителю старшего поколения, особенно в городе незнакомому подростку, знает только тот кто делал это неоднократно. Так что кавказцы, в том числе и дагестанцы, рано или поздно полностью растворятся в конгломерате современного эмансипицированного мира мегаполисов, потеряют свои обычаи, культуру и язык. Это исторический процесс цивилизационного развития и глобализации, его невозможно остановить, можно только временно затормозить! Что делать? Вопрос сложный, наверно надо думать, предлагать, обсуждать и делать какие-то выводы не только рядовым гражданам, но и специалистам - социологам.

0
Ашурбек Габибов 26 сентября 2017, 19:44

Повтор Удалить!

0

Оставить комментарий:

Наверх