22 сентября
18 августа 2015 19789 18

Как бьется сердце Лезгистана

Благотворительность на Северном Кавказе: мифы и реалии
Фото: lezgi-yar.ru
Фото: lezgi-yar.ru

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

КАВПОЛИТ провел анализ гуманитарных проектов, которые на Северном Кавказе реализуют российские благотворители – миллиардеры из списка Forbes. В числе их приоритетов – религия, культура и образование. Правда, большинство конкретных получателей грантов и адресной помощи не названы. И это правильно: меценатство не терпит громких слов.

Щедрость – не порок

Агентство финансовой информации Bloomberg опубликовало рейтинг самых щедрых меценатов России. Всего в нем девять фамилий, которые за прошлый год пожертвовали на культуру, науку и спорт $440 миллионов, и это примерно на десятую часть меньше, чем в 2013 году. Первое место в «рейтинге щедрости» занял Алишер Усманов, который потратил $172 миллиона, а на девятой позиции Михаил Прохоров с $19 миллионами.

КАВПОЛИТ выяснил, каким образом деятельность богатых благотворителей и меценатов отражается на жизни Северного Кавказа.

Например, работа фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» нацелена в основном на федеральные проекты (скажем, на поддержку театральной премии «Золотая маска» или Мариинского театра), поэтому на жизнь регионов влияет мало.

Схожее реноме у культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга. За прошлый год на благотворительность он потратил $41 миллион: один из самых известных его проектов – это создание музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Частный музей Фаберже в Санкт-Петербурге, открытый на средства культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга. Фото: sobaka.ru

А вот фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски, судя по его отчету, только в образовательной сфере помог 130 тысячам грантополучателей, а также почти 3 тысячам ученых. Но конкретных имен в фонде не называют…

Suleyman Kerimov Foundation, зарегистрированный в Швейцарии, реализует гуманитарные проекты не только в России, но и во многих других странах – Армении, Бельгии, Китае, Германии, Греции, Израиле, Ираке… Среди российских регионов Сулейман Керимов, разумеется, самые внушительные суммы тратит на благотворительность в Дагестане (он сам родом из Дербента).

За прошлый год траты олигарха составили $55 млн. Керимов – лезгин по национальности, он активно поддерживает развитие лезгинской культуры. В частности, его швейцарский фонд профинансировал издание в московском издательстве «Голос-пресс» книги «Лезгины», которую затем распространили по библиотекам Дагестана.

300 тысяч рублей фонд потратил на издание русско-лезгинского словаря и 800 тысяч – на строительство танцевальной школы для государственного академического ансамбля «Лезгинка».

Сулейман Керимов, разумеется, самые внушительные суммы тратит на благотворительность в Дагестане
Пожалуй, один из самых известных проектов Suleyman Kerimov Foundation – оплата хаджа для малоимущих жителей Дагестана. В 2008 году фонд потратил на это $1,8 млн (к святым местам удалось отправить 245 человек), в 2013 году траты на эти цели возросли до 10 миллионов. В среднем на одного паломника выделялось около 80-100 тысяч рублей: перелет из Махачкалы в Медину, трансфер, расселение в гостинице, питание…

Всего, по данным самого фонда, за шесть лет существования этой программы к святым местам удалось отправить около 12 тысяч жителей Дагестана.

Однако с прошлого года программа приостановлена и возобновится ли в будущем году, неизвестно.

Святилища Каспийского моря

Профинансировал Керимов и строительство паломнического отеля на горе Шалбуздаг в Южном Дагестане, которая считается священной – здесь расположено святилище (зиярат) Эренлан и могила святого Сулеймана.

Также Suleyman Kerimov Foundation донирует другие фонды, действующие непосредственно на территории Дагестана: например, «Данко» занимается лечением и реабилитацией детей с ДЦП в Китае, а «Саваб» – строительством мечетей.

Фонд Магомеда Ярагского получил 247 тысяч рублей на издание книги о выдающемся религиозном мыслителе «Магомед Ярагский – наследие и наследники», а фонд «Исламский мир» – 2,5 миллиона на съемки документального фильма о пророке Мухаммаде.

Фонд «Наследие края» с 2009 по 2013 годы получил в общей сложности более 900 млн рублей на различные проекты, суть которых на официальном сайте Suleyman Kerimov Foundation подробно не раскрывается. Это строительство социальных объектов и мечетей, религиозное образование…

50 миллионов фонд Сулеймана Керимова выделил погорельцам из деревни Цибари Цунтинского района, где в 2010 году пожар оставил без крова почти четыреста человек.

29 миллионов направил фонд на реконструкцию Кизлярской гимназии №1 имени Ломоносова.

Не забывает Сулейман Керимов и о поп-культуре: в 2010 году он выделил 3 миллиона на поддержку сборной Дагестана по КВН. Впрочем, большинство гуманитарных проектов олигарха не афишируются: на сайте его фонда говорится только о том, что крупные суммы были выделены на лечение детей и взрослых (без указания их фамилий).

С прошлого года программа оплаты хаджа малоимущим дагестанцам приостановлена и возобновится ли – неизвестно

И если в этом случае непубличность объяснима, то некоторые начинания Suleyman Kerimov Foundation вызывают удивление. В 2011 году фонд выделил почти 90 млн рублей (по тогдашнему курсу) британской компании Blom Aerofilms, которая занимается аэрофотосъемками, и архитектурной фирме WATG. Целевое назначение – развитие некоего Caspian Sea Town. Более никаких подробностей об этом проекте найти не удалось.

«Башня мудрости» над Пещерой ласок

Фонд Елены и Геннадия Тимченко реализует несколько культурных проектов, самый известный из которых – «Культурная мозаика малых городов и сел». В прошлом году победителями грантового конкурса фонда стали шесть проектов из регионов Северного Кавказа, а в нынешнем – только один.

Гумбетовский центр традиционной культуры народов Дагестана (село Мехельта) выдвинул на грант проект «Гумбетовский район читает стихи Али-Гаджи из Инхо». Для тех, кто не знает, Али-Гаджи из Инхо – это аварский поэт, один из самых прославленных литераторов Дагестана XIX столетия.

Прошлогодние проекты, кстати, до сих пор продолжают реализацию. Например, в селе Татарка в прошлом году появилась «Гречландия» в память о выдающемся живописце Павле Гречишкине. Дети с GPS-навигаторами проводят квест по местам, где творил пейзажист, слушают увлекательные лекции, сами ездят на пленэр…

Дети проходят квест в «Гречландии». Фото: spb.news-r.ru

В селе имени Коста Хетагурова в отделе районной библиотеки рассказывают детям про «Храмы и башни – символ христианства на Северном Кавказе», а в Тырныаузском районном краеведческом музее создали образовательную тропу «Лесная мозаика».

Открытие образовательной тропы «Лесная мозаика». Фото: ruoelbrus.ru

Северо-Осетинский университет имени Коста Хетагурова создал в населенных пунктах Пригородного района (вокруг Мыстулагты лагат – пещеры Ласок) целый кластер, где дети и молодежь знакомятся с чернолощеной керамикой. Лощение – это древняя техника, известная в Осетии: поверхность необожженного керамического изделия натирают до блеска, и только затем кладут в печь.

В прошлом году в грантовом конкурсе фонда Тимченко победили шесть проектов из СКФО, в нынешнем – только один

Жаль, что многие достойные музейные проекты все же не получили поддержки – слишком уж жесток конкурсный отбор. Но поддержкой культурно-музейных проектов занимается и благотворительный фонд Владимира Потанина (программа «Меняющийся музей в меняющемся мире).

В прошлом году грант получила директор краеведческого музея Итум-Калинского района Чечни Мария Рахмаева (проект «Башня мудрости»), а в нынешнем – научный сотрудник Лилия Галазова из Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства в Беслане (проект «ЗАГС: Зарисовки, анимация, горцы, свадьба») и Игорь Яковенко из Ставропольского государственного музея-заповедника (проект «Городок в удачном месте»).


Награждение победителей конкурса проектов, претендующих на гранты фонда Владимира Потанина. Фото: museumguide.ru

Помимо этого, фонд Владимира Потанина реализует и стипендиальную программу для студентов и молодых преподавателей вузов. Участвуют в этой программе три вуза Северного Кавказа: Пятигорский лингвистический университет (ПГЛУ), Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) и Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ). 0 Распечатать

Magomed Magomedov 19 августа 2015, 10:23

название статьи абсолютно некорректное

2
Рамазан Салманов 19 августа 2015, 11:54

Совершенно верно причем тут "Лезгистан",что такое "Лезгистан" и где этот "Лезгистан"- Антон Чаблин?

-7
Guraba Garahsiy 19 августа 2015, 17:28

Рамазан Лезгистан это страна лезгин,и находится на территории исторического проживания лезгин. Не надо так грубо говорить о том чего ты не знаешь

6
Рамазан Салманов 22 августа 2015, 05:27

Нет и не было такого географического названия,политико-административного деления,а тем более государственного образования как "лезгистан",поэтому Антон Чаблин здесь говорит о виртуальной "стране" или "планете Альфа-Центавра", вводя обывателя в заблуждение и погружая его в мир иллюзий.Ведь одна такая ошибка уже была допущена,когда Государственный ансамбль народного танца Дагестана,назвали "лезгинкой",против чего категорически выступал "отец-основатель"ансамбля Танхо Селимович Израилов-мотивируя свое несогласие тем,что это название сужает масштаб и значение ансамбля танцев многонационального Дагестана и вводит в заблуждение обывателя,относительно происхождения танца, скажите после этого,что мудрый Танхо был не прав?

-6
Magomed Magomedov 23 августа 2015, 09:40

Салман, вот тут ты уже не прав. Лезгистан известен как образование еще с 13 века. Читай историю, если хочешь слыть эрудированым человеком, и не писать то, чего сам не знаешь. Таких как ты, любителей переписывать чужую историю, к сожалению много. Автор статьи, упоминая выражение Лезгистана, делал акцент на деятельность сенатора СК, но сама статья не отразила даже на 15 % своего оглавления. И еще, хочется надеяться, что Салман Рамазанов, являясь настоящим дагестанцем, не болен тем, чем больна вся страна по отношению к так называемым "лицам кавказской национальности".

3
Magomed Magomedov 23 августа 2015, 09:47

Салман и Салман Рамазанов, читать как Рамазан и Рамазан Салманов

0
Рамазан Салманов 23 августа 2015, 17:08

Нет и не было такого географического названия,политико-административного деления,а тем более государственного образования как "лезгистан",поэтому Антон Чаблин здесь говорит о виртуальной "стране" или "планете Альфа-Центавра", вводя обывателя в заблуждение и погружая его в мир иллюзий.Ведь одна такая ошибка уже была допущена,когда Государственный ансамбль народного танца Дагестана,назвали "лезгинкой",против чего категорически выступал "отец-основатель"ансамбля Танхо Селимович Израилов-мотивируя свое несогласие тем,что это название сужает масштаб и значение ансамбля танцев многонационального Дагестана и вводит в заблуждение обывателя,относительно происхождения танца, скажите после этого,что мудрый Танхо был не прав?Вот таков мой ответ Магомед,тут как говориться, вы мне конечно друг,но истина дороже....

-5
Murad Hibiev 24 августа 2015, 02:35

Что же вы такой злой салманов, все хотите наровить стравить все народы, постоянно внося смуту и склоки. Конечно же мудрый тахо был не прав, -а почему? Не он с его народом не имели отношение к танцу кавказа, так как этот танец зарождался за долго до их заселения на землю лезгов. Ну, что же, назвали этот танец, лезгинкой, не потому, что только лезгины основатели и пректоры этого замечательного танца, а как вы все заметили, звали нас всех леками и в частности остальные дагестанские народы. Русские знакомясь с кавказом, более, после и во время завоевания, большее отношение имели и с грузинами, они тоже называют свой кавказский танец лекури (танец леков). Вот и танец в переводе получается лезгинка, а если посмотреть, на народные танцы дагестана, то они тоже отличаются от общей лезгинки, так как каждый джамаат и село в некоторых моментах танцуют этот танец по разному. Звучность танца под названием лезгинка очень сочетается и красива, и нет тут ничего плохого,-это наш танец, танец кавказцев. Так вот дагестан, тоже не наше название и так нас называли по отношению к местности как страна гор, так что же, теперь нужно все взять и отменить? Мы были лезгинами есть и будем и кюринцы, они кюринцы ханства кюринского, самурцы ахтынского, кубинцы ханства кубинского, но вместе мы лезги. Мы раздленный народ и не по своей судьбе, после множеств войн и нашествий разных империй и султанств, но у нас есть право как народа на самоопределение и никто не вправе у нас его отобрать и мы обязательно воссоединимся и как мы себя назовем,-это наше право тоже. Ни у кого мы ничью историю не забираем, раз нас всех называли лезгами, так что же вы отделяетесь от нас? Что же вы не хотите остаться леками, кем мы все были всегда? Товарищ салманов, не должно быть государств, так как все народы равны и свободны по своему происхождению и по воле Всевышнего. Мы кавказцы, значит и республика должна быть у нас кавказ с разными народами населяющие это пространство, Русь включает в себя, все земли народов славян, где у них один генофонд, тогда не будет разницы между нашим происхождением, так как мы все происходим от Адама. Нужно улыбнуться салманов, протянуть руку, попросить прощение, дать дельный совет, помогать ближнему, заботиться о дружбе и дарить всем свою любовь и тогда все люди вам ответят тем же. Обратитесь к Аллаху уважаемый Рамазан, творите добро разве не этого хочет от нас наш Господь?

3
Рамазан Салманов 24 августа 2015, 10:48

Мурад я вовсе не злой,а говорить правду,пусть даже горькую для некоторых,это ни есть стравливание народов,напротив это есть очищение от ненужных наслоений в их отношениях,потому как нет ничего худшего,во взаимоотношениях народов,чем когда они построены на лжи и создают видимость благополучия. Вот наглядный пример перевирания в вашем посыле:"Русские знакомясь с кавказом, более, после и во время завоевания, большее отношение имели и с грузинами, они тоже называют свой кавказский танец лекури (танец леков). Вот и танец в переводе получается лезгинка"-в том то и дело,что не получается танец "лекури"не в переводе,не по смыслу "лезгинкой",в этом фишка.А о происхождении этнонима "лезгины" я тут в намедни докладывал другому товарищу по сути обсуждаемой проблемы,поэтому даю тот же формат без купюр вам:посыл "Тем более, сохранились продолжатели данных культурно-языковых традиций: лезгинские народы и таты".Где совершенно справедливо, к месту и ко времени уместно определиться-а)кого автор статьи называет "лезгинские народы"?;б) считают ли себя таковыми(в частности табасаранцы-рутульцы и т.д)"лезгинскими"?;в)известно ли автору статьи,что этноним "лезг(ин)"вообще то получен в результате метатезы(непроизвольного изменения звуков или букв) от "Лакзи", на чем настаивают известные историки и лингвисты,в частности профессор В.Ф.Минорский(Справочно: (24.I(5.II).1877 - 25.III.1966) - рус. востоковед. Род. в г. Корчеве на Волге. Окончил юридич.ф-т Моск. ун-та (1900) и Лазаревский ин-т вост. языков (1903). Работал по линии Мин-ва иностр. дел России в Иране и Турции. После Окт. революции не вернулся в Россию. В 1919 уехал из Ирана во Францию. В 1930 переехал в Англию. С 1937 - проф. Лондонского ун-та. М. - автор многочисл. трудов по истории и культуре Ирана ("Persia in 1474-1490","RAS", Monogr., 1957, v. 26, и др.), Закавказья ("История Ширвана и Дербенда X-XI вв.", М., 1963, и др.) и Турции, по истории ислама ("Мат-лы для изучения перс. секты "Люди истины", или "Ала-Илахи"", "Труды Лазаревского ин-та", в. 33, 1911, и др.), этнографии ("Курды. Заметки и впечатления", "Изв. МИД", СПБ, 1915, No 3, и др.), истории востоковедения (ряд ст.). М. опубликовал (с предисл., пер. и комментариями) "Hudud al-Alam", "GMS", new ser., 1937, v. 11 и "Tadhkirat-al-muluk. A manual of Safavid administration", там же, 1943, v. 16; M. - чл. Британской и Французской академий, почетный чл. "Азиатских обществ" Франции и Германии, почетный доктор Кембриджского и бельг. Свободного ун-тов, участник мн. междунар. конгрессов и конференций востоковедов, в т. ч. 25-го Междунар. конгресса востоковедов в Москве (1960). Библиографию трудов М. см.: List of publications by Professor V. Minorsky, IRANICA, "Publication of the University of Tehran", 1964, v. 775.)-а "патриарх" дагестанской историографии д.и.н. Расул Магомедович Магомедов( Справочно: (1910, Гапшима, ныне Акушинский район,Дагестан, Россия — 2005, Россия) — советский и российский историк, кавказовед. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и ДАССР, лауреат Государственной премии РД в области общественных наук. Родился в селе Гапшима, по национальности — даргинец . В 1934 году окончил исторический факультет Дагестанского педагогического института. С 1934 по 1937год проходил аспирантскую подготовку при Московском Институте философии, истории и литературы под руководством А. Тахо-Годи. В 1937году защитил кандидатскую диссертацию, в 1948 году — докторскую. В 19361937 годах работал младшим научным сотрудником Института истории СССР. С1937 по 1941 год — директор НИИ национальной культуры (ныне Институт истории, языка и литературы). С 1945 по 1950 год — заместитель председателя Дагестанской базы АН СССР. С 1943 по 1945 год — народный комиссар просвещения ДАССР. С 1950года — заведующий кафедрой истории СССР ДГУ. Воевал в Великой Отечественной войне.Является автором более 400 публикаций, среди которых более 20 фундаментальных монографий, по истории, этнографии и культуре народов Дагестана)-утверждал,что этноним "лезг(ин)"окончательно закрепился,за кюринцами(это тех кого сегодня зовут "лезгинами") лишь вначале 20-века,именно поэтому один из партийных руководителей Дагестана в 30-х годах прошлого столетия(в 1937 репрессирован)Нажмудин Панахович Эфендиев(Самурский)собственноручно в автобиографии в графе национальность писал:"кюринец" (документ наличествует в архиве),а до этого в 19-20 веках в Дагестане,совершенно безосновательно,особенно пришлыми агностиками, кого не поподя могли назвать "лезгинами",чтоб убедиться в этом достаточно прочитать "опус" Семена Броневского обозванного им громогласно,не иначе как "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе"1825 г.Резюмирую автору(или группе авторов) статьи надо быть тщетельнее,сказав "а"в своих суждениях,надо договаривать до "я",тогда и не будут возникать по его(их) публикациям не разночтения, не разнотолкования."Т.Е. Мурад я хочу этим сказать,что мы живем в ложно заданных парадигмах и в столь же ложных стереотипах,от которых надо очищаться,это все равно,что компьютер очистить от вирусов,а наши мозги от ненужных наслоений.

-4
Murad Hibiev 25 августа 2015, 14:46

Ув.Рамазан я рад что вы хотите правды и добиваетесь справедливости, но я с вашими доводами я не согласен, так как история не строится на гипотезах, догадках, предположениях и настаиваниях историков и лингвистов путём перестановки букв, для объяснения происхождения некоего термина. История уходит в глубину веков, находится в во языцах ближних и дальних народов, в античных и средневековых летописях. Лакз имеет арабское значение и он не появился просто так. Леги многочисленное племя кавказской Албании и они описаны в трудах античных и средневековых источников, армянского лекз, грузинского лекос, иранского лезг арабского лакз. Ученых выходцев из лакза и так называли приставкой ал лакзи, так зачем еще нужно переставлять буквы, чтоб для чего то изменить слово утверждая метатезой основу арабского термина, в некий новый слоган...Я поражаюсь как можно было додуматься и сделать вывод этим псевдоученым,путём перестановки букв, дать объяснение национальности лезгин. Это не метатеза, а метастазы в головах учёных историков и лингвистов. Лакз это название лезгиноязычных народов, как местности их ареала проживания. Не лезгины берут себе самоназвание через лакз, а лакз является названием леков. То что касается рутульцев и табасаранцев об их близости к лезгинам говорят за них их языки. Думаю, что они не "маленькие дети" и не нуждаются в суфлерах и сами вправе определять кто их предки, и откуда их корни. Мы знаем свою историю ув.Рамазан и обязательно её возродим, но правда и справедливость не в этом, а в том, что мы все народы должны быть вместе, а скрепить нас всех может только Вера, так что не за те удила вы берете историю... Желаю вам всего наилучшего, удачи, здоровья.
p.s уверен вирус от которого нужно избавиться человеку, то это тщеславие, гордыня,злоба,ненависть,эгоизм, высокомерие,заносчивость,зависть,лицемерие,эгоцентризм, и если вы посмотрите на себя со стороны, то вы увидите, что у вас матариализм и безверие отобрало рассудительность и я вижу это в ваших многочисленных комментариях которое вы оставляете на кавполите и других на разных ресурсах и сделал вывод из такого знакомства с вами.Говорю так как увидел и почувствовал,- сердцем.

1
Рамазан Салманов 25 августа 2015, 21:31

Уважаемый Мурад-вот умеете вы "в бочку меда,положить ложку дегтя" или как говорят: "начать за здравие и кончить за упокой",так хорошо и человечно стали разъяснять совою позицию,которая достойна уважения и тут надо тебе:" Лакз это название лезгиноязычных народов, как местности их ареала проживания. Не лезгины берут себе самоназвание через лакз, а лакз является названием леков. То что касается рутульцев и табасаранцев об их близости к лезгинам говорят за них их языки"-С чем никак не может согласиться академическое сообщество и выражает свое полное недоумение,в той связи,что вообще не понимают откуда пошла "гулять байка" и кто её запустил,что "Лакз"-это название лезгиноязычных народов и их ареал обитания? И аргументируюют они свое недоумение,следующим образом,в фундаментальном историческом труде грузинских летописцев "Картлис цховреба"(переведенной на русский язык издательством "Мерани")признанным академическим сообществом,как наиболее достоверно описывающую историю Кавказа соизмеряя её с реалиями,говориться: "Захватив Дербентский проход,монголы предпринимают ряд экспедиций в глубь горных ущелий.Одна из них началась осенью 1239 г.,(обращаю внимание на дату) когда "между эмирами Гумика(Къумъуш-Гази-Кумух) и султанами Хайдака разбилось зеркало согласия".По перевальной дороге,ведущей к верховьям Гази-Кумухского койсу,монголы вторглись в Лакз,а в начале апреля 1240 г., взяли Гумик(Къумъуш-Гази-Кумух)"-где ученые задаются вопросом,разве верховья Гази-Кумухского койсу,это ареал обитания кюринцев(тех кого сегодня называют лезгинами)?Сами же отвечают,что нет,это из покон веков ареал обитания дагестанских лакцев(отсюда и "Лакз"),а раз так,у ученых "вытекает" вопрос второй из первого,кто на каком основании и когда,ввел в обиход посыл,что "Лакз-это земля лезгиноязычных народов"?Что является с их точки зрения исторической несуразицей и где они продолжают недоумевать,над понятиями "лезгиноязычные народы",кто это и считают ли они себя таковыми,с учетом факта,что этноним "лезг(ин)"образован в результате метатезы(непроизвольного изменение звуков или букв от "Лакзи")и закрепился за кюринцами(современными лезгинами) по утверждениям тех же ученых(см.мой комментарий выше)лишь в 20 веке.А вот, что пишет по интересующей нас проблематике,крупнейший российский историк,этнограф,географ и т.д. Лев Николаевич Гумилев в своем фундаментальном труде: "Древняя Русь и Великая Степь"-дословно: "Талантливый и жестокий полководец Мерван, взял горные крепости,покорил в 736 г.,царство лакцев(лакзов) "Лакз" и алан и перенес войну в Хазарию".Т.Е.,уважаемый Мурад не один здравомыслящий ученый,даже те у кого слегка "воспален мозг",не ассоциируют "Лакз"с кюринцами(современными лезгинами)или пресловутыми "лезгиноязычными"народами.Ваш легкий намек,про "лек",не комментирую,потому как начитался,кюринско-лезгинской литературы,где они утверждают,что кюринцы(современные лезгины)тоже "леки",потому как якобы на их языке "лек"-означает "орел", вообщем на том основании они якобы есть "орлы-леки"-это все конечно же у ученого сообщества,кроме "гомерического" смеха ничего и не вызывает. И эти утверждения делаются скажем прямо недалекими людьми,даже на фоне того,когда по заверениям крупнейшего кавказоведа Петра Карловича Услара-составителя алфавитов почти всех кавказских народов,который изучал лезгинский язык,названный им кюринским в середине 19 века,а кюринцы ему выражали недоумение по поводу того,что их татары(азербайджанцы) называют даже не "леки"(это предмет отдельного и длительного разговора кого и в какой связи те же грузины называли "Леки",что хорошо отражено в труде "Картлис цховреба"), а "лезги",тогда как в их кюринском языке нет даже корней для такого обозначения,о чем собственно и поведал в своих записках Петр Карлович Услар. Резюмирую,реалистичный исторический формат с её экстраполяцией на современность,есть самая, что ни на есть гражданская-ответственная позиция,которая ничего общего не имеет с тщеславием, гордыней,злобой,ненавистью,эгоизмом приписываемых вами мне,просто надо жить в реальных измерениях и не допускать своего несанкционированного погружения в мир иллюзий,потому как это самообман,это утопие....

-4
Murad Hibiev 26 августа 2015, 00:30

Ок. Ув. Рамазан Мы Лезги- Леги.Я вас поддерживаю в одном,что мы Леги,- лакзами, лакзинами,лекзинами, себя не называли и не индефицируем.Аппетит ув. Рамазан хорошее чувство и ложка дегтя в бочке меда для некоторых тоже как я заметил -еда.Так вот, если взятие гумика как лакза монголами,1240г это ваш единственный аргумент, то я скажу так.Я с вашими доводами опять таки не согласен и со всем академическим сообществом "знатоков".Почему? Так вот, как я говорил все названия что существуют и до сих пор и наш дагестан, это все названия которые нам дали те кто приходил на наши (общие) земли с завоеванием(в моем личном смысле земли кавказской албании).Почему же по моему мнению лаккучи не имеют отношения к лакзу? В 10 веке лакз охватывал территорию занимаемую лезгиноязычными народами, носителями легских языков в басейне рек самур,курах-чай,чирах отчасти также аварцами В.Ф.Минорский ( (24 января (5 февраля) 1877, Корчева, Тверская губерния, Российская империя — 25 марта 1966, Кембридж, Англия, Великобритания) — выдающийся русский востоковед, исследователь истории, исторической географии) локализует область населенную племенами лакз к западу от маскута,в верхнем течении реки самур. Он так же отмечает,в ЛАКЗском(склонение русское обращаю внимание,ск -суфикс, он-окончание) районе мы встречаем упоминание о месте называемом арабами к.р.к. Его можно отождествлять с Кураком расположенным на южном притоке реки касум-кенд, который находится между рубасом и самуром. Согласно арабскому источнику аль Балазури (дата рождения 9 век,автор книги «Футух аль-бульдан» («Завоевание стран»)обрабатывал обширные, в том числе документальные, исторические материалы) писал, страна лакз(ов) ("ов" окончание) находилась на равнине между самуром и городом шабран,(то есть южнее нынешнего дагестана).По сообщению другого арабского историка ,географа и путешественника Масуди 896г.писал народ лакз(ов) живет в самых высоких горах этой местности.Закария аль-казвини (1203 — 1283) называет Цахур главным городом страны Лакз(ан).Так вот ваше название народа лаккучу и каким боком оно относится к лакз(у) я по вашей интерпритации доводов и гипотезы никак не могу понять. Если вы хотите связать название вашего народа лаккучу как лакцы в русской интерпритации, а народ лакз склоняемый в множественном числе как лакз(ы) с русским окончанием как лакцы-лакзы,ну может эта версия имеет право на существование если взглянуть на нее со стороны русского языка, но арабы дали вашей земле название поселения Гумик (Кази-кумух) как земля Туман.Ну если разобрать со стороны русского языка, то возможно когда арабы пришли по вашему в ваш лакз, то застали там туман и прозвали это место туманом. Мое мнение такое, так не решаются вопросы истории, на площадке сети, для этого есть другие дискуссионные сообщества и наша общая история народов дагестана ув.Рамазан так сильно переплетена, что ее так просто не распутаешь. Мы завязаны общей историей на века жить вместе, а национпальность у нас должна быть мусульманин. Я вижу этот мир по другому и не хочу дискутировать на националистические тематики. Заберайте салманов себе лакз и живите с ним сколько угодно, а мы Леги оставим себе своё местопроживания, ареал своего расселения и как были Легами на земле, так и предстанем перед Всевышним в день суда и мне очень хочется, чтоб у моего народа было что положить на весы судного дня, чтоб Господь нам сказал:"Входите в рай"
p.s. прощайте рамазан, не пишите мне больше.

2
Рамазан Салманов 27 августа 2015, 17:31

Мурад,удовлетворяя вашу же просьбу,вам отвечать не буду,но не отреагировать на ваши очередные ничем не обоснованные посылы,считаю преступлением перед читателями(а поверьте мне на слово здесь читают не просто обыватели,но и люди которые в теме)а потому не отреагировать не могу,и реакция будет в формате,ваш посыл-мой контраргумент:посыл:"Я вас поддерживаю в одном,что мы Леги,- лакзами, лакзинами,лекзинами, себя не называли и не индефицируем"-Контраргумент-кто,когда и на каком основании вас идентифицировал как "леги",назовите объективный источник,не вызывающий разночтений и разнотолкований,а так же поддержанный академическим сообществом,где об этом однозначно говориться?
Посыл:"Почему же по моему мнению лаккучи не имеют отношения к лакзу? В 10 веке лакз охватывал территорию занимаемую лезгиноязычными народами, носителями легских языков в басейне рек самур,курах-чай,чирах отчасти также аварцами В.Ф.Минорский"-Контраргумент-не в 10 веке не в последующих веках вплоть до 20 века этноним "лезг(ин)"образованный в результате метатезы(непроизвольного изменения звуков или букв)не был самоназванием определенного этноса,об этом говорит сам профессор Минорский В.Ф.,в своем фундаментальном труде "История Ширвана и Дербенда" 1963 г.,Москва.,-"лезгины"было скорее не названием,а искаженным прозвищем в 18-19 веках всех дагестанских народов(см. Семен Броневский "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе"1825 г.),а потому не мог Владимир Федорович Минорский(автор теории метатезы-в результате чего образован этноним "лезг(ин)")-опровергая самого себя,заявлять,что аж в 10 веке "Лакз" охватывал территорию неведомых ему "лезгиноязычных народов",не надо наговаривать на В.Ф. Минорского. А вот,что говорилось о лакцах в той же связи: П. К. Услар писал: «Лаки, — классические леги. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сообщалось, что «лаки» (лакцы) это «классические леги (Λήγες)».
Посыл: ".По сообщению другого арабского историка ,географа и путешественника Масуди 896г.писал народ лакз(ов) живет в самых высоких горах этой местности.Закария аль-казвини (1203 — 1283) называет Цахур главным городом страны Лакз(ан).Так вот ваше название народа лаккучу и каким боком оно относится к лакз(у) я по вашей интерпритации доводов и гипотезы никак не могу понять?"-Контраргумент-что касается Аль Масуди-так он говоря об Ал Лакзи-никак не противоречит моим доводам, и доводам других ученых,что Лакз(правители)-действительно находился(находились) в высокого в горах,а власть распространялась с гор и до самых до окраин.Отсюда сообщения армянских источников,озвученных в 1977 году на Всесоюзном симпозиуме кавказоведов,многолетним президентом академии наук Армянской ССР Виктором Амазасповичем Амбарцумяном,дословно:"В 1 веке до нашей эры Лаки(заметьте не путают с "лезгами") с каспиями участвовали в борьбе Тиграна второго против агрессии Рима.И в последующие столетия лакские дружины бок о бок с народами Закавказья сражались за независимость.По данным армянских исторических хроник,Лаки занимали почетное место в военной иерархии Армении,дали название целому региону Алагечк,что в переводе с армянского Лакия"(см. журнал АН СССР, отчета о симпозиуме стр.337).Относительно названия лаккучу и какое оно имеет отношение к Лакзу-тут все более чем просто-Лакцы-из покон веков сами себя на своем природном языке, называют-"лаккучу",а язык народа-это квинтессенция души и разума его, отражающего исторический путь развития народа(не один другой народ Дагестана так себя не называет),зато близлежащие племена лакцев называют:Аварские народы именуют лакцев как — тумал, лакал; даргинские народывулугуни, вулеги,вулеко; кюринцы(совремнные лезгины) — яхулви, лаквияр; кумыки — къазыкъумукъ, лаклар.А вот,что в нашей связи говорят Российские источники:В дореволюционной России лакцы именовались как «казикумухцы»и «лаки». А. В. Комаров (1869 г.) писал: «В самом центре Дагестана, в верховьях реки, известной у нас под названием Казикумухского Койсу, живёт особое племя, называющее себя Лак а страну свою Лакрал-Кlану. Н. Ф. Дубровин (1871 г.) писал: «Племя, известное у нас под именем казикумухцев, само себя называет лак, а страну свою лакрал-кlану».
В переписи населения Дагестанской области 1886 года, жители Казикумухского округа были именованы «Лаки» (48,316 тыс. ч.). На схематической карте Дагестанской области 1895 года, составленной историком и этнографом Е. И. Козубским, жители Казикумухского округа именованы «Лаки».Эти и приведенные мною выше в комментариях, исторически-обоснованные доводы говорят о том,что Лакцы к "Лакзу"имеют не просто какое-то,а самое прямое отношение,что является очевидным фактом.
Посыл: "но арабы дали вашей земле название поселения Гумик (Кази-кумух) как земля Туман"-Контраргумент -арабы изначально два поселения протолакцев Гукал и Кивади,которые в последующем стали звать Гумик(Гази(а не "кази")-Кумух)называли- Ибн Руст в началеX в. именовал Кумух как крепость «Ал-Лак ва Гумик». Резюмирую из всего сказанного вами,не отвечая вам,могу согласиться только с одним посылом,что по истории Дагестана и его народов,действительно необходима серьезная на хорошем научном уровне дискуссия,чтоб каждый "могомед"или "ахмед"не изгалялся над историей,так как ему это заблагорассудиться и не портил тем самым подрастающее поколение, делая из них "магомедов"не помнящих родства,превращая их в биороботов.

-4
Murad Hibiev 31 августа 2015, 22:59

Какой же вы выдумщик Рамазан)))

0
Рамазан Салманов 01 сентября 2015, 15:54

Мурад ну что вы,какой же я выдумщик,куда мне до некоторых выдумщиков из вашей среды.Надеюсь вы заметили,что когда я аргументирую свою позицию,я ссылаюсь на источники причем не местечковые а объективные,с точным указанием автора вплоть до страницы, где об этом говориться.А потому я на выдумщика никак не тяну,догадайтесь с трех раз,кто тянет....?

-3
Murad Hibiev 01 сентября 2015, 18:01

Я ни с кем не связан и не знаю о каких выдумщиках говорите вы, но я вижу что вы выдумываете. Я вам все равно докажу, что я прав. Я изучу эту тему и мы обязательно встретимся. Я аргументирую все то, о чем вы здесь говорили (не отвергая достоинств вашего народа) и дам вам ответ. Ассалам алейкум.

0
Рамазан Салманов 03 сентября 2015, 18:37

Мурад, вне всякого сомнения и я за то чтоб аргументированно ссылаясь на объективные исторические источники снять все недомолвки по истории Дагестана и в этой связи уже не первый год призываю открыть широкую дискуссию по истории Дагестана,которая кстати детально еще не написана,но очень сильно извращенна за весь постсоветский период различными горе-историками.Я убедительно вас прошу только об одном,когда я говорю и неких горе-исторических "борзописцах"к какому бы этносу они не принадлежали,не экстраполировать их недостатки на весь народ или этнос....

-3
kpmod 24 августа 2015, 09:48

Magomed Magomedov, БАН за оскорбительные и неуважительные высказывания в адрес форумчан.
Модератор

0

Оставить комментарий:

Наверх