23 февраля 2014 2943 1

Семьдесят лет трагедии

История репрессированных народов России и преодоление последствий депортации

usahlkaro Бексултан Сейнароев Автор статьи

Ровно 70 лет назад, 23 февраля 1944 года, в два часа ночи началась операция «Чечевица», целью которой было выселение чеченцев и ингушей с занимаемой ими Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан. Операция будет длиться около двух недель, последствия же ее растянутся на десятки лет. То, что в исторических документах называется депортацией, в сознании целых народов останется ничем иным, как геноцидом.

Об этих событиях и их последствиях для чеченцев и ингушей рассказывает Бексултан Сейнароев, доктор юридических наук, профессор, председатель Оргкомитета по возрождению ингушской государственности с 1989 по 1992 год.

Исполнилось 70 лет со дня депортации – насильственного изгнания из своей исторической родины ингушского и чеченского народов. Но в памяти, как клинопись на граните, сохранились ни с чем несравнимые по жестокости, коварству по замыслу, бесчеловечности по исполнению, акты по геноциду целых народов, не исключая детей, женщин, стариков, которые позже назовут цивилизованным словом «депортация».

Многое уже написано о том, какие несчастья, страдания принесли эти акты сотням тысяч ни в чем неповинных людей, сколько людей было расстреляно в первые часы начала этого акта насилия, сколько нетранспортабельных людей в труднодоступных горных селениях было уничтожено, истреблено войсками советского НКВД, а в печально известном селе Чечено–Ингушетии – Хайбах сотни нетранспортабельных людей были загнаны в колхозную конюшню и заживо сожжены. Сколько людей погибло в пути следования к месту ссылки – в Казахстан и Среднюю Азию, и в первые годы пребывания на чужбине от голода, холода, болезней и тоски по Родине.                   

В СССР из ста народов полностью или частично были подвергнуты депортации  48 народов. Сталинская тирания выселила нас на вечное время. Но в этом мире нет ничего вечного. Давно ушли из жизни великий тиран Сталин и его преступное окружение. Всевышний Аллах воздал им должное: все они ушли из жизни насильственной смертью! Мучения, голод, холод, болезни и гибель сотни тысяч ни в чем неповинных людей, в том числе детей, матерей, стариков репрессированных народов, их слёзы и мольбы ко Всевышнему о возмездии, думаю, были услышаны.

После долгих 13 лет депортация была признана геноцидом. Все акты по депортации народов Декларацией Верховного Совета СССР от 14.11.1989г. были признаны преступными и отменены.

Мы, выжившие в этих адских условиях, не имеем права забыть выпавшие на долю нашего народа несчастья и бедствия. Необходимо сделать все, чтобы ни один народ в будущем не подвергся такому чудовищному и несправедливому насилию, восстановить в полной мере нарушенные антиконституционным путем  права репрессированных народов. Это наш долг перед светлой памятью безвинно замученных и погибших в этой неволе наших матерей, отцов, братьев и сестёр, независимо к какому из репрессированных народов они относятся.

Депортации целых народов, чудовищные политические репрессии и произвол сталинского режима в отношении миллионов граждан многонациональной великой страны: русских, украинцев, белорусов, татар, казахов, узбеков, евреев, грузин и других народов, явилась, как мне представляется, одной из главных причин, приведших к сокрушению великой державы – Советского Союза, нанесла  урон основам российского демократического федеративного  государства, дружбе народов, вызвала глубокие потрясения в обществе.                     

твитнуть цитату
Ингушетия (как и Чечня) не была оккупирована немецкими захватчиками. Поэтому нет необходимости доказывать несостоятельность версии о сотрудничестве с немцами

В связи с распадом Советского Союза его правопреемником стала Российская Федерация, к которой перешли вся тяжесть и ответственность за восстановление нарушенных прав репрессированных народов России.

…Никто не мог сказать точную причину обрушившегося на наш народ бедствия и несчастья. Этим, похоже, никто тогда и не был особенно озабочен. Враги наши говорили, что нас выселили за сочувствие и сотрудничество с немецкими оккупантами. На самом деле Ингушетия (как и Чечня) не была оккупирована немецкими захватчиками. Поэтому нет необходимости доказывать несостоятельность версии о сотрудничестве с немцами.

Другое дело, выработанная на государственном уровне советской империи (СССР) концепция о том, что народы, живущие вблизи государственных границ, имеющие либо общий язык, культуру, либо общую религию с народом, проживающим на противоположной стороне границы, в другом государстве, стратегические интересы которого не совпадают с интересами СССР, относились, как правило, к числу «неблагонадежных». 

По этой причине осуществлялись депортации целых народов с Дальнего Востока (корейцы и другие), с финского побережья в 30-40 гг. двадцатого века (до начала Второй мировой войны ).

Наиболее вероятной причиной депортации ингушского народа представляется, таким образом, именно эта. Власти, видимо, предполагали, что ингуши могут сочувствовать туркам, братьям по вере, в случае, если Турция вступит в войну на стороне Германии и её союзников с целью отторжения Кавказа. А возможность вступления Турции в войну в 1943 году, когда Политбюро принимало решение о депортации, видимо, не исключалась.

Ингушам и в голову не могло прийти, что новый завоеватель осчастливит их. Слишком свежи были воспоминания об обещаниях большевиков вернуть им земли предков. Но, как заметил ингушский поэт Али Хашагульгов: «Полный рот земли дала мне новая власть».

Проводя исторические параллели депортации и возвращения ингушей на святую для них землю Отечества — Ингушетии, следует учитывать размышления и выводы известных русских генералов, в разные годы истории непосредственно участвовавших в боевых действиях против ингушей, отстаивавших права своего народа.  

Особенно впечатляет своей правдивостью повествование генерал-лейтенанта А. Г. Шкуро, непосредственного участника трагических событий грозовых лет Гражданской войны. Вот что писал в своих мемуарах белый генерал:

«Еще со времен покорения Кавказа отчаянно защищавшие свою независимость, храбрые и свободолюбивые ингуши были частью истреблены, а частично загнаны в бесплодные горы, на принадлежавших им прежде плодородных землях расселили терских казаков, основавших на врезавшемся в Ингушетию клине свои станицы. Лишенные возможности зарабатывать свой хлеб честным путем, ингуши жили грабежами и набегами на казачьи земли. Еще в мирное время пограничные с Ингушетией терцы не выезжали в поле без винтовок. Не проходило дня, чтобы не было где-нибудь стрельбы и кровопролития. Считая казаков угнетателями, а казачьи земли по-прежнему своими, ингуши беспощадно мстили терцам. Отношения создались совершенно непримиримые: дальнейшее сожительство было немыслимо. Нужно было или уничтожить ингушей, или выселить казаков с бывших ингушских земель, вернув таковые их прежним владельцам. Большевики по занятии ими Северного Кавказа, созвав во Владикавказе съезд представителей ингушей и казаков четырех терских станиц, приказали последним в месячный срок выселиться. Впоследствии по очищении Северного Кавказа от большевиков терцы вновь вернулись на свои станицы, но после неудачи Деникина были опять изгнаны.

твитнуть цитату
Шкуро: дальнейшее сожительство было немыслимо. Нужно было или уничтожить ингушей, или выселить казаков с бывших ингушских земель, вернув таковые их прежним владельцам

…Около 24 января я подошел к Владикавказу. Выслал я парламентеров в Муртазово с предложением сдать селения без боя, однако они были обстреляны ингушами. Тогда послал генерала Геймана с пластунской бригадой вступить в Ингушетию и по овладению рядом аулов занять столицу ее — аул Назрань. Задача Геймана была чрезвычайно трудной, ибо каждый клочок территории, каждый хутор и аул защищались с мужеством отчаяния и стоили большой крови.

Атаковав аул Муртазово, я взял его после чрезвычайно упорного и кровопролитного боя. Один ингуш-пулеметчик стрелял до последнего момента и был изрублен казаками лишь после того, как выпустил последний патрон. Едучи верхом, я увидел, как два казака вели пленного старика-ингуша. Выхватив внезапно шашку у одного из конвойных и полоснув ею по голове, старик внезапно бросился бежать в кусты. Его настигли и хотели изрубить. Однако я не позволил убивать старика и объяснил казакам, что патриотическое и геройское, с его точки зрения, поведение старого ингуша должно служить примером для казаков. Спасенный мною ингуш проникся ко мне бесконечной благодарностью; воспользовавшись этим его настроением, я послал его в Назрань, чтобы он предложил своим единоплеменникам прекратить напрасное кровопролитие и войти со мной в переговоры. Миссия увенчалась успехом» (А. Г. Шкуро. Трагедия казачества. М.: Молодая гвардия, 1994. С.20).

Как себя проявили ингуши в борьбе за освобождение своих, насильственно отнятых у них царской армией населенных пунктов, рассказал главнокомандующий войсками белой армии на Северном Кавказе известный русский генерал А.И. Деникин. Человек, который в глубине души ненавидел ингушей (поскольку именно в Ингушетии захлебнулось его победное шествие по России), но он преклонялся перед их мужеством и храбростью. В книге «Очерки русской смуты» (Берлин, 1925. Т. IV. С. 97–98, 112, 122) он писал:

«Ингуши – наименее численный и наиболее спаянный и сильный военной организацией народ, оказался, по существу, вершителем судеб Северного Кавказа. Ингуши стали ландскнехтами (рыцарями – прим. автора) советской власти, ее опорой, не допуская, однако же, проявления ее в своем крае.

В августе, когда казаки и осетины овладели Владикавказом, ингуши своим вмешательством спасли Терский совет комиссаров, но при этом жестоко разграбили город и захватили государственный банк и монетный двор. Они грабили всех соседей: казаков и осетин во имя “исправления исторических ошибок”, своего “малоземелья, чересполосицы”». 

твитнуть цитату
Деникин: Ингуши – наименее численный и наиболее спаянный и сильный военной организацией народ, оказался, по существу, вершителем судеб Северного Кавказа

Так, по истечении 60 лет ингуши силой оружия, ценой больших жертв вернули свои родные очаги. Но ненадолго. Судьбе было угодно подвергнуть ингушей ещё более жестоким испытаниям – депортации.

Понятия о медицинской помощи, о лекарствах, о том, что государство поможет накормить голодного, в период депортации  не существовало. Единственная надежда — на Аллаха. Да и сам, как говорят, не плошай.

Нас, маленьких детей, на первых порах в депортации поили водой, разбавленной щепоткой родной земли — Ингушетии, взятой с собой в неведомый путь родителями как талисман и как целебное средство от всех чужеземных болезней. Эту священную землю родины сыпали в кружку с водой, размешивали и давали пить безнадежно больным, и они выздоравливали. Правда, не всегда.

Щепотку этой земли сыпали на саван погребаемому в чужом краю, как символ вечной связи с далекой, близкой сердцу Родиной—Ингушетией, вечными кавказскими горами, живительными родниками. В первый год депортации здесь мы похоронили нашу любимую сестренку Хаву. Рядом с нею похоронен наш отец Магомед. В мае 1949 года здесь же мы положили в холодную землю своего брата Юсупа, юношу необыкновенной красоты. Он умер в возрасте девятнадцати лет. Такое же безмерное горе постигло каждую депортированную семью, а некоторые семьи вымерли полностью в первые же годы изгнания.

Фундаментальная основа восстановления прав репрессированных народов

Важным шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». В Декларации подчеркивается, что допущенные в трагические годы сталинских репрессий беззаконие и произвол, массовые аресты, лагерное мученичество, обездоленные женщины, старики и дети в переселенных зонах продолжают взывать к нашей совести, оскорбляют нравственное чувство. Об этом забывать нельзя.

Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы Второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и других народов. Верховный Совет СССР безоговорочно осудил практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя.

Верховный Совет СССР признал необходимым принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям.

Опираясь на международные правовые акты, указанную выше Декларацию Верховного Совета СССР, закрепляющую равноправие советских народов, и стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР 26 апреля 1991 года принял Закон «О реабилитации репрессированных народов». При этом весьма убедительное единодушие выразили депутаты Верховного Совета РСФСР при голосовании за этот Закон. Как пишет один из активных участников событий тех дней, народный депутат Верховного Совета РСФСР от Калмыкии в 1990–1993 годах Валерий Павлович Дорджиев, за принятие данного Закона проголосовали все участвовавшие в этой процедуре депутаты парламента России при одном воздержавшемся.

твитнуть цитату
Верховный Совет СССР осудил практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя

Важный вклад в разработку и принятие данного Закона внесли и депутаты Верховного Совета РСФСР от Ингушетии Бембулат Богатырев, Ибрагим Костоев. Активное участие в разработке Закона приняли и другие депутаты Верховного Совета РСФСР: от Чечни — Ахмед Арсанов, Асланбек Аслаханов, Исса Алероев. Особо добрых слов заслуживает деятельность депутата от Хасавюртовского района Дагестана чеченца-аккинца Султана Джамалдинова, которого нет сегодня среди нас.

Одним из инициаторов и разработчиков судьбоносного Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» стал Оргкомитет по возрождению ингушской государственности. Важную часть деятельности Оргкомитета, а затем Народного Совета Ингушетии, занимала работа по взаимодействию и консолидации депутатов от репрессированных народов в Парламенте РФ, выработке и согласованию вносимых в Парламент РФ предложений по вопросам реабилитации репрессированных народов, восстановлению их территориальной целостности и границ, насильственно нарушенных при их депортации по произволу Сталина и Берии. Формирование многочисленных поправок к проекту Закона происходило при активном участии активистов Оргкомитета, ингушской интеллигенции. Накануне принятия указанных законов в Москве под руководством Председателя Оргкомитета работал штаб, на заседании которого ежедневно подводились итоги того, что сделано за прошлый день, и намечалось, что необходимо сделать на следующий. Проходили встречи и жаркие дискуссии в комитетах Парламента по данной проблеме. Из -за активного участия ингушей в обосновании и разработке Закона о реабилитации репрессированных народов их с уважением называли «ингушским десантом».

 Велика  роль  в восстановлении справедливости в отношении ингушского народа выдающихся государственных и политических деятелей общероссийского и мирового масштаба, решительно боровшихся за преодоление произвола сталинского режима, за восстановление прав репрессированных народов советской империи. Их позицию невозможно не учитывать при решении вопроса о необходимости исполнения указанного закона.

Ингушский народ никогда не забудет эти имена:

Н.С. Хрущев — глава Советского государства, под руководством которого осуждена преступная деятельность Сталина–Берии по осуществлению репрессий в отношении целых народов и их депортации. В 1957 году принято решение о возвращение этих народов на их историческую родину с восстановлением их государственности (автономии).

Б.Н.Ельцин — глава Российского государства, под руководством и при поддержке которого приняты Законы Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». К сожалению, в дальнейшем он позволил руководителю Республики СО А. Галазову ввести себя в заблуждение и осуществить геноцид ингушского населения Пригородного района в октябре-ноябре 1992 года, когда по наводке осетинских экстремистов были использованы российские танковые части и другие войска для разрушения домов и уничтожения мирного ингушского населения. А ведь вся вина людей состояла только в том, что они проживали на своей исторической Родине и хотели жить на своей земле дальше.

Олжас Сулейменов — народный поэт Казахстана, выдающийся демократ, депутат Верховного Совета СССР. По его предложению14 июля 1989 года Верховный Совет СССР принял постановление, в соответствии с которым Комиссии по национальной политике и Комитету по вопросам законодательства, законности и правопорядка было поручено рассмотреть предложение об осуждении репрессий в отношении отдельных народов СССР в 40–50х годах с целью их полной реабилитации. Инициатива депутата Олжаса Сулейменова завершилась выдающимся успехом — принятием Верховным Советом СССР в ноябре 1989 года исторической Декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Декларация явилась правовой базой для принятия последующих нормативных актов по реабилитации репрессированных народов. Значимость данного акта велика и для развития процессов демократизации в России в целом. С казахской землей нас, вайнахов, породнила наша сложная историческая судьба.    

Д.С. Лихачев — академик, бывший узник Соловецких лагерей, депутат Верховного Совета СССР, чье убедительное обращение к Верховному Совету Российской Федерации о необходимости восстановить справедливость в отношении репрессированного ингушского народа возымело значимое действие. Представляя депутатам Верховного Совета России обращение академика Д.С. Лихачева, глава Российской Федерации Б.Н. Ельцин сказал: «К нам обращается совесть нации», что точно соответствовало сложившемуся образу выдающегося гуманиста мирового масштаба — Д.С. Лихачева. Уместно отметить, что в первом варианте своего обращения к Верховному Совету Д.С. Лихачев собственноручно написал: «То, что я есть сегодня, — этим мы обязаны ингушам, спасшим нас, политзаключенных, в Соловецком лагере от издевательств уголовников, отнимавших у нас все, включая последний кусочек хлеба». Эта исторически значимая часть обращения, характеризующая ингушей как людей мужественных, справедливых и готовых защитить слабого и беззащитного, была, к сожалению, исключена по просьбе ингушской делегации, обратившейся к академику с просьбой поддержать справедливые требования репрессированного народа (Суламбек Мамилов, Сергей Беков, Умалат Льянов). Вступительные слова были исключены из опасения, что они будут неверно поняты и истолкованы.

А.Д. Сахаров — академик, лауреат Нобелевской премии, выдающийся демократ и правозащитник мира, народный депутат СССР. В своем выступлении на сессии Верховного Совета бывшего СССР при обсуждении Декларации от 14 ноября 1989 года он говорил: «Я согласен с депутатом Кугультиновым, что слова “политическая реабилитация” или даже просто слово “реабилитация” тут не может быть применено — оно является неправильным и даже оскорбительным. Я предлагаю сказать, что эта Декларация — восстановление справедливости по отношению к переселенным и подвергшимся геноциду народам… Когда люди действительно восстанавливают справедливость, они не боятся отдать обратно больше, чем было взято, а больше в данном случае отдать невозможно… Никакие прагматические соображения нас тут не могут останавливать. И я уверен, что те, кто живет сейчас на этой территории, будут жить в мире с переселенными народами, найдут возможность потесниться, если в этом будет необходимость. Другие решения проблемы могут быть найдены, но не выполнить этого долга справедливости мы не имеем права».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, депутат Верховного Совета СССР, обращаясь к Председателю Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцину, писал: «Как известно, Верховному Совету РСФСР в ближайшее время предстоит принять Закон о полной реабилитации репрессированных народов Российского Отечества. В этой связи ко мне, как к народному депутату СССР, обратились представители ингушского народа с просьбой содействовать восстановлению их прав, попранных режимом Сталина. Учитывая их нынешнее тяжелое положение, прошу Вас, а в Вашем лице Верховный Совет России принять во внимание их стремление жить на земле своих предков».

М. Велитов — председатель мусульманского общества «Байтуллах» г. Москвы. Он обратился к парламенту России: «Призываем Вас во имя торжества идей гуманизма и человеколюбия принять закон о реабилитации, дать возможность этим народам обрести вновь свою Родину, которой они были лишены преступным режимом Сталина и его окружения!»        

Выступая на пленарном заседании межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Северо-Кавказском федеральном округе, Председатель Правительства Российской Федерации того периода В.В. Путин напомнил: «Северному Кавказу пришлось много пережить и многое испытать. В его истории, в том числе и совсем недавней истории, есть и героические, и трагические страницы. Напомню, что еще в 1991 году Парламент новой России среди первых своих законодательных актов принял Закон “О реабилитации репрессированных народов”. Это акт исторической справедливости, окончательно отменивший и осудивший незаконные, преступные решения в отношении чеченского, ингушского, карачаевского, балкарского, других народов, а также казачества».

К сожалению, этот акт исторической справедливости (ст. 3 Закона) не выполняется в течение 23 лет. Невыполнение Закона о реабилитации репрессированных народов, как нам представляется, является опасным и для ингушского, и для осетинского народов постоянным очагом напряженности. Этот очаг представляет угрозу стабильности на всем Северном Кавказе, да и для Российской Федерации в целом.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1108 1 (п. 3) Правительству Российской Федерации поручено организовать до конца 1991 года практическое восстановление законных прав каждого репрессированного народа и принятие соответствующих актов, предусматривающих:

 — восстановление территориальной целостности национально- государственных образований и административно- территориальных границ, существовавших до их насильственного антиконституционного изменения;

 — восстановление и возвращение духовных и культурных ценностей, архивов, являющихся достоянием репрессированных народов;

 — возвращение прежних исторических названий населенных пунктов, районов и местностей, незаконно отторгнутых в годы советской власти.

твитнуть цитату
Невыполнение Закона о реабилитации репрессированных народов является опасным и для ингушского, и для осетинского народов постоянным очагом напряженности

По нашему мнению, результатом  противоборства против  исполнения, следствием неисполнения указанного закона являются следующие колоссальные человеческие трагедии:

1. Геноцид ингушского населения Пригородного района, организованный экстремистским руководством Северной Осетии (А.Галазов, С.Хетагуров и др.) в октябре 1992 года с вовлечением бандформирований Южной Осетии и участием Российских вооруженных сил, в результате которого погибли, по данным следствия, 414 человек, из них осетин 95 человек, ингушей 309 человек. Захвачено в заложники и убито в не установленных следствием местах 204 человека, из них 23 осетина и 181 ингуш. Не менее 1200 человек подверглись незаконному лишению свободы. Свыше 60 тыс. человек ингушской национальности были изгнаны из своих домов и стали беженцами, а 3000 их жилых домов разграблены, сожжены и разрушены.

2. Террористический акт от 1.09.2004 года в городе Беслане, в результате которого погибло 334 человека, из них 186 детей.

Вопрос восстановления справедливости в отношении репрессированного ингушского народа, исполнение Закона о реабилитации репрессированных народов является трудным.

Против этого закона века яростно боролись и борются наследники тех, кого Сталин (осетин по отцовской линии) одарил домами со всем имуществом, постройками, свыше 30 населенными пунктами, территорией Ингушетии, изгнав  ингушский народ  в суровую зиму в ссылку на погибель.  Одаренные  сталинистами держатся за чужое имущество мёртвой хваткой. Но чужое своим не станет никогда. Ингушский народ, как и любой другой народ, никогда не согласится с отторжением половины его Родины в пользу соседа, пытающегося удержать награбленное. Яркое определение последствия захвата чужой земли дал американский политэконом, публицист, политик Генри Джордж: “Отнимите у человека или народа деньги, скот, и ваш грабёж окончится вместе с вашим уходом, но отнимите у народа землю, и ваш грабёж будет продолжаться вечно “.

 Восстановление нарушенных прав репрессированных народов не может быть поставлено в зависимость от того, нравится ли это кому-либо или не нравится, стесняет ли это тех, кто вселился в чужие дома, села, территории, получил привилегии за счет несчастья изгнанных народов. Закон суров. Его отличительная особенность в том, что государством гарантируется его исполнение. Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В силу ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Ингушский народ возлагает большие надежды на Президента РФ В.В. Путина, являющегося гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении исполнения закона о реабилитации репрессированных народов. Он мировым сообществам по праву признан самым влиятельным человеком на планете. Его решительность в отстаивании безопасности народов России и мира, соблюдении их прав, колоссальная работоспособность, умение одинаково защищать законные интересы всех  народов России является, как нам представляется, залогом восстановления долгожданной справедливости в отношении репрессированного ингушского народа. Мы просим милости Всевышнего Аллаха в решении вопроса возврата отнятой у ингушей Родины мирным путем, на основе закона, без крови и насилия. 

2 Распечатать

Ислам Дорсигов 23 февраля 2014, 20:34

Это была подлая зачистка народов и многие не любят эту тему поднимать !

0

Оставить комментарий:

Наверх