
По мнению некоторых проправительственных СМИ Грузии, бывший президент страны Михаил Саакашвили планирует устроить обострение ситуации осенью этого года. На волне этого обострения он попытаться вернуть себе власть. И начинает он свою «революцию»… в Киеве.
Появившаяся информация (или слух) о том, что Саакашвили создал в Киеве «Штаб освобождения Грузии», в который входят несколько лидеров «Единого национального движения», не возникла на пустом месте. В начале июля активная часть парламентской фракции «националов» (несколько десятков человек) прибыли в Киев и встретились с бывшим президентом. К ним хотел присоединиться и экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава, однако он был снят с рейса самолета и арестован.
Факт, что Саакашвили смог создать некую базу поддержки на Украине, завязав дружеские отношения с рядом лидеров прозападных сил. Среди них не только представители партии Тимошенко «Батькивщина», как, например, Луценко, но и Виталий Кличко. Таким образом, Саакашвили, еще в середине 2000-х годов начавший дружить с Ющенко, с которым установил тесные отношения, после заката карьеры последнего перешел к «флирту» с Тимошенко. Наконец он смог пробиться и к Кличко, который считается близким союзником нынешнего президента Порошенко.
У Саакашвили на Украине весьма могущественные друзья. Среди них Ющенко, Тимошенко и Кличко
Кроме украинского «плацдарма», у Саакашвили и националов сложились неплохие отношения с рядом европейских политиков из Народной партии (правоцентристское объединение партии из стран Европы) и с несколькими сенаторами и конгрессменами, среди них небезызвестный Маккейн. Но, пожалуй, это все. Можно ли считать эту поддержку извне достаточной для возвращения к власти в Грузии?
Зеленый свет пока не зажегся
Без поддержки Запада в Грузии не происходит ничего. Во всяком случае, ничего серьезного. Можно смело утверждать, что если бы Запад сейчас реально делал ставку на «националов» и Саакашвили, нынешняя власть Грузии уже вовсю шаталась бы, как в свое время правительство Януковича. Но этого не происходит, во всяком случае – пока.
Бидзина Иванишвили (точнее, его «подопечные», которые формально находятся у власти) не стал грузинским Януковичем. Хотя бы потому, что Грузия за последние месяцы подписала договор об ассоциации с ЕС, приняла пресловутый «Закон против дискриминации», и даже скандальный фестиваль «Казантип» проходит в августе вблизи границы с Абхазией, что вызывает острое недовольство православной публики и многих священников ГПЦ.
Политический режим в Грузии за последние полтора года был явно либерализован: свойственные националам постоянные аресты, в том числе десятков и сотен политических и гражданских активистов, разгоны митингов и прочие брутальные акты сменились более мягкими и завуалированными формами контроля оппозиционной активности, за исключением ареста 3-4 лидеров бывших националов и заведения дел еще на несколько фигур. Все это не может не импонировать западным «партнерам» Грузии, которые пытались слепить из этой страны образ «восточноевропейской демократии на Кавказе», а в случае позднего Саакашвили получили нечто похожее на правление Алиева или Назарбаева (в плане авторитарности).Запад хотел сделать из Грузии образец демократии, а получил авторитарную политику Саакашвили
Никакие реформы и прозападная риторика «националов» не могли компенсировать издержки подобного стиля правления. Оправдания идеологов ЕНД перед западными кураторами, что, мол, в Чили, Южной Корее или Сингапуре тоже поначалу была диктатура и авторитаризм, не встречали понимания, так как сейчас на дворе все же 21-й век, а не эпоха холодной войны.
Поэтому трудно ожидать, что в ближайшее время Саакашвили дадут «зеленый свет» на возвращение к власти. Это подтверждается и поступившей информацией, что власти Грузии пригласили нескольких известных прокуроров из США и Израиля: «Главная прокуратура планирует укомплектовать из приглашенных специалистов группу консультантов, чтобы максимально был учтен их опыт и рекомендации. Это важно для повышения международных стандартов расследования дел бывших высокопоставленных чиновников и прозрачности процесса», – говорится в заявлении главной прокуратуры.
Попытка пойти ва-банк?
Ясно, что этот шаг был сделан в противовес активизации Саакашвили и его сторонников с украинского «плацдарма». Власти Грузии дают понять, что если Михаил Николозович и дальше продолжит «дразнить» Иванишвили и его ставленников, против него будет возбуждено уголовное дело, как недавно в отношении Угулавы. Запад, видимо, хотел бы избежать этого, так как подобная ситуация несколько омрачает красивый сюжет о «мирной и демократической передаче власти» впервые в Кавказском регионе, а именно так рисовались события после парламентских выборов 2012 года. Получается, что все эти годы Грузия под руководством Саакашвили была не «маяком демократии», а находилась под властью преступников.
Грузия во времена Саакашвили находилась во власти преступников?
Но что же делать самому бывшему президенту Грузии? Его проблема в том, что он слишком молод и энергичен, чтобы уйти на «заслуженный отдых» и начать писать мемуары. Одно время поговаривали, что Саакашвили мог бы сделать карьеру в международных организациях, но сейчас это кажется маловероятным. Не может же он на самом деле превратиться в украинского политика? Правда, 2-3 года назад в Молдавии ему предлагали стать мэром Кишинева, но и это больше относится к области шуток, чем к реальности.
Саакашвили не умеет вести долгую и осторожную кампанию против политических противников. Он сразу бросается в атаку и пытается смять, уничтожить конкурентов. Особенно это стало заметно с 2000 года, когда он был назначен министром юстиции в правительстве Шеварднадзе. С тех пор его имя всегда ассоциировалось с громкими скандалами и бурными событиями.
Многим в Грузии импонировал этот радикализм, особенно на фоне вечно колеблющегося, осторожного и погрязшего в последние годы в коррупции Эдуарда Шеварднадзе. Но потом наступила некая психологическая усталость большей части населения от такого стиля, которая еще не прошла. Да и прозападные силы, и СМИ всячески пытаются дискредитировать образ харизматического и полновластного лидера в глазах населения. Сам Бидзина Иванишвили демонстративно ушел в отставку с поста премьер-министра и назначил почти на все ключевые посты кадры явно невыразительные, но дисциплинированные и «играющие по правилам».
Таким образом, у Саакашвили, исходя из его типажа, в спокойной обстановке почти нет шансов. Они появляются только во время кризиса или нестабильности. Поэтому проправительственные газеты в Грузии начали распространять реальные или вымышленные истории о том, что якобы «националы» пытаются устроить уже осенью этого года некую дестабилизацию ситуации, чтобы на этой волне прийти к власти.
Чтобы вернуться к власти, Саакашвили нужно «расшатать» ныне стабильную обстановку в регионе
Но здесь все зависит не столько от революционных способностей сторонников бывшего президента, но и от поведения нынешнего правительства, позиции Запада и общей геополитической обстановки в регионе. Если Грузия будет и впредь не учитывать интересы важных игроков и региональных держав, это само по себе может привести к некоторому росту нестабильности в стране.
Существует также некоторая вероятность того, что в самом «Национальном движении» может появиться внутренняя оппозиция Саакашвили. При негласной поддержке власти и некоторых западных кругов его могут попытаться подвинуть в сторону, как «дискредитировавшего себя» и «анахронизма». Лидером этой группы теоретически мог бы стать Давид Бакрадзе, бывший кандидатом от «националов» на прошлых президентских выборах. Поговаривали и об Угулаве, но его арест пока отменил эту возможность (во всяком случае, если суд неожиданно не оправдает его). Не стоит забывать и о таком факте, как наличие компромата (пикантных видеосъемок и т.д.) на многих политиков в Грузии, как с одной, так и с другой стороны. Причем обе стороны, видимо, владеют этими компроматами.
Одним словом, осень обещает быть в Грузии интересной. Саакашвили и его ближайшему окружению, наверное, терять нечего – надо переходить в наступление, тем более что атака считается лучшим способом защиты. Но хватит ли им сил для серьезной попытки реванша, остается под большим вопросом.
К тому же, надо учитывать тот факт, что Саакашвили однажды уже прогнулся и допустил слабость, когда не до конца сопротивлялся передаче власти оппозиции в результате парламентских выборов. Это дало его партии возможность занять нишу главной оппозиционной силы, но эта «роскошь» может продлиться несколько лет, а потом закончиться.
Сама правящая коалиция, которая состоит из шести партий, не прочь сделать так, чтобы захватить весь политический спектр, в том числе занять и нишу оппозиции. Поэтому перед националами вскоре может встать вопрос существования или необходимости коренной реорганизации и «ребрендинга», что весьма болезненно и будет означать фактически появление новой партии, в которой для многих старых лидеров мест не окажется.
0 Распечатать
комментарии
Оставить комментарий