22 октября
27 марта 2016 3311 2

Как в Нальчике искали идеологию для России

Общественный совет СКФО выдвигает дельные идеи, но вот как их реализовать?
Фото: vestikavkaza.ru
Фото: vestikavkaza.ru

usahlkaro Фатима Тикаева Автор статьи

Представители различных религий и органов исполнительной власти, эксперты и ативисты собрались в Нальчике на заседаие Общественного совета СКФО, чтобы обсудить вопросы межрелигиозных отношений и внутриконфессионального диалога.

Совещание по религии

В таком формате – с участием экспертного сообщества, представителей разных конфессий, органов исполнительной власти – заседание Общественного совета проводится впервые. Но, как стало известно под занавес совещания, расширенные собрания станут традиционными, будут проводиться раз в год или даже чаще.

Кроме того, по предложению полпреда президента РФ в СКФО Сергея Меликова при полпредстве создается Координационное совещание по вопросам религии.

Его участниками могут стать представители всех основных конфессий Северного Кавказа, науки, юриспруденции, а также лица, отвечающие за выполнение комплексного плана противодействия экстремистской идеологии. Эта структура призвана анализировать ситуацию в субъектах СКФО и вырабатывать рекомендации по преодолению конфликтов.

Экспертное мнение

Пленарное заседание – это строго регламентированное мероприятие, где озвучиваются выводы и предложения. Но предшествовало ему живое общение в секциях, где каждый мог свободно выражать свои мысли и делиться наблюдениями.

Секций было шесть. Экспертам предстояло ответить на много вопросов – в чем причина радикализации религии и каковы пути ее преодоления, обсудить проблемы религиозного образования, внутриконфессионального и межконфессионального диалога, познакомиться с опытом работы органов власти в субъектах СКФО по разрешению этнорелигиозных конфликтов.

Все площадки работали одновременно, побывать хотелось на каждой, но удалось посетить только две.

В чем причина радикализации молодежи, что заставляет уходить на нелегальное положение, почему жители Северного Кавказа участвуют в боевых действиях в регионах Ближнего Востока, что предложить им вместо идеологии экстремизма, и только ли молодежь виновна в сложившейся ситуации?

Обо всем этом говорили эксперты секции «Радикализация религии. Пути ее преодоления». Религия не может иметь никакого отношения к радикализму, свидетельствуют об этом аяты Корана, отметил модератор секции Ибрагим Ибрагимов – директор института государственно-конфессиональных отношений, заведующий кафедрой восточных языков и культур Пятигорского государственного лингвистического университета.

Власть кормит религиозные течения – и, соответственно, любые действия власти не вызывают критику у них

Почему в России, где религии уделяется большое внимание, оказывается помощь государства, где объявлена свобода вероисповедания, молодые люди выбирают путь радикализма, что влечет их в охваченные войной страны Ближнего Востока?

«Большое количество наших братьев и сестер воюют на стороне террористов, погибают. Но ради чего? Может, из-за недостоверности знаний? Не хочу обсуждать искренность их намерений, потому что о них знает только Всевышний. Но проблема существует», – задал тон беседе Ибрагимов.

Но не все эксперты позитивно относятся к помощи государства религиозным организациям.

«В исламе более 100 тарикатов, возникают новые течения. Но кто дает оценку этим явлениям? Действующие религиозные структуры, которые полностью срослись с властью.

На мой взгляд, такое сращивание недопустимо. В этом случае нарушаются нравственные устои общества. Религия должна действовать сама. Но у нас, наоборот, власть кормит религиозные течения – и, соответственно, любые действия власти не вызывают критику у них», – отметил член Общественного совета Мовлад-Гери Дзагиев.

Чем вызвал протест духовных лиц: «Имамы люди, им тоже надо кормить семью!»

Вопросы без ответов

За полтора часа обмена мнениями между уважаемыми экспертами у меня сложилось впечатление, что вопросов у них намного больше, чем ответов.

По Конституции РФ религия отделена от государства, но как это реализуется на практике? Если религия – социальное явление и активно участвует в жизни общества, а Россия, согласно Конституции, является социальным государством, возможно ли вообще разделить эти два института?

Хотя, по мнению председателя комиссии по межэтническим и конфессиональным отношениям Общественного совета Абдулы Омарова, сейчас уже неважно, отделена религия от государства или нет, намного страшнее то, что религия стала формой ведения войны.

​Культура и преодоление радикализма заложены в самом исламе

«Нам навязывают правила игры. Если мы не поставим грамотный заслон, она придет к нам», – сказал он.

И еще, на каком этапе религиозное поведение становится опасным? Насколько возможен диалог внутри конфессий, к примеру, между суфизмом и салафизмом?

«Позиции крайние, но это не значит, что они не должны говорить друг с другом уважительно и прийти к общему знаменателю. Культура и преодоление радикализма заложены в самом исламе. Для мусульман, даже имея полярные взгляды, недопустимо неуважительное отношение друг к другу. Но сейчас эта практика нарушается», – констатирует Валерий Новиков.

Эксперты предложили принять концепцию государственно-конфессиональных отношений для фиксации понятий о том, что значит отделить государство от религии, какие религии считаются традиционными.

Экономика или безграмотность?

Но однозначного ответа на самый важный вопрос – почему уходит молодежь – эксперты, кажется, так и не нашли. 

Часто приходится слышать, что недостаток знаний, экономические проблемы толкают молодых людей на этот шаг. Но участник дискуссии Андрей Кокоуров не согласен с этим:

«Убитый в июле прошлого года в Дагестане некий Сулейманов имел три диплома о высшем образовании, в том числе учился за рубежом. Уровень образованности не связан с приверженностью к террористической деятельности.

В течение полутора лет я работал в Дагестане, встречался с теми, кто вернулся из Сирии, с родителями тех, кто еще там, с салафитскими имамами. Но до сих пор не могу ответить на вопрос, что такое радикализация и почему они выбирают этот путь».

​Когда нет уважения к старшим, появляется прослойка, обособившаяся от общества. И эта группа увеличивается

У большинства людей поверхностные знания об исламе, чем и пользуются проповедники, считает муфтий Ставропольского края Мухаммад хаджи Рахимов.

«Им легко найти болезненные точки: ты мусульманин, езжай в Сирию, там тебе найдут работу, дадут дом, приведут жену. А если погибнешь, сразу попадешь в рай. У них такие карты, которые нам нечем крыть», – признал он.

Кроме того, официальные духовные структуры проигрывают в информационном поле. В интернете можно легко найти данные, куда и на каком транспорте ехать, где переходить границу. Разработана целая система.

«Я много провожу времени в интернете. Если бы я не был муфтием и не обладал достаточными знаниями, наверное, первый уехал бы в Сирию, насколько тонко и умело поставлена пропагандистская работа на их сайтах. Но сайты ДУМ не идут в сравнение с ними. Мы по всем параметрам проигрываем, находимся в роли догоняющего», – считает муфтий.

И еще: многие ценности, традиции утеряны. Сейчас молодежь относится к старшим не так уважительно, как всего несколько десятилетий назад. Раньше даже если имам не говорил по-арабски и знал всего несколько сур – его все равно уважали. Сейчас этого нет.

«Когда нет уважения к старшим, появляется прослойка, обособившаяся от общества. И эта группа увеличивается», – сказал Мухаммад хаджи Рахимов.

По мнению экспертов, инъекцией против радикализма является воспитание, которое должно начинаться с детского садика. Надо перестать воспринимать религиозность как нечто предосудительное и социализировать религию.

Нужна пропаганда

Ситуация на Северном Кавказе, с учетом национального и конфессионального многообразия субъектов, всегда была и остается уникальной, прокомментировал КАВПОЛИТу итоги работы секции Ибрагим Ибрагимов.

«Если раньше проблемы в регионе были в основном на этнической основе, то теперь на религиозной, в том числе внутри межконфессиональных отношений. Кавказ своеобразен, народы уникальны, поэтому необходимо пресекать попытки радикализации, в первую очередь в религии», – считает он.

Государству и духовенству необходимо согласованно работать, поскольку речь идет о национальной безопасности.

«Если жители наших республик будут уезжать в террористические организации, это усугубит обстановку внутри страны. Поэтому надо работать. Уже сейчас разработаны проекты, достаточно серьезные государственные программы в этой сфере», – отметил Ибрагимов.

Сегодня важно пропагандировать ценности, направленные на добро, созидание, взаимопонимание, заложенные в исламе.

«Пока этого нет, поэтому родители, негативно относятся к тому, что их дети начинают молиться. И я их понимаю: не хотят, чтобы они подвергались опасности, ушли в радикальные течения. Наша задача не допустить этого, а в первую очередь за счет пропаганды», – сказал эксперт.

Власть за адресность

Как всем этим негативным процессам противостоят власти в субъектах СКФО? Говорили об этом эксперты секции «Опыт субъектов РФ, находящихся в пределах СКФО, по предупреждению и разрешению конфликтов на этнорелигиозной почве».

Встречи, круглые столы, форумы – все это бщепризнанные формы работы.

Но, к примеру, в августе прошлого года в структуре правительства КБР появилась должность министра по противодействию экстремизму. Руководит этой работой Залим Кашироков.

По его словам, власть сделала ставку на адресную деятельность, в том числе он встречается с прихожанами мечетей. Ведется работа с родственниками убитых членов бандподполья, их вдовами, детьми.

​Конфликт заложен 10-15 лет назад. Дети в этих семьях воспитываются в духе неприязни к власти, обществу

«Конфликт заложен 10-15 лет назад. Дети в этих семьях воспитываются в духе неприязни к власти, обществу. Поэтому мы пытаемся их социализировать, адаптировать к мирной жизни», – рассказал Кашироков.

Главное в такой работе – публичность. Молодому человеку, по тем или иным причинам оказавшемуся на той стороне, помогают вернуться. «При этом его родственники, соседи, село знают, что власть не дала его уничтожить», – отметил министр.

Кашироков заверил, что предпринимаются попытки вернуть молодых людей, уехавших в Сирию. «Недавно удалось вернуть девушку, которая думала, что едет жить в исламскую страну. Мы помогаем тем, кто на самом деле осознал, что сделал большую ошибку, уехав туда», – добавил он.

Нужна идеология

Что же в итоге? На пленарном заседании Общественного совета СКФО модераторы секций представили свои предложения. Касались они диалога религии и власти, необходимости создания отдельных структур и концепций государственно-конфессиональных отношений, ведения информационно-просветительской работы.

Говорили об укреплении связей между светскими и религиозными вузами, что надо довести уровень религиозного образования в России до мировых стандартов и готовить духовных лидеров в своей стране. И еще, как отметил ректор ПГЛУ Александр Горбунов, выпускники исламских вузов должны свободно владеть арабским языком.

Предложений было очень много, но почти все участники диалога сошлись во мнении: стране нужна идеология, если даже не на государственном уровне, то хотя бы на общественном.

«Основной вывод, который я для себя почерпнул: Северный Кавказ – неотъемлемая часть России, является территорией, где взаимоотношения построены на принципах равенства», – заключил Сергей Меликов.

«Предложения озвучены на таком высоком уровне, а в числе приглашенных гостей на заседании были депутаты Государственной думы РФ, представители всех ветвей власти, – подытожил член Общественной палаты – муфтий Северной Осетии-Алании Хаджимурт хаджи Гацалов. – Темы были довольно серьезные, импульс дан, надеюсь, они будут решаться. Пока рано говорить о сроках, но однозначно они должны принести положительные результаты».

Подходы неустойчивы

После совещания заместитель руководителя Международного Евразийского движения – ведущий эксперт Центра консервативных исследований при МГУ Валерий Коровин прокомментировал КАВПОЛИТу итоги встречи.

По его словам, все вопросы и предложения, внесенные в повестку заседания, актуальны, но возникают сложности с их реализацией – отсутствуют критерии, с опорой на которые можно было бы технически и целенаправленно их внедрять.

Сейчас решения принимаются ситуативно, исходя из совокупности обстоятельств, которые через какое-то время могут поменяться. Поэтому подходы также неустойчивы. Ведомства, которые должны реализовывать выработанные на подобных совещаниях решения и предложения, зачастую не могут этого сделать без согласования, считает эксперт.

«Конечно, все вопросы актуальны и значимы для страны, но взявшись, в частности, за проблему в сфере межрелигиозных отношений, упираемся в 125-й федеральный закон от 1997 года. Он был принят при Ельцине, довольно либерален и базируется на принципе вседозволенности.

​Идеология – самая важная составляющая государства, но как мы можем сегодня говорить о ее выработке?

То есть любая инициатива может быть зарегистрирована как религиозное направление, концессия, церковь. Отсюда и появляются такие казусы, как церковь Бога Кузи, секты, цель которых – сбор средств с адептов. Многократное повторение, что надо основываться на законах, упирается в несовершенство правовой базы», – констатировал Коровин.

А проблемы в сфере межэтнических отношений не могут быть урегулированы из-за отсутствия единого понятийного аппарата.

«Как реализовать любое постановление, если существует понятийная путаница?

К примеру, сегодняшнее обсуждение внутриконфессиональных проблем: конфессия – это направление внутри религиозного течения, возникает казус понятийный из-за того, что под конфессией у нас понимается религия.

Как решать какую-либо проблему при таком многообразии нагромождений понятийных казусов, накладывающихся на либеральное законодательство, унаследованное нами из 90-х, когда главной целью было разрушение государства и интеграция в глобальный западный мир?

Посылы на самом деле важные, но их решение в таком понятийном хаосе практически невозможно. Всякий раз та или иная проблема решается только благодаря воле руководителя, который исходит из сиюминутных обстоятельств», – объяснил Валерий Коровин.

Что же касается идеологии, о которой так много говорилось на заседании, по сути это дорожная карта, продвигающая государство к цели. Оно не является вещью в себе, оно существует ради достижения сверхцели, к которой ведет соучредившие его народы. А технологии ее достижения и есть идеология.

«Идеология – самая важная составляющая государства, но как мы можем сегодня говорить о ее выработке, если мы не рассматриваем ситуацию перехода в иную мировоззренческую парадигму?.. Мы не можем опираться на устаревшие политические теории.

Надо понять, в какую парадигму мы перешли, что такое постмодерн, каковы его параметры – и исходя из них формировать новую политическую теорию. Вот с чего надо начинать, но сегодня все эти вопросы никто не обсуждает, тогда о какой идеологии говорить?», – заключил собеседник КАВПОЛИТа. 

Фото автора 

1 Распечатать

Tarlan 27 марта 2016, 21:49

Какие все "инициативные" и "активные"! Все спасения ждут, все жить хотят! Идеологии им не хватает! Все такие "конференционные патриоты- друг друга убеждают, до молодежи никак не доползёт, мол они "чрезмерно агрессивные"! Террором все озобочены и он конечно только "исламский"!
Не будет толка от ваших таких "посидело"!
Вам не хватает главного- Бога! Когда нет Бога в Душе Человека, человек ищет свое спасение в чем то другом. Кто -в друге, кто -во власти, кто - в Армии и Флоте, в космических кораблях, золоте, роскоши, играх, забавах, зрелищах. Кто то ищет Бога в лесу, кто то в темнице, кто то в насилии и терроре, а кто то- в стойбище "премудрого пескаря"?
Святые вы наши, вы сначала определитесь, кто вы сами, в чем ваша главное предназначение в этой жизни, какие обязательства на вас возложил Бог и как вы их исполняете в жизни! Вы чё это вокруг, да около проблем ходите, не знаете причин "побега" молодежи в леса, горы, в пучину чужих войн? Тогда, что вы там сидите, во власти, в религии, в обществе? Чему и как вас учили? Как можно считать себя квалифицированным религиозным деятелем иудаизма, христианства, ислама, если он не разобрался в научных, теоретических, идеологических, мировозренческих и правовых оспе актах самого понятия "БЕГСТВО"? 'Бегство"-откуда, от кого куда, зачем, цель, задачи,намерения, деяния, средства, способы, время, пространство, конкретные обстоятельства, что можно и что нельзя делать в условиях "бегства"
Выходит, вы не знаете причин и условий, кто и за что Адама, Еву и дьявола изгнал из рая?
Вы не знаете, почему Авраам убежал из Харана? Почему Каин убил Авеля, а братья хотели убить Иосифа и как его продали в рабство?
Вы не знаете почему родители вынуждены были "отправит в свободное плавание" Моисея, почему он убежал от Фараона и вернулся за своим народом и помог им организовать бегство на " землю обетованную"?
Не знаете почему пророки убегали от мест, где они родились и что они искали на чужбине?
Почему Иссус убежал из Назарета и пришёл в Иерусалим, где его ждала верная смерть? Понимаете- нет? То есть человек бежит туда где его ждет неминуемая гибель от насилия людей и он идёт туда- навстречу своей судьбе!
Почему, не можете отвечать на вопросы, которые являются краеугольными для любой религиозной системы?
Да вас всех надо разогнать, вы же не на вершок не выросли в поисках и обретении Знаний! Вы что думаете государства и политические режимы держутся на преданности религиозных деятелей? Если не можете отвечать на острые вопросы угроз и рисков безопасности общества, государства, не разобрались в элементарных вопросах всех божественных Писаний:- Торы, Псалтыря, Евангелия, Корана, какой от вас прок для безопасности Государства?!
Вам поставили самый простой: Экстремизм, терроризм:-"Бегство:- Причины, условия, мотивации, вознаграждение и возмездие". А вы тут ноете, причитаете, на вопросы не отвечаете. За что вам хукумат деньги платят?
Если автор статьи пишет правду, то вас за такие бесхребетные разъяснения по очень острым вопросам надо вам жестко напомнить: "вы не знаете, что такое "бегство", виды, формы, методы, способы, организация, философия бегства, правовые формы, разрешенные и запрещённые"!.
Как можно не уметь различать религиозное, от социального, экономического, правового, исторического и современного и их различий в понимании природы "бегства"? Как происходит социализации общины беглецов тоже не знаете? Ужас....
Что за тупые заявления, что "религии вообще не имеют никакого отношения к насилию и террору"? Вы чё делаете- святоши?
Если религии не имели никакого отношения к насилию и террору в человеческом обществе, зачем надо было Богу избирать из среды людей пророков, ниспосылать им Книги и Законы, подвергать жизнь своих пророков смертельным опасностям человеческих обществ и водить их по народам и племенам со Совом и Делом Божьим? Вам не стыдно за такие поверхностные подходы к проблемам общества?
Неужели политика, власть, кормежка от нее, для вас так дороги, что вы позволяете себе отрицать то, что Бог ниспосылал книги и пророков именно для того, чтобы положить конец насилию и террору в человеческих общинах?
Неужели для того, чтобы Милость и Милосердие Господа миров различить от насилия и террора чинимого человеком, нужно так мого учености и значимости своей святости? Почему собственную ответственность пытаетесь переложить на религии и власти? Надо уметь отвечать за свое бездействие и за свои страхи! Пророков эти страхи не останавливали, а вот вы религиозные лидеры больше любите жизнь, чем борьбу за торжество истины.
Честно говоря, тяжелый осадок остался от этой статьи.
Оказывается слишком многое заросло сорняков, шаблонов и стереотипов, прежде всего в мозгах наших духовных лидеров и властей. Тогда зачем обижаться на молодежь, которая намного чувствительней к переменам жизни и хотят получить от вас ответы и разъяснения, убедительные доводы. Это же ваша прямая обязанность и Отвественность перд Богом!. Вы их не даете им! Кто на кого должен обижаться?
Причем здесь "старшинство- молодость, неуважение к старшим, романтизм молодости"? Неужели и в этих простейших вопросах вы до сих не разобрались по Книгам, Суннам пророков, что и как надо делать и кто в приоритете: возраст или обладание настоящими и глубокими познаниями в исламских науках? Разве вам можно так жаловаться, что вас не слушают, не уважают, не прислушиваются, не признают в вас духовных лидеров и авторитетов! Не знаете, когда и почему это происходит?!!Зачем тогда сидите в должностях, высвобождайте места для более сведущих в этих вопросах!
Неужто думаете, что если вас не станет в должностях, Аллах перестанет заботиться о своих рабах из общин:- Мусы а.с. ИСЫ а.с. МУХАММАДА с.а.с? Не печальтесь так- сильно! У религии свой Хранитель! Это от "опыта старших" или романтизма или "мускулов молодых"- не зависит!

2
Tarlan 28 марта 2016, 14:44

Есть две системы: Власть и Религия. Пока они не научатся брать на себя ответственность за Человека и будут собственную ответственность перекладывать на других, в стране и мире будет одно и тоже:-"У семи нянек, дитя - без глазу"! Чтобы изменить мир к лучшему- надо измениться самим.

2

Оставить комментарий:

Наверх