
Перспектива транзита через территорию Южной Осетии вновь обсуждается. Очередная встреча Григория Карасина и Зураба Абашидзе в Праге вызвала несколько оптимистичных публикаций в российской и грузинской прессе. Некоторые слова российского и грузинского представителей действительно заставляют думать, что соглашение об основных принципах таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами от 9 ноября 2011 г., заключенное между Москвой и Тбилиси, вот-вот начнет действовать. Но это не так.
Армянский интерес
В расширении сухопутного транспортного сообщения между Закавказьем и Россией очень заинтересована Армения. Премьер-министр Армении Карен Карапетян дал поручение министру транспорта провести переговоры с Россией и Грузией по транспортным маршрутам, альтернативным Военно-Грузинской дороге.
Военно-Грузинская дорога. Фото: «Вести Кавказа»
Грузы между Россией и Арменией сейчас транспортируются либо через Верхний Ларс, либо через морские порты на грузинском побережье Черного моря. Но морской маршрут довольно дорог, а Военно-Грузинскую дорогу, которая проходит через Верхний Ларс, нередко закрывают из-за снегопадов, лавин или селей. К тому же ее пропускная способность ограничена и увеличить ее невозможно – этому мешает рельеф.
Грузия – это главное окно во внешний мир для Армении, у которой закрыты границы с двумя из четырех соседей
К обсуждению этой темы в Армении обращаются регулярно: Грузия – это главное окно во внешний мир для страны, у которой закрыты границы с двумя (Азербайджаном и Турцией) из четырех соседей. Понятно, что на практике под «альтернативными маршрутами» подразумевается транзит через территории Южной Осетии или Абхазии.
КПП на границе Грузии. Фото: autotraveler.ru
Четыре года назад обсуждалось восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию – оно позволило бы связать Армению с Россией по железной дороге. Но вскоре грузинская сторона эту дискуссию свернула, а власти Абхазии дали понять, что не заинтересованы ни в восстановлении линии в Грузию, ни в железнодорожном транзите.
Сейчас, по-видимому, в Ереване говорят об автомобильном маршруте через Южную Осетию: он короче, чем путь через Абхазию, а недавно отремонтированный Рокский тоннель обеспечивает круглогодичное сообщение.
Рокский тоннель после ремонта. Фото: newstracker.ru
Цхинвал и Тбилиси в принципе не против
Комментарии югоосетинской стороны указывают, что Цхинвал, возможно, положительно отреагировал бы на обращение Еревана о пропуске товаров через территорию республики.
Глава таможенного комитета Южной Осетии Мурат Цховребов заявил, что будет открыт таможенный пост для обработки товаров, которые ввозятся из Грузии. Сейчас все грузинские товары попадают в Южную Осетию в качестве ручной клади. Он также сказал, что в будущем будет, возможно, открыт таможенный пункт, обслуживающий транзитные потоки грузов между Россией и Закавказьем.
Глава таможенного комитета Южной Осетии Мурат Цховребов. Фото: sputnik-ossetia.ru
В Грузии на уровне экспертов идею транзита многие приветствуют. Гия Хухашвили, экономист, в прошлом советник Бидзины Иванивили, неформального лидера правящей партии «Грузинская мечта», полагает, что транспортный коридор из Грузии в Россию через Южную Осетию будет способствовать «реинтеграции» последней «в единое грузинское пространство».
Экономист и экс-советник Бидзины Иванишвили – Гия Хухашвили. Фото: frontnews.ge
Нюансы соглашения
Российско-грузинское соглашение об основных принципах таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами от 9 ноября 2011 г. описывает механизмы таможенного контроля в региональной торговле в условиях, когда Россия признает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, а Грузия считает их частью своей территории. В свое время, подписав это соглашение, Грузия тем самым сняла последнее препятствие для вступления России во Всемирную торговую организацию.
Грузинского таможенного поста на бывшей административной границе Юго-Осетинской автономной области нет
Суть договоренностей в том, что географическими координатами определены три «торговых коридора» – один из них совпадает с дорогой через Верхний Ларс, два другие – с маршрутами через Абхазию и Южную Осетию. На входе в эти коридоры и выходе из них работают национальные таможенные службы соответственно России и Грузии, при этом мониторинг грузопотока и таможенного оформления ведет также нейтральная компания, нанятая сторонами.
КПП «Верхний Ларс». Фото: prohorov.livejournal.com
Посредник между Москвой и Тбилиси – Швейцария. Предполагается, что нейтральной компанией также будет компания швейцарская.
Переговоры между Россией, Грузией и Швейцарией о выполнении этого соглашения продолжаются уже несколько лет. На практике оно начнет работать после того, как Москва и Тбилиси подпишут контракты со швейцарской компанией. Как сообщил недавно статс-секретарь, замглавы МИД России Григорий Карасин, российская сторона уже давно к этому готова.
Карасин и Абашидзе подвели итоги российско-грузинских отношений в 2016 году https://t.co/jIDkCgnAdI
— EAD (@eurasiadaily) 8 февраля 2017 г.
Но, по-видимому, у грузинских властей есть непреодолимые политические препятствия для того, чтобы подписать контракт и запустить, наконец, транзит.
Сдача национальных интересов?
Соглашение предполагает, что все товары, входящие или выходящие из торговых коридоров, подлежат таможенному оформлению должностными лицами национальных таможенных служб в присутствии сотрудников швейцарской компании.
Российская таможня на границе с Южной Осетией работает. А вот грузинского таможенного поста с обратной стороны коридора, то есть на бывшей административной границе Юго-Осетинской автономной области, нет. И чтобы выполнить соглашение, Грузии надо будет его организовать, тем самым прочертив там таможенную границу.
Если власти Грузии разместят таможенный пост на границе с РЮО, оппозиция не упустит шанс обвинить их в сдаче национальных интересов
Недавно МИД России подробно описал, что на практике означает выполнение соглашения. И Грузия не сможет его выполнить, если не будет проводить таможенную обработку грузов, направляющихся в Южную Осетию.
Само по себе размещение таможенного поста на границе с Южной Осетией грузинские власти могли бы объяснить своим избирателям. Аргумент может быть, например, таким: пост размещен временно, поскольку Тбилиси не контролирует границу с Россией, но должен контролировать торговлю с ней на этом участке.
Таможенный пункт на границе России и Южной Осетии. Фото: sputnik-ossetia.ru
Однако трудно представить, что оппозиция – пусть расколотая и проигравшая выборы – упустит такой случай, чтобы упрекнуть «Грузинскую мечту» в сдаче национальных интересов и признании Южной Осетии. Опыт последних лет показывает, что «Мечта» не держит удары такого рода и сдается даже под гораздо менее значимыми обвинениями.
Даже если правительство уверено в пользе транзита, оно не может отстаивать эту позицию публично. Похоже, очередной всплеск дискуссии об альтернативах Верхнему Ларсу вскоре будет забыт, как и предшествующие.
0 Распечатать
комментарии
Оставить комментарий