23 июня
18 ноября 2016 12524 5

Ненавидящие власть, счастливые дагестанцы

Неожиданные итоги социологического интернет-анкетирования, проведенного среди жителей Дагестана
Фото: «Коммерсантъ»
Фото: «Коммерсантъ»

usahlkaro Фаина Качабекова Автор статьи

Объединенная исследовательская группа Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС и Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара провела опрос среди дагестанских мусульман.

16 ноября состоялся круглый стол, в ходе которого были озвучены цели опроса и его результаты.

Как сообщили участники исследовательской группы Ирина Стародубровская и Евгений Варшавер, их целью было «сформировать адекватную картину ценностей и жизненных ориентиров дагестанских мусульман».

В результате были сделаны выводы, что Дагестан разделен на религиозные группы, в которых иерархия ценностей неоднозначна. Поэтому и подходы к представителям различных групп, не должны быть одинаковыми.

Удивительным – как для ученых, так и для участников мероприятия – оказалось то, что большая часть респондентов чувствуют себя счастливыми и защищенными. И это в сложном регионе, в столице которого не прекращаются потопы и вспышки инфекций.

А многие полученные результаты вообще застали исследователей врасплох. К примеру, несмотря на религиозность дагестанцев, опрошенные готовы оправдать самосуд над представителями сильных мира сего. И для участников дискуссии этот факт не стал новостью.

Счастливы все

Начала дискуссию кандидат экономических наук Ирина Стародубровская, отметив, что вместе с коллегами они уже много лет проводят в республике качественные исследования. И очень часто возникала мысль подтвердить эти исследования опросом.

На интернет-платформе была опубликована анкета с заголовком: «Чем живет современный Дагестан? Если вы мусульманин из Дагестана, то пройдите опрос, помогите ученым ответить на этот вопрос».

Опрос охватывал много сфер: семейные, религиозные ценности, участие в общественной жизни, отношение к насилию, гендерные вопросы и так далее.

На вопрос «Счастливы ли вы?» 85% респондентов выбирали ответы «Счастлив» и «Скорее счастлив»

И 1675 человек приняли участие в анкетировании.

Ученые были удивлены результатами и поделились ими с участниками круглого стола.

Несмотря на неблагоприятные условия для жизни в регионе, согласно результатам исследования, многие дагестанцы ощущают себя счастливыми.

Воспитать в детях опрошенные хотели бы в первую очередь ответственность (90%), на втором месте трудолюбие

«На вопрос "Счастливы ли вы?" 85% респондентов выбирали варианты ответов "Счастлив" и "Скорее счастлив".

Кроме этого, согласно опросу, дагестанцы чувствуют себя защищенными. Так, на вопрос "Чувствуете ли вы себя защищенными?" ответили "Скорее да" примерно 60% людей.

Дальше был вопрос "Как вы считаете, у вас есть полный выбор и контроль, или все предопределено?" Склоняются к полному выбору и контролю 50% респондентов, – начал старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Евгений Варшавер. – Еще один вопрос был о базовых ценностях.

Дагестанцы толерантны к представителям других национальностей, мигрантам, приверженцам других религий

Так вот, на первом месте у более 90% дагестанцев семья, на втором – здоровье, на третьем – религия, затем работа, а свободное время сильно отстает от всех остальных ценностей.

Круглый стол объединенной исследовательской группы Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС и Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара

Воспитать в детях опрошенные хотели бы в первую очередь ответственность (90%), на втором месте – трудолюбие, терпимость и уважение к другому на третьем месте и на четвертом – религия».

Кроме этого, ученые сделали вывод, что дагестанцы толерантны к представителям других национальностей, мигрантам, представителям других религий.

К людям, больным СПИДом, и парам, живущим вне брака, дагестанцы относятся 50 на 50

«На вопрос, с какими группами людей вы бы не хотели жить по соседству практически 100% ответили, что не хотели бы жить рядом с наркоманами, на втором месте в этом списке находятся гомосексуалисты, а на третьем – алкоголики.

При этом к людям, больным СПИДом, и парам, живущим вне брака, дагестанцы относятся 50 на 50», – продолжает Варшавер.

Дагестанцы не очень доверяют людям: более 50% считает, что людям доверять нельзя

Результаты опроса показали, что дагестанцы не очень доверяют людям: более 50% считает, что людям доверять нельзя, менее 40% считают, что доверять людям необходимо.

В ответах на вопрос, кому можно доверять, происходит раскол – из многих вариантов выигрывают два: 50% выбрали «Всем, кроме тех, кто доказал, что им нельзя доверять», 30% – родственникам.

Несоблюдающие мусульмане нетолерантны к мигрантам, зато более лояльны к людям нетрадиционной ориентации 

По словам Евгения Варшавера, они с коллегами поделили результаты между религиозными группами: секулярная группа (не соблюдающие, этнические мусульмане), суфии, традиционалисты и нетрадиционный ислам, – чтобы определить, какие ценности у религиозных групп являются базовыми.

Из опрошенных 22% были секулярными, суфиями – 27%, традиционалистами – 28%, представителями нетрадиционного ислама – 22%.

Представители нетрадиционного ислама менее терпимо относятся к людям других конфессий, но более терпимо – к больным СПИДом

Оказалось, что представители нетрадиционного ислама менее терпимо относятся к людям других конфессий, но более терпимо – к больным СПИДом.

А несоблюдающие мусульмане нетолерантны по отношению к мигрантам, зато более лояльны к людям нетрадиционной ориентации.

Круглый стол объединенной исследовательской группы Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС и Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара

«На первом месте у всех была семья, а в остальных вопросах суфии и нетрадиционные верующие не отличаются в иерархии ценностей, так как на втором месте у них находится религия, на третьем – здоровье, на четвертом – работа и на пятом – свободное время.

Секулярные мусульмане менее терпимы к эмигрантам, но с другой стороны – более терпимы к гомосексуалистам

Существенно от трех этих групп отличается секулярная: на первом месте у них семья, на втором – здоровье, на третьем – работа за тем свободное время и на последнем месте – религия.

У традиционалистов это выглядит следующим образом: семья, здоровье, религия, работа, свободное время, – рассказывает эксперт. – По сути эти группы отличаются только тем, на какое место они ставят религию, а все остальные ценности у них похожи.

Далее был сделан анализ терпимости этих религиозных групп к определенным категориям людей.

Представители нетрадиционного ислама больше доверяют единоверцам, чем своим родственникам

Можно сказать, что нетрадиционные мусульмане в большей степени терпимы к людям, которые больны СПИДом, но менее терпимы к представителям других религий.

С другой стороны, секулярные мусульмане менее терпимы к эмигрантам, но с другой стороны – более терпимы к гомосексуалистам, а также они не против, чтобы рядом с ними жили пары, которые не состоят в браке.

Кроме этого традиционные мусульмане меньше всех доверяют людям. А нетрадиционный ислам менее доверяет родственникам и более – единоверцам».

Не ощущают себя счастливыми в большей степени этнические мусульмане. Доля абсолютно счастливых среди них – 18%

Также предметом анализа стал вопрос: кто же из религиозных групп самые несчастные и счастливые.

Выяснилось, что не ощущают себя счастливыми в большей степени этнические мусульмане. Доля абсолютно счастливых среди них – 18%.

Самосуд как путь к справедливости

Интересными стали итоги методики «виньеток» – респондентам предлагалось рассмотреть и прокомментировать конкретную ситуацию:

«Сын Гаджи погиб в ДТП, виновником которого был Омар, сын крупного чиновника, который управлял автомобилем в нетрезвом виде. Несмотря на наличие доказательств его вины, суд оправдал Омара. После этого Гаджи устроил самосуд и застрелил Омара. Как вы относитесь к поступку Гаджи?».

Результаты вновь поразили ученых – дагестанцы одобряют самосуд вопреки законам шариата.

Выводы из всего опроса, сделанные рабочей группой, перед аудиторией огласила Ирина Стародубровская:

«Нас удивило, что более 80% дагестанцев одобряют самосуд, который устроил Гаджи из приведенной ситуации.

Менее из всех одобряют поступок суфии (их 30%). На первом месте из тех, кто одобряет поступок, секулярные мусульмане (не соблюдающие).

2% опрошенных сказали, что им образование не нужно, и 7% сказали, что им важно только религиозное образование

В результате опроса я бы выделила три вывода.

Вывод первый – это то, что мусульман Дагестана объединяют ценности модернизационные.

Мы задавали вопросы про образование, только 2% опрошенных сказали, что им образование не нужно, и 7% сказали, что им важно только религиозное образование. Остальные опрошенные отметили, что им важно и светское, и религиозное образование.
Группа нетрадиционных мусульман по многим критериям очень архаична, но абсолютно расколота по ценностям

Мы также спрашивали у людей, что важнее – карьерные достижения или комфортная среда без особого напряжения?

Мы получили результаты, что люди в общем готовы жертвовать комфортом ради работы в более престижной компании и возможности зарабатывать больше денег.

Второй вывод: группа нетрадиционных мусульман по многим критериям очень архаична. Но когда мы начинаем рассматривать внутреннюю структуру ценностей этой группы, мы обнаруживаем, что она абсолютно расколота.

Молодежь более религиозна, и ее религиозность более консервативна. И этот вопрос должен серьезно обсуждаться

Это еще раз показывает, что проводить единую политику в отношении представителей нетрадиционного ислама – так, будто эта группа монолитна и вся ориентирована на одни и те же жизненные ценности, – неправильно.

И третий вывод: молодежь более религиозна, и ее религиозность более консервативна. И этот вопрос, на мой взгляд, должен серьезно обсуждаться». 

Ненависть или смирение ислама?

Так как итоги исследования были во многом непонятны ученым, Стародубровская попросила участников мероприятия пояснить, почему, на их взгляд, получились именно такие результаты.

И первый вопрос, над которым совместно с аудиторией начали размышлять эксперты, – это счастье и чувство защищенности дагестанцев.

Отвечали прежде всего: «Счастье – это здоровье семьи». А когда мы спрашивали: «А если семья здорова?», люди терялись

«Мне кажется, тут подмена терминов.

Мы со студентами в Дербенте проводили опросы, где в том числе задавался вопрос, как они понимают счастье.

Отвечали прежде всего: "Счастье – это здоровье семьи". А когда мы спрашивали: "А если семья здорова?", в этой ситуации люди терялись и не знали как ответить.

То есть у людей есть некий шаблон в голове, и когда задаешь вопрос, они его и выдают.

Но если начинаешь раскручивать это понятие, то обнаруживается, что все не так, счастье это не просто отсутствие горя, отсутствие беды, а что-то большее, личное», – высказала свое мнение журналист Светлана Анохина.

Дагестанцы, особенно мужчины, когда их спрашивают, счастливы они или нет, не могут сказать, что они несчастны

По мнению общественно-политического деятеля Сулеймана Уладиева, дагестанцы в опросе обозначили себя счастливыми, потому что менталитет не позволяет людям назвать себя несчастными:

«Дагестанцы, особенно мужчины, когда их спрашивают, счастливы они или нет, не могут сказать, что они несчастны. Так как получается, что он дохляк, слабак и несостоявшийся человек.

Какой молодой человек на вопрос: «Чувствуешь ли ты себя защищенным?» ответит: «Нет»? Он что, трус и кого-то боится?

Года четыре назад телеканал ННТ показывал репортаж, где с таким же вопросом подходили к разным людям: бедным, старикам, больным. Я отлично помню, что не было среди них человека, который сказал бы, что он несчастен.

И однозначно в этой системе 60-70% дагестанцев не могут быть счастливы. Поэтому результаты опроса – это факт ментальности.

Относительно чувства защищенности, на мой взгляд, результат тоже связан с нашей ментальностью. Какой молодой человек на вопрос "Чувствуешь ли ты себя защищенным?" ответит: "Нет"? Он что, трус и кого-то боится?

Дагестан – мусульманская республика, но почему-то не допускают самосуда лишь 16% респондентов

Нет, дагестанец никого не боится. Конечно же, он боится занимать некую гражданскую позицию, а любому в морду дать он не боится», – резюмирует Уладиев.

Также участники дискуссии отметили, что каждый житель Дагестана является частью какого-то тухума, семьи, компании друзей. И поэтому чувствует себя защищенным.

Дагестанцы так ненавидят власть, что готовы оправдать самосуд

Не менее интересным было обсуждение вопроса о том, почему респонденты оправдали самосуд сына чиновника. Ведь Дагестан – мусульманская республика, но почему-то не допускают расправы лишь 16% респондентов.

На этот вопрос вновь дал исчерпывающий ответ Сулейман Уладиев: по его мнению, дагестанцы так ненавидят власть, что готовы оправдать самосуд.

«Если бы вы после этого вопроса привели в пример такую же ситуацию, но уже на месте сына высокопоставленного чиновника был сын цунтинского чабана, то результат был бы совершено другой.

В вопросе указано «сын чиновника», а дагестанцы власть не любят. В данном случае доминируют не законы шариата, а дагестанский характер

В данной ситуации сыграла ненависть дагестанцев к чиновникам. Так как дагестанцы – или сами сталкиваются с подобными ситуациями, или терпят какие-то притеснения со стороны властей.

Ведь в вопросе указано "сын чиновника", а дагестанцы власть не любят – вот вам и ответ. В данном случае доминируют не законы шариата, а дагестанский характер», – пояснил общественно-политический деятель.

И что же тогда получается – то ли дагестанское общество настолько нетерпимо к несправедливости, то ли чиновники наконец добились такой степени народного гнева, что люди готовы забыть о ценностях ислама и учинить расправу, если представится случай?

1 Распечатать

Tarlan 18 ноября 2016, 23:27

Социология важна и нужна для социального измерения самочувствия общества.
Социальное измеряется в конкретных социализированных единицах измерения , шкалах, амперах или ударов пульса по самым социальным частям человеческого организма.
К этим частям человеческого организма относятся:
- голова.
- сердце.
-желудок.
-руки- плечи.
-ноги, колени, ступни.
Все вопросы, которые задавали эти социологи относились к с одной стороны, к понятиям ментального мировосприятия, тут Сулейман Баширович - прав и игнорировать его мнение не следует.
С другой стороны- эти вопросы духовного порядка, морали и нравстевенности и на них не может быть однозначных ответов.
С третьей стороны, вопросы которые задавались никак не регулируются действующим законодательством. То есть закон не содержит правовой квалификации и меры ответственности гражданина за: "счастье/ несчастье, образован/ необразован, верующий/ атеист, и тд. за исключением неких деяний противоправного порядка.
Серьезная ошибка социологов в том, что они пытаются таким образом определить некий разом, трещину между различными группами верующих людей.
Ислам является самой социализированной научной системой.
Как исламская социология отвечает на этот вопрос?
Ислам считает саму такую постановку порочной и не научной.
Доводы следующие:
1.Запрет -на разделение общества по социально не защищённым группам.
2. Запрет -на раскол общества по принципам расовой, национальной, религиозной принадлежности.
3. Запрет- на идеологическое превосходство одних над другими.
4.запрет - на пользование общественными благами одними группами общества, в ущерб другим членам общества.
5. Запрет -лицам занимающимися общественными делами общины обделять кого либо в доступе к общественным благам.
6. Категорический запрет -Властям всех уровней чинит припятствия гражданину в доступе к Милостям Всевышнего, которых Он ниспосылается людям, не разделяя никого. Каждому то- что определено богом и то, что положено каждому по его способностям.
7. Обязанность и главная задача Исламской СОЦИОЛОГИИ: социальная, правовая, экономическая, финансовая, духовная Защита Человека от зла, которую он может по незнанию насести себе сам, от зла, которую может нанести ему агрессивная среда в обществе и власть, защита общества и власти, которую человек или группа лиц могут нанести обществу и власти по своему не ЗНАНИЮ.
Поэтому исламская социология прежде всего опирается на ЗНАНИЯ и ЗАКОНЫ АЛЛАХА о СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЕН ЕГО ТВОРЕНИЙ!
Ни одно из этих требований Исламской социологической науки нашими уважаемыми социологами не соблюдены!
Как они могут быть признаны научными, если они не учитывают и не принимают во внимание законы, принципы, нормы, категории, научный инструментарий, методу и методику, которую Бог сделал обязательными элементами любых социальных явлений.
Что это за глупые вопросы о счастье, семье, о миграции, "традиционных/нетрадиционных, секусальных меньшинствах, больных СПИДом и тд? Главное столь же дикие ответы на них, как могут быть наукой? Если это считать наукой, то это наука невежд и может отразить лишь одно- пропасть духовной моральной и нравственной деградации общества.
Это прямой результат действий или бездействия властей- светских и духовных, которые низвели человека к такому дикому восприятию окружающего мира, на основе ощущений, инстинктов, рефлексов.
Это очень печально и грустно, что вся государственная и духовная система человек- общество- государство, природа перетерпел слом и потеряло управление над тем, что Бог им дал для заботы и Ответственного внимания.
Последнее.
Непреложный закон социологии по исламу:-
"ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СОЦИОЛОГИИ, как НАУКИ в ЗАЩИТЕ ЧЕЛОВЕКА и ОБЩЕСТВО от насилия Власти и защита власти от насилия невежества толпы".
За что, за кого ОТВЕТСТВЕННА наша уважаемая Российская Социологическая наука, кроме как "рекомендовать, предложить, властям то и то ". и отрабатывать получаемые гранты или без всяких грантов вводить людей и власти в заблуждение?
Не может быть мирной и безопасной общество только по одной религиозной принадлежности к тем или иным религиозным толкам и направлениям.
Эти вопросы вовсе не зависят от науки социологии и не могут быть преодоленым социологическими методами.


0
Ашурбек Габибов 19 ноября 2016, 18:52

Тарлан! Согласен во всем. В исследовании нет системного подхода, анализа и логической связи. Что можно сказать о сути - то это очередной ляп для чьего-то или чьей-то КОРОЧКИ!

0
Ашурбек Габибов 19 ноября 2016, 17:45

Ответ на вопрос: «Кто относится к секулярным, суфиям, традиционалистам и представителями нетрадиционного ислама?» в Дагестане я не могу найти вот уже несколько лет! В одних источниках пишут одно, в других совершенно противоположное! В первую очередь надо дать формулировку или описание этих самых представителей.
Приведу пример: Допустим, что суфизм традиционный Ислам, а ваххабизм (салафиты) - нетрадиционный, которые на территории Дагестана существуют лишь с 18 века! Если респондент не приемлет этих двух, то остаются – секулярный (этнический) и нетрадиционный (ругательный) ислам, по терминологии возникших, на мой взгляд, позже первых двух. Ислам "этническим" по самой сути или концепции быт не может, а быть мусульманином "нетрадиционной ориентации" как-то не укладывается в самых источниках религии.
В связи с этим встаёт вопрос: «Кем были мусульмане в Дагестане с 9-10 веков и кем являются их последователи?». У меня лично остаётся только один ответ – в современной терминологии они были «Реальными Мусульманами»!

0
Светлана Анохина 20 ноября 2016, 00:45

На самом деле все просто.
Составлять опросник для того, чтоб понять, к какой группе отнести того или иного респондента, помогали сами мусульмане. Ирина и Илья это неоднократно подчеркнули.
Потому там есть такие пункты - делаете ли намаз?
Если не делает, но называет себя мусульманином - секулярный.
Второй вопрос насчет тариката.
Если отвечает отрицательно или затрудняется с ответом - стало быть, точно не суфий.
Ну а представителей "традиционного" и "нетрадиционного" ислама отделяли друг от друга с помощью вопроса про отношение к мавлидам.

Никто из присутствующих в зале не возразил против такого деления. Ни у кого не было замечаний. А там были разные люди. И представители ДУМД, и салафиты, и просто люди. которые хорошо во всем этом разбираются.

1
Tarlan 21 ноября 2016, 18:59

Значит собравшиеся такие же, как и опросившие- "препологающие", не знающие хисаб..
Ислам, как и иудаизм, христианский, не бывает "традиционным или нетрадиционным". Это самое большое заблуждение учёных и общества. От того что люди это так называют, ложь не может стать истиной. Казаб (ложь)- он и есть казаб, как его и кем хочешь - не украшай.
Точно так же не бывают традиционными, иудаизм и христианство. Расколы есть и их очень много, но это другой вопрос.
Если люди сидели "молча" и "не имели возражений", это не означает, что были правы "говорящие". ))))
Каждая религия имеет свой источник, свою книгу, своего пророка и Закон. Нет религий и не было мировых религий без следующего:- заповеди Бога с Человеком- Адамом и сыновьями из его колен. Заповедь- в Книге.
Нет религии без пророка. Его признаки, качества, миссия -в Книге. Нет пророков- без их Сунн. Сунны пророков это части Писаний и никогда не противоречат Писанию. О них тоже всё расписано- в Книге!
Нет Писания и Закона, значит религия не завершена и не полна. Значит, Бог ниспошлёт новую книгу, нового пророка и новый закон, чтобы упорядочить миры. Но есть загвоздка, религии завершены и всем людям ниспослана Истина от Бога. Хотят- принимают, не хотят- не принимают, в конечном итоге, человек думает, что он принимает или отвергает, а получается, что он делает то, что предписал Бог. Это не простой вопрос....
Таким образом, не надо обманывать ни себя ни людей.
Все мировые религии, иудаизм, христанстве части Единой Системы Единобожия.
Ислам есть завершение учений единобожия, последний закон и последний пророк. Это не мы придумали. Это книги и законы Бога установленные Им для человечества.
Не бывают люди секулярными и не секулярными. Это сказки философов и "религиоведов".
Человек- общество- государство-человечество- природа- космос - Единое ЦЕЛОЕ. Оно много образно, но Едино.
В обществе бывают: уверовавщие, атеисты. Среди уверовавщих тоже не бывает во всем единства. В какую-то часть веры люди- верят, другую часть веры люди- отвергают, но считают себя верующими.
Такую категорию людей называют- лицемерам.
Их слова о Вере, законах веры, всегда бывают лицемерными и им верить нельзя.
Признаки лицемерия описаны в книгах и законах и не всякий может по внешним признакам определить - лицемера. Это особая отрасль наук входящих в раздел наук ислама, имана, ихсана.
Не владея этими точными инструментариями и методами любое предположения, умозаключения будут -ложными. И если присутствующие "знающие люди" об этом вам не сказали, порекомендуйте им, идти и восполнить свои знания.
Среди атеистов тоже бывают разные люди.
Первые- полностью отрицают Бога, пророков, книги, законы. Вторые - говорят, всё таки есть нечто, кто управляет этим миром. Называют его мировым Разумом, Мировой душой- по разному. При этом говорят, что живут по человеческой морали, совести, чести - это и есть их вера. Потому они и атеисты.
Ни одному их утверждению о Вере верить нельзя, если даже у них 50 дипломов и очень подведвещенный язык. "Присутствующие- знающие" Вам также этого не разъяснили. Грош цена знаниям без убеждений и деяний, согласно своих убеждений. Истину надо всегда искать в Книгах от Бога и у пророков от Бога и тех кого называют "обладателями знаний". Кто они и почему их так называют хорошо знают иудеи, христиане и мусульмане. Никаких тайн и мистики в этом нет.
У убеждений только одно -Мерило. Это Ответственность перед Богом за слова, действия и убеждения.
Если Нет этого единства в человеке, значит человек имеет прекрасные и изящные формы тела, но не имеет духовного Стержня и содержания.
Мы вам ещё раз напоминаем, что религии - это прежде всего не только человек, его душа, свойства и качества- анатомия и физиология! Религия ещё и математика, и социология и обществоведение и руководство, и разъяснение для человека и общества, но и Законы Миров.
Если любой человек выполняет, какуют то часть своих религиозных обязанностей, отвергает или откладывает на потом -остальные обязанности, у такого человека вера - слаба и ему предстоять многому научиться.
В рассуждения о "суфиях, тарикате, вахабитах, салафитах, секусальных меньшинствах" кроме слоболудия, шаблонов и стереотипов вообще нет никакой науки. Они оказывают не только ислам, но и иудаизм и христианство не знают. Зачем им это изучать на примере ислама. На все их вопросы ответы содержатся в Торе и Второзаконие Моисея. Пусть книги Ветзого завета внимательно изучат. Там им даны ответы, зачем это валить на мусульман....
Прежде чем, о чем то судить, это явление самим надо изучить, познать, осмыслить, сверить правильность использованных методов с результатами исследования и только после этого выносить суждение, если суждение не противоречит тому, что сообщено богом и пророком.
Этим пользуются все серьёзные исследователи жизни общин иудеев, христиан, мусульман.
Но есть и другие, так называемые "светские исследования". Мы не против. Пусть исследуют, но для этого им надо сначала определить источник Света, её природу.
То есть им нужно знать физику и химию Света. Не зная свойств Света, можно стать блуждающим световым лучом космоса, свет которого не достиг планеты Земля.
Надо всегда помнить законы Логики. Один из этих законов гласит: Ложные предположения- порождают ложные умозаключения. "Ложь порождает только ложь. Ложь нельзя принимать в любой обёртке. Истина- дороже, но тяжелее для познания."
Если на этом собрании были и суфисты и не смогли вам привести научные довода, то им тоже скажите; что они пока- только начинающие мюриды и им предстоит пройти долгий путь. Если также будут мельтешить, когда встречают с не справедливостью и обманом, они могут и не дойти до конца своего пути и обязательно впадут в искушения сладкой жизни и хрустящей двойной палаочки "твикс". Может тогда они -очнутся.
Это тоже не мы их поучаем.
Это Аллах и пророк им установили законы силь- силя и адабы ихсана.
Так что свои претензии они высказывают не социологам и. нам, а тем убеждениям, которые выбрали себя. Надеемся, что искренно.
А тем, кто считает себя мусульманином и не совершает намаз, тоже честно и открыто скажите: -"брат, на что ты рассчитываешь, если сам отрубил Аркан связывающий тебя с Богом? Зачем ты себя мучаешь и лицемеришь? Стань тем, кто ты есть - сердцем".
Притворство - серьёзное пригрешение. Пусть покается и восстановит свой аркан с небесами или путь кайфует, как хочет.
Все равно от Господа миров не скроются его рабы и творения.
И последнее. Не шутите цифрами. Они не только изображения цифр в определённой последовательности. Каждая уифра имеет свою азбуку- букву. Цифровой ряд превращается в математическую матрицу. Матрица имеет различные свойства и качества, склонности и повадки перевоплощениям в зло.
Чтобы этого не случилось человек обязан изучит и защитить себя матрицей Добра!!!)))))
Иначе можно напороться до ящика Пандоры и чёрной материи.))))

1

Оставить комментарий:

Наверх