22 ноября
27 августа 2016 4627 1

«Наше общество не готово воспринимать таких, как я»

Интервью с жителем Кабардино-Балкарии, владеющим методикой чтения Корана по системе Брайля
Азамат на митинге против карикатур на пророка Мухаммада в Грозном
Азамат на митинге против карикатур на пророка Мухаммада в Грозном

usahlkaro Фатима Тикаева Автор статьи

Молодой мусульманин Азамат Биттиров лишился зрения в 15 лет, но несмотря на это его жизнь намного насыщенней и интересней, чем у многих из нас. Он успел побывать в разных странах, получить высшее образование в Чеченском государственном университете на факультете востоковедения, учился на курсах для незрячих мусульман при мечети «Сулейман» в Казани, организовал курсы чтения Корана по методике Брайля в Грозном. Занимается журналистикой, пишет статьи для исламских изданий, часто выступает экспертом в религиозных вопросах.

А еще он совершил самое главное для каждого мусульманина путешествие – паломничество в Мекку. Сегодня он опять пакует чемодан, чтобы еще раз испытать трепет и волнение, получить новые силы и энергию у Священной Каабы.

– Азамат, в этом году ты собираешься совершить хадж. Что ты сейчас чувствуешь и о чем будешь просить Аллаха в священном для всех мусульман городе Мекка?

– Сейчас я в подготовительной суете, в предвкушении дороги. Но, конечно, чувствую волнение. В Мекке, Медине Всевышний принимает все просьбы и дуа, благо за одну молитву увеличивается в десятки тысяч раз. В этих местах человек растет духовно, находит баланс, очищаешь свой внутренний мир.

Я уже был в паломничестве шесть лет назад, но тогда не удалось побывать в Медине. Очень хочу попасть в этот город, помолиться в мечети Пророка, да приветствует его Всевышний.

Хотя, признаться, у меня не было планов в этом году совершить хадж. Все изменилось за один день. Весь месяц Рамадан просил за своего друга из Турции, чтобы ему выпал жребий. В исламе есть такой хадис, если в уразу делаешь дуа за своего брата по вере, ангелы просят для тебя того же. Наверное, время моего друга еще не пришло, а Всевышний услышал молитвы ангелов за меня.
Бывает, что при разговоре даже с практикующим мусульманином понимаешь: все, что он говорит, – только слова

О чем буду просить? В первую очередь для себя хорошую память, потому что хочу в этом году приступить к заучиванию Корана наизусть. Буду просить здоровья, усидчивости, стойкости на пути Аллаха, облегчения знания. Еще, чтобы я прожил свою жизнь ради довольствия Всевышнего.

Дальше буду молиться за своих близких, друзей. Постараюсь никого не забыть. А потом буду просить Всевышнего за нашу умму. Сегодня мусульмане оказались в тяжелом положении. Везде воины, конфликты, кровопролития.

Потом буду просить, чтобы в Турции, моей второй родине, все наладилось, недавно они пережили сложные события. Помолюсь за российских мусульман, чтобы мы развивались, созидали, а в кавказские республики наконец-то пришли мир и спокойствие.

– Тебя не пугают трудности в пути, даже физически сильным людям эта дорога не дается с легкостью?

– У меня нет страха перед дорогой, а еще руководитель Асхат Казаков мой близкий друг. Человек, если хочет, может справиться с любыми сложностями, вызовами.

– Азамат, как ты пришел в религию? Ведь у каждого человека свой путь к Богу…

– Я родился в мусульманской республике. Бабушка нас учила азам ислама, молиться. Помню, как в первый раз вошел в мечеть. Детей там так тепло встретили, мы бегали, баловались, но нас никто не ругал, там была такая атмосфера любви, добра.

Чеченцы, ингуши тоже были депортированы, но каким-то образом они сумели сохранить иман в сердцах

Мой дедушка по материнской линии Исмаил-хаджи Азаматов был знаменитым в Балкарии эфенди, мир ему, он давно умер. Нам рассказывали про него много интересных историй, до сих пор, когда люди узнают, чей я внук, проявляют большое уважение, вспоминают о нем разные удивительные истории. А еще мой прадедушка по отцовской линии Баттал-хаджи Жанхотов был видным исламским ученым. Все это наложило отпечаток на мое мировоззрение, внутренний мир.

Потом я много читал, брал уроки ислама. Не скажу, что сразу углубился в религию, но чем больше я узнавал, тем сильнее погружался в ислам. После школы хотел уехать в Египет, чтобы продолжить религиозное образование, но жизнь сложилась иначе. Сперва поехал в Татарстан, потом учился в Чечне.

– Да, в нашей республике большая часть людей этнические мусульмане. Могу ошибаться, но мне кажется, к религии у нас относятся только как к практике, важную часть занимает именно обрядовая сторона. Но религия не развивается как наука.

– Да, я тоже думал об этом. Как-то прочитал статью про ислам в Бирме. Там мусульманин, который знает наизусть последние десять сур Корана, считается образованным. Не хочу никого обидеть, оскорбить, иногда мне кажется, по уровню знания мы находимся где-то рядом с Бирмой.

Да, в последние годы ситуация меняется, люди больше внимания уделяют вере, образованию. При мечетях появляются курсы, различные кружки. Начали говорить об исламском праве, изучают арабский язык, но пока этого недостаточно.

Азамат Биттиров

Бывает, что при разговоре даже с практикующим мусульманином понимаешь: все, что он говорит, – только слова, заявление, что ислам главное в его жизни, не совсем искренне.

– Может, причина такого отношения в том, что люди боятся проявлять свою религиозную идентичность?

– Безусловно, 70 лет полного отрицания любой веры, религиозности, депортация мусульманских народов Кавказа в Среднюю Азию не могли не сказаться на этническом, религиозном самосознании людей. Я сейчас говорю, в частности, о балкарцах. Погибли религиозные лидеры, мы потеряли целый пласт образованных людей. Вернулись на родину, но фундамента уже не было. Чеченцы, ингуши тоже были депортированы, но каким-то образом они сумели сохранить иман в сердцах.
Мне врач в поликлинике ответил: как ты собираешься учиться в университете, сиди дома и получай свою пенсию

В период возрождения религии в 90-е годы прошлого века были совершены большие ошибки, но в последние годы религии уделяется много внимания. Хочется надеяться, что с позволения Всевышнего ситуация изменится в лучшую сторону. Конечно, в этом вопросе нужна поддержка государства. Люди, отвечающие за религиозное воспитание, должны осознавать ответственность, которую они несут, и отдаваться этому делу в полную силу, без формальности.

– Ты учил незрячих мусульман рельефно-точечному чтению Корана методом Брайля. Сегодня занятия еще продолжаются?

– Я подготовил в Ингушетии, Чечне, Дагестане людей, которые могут продолжать эту работу. В Ингушетии даже созданы два центра для обучения незрячих мусульман. Поэтому решил пока отойти от этой работы и заняться саморазвитием – и уехал в Турцию на учебу.

– В начале беседы ты назвал Турцию своей второй родиной…

– Я люблю эту страну с детства, выучил язык, всегда смотрел передачи про историю государства, золотые годы Османской империи.

Когда только приступил к изучению ислама, в голове был сумбур, ведь полученные по брошюркам, в интернете знания сложно систематизировать. А в исламском университете в Нальчике работали преподаватели из Турции и я обратился к ним за ответами к вопросам. Они объясняли каноны ислам исходя из корня религии, на основе фундаментальных знаний, не на второстепенных вопросах, а на основах религии. Именно эта манера преподавания привлекла меня.

Азамат Биттиров

В годы учебы в университете востоковедения в Грозном делал упор на историю Османской империи. Мне близка турецкая культура, то, что ислам является частью жизни людей, вера выражена в традициях, в этикете. Человек может быть светским, но при этом он воспитан в исламской традиции, глубоко знает корни религии.

– Честно говоря, Азамат, твоей активности, страсти к познанию, стремлении к новому можно только позавидовать. Я сейчас о твоих путешествиях. В каких странах тебе уже удалось побывать, и куда ты мечтаешь отправиться?

– Мне нравится дорога. В исламе путешествие поощряется, есть даже хадисы на эту тему. Исламские ученые говорят: если тебе плохо – странствуй, и ты узнаешь людей, познаешь новые традиции, начнешь разбираться в том, что хорошо, а что плохо.

По природе я, наверное, странник. Может, эта любовь передалась мне от дедушки. Он ушел в 14 лет из дома совершить хадж и путешествовал 12 лет, за это время изучил 14 языков, побывал во многих странах. Мой дедушка – именно тот образ, на который я хотел бы быть похож.

Нельзя говорить, что мусульмане идеальны, у нас тоже есть недостатки. Сейчас кто-то играет на дудочке, а мы подтанцовываем

Путешествия помогают пополнять свои знания, наверное, странствия человека самого делают интереснее. Я был в Дании, Голландии, Германии, Кувейте, Саудовской Аравии, Грузии, в России поездил.

Хочу попутешествовать по Латинской Америке. Как говорил мой друг, наверное каждый балкарец в душе ковбой. Мои дяди очень любят вестерны и даже одевались на манер ковбоев, шляпы носили, джинсы. Наверное, поэтому в моей памяти отпечатался образ Латинской Америки.

– Ты потерял зрение в 15 лет. Это такой возраст, когда все чувствуешь острее. Что ты ощутил, когда перед глазами все стало темно? Что помогло пережить этот момент?

– Не знаю, может, потому, что ожидал этого, знал, что рано или поздно так и будет. Смирился за довольно короткий срок. Помогла мне религия, учеба, в которую погрузился с головой, друзья поддержали. Потом я уехал в Татарстан, познакомился с моим учителем Рамзаном Мустаевым. Он преподаватель арабского языка в университете. Мы вместе с ним провели несколько крупных проектов, в том числе Коран для незрячих. Эта активная жизнь и не дала мне замкнуться, не впасть в депрессию.

Знаешь, многие, кто потерял зрение, начинают пить. Люди просто сидят дома, и спиваются. Если человек не найдет для себя занятия по душе, он пропал.

– Инфраструктура наших городов не позволяет в полной мере адаптировать людей с ограниченными возможностями здоровья.

– Да, на самом деле условия довольно экстремальные. Но все равно нужно проявить волю и выйти из комнаты, сделать первый шаг. Помню, в Кувейте за мной приезжала машина, отвозила в центр для людей с ограниченными возможностями. Там бассейн был, играли в футбол, шахматы, шашки, там же была библиотека.

В Кувейте все дороги для развития, в том числе для учебы, открыты. Когда я поступал в наш вуз, пришел за справкой, мне врач в поликлинике ответил: как ты собираешься учиться в университете, сиди дома и получай свою пенсию. Было столько препятствий, мне приходилось все время кому-то что-то доказывать.

Именно поэтому многие замыкаются, ничего, кроме своей пенсии, не хотят, говорят: мне ее хватит, чтобы напиться. Все зависит от воли, от внутреннего стержня человека, сил, желания развиваться, жить. Я сейчас говорю не только о незрячих. Вот, например, ты, если бы не проявила волю, желание, наверное, не работала бы журналисткой…

– Азамат, ты встречаешься с разными людьми, следишь за ситуацией в мусульманской умме. Как ты думаешь, почему сегодня именно ислам представляется источником всего негативного, конфликтов, кровопролитий?

– Я сам много об этом думал, следил за публикациями в интернете, разговаривал с разными людьми. Эксперты единогласно говорят, что будущее за исламом. Наверное, кому-то это не нравится, они и раздувают конфликты.

Но нельзя говорить, что мусульмане идеальны, у нас тоже есть недостатки. Например, сейчас кто-то играет на дудочке, а мы им подтанцовываем.

В самой мусульманской среде нет особых конфликтов. Вот сейчас мы готовимся к хаджу. В священном для мусульман городе соберутся тысячи людей из разных уголков мира. В эти дни там такая атмосфера братства и единения. Этого нет, к примеру, в Иерусалиме. В одном телевизионном сюжете рассказывали, как у Гроба Господня армянские, православные и католические священники подрались. Ведь у Каабы такого не может быть.

Люди, которые не находят себя в это жизни, легко попадают в расставленные сети. Вот откуда все войны, чужие интересы.

Не надо ехать куда-то, намного тяжелее остаться, создать семью, воспитать детей, сделать из них достойных мусульман

Если вернуться к истории Турции, Кемаль Ататюрк решил полностью сменить исламское мышление турок. Он, образно говоря, хотел повернуть мусульман от Мекки к Голливуду. Был изменен алфавит, начались притеснения мусульман. После первого переворота в 60-е годы люди очень быстро вернулись к вере. Сколько бы Ататюрк ни боролся, но уничтожить иман в сердцах людей он не смог.

После второго переворота мусульмане не стали гнаться за властью, а начали с экономики, решения проблем. Основатели Исламской партии Турции с нуля создали промышленность, построили первый моторный завод, по всей стране начали открываться предприятия. Этим они завоевали сердца людей.

Когда Эрдоган был мэром Стамбула, там даже водопровода не было. За короткие сроки он превратил его в цивилизованный, комфортный для жизни город со всей необходимой инфраструктурой. Вот на этой волне Исламская партия пришла к власти и создала сегодняшнюю Турцию, которая входит в 20 ведущих экономик мира.

Все это сделано не при помощи взрывов или убийств, а своим трудом. Они доказали, что мусульмане хотят и могут созидать, приносить пользу. К чему я привел этот пример? Не надо ехать куда-то, намного тяжелее остаться, создать семью, воспитать детей, дать им образование, сделать из них достойных мусульман.

Если человек хочет послужить своей религии, для этого есть много путей. Например, отучиться, стать большим ученым или заняться бизнесом и помогать людям, стать доктором и лечить больных.

– Ты сказал, что будешь учить Коран наизусть и станет хафизом…

– Я всегда к этому стремился, но как-то все это откладывалось. То я погружался в изучение арабского языка, то в науку, то опять возвращался к мысли о заучивании сур Корана. Но сегодня уже прошел подготовительные курсы.

В медресе в Стамбуле, где я учусь, Коран преподает карачаевец. Его семья оказалась в Турции во времена Кавказской войны. Мустафа ходжа из рода Салпагаровых. У него дар переубеждения, он умеет вдохновлять. Мустафа ходжа объяснил мне, что Коран является основой всех наук.
Суфизм еще можно назвать наукой о нравственности. Но сегодня во всем мире нравственность никому не нужна, она задвинута

В медресе сохранились методики обучения Священному писанию, которым уже сотни лет. Там есть книги, которым не менее тысячи лет. Нет даже парт, мы сидим на полу за деревянной подставкой и читаем Коран, хотя здание новое, современное.

Хочу еще приступить к написанию докторской, если российский диплом магистра будет соответствовать требованиям. Намерен разработать тему современного суфизма и суфизма на Кавказе. В Турции это направление полностью изучено, а тема Кавказа еще не затронута.

– Может, я ошибаюсь, про суфизм в нашей республике не принято говорить.

– К сожалению, да. Но суфизм – очень интересное направление в исламе. В Турции есть целые факультеты по его изучению. Не знаю, почему у нас умалчивают или слишком сухо объясняют его. Суфизм – это способ заглянуть в вопросы изнутри.

Базируется течение на хадисах, призывающих к уважению, любви. Тому, кто полюбил брата по вере ради довольства Аллаха, уготовлены большие награды, говорится в хадисах.

Не уверует полноценно тот, кто не пожелает брату своему того, чего он желает себе, сказано в другом хадисе. Представьте общество, в котором каждый мусульманин желает своему соседу, брату только добра, богатства. В таком обществе не нужно каменных недоступных заборов, которыми мы отгородились друг от друга сегодня.

Суфизм еще можно назвать наукой о нравственности. Но сегодня во всем мире нравственность никому не нужна, она задвинута. Мы живем в век денег, капитализма, наверное, поэтому это течение оказался неугодным.

– Знаешь, я все время забываю, что ты незрячий, настолько уверенно ты себя ведешь. Что тебе помогает?

– Не знаю, может, то, что раньше видел. Но скорее то, что не замыкаюсь в себе, могу наладить контакты, общаться. В Стамбуле жил один, чтобы попробовать, справлюсь сам или нет. Это 20-миллионный город, каждый день вступаешь в контакт с десятками, сотнями людей. В такой ситуации необходимо быть коммуникабельным.

Мне кажется, наше общество не готово воспринимать таких, как я. Многие не знают, как с нами общаться 

Если вернуться к проблеме незрячих, многие, как я уже говорил, замыкаются в себе. Мы этой проблемой в Чечне тоже занимались. Буквально насильно выводили людей из дома, заставляли общаться с другими. Я до сих пор поддерживаю контакты со многими из них. Знаю, что некоторые поступили в вузы, другие пошли по религиозному пути.

Мне кажется, наше общество не готово воспринимать таких, как я. Многие не знают, как с нами общаться. Например, ты можешь зайти в банк, простоять в центре несколько часов, и никто к тебе не подойдет, не предложит помощи. Все будут сидеть и смотреть – а что я буду делать дальше.

Не знаю, как в других странах, в других регионах России эту проблему решили, но государство, общество должны пойти навстречу инвалидам. Проводить не какие-то формальные мероприятия, а реальные дела, которые научили бы людей контактировать с теми, у кого ограничены возможности здоровья, чтобы такие, как я, могли реализовать себя в разных сферах. Чтобы незрячий, человек с другим ограничениями здоровья мог спокойно зайти в вуз, ведомство – и его не воспринимали как неполноценного.

Не нужно собираться, чтобы поохать и пожалеть нас, ситуацию надо менять на уровне мышления людей.

Фото: Facebook/ Азамата Биттирова 


5 Распечатать

Tarlan 28 августа 2016, 19:08

Азамат, молодец, держись и успехов тебе в науках.
Если Аллах, кому то закрывает одни ворота, не отчаивайся, Милость и Милосердие Всевышнего безгранично.
Закрыв одни ворота своей милости , Творец, по своей Великой Милости и Пресвятости, оставляет открытым множество других ворот, ведущих к Свету Его Милосердия.
Конечно, зрение и глаза важны и нужны любому человеку. Но их тоже не мы выбираем, и их нам ни отец, ни мать, ни родственники и друзья не могут не дать- не подарить.
Если Всевышний "отключил" твои глаза, пусть Он поможет тебе "включить" твоё СЕРДЦЕ.
Пусть откроется тебе "видение сердцем".
Ты пишешь, что наше общество не готово воспринимать таких как ты.
Азамат, тут дело не в твоей слепоте, а в слепоте общества людей. Не ты- слепой. Общество - ослепли от этой жизни и возомнили себе, что жизнь сотворена только для зрячих, видящих.
Можно быть зрячим и в тоже время быть слепым, если сердце человека глухое и не зрячее. Не обращай внимание на этих людей, на их приколы и уколы.
Открой себя Богу и Он Откроет тебе то, что ты, Инша Аллах, будешь обладателем тысяч глаз и тысяч ушей. Ты стучись сердцем именно и только к Аллаху и помни к Нему нет, иного Пути и никогда не было и быть не могло, кто бы и чтобы не говорил, кроме как через постижение сиры Пророка с.а.с.
Аллах не золотая или хрустальная Ваза на высокой полке и тебе не должно быть страшно, добрести до неё потому, что ты ослеп и боишься разбить Ценную и дорогую ВАЗУ.
Не бойся! Иди! Стучись! Не к ВАЗе, Аллах не имеет уподоблений и не имел их Никогда.
Стучись К Аллаху. Молись. Соблюдай его Заветы. Исполняй их стойко, убеждённо, ответственно.
Под словом "постучаться к Аллаху" означает глубокое постижение сердцем 7 -ми вещей:- 1. Ислам. 2.Иман. 3. Коран. 4. Сунна- часть Корана и не мыслим без него. 5. Шариат ( без знаний Шариата не познаешь науки фикх). 6. Познание самого себя и посредством своего сердца- познание Бога и всех Его творений, от муравья до комара и пчелы и от них к человеку, природе, космосу. 7. Исключительно важно запомнить и следовать этому всю жизнь. Все перечисленное выше Шесть не дадут результата без знания СЕДЬМОГО. СЕДЬМЫМ является -ИХСАН.
Важно помнить, что достижение этих семи вещей не зависят только от желания человека. Это все результат Милости Всевышнего к человеку и проявление его Любви к нему в ответ на искренний Зов Сердца Человека.
Кого Возлюбит Всевышний, того возлюбят Небеса, Земли и Ангелы. Кто сделает хоть шаг к довольству Всевышнего, скорость бега Всевышнего навстречу к такому шагу и зову своего раба невозможно измерить ни одним земным измерением!
Хочешь стать суфием? Ты уже сделал шаг к нему, так как тебе это возлюбилось и ты видимо полон готовности продолжить свои поиски. Пусть тогда, отсутствие зрения глаз тебя не смущает и вовсе.
Помни, сура 80.'Абаса, о том слепом, который стал поводом к ниспосланию этой Суры, когда от него отвернулся пророк с.а.с.
Это очень тонкая и поучительная сура ( как весь Коран). Сура учит пророка с.а.с. и всех людей не отваричиваться от не зрячих, не обижать сирот, не обделять бедняков, не отваричиваться и не отгонять просящих. Сура учит благочестию, благонравию и различению веры от неверия. Выучи наизусть эту суру и следуй её призывам. В суре всего 42 аята, но они есть Руководство для таких как ты и не теряй надежду, ибо тот слепой от которого первоначально отвернулся пророк с.а.с. в последующем благодаря своим знаниям Корана, Сунны, законоведения стал и работал наместником Медины.
Пути Господни так многообразны и одолеть их могут только искренние Сердцем, если того пожелает Аллах.
Вместе с тем, в современном суфизма, как и во всей этой жизни, есть свои "засады", "преграды", "хиджабы" и даже есть свои "барзахи". Есть свои наставники, есть свои пути, есть стоянки, уровни, ступени. Все это преодолимо. Не бойся, но остерегайся!
Европейская мысль свела суфизм к мистике и мифам. Восточная мысль сводит её к легендам и мифам "о святости и безгрешности святых".))))
Не было ни одного пророка, который бы считал себя безгрешным и не просил Всевышнего о прошении его грехов. Делал то же самое и пророк Мухаммад с.а.с. Не менее 100 раз в сутки, хотя ему при жизни был обещан Рай. Как и во всем остальном, "мы кавказцы - впереди планеты всей" и всех в мире поучаем, какие мы самые "суфистые" ( правда об этом больше всего шумят из двух башен: из той башни власти, которая вообще не понимает, что это такое и из другой аульной башни суфиев из нашего аула, которые считают, что наш аул пуп земли). Там где есть гордыня и бахвальство, скупость и всезнайство суфизма не бывает, а бывают "халаты, шапки, посохи и всякие исторические артефакты!
Суфизм не легенды, артефакты и не мифы. Суфизм не мистерия и не мистика. Там где есть мистика- заканчивается суфизм, ибо суфизм есть познание Знанием -Обладателя Знания. Суфизм это всего лишь лампа, зажигаемая от Великого Света- Истинного Обладателя Знаний.
Суфизм есть познание истины Истиной и утверждение Истины Словом и делом Всевышнего .
Суфизм не в шерстяных балахонах. Не в шерстяных остроуглых или круглых головных уборах, не в танцах крутящихся дервишей, не в прыжках, экстазах, хождении по воде и плаванию в облаках и небесах.
В каждом уголке мира ты найдёшь своих суфиев, их ханаки, школы, методы и методики обучения к познанию. Каждый из них утверждает, что только в них, у них и через них можно стать суфием.)))))
Это равносильно тому, что солнце светит только им и сердце есть только у них, весь остальной мир- "это мир слепых и мертвых душ".
Это не так. Приписывать суфизм только одним нам- мусульманам это не верное представление. Нет Веры без места её хранения. Нет места хранения без Стража.
Местом хранения веры является лишь сердце и Всевышний не смотрит на наши нации, балахоны, шапки, шелка, бороды и длину штанин!!! Всевышний смотрит, видит, расценивает и судить по сердцам: есть помыслы и есть деяния и оба они известны Всевышнему, ибо он знает всё, что в наших сердцах "фи зати судурина".
Пусть Аллах вознаградить тебя, за то, что ты устоял в испытаниях и готов идти дальше к тому, что тебе предначертано Всевышним. В добрый путь!!!!

3

Оставить комментарий:

Наверх