22 февраля
31 мая 2014 7104 19

Кумыкский "кризис" в Дагестане

Почему в Бабаюртовском районе возник конфликт общества и власти?
Фото: yuga.ru
Фото: yuga.ru

usahlkaro Рамазан Алпаут Автор статьи

Раз за разом из Дагестана приходят тревожные новости. 25 мая стало известно, что неизвестными был организован поджег строящегося в Бабаюрте медресе. Социальные сети заполонила информация о том, что это дело рук пресловутых «ваххабитов», которые таким образом борются с попытками Духовного управления мусульман Дагестана распространить свое влияние на регион. Однако дальнейшее развитие ситуации показало, что ни о каких ваххабитах не может быть и речи. Бабаюрт - это районный центр одного из самых (территориально) крупных районов республики с подавляющим коренным кумыкским населением (около 50%).

Для информации

Национальный состав населения Бабаюртовского района по данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

кумыки​ – 22 067​ – 48,29 %

аварцы – ​9 253​ – 20,25 %

ногайцы​ – 7 553 -16,53 %

даргинцы​ – 2 767 –  ​6,05 %

чеченцы – ​2 764 –  ​6,05 %

русские​ -  360 – ​0,79 %

лакцы​ – 351 – 0,77 %

другие – 430 – 0,94 %

не указали​ – 156 – 0,34 %

всего​ – 45 701 - ​100,00 %

Вместе с тем менее пятой части района подчиняется самому району, соответственно, коренному населению муниципального образования. Все остальные земли Бабаюртовского района, в том числе посредством коррупционного инструмента, который характеризуют как «закон о землях отгонного животноводства», уже давно передали другим районам, преимущественно горным, с другим этническим составом.

С точки зрения коренного жителя района, региональные власти передавали земли района горным муниципальным образованиям, где доминируют этнические группы того же этнического происхождения, кем были сами руководители республики в тот или иной период новейшей истории субъекта Федерации. Это подтверждают и эксперты из Москвы. В частности, часто пишут о том, что местным населенным пунктам не оставляют шансов для развития за счет отчуждения и колонизации земель отгонного животноводства арендаторами горных МО. Тогда как законодательство Российской Федерации запрещает строительство населенных пунктов на землях сельскохозяйственного назначения, кутаны медленно превращаются в селения-призраки, некоторые из них подчиняются горским районам, а большинство не имеют совершенно никакого статуса. 

​Местным населенным пунктам не оставляют шансов для развития

О них довольно подробно пишет в своей книге известный эксперт по Кавказу господин Казенин. По этому поводу на равнинных территориях возникало огромное количество конфликтов, носящих в том числе межэтнический характер. Между тем так или иначе на мероприятиях, посвященных земельным вопросам, часто говорят о необходимости амнистии селений-призраков, невзирая на то, что данная ситуация сложилась как раз из-за откровенного игнорирования законодательства Российской Федерации. По сути, такой подход является вызовом Российской государственности. От реакции Москвы на эти проблемы зависит и то, по какому пути пойдет республика: по пути игнорирования законов или установления главенства права. 

Отжать у кумыков очередной кусок не получается

События, о которых идет речь в данной статье, казалось бы, не относятся к вышесказанной земельной ситуации, однако это так, если не рассматривать психологический бекграунд. А его игнорировать не представляется возможным, ибо население Бабаюрта смотрит на конфликт не без учета постоянного желания региональных властей «откусить» очередной кусок Бабаюртовского района в пользу тех, кто оказался там в качестве «жителей», нарушая законы. 

​Подавляющее большинство кумыков считают себя исключенными от процесса управления республикой

Подавляющее большинство кумыков как в районе, так и в целом по республике, считают себя исключенными от процесса управления республикой. Кумыкские общины, становясь в последние годы довольно сильными самоорганизациями, выросшими снизу, почти полностью контролируемые самими членами джамаатов (гражданским обществом), представляют собой отличный пример практически полного отказа от тех, кто занимает в республике «кумыкские» места.

Для читателей из других регионов здесь, пожалуй, надо уточнить, что как бы парадоксально не звучало,  в Дагестане все еще действует принцип пропорционального этнического представительства во власти. Это когда те или иные портфели часто делятся на этнические группы, но никаким регламентом это не узаконено, поэтому кумыкский народ к этим «своим» представителям  - «кумыкскому сегменту власти» – и их приходу во власть никакого отношения не имеют. Тем не менее этот «сегмент» представляет кумыков. Он подбирается «власть имущими» из лично преданных людей. тогда как занимающие эти должности люди часто никакой обратной связи с народом не имеют. Собственно, кумыкское гражданское общество тем и отличается или даже бросается в глаза, что открыто заявляет о том, что у него нет связи с теми, кто сидит на «кумыкских» местах. 

Народ vs власти 

Понимание событий в Бабаюрте должно происходить именно через призму вышеуказанных факторов. Все, что приходит в район извне, рассматривается, как попытка лишить местное население контроля за еще небольшое количество земли, контроля за очередную сферу в пользу пришлых. По свидетельству очевидцев, Духовное управление мусульман Дагестана именно так и воспринимается здесь – как нечто пришлое и чужое, кто-то, кто решило «отжать» у местного населения право на свое духовенство. На вопрос, а не является ли ДУМД организацией, в том числе представляющей интересы кумыкских верующих, местное население однозначно отвечает, что не является. Более того, многие говорят о монополии в ДУМД одной этнической группы, что также отражается на отношении других к этой организации. 
 
Духовное управление мусульман Дагестана воспринимается в Бабаюртовском районе, как нечто пришлое и чужое

Местных, собственно, можно понять. Сначала на землях отгонного животноводства незаконно возводятся населенные пункты с иноязычным населением, а потом происходит попытка контроля местного духовенства. По крайней мере, именно так это выглядит. И никто здесь никому не докажет, что это не спланированные действия, просто потому, что никто не поверит. Причем данный конфликт не является конфликтом, носящим межконфессиональный характер. Как бы это парадоксально не звучало, это конфликт общества и власти, не важно, что сама власть непосредственно не втянута. Достаточно самой ситуации, которая влияет на восприятие тех или иных процессов. И естественно, что данный конфликт, по сути, проверил на деле рабочее состояние горизонтальных связей кумыкского гражданского общества. Представители кумыкских общин очень быстро отреагировали, ясно дав понять, что они в стороне не останутся, если будет давление на бабаюртовскую общину. Как представляется, это сыграло важную роль в сдерживании второй стороны.

1 Распечатать

Рустам 31 мая 2014, 17:14

Вот так бывает,когда духовенство сплетается с властью,её перестают воспринимать.

4
Tarlan 31 мая 2014, 18:41

Рустам, может причины не только в "сплетённости" власти и духовенства. И не в том, как писали некоторые на ветках Кавполита и ФБ, кумыки+ вахи хотят "дестабилизировать" обстановку. Идёт не простая борьба за господство в регионе на волне Аннексии земель отгонного животноводства на плоскости. Допущены грубые перекосы в бесконтрольной внутренней миграции в ущерб традиционным ареалам среде обитания коренных народов, а также владении и распоряжении этими землями. Выросли целые населенные пункты вдали от горных муниципальных образований и эти земли используются не по назначению и в угоду местному и республиканскому чиновничеству. Это приводит к перекосам в регулировании земельных отношений и форм собственности и перегибам в религиозных традициях сложного в конфесиональном плане региона, порождают попытки выдавливания местных религиозных авторитетов персонами внешнего влияния. Делается это в грубой, оскорбительной форме, на противопоставлениях и разжигании смуты и раскола. Почему то подобные действия не получают правовой оценки, одобряются в некоторых инстанциях. Вместо диалога используются силовые методы подавления и преслодований со стороны тех сил, которые имеют надёжную крышу во власти и силовом блоке. Если в Бабаюрте есть действующие мечети и медресе, зачем создавать новые очаги напряженности? Это делается с одной целью- установлении монополии определенных религиозно политических сил на регион с использованием этно национальных и религиозных факторов на политические процессы в Бабаюртовском узле солнечного сплетение.. Правда же удивительно , не понятно, почему до сих пор, уполномоченные органы власти республики и ДУМД не дают своей оценки этим событиям? Зачем искать в кумыках, ногайцах, других народав региона "союзников вахов"? Если они там развелись, то куда вы смотрели, почему не принимали мер? Ждали пока медресе сожгут и обстановку разогреют? Разве можно насилием навязывать людям веру и религиозное просвещение? Зачем из религозников одной этногруппы изоброжать носителей единственной правдивой ИСТИНЫ, а всех остальных из числа местных считать невеждами в исламе? Может эти "народы -невежды" чище душой и лучше вас по своим деяниям? Оставьте это вопрос на Волю и Суд Всевышнего! Нам же всем Велено- Установлено Всевышним решать общественно значимые вопросы миром и в СОВЕТЕ с НАРОДОМ? Нет кадров? Так готовьте специально для этого и других регионов, есть у вас возможности и материальная база. Нельзя пытаться национализировать и пытаться подогнать ислам в Дагестане под свои узко национальные представления. Понятно, что верховенство в мечетях и медресе престижно и выгодно. Но не в вашей этнонациональной и коммерческой выгоде и политической торговле Знамениями Откровения и Сунны - заключена миссия ислама. Преступно, во всех отношениях и мирах, использовать ислам для смуты и раздора среди уверовавших в Аллаха и Судный День. Не надо традиционную открытость и гостеприимство, характерную бабаюртовцам, воспринимать как слабость и карт бланш для вседозволенности. Не надо запугивать людей "ордами" своих сторонников из других религиозных организаций региона и республики и поддержкой своих не правовых действий со стороны властей и силового блока. Если кто то пытается решать свои властные амбиции ввергая вас в пожар смуты, знайте, что сами приблизили себя к ОГНЮ ада, от которого не будет вам СПАСЕНИЯ от ваших земных кумиров. Отделайтесь от таких политических интриганов, они служители своих шайтанов. В подобных "огневых" разборках нет БАРАКАТА.

4
Руслан Магомедов 31 мая 2014, 18:57

клирикализм, когда духовенство( религиозная организация) и власть взаимодействует для усиления своего влияния, при этом духовенство ради этого готово поступиться религией, а власть законодательством

6
Tarlan 01 июня 2014, 03:20

Руслан, ты начитался европейских атеистических словарей. Нет в исламе понятия "клерикализм". Первое- не надо приписывать исламу свойства и качества, которыми он не обладает по Корану и Сунне. Второе, всегда нужно уметь различать цели и задачи любой религии от целей и задач созданных людьми организаций и учреждений. Для этого есть многовековой опыт исламских наук, методика и методология подходов к оценке этих явлений, их характеристики, изучению причин, условий, возможных последствий этих явлений и их правовой оценки с точки зрения необходимости пресечения опасности для развития общества. Среди прочих общественных опасностей на сегодня, на наш взгляд, 7 вещей особо опасны в Дагестане: 1.Торговля знамениями Корана и Сунны( кто этим занимается решай сам, по собственным наблюдениям и социальному опыту). 2. Вместо распространения подлинных Знаний об исламе- распространяются невежественные, родо племенные представления о своих адатах и обычаях по национальному признаку. 3.Пытаются национализировать ислам в руках одной этногруппы, возводя свои деяния в ранг святой этно национальной миссии и лишая этого права других. 4. Коммерциализация деятельности религиозных организаций, культовой и обрядовой практики и их перевод в плоскость бизнеса, по оказанию религиозных услуг населению. 5. Распространение раскола, смуты, раздоров в обществе, распространение подмены священных понятий и пренебрежение всеобщей гуманитарной миссией ислама для всего человечества. Это приводит к радикализации определённых слоёв и их отходу от ислама в пользу осужденных исламом форм и методов воздействия на преображение мира. 6. Религиозные лидеры больше увлеклись распространением хрестоматийных знаний о благах рая, запугивания смертью, адом, могильными муками, вместо того, чтобы людям дать практические знания для организации гармоничной и духовно богатой жизни общества. То есть религиозные лидеры больше уделяют внимания проблемам потустороннего мира, хотя ясно и чётко понимают, что сами никак не могут воздействовать на процессы в Ахирате. Все это- во власти лишь Всевышнего. 7. Взаимодействие и конструктивные сотрудничество с властями- отдельная, тонкая и уязвимая тема. Но и здесь есть довольно четкие правила линии поведения сторон, основанные на их Ответственности перед Всевышним. Резюме: Ислам, кроме своих столпов и их арканов, для Человека, прежде всего глубокое духовное осознание Сердцем необходимости СОБЛЮДЕНИЯ МЕРЫ- СВОЕЙ ЛИЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед Всевышними БОГОБОЯЗЛИВОСТИ в помыслах и деяниях. Соблюдение ЗАПРЕТОВ и отдаление от ХАРАМА, во всём и везде, особенно когда речь идёт о применении насилия и любых форм гнёта и кабалы, чинимого одними людьми, над другими. Руслан, прошу не запугивать дагестанцев и всех россиян представлениями, заимствованными из других религий и атеистических словарей об исламе. В этом нет ни науки, ни полезной для общества и созидательной, государствообразующей практики... Настало пора перестать запугивать российское общество пропагандистским клище типа - "исламской угрозы миру" . Угрозами мир не строится, зато разрушается всегда насилием Политики над Правом и большой ложью, которая заканчивается кровью невинных жертв.. Надеюсь на твое понимание и умение различить Истину от лжи. Мир тебе.

2
Руслан Магомедов 04 июня 2014, 03:02

я не взял определение ни из какого словаря, а изложил своё видение. В исламе нет и термина этнические мусульмане, но мы этот термин используем( хотя если человек не уверовал во Всевышнего, он никак не может быть мусульманином).
Где я приписывал исламу свойства и качества?(я не приписывал исламу в своём комментарии вообще никаких качеств, не то что тех которые отсутствуют в короне и сунне.
Где я не различил цели и задачи религии от целей и задач созданных людьми организаций и учреждений? я говорил о религиозных организациях(духовенстве) готовых поступиться религией.
Я не запугивал никого представлениями, заимствованными из других религий и атеистических словарей об исламе, речь шла о людях, и их действиях ( которые могут не соответствовать исламу) и причём здесь "запугивание угрозами"? у меня такое чувство, будто ты ответ не на мой комент. написал.
Со списком ,предложенным тобой , опасностей для Дагестана согласен, это действительно представляет опасность

2
Tarlan 01 июня 2014, 04:41

Уважаемый Рамазан Алпаут, вы подняли живо трепещущую тему. Дело в том, что аналогичные "пограничные", "кризисные" дрейфы сегодняшней нацполитики в Дагестане, ощущают на себе многие народы, русские, чеченцы, лезгины, лакцы, практически все народы родного Дагестана, который все более отчётливей показывает им свои уродливые, не родные черты- скатывания в этно национализм. Болезнь- против которого Дагестан обладал мощным иммунитетом, вдруг преобразился в какой то очень опасный вирус и начал нас разъедать изнутри. Конечно же вирус националистических проявлений в первую очередь коснулся кумыков и жителей плоскости, которые традиционно были фильтрами ( лёгкими) мировых цивилизационных процессов, в силу географического, политического, экономического расположения ареалов своего проживания и всеобщего интеграционного - интернационалистского характера происходящих на равнине великих исторических процессов. Не обошёл процесс лезгин, лакцев, чеченцев, "плоскостных" аварцев и кумыков. Попытки их отчуждения, отторжению, выдавливания, как ранее ив истории и сегодня объясняется их традиционно земледельческим образом жизни и их обильными, плодородными землями, высоким уровнем общественных, государственных, духовных исторических традиций. Кумыки, ногайцы, азербайджанцы, аккинцы, лезгины, как и значительные части других народов,давно-200 лет тому назад переселившихся на плоскость, были и остаются солнечным сплетением равнинных земель. По ним ведётся массированный информационный артобстрел прямой наводкой на предмет выживания и выдавливания из собственных ареалов и их заселения, захвата земель и собственностиновой мощной волной опасных горно селевых, неконтролируемых никем, миграционных потоков. Это Очень опасное состояние общества. Не кумыки спровоцировали этот "кризис", а власти решили в очередной раз разыграть "кумыкскую карту" в своих политических интересах. Это кризис власти и всей системы её не способности регулирования сложных общественных процессов и земельных отношений. Виной такого паралича власти является ее крайний нацизм, клановость и коррупция и игнорирование законных и справедливых требований наших народов. К сожалению, можно и следует сказать и о том, что события в Бабаюрте это и кризис доверия к духовным лидерам и религиозным организациям республики, которые также сели на этническую волну, в ущерб интересам местных аборигенов. Как представляется, в этих вопросах возможно религия используется теми же властями в качестве патриархально патрональной, вассально зависимой, лакействующей силы, преследующей в Бабаюртовском регионе, свои собственные земельные и собственнические этно национальные интересы - под прикрытием религии. Недавно глава Дагестана проводил заседание Правительства РД и представьте себе, ни слово об остроте земельных отношений и обстановке в Бабаюртовской зоне, давно изжившего себя -"отгонного животноводства" и агрессивном поведении некоторых представителей "прикутанным горных хозяйств" в регионе. Это же не "стреляющая свадьба в Москве". Москва далеко, а здесь можно наверное, и "одобрить" такие агрессивные,не правовые действия своих переусердствующих в религии соплеменников- по умолчанию и согласию". Есть же на кого свалить всё вину-" опять кумыки"+ вахи! Чувствуешь, какое тождество? Зато, какая ИНТРИГА для МОСКВЫ! Выявлены очередные "враги"! Кто после этого вспомнить, что "осиновое гнездо" поджигателей Дагестана в Махачкале?

2
Тамерлан Юсупов 01 июня 2014, 10:14

Зачем поднимать национальный вопрос и сравнивать этнос с бандитами ?

2
Булат 31 мая 2014, 17:25

Кумыкам во власти давно нужно понять,что их будут сдавать по одиночки,также как сдали со всеми потрохами М.Насрудинова и не покраснев при этом сомкнули свои "мужественные" ряды.или они станут очередными жертвами Кумторкалинского синдрома.Причина вышеперечисленного в том,что они оттуда не стучат и никого не сдают из своих дольщиков,и при этом оторваны от своего народа.,что является несомненно плюсом для власти,ибо никаких угроз ни с какой стороны для "трона" не предвидеться и можно трепаться дальше о борьбе с коррупцией и далалайничать без опаски.Вывод-Идите в массы,это гарантия что не сдадут и только так Вы можете себя гарантировать свободу!!!!!

3
Tarlan 31 мая 2014, 18:48

Самое верное решение! Только солидарность и единство народа- спасение от беспредела битвы Тронов.

3
Agav 31 мая 2014, 19:08

Надо открыто сказать,говоря об этносе горцев,надо сказать,что этот этнос аварцы,которые взяли власть в руки и нагло игнорируют другим этносом,проживающим на своей исконной земле-на кумыкской низменности и самым грубейщим и наглым способом ущемляют права кумыков.А фактор "вахабиты" они-же придумали,чтобы под этим предлогом начать зачистку против кумыков и в последующем огласить,как борьба с терроризмом.Идёт полная дискриминация коренного кумыкского этноса под прикрытием националистического,коррумпированного ДУМД,при поддержке аварского лобби во главе с начальником республики Адбулатиповым.Говоря об отгонном животноводстве,это понятие появилось во время СССР,когда всё было общественным,этот термин себя изжил в 90-х годах,сейчас всё частное и земли отгонного животноводства надо передать в ведение местных муниципалитетов и вообще ликвидировать этот термин,как изживший себя.

5
Korney Baydin 01 июня 2014, 09:41

Тарлан, то ли сокращение от ТарЗан, то ли ТаМЕРлан. Пишете Вы верно, наблюдательно, спору нет. Мне, казаку, трудно разобраться в дагестанских нюансах. Одно скажу, кумыки, крымтатары и черкесы исторически имели только набеговую (на славян) экономику, пленение, продажу в рабство османам. Что же касается кутанов на равнине, то это достижение трудолюбивых аварцев. Это все равно, как в Поволжье. Истинно трудолюбивые – только татары, а мордва, угоры все больше спиваются (в деревнях). Глядя на трудолюбие татар, подтянулись башкиры и чуваши. Кыргызские гены кумыков не столь землепашеские, недаром вас камыши окружали. С приходом аварцев земли облагородились, ирригация, а где надо - мелиорация Так что, соседствуйте в мире и согласии!

-1
Agav 01 июня 2014, 11:45

Корней,"трудолюбивые" аварцы разрушают то,что создали мои предки,камыши тоже наши и мы будем определять,что нам делать на нашей земле.Мы впустили к нам горцев,на сегодня эти кутаны,как выжженная земля,они "высосали" с нею всё что можно.Ты поезжай по кутанам в Хасавюртовском,Бабаюртовском и др. районах и ты убедишься в этом (МОДЕРИРОВАНО)

1
Tarlan 01 июня 2014, 14:40

Корней, из за того, что кумыки имели "набеговую экономику", братья славяне в течении последних 1000 лет, особенно его последних 300 лет, оказались в равнинах и степях Кавказа, истребляя огнем и мечом местных аборигенов, создавая здесь свои здесь гарнизоны и укрепления, расширяя колонизацию, продолжая разбои и захват земель и продвигаюсь в глубь Кавказских гор? Обычно захватчиком называют того, кто пришёл с силой и завладел чужим имуществом. Видимо, мелиоративное земледелие ваша любимая тема. Есть 5 момента - важных для ирригации и мелиорации. Наличие земли, наличие трудовых ресурсов, умеющих обрабатывать землю и владеющих знаниями и навыками производства и обработки селско- хозяйственных культур в промышленных масштабах и наличие водных ресурсов на этой земле, организация централизованного управления общественными и государственными делами и финансовая и техническая обеспеченность мелиоративных мероприятий и их содержания в рабочем состоянии, рынок сбыта готовой продукции и единая фискальная политика, опирающаяся на законы регулирования общества и рынка. Нужно обладать большой фантазией, чтобы найти в горах такие большие площади для агропроизвоства в промышленных масштабах и такими совершёнными технологиями, чтобы воды горных рек поднять из ущелий для полива клочков горных, пересечённых пашен. Горцы всегда были и останутся горцами и понятие горного земледелия, ирригации и мелиорации это естественные условия содержания ограниченного своим масштабами и возможностяи различных видов патриархального натурального горной хозяйственной деятельности: общинной и индивидуальной. Если бы это было не так, они бы, как и славяне, не занимались бы веками набегами на плодородные земли, их жителей, разорением их имущества, жилищ, взятием людей в заложники и аннексией их земель. Явно чувствуется твоё желание изобразить горцев естественными союзниками славян в борьбе. С кем? Короткая у тебя память. Вот, где ваша собака зарыта. Где собака зарыта- место харамное!

1
Руслан Магомедов 04 июня 2014, 03:06

можно аргументы, насчёт "набеговой экономики" ?

1
Абдулзагир Пашаев 01 июня 2014, 10:58

ДУМД , в том виде, что сейчас - очень удобное ООО по прикрытию отъёма земли в равнинных районах. И его "эмиссары" стараются вовсю и в данных событиях, в том числе. Именно его ( думда) сторонники и публиковали посты с ярлыками "бандеровцы", в комментариях писали, что там, в Бабаюрте, сторонники ваххабизма и прочее.

3
Булат 01 июня 2014, 11:25

ИРРИГАЦИЯ, необходимый для земледелия искусственный полив земли. Позволяет выращивать урожаи в районах, где выпадет мало осадков.??????? Плавно переходим на следующую крылатую мысль-
"А где надо и мелиорация"-
Мелиора́ция (лат. melioratio — улучшение) — комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Мелиорация отличается от обычных агротехнических приёмов длительным и более интенсивным воздействием на объекты мелиорации.
Спасибо Вам Корней за то,что так емко ,со "знанием" дела,с высоты своего полета,а главное познавательно прошлись по истории взаимоотношения кумыков с аварцами.Спасибо за новые исторические исследования о происхождении кумыков и самое главное связи нашего происхождения с камышами,такое позволительно у нас только "старшему брату".Видимо обласканные властью,от вседозволенности вам уже не хватат своих проблем,вы начали сувать свой нос с "миротворческими" идеями во взаимоотношения между народами Дагестана.
Ну а апогея вашего вашего труда -"Так что, соседствуйте в мире и согласии!"
Это просто" предупредительный глас "монарха".

2
Korney Baydin 01 июня 2014, 14:37

Булату и Agav, Всяк кулик своё болото хвалит.

-2
Себастьян Соколов 01 июня 2014, 16:08

Что же касается кутанов на равнине, то это достижение трудолюбивых аварцев.-вас ведь никто не укоряет что и вы хвалите свое болото. так будьте добры не отнимайте и у других это

2
Мамед 02 июня 2014, 09:23

Плохи дела той уммы, которая выбирает своих духовных лидеров исходя не из степени познаний и достоинства на пути Аллаха, а исходя из национальной принадлежности. Одумайтесь, люди! Разве не вам адресовал свои слова пророк Мухаммед (с.а.с.), когда говорил: "Кто делит людей на нации, тот не со мной"? Не приплетайте свои земные обиды и недовольство к исламу. И различайте истинно верующих от "бизнесменов от религии", за земные блага покупающих себе место в огне.

4

Оставить комментарий:

Наверх