11 марта 6332 5

Куда приводят мечты о культурном Дагестане

«Культурный бум» в республике сопровождается шлейфом скандалов
Фото: РИА Дагестан
Фото: РИА Дагестан

usahlkaro Фаина Качабекова Автор статьи

Последние годы Дагестан переживает «культурный бум» – так можно охарактеризовать строительство масштабных культурных объектов. Но здесь не обходится без скандалов.

Открытие культурно-исторического комплекса «Ахульго» вызвало возмущение историков и общественных деятелей. Создание нового пространства под Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей им. А. Тахо-Годи превратилось в долгострой, на завершение которого постоянно не хватало денег, а стройка сопровождалась чередой не самых приятных для министерства культуры событий.

Власти так увлеклись просвещением населения, что готовы были пожертвовать частью махачкалинского парка ради исторического центра «Россия – моя история», – но тут взбунтовались горожане. Впрочем, правительство республики не хочет отказаться от этой идеи и нашло под музей новое место. Хотя по опыту предыдущих подобных проектов у историков возникает вопрос: стоит ли вообще затевать эту большую стройку?
 

Ученый секретарь объединенного исторического и архитектурного музея им. А. Тахо-Годи Зураб Гаджиев рассказал КАВПОЛИТу о самом большом музее Дагестана, проблемах его работников и причинах, по которым строительство музеев превратилось в бизнес.

– Какие проблемы сегодня самые наболевшие для исторического музея?

– Структура исторического музея им. А. Тахо-Годи объединяет более 350 сотрудников 38 филиалов в самых разных районах республики. Проблемы у музея начались четыре года назад, когда музей переехал в бывшее здание министерства сельского хозяйства. Переезд был осуществлен по устному велению главы республики в самых ускоренных темпах. То есть все экспонаты собрали, покидали в грузовики и перевезли еще в действующее министерство сельского хозяйства.

Для работников Минсельхоза не подготовили еще помещение, и сотрудники музея просидели во дворе этого здания лето и осень 2013 года – люди просто приходили и сидели у фонтана все это время. А зимой находились в неотапливаемых помещениях.

Подъем зарплаты с 6 до 7 тысяч рублей вызвал кризис. Министерство потребовало от директора сократить кадры для экономии заработной платы

Многие экспонаты, которым необходим определенный температурный режим, испортились, в том числе и старинные чучела животных. К примеру, знаменитое чучело огромной белуги, которую выловили еще в 1928 году, то есть сейчас такие экземпляры уже не встречаются.

Необходимо отметить, что в музеях чаще всего работают люди с призванием, но, к сожалению, заработная плата не соответствует тому объему работы, который они выполняют. Зарплата ниже среднего.

В музее им. Тахо-Годи закупили оборудование (витрины) на 70 миллионов рублей, но они не стоят и семи миллионов

А в прошлом году подъем заработной платы с 6 до 7 тысяч рублей вызвал кризис. Министерство потребовало от директора сократить кадры для экономии заработной платы, а он, в свою очередь, предложил уволить навязанного министерством заместителя. Естественно, в министерстве испугались за «своих людей», и в результате удалось избежать увольнений.

Открытие здания музея им. Тахо-Годи в Махачкале. Фото: РИА Дагестан

Однако, когда прежнего директора сдвинули с места, 26 человек попали под сокращение (от смотрителей до замдиректора), а также были назначены на руководящие должности «удобные люди». Хотя в районных музеях и так маленький штат работников, многие музеи, наоборот, недоукомплектованные. Под сокращения в филиалах попадают даже сторожа. А в районных музеях находятся раритетные вещи, которые могут украсть. Поэтому прежний директор защищал коллектив и сохранял его, даже вступая в конфликт с руководством.

– Почему реконструкция здания так затянулась?

– Насколько нам известно, рабочим хронически не оплачивали, перед ними были задолженности, да и проблемы с тендерами были, поэтому завершить стройку вовремя не получалось. Строители постоянно менялись, хотя у нас много ценных экспонатов.

Но всех проблем финансовых я не могу знать, однако, оценивая результат, могу сказать, что ремонтировали здание спустя рукава. В процессе ремонта мы видели, как устанавливали самые дешевые батареи, самые дешевые стеклопакеты и так далее. Через месяц это все начало отваливаться, сыпаться. Поэтому все то, что мы сейчас имеем, не соответствует тем сотням миллионов, которые были потрачены на музей.

Прежде чем возводить новые музеи, необходимо довести до ума уже имеющиеся, в частности, музей им. Тахо-Годи и его филиалы

Гипсокартонные перекрытия, щели и проводка и так далее, на мой взгляд, кричит, что там не все ладно. А также вызывает опасения с точки зрения безопасности. Я могу с любым человеком пойти и показать все эти недочеты, элементарно можно даже постучать по стенам – и сразу понятно, что это гипсокартон. Проводка тоже ненадежная – и в любой момент, если будет замыкание, это все может вспыхнуть вместе с экспонатами.

Коридор в здании музея им. Тахо-Годи (Махачкала). Фото: Минкультуры Дагестана

– Так что, получается, затевают «большую культурную стройку», а финансировать проекты и содержать штат работников не в состоянии?

– На мой взгляд, все эти дорогостоящие культурные объекты возводятся с целью реализации коммерческих интересов. То есть прикрываются ими. К примеру, в музее им. Тахо-Годи закупили оборудование (витрины) на 70 миллионов рублей, но, на мой взгляд, они не стоят и семи миллионов. Причем тендер был проведен сразу после увольнения директора, то есть через неделю. В итоге, к аукциону был допущен и выиграл, не сбросив ни одного рубля, один единственный претендент с уставным капиталом 10 000 рублей..

Витрина в махачкалинском музее им. Тахо-Годи. Фото: РИА Дагестан

Ни один подобный проект в Дагестане так и не был доведен до ума. К осуществлению проектов вместо специалистов привлекают случайных людей, которые не имеют понятия, что и как делать. Более того, у нас в удручающем положении десятилетиями находятся музеи в районах республики, многие из которых не укомплектованы, средства выделяются только на зарплаты, а работники подпадают под сокращения.

Создается впечатление, что помимо Расула Гамзатова в Дагестане не было никогда других поэтов. Можно ведь найти разнообразие

Сокращают и режут по живому ради смутной идеи, которая толком непонятна для самих «заказчиков» этих идей. Действуют исходя из лозунга «Цель – ничто, движение – все!» Происходит оборот бумаг, средств, людей, но без конкретной цели, что будет дальше, никого не волнует.

Поэтому я считаю, что прежде чем возводить новые музеи, необходимо довести до ума уже имеющиеся, в частности, музей им. Тахо-Годи и его филиалы.

– Вы были свидетелем фактически создания нового пространства для музея имени Тахо-Годи. Как вы думаете, будут осуществлять проект исторического выставочного центра «Россия – моя история»?

– Что касается музея «Россия-моя история», поскольку это федеральный проект, то, возможно, для него найдутся средства, но что касается сроков, то в сроки у нас никогда не укладываются. Однако необходимо помнить, что музей – это не только стены, столбы и прочее, это прежде всего оборудование и экспонаты. Если это мультимедийные экспонаты, то для того, чтобы наладить их работу, тоже нужно время. Ну, конечно, тут ситуация проще, поскольку не требуется специальное освещение и температурный режим. Но вероятно, что процесс подготовки будет схож с тем, что был в музее им. Тахо-Годи.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов на открытии музея им. Тахо-Годи в Махачкале. Фото: РИА Дагестан

– Как вы относитесь к тому, что вскоре в махачкалинском парке имени Ленинского комсомола появится новый музей поэзии имени Расула Гамзатова, а в Дербенте прямо на территории исторического комплекса «Нарын-Кала» возводится «домик Путина»?

– Ну во-первых, с увековечением памяти Гамзатова проблем в республике нет – у нас на проспекте его имени уже есть "Театр поэзии" его имени с его же стоячей скульптурой, буквально в 200 метрах от его же сидячего изваяния перед библиотекой имени его отца. Кроме того в структуре ДГОМ есть его дом-музей в селе Цада (Хунзахский район) и литературный музей в его мемориальном кабинете в "Союзе писателей", что еще такого необычного собираются показывать в музее в парке и где возьмут экспонаты я не представляю.

Еще больше вопросов вызывает принадлежность самой земли под этот "журавлиный небоскрёб" на территории пивзавода посреди парка, ибо на публичной кадастровой карте такого участка нет. Возможно здесь какая-то собака и зарыта, а музей Гамзатова представляется просто ширмой.

После обращения директора музея к министру культуры его сняли с должности. Работников заставили под угрозой увольнения готовиться к открытию

Что касается домика Путина, то, скорее всего, данный объект будут посещать чиновники. И он предназначен для каких-то официальных мероприятий. Однако я считаю варварством возводить подобный объект на месте, где должны производиться археологические раскопки.

Цитадель Нарын-Кала в Дербенте. Фото: культура.рф

– Вернемся к историческому музею имени Тахо-Годи. На сегодняшний день для экспонатов созданы все необходимые условия?

– Конечно, нет. Еще в период подготовки к открытию музея, в конце лета – начале осени, работы проводились в спешке с нарушением всех возможных норм. Поэтому прежний директор обращался с официальным письмом к министру культуры, где разъяснял, что подготовиться к открытию в такие короткие сроки практически невозможно и даже чревато нарушением более 50 пунктов музейной инструкции.

Рядом с эпохой Тамерлана может находиться лук китайской династии Цинь. И сейчас практически все расположено в таком же хаотичном порядке

То есть была угроза и для экспонатов, и для посетителей, поскольку не были даже созданы условия противопожарной безопасности. И пока все эти технические моменты не разрешены, а ремонтные работы не завершены, открывать музей нельзя. Но музей собирались открыть 1 сентября, то есть давался месяц на подготовку, что было нереально в данных условиях.

Экспонаты музея им Тахо-Годи в Махачкале. Фото: pavilionmag.ru

После обращения директора музея к министру культуры его сняли с должности с официальной формулировкой «без виновных действий (бездействий)». Всех работников заставили под страхом увольнения готовиться к открытию. И в результате в этой суматохе строители, проводившие ремонт, повредили несколько картин, относящихся к эпохе Имама Шамиля. Там были сильные разрывы холста и царапины.

– Почему так спешили с открытием?

– Причина такой спешки заключалась в желании властей перед выборами создать иллюзию работы, провести помпезную акцию. В сроки, конечно, не уложились, многое доделывали после открытия, впопыхах. Была огласка этой ситуации в СМИ и в социальных сетях.

И смена руководителя музея Тамерлана Гаджиева связана именно с этим ремонтом. Дело в том, что руководство музея не имело отношения к ремонтно-строительным работам и средствам на оборудование, а принять результаты работ пытались заставить руководителя музея. Но бывший руководитель Тамерлан Гаджиев не хотел подписывать эти документы, так как вся ответственность за израсходованные средства ложится на того, кто подпишет. И тогда к нему уже придут сотрудники правоохранительных органов и будут требовать отчет, как это случилось с бывшим директором «Театра поэзии» в 2015 году.

– Сейчас объединенный исторический музей открыт для посетителей. Вы довольны тем, что в итоге получилось?

– Конечно, нет. В музее имени Тахо-Годи для открытия использовали мою концепцию, однако позже, когда я ушел в отпуск, они ее «похоронили». В итоге, по-видимому, из-за отсутствия специалиста, экспонаты были расположены без учета хронологического порядка и даже без учета логики, произошло смешение эпох. К примеру, рядом с эпохой Тамерлана может находиться лук китайской династии Цинь. И сейчас практически все расположено в таком же хаотичном порядке.

Работники музея им. Тахо-Годи не хотят вступать в споры с нынешним руководством, боясь за свое место

Также еще в 2013 году дали поручение организовать мемориальный кабинет, посвященный Даниялову. Формируя эту концепцию, я учитывал хронологические переходы от столетия к столетию. Каждый новый зал представлял из себя определенную эпоху. Кабинет Даниялова укладывался в упорядоченную концепцию с минимальным количеством экспонатов, однако сейчас туда вписали огромное количество унцукульских изделий, то есть бессмысленное нагромождение всего, не имеющего отношения к Даниялову.

Экспонаты музея им. Тахо-Годи в Махачкале. Фото: sdelanounas.ru

Все это режет глаза знающим людям. Работники же музея не хотят вступать в споры с нынешним руководством, боясь за свое место.

-1 Распечатать

Муслим Гасан-гусейнов 11 марта 2017, 13:02

тревожно становится когда читаешь такие посты.
видна боль творящейся несправедливости.
что скажешь тут?, невежество и сплошная коррупция.
думаю кому то придется разгребать эти авгиевы конюшни несправедливости последних нескольких лет.
ох и придется же ему засучив рукава попотеть.

2
As. Salihvari 13 марта 2017, 05:23

Отсутствие культуры властвования на всех уровнях власти, сидит в основе упадка культуры в обществе.

0
Hadzhi-Murat 13 марта 2017, 14:12

Видно, Глава хочет списать провал своей политики на "невежество, бескультурье и феодализм", и решил поднять в течение своего срока культуру, и попросить второй срок на решение других вопросов, а далее - еще и третий. Такая логика в исторической науке получила название фабианство. Это что -то вроде "не спеша", или "шаг за шагом".
Глава даже не понял, что мы такие же, как и все другие, и феодализм давно уступил место капитализму, с культурой тоже не хуже других, и с невежеством распрощались. Возможно, остались какие либо трудно доступные уголки на самых окраинах, которых он знает, а мы не видели и не встречали. Остались точно коррупция, клановость, куначество и отсутствие профессионализма чиновников, преодолеть которых при нынешней администрации не возможно. Остается только их сменить, кабинеты продезинфицировать и выветрить. Народ уже устал и от обещаний и от афоризмов, и от музеев с непонятным содержанием и названиями.
Орел оказался не орлом. Под париком оказалась другая птица.

3
Сафар 14 марта 2017, 21:11

"Культурные невежды из Малой спасской", что близ Кремля, давно проглотили, похоронили культуру Дагестана от своего долгого и мучительного " культурного голода" по власти.
Козлам в Кремле- доверили охранять южный "огород"))).
Чего теперь удивляться тому, что у "ученых северных козлов" пучится живот и начались острые отрыжки, колики и мучительный запор от "избытка- аминокислот" в южных окраинах рая, коль "у них изначально, душа и рожа кривая и очень грязные руки"?
Радуйтесь, кремлевская Архитектура!!!))) Это же ваша "номенклатура" .., Мы то их не выбирали. Это же ваши -"кандидатура", которых в Москве привечает на "Ура"!!!! Нам не нуден был такой "укол".
Сами теперь пусть расхлябают свой -"прокол" и не играют с людьми, как музейными артефактами, времен царя гороха и его дворцового шута.)))

-1
Иса Исаев 18 марта 2017, 16:37

культура.

0

Оставить комментарий:

Наверх