30 ноября 2015 11275 5

О рассерженной молодежи на улице Котрова

«Казалось, найдись человек, который предложит им программу действий, они за ним пойдут. Впрочем, таких людей не оказалось, на удивление»

usahlkaro Екатерина Сокирянская руководитель Российского представительства Международной кризисной группы

Ситуация вокруг махачкалинской мечети на улице Котрова вступает в новую стадию. Духовное управление мусульман Дагестана, в чье ведение перешла мечеть, решило предоставить джамаату полное право выбора нового имама.

Временно исполняющий обязанности имама Мухаммадрасул Саадуев сложил с себя полномочия.

Недавно в Дагестане побывала известная правозащитница, глава российского представительства International Crisis Group Екатерина Сокирянская. Она выразила свою точку зрения по этим событиям.

После того, как мечеть на Которова была захвачена, мы с Ириной Гордиенко (спецкорреспондент «Новой газеты») были там рядом и наблюдали стайки молодых людей, явно дезориентированных, очень рассерженных, которые метались туда-сюда, пытаясь проявить свое негодование: «Хэй, брат, русские там нас притесняют!». Почему-то инцидент был спроецирован на Россию.

Казалось, найдись человек, который предложит им программу действий, они за ним пойдут. Впрочем, таких людей не оказалось, на удивление.

Хотя разные силы как-то обозначили свою позицию. ИГ (террористическая группировка, запрещена в РФ) сделало заявление по поводу ситуации в котровской мечети. Они призвали этих молодых людей «затаиться в общей массе» и нанести удар в тот момент, когда его будут меньше всего ожидать, по примеру того, что произошло во Франции. Таков первый результат котровского конфликта.

ИГ призвало молодежь котровской мечети «затаиться в общей массе» и неожиданно нанести удар

Ахлю-сунна – ассоциация ученых салафитов, которые входили в актив мечети – также сделала заявление, что поскольку смена имама мечети была проведена без согласия джамаата, и при этом собственник выступил за кандидатуру нового имама, то она полностью снимает с себя ответственность за все то, что будет происходить в мечети.

Семья Хачилаевых, которой принадлежит земля и строение под мечеть, очень не хочет никакой эскалации, и я так понимаю, что по крайней мере они не против нового имама. На самом деле актив мечети тоже был не против поиска компромиссной фигуры имама. Более того, они сказали, что это необходимо сделать.

Но они хотели, чтобы с их мнением посчитались. Однако этого не произошло, то есть та же фигура могла быть назначена и джамаатом, если бы это просто было сделано по-другому.

Есть в Дагестане еще старшее поколение салафитов. Некоторые из этих людей получили достаточно хорошее религиозное образование в свое время, они имеют жизненный опыт, умеренные убеждения, но они отстранились от этой ситуации.

На Кавказе обычно при каком-то серьезном конфликте подключают людей постарше, авторитетных. Сейчас этих старших людей не оказалось. Когда-то их отодвинули активные амбициозные молодые люди. Сейчас они уже сами не хотят вмешиваться.

Во-первых, потому что непонятно, будет ли их слушать более радикальная молодежь. Во-вторых, потому что им нечего предложить взамен.

Когда-то в 2010 году общественным деятелем Абасом Кебедовым и его соратниками был предложен некий альтернативный салафитский проект. В рамках этого проекта молодым людям предлагалось реализовывать свои религиозные потребности не в лесу, а в мечети.

Проект был поддержан и Национальным антитеррористическим комитетом (НАК), и тогдашним президентом Магомедовым, и режим в отношении салафитов был в значительной степени либерализован.

Старшее поколение салафитов когда-то отодвинули. Сейчас они сами не хотят вмешиваться

Были открыты различные образовательные инициативы, был запущен диалог с суфиями, было много интересных проектов, достаточно свободно стал чувствовать себя салафитский бизнес. Однако с 2012 года, наверное, в стране в целом и в Дагестане в частности произошел поворот к жестким мерам, и предыдущая деятельность была свернута, особенно до Олимпиады.

Сегодня никаких альтернативных проектов молодежи старшее поколение предложить не может. А поскольку они ничего всерьез не могут предложить и не могут гарантировать, самое главное, молодежи безопасность, то и ответственность брать на себя они тоже не хотят.

А молодежь рассержена: 3-4 тысячи человек ходит в эту мечеть. Но ситуация затронула далеко не только прихожан мечети. Как считает Ирина Гордиенко – это символ.

Мы разговаривали с молодым человеком, который живет на Севере Дагестана и вообще практически никогда не ходит в эту мечеть, но он сказал – у меня отняли эту свободу. Сделать вид, что ничего не произошло и что само рассосется, невозможно. Не рассосется.

Авторитет, способность умеренных лидеров занимать договороспособные позиции ослаблены

Возможно, кто-то последует советам ИГ, и под покровом ночи скинет гранату человеку, который взял на себя обязанность быть имамом мечети. Этот человек подвержен достаточно серьезному риску.

Что делать умеренным лидерам? У них тоже очень сложная дилемма. Брать на себя ответственность, не видя реального выхода, – это значит брать на себя ответственность за возможную кровь.

Самоустраниться – значит, в общем-то, оставить эту молодежь на произвол судьбы.

Хорошего решения нет, все решения очень плохие. И как бы ни поступили в этой ситуации умеренные лидеры – их авторитет, их способность занимать договороспособные позиции ослаблены.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"

11 Распечатать

Магомед Ибрагимов 01 декабря 2015, 08:19

Не хило руководство к действию, ай да Сокирянская, но Кавпоол)

-3
Tarlan 01 декабря 2015, 13:57

Дагестан -это всего лишь частное проявление кризисной ситуационно реактивной и радиоактивной политики Москвы в регионах и его не способности предложить мусульманам мирную повестку дня, кроме силовых зачисток и спецопераций. Почему кризисная Группа Сокирянской и Новой Газеты, версии федеральных причин расчетов и просчетов во внутренней политике ищут в мусульманских регионах? Если в прошлом были удачные попытки диалога- такова была установка Москвы. Если был сорван диалог- такова была установка Москвы. Если дан карт бланш на конфликт между салафитами и суфиями- это тоже установка Москвы. Так вы там сами сначала разберитесь в Москве, кто у вас там "Смотрящий", кто "Разводящий", кто "стрелочник", кто "охотник за скальпами" и кто "жертва", в борьбе "за" и "против" мусульман. Одной московской рукой какие то группы мусульман поддерживаете, но против других. Другой рукой всех перемещиваете в одну кучу и натравливаете и одних, и вторых и третьих -против всех. У вас там в Москве самого элементарного понимания единства, неделимости, равной безопасности религиозного пространства России нет. Как и откуда это может работать в регионах, если каждая федеральная структура проводят собственную, корпоративно цеховую политику в отношении ислама, оценки его роли и значения в общественной жизни? Как это может работать в регионах, если Москва только занята "мониторингами", а кто будет с живыми людьми работать? С каких это пор, силовые структуры и их сотрудники стали определять какой исламский толк, школа, направление, акъида, шариат, фикх и мазхабы правильные и какие не правильные? Если они такие "правильные и всезнающие", что же вы их держите в силовых структурах? Пошлите их на "укрепление религии"- в имамы, Алимы, уставы, шейхи, как когда то посылали 25 тыс коммунистов на поднятие целины и на этом закройте всю тему противопоставлений и различий в исламе. Неужели на каких то 20 млн. мусульман, в России не найдется 25 тыс. подготовленных "исламских комиссаров- проповедников самого безопасного ислама"? Что вы все заладили, как испорченный патефон, вот де "иностранные эмиссары проповедуют радикальный ислам в России!" Как они мог или в таком количестве проскочить в Россию, кто их пустил, Неудели России нечего было им противопоставит? Нельзя на не простые вопросы давать шаблонные разъяснения, которые в конечном итоге бьют само государство. Пока есть в государстве, а в его властных структурах, линия на разделение, раскол, спровоцирования ересей и расколов, поддержка одних против других, общество не может стать безопасной. Чем безопасней общество, тем он менее милитирозованней, менее жандармированней. Разве силовики позволят кому нибудь, какой либо гражданской ветви, институтам гражданского общества, СМИ или самим религиозным объединениям посягнуть на свои священные функции, полномочия по охране государево? Они же за такие попытки любого похоронят. Вот и получается, что у нас причина кризиса управления общественными процессами не в религии, тем более не в исламе, а в кризисе политики выталкивания ислама из орбиты влияния на общественные процессы и попытках перевода ислама в "религию ритуалов и обрядов": "причащения при рождении, смерти и похоронах". То есть многим очень хочется видеть в Коране и Шариате, нечто похожее на Египетские КНИГИ и ЗАКОНЫ мертвых, но никак, как Руководство для живых. До некоторых властей никак не дойдёт, что Священные Писания- это КНИГИ для живых людей, а не для мертвых. Поэтому, пока будут некие, никому не понятные установки: "живыми не брать", "хороший мусульманин- мёртвый мусульманин", а также пока государство и власти будут игнорировать работу с обществом, с конкретными мечетями и людьми- прихожанами , эти наезды силовиков и бесконечные разборки по религиозным мотивам будут неминуемыми. Власти разучились работать с людьми, с обществом. Силовики превратили местные власти в своих "наблюдателей" и лишили их права на мнение по вопросам имеющим значения для многих верующих, но-таких же граждан, как и многие. Общество и власть "наточены" на конфронтацию, общество стало мыслит конфронтационно. Это и есть опасное проявление кризиса власти и доверия некоторой части общества к действиям власти в регионах. Беспредел со стороны одних против других и вторых по отношению к самой власти не могут стать объединяющей и цементирующей силой общества. Пытаться эти серьезные вопросы разъяснят противостоянием между салафитами с суфиями контрпродуктивно, не научно и очень даже опасно для любого общества. Ни один суфий, салафит, даже самый отъявленный отморозок- хариджит, не могут изменить или отменить ни одного положения шариата и ислама имеющим первостепенное значение. Но вот, что такое первостепенное и второстепенное, кто должен разъяснять людям и обществу в целом? Если это не делается почему нет спроса с религиозных лидеров, ведь они несут за это не меньшую чем власти Ответственность перед Богом и обществом? Почему мы громко и бесстрашно не заявляем всем: "Слушайте и Повинуйтесь. Аллахом ниспосланы человечеству не суфизм, не ваххабизм, не салафизм, а ниспослан ислам, Коран. Его частью является Сунна пророка с.а.с. Законом всех священных Писаний является ШАРИАТЫ этих Писаний..есть Шариат и у мусульман. Ни один из этих неразрывных частей не являются мертворожденными и бесцельными, без системными. Ни одна из этих частей не являются монопольными для одних групп мусульман против других мусульман и лиц других конфессий, религиозных и политических убеждений. Ни одна из этих частей не признает превосходства одних над другими, не проповедуют вражду между людьми и не одобряют беззаконие одних против других". Об этой азбуке религий надо повторять на каждом шагу, а мы что делаем? Вина властей в том, что они не знают всего этого, они не слышат ни АЛИМОВ, ни имамов, ни спецов, они сами с усами. Не слушают кикого и сами ни в чем не разбираются, зато гонору - целая гора! Многие почему то решили:- "во всем виноват Бог Мусульман". Никто не хочет даже слышать о том, что нет самого такого понятия: -"Бог мусульман"! Есть кораническое, каноническое понятие: "Ваш Бог- наш Бог". Но для того, чтобы этого понять нужны мозги и Разум. Где их возьмешь, если везде: в ушах, перед глазами, в сердце, в окружающей тебя жизни, со всех трибун, СМИ и ТВ, всегда тебе внушают: -"ислам- угроза- террор- опасность- смерть"!. Самое грустное и печальное в том, что и сами мусульмане своим разделением и противоборствовать по второстепенным вопросам ислама дают повод для формирования в обществе подобных опасных образов, мифов и легенд. Нужна совершенно иная государственная конфессиональная и национальная политика, новые люди, новые подходы к оценке роли и значения ислама и религии в целом в обществе. Не надо под кого то лечь, кому то подпевать. Пусть все будет ясно и понятно:- Богу- богово, Кесарю- кесарево. Коран и Сунна это не художественное произведение какого то автора, которую можно и нужно переписывать в угоду моменту. Но для работы с ними и над их смыслами нужны квалифицированные специалисты. Нужны не противопоставления мнений одних Улемов, мнению других Улемов, не нужны крайности, а нужен поиск не того, что разделяет людей и общество, а нужно то, что объединяет людей, делает общество живым, человечным, равным и безопасным для всех:- верующих и не верующих. Этого подхода нет и при нынешней международной обстановке и не предвидится. Разбег общества от Бога, человека от Бога и от самого себя и себе подобного человека, семьи, общества, отвественности за свои деяния, индивидуализм и устремленность к порокам, порочному и паразитическому образу поведения и жизни, приобрели чудовищный и очень опасный для всего человечества политический характер. В таком понимании происходящего нельзя пологать, что Дагестан является каким то особым исключением из общего хода развития российского и мирового исторических процессов.

1
Hadzhi-Murat 02 декабря 2015, 12:25

Единственное, что можно однозначно рекомендовать всем, и прежде всего тем, к кому из посетителей котровской мечети обращается ИГ: "затаиться в общей массе и нанести удар когда меньше всего ожидают", не делать эту глупость. Выберите себе имама мечети, и обязательно из тех, кто такие и подобные советы не дают, и молитесь себе на здоровье как вы считаете нужным. И не сейте раздор. Не делайте так, чтобы ваши слова и поступки стали не только Вашим делом, а делом всего общества и власти в том числе. И не думайте, что только вы правы. Истина принадлежит господу. Не выступайте судьями и судебными исполнителями. Живите своей мирной жизнью и и внушите это же другим. Не навлекайте беду на себя, близких, и тех, кто не разделяют ваши взгляды. Не затевайте братоубийственную войну в которой не будут победителей.

2
Эдуард Шихгасанов 05 августа 2016, 10:14

9.72 Верующие и верующия — друзья друг другу: внушают друг другу доброе, отклоняют друг друга от законопреступного, совершают молитву, дают очистительную милостыню, повинуются Богу и Его посланнику; к ним Бог будет милостив: истинно Бог силен, мудр.

0
Дик Диков 26 февраля 2017, 02:25

Когда смотрю ночью на небо и вижу миллионы звёзд думаю о том что с любой из этих звёзд если также смотреть то и земля наша тоже выглядит как маленькая звёздочка. Песчинка в пустыне, как капля в океане. А в этой песчинке, капле такое творится с ума сойти. Надо вспомнить что мы земляне одна нация и земля наша родина. Когда нибудь это так и будет. А что делать. Смотреть на небо и мечтать не вредно, вредно не мечтать о хорошем

0

Оставить комментарий:

Наверх