25 февраля
08 апреля 2015 10200 11

Когда случится «идеальный шторм»: попытка прогнозирования

Что может заставить северокавказское общество и элиты пойти на слом существующей системы?
Фото: кадр из фильма «Левиафан» (2014)
Фото: кадр из фильма «Левиафан» (2014)

usahlkaro Денис Соколов Старший научный сотрудник РАНХиГС

«На Северном Кавказе всегда есть предвкушение шторма, который на протяжении почти 15 лет сдерживается региональными администрациями, казалось бы, полностью разложенными коррупцией, но цепко удерживающими политическую систему под контролем. Насколько хватит прочности нынешней системы? Какие политические решения или внешние обстоятельства увеличивают вероятность обвала системы, а какие – уменьшают? Что будет, если система все-таки не выдержит “идеальный шторм”?».

Известный кавказовед Денис Соколов совместно с региональными экспертами попытается описать «идеальный шторм» на примерах конфликтов, имеющих место на Северном Кавказе. Сегодняшней статьей КАВПОЛИТ открывает серию публикаций, лейтмотивом которых станет вопрос: что может заставить общество и элиты пойти на слом существующей системы?

Апология третьего Рима

Апокалипсические прогнозы экспертов не оправдались и земельные конфликты на Северном Кавказе пока не привели к революции. Массовые протесты заканчиваются локальным распределением участков, включением лидеров протестов во всевозможные комиссии или даже назначением их региональными депутатами или министрами.

С лидерами, которые не почувствовали суть происходящего, которых было не купить и не запугать, поступали не так гуманно – десятки активистов и политиков от Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии до Дагестана убиты, арестованы по различным обвинениям или объявлены в розыск и вынуждены покинуть свои регионы. Некоторые предпочли перейти на нелегальное положение, и тоже в большинстве своем были «нейтрализованы».

Эта real politic, ставшая и стратегией, и философией федеральных и региональных элит, с точки зрения сохранения суверенитета правящей группы над политическим пространством и ресурсами страны, или «вертикали власти», как ее принято было называть последнее десятилетие, на сегодня полностью себя оправдала. Дороги строились, уровень жизни рос почти до 2014 года, а рейтинг власти продолжает свой рост и сейчас, выигрывалась Олимпиада, присоединялся Крым.

Один мой очень умный друг после долгих споров даже сформулировал актуальную апологию третьего Рима. Позволю себе здесь его высказывание максимально упростить и универсализировать:

«Есть два способа борьбы с Хаосом. Национальная либеральная демократия с правами человека, открытым рынком и доступным правосудием, и империя, в которой все не по закону, а по понятиям, есть тайная полиция, поощряется мракобесие и расцветает коррупция.

Так вот, как бы ни привлекала уровнем и защищенностью жизни демократия — империя устойчивее, ближе человеческой природе, да и Бог на стороне третьего Рима. При этом и "Левиафан" Андрея Звягинцева, и "Трудно быть богом" Алексея Германа – это все про него, про третий Рим. Неслучайно одна из front woman "Левиафана" Ирина Яровая предостерегает нас, что борьба с коррупцией может использоваться для разрушения государства.

Фото: кадр из фильма «Трудно быть богом» (2013)

А разрушение Левиафана пугает неопределенностью. Год украинской истории после Майдана показывает, насколько сложно строить государство под обломками империи. Риск соскальзывания социального пространства в хаос велик, совсем положительных завершенных примеров нет (даже маленькая Грузия зависла на перегибе), но есть пример "Новороссии", беженцы из которой тысячами рассредоточились по регионам РФ».

«Низам» против рынка и равенства

Чем же берет «Левиафан», откуда его устойчивость и народная поддержка? Введу одно понятие, которое мне подарил друг из Дагестана.

В его сельском обществе это понятие называется «низам» – порядок по-арабски. Это не адаты и не шариат. Это система негласных правил, которые определяют, кто может взять слово на собрании, а кому лучше промолчать, кто может быть избран главой, поставлен имамом или председателем джамаата, а кто – нет.

Эти правила имеют несколько источников, один из которых – сословное устройство дагестанского общества до коллективизации. Другой – естественное неравенство, которое возникает даже при зачаточном институте частной собственности. Всевышний дал нам равные права, но создал нас разными.

Если переводить понятие «низам» на язык политической антропологии, то это набор правил, которые поддерживают стабильность в обществе, где конкурируют за господство две или более родовых групп.

На языке теории игр – это инструмент предотвращения насилия в олигополической игре все за то же господство.

Не нужно быть слишком проницательным, чтобы увидеть, что «низам» – это универсальный порядок, возникающий при необходимости неформально распределять власть и финансовые потоки.

Региональные элиты и федеральная бюрократия функционирует не по закону, а по «низам». Он везде разный — в Губдене в Дагестане и в Верхней Балкарии в КБР, в системе здравоохранения Российской Федерации, в «Единой России», в ОНФ, во всех региональных элитах.

Но принцип один – негласными правилами закрепить иерархию, избежать насилия и хаоса.

«Низам» – это первый шаг от хаоса, не требующий от участников высокой социальной организации, но эффективно ограничивающий насилие, компенсирующий отсутствие правосудия, но катастрофически ограничивающий конкуренцию.

И тут абсолютно права Ирина Яровая – говорить о борьбе с коррупцией в обществе, построенном как матрешка из «низамов», – это говорить о разрушении системы.

Однако, есть одна плохая новость: экономическая и политическая неконкурентоспособность закрытого, основанного на «низам» общества.

Внешняя конкуренция ломает и экономику, и идеологию неформального порядка. При этом идеологической основой революций может быть и шариат, и либеральная идеология. Обе системы убеждений одновременно союзники в ликвидации «низам», и конкуренты за освобожденные от него души.

И шариат, и либерализм пугают российскую бюрократию на Северном Кавказе и в других регионах.

И шариат, и либерализм пугают российскую бюрократию на Северном Кавказе и в других регионах

Рискнем предположить, что «низам» существует, пока ресурсы, распределяемые с его помощью, превышают ресурсы, которые распределяются на рынке. То есть, пока нефть дает больше доходов домохозяйствам, чем создается добавочной стоимостью, производимой малым и средним бизнесом.

Мы уже писали про «верхний мир» генералов и банкиров против «нижнего мира» лавочников, цеховиков и ростовщиков.

Все дело в ватерлинии, разделяющей эти миры. Если рыночная экономика лавочников и мануфактур поднимется выше (а корпоративная экономика, создаваемая нефтью, опустится ниже), то рынок снесет «низам», как паводок дамбу на реке.

В обнимку с Хаосом

Но пока существующие резервы и цены на энергоносители позволяют бюрократии поддерживать устойчивость системы. Элиты существуют «в обнимку с Хаосом», что на Кавказе особенно бросается в глаза.

Фото: wikipedia.org

Почти вся пахотная земля и финансовые потоки, связанные с субсидированием сельского хозяйства, находятся под контролем «ближних кругов» глав субъектов, которые, в свою очередь, полностью зависят от федерального центра.

Социальные выплаты используются для покупки лояльности населения и обогащения районных, республиканских и ведомственных руководителей.

А инвестиционные проекты (от сахарных заводов и тепличных хозяйств до «Курортов Северного Кавказа» и региональных логистических центров) используются как эффективный инструмент не только освоения бюджетных денег, но и рейдерских захватов земли и существующих вопреки всему рынков и доводят идею вертикали до воплощенного совершенства.

И при этом, что самое главное, политическая система выглядит незыблемой. Экономическая зависимость почти всех домохозяйств от бюджета и избыточная армия правоохранителей способствуют тому, что даже лидеры оппозиции назначаются администрацией.

Элиты существуют «в обнимку с Хаосом», что на Кавказе особенно бросается в глаза

Тем не менее на Северном Кавказе всегда есть предвкушение шторма, который на протяжении почти 15 лет сдерживается региональными администрациями, казалось бы, полностью разложенными коррупцией, но цепко удерживающими политическую систему под контролем.

Там, где это по каким-то причинам еще не так, где административным и силовым элитам приходится делиться властью и ресурсами с населением, «линия фронта» хорошо размечена уголовными делами и списками экстремистов.

Эта линия будет, видимо, углубляться, поскольку спрос на основной ресурс – землю – начинает расти ускоряющимися темпами.

Растущий спрос на землю

Вот некоторые из причин.

Во-первых, бюджетные поступления в регионы сокращаются, рынок коммерческой и жилой недвижимости стагнирует, высокодоходные отрасли переходят под контроль федеральных финансовых групп, как, например, производство алкогольной продукции, долгое время бывшей «республикообразующей» отраслью в Кабардино-Балкарии, или обналичивание, еще недавно на широкую ногу поставленное в Дагестане.

Это приводит к тому, что не только элиты начинают искать другие способы инвестирования получаемой бюджетной ренты, но и доходы населения от торговли, строительства и т.д. падают. Все одновременно поворачиваются лицом к земле.

Здесь на помощь пока приходит падение национальной валюты – расширение сбыта сельскохозяйственной продукции немного сглаживает остроту конкуренции. Но это ненадолго.

Во-вторых, крупные инвестиционные проекты, запускаемые КРСК и КСК с 2011 года, предполагали получение контроля над землей для строительства горнолыжных курортов в Кабардино-Балкарии, агрохолдингов, сахарных заводов в Дагестане, птицефабрик, логистических центров в Минеральных Водах.

Иногда в рамках этих проектов больше ничего, кроме попыток получить землю, и не происходило. Один из главных результатов «хлопонинской модернизации» – обострение земельных конфликтов.

Один из главных результатов «хлопонинской модернизации» – обострение земельных конфликтов

В-третьих, плохо продуманные с социальной точки зрения проекты «Русгидро» по строительству ГЭС и затоплению под водохранилища сельскохозяйственных и поселенческих земель сельских общин на фоне перераспределения налоговых поступлений не в пользу муниципальных бюджетов, продолжают формировать новые коррупционные рынки и провоцируют применение насилия.

В-четвертых, спрос на землю растет еще по одной причине. Падение курса рубля открыло более широкую дорогу на российские рынки продовольствия тем фермерам, приусадебным хозяйствам и сельскохозяйственным предприятиям, которые в предыдущие годы на этих рынках работали, но испытывали конкурентное давление импортеров.

В-пятых, законодательные изменения исключили бессрочное пользование землей, а аренда, даже по очень низким ставкам, требует получать от земли какую-то отдачу. Ставки на субаренду тоже все время росли, от 200 рублей за гектар пашни до трех и даже пяти тысяч рублей. Владение землей стало приносить ощутимые доходы.

И в-шестых, за двадцать лет не осталось свободной земли, подросло новое поколение, юридическая грамотность людей выросла и, наконец, владельцы перекрестных прав собственности столкнулись лицом к лицу.

Цель предлагаемой серии публикаций:

- нащупать параметры «идеального шторма» – стечения обстоятельств, при котором запаса прочности системы может не хватить, и НВФ станут реальными конкурентами силовикам – и в силовом, и в политическом измерении;

- разобраться, какие политические решения или внешние обстоятельства увеличивают вероятность обвала системы, а какие – уменьшают;

- и, наконец, попытаться заглянуть за «красную линию» – сконструировать основные события, которые могут наступить, если система все-таки не выдержит «идеальный шторм».

Для ответа на поставленные вопросы полезно разобрать существующие конфликты. Анализ механизмов, конкурирующих групп и их ресурсов может приблизить нас к пониманию, где проходит граница прочности «низам» на местном и региональном уровнях.

В результате попытаемся предложить матрицу, которая, если бы не объясняла, то, по крайней мере, описывала бы развернувшиеся и потенциальные конфликты, имела бы прогностическую ценность, и, что самое главное, описывала бы параметры «идеального шторма», который снесет «низам» и поставит и общество, и элиты перед необходимостью создавать новый социальный порядок.

2 Распечатать

Сармат Скифский 08 апреля 2015, 23:06

Уважаемый Денис, твой мудрый дагестанский друг ( честь ему и хвала) видимо не так тебе объяснил, возможно или ты не правильно его понял, когда он разъяснял тебе смысл и содержание понятия "низам". Низам- широкое понятие и невозможно его определить исключительно отношением к регулированию общественных отношений. Низам это не просто "порядок", а требование к соблюдению порядка в гармонии миров- творений Всевышнего. Есть низам Космоса- регулирующий движение космических миров, планет, звезд галактик и поступательность порядка их движения по орбитам. Есть низам животного, растительного мира, видимых и невидимых миров, явного и тайного в мирах. Есть низам Корана, Шариата, Сунны пророка с.а.с. Все в мирах подчинено шариату Всевышнего. Низам и есть средство осуществления управления общественными делами Шариатом. Без шариата нет низама и нищам не мыслим без шариата. Низам никак не может быт фактором сдерживания в развитии по той простой причине, что низам и есть выражение развития- диалектики этого прогрессивного развития на основе устранения и преодоления различий и устранения противоречий в развитии по законам гармонии, справедливости, равенства всех участников этого развития на основании установленных Всевышним Закона и порядка его правоприменения, которую мы и понимаем как низам. Противопоставления низама шариату не научны, невежественны и превращают низам из правового средства гармонии миров в ее цель. А это уже не исламский подход к определению сущности понятия низам-порядок

0
денис соколов 08 апреля 2015, 23:49

Уважаемый Сармат, спасибо за прекрасный справочный материал. В тексте оговаривается, в каком смысле применен термин, - в узком, как свод совершенно конкретных прикладных правил. Без космических масштабов. Желательно, прежде чем обвинять кого-то в невежестве и антинаучности, все-таки разобраться, в каком из любезно перечисленных Вами значений (или в даже в другом) употребляется понятие.

4
Сармат Скифский 09 апреля 2015, 00:27

Ещё один важный, на наш взгляд момент. Спроси у своего дагестанского друга, которого мы ценим и уважаем, за то, что он дает тебе знания о регулировании жизни дагестанцев в прошлом. Почем автору разработки исламской концепции " низама" известному ученому- факиху, везиру Низам аль Мульк, при помощи и поддержке которого были созданы первые медресе в Басре, Дербенте и Цахуре не удалось избежать мести батанитов. Автор "низама" в шариатском правоприменени, науке и образовании пал от руки убийцы - батинита. А его лучший друг и соратник стал "Старцем гор" и основал тайное братство ассасинов и безжалостно уничтожал всех, кто сотрудничал с властями того времени? Относительно современности:- дело не в низама или его отсутствии в дагестанском обществе. Дело в том, что не работает Закон. Когда не работает Закон не может работать порядок низам его правоприменения. Закон в Дагестане отнесён к правоприменения в отношении законопослушных или не законопослушных граждан. Власть сама себя изъяла из правового поля. Закон и его действие на власть имущих на распространяется. Они уподобились батинитам и ассасин ам, которые оставляют за собой право толковать закон по своему разумению и направляют свои кинжалы против всякого, кто посягает на их власть. То есть нарушена гармонии в низаме- применении порядка в осуществлении правосудия. Они сами распространяют ФИТНУ и она же их и поразит. Так Всевышний восстанавливает низам, т. е. Восстанавливает Весы правосудия руками простых людей, которых власти отторгали от себя, отлучили от управления делами государства и выкинули на обочину "низама"- порядка в гармонии. Передайте наше уважение вашему мудрому дагестанскому другу.И не надо раздражаться. Это что аллергия кавказоведа на "некавказоведа", но кавказца. Понятия нищам имеет широкое применения от кора

0
Сармат Скифский 09 апреля 2015, 00:31

Ещё один важный, на наш взгляд момент. Спроси у своего дагестанского друга, которого мы ценим и уважаем, за то, что он дает тебе знания о регулировании жизни дагестанцев в прошлом. Почем автору разработки исламской концепции " низама" известному ученому- факиху, везиру Низам аль Мульк, при помощи и поддержке которого были созданы первые медресе в Басре, Дербенте и Цахуре не удалось избежать мести батанитов. Автор "низама" в шариатском правоприменени, науке и образовании пал от руки убийцы - батинита. А его лучший друг и соратник стал "Старцем гор" и основал тайное братство ассасинов и безжалостно уничтожал всех, кто сотрудничал с властями того времени? Относительно современности:- дело не в низама или его отсутствии в дагестанском обществе. Дело в том, что не работает Закон. Когда не работает Закон не может работать порядок низам его правоприменения. Закон в Дагестане отнесён к правоприменения в отношении законопослушных или не законопослушных граждан. Власть сама себя изъяла из правового поля. Закон и его действие на власть имущих на распространяется. Они уподобились батинитам и ассасин ам, которые оставляют за собой право толковать закон по своему разумению и направляют свои кинжалы против всякого, кто посягает на их власть. То есть нарушена гармонии в низаме- применении порядка в осуществлении правосудия. Они сами распространяют ФИТНУ и она же их и поразит. Так Всевышний восстанавливает низам, т. е. Восстанавливает Весы правосудия руками простых людей, которых власти отторгали от себя, отлучили от управления делами государства и выкинули на обочину "низама"- порядка в гармонии. Передайте наше уважение вашему мудрому дагестанскому другу.И не надо раздражаться. Это что аллергия кавказоведа на "некавказоведа", но кавказца. Понятия нищам имеет широкое применения от изучения Корана и до космических далей и имеет свою собственную концепцию применения методологии низама во всех науках, особенно социальных, финансовых, экономических, религиозно политических. Так что не надо упрощать "кавказоведение" собственными представлениями о низаме.

1
денис соколов 09 апреля 2015, 00:40

Сармат, не буду больше спорить))))

2
Сармат Скифский 09 апреля 2015, 06:37

Денис и вправду нам зачем спорить? Уже 200 лет Кавказ- это часть российской государственной машины. Москва ржавеет, у нас скрипит. Москва заказывает музыку- у нас "танцуют" и "поют". Москва -воруют,- у нас ворованным, исподтишка приторговывает. Пахан Малины в Москве - фраера у нас фарцуют. Мы те- какими нас "сделали за 200лет", в том числе отлучив от права выбора своих руководителей. Вы кавказоведы хорошо знаете, что главные и реальные КАВКАЗОВЕДЫ СИДЯТ В КРЕМЛЕ и они же выполняют роль Кавказских волкодавов? Зная это,зачем сыпете соль на раны людей: "земля- спекуляция, низам, адат, ОПГ, исламский фактор" и тд? Что из всего этого "made of peopls"- сделано народом? Ничего! Власти породили, власти приказали - долго жить!!!! Поэтому не будет "идеального шторма" на Кавказе, без мощных потоков северных Кремлёвских ветров. Народ не ждет ничего хорошего от московских Буревестников. Буревестнику Максима Горького давно не верят, с тех пор, когда сами люди в большинстве оказались "на дне". Насытились их протяжным стоном, видом взмахов крыльев и пустым нырянием в волну в "безрыбье". Всякий раз в течении этих 200 лет "не совсем идеальные штормы" у нас происходили с подачи Питера и Москвы. Сам знаешь, Фарингейт у нас не работает. Барометр определяет давление по Москве. Это выгодно Москве. То, что выгодно Москве - угодно и 10 кратно выгодно и кремлёвским "фронтовикам" на Кавказе. Если только Москва не затеет очередную буржуазную, нацистскую "революцию" в Дагестане и не пошлёт "11 красную Армию на поддержку революции", над Каспием всегда будет безоблачное небо. Ворам "низам" не писан. У них свой воровской низам- сверенный по уставу Кремля. По крайней мере нам так говорят, ссылаясь на полномочия красного Кремля и Московского Князя Красного Солнышка..... Не будем спорить- землю у нас давно отобрали, то, что мы с тобой наблюдаем это всего лишь отрыжки от обжорства некоторых и изжоги других, у которых отбирают их "доли". Нам с тобой делить нечего, тем более ни в "кавказоведы", ни в собкоры, пишущие справочные материалы, - не претендую. Но за твёрдый, прочный и стойкий от политических колебаний Низам- Законный Порядок и честно пишу, мне не хочется, чтобы эти очень дорогие для меня понятия превращали в какое политическое клише и подменяли им смыслы. Все сыты по горло этими подменами и подлогами религиозных нравственых и духовных понятий, правовых и нравственных категорий. Мир тебе.

4
Tarlan 09 апреля 2015, 17:57

Сармат, убедительно, честно, открыто.++++++ Истина никогда не скрывается, ложь -всегда покрывается под чёрным хиджабом. Всем, кто заказывает и мечтает об "идеальном шторме" в Дагестане, надо честно и открыто сказать: "шторма в кавказской кухне - нет. Имеется шаурма из отбивных потрохов или можем предложить шпроты в московском соусе из каспийской селёдки- "порченной", но сильно "наперченной". Весна, наверное, кто то расчитывает, что буревестники выберут Каспий для летних стоянок и прикорма. Надо всех "буревестников" заранее предупредить, на побережье Каспия нормальной рыбы чистяковых пород уже не осталось. Все "уплыли" от местных "браконьеров" за 120 км от береговой линии.

-1
Сардар Агаларов 09 апреля 2015, 09:05

Правильно и честно высказал Сармат по поводу политики Кремля на Кавказе. Одна лишь "политическая п....." (выражение И.В.Сталина) присланная управлять Дагестаном, чего стоит! Вертикаль!!! Вертикаль чего и из кого???

1
Сардар Агаларов 09 апреля 2015, 09:18

Предлагаю Кремлю, на следующем уровне постановки опытов над дагестанским народом (после лишения прав избирать и быть избранным) отобрать у дагестанцев паспорта граждан. А зачем они нужны не гражданам? Давайте, продолжайте опыты Менгеля.

2
Муслим Гасан-Гусейнов 09 апреля 2015, 22:19

Я так понимаю что статья о том как удержать контроль над Кавказом).? Скажу как есть Дагестан особый субъект России со своей спецификой ив этно политическом и геополитическом смысле. Народ хочет жить и созидать . Оставьте разговоры про кланы покажите силу кланам они разрушают Дагестан. Поймите не конец народ живет сам по себе а кланы во власти сами по себе. Дагестанский народ ждет от Москвы таких же действий как в Амурской области . Только суровая рука закона наведет порядок в вертикали власти. Нельзя договариваться с кланами это ошибка. Где это власть на местах назначает оппозицию. Что за чушь?. Дагестанский народ ждет решительных мер от федерального центра,

0
Муслим Гасан-Гусейнов 09 апреля 2015, 22:30

Да иверните народ в жизнь страны, верните право выбирать и быть выбранными. Сегодня народ фактически не в рамках правового поля. Народ надо вовлекать в жизнь страны, народ должен чувствовать что он частица механизма государства. Сегодняшняя система выборов развалить государственность не местах.Сегодня выборная система подарок для коррумпированной власти на местах. Главы всех уровней на местах становятся донами. В Кремле сегодня есть о чем задуматься . Ситуация на местах очень опасна для государственной системы

0

Оставить комментарий:

Наверх