19 июля
04 ноября 2014 6466 27

Казак без веры — не казак

Станичный атаман Терского войска Андрей Воронцов — о воинстве Христовом на Кавказе
Фото: facebook.com/Андрей Воронцов
Фото: facebook.com/Андрей Воронцов

usahlkaro Светлана Болотникова Автор статьи

Среди казаков нет единого взгляда на то, какое место должна занимать Церковь в казачьей жизни. Одни христианство полностью отрицают, погружаясь в язычество. Другие, будучи воспитаны в советское время, остаются атеистами. Третьи воспринимают церковную опеку как обузу.

Но если считать казачество именно воинством Христовым, то православие должно играть главенствующую роль в казачьем бытии. Пример тесного взаимодействия с Русской Православной Церковью на Ставрополье показывает Михайловское станичное казачье общество. Его атаман Андрей Воронцов рассказал «Кавказской политике», почему казак без веры — не казак.

«Православным быть круто»

- Андрей Олегович, казачье общество в Михайловске, пожалуй, теснее всех в Терском войске связано с Русской Православной Церковью. Почему?

- Епархиальное управление открыто для всех. Владыка – председатель синодального комитета по взаимодействию с казачеством — открыт для всех. Мне как атаману Михайловского станичного казачьего общества проще общаться напрямую с владыкой, потому что я являюсь еще и епархиальным официальным лицом – заместителем председателя молодежного отдела Ставропольской и Невинномысской епархии. Вот только за счет этого мы считаемся ближе. На самом деле владыка готов принять и выслушать любого атамана, любое общество.

- Вы еще являетесь и руководителем православного молодежного движения «Соборяне». Как оно возникло? Много ли в нем казаков?

- Возникло наше движение более 12 лет назад. Я его возглавил в 2009 году. В 2014 году по благословению владыки мы стали межрегиональным общественным движением. У нас уже зарегистрировано отделение в Северной Осетии, мы работаем по другим республикам СКФО. Это не казачье молодежное движение, а православное, соответственно у нас есть казаки, но не все.

- Как удается привлекать молодежь? Все-таки Церковь многие считают институтом консервативным, отстающим от жизни...

- Я не совсем согласен, что Церковь — отстающий от жизни институт. Дух ведет человека к Богу, молодые люди ищут ответы на вопросы. Мы им помогаем найти дорогу к церкви – проводим акции, форумы, знакомим их со священниками. На одном из форумов парень крещеный, но не воцерковленный, сказал: «Да, я понял, православным быть круто». Молодые люди, понимая всю красоту культуры православия, начинают ее воплощать в жизни.


 Фото: facebook.com/Андрей Воронцов

- А какие совместные со ставропольской епархией мероприятия проводит Михайловское казачье общество?

- Недавно проходила миссионерская конференция «Культурная миссия среди мигрантов», и казачье общество было непосредственно задействовано в ее организации. Много мероприятий по казачьей линии проходит при содействии епархии и с благословения владыки.

«Мы не можем жить без Церкви»

- Все ли казаки в станице поддерживают такое тесное сотрудничество с Церковью?

- Мы в своих уставах декларируем, что казак без веры — не казак. Казак воспринял православную веру и стал воином Христовым, и если мы так себя называем, как иначе может быть? Духовное водительство осуществляет Церковь. У нас есть духовники, которые могут направить в богословском смысле, сказать: «Брат, ты вот здесь оступился, тебе бы надо раскаяться, исповедаться, причаститься». Есть хорошая русская пословица «Без бога ни до порога». Мы не можем жить без Церкви. Раз мы декларировали, что мы православные люди, мы должны быть в лоне Церкви.

- Мне доводилось общаться с казаками, которые считают православие навязанным, поэтому они за возвращение к древнерусским верованием, к родноверию.

- Повторяю: казачество восприняло православие. А раз мы восприняли, зачем нам возвращаться к чему-то старому? Более тысячи лет с момента крещения Руси казаки молились Господу Иисусу Христу, почитали Пресвятую Богородицу. К какому язычеству мы должны возвращаться? Мы должны жертвы приносить или все-таки проповедовать религию любви?

- А много ли среди казаков по-настоящему верующих?

- Казаки могут быть не воцерковленными, но все они крещеные. Их родители посчитали, что дети должны быть окрещены. Попустительство демократии, на мой взгляд, привело нас к тому, что мы начали забывать о традициях, которые принесла Русская Православная Церковь. В этом году мы отмечаем 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Его тайна до сих пор не раскрыта. Он пешком обошел воевавших друг с другом князей, и под его духовным водительством братья соединились. И на Куликовом поле произошло нечто удивительное, куда пришли разные племена, а разошлись – русские люди. Сергий Радонежский соединил нас, а мы теперь сами себя разъединяем.

«Казаки могут быть не воцерковленными, но все они крещеные» - атаман Воронцов

«Хочется иметь честный бизнес»

- Вернемся к вашему Михайловскому казачьему обществу. Развиваете ли вы его экономическую базу?

- Экономическая платформа — это больная и большая проблема в любом казачьем обществе. Если говорить о создании казачьего бизнеса, встает вопрос: что это должен быть за бизнес? Если это будет сельхозпроизводство, то должна быть земля и современная техника. Хочется работать с прибылью, потому что помимо заработной платы должен быть доход, который можно направить на развитие казачества, на меценатские проекты. Не бани и сауны же нам держать! Хочется иметь честный бизнес.

Есть юридические коллизии, которые, например, не дают казачьим обществам открывать охранные предприятия, но государство к нам все больше поворачивается лицом, и я думаю, будут приняты законы, чтобы и земля нам выделялась, и была возможность создания охранных обществ.

Надеюсь, в ближайшем будущем мы получим тот законодательный инструмент, с которым будет удобно работать, – создание ООО, кооперативов. На сегодняшний день проще любую организацию создать физическому лицу, а это неправильно. Казачий бизнес должен быть общим. Казаки – это средний класс, который не всегда может оторвать от себя лишнюю копейку. Мы и так вывозим детей на турниры, конкурсы, шьем форму, обмундирование. Еще на какое-то общее дело не всегда хватает свободных средств.

«Экономическая платформа — это больная и большая проблема в любом казачьем обществе» - атаман Воронцов

- У Михайловского общества сейчас есть в распоряжении земля?

- Нет ни земель, ни предприятий. Наш новый глава администрации Михаил Миненков решает вопрос о выделении участка для строительства управы. А так мы работаем в законодательном поле с президентскими грантами, грантами форума «Машук».

В 2013 году за счет гранта «Машука» Михайловское станичное казачье общество при многопрофильном техникуме имени казачьего генерала Степана Николаева смогло открыть военно-спортивный клуб «Казачий стан». Очень у нас популярен армейский рукопашный бой. Ребята выезжают на общероссийские и международные соревнования, побеждают там.

Кризис — это суд Божий

- В чем, на ваш взгляд, причина кадровой чехарды в руководстве Терского войска в последние два года? Можно ли в связи с этим считать, что войско в кризисе?

- Кризис – это греческое слово, и означает оно «суд Божий». Если мы говорим, что войско в кризисе, значит, мы видим суд Божий над войском. Смена атаманов для меня лично — не что иное, как естественный отбор.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в работе атамана нет. Но видите: не для всех это подъемный крест. Господь нас ведет к выбору достойного атамана, который сможет повести войско за собой. Да, конечно, из-за того, что два года в войске нет атамана, некоторые вопросы буксуют. Но жизнь идет, есть окружные, районные атаманы, атаманы первичных обществ. Работа не останавливается, и я думаю, что у Терского войска будет все хорошо.

- Почему лично вы избрали казачью стезю? Были ли вы казаком лет 15 назад?

- Тогда я, конечно, еще не состоял в казачьем обществе. Но с детства знал, что моя прабабка — донская казачка, как и ее супруг Григорий, прадед мой. Фотографии были родовые. Это всегда интересовало, всегда тянуло. Я ребенок 90-х годов, мы жили в непростое время развития России. Была служба в рядах вооруженных сил РФ, участие в локальных конфликтах. Осознанно православным я себя почувствовал после армии. Потом Господь меня направил в казачество. Кровь взяла свое. Я считаю казачий вопрос консолидирующим.

«Если мы говорим, что войско в кризисе, значит, мы видим суд Божий над войском» - атаман Воронцов

- Так ли это? Есть упреки со стороны русских националистов в адрес казаков за то, что те хотят выделиться в отдельную народную общность.

- Это вопрос спорный. Казачий народ был практически уничтожен. Чтобы возродить традиции, которыми жили наши деды и прадеды, надо не одну сотню лет прожить. Как можно сказать, что мы сейчас выделимся в отдельный народ? Да, казачий народ ждет компенсаций за репрессии, но это к разговору об экономической платформе. Сейчас много разновидностей казачества — вольные, реестровые…

Воля и своеволие

- Кстати, у вас в Михайловске есть разделение, вражда между реестровыми вольными?

- Мы, михайловцы, работаем со всеми. Когда люди начинают декларировать, что вот они «вольные» или «родовые», а что, остальные казаки безродные и безвольные? Мы все – казачий народ, какую бы мы ни приняли де-юре форму работы с государством. Мы все казаки, только кто-то пошел служить в дружину, а кто-то в станице поднимает культурное наследие.

 Фото: facebook.com/Андрей Воронцов

Но когда заходит разговор о том, кому быть атаманом, все начинают друг с другом спорить, кому под кем быть. Мы хоть люди и православные, но не хватает в нас смирения. По заветам наших дедов, если большинство в станице принимало решение, то меньшинство подчинялось. А сейчас та половина, которая оказалась в меньшинстве, откололась и создала свое движение.

Они казаки, наши браты, и мы за них молимся. Но их решение несет с собой раскол. 157-й закон говорит о том, что реестровое казачество призвано на службу государству. Общественные казаки говорят, что они вольные, им государство не указ. Но воля – не своеволие. Вольным ты можешь быть в решении служить своему народу или уехать за границу. Воля должна быть в том, что ты по своей воле стал опорой русскому народу, опорой православию, стал воином Христовым. Все остальное — своеволие.

«Когда заходит разговор о том, кому быть атаманом, все начинают друг с другом спорить, кому под кем быть» - атаман Воронцов

- Что бы вы сказали тем, кто считает казачество анахронизмом в XXI веке?

- Не может быть казачество анахронизмом, это огромный пласт нашей культуры, без которого мы не можем жить. Оно не умерло. Мы являемся по своей сути действующими войсками Российской Федерации. Мы можем поменять форму, пересесть с живого коня на железного, но мы остаемся защитниками, и те правила жизни, которые существовали в казачьей станице, должны остаться для нас святыми.

Были в станицах атаманские правления, и это было явлением демократии, потому что круг – это очень демократичное собрание. Это модель самоуправления, которая существует и сейчас. Просто люди от нас на праздниках ждут чего? Чтобы шашкой пофланкировали, показали джигитовку, выездку, свой национальный костюм надели.

Но когда мы это делаем, нас начинают называть ряжеными — такой вот парадокс. Поэтому многие сейчас используют форму военно-полевую, чтобы сильно не выделяться. Казачество изменилось. Но если мы проявим немного православной смелости и сможем объединиться, то мы выиграем от этого.

2 Распечатать

Руслан Магомедов 04 ноября 2014, 23:49

Казаки, может и не являются анахронизмом, но ряженые уж точно.
И меня немного смущает желания станичного атамана терского казачьего войска( который казак только по бабушке: казачке казачке, не терской), чтобы казакам( просто людям назвавшими себя такими) давали на халяву землю(которая не является,для данных "претендентов родовой" и на которой они не работали до этого десятилетиями, чтобы иметь на неё право и создавать вооружённые отряды ,под прикрытием ЧОПов.А чем вы лучше других? задаюсь я вопросом. А своеволие нереестровых казаков, я так понимаю, заключается в нежелание встраиваться в вертикаль власти.Или может просто они не хотят быть военным сословием?а просто хотят сохранить свою культуру

-1
Игорь Кочубеев 05 ноября 2014, 12:29

Руслан, мне кажется, вы передергиваете.
Судя по информации в статье, не только бабка, но и дед атамана Воронцова были казаками. А это значит, что по роду он казак. Принадлежность к войску не играет при этом ровно никакого значения. Так, к примеру сам Ставрополь сегодня относят к Терскому казачьему войску, приравняв границы войска к административно-территориальному делению, хотя Ставрополь всегда был в составе войска Кубанского.
Принадлежность к войску говорит о месте проживания казака. Фактически все казаки одного рода - казачьего.

3
Руслан Магомедов 09 ноября 2014, 23:38

открою вам секрет: Ставрополь никогда не входил ни в какое казачье войско, ни в Кубанское(ранее именуемое Черноморским), ни в Терское!

0
Руслан Магомедов 05 ноября 2014, 00:28

донской, а не терской

1
Андрей Воронцов 05 ноября 2014, 10:17

Донской по крови, рожденный и воспитанный на Терской земле!

1
Руслан Магомедов 09 ноября 2014, 23:39

А Ставрополь Терская земля?

0
АЛЕКСАНДР ТИТОВ 05 ноября 2014, 13:13

Хорошая статья - отражает все минусы и плюсы казачьего народа! Большая проблема казаков в том, что придерживаемся веры наших предков только номинально - крещенный в детстве! И как горько заходить в Храм и не видеть рядом братов, а ведь как можно делать благое дело не придя в Храм Божий и не взяв благословение у священника. И как много бы решилось проблем у всего нашего народа, когда казаки стали бы больше воцерковляться, а не "тереть кости на кухне". У нас слишком много общей работы, а мы все больше разъединяемся и спорим - кто из нас казачее! Братья, давайте обратим нашу душу к Господу и Он своей Благодатью не оставит нас! Спаси Вас всех Христос!

4
Алексей Горбань 05 ноября 2014, 18:19

Думается род на данный момент и в данном случае не настолько первичен, насколько воспитание. Например, если у человека нет в роду ни единого русского, а воспитан он по-русски (что полагает само по себе целый ряд реальных, а не эфимерных направлений, а главное приверженность к православию), то он для меня русский. Так, например, о. Серафим Роуз для меня больше русский, чем какой-нибудь потомственный "русак" родноверного толка. Тоже и с казачеством. То, что бабка и дед А. О. Воронцова - казаки важно лишь настолько, насколько это повлияло на становление личности А. О., не более и не менее.
Много правильного сказано в статье. Вопрос лишь в том что конкретно стоит за правильными словами в качественном эквиваленте и к чему реально сподвигнут казаков желаемые уступки со стороны государства. Поможет ли это казачеству обрести новый духовный стержень, на основе вечного краеугольного Камня, или просто возродит внешние традиции? Дай Бог, чтобы первое.

6
Алексей Горбань 05 ноября 2014, 22:28

Вы сами творите свои идеи. Идея "языка"...не смешите - бесплодная попытка что-то сказать с Вашей стороны. Не несите здесь свои "идеи" по поводу несостоятельности религии, они не интересуют тех, кто верит. Ваша идеология содержит куда больше домыслов, чем любая религия в ином случае докажите конкретно здесь и сейчас, что вселенной 13млрд.лет (или сколько там, по Вашему мнению), а еще докажите мне все аксиомы науки, потом воссоздайте "перевоплощение" человека в обезъяну на практике, не забудьте и большой взрыв доказать... И вот если Вы всё это сможете сделать, Тогда и говорите о невежестве и заблуждениях. Я хочу русского государства, но я хочу государства по-настоящему русского - православного. На этом с Вами разговор окончен.

6
Алексей Горбань 06 ноября 2014, 06:12

Для заметки.. Теория Большого взрыва- теория, поэтому она не доказана, аксиомы это также по научному определению - то, что не доказано, также ни разу не было смоделировано "перевоплощение" человека в обезъяну (ни разу) ..ну а про возраст вселенной я вообще молчу..основная проблема тех, кто говорит о невежестве православных... Они даже сами не удосуживаются изучить свою же систему взглядов, а потом предлагают поискать в учебниках то, чего вообще ни одним человеком не написано. (если не считать научных фантастов)

3
Алексей Горбань 06 ноября 2014, 08:11

Мастерский отход от темы с Вашей стороны)
вот ответы на Ваши вопросы Вы реально могли бы прочесть, - всё давно и не раз написано, а не "качать" ,не имея при этом понятия ни о своей идеологии, ни о нашей.

4
Андрей Воронцов 06 ноября 2014, 08:48

Братья, вопрос стоит о консолидации Русского народа. Наш уважаемый собеседник просит о том, чтобы мы объяснили ему суть нашей Православной веры, и уйти от обсуждаемого вопроса. Человек религиозный не будет задавать подобные вопросы потому, что понимает суть вероисповедания живущих с ним бок о бок. Это и было главой ценностью Православной Руси. Бог создал всех нас людьми с свободной волей, и наша воля в том, строить ли нам наше государство или раздирать ее на куски из за религиозных взглядов. В мульте национальной и мульте конфесиональной стране Россия, разные религиозные взгляды были (конечно при условии если это были религиозные взгляды) уважаемы только тогда, когда Россия была самодержавной Православной страной. Когда была религиозная этика у каждого сознательного гражданина. Когда мы видели и знали свою культуру, а не использовали неизвестно откуда взявшиеся учения. Поспорить на религиозные вопросы мы можем с Вами и в личных беседах. (Модерировано)

5
Руслан Магомедов 09 ноября 2014, 23:46

Вы хотите чтобы Россия стала православной монархией,чтобы православие было государственной религией, подчинялось Синоду,назначаемому царём, монархи были главами церкви, будучи дебоширами и развратниками, как к примеру Пётр 1? с чего вы взяли что в Царской России, было уважали другие народы и религии?это же просто смешно. не хочу вас обидеть, но вероятно вы изучали историю не по научным трудам, а по национал-патриотичной литературе на историческую и политическую тематику

-1
Андрей Воронцов 06 ноября 2014, 11:24

К сожалению не смогу с Вами согласится, мы сможем консолидироваться только под крылом Православной церкви. Я конечно согласен с Вами, что Русский язык является Духоносным, но без подкрепления Святого Предания, все теряет смысл. Чего боятся люди, когда говорят о Православии? Мира? Русский народ по своей сути миротворец, по своей сути государствооброзующий. Мы принадлежим к государствообразующему народу. Народу духовно и культурно развитому, технически образованному, народу защитнику. И если мы это все знаем и понимаем, что останавливает нас с миром признать это? Что останавливает нас работать над процветанием нашего государства, быть созидательно активными гражданами нашей Родины? А по факту получается так, вот если нам сделают такие или другие условия мы может и консолидируемся для решения общих вопросов. В данный временной промежуток развития России необходима помощь всех ее сынов и дочерей, без условностей и исключений. А история рассказывает нам, как под духовным водительством Православной церкви, объединялись народы для защиты Российского уклада жизни, ее традиций.

4
Жанна Кущенко 06 ноября 2014, 14:59

Ребята, ну вы даете..Я только что спорила с мусульманами о том, что русский, если он русский, не может принять ислам. Не потому, что чья-то религия лучше или хуже.... а, в силу морали и нравственности...в силу того, что НЕ мы определяем и выбираем, где нам появиться на свет...и это факт, с которым не поспоришь....А отсюда следует, что если ты родился в той или иной среде - она твоя...по факту : твоя история, твои уклады, твои родители, твои предки...Не признавать этого - глупо и аморально...Другое дело, что мы можем с чем-то не соглашаться, что-то искать, и, даже, можем иметь свои взгляды на религию ( копаться, что-то доказывать и т.д ) ----можем быть атеистами, язычниками, православными и староверами....Но, у всех у нас одна история ( переписанная ли, искаженная, или правдивая - тоже все ищут ), --- она наша - нашего русского народа......Так что, будь добр, уважай своих предков, отца и мать, воспитавших тебя....Уважай землю, где ты родился ( не по своей воле )............На мой взгляд, в чем у нас - у русских с мусульманами ( про другие религии мало знаю ) разница в подходах.....Они объединяют разные нации под одной религией......У нас этого никогда не получалось....Во времена любой опасности мы всегда вспоминаем, что мы - русские......а уже потом - православные ли , атеисты, монархисты, анархисты. атеисты....Что это и почему, я не знаю...но это так....Другие народы к нам тянулись не по факту православия, как религии...и не по факту атеизма, как в советское время ( споры на эту тему отложим, но это было и СССР построили )))....Русскость - это что-то иное ...и не надо искусственно нас делить...У каждого есть разум - пусть думает о науке, о религии, об истории...Но, нужно четко осознавать : " где родился - там и пригодился " ," Россия - это судьба " и " Родину,как отца или мать не выбирают " , - Мы - русские! Какой восторг! - Не зря воскликнул наш Суворов.......

-3
Андрей Воронцов 06 ноября 2014, 16:17

Удивительно! Как раз во время опасности разные народы собирались под православными знаменами. Куликово поле, ополчение Минина и Пожарского. И Русскими себя ощущали именно в такие минуты. Странно что исторические даты, не берутся в расчет!

5
Жанна Кущенко 06 ноября 2014, 16:31

Новороссия.....кто там воюет ??? И с коммунистическими знаменами, и с првославными, и монархией зараженные, и анархией ,и атеисты...и католики приехали, и мусульмане...Как Вы это объясните ? Или прогоните всех не православных ??? Это, все же, нечто другое...." Там русский дух - там Русью пахнет " Нет ???

-4
Андрей Воронцов 06 ноября 2014, 16:38

Новороссия.....кто там воюет ???

2
Hadzhi-Murat 08 ноября 2014, 10:09

Меня статья интересует чисто с научной стороны: разве казачество тысячу лет назад существовало как народ или сословие? Наука, откликнись!

-1
Кара-Иван 21 февраля 2015, 13:44

Наука не скажет про народы Кавказа 1000 лет назад. На Кавказе тогда не было науки. А 500 лет назад при Иване Грозном от Терека и Сунжи и до самых предгорий ("Черных гор") много лет жили уже как народ русскоязычные христиане - гребенские казаки. Об этом нам наука история ясно говорит многочисленными письменными документами.

1

Оставить комментарий:

Наверх