21 сентября
05 января 2015 7023 3

Казачий сепаратизм

Чем опасны национальные брожения среди казаков на юге России
Фото: fedpress.ru
Фото: fedpress.ru

usahlkaro Николай Кучеров Автор статьи

Казачий сепаратизм сегодня является одной из табуированных тем российского информационного поля. Его не обсуждают на телевидении, не упоминают в аналитических докладах, о нем не говорят на государственных конференциях.

Когда речь заходит о казаках, все внимание СМИ приковано исключительно к казачьей службе. Изредка выходят материалы, где авторы объясняют, почему казаки – это часть русского народа, а понятие «казачий сепаратизм» – относительно недавнее веяние (времен гражданской войны либо начала 90-х годов XX столетия).

Исследователи считают, что казачье обособление подогревается из-за рубежа и ведет к обострению межнациональной обстановки на юге России, а также несет угрозу распада государства. КАВПОЛИТ проанализировал, насколько такие опасения реальны и что сегодня из себя представляет «казачий сепаратизм».

Внешний фон

Для более четкого понимания процессов, происходящих сегодня в казачьем движении, придется отложить в сторону дискуссии о происхождении казаков, исторические экскурсы во времена Кубанской и Донской республик, а также судьбу и идеи казачьей эмиграции. Подоплека и контекст вопроса, безусловно, важны, но в данном материале мы почти целиком сосредоточимся на современности.

Тема «казачьего самоопределения», действительно, периодически муссируется на Западе. В 1959 году был принят американский закон «О порабощенных нациях» (PL-86-90), где наряду с «лишенными национальной независимости» Тибетом, Албанией и Северной Кореей перечисляются «Идель-Урал» и «Казакия». Вторым знаковым событием в этом ряду стало издание в 1980 году «Гарвардской энциклопедии этнических групп», где знаменитый университет идентифицировал казаков как национальность. Последний раз эту щекотливую тему на Западе затронул американский политолог Пол Гобл в своей статье «Казачий сепаратизм снова на подъеме», где предрек Москве проблемы с казачьим населением на Юге страны.

​Даже в традиционно казачьих регионах «казачий сепаратизм», мягко говоря, не находит поддержки у населения

Само по себе наличие «Казакии» в американском законе, признание казаков самостоятельной этнической группой или статья зарубежного политолога едва ли могут популяризировать идеи «казачьего сепаратизма» внутри России. Скорее наоборот, любую тему, где видна «рука Вашингтона», в нашей стране принято рассматривать как потенциальную угрозу национальной безопасности. Даже в таких традиционно казачьих регионах, как Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье, «казачий сепаратизм», мягко говоря, не находит поддержки у населения. Если русские видят в этом искусственный раскол своего народа на части с перспективой последующего их стравливания, то в республиках Кавказа не хотят появления очередного народа, претендующего на статус коренного в СКФО и ЮФО, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Потому нет ничего удивительного в том, что практически все известные общественные и церковные деятели современности высказывались об идее признания казаков национальностью в крайне негативных тонах.

Казакийцы и унионисты

Не секрет, что на сегодняшний день в казачьем движении существует раскол. Сводить его к противостоянию общественных и официальных казачьих организаций было бы грубой ошибкой. Идеологические, мировоззренческие, идентификационные и другие разделительные линии проходят сквозь подавляющее большинство крупных казачьих структур. Например, в казачьем движении до сих пор не определились, кто же такие казаки. Согласно социологическому исследованию, проведенному в 2008 году по заказу Минрегиона, даже в официальных казачьих организациях 73,1% атаманов и 25,9% рядовых членов считают казаков этнической общностью.

На сегодняшний день наиболее консенсусными идеями в казачьей среде, как это ни покажется странным, являются утверждение «казаки – народ» и стремление к «казачьей службе». Впрочем, даже по этим вопросам существуют принципиальные разночтения. Например, кто-то считает казаков «четвертой веткой русского народа» вместе с малороссами и белорусами, кто-то – «субэтносом русского народа», а кто-то и самостоятельной национальностью. Более того, среди последних существуют группы, считающие казаков представителями славянской, кавказской (в широком смысле) или степной культуры. Такая же ситуация и с «казачьей службой».

Все это способствует расколам, конфликтам, и противопоставлению разных идеологических конструкций. Но главным в этих хитросплетениях является тот факт, что признание казаков этнической общностью и «казачьей службы», вопреки расхожему мнению, не связано напрямую с темой «казачьего сепаратизма».

​«Вредительством стала казакийская идея, которая очень распространилась в казачьей среде» – ветеран казачьего движения
​Проще говоря, если человек считает себя казаком по национальности, то это не означает, что он оппозиционно настроен к властям РФ и выступает за создание государства «Казакия». И не всегда человек в погонах, считающий казаков сословием или «состоянием души», является сторонником существующего конституционного строя и неделимости России. Линия разделения проходит по абсолютно другим критериям и дробит казачью среду на два полярных лагеря – «казакийцев» и «унионистов».

Отношения между ними, мягко говоря, не самые теплые. «В свое время вредительством стала казакийская идея, которая очень сильно распространилась в казачьей среде. Во-первых, она разорвала нас на части, а во-вторых, государство поняло, что идеи эти витают в воздухе. Изначально родили их такие люди, как Молодидов, а позже молодежь их еще и исковеркала». Эта фраза, сказанная ветераном казачьего движения, в полной мере характеризует отношение «унионистского» крыла к визави. У казакийцев список претензий к оппонентам ничуть не меньше.

Насморк – смертельная болезнь

В абсолютном выражении казаков, сочувствующих сепаратистским идеям, в разы меньше, чем казаков, поддерживающих идею «казаки – национальность». Но даже это небольшое количество людей, как показывает жизнь, не может найти взаимопонимания между собой при попытках совместного действия. Провозглашение и деятельность т.н. Донской республики является одним из ярких примеров разлада в рядах «казакийцев». Вместо точки приложения сил этот проект стал для них яблоком раздора. Впрочем, в обозримом будущем любым казачьим сепаратистским проектам не суждено состояться по вполне объективным причинам.

Для начала, не совсем понятно, в каких границах планируется т.н. Казакия. Если исходить из дореволюционных Донской, Кубанской и Терской областей, то проект казачьего государства сразу вступает в конфликт со всеми современными кавказскими республиками. Аналогичная ситуация и с картами «Казакии» времен казачьей эмиграции XX века, слишком много территориальных мин в них заложено. Воззрения упомянутого ранее Петра Молодидова, видящего Казакию полоской «от Днестра до Курил и мыса Дежнева», еще более далеки от реальности.

​Проблема «казачьего сепаратизма» стоит в одном ряду с цыганским и еврейским сепаратизмом

Кроме того, потенциал роста количества единомышленников для «казакийских» идей крайне ограничен. Еще до революции казаки составляли около половины населения «войсковых» территорий. Сегодня люди, имеющие хоть какие-то казачьи корни и помнящие о них, крайне немногочисленны, разбросаны по большой территории и представляют собой не пятна, а точки на демографической карте России. В условиях, когда концентрация казачьего населения в любом населенном пункте на юге РФ не превышает 10%, а зачастую и 1%, проблема «казачьего сепаратизма» стоит в одном ряду с цыганским и еврейским сепаратизмом.

То есть самостоятельно казаки, даже в самом невероятном случае повальной приверженности сепаратистским идеям, не могут стать угрозой для целостности российского государства. Вместо этого они могут быть включены в региональные проекты «кубанцев», «дончан» и даже пресловутых «сибирцев».

В этом случае верхняя планка привлечения народных масс к «сепаратистско-автономистской» идеологии находится на пределе возможного. Авторы подобных проектов не зацикливаются на таких «мелочах», как этничность или культура. Неважно, кто ты — армянин или русский, казак или адыг. Если ты присягаешь на верность, например, Краснодарскому краю, ты становишься полноценным «кубанцем».

Казачий элемент в региональной идеологии может занять соответствующее место, но не быть единственным или определяющим, как это случилось при строительстве украинской политической нации.

Казаки даже в случае повальной приверженности сепаратистским идеям не могут стать угрозой целостности государства
​По иронии судьбы как раз казакийский проект благодаря своей идеологии противопоставления казаков остальным народам стоит на пути регионализма, построенного на принципе почвы и существующих административных границ.

Впрочем, успех подобных проектов зависит не столько от «усилий» сепаратистских сил на местах, сколько от успешности развития самой России. Сильное государство даже от признания нагайбаков (татар, находящихся в казачьем сословии) отдельной национальностью только укрепится, а рыхлая страна, как больной СПИДом, может умереть даже от насморка.

3 Распечатать

Юсуп Dudik 05 января 2015, 22:41

Откуда росли ноги той идеи ставропольского "соловья-профессора"( и не скрывал свои контакты с американскими коллегами) о создании Русской республики ? Вот автор и ответил. Действительно, не завидное положение у современного казачества-и со стороны лезут,и внутри разногласия.
Не понятны лишь выступления( доктрины) некоторых атаманов,которые со всех трибун говорят о какой то особой миссии сословия, о преобразовании в военизированное войско, с якобы желанием взять на себя пограничные и правохранительные функции. Только объясните,что же будет делать многочисленная армия погранцов и полицейских? Если быть практичнее-согласны ли эти гос.ведомства уступить свои "освоения.." И ещё, не захотят ли со временем и национальные окраины иметь свои "гвардии"..

2
Кара-Иван 10 января 2015, 11:51

Хорошая статья. Но какой же тут раскол? Это разнообразие форм самоорганизации, торжество демократии, свободного духа, плюрализма мнений! Нет причин всех казаков строить в одну шеренгу. Пока нет.

0
Иванъ Болдыревъ 13 марта 2015, 00:54

Крайне интересно знать: что за ветеран казачьего движения такой, который считает, что Казакию придумал П.В. Молодидов? Автору было бы неплохо отражать точку зрения обеих сторон, а не одной, и не судить о чем-то и о ком-то со слов других. "Казачий сепаратизм" - это миф, который активно используют против казаков. На самом деле, у казаков только одна точка зрения: казаки - народ. Российское право говорит о том, что наши предки подвергались репрессиям не как сословие, а как культурно-этническая общность. В ВПН 2002 и 2010 гг. казаки записывались казаками именно по национальному признаку. Также отошлю автора к статье С.В. Болдырева "Кто мы, казаки?".

0

Оставить комментарий:

Наверх