22 сентября
23 января 2015 14317 7

История еще одного геноцида на Кавказе

24 января казаки зажигают свечи и молятся о невинно убиенных в годы расказачивания предках
Фото: portal-kultura.ru
Фото: portal-kultura.ru

usahlkaro Светлана Болотникова Автор статьи

Директива Центрального комитета Рабоче-крестьянской партии большевиков 96 лет назад, 24 января 1919 года, санкционировала «массовый террор против богатых казаков». Советские власти на местах принялись исполнять указание настолько рьяно, что многие казачьи станицы просто перестали существовать. Их население частично было расстреляно, частично переселено. И хотя этой директиве вскоре дали обратный ход, репрессии против казаков продолжались еще десять лет, уничтожая старинный уклад и дух этого народа-сословия.

Государственный террор

24 января во многих храмах России проходят панихиды по невинно убиенным в начале XX века казакам. В этот день в 1919 году была принята секретная, а сейчас уже широко известная, антиказачья директива, подписанная Яковом Свердловым.

Центральный комитет РКП(б) призвал «признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления». Необходимым объявлялся «массовый террор против богатых казаков» и тех, кто принимал участие в борьбе с Советской властью.

К остальному казачеству предписано принять меры, которые бы дали «гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям». Тем, кто с младенческой люльки рос с оружием в руках, предписывалось его сдать под страхом расстрела.

 Фото: belrussia.ru

На освободившиеся места требовалось организовать переселение пришлой бедноты.

С этого момента принято начинать отсчет геноцида казаков, хотя расказачивание стартовало полутора годами раньше.

В первый же месяц после захвата власти в стране большевики  выпустили декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который отобрал у казаков привилегии, а спустя еще два месяца – закон о социализации земли, лишавший их производственной базы.

Черный день терского казачества

В 1918 году на Тереке вспыхнуло казачье восстание. Оно было спровоцировано не только лишением привилегий и земли. В мае прошел третий съезд народов Терека, на котором было принято решение о передаче станиц Сунженской линии горцам и выселении из них казаков. Это привело к разграблению и сожжению станиц, истреблению их жителей. Чтобы казаки не могли сопротивляться, их начали разоружать.

Все это уничтожило симпатии к советской власти на корню. Казаки восстали, захватили Владикавказ, но удержать его не смогли. В результате красные комиссары с ними окончательно перестали церемониться, и еще до директивы Свердлова начали настоящий казачий геноцид.

Через год после принятия директивы, в 1920 году Григорий Орджоникидзе докладывал, что большевики решили выселить «18 станиц с 60-тысячным населением по ту сторону Терека», «станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы горцам ингушам и чеченцам».

«Станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы горцам ингушам и чеченцам»

Как происходила эта передача, засвидетельствовал сам Иосиф Сталин. На очередном съезде народов Терской области в конце 1920 года он докладывал: «Горцы поняли это так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отнимать скот, бесчестить женщин. Я заявляю, что если горцы думают так, они глубоко заблуждаются».

Выселение казаков продолжалось до середины апреля 1921 года. Во время последнего пешего перегона женщин, детей и стариков на станцию Далаково были расстреляны и изрублены, как указывают казачьи историки, тысячи человек.

В память о них под Бесланом насыпан курган Памяти, а 27 марта – начало последней депортации – стало Днем поминовения терских казаков, безвинно убиенных в годы расказачивания, продолжавшегося почти до начала Великой Отечественной войны.

Чем не угодили казаки?

Казаки были неудобны для советской власти тем, что имели землю, уверен заместитель атамана Ставропольского казачьего войска Павел Деев. Горцев и крестьян России большевики могли легко переманить на свою сторону, наделив их землей. Казаки же, по его словам, были «лицами подозрительными». «Ухватить их было не за что, земля у них была», – поясняет Деев.

«Советская власть здесь на Кавказе использовала меркантильные интересы горских народов, – продолжает он. – Пример – станица Фельдмаршальская, которую на три часа отдали ингушам на разграбление. Мужчин не было, остались женщины и дети. Что там происходило?

Терского казачества, по сравнению с кубанским или донским, почти не осталось. Многие были выселены, сначала в степные районы, и сейчас в Ипатовском, Апанасенковском районах много казачьих фамилий. А на их места заступили крестьяне центральной России. Натравливали на казаков горские народы, использовали противоречия между ними».

«Терского казачества, по сравнению с кубанским или донским, почти не осталось» - Павел Деев

Кроме того, опору советской власти составляли крестьяне – те самые люди, что в 1905 году громили помещичьи усадьбы Центральной России со всей неистовостью беспощадного русского бунта. На их усмирение были посланы самые мобильные силовые подразделения России – казачья конница. Именно с тех времен казаков, этих отважных охранителей российских границ, в народе стали называть нагаечниками.

«Прошло всего лишь 12 лет, и крестьяне помнили своих обидчиков», – отмечает собеседник КАВПОЛИТа, объясняя жестокость, с которой новая власть обрушилась на казаков.

В поисках земельного ответа

Долгие годы расказачивание считалось борьбой с «помощниками жандармов», с «народом-помещиком», с врагами советской власти. Сейчас, когда казачество возродилось, историки взглянули на те события с другой стороны.

Ведь если посмотреть на выселение и уничтожение станиц с точки зрения гуманности, а не революционной необходимости, то оно было таким же бесчеловечным актом, как депортация кавказских народов в 1944 году.

Тем не менее в прессе, в художественных образах и документальных фильмах период уничтожения казачьих станиц по Тереку освещен мало. Режиссер документального фильма «Казачий крест», бывший пресс-атташе Терского казачьего войска Александр Кузнецов полагает, что этому есть причины.

«Завтра надо будет земельный вопрос поднимать, а где населять, допустим? – спрашивает он. – Вы знаете, что было две чеченских кампании. Сегодня идет гражданская война на Украине, убивают наших ребят, скоро привезут еще одного покойника. Так вот, в окопах сидят чеченцы вместе с нами…

Многие вещи вроде бы хочется назвать геноцидом. Был он, от него никуда не уйдешь, хоть территории и заняты. Но дело и в нас самих. Простите, а кто этот вопрос поднимал? Чтобы поднимать вопрос, надо доказать, что ты потомок тех казаков, которых репрессировали».

Фото: novoross.info

Подтвердить цифры и факты сегодня очень не просто. Если партийные документы еще можно найти, то судьбу отдельного казака проследить почти невозможно.

«Очень сложно найти потомков. Подняли реабилитированного по фильму «Память казака», из станицы Зольской. На земле живут люди, те же казаки, потомки, правнуки. Как их сегодня выселять? – рассуждает казачий режиссер. – И кто ответит за геноцид? Поумирали уже все, кто приводил эти указы в исполнение».

Тем не менее забывать об этом нельзя, считает Александр Кузнецов.

«Чтобы потомки помнили и чтобы не говорили некоторые, что "это наша земля". Дай Бог здоровья Михаилу Михайловичу Клевцову. Он написал книгу "Записки атамана", где приводит документы, как селились казаки. Не просто их кидали на эти земли. Выкупалась земля. Кабардинские князья расписывались. Кто не мог расписаться, ставил большой палец», – рассказал собеседник КАВПОЛИТа.

Сейчас режиссер работает над новым фильмом «Гребенцы», но и там сталкивается с отсутствием документов.

«Нашли по Ермаку Тимофеевичу песню про сибирский поход "И собирались на реке Калке удальцы донцы, с ними – гребенцы". Значит, были и гребенцы там! Вот с кабардинцами начали работать на тему, что Марию Темрюковну к Ивану Грозному сопровождали 2-3 сотни гребенцов.

Кабардинцы этого не отрицают, а документов нет. Кто будет в Ленинке работать? Для этого нужны кандидаты наук, имеющие допуск. Кто будет платить этим людям? – сетует Кузнецов. – История не должна коверкаться, как кому заблагорассудится. Был факт выселения? Был. При реабилитации всех вернули, но казачьей области нет».

Ореол молчания

Отсутствуют не только многие документы, но и свидетельства очевидцев расказачивания. Лишь по таким книгам, как «Тихий Дон» или «Молоко волчицы» мы можем судить о глубине трагедии казачьего народа.

Собирая рассказы о жизни станиц во время этнографических экспедиций, сотрудник отдела истории казачества Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве Андрей Гордиенко заметил, что о том периоде истории жители говорят неохотно.

«Старшее поколение, которое непосредственно с этим соприкоснулось, боялось говорить об этом. Это те, кто не попал под репрессии или вернулся через какое-то время, оставшись в живых. Они скрывали свое прошлое порой даже от детей», – отметил он в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТа.

В станице Старопавловской одна пожилая учительница истории из российских немцев рассказала о том, как пыталась вытянуть из станичников свидетельства событий гражданской войны 30-х годов.

«Ей ничего говорить не хотели. Только когда она поясняла, что ее семья тоже пострадала, была выслана в Казахстан, с ней начинали делиться. Рассказывали нам в Старопавловской, что была вторая волна репрессий в 30-е годы, когда создавались колхозы. Но не очень много об этом говорят, потому что старшее поколение в советских условиях не особо афишировало все это. Видно, там казаков здорово перепахало, и те, кто остался жив, старались не высовываться», – предположил исследователь.

«При реабилитации всех вернули, но казачьей области нет» - режиссер Александр Кузнецов

Там же он столкнулся с еще одним странным явлением. «В Старопавловской не осталось дореволюционных надгробий. Мы нашли только одно в зарослях, сброшенное с постамента. Если мы до этого ездили в крестьянские поселения, и там есть еще могилы XIX века, с основания села, то здесь все памятники советские, – подчеркнул Андрей Гордиенко. – Вероятно, когда пошла политика расказачивания в 20-е годы, доходило до такого, что на кладбище ломали кресты и надгробия».

Исследования истории тех лет продолжаются, подтверждая целенаправленную политику первых лет советской власти, направленную на уничтожение казачества и как сословия, и как этноса, способного к самоорганизации.

1 Распечатать

Максим Иванов 24 января 2015, 10:43

О трагической судьбе казачества. Его обреченность в советское время.
Терско-гребенские и сунженские казаки, которые наряду с большевиками с другого конца и развязали, в 1918 г. искомую кровавую гражданскую войну на Тереке, проиграли ее. Впрочем, как проиграло все Белое движение.
Во исполнение своих обещаний перед горцами и вследствие вопиющей несправедливости в земельном вопросе допущенной царизмом в ходе завоевания Северного Кавказа, советские власти в 1920 г. действительно выселили (из первоначально намеченных 18 станиц старой Терской области) в Чечне 4 станицы по Сунже (Ермоловская, Закан-Юртовская (Романовская), Михайловская и Самашкинская)3 станицы в Ингушетии (Сунженская, Воронцово-Дашковская, Тарская и плюс - Камбилеевские хутора). Также новые власти создали в границах сохранившихся станиц Сунженский казачий округ (который был вначале в составе Горской советской республики, а в течение 1926-1929 гг. возвращен Чечне, так как располагался на исторических землях т.н. Малой Чечни).
На левом берегу р. Терека выселению и даже к сожжению, была предназначена станица Калиновская входившая тогда, как и прочие станицы по Тереку, в Терскую губернию с центром в Ставрополе. Общее число выселенных казаков в 1920-1921 гг. (по большей части в район Кавминвод) по уточненным данным составило до 25 тыс. человек (а «не 70 тысяч казаков, как считают А. Петрович, А. Ливер, И.В. Яблочкина, И. Пыхалов, и не 45 тысяч, как считает П. Полян»).Как бы то ни было выселение сунженских казаков носило массовый характер, проводилось по сословному признаку и являлось тяжким военным преступлением советской власти. Тем более, что уравнительное перераспределение земли вполне могло решить конкретные горско-казачьи противоречия.
По установлению советской власти на Тереке действительно произошли грабежи казаков со стороны горцев носившие, впрочем, инспирированный характер. Дело в том, что ожидалось, а позже и действительно произошло, новое восстание белоказаков Терека и Сунжи в связи с наступлением Врангеля из Крыма. Потому по мысли советских вождей казаков следовало «отвлечь». Так, Г.К. Орджоникидзе еще в мае 1920 г. публично подтвердил горцам намерение советской власти переселить за Терек все без исключения сунженские станицы. Даже Чеченская кавалерийская бригада создавалась прежде всего для подавления сопротивления казаков — в листовках, распространяемых от имени советского командования по Чечне летом 1920 г., говорилось, что станицы, восставшие против советской власти и захваченные бригадой, со всеми их землями будут переданы «…в распоряжение Чеченского окружного исполкома».

Только ценой таких обещаний и некоторых решений советской власти удалось предотвратить в зародыше назревание антисоветского восстания собственно в самой Чечне, и подавить восстание казаков Терека и Сунжи. Более того, рядовые чеченцы не только поддержали все мероприятия советской власти, но также укрыли остатки красноармейских гарнизонов, разгромленных в 1921 г. в Нагорном Дагестане и оттесненных в Чечню. Вместе с тем, выселением нескольких станиц советские органы объективно спасли от атак чеченцев основную часть сунженских станиц, расположенных на захваченных в свое время западных землях Малой Чечни (Сунженский казачий округ). Тем более надо учитывать, что часть сунженских казаков по крайней мере в 1918 г. во время Стодневных боев в Грозном активно поддерживала советскую власть (хотя затем они же участвовали в Гражданской войне на стороне деникинцев).
Причем, депортированная часть сунженских казаков переселенные в Ставрополье (Кавминводы), были размещены в этнически «братских» казачьих станицах среди русского населения.Но полагая, что, уйдя от соседства «диких» горцев сунженцы обретут здесь спокойствие, оказалось ошибкой. Местные советские власти не хотели им помогать и вообще оказались озабочены одним только обстоятельством — не должны ли быть сунженцы «предоставлены собственной своей участи и обречены на естественное умирание».
Казачество как сословие было по определению обречено в Советской России вне зависимости от наличия или отсутствия рядом горского «элемента» (см., в печати материалы о судьбе других групп русского казачества). Логика гражданской войны и классовой борьбы диктовала большевикам самые жесткие и решительные действия в отношении казачества и естественно в интересах своей диктатуры, а не каких-то «попутчиков» горцев как полагают порой.
Для проведения сравнительно-сопоставительного анализа проблемы, приведем и такие данные. С конца 1932 - начале 1933 г. советские органы провели депортацию свыше 61 тыс. кубанских казаков главным образом из станиц Армавирского района (выселяли правда не в Ессентуки, а на Европейский Север). В считанные месяцы на их место, в их дома переселили 50 тыс. русских крестьянских хозяйств, включая 20 тыс. бывших красноармейцев. К 10 апреля 1934 г. в Азовско-Черноморском крае насчитывалось уже 48 тыс. красноармейцев-переселенцев с членами семей. Конечно возникло протестное движение: ряде районов Кубани были выявлены и ликвидированы «контрреволюционные группировки» ставившие целью убийства переселенцев и вытеснение их с Кубани. И никаких тебе громких сентенций, и упреков!
Как-то не запомнилось нашим горе-писателям, что казачьи станицы в Чечне, к югу от Терека, были построены в ходе Кавказской войны на месте чеченских аулов, которые были сожжены, а население убито или изгнано. Так, в 1845 г. на месте чеченского (карабулакского) аула Обарг-Юрт была учреждена станица Троицкая, в том же году на месте чеченского аула Дибир-Юрт появляется станица Сунженская (Слепцовская), сожженное селение карабулаков Ах-Борзе в 1847 г. сменяется станицей Ассиновской и т. д. Также по реке Сунже, Сунженскому и Терскому хребтам во время Кавказской войны в ходе уничтожения коренного населения растут и другие укрепления и станицы — Карабулакская, Магомет-Юртовская (Вознесенская), Закан-Юртовская (Романовская), Самашкинская, Петропавловская, Ильинская, Горячеисточненская, Нестеровская, Галашевская, Фельдмаршальская, Грозненская и т. д. Но к великому сожалению в глазах целого ряда современных радетелей истории казачества горцы как бы и не люди.

См. источники:ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 95. Д. 517. Л. 25, 28—28 об.; Ф. Р-1235. Оп. 95. Д. 517. Л. 9, 28-28 об., 32, 78—79, 93; Р-1318. Оп. 1. Д. 51. Л. 182; Ф. Р-130. Оп. 4. Д. 270. Л. 21, 76—76 об.; Берже А. П. Чечня и чеченцы.Тифлис. 1859.С. 20; Тайны национальной политики ЦК РКП: Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в Москве 9—12 января 1923 г.М., 1992.С. 188;Чеченская Республика. (Население, экономика, история).Грозный, 1995.С. 25—27; Жупикова Е. Ф. К вопросу о депортации Терского казачества в 1918-1920 гг. // Альманах «Белая гвардия», №8. М., 2005, стр. 130-153;Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Я.З. История Чечни в ХIX-XXвеках. М.. 2005. С. 685-687; Скорик А.П., Бондарев В.А. Расказачивание на юге России в 1930-х годах: исторические мифы и реальность //Отечественная история. №5, 2008. С. 100-102; и др.

1
Korney 24 января 2015, 12:11

Максиму Иванову, Вы тенденциозно дополнили данные к журналистской статье, заручившись списком лит-ры. Тот же Ленин говорил: «Жизнь, она богаче, она ярче». Моего деда сослали в Сибирь, братьев его младших в М. Джалгу, Апанасенковский р-н, Ств. кр. Т.е., 2 этапа, сначала расказачили старшего, а потом раскулачили младших. Какая несправедливость!!! Революционеры с « семитским шармом, черными кудрями», расстреливали казаков, резали, кололи, живьем во рвы сбрасывали. Да когда же будет подлинная история Октябрьской революции с 80%-м составом Совнаркома по национальности!?

-1
Максим Иванов 24 января 2015, 12:40

Ну почему тенденциозно? Жизнь то всегда богаче вот уж поистине тенденциозных сказок, что нам рассказала девушка выше. А насчет как говорится кто виноват и кто первый начал.... Так вот мирные русские люди в первые годы после гражданской войны в центральных областях Европейской части РСФСР могли зверски забить человека назвавшегося где нибудь в общественном месте казаком. Понимаете чего они натерпелись.
И вот по обратной стороне медали (при этом абсолютно не оправдывая геноцид советской власти) еще материалы (не будем на зеркало пенять):
Так вот, после оставления русскими Смоленска в 1812 г.: донской «атаман Платов перестал служить, войска его предались распутствам и грабежам, рассеялись сонмищами, шайками разбойников и опустошили землю от Смоленска до Москвы. Казаки приносили менее пользы, нежели вреда (свидетельство генерала А.П. Ермолова)». Стоянки донских полков напоминали, по выражению будущего начальника Третьего отделения Александра Христофоровича Бенкендорфа, «воровские притоны» … Даже создатель официозов для «Николая Палкина» А.И. Михайловский-Данилевский был вынужден записать: «…меня уверяли достоверные люди, что Платов посылал на свой счет грабить деревни и села, и отправлял на Дон несколько обозов с похищенными таким образом вещами». Судя по всему, другой казачий генерал – Иловайский, «наложил лапу» на французский транспорт с награбленными в Москве церковными ценностями и также отправил святотатственную добычу к себе на Дон.
С не меньшей, а с удесятерённой силой чем в Отечественную войну 1812 г. грабительские инстинкты казачества проявились на полях Гражданской войны. Классикой в этом плане является рейд генерала «Грабь-Армии (Белая Армия)» Мамонтова (Мамантов) по тылам красных осенью 1919 г. в результате которого был не только нанесен серьезный удар обороне красных в центральных областях, но и произведены неслыханные грабежи и убийства гражданского населения.После знаменитого рейда из 8 тыс. казаков, принимавших участие в набеге в частях, осталось чуть более 2 тыс., остальные озаботились вывозом награбленных ценностей на Дон и практически оставили службу. См.: Деникин А.П. Очерки русской смуты.Т. V. Вооруженные силы Юга России. Поход на Москву. 1919—1920 гг.Париж, 1921. С. 122; Венков А.В. Гроза Кавказа. Жизнь и подвиги генерала Бакланова. М., 2008. С.148-149; Понасенков Е.Н.Правда о войне 1812 года. М., 2004. С.145, 211; Его же: Почему войну 1812 года никак нельзя назвать «отечественной». <Электронный ресурс>. – Режим доступа:diletant.ru› Статьи› дополнительные материалы; Воронов Владимир. «Белые пятна» Отечественной войны 1812 г. // Совершенно секретно. №8. Август 2012; и др.
Однако, в грабежах собственной родины и сограждан отметились все типы и виды ВСЮР и казачества - в особенности донского, кубанско-черноморского и терского, что осталось символом самого подлого бесчестия в истории Гражданской войны на Юге России. Ниже нами приводится небольшая подборка, сделанная безымянным исследователем из интернета:
Деникин Май-Маевскому 10 сентября 1919 года.
"Происходят грандиозные грабежи отбитого у большевиков государственного имущества, частного достояния мирного населения; грабят отдельные воинские чины, небольшие шайки, грабят целые воинские части, нередко при попустительстве и даже с соизволения лиц командного состава. Разграблено и увезено или продано на десятки миллионов рублей самого разнообразного имущества начиная с интендантских вещевых складов и кончая дамским бельём.
…Изложенное в достаточной степени рисует ту беспросветную картину грандиозных грабежей и хищений, ту вакханалию стихийного произвола и самоуправства, которые неизменно царят в прифронтовой полосе..."

…1. Секретный штабной доклад, подытоживающий причины поражения похода на Москву:http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2022
«8 апреля 1920 г. Гор. Севастополь.
Доклад Главнокомандующего вооруженными силами на Юге России.
Секретно. В собственные руки.
вместо порядка мы принесли те же насилия, грабежи, издевательства.
Вместо чрезвычаек – порки шомполами, расстрелы и т. п.
Отсутствие твёрдой власти на местах, отсутствие определённой во внутренней и внешней политике, высокомерие, нежелание встать ближе к народу – создали нам бесконечное множество врагов, вызвали восстания в тылу, помогли усилению большевистской пропаганды, которая питалась нашими ошибками…
2. Негодующие донесения Врангеля: http://militera.lib.ru/memo/russian/vrangel1/05.h...
Армия разваливается от пьянства и грабежей. Взыскивать с младших не могу, когда старшие начальники подают пример, оставаясь безнаказанными. Прошу отчисления от командования корпусом генерала Шкуро, вконец развратившего свои войска.
Генерал Врангель.
4. Деникин А.И. Очерки русской смуты. — Париж, 1921.http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/4_11.html
Соблазну сыграть на этой струнке поддавались и люди, лично бескорыстные. Так, атаман Краснов в одном из своих воззваний-приказов, учитывая психологию войск, атаковавших Царицын, недвусмысленно говорил о богатой добыче, которая их ждет там... Его прием повторил впоследствии, в июне 1919 года, генерал Врангель.Я помню рассказ председателя Терского Круга Губарева, который в перерыве сессии ушел в полк рядовым казаком, чтобы ознакомиться с подлинной боевой жизнью Терской дивизии.
— Конечно, посылать обмундирование не стоит. Они десять раз уже переоделись.
Возвращается казак с похода нагруженный так, что ни его, ни лошади не видать. А на другой день идет в поход опять в одной рваной черкеске...
И совсем уже похоронным звоном прозвучала вызвавшая на Дону ликование телеграмма генерала Мамонтова, возвратившегося из тамбовского рейда:
«Посылаю привет. Везем родным и друзьям богатые подарки, донской казне 60 миллионов рублей, на украшение церквей — дорогие иконы и церковную утварь...»
За гранью, где кончается «военная добыча» и «реквизиция», открывается мрачная бездна морального падения: насилия и грабежа.
6. ген. Достовалов, начштаба Кутепова.http://www.runivers.ru/doc/d2.php?SECTION_ID=8734&PORTAL_ID=7779&CAT=Y&BRIEF=Y
Бесчисленное количество расстрелянных и повешенных падает на генералов Постовского и Шкуро. Оба они, будучи пьяницами и грабителями по натуре, наводили ужас на население завоеванных местностей

0
Korney 24 января 2015, 16:23

Да, повоевали все народы в своей истории. Одни черкесы что натворили с работорговлей славян в угоду туркам. Получили по заслугам, да и недалекому уму своих старейшин тоже обязаны своим плачем по некому геноциду, а лучше к своему генотипу обратиться. Он столь податлив Соросу, Бжезинскому, но отнюдь не Киссинжеру.

-3
аnт zudin 24 января 2015, 18:58

И много славян проданных черкесами живет в Турции?Мы их так много продали ,что турки посветлели.Надо же так замусорить голову имперской бредятиной.Какое имеют отношение Бжезинские,Соросы и т.д. к 100 летней колониальной войне на Кавказе,не переводи стрелки,не получиться.Что касается заслуг.По заслугам,за геноцид ,если хочешь знать получили главные виновники той кровавой резни.Царская династия-под корень,дворянско-помещичьий класс-главный движитель колониализма-красный террор прошелся по ним катком,их нет,их постигла участь тех,кого они изгнали из Родины,прошли все круги ада-эммиграция и забвение.Казаки- передовой отряд империализма,душитель свобод народов РИ,расказачивание (геноцид).В отличие от заслуживших по заслугам,Черкесы выжили и представляют из себя один из самых по численности народ Кавказа.История продолжается,сейчас,происходят трагические события в Украине,с экранов телевизоров нам вещают теперь уже о геноциде русского населения,неужели и они заслужили ,Корней?За какие заслуги?

4
Egor Egor 25 января 2015, 18:43

все народы получают по делам своим и русские и черкесы и татары и прочие ---- если мы верим, что Бог справедлив. Если же мы не верим в Бога то тогда Дарвин наш бог ---- побеждает сильнейший, выживает приспособленный. Справедливость в таком случае для обезьян излишнее условие для выживания.

0
аnт zudin 25 января 2015, 23:56

Деяния палача по отношению к жертве нельзя оправдать божьей карой ,как это пытается делать некоторые потомки.Если бы Кара была равна Преступлению,то мир был бы другим,не таким как он есть.Но видимо Всевышнему угодно карать палачей не в этом мире,т.е. в специально отведенном месте - в Аду,учреждении исполнения неотвратимых наказаний,там точно наверно не отвертяться...

0

Оставить комментарий:

Наверх