17 октября
27 декабря 2015 3605 1

Муфтият Ингушетии может не пойти на реоганизацию

Евкурова может не устраивать не столько сама фигура Хамхоева, сколько конфликты между салафитами и суфиями

usahlkaro Ахмет Ярлыкапов старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО

Выступление Юнус-Бека Евкурова за отставку муфтия Ингушетии Исы Хамхоева несколько неожиданно. Необходимо разобраться, что вынудило его сделать такое заявление, каковы истинные мотивы главы республики.

Кроме того, призвать и осуществить – это разные вещи. Муфтият – это формально независимая от правительства и самого Евкурова организация.

Муфтият может и не пойти на реоганизацию.

Я думаю, что реакция официального духовного управления может быть отрицательной.

Скорее всего, заявление Евкурова свидетельствует о том, что действительно есть проблемы внутри мусульманской общины, и он ими озабочен. Вспомним достаточно громкую историю с имамом насыр-кортской мечети, которая разворачивалась относительно недавно.

В принципе если бы такая реорганизация прошла и учла бы позиции всей мусульманской общины республики, в том числе достаточно авторитетных имамов, не занимающих никаких должностей в муфтияте, возможно, это было бы хорошо воспринято верующими и способствовало становлению более сбалансированной ситуации.

Если бы реорганизация учла позиции всей мусульманской общины, возможно, это было бы хорошо воспринято верующими

Однако повторяю, не факт, что реорганизация состоится.

На мой взгляд, Евкурова может не устраивать не столько сама фигура Исы Хамхоева, сколько конфликты внутри мусульманской общины, салафитской и суфийской ее частями.

Что касается того, что глава Ингушетии подчеркнул необходимость передачи функций по организации хаджа от Духовного центра мусульман в ведение структуры, подотчетной правительству РИ, это желание можно понять.

Направление по организации хаджа очень значимо и, естественно, связано с большими финансовыми ресурсами.

Евкурова может не устраивать не столько сама фигура Хамхоева, сколько конфликты между салафитами и суфиями

Фактически Духовное управление в данном контексте становится частью бизнеса. Хоть дело и духовное, практически речь идет об организации туристической поездки, вокруг которой крутится достаточно много денег.

Скандалы, связанные с организацией хаджа, сопряженные с коррупцией, – повсеместны. Правительство РИ берет эту проблему не с потолка.

Когда есть монополия, в данном случае сосредоточенная в руках муфтиятов, всегда возникают проблемы и соответствующие разговоры.

Тот факт, что Евкуров задумался о необходимости реформ в муфтияте, я считаю, также связан с тем, что поставлена задача всяческой борьбы с экстремизмом, идеологией ИГ [террористическая группировка запрещена в РФ]. Действия Евкурова в эту логику вписываются.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"

2 Распечатать

Tarlan 28 декабря 2015, 17:42

Вы пишите, что "муфтият может не пойти....". Именно потому, что "они могут не пойти...", их надо отправлять в отставку. А то некоторые муфтии у нас слишком разборчивые стали, идут только туда, где безопасней, но зато есть бесконтрольный бизнес и выгода. Где стреляют, убивают, надо обеспечить диалог между людьми разных мнений и убеждений, их огнем не сышешь. В погоне за своими интересами муфтии тоже стали придумывать массу приемов религиозного рейдерства, чуть что не так посмотрел, не то про них сказал, покритиковал, так сразу "ваххабит", "салафит", "террорист". Сами виноваты! Какое отношение муфтий имеет к организации и обслуживанию хаджу? Никакого? Муфтият не турфирмы и работники муфтиятов не из племени корайшитов, чтобы обслуживать поломников. Пусть выполняют свои прямые религиозные обязанности. Разъясняют людям правила совершения хаджа, на собственные деньги едут на хадж. Турфирмы их возьмут руководителями групп поломников. Сами федеральные и республиканские власти отдали хадж Муфтиятам, как запасной парашют или бонус за лояльность в период борьбы с ваххабизмом. В том, что хадж оседлали муфтии их вины нет. То, что им дали- они взяли, как говорится, бог дал! При покровительстве со стороны местных властей муфтии и афилированные с ними религиозные кланы, создав турфирмы, и благотворительные организации, стали самыми теневыми крупными бизнесменами. Конечно, теперь они могут не пойти, ни за Евкуровым, ни за кем либо иным, кто посягает на святость того, что дали Бог и Власть. Вопрос в другом. Как помогли эти щедрые дары властей духовникам преодолеть, победить идеологию ваххабизма, салафизма, терроризма, обеспечит единство российской УММЫ ? Наоборот. Эти дары только увеличили количество сторонников радикальных идей и число терактов и из дертв со стороны властей, правоохранительных органов, самих верующих и религиозных организаций. Потому, что сама борьба с ваххабизмом и терроризмом тоже стали бизнесом для некоторых муфтиятов. Под этот бизнес власти сами давали бесконтрольные большие деньги, а самые талантливые религиозные лидеры городского, сельско, поселкового уровня, которые могли составит конкуренцию вышестоящим религиозным лидерам, становились загадочными жертвами терактов. Ахмет, по нашему мнению, не следует упрощать ситуацию со ссылками на то, что "муфтий может не пойти на это". Все не так просто в стране. Отношение некоторой части населения к духовникам стало серьёзной проблемой доверия к самой региональной власти и их методов работы, когда "рука руку моет". При этом во многих отношениях и речь не только о муфтиях. Правильно, всегда любая рука должна мыть руку, но руки верующих при этом сами должны должны быть чистыми. А народ всегда очень наблюдательный. Не могу также согласиться, что на хадже ингушский муфтий делает большие деньги. На 500-1000 паломниках по единой федеральной квоте России, большие деньги и за счёт такой маленькой квоты вряд ли сделаешь большие деньги. Ты возможно прав. Видимо дело в Ингушетии не только в хадже. Ты человек мыслящий. Было бы интересно, если бы ты изучил, сколько человек за последние 20 лет, из какого региона и сколько человек и на какую суммы сборов, отправил на хадж? Сколько человек из этих регионов стали участниками террористических группировок и сколько человек выехали и участвуют в вооруженных конфликтах в зарубежных странах? Сколько человек прошли обучение за эти годы за рубежом и какова судьба этих людей, которые по возвращению не нашли применения своим знаниям, кроме как в "лесу"? А после этого анализа, назовешь нам хоть одного муфтия, который бы признал, что все это было частью его недароботок, неудовлетворительной работы с общинами мусульман и самостоятельно и ответственно подал в отставку? Не было ни одного факта подобной ответственной отставки!!! О чем это говорит? О безответственности муфтиев к вопросами мира, безопасности общины, об укоренившемся в сознании некоторых мусульман представлении, что можно проявлять безответственность к другой жизни, свободе, имуществу, если это выгодно и прибыльно для твоего шейха наставника и лично для тех, кем муфтий себя окружил. Так же не должно быть, Ахмет. В религиозных организациях не должно быть "свой- чужой". Здесь должно царит законная справедливость, равенство, а не нацизм, научность, объективность и главное ответственность за жизнь общины, его единство. Задача любого муфтия в укреплении Веры, единства Законности среди народов единого Отечества. Муфтий не должен заниматься бизнесом!!! Никаким!!! Их души должны быть куплены только АЛЛАХОМ, как того требует КОРАН и СУННА. Никакие другие торги для муфтия неуместны. А афишированный бизнес - исключён, ибо иметь афишированные бизнес структуры - это лицемерие!! Кто считает, что торг с Аллахом уместен, Он не Знает, не Видит, не Слышит, пусть идут и работают базаркомами, но только - не муфтиями.

0

Оставить комментарий:

Наверх