15 октября
08 апреля 2016 5464 2

Муфтий КБР: Сегодня джихад связан с воспитанием

Хазратали Дзасежев – о том, кто и зачем сделал ислам «инструментом развязывания конфликтов»
Фото: kavpolit.com
Фото: kavpolit.com

usahlkaro Фатима Тикаева Автор статьи

Во время съезда мусульман Кабардино-Балкарии Хазратали Дзасежев переизбран муфтием республики на следующие пять лет. В беседе с КАВПОЛИТом муфтий рассказал о задачах духовенства, современных проблемах ислама, просвещении и кадровом дефиците.

Нужны квалифицированные кадры

– Хазратали Олиевич, поздравляем вас с переизбранием. Какие задачи вы поставили перед муфтиятом?

– Спасибо за поздравление. Духовное управление мусульман – централизованная структура, в состав которой входят 143 мусульманские организации. Мы ставим перед собой одну цель, которая не теряет своей актуальности уже несколько веков – распространение ислама! Наша обязанность – донести до каждого человека красоту нашей религии, объяснить ее ценности.

После съезда перед имамами были поставлены задачи, главная из которых – духовно-нравственное воспитание общества. Важно повысить квалификации имамов, чтобы они могли без препятствий работать с прихожанами.

Сейчас источников знаний очень много: молодые люди хорошо владеют современными технологиями, пользуются интернет-сайтами, социальными сетями. Они набираются фрагментарных, неполных знаний, которые ведут к искажениям в толковании религии.

Ислам – сложная, глубокая, многогранная наука. В религии много подразделов, направлений: фикх, акъыда, хадисы, история жизни и правления Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), история самого ислама.

Нельзя выучить один аят или суру, прочитать несколько хадисов – и на их основе делать какие-то выводы. Человеку, который стремится к глубоким знаниям, нужен учитель, который направит его, найдет ответы на вопросы – ими должны стать наши имамы.

В республике острый кадровый дефицит. Важно повышать уровень квалификации имамов, готовить новых служителей религии. Сегодня время изменилось, а вместе с тем и требования к духовным лидерам тоже.

​В Кабардино-Балкарии около 70% имамов – люди допенсионного возраста, 50 имамам нет еще и 40 лет

Они должны уметь работать с людьми разных поколений, общаться на равных со всеми: старшими, воспитанными на знаниях предков, и с активной молодежью, которая обладает определенными знаниями, хотя зачастую выуженными из разных источников, в том числе из интернета.

– Вы коснулись проблемы кадров. Знаете, я смотрела на делегатов съезда. Прошу прощения за некорректный вопрос, но мне показалось, что процентов 80 имамов в том уважаемом возрасте, когда могут занимать почетные должности советников, но не практикующих имамов.

После вашего избрания в 2011 году вы тоже говорили о кадровых проблемах. Ситуацию не удалось переломить?

– Я могу назвать точную статистику: сегодня в Кабардино-Балкарии, по милости Всевышнего, около 70% имамов – люди допенсионного возраста, 50 имамам нет еще и 40 лет. Можно говорить о тенденции к омоложению.

Некоторым кажется, что быть имамом очень легко. Но это совсем не так. Они работают ради Аллаха, живут на пожертвования. У нас нет возможности платить зарплату, обеспечить их соцпакетом. У каждого есть дети, они ответственны перед родителями, некоторым только предстоит создать семью.

В соседних регионах государство нашло какие-то пути поддержки духовных лиц. Власти Кабардино-Балкарии тоже идут нам навстречу. Я обращался к главе КБР, он обещал помочь. Самое главное, Юрий Коков понимает важность поддержки религии, духовенства.

– Вы говорите о кадровых проблемах. Но в республике функционирует Северо-Кавказский государственный исламский университет имени имама Абу Ханифы. Что происходит с его выпускниками?

– По нашей статистике, 70% студентов продолжают религиозную деятельность – вливаются в наш коллектив, участвуют в религиозных организациях, становятся имамами. Около 30% уходят в другие сферы, связано это с отсутствием стабильности, материальных перспектив.

Центр – детям

Во время заседания Общественного совета Северо–Кавказского федерального округа в Нальчике было озвучено предложение – по возможности не допускать выезда граждан России в страны Ближнего Востока для обучения в религиозных вузах, а обеспечить полноценное образование внутри России. Наш исламский университет готов к этому?

– Не буду говорить в масштабах всей страны, но жителям нашей республики нет никакой необходимости куда-то ехать за религиозным образованием. Если выпускники исламского университета хотят углубить свои знания, получить различные научные степени, они могут дальше учиться в магистратуре, аспирантуре, докторантуре в известных всемирных религиозных вузах. К примеру, один наш выпускник сейчас заканчивает докторантуру.

Но на начальной стадии наш университет способен дать качественное образование. Зачем уезжать, не зная культуру другой страны, местные обычаи, язык, если в республике можно получить достойное образование?

Учебная программа университета соответствует требованиям известных исламских вузов. Уровень преподавания тоже на высоте. Я могу утверждать, что коллектив университета один из лучших.

– Если продолжить тему просвещения, не могу не спросить о судьбе исламского образовательного центра. Решение о его строительстве было принято на уровне президента России.

Еще совсем недавно, когда исламский университет только переезжал в нынешнее здание, вы говорили, что не отказываетесь от проекта образовательного центра. Но сейчас там разместился детский творческий центр «Академия детства "Солнечный город"».

Да, выделена земля под Соборную мечеть, университет получил новое здание. Но разве они отвечают идее просветительского комплекса?

– На тот момент получить новое здание для исламского университета было самой важной задачей. Помните условия в старом корпусе? Он находился в аварийном состоянии, стены сделаны из картона, студенты не могли вслух читать Коран, чтобы не мешать тем, кто занимается в соседней аудитории.

Фото здания, когда это еще был исламский центр

В рамках проекта исламского образовательного центра предполагалось строительство Соборной мечети, где одновременно могли бы молиться 4–5 тысяч человек.

Проект включал новый современный университетский комплекс со всей необходимой инфраструктурой, в том числе с общежитием для студентов, конференц-залом и библиотекой, планировалась административная часть для Духовного управления.

Да, решение о строительстве центра было принято на уровне президента России, вопрос обсуждался во время совещания с духовными лидерами Северного Кавказа в августе 2009 года в Сочи. Тогда страну возглавлял Дмитрий Медведев, он согласился с необходимостью создания такого центра.

Строительство велось активно, были возведены четыре этажа университета, но в один момент финансирование прекратилось, ситуацию усугубил экономический кризис.

Мы обратились к главе КБР за помощью. Юрий Коков приезжал в старый университет, увидев условия, в которых студентам приходится учиться, он распорядился передать нам другое здание. Сейчас вуз переехал, обосновался. Нам помогли отремонтировать и адаптировать здание.

Мы приняли совместное решение передать незавершенный объект детям. Идею образовательного центра мы не предали: как и задумывали, там будет учиться наша молодежь.

Надо признать, недовольные такой перестановкой были. Но мы своей цели достигли: у студентов хорошие условия для учебы, а в здании образовательного центра учатся дети.

– На какой стадии строительство новой соборной мечети? Ведь нынешняя уже не вмещает прихожан...

– Место под мечеть выделено в Нальчике на пересечении улиц Шогенова–Профсоюзная. Буквально на днях глава КБР Юрий Коков во время встречи с нами обещал, что новая соборная мечеть будет построена.

В пятницу, в дни исламских праздников верующие не помещаются в мечети. Людям приходится молиться на улице, расстелив коврики прямо на землю.

– За прошедшие пять лет в республике было проведено несколько значимых конференций, в том числе с участием улемов Всемирного совета  исламских ученых. ДУМ провел аналитику, насколько изданные фетвы повлияли на ситуацию в республике? Они дошли до тех, кому были адресованы?

– Специальных исследований мы не проводили, но эффект от таких встреч всегда положительный. В республике побывали несколько известных ученых: отец и сын Мухаммад Абуль-Фатх Баянуни и руководитель международного центра «Аль-Васатыйя» доктор Салем аль Баянуни.

Приезжала делегация известных исламских ученых – улемов Всемирного совета мусульманских ученых (ВСМУ) во главе с генеральным секретарем организации Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги.

Они не ограничились публичными мероприятиями, а общались со студентами вузов, прихожанами мечетей, ответили на их многочисленные вопросы. Ученые объективно и обоснованно растолковали, как ислам относится к радикализму, что такое джихад, как его объяснял Пророк Мухаммад (САС).

Безусловно, у нас в республике есть духовные лидеры, которые могут дать такие разъяснения, но когда молодые люди общаются с носителями арабского языка, с людьми, которые всю свою жизнь посвятили изучению ислама, являются учеными в нескольких поколениях, безусловно, эффект совершенно другой.

После конференций многие поменяли свои взгляды, убеждения. Хотя не все мусульмане восприняли эти визиты на ура. Это те, кто выбрал для себя определенных ученых, а доводы остальных просто не воспринимают.

– Планируется продолжить подобные встречи, и насколько они актуальны сегодня?

– Они необходимы. В этом году ничего не намечается, хотя при любой возможности будем приглашать в республику видных ученых. Они нужны не только прихожанам, но и нам самим. Мы вместе со всеми учимся, перенимаем их опыт работы, общения с молодежью.

В официальных духовных органах нужны отдельные структуры, которые могли бы работать в интернете

К сожалению, есть силы, которые пытаются дестабилизировать Россию через раскачивание Кавказа. Ислам стал инструментом в руках вербовщиков. Эмиссары продолжают сбивать нашу молодежь. Поэтому рано останавливаться, необходимо на системной основе продолжить разъяснительную, воспитательную работу.

Почему в Сирию?

– Во время заседания Общественного совета обсуждали проблему вербовки в Сети, говорили, что в информационном поле официальные духовные структуры проигрывают…

– Я не соглашусь с этим утверждением. На днях мы подводили итоги и выяснили, что ежемесячно в среднем наш сайт посещают до 12–13 тысяч человек.

С другой стороны, надо признать, на информационном поле мы проигрываем. Создаются мощные сайты, на которые не экономят финансы. На них идет постоянный призыв к войне, насилию. Когда человек все время перед собой видит только негатив, он может подумать, что ислам и есть война.

Были случаи, когда нам пришлось освободить имамов от занимаемой должности за то, что они не работали

Если говорить о том, что противопоставить этим сайтам, мне кажется, в официальных духовных органах нужны отдельные структуры, которые могли бы работать в интернете, а особенно в социальных сетях.

– В последнее время постоянно обсуждается, почему молодые люди уходят в Сирию, участвуют в боевых действиях на стороне террористических организаций. На днях была озвучена статистика: 130 человек из КБР находятся в Сирийской Республике. Как вы думаете, что их толкает на такой шаг?

– Про запрещенную в России террористическую организацию «Исламское государство», об условиях жизни там рассказано очень много. Исламские ученые обосновали неправомерность этой организации. На самом деле она не основана на нашей религии, ислам не призывает к бесчинствам, убийствам, хаосу.

Сейчас под предлогом защиты ислама идет война, в которую втягивают наших молодых людей. Чем их привлекают? Нельзя исключать идеологические убеждения. В некоторых случаях может быть экономический интерес, ведь прибывшим сулят горы.

Конечно, каждый едет за своими целями. Но важно их остановить, объяснить весь вред, который терроризм наносит мусульманам и всей нашей религии.

– Как вы думаете, почему именно ислам получил некую политическую окраску и выставляется основой конфликтов?

– Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно просто открыть карту и посмотреть, где сейчас ведутся войны. Это экономические и геополитические интересы крупных держав. Там, где в последние годы вспыхнули конфликты, много природных ресурсов, которые так нужны людям. А живут в этих странах мусульмане.

Ислам стал инструментом развязывания конфликтов. Это наша боль, поэтому мы пытаемся убедить нашу молодежь, чтобы не попадалась в эти сети, не дала себя обмануть, не стала жертвой чужих политических игр.

– Как вы понимаете разграничение светского и религиозного в современном обществе? Есть ли проблема ограждения некоторой части мусульман от всего общества?

Мне рассказали, как в одной городской школе молодой отец пригрозил учителям, что запретит дочери ходить в школу, если ее посадят за одну парту с мальчиком. Речь о первоклассниках. Из таких, казалось бы, незначительных фактов потом могут вырасти огромные проблемы...

– Мы живем в светском государстве, руководствуемся Конституцией, законами страны. В России нет запрета на религию, каждый может сам выбрать быть верующим или атеистом. Ислам тоже дает право выбора: Всевышний создал Землю, нас – людей, но не сделал рабами. У нас есть разум, воля, право выбора.

В стране строятся культовые здания, нет запрета на совершение обрядов. Поэтому Россия – территория мира, все условия для этого соблюдаются.

Возникает много споров толкования понятия джихад: при каких условиях его можно совершать. Ислам разрешает приступать к военным действиям только при соблюдении некоторых условий: когда над твоей семьей, домом, родиной и религией нависла угроза.

Но слава Аллаху, сейчас нет никаких предпосылок для этого. Сегодня джихад связан с воспитанием. Когда Пророк Мухаммад (САС) вернулся с войны, сказал, что совершил малый джихад, а теперь мусульманам предстоит большой джихад, то есть борьба со своими пороками, недостатками, завистью, любовью к сплетням, другими отрицательными качествами.

Если говорить о вашем примере, мне кажется, это не такой принципиальный вопрос, из-за которого стоит обострять отношения. Наверное, намного важнее взаимодействие, сотрудничество.

Да, бывают случаи нарушения прав мусульман со стороны чиновников. Но нельзя на такие действия отвечать агрессией, надо пользоваться правовыми рычагами, защищаться в рамках законов страны.

– В докладе на съезде мусульман вы говорили о деятельности комиссии по конфликтным ситуациям. Можете рассказать об этой структуре?

– Комиссия создана при кадии республики. Ее членам приходится решать разные вопросы, в том числе бытовые, экономические. Она работает, когда имам уже не справляется с ситуацией, и ему необходима помощь.

В нее входят несколько человек, они все глубоко знают законы шариата и могут обоснованно, базируясь на требованиях ислама, принимать решения. Бывает, противоречия вызывает человек, который, нахватавшись каких-то знаний, начинает диктовать свои правила. Такие раздоры не приносят никакой пользы ни джамаату, ни исламу. А когда ссора выходит за пределы мечети, это отталкивает остальных людей от веры.

Были случаи, когда нам пришлось освободить имамов от занимаемой должности за то, что они не работали или усугубляли конфликты в общине, доводили ситуацию до того, что вмешиваться приходилось даже органам власти.

Спонсор на хадж

– Нестабильность экономики, подорожание доллара беспокоит мусульман, которые хотели бы совершить хадж. Если раньше было достаточно 140–150 тысяч, то сегодня вопрос уже о 200–250 тысячах рублей. К сожалению, такие суммы по карману не многим.

– Пока обсуждается вопрос распределения квот. Конечно, цена поездки всех беспокоит, но повлиять на ситуацию мы не можем. Духовное управление само не устанавливает цены, мы через туроператора организовываем переезд, проживание.

Последние несколько лет мы работаем с фирмой «Кавказ», хвала Всевышнему, со времени сотрудничества от паломников жалоб на их бездействие, нарушения нет.

Если в прошлые годы мы могли отправить в Мекку до 300–400 человек, то в прошлом году из республики с разными руководителями выехали всего около 120 паломников. Боюсь, в этом году никаких послаблений не будет, хотя турфирмы пытаются снизить цены, сэкономить на каких-то моментах.

– В соседних регионах зажиточные люди помогают паломникам. В Кабардино-Балкарии тоже есть предприниматели. Они не предлагали свою поддержку?

– К сожалению, к нам с такими предложениями никто не обращался. Надеюсь, с соизволения Всевышнего, может, они нас услышат.

0 Распечатать

Tarlan 09 апреля 2016, 02:10

Всем религиозным лидерам( не только мусульман) надо спросить у властей и законоведов, из каких Священных Писаний взято и использется в политической правовой практике понятие "террор"? Во все Писаниях относительно смысла понятия означающих виды устрашения- страха, описываемых в писаниях- нет разногласий.
Для евреев, христиан, мусульман это однокорневое понятия из корня "rahaba" - страх, ужас и к современному определению "террора" не имеет никакого отношения. Точно так же, как понятие "jihad" вообще не имеет отношения к современному понятию- "террор".
Прежде чем бороться против чего то и для того, чтобы бороться с чем то, надо конкретно и определённо разобраться в понятиях и научных инструментариях, используемых понятий.
Когда нашим мусульманским Алимам, во взаимодействии с учёными евреев и христиан, удастся убедительно доказать, что понятия Страх, Ужас, джахада не были изобретены исключительно только для Корана и предписаны мусульманам, многое проясниться.
Речь идёт о понятиях, страх, ужас, джахада, которые были предписаны сынам Исраилевым, сынам Давидовым, всем сынам Имрановым в том числе Моисею, Исусу задолго до ниспослания Корана и пророчества Мухаммада с.а.с. Вы почему об этом умалчиваете, не разъясняете, кого боитесь, что евреи и христиане на вас обидеться?
Ни один еврей, христианин, мусульманин не сможет привести ни одного довода, что понятия "rahaba" end "jihad" тождественны по смыслу европейскому понятию " террор".
Ни один еврей и христианин не сможет привести ни одного довода против того, что Всевышний призывал их к страху лишь перед богом. Ни один не сможет привести довода, что всевышний предписал им "hud"- -путь к достижению довольства Всевышнего. Все евреи и без всяких мусульман знают, почему их в Европе называют Judi , а на востоке Jahud, от корня слова "hud"- путь, дорога, скиталец, путник ( имеется в виду перед Богом и на пути Всевышнего) .
Ни один еврей или христианин не сможет привести ни одного довода, что Всевышний не предписал им "jihad", как -"максимального приложения усердия на Пути Всевышнего".
Ни один еврей не сможет сказать, что исход из Египта не был для них "джихадом", что этот исход не сопровождался с 40 летним скитаниям по пустыне и что это не было для колен Исраилевых джихадом. Ни один еврей не сможет отрицать того, что войны с народами, по землям которых проходил путь евреев на Синай было джихадом. Как вам последователи Паслтыря собираются опровергать, что Давид победил Голиафа на джихаде под руководством Царя Саумуда из семей сынов пророка Самуиля. Не смогут евреи отрицать, что создание первого и второго еврейского царства были результатом еврейского джихада. Ни один христианин не сможет отрицать того, что распространение христианства было джихадом для Иссуса Христоса и его распятие на Кресте было образцом поведения на джихаде, когда пророк вставший на путь истины проявил Величайшее смирение и приняли смертные муки с величайшей благодарностью к Богу. Разве раскол Рима на папскую - католическую и византийскую- христианскую не были результатом разного понимания джихада Римом и Вищантией. Не возможно отрицать, что все крестовые походы были джихадом христиан против мусульман. И для первых и дл вторых джихад был предписан. Но каждая воюющая сторона понимали это по своёму. Для арабов это было агрессия со стороны христиан, а для христиан это было "освобождение гроба Гоподне и завоевания новых земель для могущества Папы" разве папы не провозглашали себя наместниками Бога на земле? Как они могут утверждать что понятие Калиф- Халиф это выдумка мусульман? Разве папство и церковь не установили своё мировое господство на земле от 600 до 400 лет до появления христианства? Эти исторические процессы не начаты мусульманами и мусульманами не завершатся. Но эти вопросы надо правильно и объективно разъяснять! .
Не Коран и мусульмане придумали эти понятия, а Сам Всевышний Установил эти понятия, джихад, халифат для евреев и христиан задолго до ислама. А в Коране вернул эти понятия всему человечеству, как напоминанием о том, чем они пренебрегли и превратили войны за господство над мирами в угрозу существованию всего человечества. Бог в Коране напомнил человечеству, что не должно быть место войнам, без Щаконов и без Правил соблюдения правил войны и правил мира. А что мы видим на деле? На деле видим то, что есть. Террор стал инструментом подавления ислама и мусульман. Хорошо, допустим мусульман подавили силой. А какой силой эти политики собираются подавить Всевышнего или расправы и расстрелы, бомбежки мусульман отдалит от них ясулный день и Воскресение? Каким образом политики и власти пытаются помещать пришествию Исуса Христоса на землю и его битву с Антихристом? Выходит, что христиане сами не верят тому, что Христос явиться миру и победить антихриста и ненавидят мусульман, за то, что Коран им напоминает о главном ДЖИХАДЕ всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВАХ, когда СИЛЫ СВЕТАМ- Исуса Христоса, выступят против СИЛ глобального ЗЛА- под ЗГАМЕНАМИ Антихриста? Какая сила может победить СИЛУ И МОГУЩЕСТВАХ Всевышнего? Наши религиозные лидеры всех конфессий чрезмерно увлеклись политическим клише и шаблонами в то время, когда Всевышний предписал им заниматься призывом к одобряемому и предохранению от ЗАПРЕТНОГО и осуждаемого! Они совершают те же ошибки, которые совершали многие из их предшественников, которые стали разделяться после того, как им были ниспосланы Книги, шариаты и пророки- мир им всем. Это надо же дожить до того, что люди считающие себя Алимами и муфтиями приглашают сюда в России представителей религиозно политических течений и учений, которые стояли у истоков и распространяют по всему миру идеи исламских цветных реаолюциц и просят разъяснить слова и понятия, которые давно разъяснены всеми яписаниями и пророками- мир им. Вам не достаточно того, что вам разъяснено Кораном, Сунной, какие вам ещё нужны доводы после этого? И кто после этого поверить в вашу "учёность", если нет в вас убедительности в увещевании и назидании? Может в вас книжная учёность и есть, но одно точно:- нет в вас ОТВЕСТВЕННОСТИ перед общинами, государством, Богом. Вечно прячете голову в песок. Но это уже к нам не имеет никакого отношения. Вы отвечаете за свои "учёные" деяния, мы за свои простые фарзы и суннатв. Но если льётся кровь мусульман и вы допустили это, ваша Отвественность перед богом намного превышает нашу. Значит вы не убереги Умму от смуты, расколов и кровавых разногласий.
"Террор" понятие не религиозное и не религиозно правовое. Современный Террор понятие политико правовое, не имеющего никакого отношения к мировым религиозным системам. Вы у нас такие учёные, что даже в этом не соизволили себе разобраться. Наверное жизнь любите больше, чем Истину, к которой других призываете. За распространение террористических идеологий вы несёте не меньшую Отвественность, чем все власти вместо взятые, только вы сами этого признать не желаете.... Бойтесь Аллаха, тогда вам ничего иного страшиться не придётся..

2
Сафар 12 апреля 2016, 15:18

Уважаемый муфтий, скажите пожалуйста, джихад предписан только мусульманам, евреям и христианам он не был предписан их Писаниями и их пророки и общины не вели большой и малый джихады?
Назовите пожалуйста, название, номер, дату фетвы принятой мусульманами России, в котором объявлен джихад в России?
Как же у вас так получается, фетвы - нет, а джихад, по вашим словам- есть. Кто тогда его объявил? Разве джихад объявляется в тайне от уммы? И куда вы тогда смотрели, если мусульмане так грубо попирают требования Шариата об объявлении джихада?
Разъясните нам, если мусульмане не объявляли никакого джихада, никому, тогда кто и для чего объявили джихад против мусульман?
Каково ваше правовое решение по этим вопрсам? Кто, кому объявил джихад в России?

2

Оставить комментарий:

Наверх