17 января
15 октября 2015 9150 8

Губден: печать неблагонадежности

Вот уже почти пять лет из некогда мятежного дагестанского села никто не уходит в подполье, но государство не хочет верить в законопослушность губденцев
Фото автора
Фото автора

usahlkaro Бадма Бюрчиев обозреватель

Жители дагестанского села Губден Карабудахкентского района призывают государство рассматривать их как равноправных граждан страны. Несмотря на то, что с 2011 года ни один человек из этого села не ушел «в лес», правоохранительные органы продолжают вносить в «ваххабистские списки» всех, кто молится «не в той» мечети. Люди, состоящие на учете, лишаются гарантированных Конституцией прав и свобод – права быть избранным, свободы передвижения и т.д. Ужесточая контроль над губденцами, государство, в свою очередь, не выполняет элементарных социальных обязанностей. Ремонтом дорог, больницы и пр. – сельчане занимаются самостоятельно. Корреспондент КАВПОЛИТа побывал в Губдене и выслушал «обычные истории» местных жителей.  

«Ваххабисты» по списку

- Расскажите всем, что мы не ваххабисты (в дагестанских селах обычно говорят не ваххабиты, а ваххабисты – прим. ред.), в Губдене нет беспредельщиков, у нас даже преступности как таковой нет. Мы живем мирно и правильно. Пусть все об этом знают, – обращается ко мне предприниматель Магомед.

Аргументация Магомеда выдает привычку мыслить практично:

- Губденцы круглый год снабжают Россию продуктами. Мы возим на фурах товар из Азербайджана, Ирана. Если мы – террористы, почему мы ни разу не отравили российских граждан?

- Где-то 300 человек у нас стоят на учете, – говорит кто-то из толпы.

- Больше, – поправляют его.

Мы стоим возле старого, явно требующего ремонта здания сельской администрации.

Полчаса назад местные мужчины встретили меня возле арки «Добро пожаловать в Губден», гласящей о том, что село образовано аж в 1396 году. И первым делом мы посетили больницу, где никак не могут уволить гинеколога, которого сельчане обвиняют ни много ни мало в детоубийстве. Именно так они расценивают последствия многочисленных врачебных ошибок. 

Неквалифицированный, по убеждению губденцев, медик Райганат Саидова в августе была уволена «за систематическое неисполнение своих должностных обязанностей при наличии уже имеющегося дисциплинарного взыскания», однако как ни в чем не бывало продолжила работать, уверенная в том, что никто ее не уволит, поскольку она посвящена во все тайны дагестанской системы здравоохранения.

История тогда вызвала резонанс в СМИ, но «непотопляемый гинеколог» сохранила за собой место в больнице. 

​Поговорить с Саидовой корреспонденту КАВПОЛИТа не удалось. Как только ей сказали, что приехал журналист, она тут же стала собирать вещи, заверив сельчан, что больше не появится в больнице, раз уж народ против. Губденцы решили дать ей шанс (как оказалось, зря – Саидова до сих пор работает) – и повели меня в здание администрации, куда должен был подойти глава села.

Пока ждали, быстро стало ясно, что самая больная тема Губдена – все же пресловутые «ваххабистские списки».

По сути, незаконная практика – как бы не существующая в «официальном» правовом пространстве – влечет за собой вполне осязаемые последствия.

И выражается это не только в том, что при каждой встрече с полицией губденцам, попавшим в список, приходится терять по несколько часов на всевозможные проверки, даже когда везешь больного ребенка в город.

- В июле меня выдвинули кандидатом в депутаты от «Единой России», – рассказывает Магомедрасул Айгумов. – А в августе сняли с выборов. Поводом стало письмо начальника районного отдела МВД, в котором сказано, что я и еще трое кандидатов – состоим у них на учете как «ваххабиты».

Айгумов попал на учет в 2013 году, после того как силовики в ходе спецоперации убили его сына Магомедхабиба. Однако проблемы с правоохранительными органами у него начались раньше, еще когда село оказалось в центре внимания из-за активности одного из лидеров «Имарата Кавказ» Магомедали Вагабова (уроженец Губдена, убит в 2010-м – прим. ред.). 

По словам сельчан, Магомедрасул никогда не симпатизировал боевикам, но всегда выступал за диалог и был против жестких мер в отношении родственников членов подполья.

Магомедрасул Айгумов

В прошлом году, будучи еще депутатом сельского собрания, Айгумов рассказал журналистам об ограничении его конституционных прав из-за включения в «ваххабистский список». Возможно, это выступление в СМИ ему и припомнили накануне сентябрьских выборов.

Истории такого рода могут рассказать многие губденцы. И хотя с 2011 года ни один житель села не пополнил ряды боевиков, для государства они остаются «неблагонадежными».

Кровью и потом

- Я в этой должности с ноября 2010-го, и не могу понять, что мы сделали такого, что нас так ненавидят? – к нам присоединяется глава сельской администрации Магомедэмин Нухов, и в конторе начинается импровизированное собрание.

- С 1986 года здесь не построили ни одного социального объекта! 13 тысяч жителей – ни одного детсада! Школа на 1200 детей – более-менее у нас, но единственный спортзал, откуда столько чемпионов мира и Европы вышло, работает беспрерывно – нет ни одного свободного часа, все расписано, иначе просто не вмещает желающих. В соседних Гурбуках уже несколько лет строится больница на два наших села – все никак не достроится.

И так во всех сферах, – утверждает Нухов. – С электричеством проблемы, дорог нет. В 2002 году водопровод построили – через семь лет он вышел из строя. Сейчас девять километров труб надо поменять. А как менять?

Налоги, говорят, соберите. Но с чего налоги взымать? Обанкротили СПК, животноводства как отрасли больше нет, земли в долгосрочной аренде – причем, как выяснилось, арендаторы заплатили сразу за 49 лет. Кому заплатили – концов не найдешь. В общем, ничего мы с этих земель сейчас не получаем.

В селе, по словам губденцев, ежемесячно появляется на свет от 80 до 90 детей. Много молодых семей, а участки под строительство, сетует глава местной администрации, им выделить негде – земли нет.

- [Начальник ГУ МВД РФ по СКФО Сергей] Ченчик к нам как-то приезжал, – продолжает Магомедэмин Нухов. – Стал обвинять нас: мол, губденцы такие и сякие. Я его спрашиваю: «Чем конкретно мы провинились?». А он в ответ: «Откуда у вас такие дома, за счет чего построили?». «Своими кровью и потом, – говорю. – Губденцы сами, без помощи государства обеспечивают свои семьи, в чем вы их обвиняете?». Тогда он решил сменить тему: «Вы против Путина голосовали». Неправда это, чуть ли не всем селом за него голоса отдали.

То, что губденцы зарабатывают «кровью и потом», как выяснилось, нужно понимать буквально. По дороге на водохранилище, о котором чуть ниже, мы сделаем остановку на самой настоящей каменоломне.

Вблизи Губдена семь таких карьеров. В XXI веке здесь добывают камень вручную, орудуя ломами, кувалдами и пр. Именно так большинство молодых губденцев зарабатывает начальный капитал.

А на водохранилище, точнее, к месту, где оно должно быть, мы отправились, чтобы я мог своими глазами увидеть: 183 миллиона рублей, выделенных из государственной казны по федеральной программе, в прямом смысле были спущены. Куда – неизвестно, но догадаться несложно.   

- Во время последней предвыборной кампании президента страны мы написали письмо Путину, попросили включить Губден в госпрограмму «Чистая вода». И проголосовали за него – кажется, 96 процентов дали. В цифрах могу немного ошибаться, но помню, что это были самые высокие результаты среди субъектов РФ, – рассказывает один из моих спутников Магомед Алиев, когда мы приезжаем на место.

- Путин выделил деньги районной администрации. Раньше здесь была река, – показывает он в сторону низины, где от реки и водохранилища не осталось даже «мокрого места». – В 2012-м начали строить дамбу, должны были появиться очистные сооружения – планировалось снабжать этой водой наше село.

Но, видимо, решили «сэкономить». Дамба дала осадок, где-то на полметра опустилась. Дамба! Как они ее строили, что она от воды осела? Бетон пошел трещинами, вся вода ушла… Лучше бы вообще ничего не делали. 

Теперь губденцы своими силами пытаются наладить водопровод. Средств у села нет. Бюджет – 5 млн 700 тыс. рублей. Из них на зарплату бюджетников уходит примерно 3 млн. Более 1 млн – только на оплату электроэнергии, не считая других коммунальных платежей. О всякого рода субсидиях, по признанию сельчан, они даже не вспоминают.

Все под контролем

Социальные проблемы, коррумпированность чиновников, из-за которой на глазах губденцев исчезла целая река – все это сильно раздражает сельчан. При этом самые активные из них связаны по рукам и ногам «ваххабистским учетом». Мириться с ситуацией все сложнее, добиваться справедливости – опасно для жизни.

Несколько раз меня просят об одном и том же: «Передайте там, что мы нормальные, мирные граждане. Мы хотим спокойно жить и работать – больше нам ничего не надо». И время от времени кто-нибудь обязательно добавляет: «Мы о многом пока не говорим, не хотим накалять обстановку. Но хотя бы о том, что видели, напишите».

Свое стремление жить мирно губденцы не только декларируют. В марте 2012-го на большом сельском сходе сельчане заключили с силовиками, представителями антитеррористической комиссии джентельменское соглашение начать «с чистого листа».

Общественные лидеры дали гарантию, что губденцы не будут больше уходить «в лес». И с тех пор держат слово. «Но, видимо, кому-то неугодно, чтобы мы так жили», – сетуют сельчане. Те, кто находится на учете, не могут чувствовать себя полноценными гражданами.

При этом охрана порядка со стороны жителей села со временем даже обрела форму института. С декабря прошлого года здесь патрулируют улицы представители так называемой «сороковки». Губденцы возродили «традицию дедов», когда сорок всадников ежедневно объезжали принадлежащие джамаату земли и «держали все под контролем».

В наше время этот опыт уже получал новую жизнь в 1990-х. Но тогда на фоне боевых действий на Северном Кавказе государству не понравилась такого рода конкуренция за ресурсы власти.

Сегодня «сороковка» следит за соблюдением принятого в селе порядка. В Губдене нельзя купить алкоголь и сигареты – магазинам запрещено торговать этими товарами. Местных пьяниц и наркоманов заставили под запись на видеокамеру дать слово вести себя «нормально».

На въездах в село установлены шлагбаумы, дорога открыта с 6.00 до 21.00. Дежурные досматривают незнакомые машины и в некоторых случаях сопровождают гостей до нужного дома.

Роль «сороковки» не ограничивается функциями контроля. По большому счету, она объединяет местных активистов, готовых нести «общественную нагрузку». В день, когда я был в селе, например, члены «сороковки» пригнали пожарную машину, приобретенную на средства губденцев.

Вещь в хозяйстве, как выяснилось, необходимая. Не так давно неизвестные пытались сжечь кабинет главы администрации села. То ли пытались уничтожить какие-то документы, то ли главу таким образом пугали.

Правоохранительные органы, говорят губденцы, происшествием особо не заинтересовались. Хотя сотрудники МЧС вынесли однозначный вердикт: была попытка поджога.

Государству, похоже, мало дела до попыток наладить мирную жизнь в селе. В сущности, о нем здесь напоминает только отделение полиции, огороженное колючей проволокой.

Туда стекается информация о тех, кто ходит в «салафитскую» мечеть. И этого критерия порой оказывается достаточно, чтобы поставить на учет очередного «неблагонадежного».

Выйти из «ваххабистского списка», по словам сотрудника правоохранительных органов, согласившегося поговорить на условиях анонимности, можно, если получить хорошую рекомендацию от имама джума-мечети, соответствующее заявление от главы администрации села и характеристику от начальника отделения полиции.

Документы рассмотрит специальная комиссия. Решит положительно – вопрос будет закрыт.

Впрочем, как утверждают эксперты по Северному Кавказу, «за выход» чаще всего приходится платить приличные суммы. 

...Так уж получилось, что в этот раз удалось поговорить только с представителями сельской администрации и «сороковки». Наверняка в Губдене есть те, кого не устраивают установленные порядки. И некоторые прихожане джума-мечети, должно быть, поддерживают жесткие меры силовиков в отношении «салафитов» – кто-то же информирует правоохранительные органы.

Но сейчас речь не об этом. Как бы там ни было, администрация и «сороковка» выполняют роль посредников в диалоге между государством и сельским обществом. И их позиция понятна: губденцы хотят спокойно жить и работать, быть равноправными гражданами страны.

Вопрос – чего добиваются власти, когда либо вовсе игнорируют диалог, либо говорят одно, а делают совершенно другое и без «лишних слов» настойчиво усиливают давление на мнимых неблагонадежных?

В Губдене мы были в сентябре, еще до того, как Россия ввязалась в войну в Сирии, а Северный Кавказ захлестнула новая волна контртеррористических операций. Как там будут развиваться события в условиях изменившейся политической обстановки, предсказывать не беремся. Радует уже то, что пока новостей из Губдена нет. 

0 Распечатать

Hadzhi-Murat 15 октября 2015, 12:14

Это отношение, конечно, за один день не изменится. В свое время часть населения Губдена , на мой непросвещенный взгляд, вела себя как государство в государстве. Губден все обходили и объезжали стороной. Шлагбаумы и вывески на въезде в село: Открытие в 6-00; Закрытие в 21-00 сами говорят за себя. И налоги, хоть понемногу можно собрать, ведь фуры с фруктами доход дают, не в ущерб же себе торгуют. К сожалению, сегодня Губден в глазах дагестанцев как отдельная каста неприкасаемых. В то же время у каждого из на много и друзей-губденцев. Так что процесс налаживания отношений- это процесс двухсторонний. А из статьи вытекает, все виноваты, только не салафиты. И что в лес не ходят, зря преподносят как большую уступку. Ходьба в лес этом понимании- преступление.

1
Бадма Бюрчиев 15 октября 2015, 14:00

За один день, конечно, не изменится. Но прошло почти пять лет. Думаю, за это время губденцы достаточно ясно показали, что извлекли уроки из прошлого. Салафиты упомянуты в статье один раз. И то - только потому, что полицейский их вспомнил, когда объяснял, как составляются списки. Но в "сороковку" входят не только салафиты. И в списки попадают в том числе и приверженцы "традиционного" ислама. Что касается налогов - государство требует их собрать на то, что должно делать само, поскольку у него есть социальные обязанности перед своими гражданами. Но единственное, чего от него дождались за последнее время - исчезновение важного источника воды. Конечно, в одной статье невозможно развить все сюжеты из жизни такого большого села. Я хотел показать лишь, как выглядит государство на фоне общества, которое считает "неблагонадежным". "Сороковка" берет на себя ответственность (пусть ее и не все поддерживают), что-то делает для сельчан. Государство представлено только силовиками. Как оно может выиграть идеологическую борьбу, если с ним ассоциируются только обыски, взятки и пр.? Мне кажется, шаги навстречу должны быть не только со стороны губденцев. Пусть процесс будет сложный, но в одностороннем порядке он не начнется. Завтра, не дай бог, у кого-то лопнет терпение - и все начнется по новой.

0
Юсуп Yusupoff 15 октября 2015, 21:02

Ещё до "вахабитской эпохи" приходилось заезжать в это село. Не впечатлило мягко говоря, очень агрессивный и не гостеприимный народ. И слишком заносчивое самомнение, необоснованное высокомерие.Это конечно, моё частное мнение и меня даже сейчас не особо волнует оскорблю ли этим откровением губденцев. А позже один мой знакомый был избит старушками и подростками на окраине села на губденском роднике ; остановился набрать воду. И они себя считают мусульманами?
- Нечего всякой нечисти заглядывать к нам - это был единственный аргумент с их стороны.Нельзя мусульманину быть высокомерным снобом, запрещать приезжать в село подобным себе братьям по вере..
А так,считаю, что для государства все граждане должны быть равноправными и предвзятое отношение никак не решит проблему губденцев. Все равны перед Законом.

-1
Muslim Muslim 16 октября 2015, 02:09

Это все ложь. Я не знаю что вам рассказал ваш знакомый, но никогда жители села не набрасивались на приезжих, наоборот приезжим оказывают помощь, Я родился и вырос в этой селе, и знаю свой народ лучше любого другого. Так что не верьте слухам.

-1
Магомед Ибрагимов 16 октября 2015, 08:39

К концу текста "мнимые неблагонадежные"...
Вопрос автору, Вы чего добиваетесь? За каждого поставленного на учет несет ответственность инициатор, он дает обоснованную и исчерпывающую информацию о причинах, а Вы тут расписали, что дали "список" и все.
Кроме очередной попытки нагнетания обстановки в тексте больше ничего!

0
Muslim Muslim 16 октября 2015, 11:04

Какая обоснованная информация? откуда вы знаете какую инфо они дают? если ктото в лес ушел, его родня тут причем? их же тоже заносят в этот список.

0
Бадма Бюрчиев 16 октября 2015, 11:17

В России, напомню, все еще действует презумпция невиновности. Виновность определяет суд, а не "инициаторы". Кроме того, ст. 51 Конституции РФ гласит: "Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". При мне было пояснение от сотрудника, что такой-то в списке, потому что не донес на сына. То есть суд не признал бы его виновным. Стало быть, с точки зрения закона он - мнимый неблагонадежный. Так кажется инициатору, это его частное мнение. Максимум - оперативная информация для полиции, не больше. И так по каждому - поскольку виновность ни одного из них не установлена судом. При этом они почему-то имеют дело с юридическими последствиями - их ограничивают в правах и свободах на основе сведений информатора.

1
Марат Маратов 16 октября 2015, 15:16

Любая несправедливость,неправда и беззаконие со стороны самих властей страны,порождает недовольство и агрессию граждан,до которых властям становится всё меньше и меньше заботы и самого дела. Уничтожение рабочих мест на Кавказе,лишило граждан Северного Кавказа средств к существованию. Репрессии,которые наложили огромный отпечаток на души людей,передаются и молодёжи,особенно,когда эти репрессии начинают напоминать о себе,если снова становится перед гражданами Кавказа проблема выживания...Правда не выселяют как тогда при сталине без суда и следствия,что было огромным нарушением прав человека против самого человека.Это надо же такое придумать,чтобы выселять с собственных земель,домов,да ещё целыми народами!?Это каким нужно быть диктатором и безумцем,чтобы такое творить с кавказцами,будучи самому с Кавказа!?
Но вернувшись назад после смерти диктатора,после жестоких испытаний и трудностей, которые претерпели народы Кавказа ни за что и ни про что,потеряв много своих детей и родственников в пути в холодных товарных-вагонах поездов,народ всё-же не ожесточился и жил мирно в советское время,помня автоматически своё горе и несправедливость по отношению к нему в стране Советов,которую в то время представлял именно сталин.
Жили тихо,скромно,продолжая верить в свои обычаи своего народа и в свою веру...И не было никаких боевиков и террористов,живя мирно с русским народом,ькоторый заполонил в то время весь Северный Кавказ.
Но наступили времена свержения советской власти военным переворотом с установлением капитализма и обдиранием народа всей страны с уничтожением рабочих мест и одновременно с выпуском их кувшина власть всех религий.
Вопрос:а что за надобность была выпустить джина их кувшина?Неужели это бесплатное приложение к капиталистической системе как сотруднице с властью Кремля,чтобы объединить все народы России вокруг себя посредством традиционных религий? Именно посредством религий укрепить свой царский трон и создать монархию в стране,т.е.Россию вернуть не вперёд,а назад.Именно назад!
Но любая религия-это палка о двух концах! Ни одна религия не имеет ничего общего с Самой Верой во Всевышнего,в Господа,в Бога,что является одним Лицом для всех народов мира.Именно в Вере Господь одно и поклонение одно и служение Ему одно. А в религиях совсем по-другому: свои поклонения,веры и служения.Вот по этой-то причине и возникли раздоры в мусульманстве и т.н.христианстве,где создались молниеносно свои секты со своим служением и поклонением,что и привело к тому,что мы сейчас имеем...
Но особенным подогревом к возникновению боевиков и террористов на Северном Кавказе стало именно уничтожение властями Кремля рабочих мест и низко-оплачиваемые пенсии,которые тогда задерживали населению аж до 3-х месяцев.И чтобы выжить,молодёжь соглашалась вступать в отряды ваххабитов,которые проникали каким-то образом на Кавказ и формировали отряды по захвату всего Северного Кавказа.
Как только свершили воры и жулики,проникшие во власть Кремля,гос.переворот с уничтожением советской власти,тут же восстала Чечня против новой власти и самой системы,как получилось и с Донбассом ныне...,и решил народ жить по своей религии,которую выпустили из кувшина, и самим выживать,лишившись так же благодаря новой власти,рабочих мест для средств проживания.
Да только не тут-то было! Кремль решил воевать с чеченским народом,обвинив его в сепаратизме.В других республиках молодёжь стала уходить в банд-формирования, согласившись получать хоть какие-то средства на жизнь себе и своих родственников. А заодно зарубежные ваххабиты всё больше и больше оболванивали народ и зомбировали его,от чего власти Кремля почему-то не защищали,а только уже вылавливали и наказывали,убивая в боях.
Очень много народа были против этой системы капитализма,где в России гулял произвол воров и жуликов,обокравших народы страны,присвоив себе их ваучеры, которые скупали у голодного народа за копейки и приватизировали всё народное достояние. Именно это несправедливость и беззаконие и подтолкнули народы Кавказа воевать против этой системы,запутавшись одновременно самим во всех беззакониях против человечности. Одним словом молодёжь власти Кремля и подтолкнули к ваххабизму и к боевиками против беспредела со стороны силовиков и самих властей,что происходит и по сей день...
Именно несправедливое правление самих властей,где даже правды в судах не найдёшь,ни объективных прокуроров,следователей,судей и прочих,и зарождает в обществе негативное отношение ко всему этому. Зло порождает зло; несправедливость порождает себе подобную и неправда-неправду. Именно об это обязаны знать настоящие власти страны,т.е. профессионалы во всех сферах жизнедеятельности общества. А кто этого не знает,но пролез во власть- есть самозванец! У власти должны быть только профессиональные правители,а не болтуны,обещалкины и обманщики!
И за всё,что происходит в стране,особенно на Северном Кавказе,которому путин указал переезжать на другие места жительства,где есть работа,отвечает только путин! И за боевиков,и за терроризм,и за проникновение с арабских стран ваххабитов-тоже путин! На то он и глава! А глава отвечает за всё свой тело,т.е.народ!
Партия власти "Единая Россия" правит всем Северным Кавказом! Всё местное самоуправление-чиновники из ЕР. И ни один чиновник не служит своему народу! Все они его и обворовывают,не смотря,что являются представителями и уроженцами этого народа.Власть денег и воровства уничтожила связь наций.Нет уже наций совсем. Каждый сам по себе. Есть теперь только нация Единая Россия и нация российский народ.И получается,что нация Единая Россия судит нацию российский народ.И охраняет себя всеми силовыми структурами,и правоохранительными органами,чтобы народ никак не смог осудить воровскую партию власти,из того же народа,купив его высокими зарплатами и рабочими местами,что является огромным дефицитом в стране.А вот боевиков ЕР быстро осуждает и садит без суда и следствия,не ища настоящего виновника во всём этом.

0

Оставить комментарий:

Наверх