
В одной из крупнейших тюрем на западе Грузии 7 февраля почти 1000 заключенных объявили голодовку в знак протеста против жестокого обращения со стороны тюремной администрации. Около тюремного учреждения собрались родные и близкие заключенных, которые требуют встречи с представителями тюремной администрации. Поступают сообщения, что более десяти заключенных с различными ранениями были вывезены из тюрьмы и после лечения возвращены обратно в камеры. Официальные органы отрицают факт применения силы и ранения заключенных называют самоповреждениями протестующих.
Представители политических партий и общественных организаций делают заявления о тюремном скандале. Некоторые правозащитники обвиняют власти в продолжении политики жестокого обращения с заключенными. Оппозиционные партии также пытаются воспользоваться ситуацией для поднятия своего рейтинга.
В последние годы тюремная тема не сходит с первых страниц грузинских СМИ. И это неудивительно, потому что воровская система в Грузии на особом положении.
Хронология «воровской романтики»
Она превратилась в головную боль для любой власти и всего общества. Дело в том, что уже многие десятилетия Грузия является одним из главных «инкубаторов» т.н. «воров в законе».
На территории Советского Союза и постсоветского пространства грузинские воры составляли «элиту» криминального мира. Воры в законе фигурировали даже в романах и рассказах известных грузинских писателей Чабуа Амирэджиби, Нодара Думбадзе и др., которые свободно печатались в советские времена.
После прихода к власти Михаила Саакашвили и его партии власть провозгласила кампанию жесткого «прессования» воров в законе. Почти все они были изгнаны из страны, а если кто-то возвращался, его тут же в аэропорту арестовывали и высылали обратно или сажали в тюрьму.
Причем «посадки» происходили не столько с помощью обнаружения традиционного наркотика или оружия, а по новой статье Уголовного кодекса, которой нет ни в одной другой стране постсоветского пространства.
Уже многие десятилетия Грузия является одним из главных «инкубаторов» т.н. «воров в законе»
Эта статья определяет уголовную ответственность от одной лишь принадлежности к «ворам в законе». Если подозреваемый отвечает на вопрос следователя, что он «вор в законе», то его судят только по этим словам и дают срок.
А согласно «воровскому кодексу», если человека «крестили» в качестве вора, он не должен отказываться от этого «титула» ни при каких обстоятельствах, если желает сохранить это «почетное» звание.
Что сыграло против «националов»?
В тюрьмах Грузии десятилетиями складывалась ситуация, когда почти всю жизнь заключенных контролировали т.н. «смотрящие», которые были ворами или их подчиненными.
Во время правления «националов» в некоторых новых тюрьмах (построенных в 2000-х годах) был установлен другой режим. Особенно это касалось уже печально известной тюрьмы в пригороде Тбилиси Глдани.
В этих тюрьмах был создан механизм крайне жесткого контроля над заключенными. Малейшее неповиновение, либо лишнее слово или движение карались тяжелыми побоями или даже пытками.
Вновь прибывших заключенных помещали в т.н. карантин, в последний день которого всех избивали, пропуская сквозь ряды надзирателей с дубинками.
Также регулярно избивали некоторых заключенных, поведение или личность которых почему-то не нравились тюремной администрации. В этих тюрьмах роль «воров в законе» и «смотрящих» в тюремной жизни была сведена к минимуму.
Однако в других, «старых», тюрьмах сохранились прежние правила даже во время правления Саакашвили. Парадокс в том, что при всей строгости существовавшего режима, «националы» вовсе не чурались поддерживать контакты и довольно тесные отношения с отдельными ворами в законе, которые проживали за рубежом.
Известно, что перед выборами власть выпускала некоторое количество криминальных элементов из тюрем и поручала им оказывать давление на жителей в местах их проживания, взамен им делались послабления в отбывании наказания, сокращались сроки т.д.
Именно «тюремная тема» сыграла решающую роль в свержении «националов». Обнародование кадров пыток и избиений, снятых самими надзирателями в Глданской тюрьме, перед парламентскими выборами в 2012 привело к растерянности в рядах «националов». Это и обрушило репрессивную машину Саакашвили. В результате к власти пришла оппозиционная коалиция «Грузинская мечта».
Старые порядки
Почти сразу из тюрем стала поступать информация о том, что возвращаются старые порядки. Если раньше заключенные дрожали от страха при виде палачей-надзирателей, то теперь уже «смотрящие» и контролируемые ими заключенные начали угрожать администрациям учреждений и насаждать свои «правила».
Они также установили связи с некоторыми адвокатами и правозащитниками, которые по их команде поднимают шум в средствах СМИ, как при реальном, так и мнимом притеснении заключенных.
Трудно сказать, к чему это приведет в ближайшем будущем. Есть вероятность, что такая «демократичность» может привести к постепенному налаживанию ситуации в тюрьмах и ее приближению к европейским стандартам.
Или же под маской «защиты прав заключенных» вновь в полном объеме будет воссоздана «воровская система». А это чревато распространением «воровской идеологии» и вне тюрем, среди молодежи и не только.
Ожидаемы ли проблемы с рейтингом?
Что же касается политических последствий бунтов и волнений в грузинских тюрьмах, как ни парадоксально это звучит, на этот раз они могут сыграть на руку «националам».
Значительная часть общества хотя и осуждала чрезмерное насилие, происходившее в тюрьмах во времена Саакашвили, но возвращаться к «воровским временам» люди не хотят. Потому что за последние годы эта «романтика» немножко потускнела в глазах грузинских подростков и молодежи.
Если правительству не удастся наладить эффективный контроль над тюрьмами не прибегая к жестоким методам, то это еще больше снизит и так несколько упавший рейтинг правящей коалиции.
Но забывать не стоит о том, что уже через несколько месяцев грядут местные выборы, в том числе выборы мэра Тбилиси. Хотя пока еще позиции правительства кажутся крепкими, скандалы в тюрьмах чувствительно бьют по его рейтингу.
Кроме того, волнения в тюрьмах могут привести к отставке министра по делам исправительных учреждений и пробации Созара Субари, который является одной из ключевых фигур нынешнего правительства. А это, бесспортно, выгодно оппозиционным партиям, прежде всего, «националам».
0 Распечатать
комментарии
Оставить комментарий