22 сентября
24 января 2016 9689 9

Геноцид, расказачивание, раскулачивание…

За что казаков истребляли по директиве Свердлова от 24 января 1919 года?

usahlkaro Светлана Болотникова Автор статьи

Факт репрессий против казаков в Советском Союзе настолько очевиден, что не требует доказательств. Но было ли это геноцидом или лишь расказачиванием сословия и раскулачиванием зажиточных слоев населения? Советскую позицию можно выразить словами шолоховского персонажа: «Казаки народ закоснелый, их придется ломать». Постсоветская версия однозначно указывает на директиву  ЦК РКП(б) о «поголовном истреблении» от 24 января 1919 года, подписанную Яковом Свердловым. В Терской области события тех лет отягощались еще и межнациональным вопросом.

Горцы за справедливость,  а казаки?

Именно 24 января, дата создания директивы, стало в новейшей России днем поминовения казаков, погибших в первые годы советской власти, хотя на Северном Кавказе насилие над казаками началось гораздо раньше. Во-первых, советские декреты лишили их статуса, упразднив сословия, а во-вторых отняли земельные привилегии, декларируя передачу земли крестьянам. 

На II съезде народов Терека эти решения были поддержаны всеми, кроме казаков, что означало отторжение большей части казачьих наделов в пользу малоземельных горцев и безземельных иногородних.

Механизм передачи территорий не был прописан, но съезд дал карт-бланш горцам, которые  еще в 1917 году начали захватывать хутора и станицы. Ингуши нападали на Тарскую, Сунженскую, Фельдмаршальскую станицы, убивали население, невзирая на пол и возраст. В ответ казаки разоряли их аулы. 

Чеченцы сожгли до основания станицы  Кахановскую, разграбили Ильинскую и слободу  Хасан-Юрт.

Осетины заняли поместья близ станицы Ардонская, и за это позже были наказаны помещиками, вернувшимися с казаками. Однако впоследствии земли все же были переданы крестьянам горских селений.

Валерий Дзидзоев в книге «Белый и красный террор на Северном Кавказе», изданной в 2000-м году, объясняет экспроприацию казачьих угодий выполнением декретов советского правительства. Оно требовало справедливого распределения территорий.

Историк неоднократно указывает, что привилегированным положением казаков коренные народы и иногородние крестьяне были недовольны. В них видели притеснителей, вольно или невольно исполнявших волю «колониальных властей». Так что решения большевиков эти слои населения принимали на ура.

И столь же естественной была негативная реакция казаков, или «казачьих верхов», как подчеркивает Валерий Дзидзоев. Они не желали терять земельные наделы, хотя при этом их освобождали от воинской повинности и бремени снаряжения воинов в армию, давали свободу перемещения.

«Трудовое казачество» советская власть трогать изначально не собиралась. Поэтому часть казаков оказалась на стороне красных.

«Коммунистическая идеология в своей основе имела привлекательные черты. Самая главная  – это призыв к социальной справедливости, Естественно, какая-то часть казачества была вдохновлена такими лозунгами», – в комментарии КАВПОЛИТу отмечает казачий писатель, товарищ атамана Терского войскового казачьего общества Олег Губенко.

В своей книге «Терское казачье войско в XV- XXI вв» Олег Вячеславович  приводит данные советских энциклопедий о том, что при освобождении белогвардейцами Терской области были расстреляны тысяча казаков-красноармейцев и повешены около 300 сунженцев. Сколько всего было казаков на той и другой стороне в Гражданской войне в Терской области, историки не указывают.

«Станичный пролетариат» и другие

Были  и другие причины, по которым произошел раскол в среде самого казачества. Мемуаристы белого движения вспоминают, что казаки к моменту революции были недовольны засильем чиновников в руководстве Терского войска. Они возмущались тем, что войсковыми атаманами назначались не родовые терцы.

Историк терского казачества Феликс Киреев отмечает, что больше симпатий к большевикам проявляли станицы Пятигорского отдела, такие как Марьинская или Государственная (ныне Советская), поскольку они жили дальше от горцев.

С другой стороны, в сунженских станицах также Красная армия поверстала немало бойцов-казаков. По словам Феликса Киеева, тамошние казаки были недовольны чересполосицей, сложившейся на тех землях, упрекали в этом царя и сами были готовы к переселению и созданию компактной казачьей области.

Олег Губенко добавляет, что  при формировании Сунженской линии, вопрос о переселении из донских станиц решался по жребию. И когда эта участь выпадала крепким и богатым  казакам, они вместо себя нанимали людей, готовых за большую сумму денег ехать, куда угодно.

- Как правило, это была беднейшая часть казачества, которой нечего было терять, – отмечает товарищ атамана. -  Я встречал термин «станичный пролетариат» с применением  к казакам  сунженских станиц. Один из исследователей писал, что есть категория казаков, которая не имеет хозяйства и не хочет им заниматься, а нанимается на лесной промысел».

В результате терское казачество, которому, казалось бы, для самосохранения во враждебной ему среде необходимо было единство, поделилось на белых и красных. Казаки противостояли друг другу при «осаде Грозного», во время  «сунженского восстания» и «Владикавказского мятежа».

 «Вот тебе, сукин сын, советская власть»

О трагическом разломе, который прошел по терским семьям, красноречиво говорит эпизод, пересказанный Олегом Губенко:

- В Минераловодском районе проживает старик 1927 года рождения. Его отец был красный, а дед – белый. Он рассказывал, как его отца, участника сунженских красноармейских отрядов, уводили чекисты, несмотря на его заслуги  перед советской властью, а он, мальчик четырех-пяти лет стоял с бабкой у ворот. И она кричала вслед арестованному: «Вот тебе, сукин сын, советская власть!»

Большевики считали необходимым полное истребление казачества - что называется, на всякий случай

Григорий Орджоникидзе, который после восстания во Владикавказе фактически подарил ингушам четыре казачьих станицы, позже докладывал в Смольный, что казаки станиц Самашкинской, Романовской и Ермоловской сдались без боя и перешли под красные знамена, что  «среди терского казачества решительный перелом».

Но тот же Орджоникидзе лоббировал карательные мер против казаков. Причем репрессий в 1919 году, а затем в 30-е годы не избежали и те, кто изначально был лоялен советской власти. Казаков выселяли семьями, отнимали имущество, ссылали и даже расстреливали.

Такое отношение власти даже критикующий казачьи привилегии Валерий Дзидзоев считает несправедливым. Но если учесть, что большевики в казачьих регионах видели будущую Вандею, то понятно, почему они считали необходимым полное истребление казаков «на всякий случай».

Мифы и реальность о зверствах белых и красных

Осетинский историк многократно обращается к теме бесчинств казаков под руководством белых командиров, когда власть красных ненадолго пала. Он пишет, что на горцев накладывались непосильные контрибуции, и не выполнявшие их поселения подвергались уничтожению. Были разграблены Насыр-Корт, Экажево, Сур-хахи, Долаково и Кантышево, 20 чеченских аулов, села Малой Кабарды Ахлово, Инороково, Бороково .

- Жестокость казаков к местным народам доходила до лютой ненависти, – пишет он, повторяя через несколько строк,  что «взаимная ненависть казаков и горцев стала носить явно патологический характер».

На взгляд Феликса Киреева, зверства белых были преувеличены советской пропагандой, чтобы оправдать уничтожение терского казачества.

- Против горцев казаки в прямом смысле не выступали. От них были только ответные действия.  Конечно, они могли повести себя в каких-то делах жестко, но не настолько это было масштабно, как потом это преподнесли, – напомнил он.  – Казаков насильно выселяли из Тарской и других станиц, и это началось задолго до прихода Деникина. В конце 1917 года был убит войсковой атаман Караулов, когда белых еще там не было.

При переселении были расстреляны около 30 человек, но не 35 тысяч. Такое массовое убийство отразилось бы в белоэмигрантской прессе

Исследователь истории терцев привел в качестве примера подтасовок советские данные о том, что в годы Гражданской войны во Владикавказе было убито белыми 15 тысяч красноармейцев. «Но на самом деле, в этой цифре учитывались  умершие от тифа. Армия, которая сама насчитывала 10-20 тысяч человек, столько не будет убивать, – пояснил он. – К тому же, в Гражданскую войну было так: кого повязали, брали в свои части, и они дальше воевали уже на другой стороне».

Массовых расстрелов со стороны белоказаков не было, утверждает Феликс Киреев. А вот когда Владикавказ снова заняли красные во главе с Орджоникидзе, репрессии приняли более серьезный характер.

Но опять же говорить о десятках тысяч убитых  терских казаков не приходится.  Документальных подтверждений расстрела в марте 1919 года, в память о котором под Бесланом сейчас возвышается курган, Феликс Киреев не нашел.

Сунженские станицы в то время действительно выселялись, но позже большинство казачьих семей были обнаружены во Владикавказе, близлежащих станицах и Пятигорском районе. При переселении были расстреляны около 30 человек, но никак не 35 тысяч. Такое массовое убийство наверняка отразилось бы в белоэмигрантской прессе.

Тем не менее факт геноцида историк подтверждает. «Их уничтожали и выселяли именно потому, что они казаки, – подчеркивает наш собеседник. – После репрессий почти никто не возвращался. Особенно офицеры. Я как-то писал о братьях Федюшкиных из станицы Червлёная. Там в одной семье были  одни полковники и генералы. Троих из них арестовали в Баку. Один был расстрелян вместе с женой. Двое умерли. Младшее поколение уехало, и сейчас их потомки живут в разных странах мира.  Терское войско было ликвидировано как административное образование. Казаков последовательно уничтожали, как класс, о чём и говорится в директиве Свердлова».

Раскулаченные до погибели

Атаман Ставропольского городского казачьего общества Александр Печников ведет свою родословную от казаков станицы Ищерской, по которым тоже прошёлся каток репрессий.

«Отец моей прабабушки Нестор Кудрявцев имел 14 детей. Его сослали в Сибирь, отобрав всё имущество – мельницу, пекарню.  Младший брат ездил его искать, и там ему рассказали, что Нестор умер на работах. Это было примерно в начале 20-х годов.

Прадеда моего Архипа Земцова, в честь которого я назвал младшего сына, тоже раскулачили. Их было семеро братьев, они все воевали на фронте во время Первой мировой войны. Вернувшись, дед восстановил пекарню.

По маминой линии Рябовы после раскулачивания из Ищёрской переехали в Калиновскую. Бабушка говорила, что мужчины все в лес ушли, а имущество закопали. Последний сундук, о котором бабушка вспомнила, я с нею выкапывал в начале двухтысячных. Из него она мне дала икону Николая Угодника, моей сестре   – Спаса. И книга там была, напечатанная еще при Алексее Тишайшем, втором Романове».

 Ученые предлагали использовать понятие «стратацид», поскольку казачество уничтожали как социальный слой

Раскулачивание зажиточных казаков  уничтожало семьи с детьми, женщинами  и стариками. Если их не расстреливали, как новомарьинских стариков в Ставрополе в районе Холодных родников, то они умирали от голода и болезней.

Геноцидом всё это начали назвать в 90-х годах прошлого века. Говорили про 3 миллиона казаков, погибших от красного террора, хотя эти данные некоторые историки оспаривают.

Подергался сомнению и сам термин «геноцид» по отношению к политике расказачивания. Более правильным ученые предлагали считать понятие «стратацид», поскольку казачество уничтожали как социальный слой.

Когда с устоями казачьей жизни было покончено, коммунисты вернули казакам право призываться  в армию. Их героизм и готовность сложить голову за Отечество в годы Второй мировой войны снова воспевались, но то было уже другое казачество, не представлявшее опасности для советской власти.

-4 Распечатать

Руслан Магомедов 25 января 2016, 00:58

Вопрос автору: вы думаете, что существование сословного деления и наличие у представителей определённых сословий привилегий хорошо? не кажется ли вам, что кроме этической составляющей, это неверно и с политической стороны, так как, неминуемого ведёт к социальной напряженности?
И вы постоянно виниле советскую власть, которая по вашему виновата в противостоянии горцев и казаков, а также постоянно обращаете внимание на то что горцы " захватывали" казачьи станицы. Но разве вам не известно что это не советская власть( чьи террор, я не собираюсь оправдывать), а царская " посорила" казаков и горцев, забрав у последних значительную часть плодородной земли и посетив там либо непосредственно казаков, либо крестьян, которым после п переселения присваивался статус казаков. Горцы же, оставшись без земли, зачастую будучи переселенцами, жили , не ахти, как богато.Прочитайте, кстати мемуары генерала Шкуро, казака, правда кубанского, он воюя на северном Кавказе, в том числе и на территории терской области писал, что нужно решить земельный вопрос с теми же ингушами, либо вернув им землю, либо уничтожив их.

3
Светлана Болотникова 25 января 2016, 09:58

На момент, когда советская власть решала земельный вопрос, она поступила по отношению к казачьим семьям так же плохо, как царская власть, посылая казаков выжигать аулы. Привилегии казакам давали за тот риск, которому они подвержены были ежечасно. При их отмене предполагалось, что дальше отношения между этническими группами будут выстраиваться справедливо и дружелюбно, но пока депутаты на съездах народов Терека договаривались, казачьи станицы подвергались нападениям. А в идеале, конечно, всё надо было делать честно и мирно.

-1
Hadzhi-Murat 25 января 2016, 14:10

Есть известная поговорка: "Если выстрелить в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки".
В этом вопросе и царская и советская власти одинаково хороши. И пострадали от этого и горцы и казаки. Лучше бы не трогать вопрос, кто больше пострадал и попробовать жить на равных. А кому нужны большие наделы земель, Сибирь ведь не освоена. И землю дадут без всякого, и пригласят туда без принуждения. И нужно не забывать, кто на этой земле раньше жил, и как она попалась в другие руки. Когда упрекают ингуша, осетина, черкеса, или еще кого, приведите в пример розданные им земли в Орловской, Новгородской, Тульской и других областях и губерниях. Но и это помнить не для вражды и не для нового передела. Большинство ведь все равно землю не получат. Кричать будут рядовые, кушать будут совсем другие - дирижеры. Не могут богатые жить без бедняков. Ведь равенство социалистическое капитализм наш отменил. Так что большинству работать наемниками на мироеда. Работаем же на частных предприятиях, фабриках и заводах.

4
Юсуп Yusupoff 25 января 2016, 15:03

Когда,как царская власть, развязав руки казакам на произвол по отношению к горцам, была благосклонна к ним , так советская же власть, учитывая участия большинства казаков на стороне белогвардейцев, не особо жаловала их. Соответственно, этот факт,давший толчок всей этой репрессивной махине,явился причиной того,что перемолола судьбы миллионов людей , и не только казаков..И зачем ссылаться на исторические факты к тем авторам,чья компетентность устраивает только одну сторону.
Но Бортниковой всегда неймется привязывать горцев к бедам казаков-нужно же пожарче подавать темы..

2
Egor Egor 25 января 2016, 18:31

межэтнические конфликты всегда происходят за власть и ресурсы --- на СК примеров полно за последние 200 лет, а сейчас и казаки и горцы уже батраки финансового капитала, которых цены на нефть беспокоят больше чем былые победы и поражения.... но может я и ошибаюсь..

2
Калой Эги 25 января 2016, 19:26

В договоре о вступлении ингушей в российское подданство было сказано, что вся земля с тем, что на ней и с тем, что в недрах закрепляется навечно в пользовании родов, проживающих на ней. Ингуши по договору должны были обеспечить для царских войск беспрепятственное пользование дорогами и безопасность гарнизонов. На этих условиях ингуши вошли в состав империи. После чего, спокойно разместив указанные гарнизоны, царская власть цинично, вероломно объявила все земли и т.д. собственностью казны. В понимании царского рода Романовых (в отличие от мнения жившего гораздо позже Черчилля) договор с ингушами не стоил даже бумаги, на которой он написан. Это был дипломатический бескровный захват территории "дикарей", с которыми нет нужды держать свое царское слово. Это и есть первый и главный обман русским народом ингушей - первопричина всех последующих отношений. Именно народом, поскольку для ингушей и царь, и его генералы, и простые солдаты, и казаки были в целом русским народом.

Фактически захваченная таким подлым обманным образом Ингушетия уже не могла оказать сопротивление и местечковые восстания аулов против этого государственного грабежа жестоко подавлялись карательными экспедициями, которые взрывали башни аулов вместе с людьми - стариками, женщинами и детьми в том числе. Например ингушская фамилия Цицкиевых ведет свое начало от человека по имени Циск (кошка). Его грудным ребенком, привязанным к люльке, выбросила из пылающей башни в реку Арм-хи мать - одна из молодых невесток в ауле. Ниже по течению у с. Джейрах люльку выловила женщина из рода Матиевых. Этот ребенок был единственным выжившим из аула Эбан, взорванного карательной экспедицией генерала Абхазова 1830 года. У ребенка было 8 ран, но он выжил, и поэтому его и назвали Циск, проводя аналогию с кошкой, у которой народному поверью "9 жизней".

Затем, в середине и во второй половине ХIХ века, создавая Сунженскую укреп-линию, ингушей вышвырнули из их плоскостных аулов и раздали землю и все дома казакам, переименовав ингушские села и хутора в казацкие станицы (приведу лишь упомянутые автором станицы): - селение Ангушт (от которого вообще произошел термин "ингуш" - русское название народа, именующего себя Галгай) - в станицу Тарскую, селение Акки-Юрт - в станицу Сунженскую, селение Алхасты - в станицу Фельдмаршальскую. Все эти данные есть в открытом доступе: сайт Государственного архива Республики Ингушетия http://ingarchive.ru/publikacii/novost60.html

Это и было первое выселение ингушей. Может быть российским политологам и историкам стоит уделить более пристальное внимание этому вероломству "русских по отношению к ингушам", чтобы понять истинные, глубинные корни отношения к русским на Кавказе в целом?

Именно возвращение земли от казаков ингушам обратно и стало тем козырем коммунистов, из-за которого ингуши приняли революцию, поддержали ее и, фактически, обеспечили победу советской власти на Кавказе, разбив войска Деникина.

Врач-поэт Элкан Шанаев, осетин по национальности, написал стихотворение, ставшее в последствие широко известным:

"Ингуш"

Я злой ингуш, дитя природы,
Абориген кавказских гор!
Кругом живущие народы
Меня клеймят: Разбойник, вор!»

Зачем судить так злостно, строго
И лишней грязью обливать,
Когда все разнимся немного
В искусстве ловко воровать?

Набеги делать научили
Нас кабардинцы раньше всех
(Они вина тогда не пили,
Глядя на пьянство как на грех).

«Ирон» сосед наш – аракою
Приносит меньше-ли вреда?
Учить ли казака разбою,
Смиренным терец был когда?

На родине своей давнишней
Живу я как пришлец чужой.
Чурек да соль мне служат пищей,
Ни в чем отрады никакой.

Скажите, что в горах имею,
За исключеньем голых скал?
На чем и чем я что посею?
Голодный вечно как шакал!

Слуга правительства- Абрамов
Решил, что недра не мои…
Лесов лишил один из хамов…
Всё слышу: «Камни лишь твои!»

Богаче школами, землёю,
На вид безгрешнее меня,
Сравнитесь в средствах вы со мною
И вас не хуже буду я!..

В трущобах горного Кавказа
Я вами запертый бедняк
Сибирь, имеючи два глаза,
Не предпочту горам никак!

Не справедливы, не логичны
Интриги в эти дни свобод;
Пред революцией двуличны,
Бранящие так наш народ.

Не знали рабства предки наши,
Для них была Свобода – Бог!
Законы писаные ваши –
Ингуш переварить не мог!

Адаты нами управляли,
Не сумасбродные князья.
На сколь житье нам отравляли,
Рассказы старцев слышал я…

Аллаху было знать угодно,
Чтоб я во всем от вас отстал…
Клянусь Кораном всенародно
Терпя нужду я воровал!

В занятьи этом помогала
Администрация сама
От нас всегда пешкеши брала
На них воздвигнула дома.

Меня по христиански чтите, -
Не позволяйте голодать,
Морали, технике учите
И перестану воровать.

Поменьше слов, побольше братства,
Займитесь нами от души;
Иначе, верьте, конокрадство
Не смогут бросить ингуши!

Преследуя меня, забыли –
Московских жуликов, воров?
Крестьяне ль курские остыли
К уводу рысаков, коров?

Ужель мужик так просвятился,
Что бросил знаться с мышьяком?
Поджог из мести прекратился,
Когда он ссорился с табром?

Тюрьма, расстрелы, эшафоты –
Не отрезвляют темный люд.
Воры от каторжной работы,
Не исправляются отнюдь!

Приемы старые оставьте,
Покинувши князей, царей…
Заря взошла для всех! Заставьте
Себя любить нас – дикарей!

Не относитесь к нам со страхом,
А подойдите, как друзья,
И я, клянусь Святым Аллахом,
Ангелизирую себя!

г. Владикавказ, 22 июля 1917 года.

Итого:

1-й именно геноцид Ингушского народа - после добровольного и мирного вхождения в состав Российской Империи следует подлый обман по договору в виде отъема территории народа в казну, последующее выселение и отдача земли и имущества казакам - осуществлен царской властью русского народа;

2-й геноцид - после фактического совершения революции на Северном Кавказе ингушами следует выселение 1944 года - осуществлен советской властью русского народа;

3-й геноцид - после победы Б. Ельцина на выборах председателя Верховного Совета РСФСР в 1990 году, когда судьбу решили голоса депутатов из Чечено-Ингушетии (см. предисловие Дмитрия Рогозина к книге А. Кольева «Чеченский капкан», Москва, 1997, стр.8, а так же Р.Г. Пихоя. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Издательство «Сибирский хронограф», г. Новосибирск, 2000, с.523.) и безоговорочной (98 % голосов) поддержки Б. Ельцина на выборах Президента РФ 12 июня 1991 года (на митинге в г. Назрань он пообещал вернуть ингушам Пригородный район), следует этническая чистка Пригородного района осенью 1992 года - осуществлен демократической властью русского народа.

0
Egor Egor 25 января 2016, 21:22

зато теперь справедливость восторжествовала --- наконец то русские убрались с земель ингушей, оставив бывшие станицы быстро растущему этносу, республика практически мононациональна и кругом на улице знакомые все лица, думаю сложились все условия для процветания региона после ухода народа колонизатора, некоторые правда звонят, зовут в гости вспоминая как учились и росли вместе с угнетателями, но это думается несознательные граждане...новое поколение выросшее в мононациональной республике такой ностальгией уже страдать не будет...

1
Корней Корнеев 26 января 2016, 16:25

Egor, как ты прав! В т. ч. о «грустинке», когда пишешь, что у нынешних не будет ностальгии. Выведено правило общелиберальное, что в гражданских войнах виноваты все. Ну, там, «низы-верхи», «не могли, не хотели» и прочее. В случае с послецарской Россией, это правило «не катит, никак». Причина в 82%-м соотношении нацсостава пришедшего на смену Временному правительства. В пользу одной нации «профессиональных революционеров», вырвавшихся из «черты оседлости». Их месть была самая дикая и в отношении царской семьи, а уж тем более в отн. священников РПЦ и казаков.
Мой прадед - казак Иван Р. был отправлен в ГУЛАГ сразу по 2-м статьям, как казак и кулак (а еще корова у него была и «богатая» рыболовная хватка – снасть). Был «сактирован» по болезни, до семьи не доехал, умер на перроне, никто не подошел с кружкой чая, хотя рядом сидел также обессилевший земляк и просил «Христа ради» помочь. 2-х младших братьев и сестру прадеда расселили в Апанасенковский р-он из Изобильненского (или на тот момент Егорлыкского). Слава богу, выжили, спасли пра-и бабушку в голодомор 33 г.
Произошло это почти 90 лет назад, а мне эта правда с детства гложет.Не дает покоя своей дикой несправедливостью в ХХ-й век.

2
Борис Пронин 27 января 2016, 21:32

Мой отец Пронин Владимир Иванович, был коммунистом, и говорил нам с братом, что мы не казаки а русские, и так было записано у нас в свидетельствах о рождении. Когда его спрашивали почему он родился в Баку, а впоследствии и мы с братом, он неохотно отвечал что отец его Иван, в 1919 году(кстати спасибо кунаку-чеченцу который вовремя предупредил) , на конных подводах зимой в лютый мороз забрав многочисленное семейство с детьми на руках, практически пешком добрался из Грозного до Баку, и до конца своей жизни ненавидел советскую власть. Вот так!

0

Оставить комментарий:

Наверх