27 октября
18 декабря 2014 7764 12

«ЕГЭ я сдавала со всеми и в хиджабе»

Девушка из ставропольского села, которой запрещали ходить в школу в платке, учится на теолога
Фото: open.az
Фото: open.az

usahlkaro Светлана Болотникова Автор статьи

Два года назад на Ставрополье несколько девочек предпочли перейти на домашнее обучение, но не снимать платки в школе. Пока длилось судебное разбирательство о том, что важнее – свобода граждан поступать в соответствии со своими религиозными убеждениями или право субъектов федерации устанавливать форму для светских учреждений образования, одна из учениц средней школы №2 в селе Иргаклы Алина Сулейманова успела получить аттестат зрелости и поступила в Пятигорский государственный лингвистический университет. В интервью КАПОЛИТу она рассказала, как запрет на хиджабы изменил ее жизнь. 

- Вы учились последние два года в домашнем режиме. Успевали за программой?

- Если быть точнее, то полтора года, так как постановление вступило в силу с 1 января 2013 года. Честно говоря, в конце 10-го класса было очень сложно — самой усваивать школьную программу тяжело. Никто из учителей ничего не объяснял. А я приходила в школу лишь для сдачи контрольных и экзаменов.

Но к началу 11-го класса осознание того, что так дело не пойдет, заставило родителей подыскать мне репетиторов, и целый год я с ними занималась. Конечно, не бесплатно. Благодаря этому, школу удалось окончить на отлично и написать ЕГЭ на высокие баллы. Но медаль золотую все-таки не дали — из-за нескольких четверок в 10-м классе.

- Нельзя ли было найти компромисс, надеть косынку или сложенный вдвое-втрое платок на голову, как повязка?

- А разве в Кара-Тюбе было не так? Они завязали косынки еще осенью, и ходили так в школу до конца 2012 года. Но дело в том, что постановление правительства края полностью запретило любые головные уборы в учебном заведении.

На фото Алина Сулейманова 

- Почему вы надели хиджаб, кто на это решение повлиял? Ваша мама тоже носила платок в школе в свое время?

- Нет, мама в школе в платке не ходила. Советское было государство, все-таки. Родители стали придерживаться религиозных канонов лишь в начале 2000-х годов. А я начала молиться в семь лет. К 13 годам я изучила много религиозной литературы, и, как предписывает ислам, покрылась.

«Я с 7 класса ходила в школу в хиджабе. И это никоим образом не повлияло на мое обучение. Глупее я от этого не стала» - Сулейманова

- Часто говорят, что хиджаб – это арабская одежда, а у российских мусульман были платки, завязанные немного иначе. Ваш хиджаб имеет национальную особенность?

- Хиджаб – это просто арабское слово. Что касается покрытия, то оно во все времена для мусульманок было одинаково. Главный принцип: должны быть видны только кисти рук и овал лица. Для примера вот так одевались ногайские женщины до начала ХХ века.

Традиционнные ногайские хиджабы

Это национальная особенность. Но ведь ясно, что сейчас в таком виде не очень комфортно ходить по улицам. Все-таки нужно обращать внимание, какой стиль в одежде подходит для нашего времени.

- Вы бы хотели, чтобы вернулись все традиции? Ведь ногайские женщины тогда были ограничены домашним бытом?

- Нужно не путать национальные и религиозные традиции. Они не всегда совпадают. А что касается прошлого, то надо учитывать, что девушки тогда тоже получали образование, правда, религиозное, в мектебах. И это правильно, ведь девушка - это будущая мать и именно она будет заниматься воспитанием детей, то есть нового поколения. В Исламе это не запрещено, кстати.

- Другие мусульманки в иргаклинской школе отказались от головного убора? Насколько я знаю, некоторые девочки уехали учиться в Дагестан, в медресе. Вы бы так хотели?

- Я не знаю ни одну девочку в Ставропольском крае, которая бы отказалась от головного убора. Да некоторые девочки уезжали в Дагестан на некоторое время, потому что сами понимаете, очень тяжело учиться самостоятельно и в конце каждой четверти написать за пару дней контрольные по всем школьным дисциплинам.

Успеваемость резко снизилась, и у них началась депрессия. Я их понимаю прекрасно. А медресе, в которое они отправились учиться, через полгода по «счастливой случайности» было закрыто властями. Поэтому они вернулись домой.

Некоторые восстановились в школе и до сих пор учатся заочно, как моя младшая сестренка, например. Что касается меня, то у меня есть определенная цель, к которой я иду.

Кстати, говоря, на родине этой хиджабной истории – в Кара-Тюбе проблема получения образования девочками была решена более эффективно, чем в нашем Степновском районе. Там девочки после обеда в неделю один раз посещают отдельно все предметы, где учитель объясняет материал. И лишь затем они сдают контрольные.

У нас в районе, как сказали в степновском отделе образования, недостаточно средств, чтобы платить учителям за такие занятия. А когда родители просят учителей дополнительно позаниматься с их детьми (за деньги, конечно), те отвечают, что не положено или нет времени. 

«Я не знаю ни одну девочку в Ставропольском крае, которая бы отказалась от головного убора» - Сулейманова

- Странно, насколько я знаю, чаще учителя, напротив, рекламируют платные дополнительные занятия. А как вы сдавали выпускные экзамены? В хиджабе?

- Сдавала экзамен я со всеми одиннадцатиклассниками в аудитории, как положено. И была в хиджабе.

- Никаких претензий не было?

- Нет. Хоть за это им спасибо!

- Вы поступили в ПГЛУ по результатам ЕГЭ? На какой факультет?

- Да, поступила на бюджетное отделение в Высшую школу политического управления и инновационного менеджмента. Специальность – «исламская теология».

- Почему именно эту профессию выбрали?

- После истории с хиджабами я поняла, что нашему светскому обществу нужны люди, разбирающиеся в религии. Потому что большая его часть, особенно верхи, путают религию и национальные особенности.

Мечтаю выйти грамотным и востребованным специалистом в этой области. Ну а в крайнем случае, можно будет учить детишек основам нашей религии в каком-нибудь медресе.

- Это и есть ваша цель, о которой вы обмолвились ранее?

- Да.

- Как в университете относятся к ношению хиджабов?

- В университете с этим все отлично. И самое главное, там много девушек в хиджабах со всего Северного Кавказа. Даже есть русские девушки, принявшие Ислам и покрывшиеся. Правда, одежда должна быть светлых тонов, и я в принципе с этим согласна.

- Вы уже вышли замуж. Супруг разделяет вашу религиозность и стремление получить высшее образование в области теологии?

- Да, а как иначе? В этом плане у нас полное взаимопонимание, слава Богу!

«После истории с хиджабами я поняла, что нашему светскому обществу нужны люди, разбирающиеся в религии» - Сулейманова

- А до скандала с хиджабами вы кем мечтали стать?

- Журналистом. Передумала, кстати, не просто так. Не обижайтесь, ничего личного, но после освещения нашей проблемы во многих СМИ стало ясно, что некоторые журналисты необъективны и пишут то, что выгодно властям. Есть и объективные журналисты, но их немного.

- Я, честно говоря, из тех, кто не приветствует хиджабы в школе. Не потому, что так выгодно властям. Мне кажется, эта мусульманская традиция относится к сфере отношений между мужчинами и женщинами, а в школе – дети, которым нужно учиться, а не погружаться в религию. И выделяться там надо умом, а не одеждой. Хотя, когда читаешь про беременных девятиклассниц, приходит мысль, что лучше бы они были укрыты с ног до головы. Но все же, если ребенка так религиозно воспитали, он ведь совершенно по-другому воспринимает учебный материал. Разве не лучше было бы в этом случае учиться в медресе?

- Не соглашусь с вами в этом вопросе. Я с 7-го класса ходила в школу в хиджабе. И это никоим образом не повлияло на мое обучение. Глупее я от этого не стала. Что касается отношений со сверстниками, то они тоже не изменились.

Я дружила не только с мусульманками, но и с православными девочками, и мой внешний вид их никоим образом не отвлекал и не ущемлял их права.

Вам, конечно, сложно это воспринять, потому что вы в городе, и там даже в хиджабе на улице девушку редко увидишь. А тут у наших односельчан менталитет немного другой. Мы выросли вместе, знаем друг друга. Сказать, что мы толерантны, будет неверным. Потому что мы не терпим, а уважаем друг друга и наши традиции: как национальные, так и религиозные.

- Я именно и хочу вас понять. Некоторые эксперты называли хождение в школу в хиджабах – демонстративным поведением, атакой ислама на Ставрополье. Общаясь с вами, я вижу, что у вас не было этого и в мыслях. Может быть, не стоило вообще обращаться по этому делу в суд? Не надо было идти на принцип, а нужно было просто договариваться на месте? Ведь действительно, теперь девочки в хиджабах лишены качественного образования?

- Понимаете, в суд мы подали после того как постановление вступило в силу и нас не пустили в школу. Директор и преподаватели ссылались на то, что если они нас впустят на занятия в головных уборах, им грозят штрафы и даже увольнение с работы.

Нам ничего не оставалось, как искать правды в справедливом российском суде. Хотя его решение не сделало нам ни лучше, ни хуже. Постановление как было, так и есть. Обращение в суд было крайним выходом, так как договориться на месте не удалось.

- Увы. И эта история навредила как вам, так и властям, на которые теперь указывают как на притеснителей мусульман. Спасибо за интервью!

2 Распечатать

Кэтти Канокова 18 декабря 2014, 23:49

Это уже будет не школа, понимаете? Школа , это место, где дают знания детям, а не демонстрируют религиозную принадлежность.

-3
Даргин Даргинов 18 декабря 2014, 23:54

Ученица из Мордовии Лейсан Баляева после больничного вернулась в школу
17 декабря 2014 18:50
Версия для печати
Комментарии (18)Лейсан Баляева, героиня недавней публикации Ансар.Ru, вернулась к учебе. Об этом рассказал отец юной мусульманки Дамир Баляев.
Напомним, на прошедшей неделе ученице 9 класса школы №5 г.Саранска (Мордовия) сначала был вынесен дисциплинарный выговор за ношение платка, после чего руководство учебного заведения заявило, что школьница, которая кстати учится на "отлично" и участвует в олимпиадах от школы, будет отчислена. В итоге из-за сильного нервного перенапряжения девочка плохо себя почувствовала.
Как отметил Дамир Баляев, у Лейсан было депрессивное состояние и головная боль, она плакала, в связи с чем даже пропустила занятие, а родители приняли решение отвезти дочь в больницу.
Врач, как сообщил Ансар.Ru отец девочки, подтвердил наличие стресса у Лейсан и выписал ей освобождение от уроков до 15 декабря. В понедельник она наконец пошла на занятия.
Стоит отметить, в этот раз посещение школы обошлось без удручающих бесед с директором или завучем, которые регулярно проходили до этого момента. Тем не менее, морально Лейсан все также очень тяжело.
Между тем, на прошлой неделе, после заявления о возможном исключении юной мусульманки из школы, состоялась встреча Дамира Баляева с представителями руководства учебного учреждения. Отец ученицы рассказал в ходе беседы о том, что постоянное психологическое напряжение и угроза отчисления стали причиной депрессии у его дочери. Педагоги, со слов собеседника Ансар.Ru, в свою очередь отметили, что самим преподавателям, директору не мешает платок Лейсан, они любят свою ученицу, "но на школу давят "сверху".
Таким образом, вопрос с будущим одной из лучших учениц школы №5 Саранска до сих пор остается нерешенным.
Что важно, девочка носит головной убор уже не первый год, и ранее никаких нареканий по поводу внешнего вида к ней не было. Давление на семью Баляевых, а также другие семьи практикующих мусульман началось с принятием в 2014 году правительством Мордовии постановления, запрещающего ношение в школах платков (справедливости ради надо сказать, что документ запрещает также каблуки, яркие ногти, макияж и пр., однако на нарушение таких предписаний со стороны школьниц никто внимания не обращает).
Начиная с сентября, на протяжении всех этих месяцев борьбы за свои права, мусульмане слышали от чиновников одни и те же упреки в том, что якобы представители Ислама всего лишь проявляют упрямство, принципиальность в вопросе покрытия головы. По словам Дамира Баляева, верующим каждый раз приходилось доказывать, что дело не в принципиальности, а в том, что ношение платка - это обязанность каждой мусульманки.
"У нас в России верховенствующим, основным законом является Конституция РФ, которому не должны противоречить другие законы (Конституция гарантирует гражданам свободу вероисповедания - прим.ред.). Мы законопослушные граждане, и закон не нарушаем", - добавил собеседник Ансар.Ru.
При этом он обратил внимание, что "Лейсан ходит в школу строго в школьной форме. Но в платке. Причем белом".
Дамир Баляев подчеркнул: отказ от платка его дочерью даже не рассматривается.

1
Даргин Даргинов 19 декабря 2014, 00:18

Позор! Россия великая страна как любят говорит наши верховные чинуши разрешили ношение оружие запретили ношение хиджаба (платка).И еще с телеэкранов вешают лапшу не стыдясь народу ,через примерно два года как сказал верховный вождь начнет укрепляться рубль ждите еще два года вот так проходит вся жизнь, потом будут лапшу вешать нашим детям а потом нашим внукам итд. Никто не хочет задуматься когда нибудь закончатся нефть и газ потом какую песню они споют посмотрят наши потомки вот так то господа.

0
Магомед Магомедов 19 декабря 2014, 00:43

В наших школах, девушки в основном предаются разврату, потому на учебу у них времени нет. А этой девушке еще повезло, не родить ребенка от школьного учителя.

1
Кэтти Канокова 19 декабря 2014, 14:47

тогда зачем ходить в такую плохую школу?Ходите в медресе.

0
Юсуп Dudik 19 декабря 2014, 17:34

Я конечно, не придерживаюсь популизации религиозных аспектов, считаю Веру чистой и отдельной от мирских сует. Но тем не менее по логике Кетти-лучше разврат ,чем хиджаб..

1
Кэтти Канокова 20 декабря 2014, 19:44

а что третьего не дано?Если платок не носят, то все развратные, по вашей логике?

0
Юсуп Dudik 21 декабря 2014, 03:01

По моей логике? По ней тяжело пройтись-слишком пряма,открыта и не "полит корректна". Вот третья сторона медали (а её нет, есть только грань-ребро) ,вот там найти общую точку зрения -не каждому под силу. Слишком много в нас тараканов..

1
Артур Боганский 19 декабря 2014, 19:33

Вот таких школьниц хотят воспитывать .
http://www.hlamovnik.com.ua/?p=2991

1

Оставить комментарий:

Наверх