
Население самой маленькой кавказской республики Ингушетии в 2014 году составило 453 тысячи человек, около 900 из которых были отнесены к категории незрячих или слабовидящих. Большинство из этих людей лишены возможности получить образование или достойную работу. Некоторые не прочли за жизнь ни одной строчки. Но у них есть надежда стать грамотными – благодаря центру помощи слабовидящим под руководством Макки Томовой.
Женщина с сильным характером
Центр помощи слабовидящим открылся в Ингушетии три года назад. Им руководит Макка Томова – красивая молодая женщина с сильным характером. Каталог вертикализаторов для детей с ДЦП.
Макка помогает людям давно – еще до открытия центра она работала в волонтерской организации.
Незрячих детей мы обучаем грамотности бесплатно, а ЛФК и работа с психологом и логопедом будут платными
Тогда и пришла идея сделать специальный проект, направленный именно на поддержку слабовидящих людей.
«Это произошло после знакомства с незрячим человеком. Его зовут Ибрагим Балаев. Это было три года тому назад, в то время я работала волонтером в благотворительном фонде.
Он обратился к нам за материальной поддержкой. Он впервые рассказал мне о системе Брайля и о том, что по статистике у нас очень много незрячих людей, но нет ни одного центра для повышения их грамотности.
Тогда я решила разработать этот проект.
У нас появился национальный ингушский Брайль – это большое достижение для республики
Я изучила систему Брайля и поехала на образовательный конкурс "Машук". Там я получила грантовую поддержку в 300 тысяч рублей и смогла открыть этот центр.
Сейчас он разросся, я очень рада это видеть. У нас появился национальный ингушский Брайль – это большое достижение для республики, теперь наши дети смогут изучать литературу на родном языке», – рассказывает Макка.
Справка КАВПОЛИТа: Ибрагим Балаев – незрячий чтец Корана. В 2015 году занял второе место на всероссийском конкурсе по чтению Корана среди слепых.
«Хочется уже платить людям зарплату»
Сейчас в центре обучаются только дети от пяти-шести лет, но так было не всегда.
Изначально планировалось оказывать поддержку всем слабовидящим, и к Макке обращалось много взрослых.
За довольно короткое время она сумела собрать вокруг себя команду единомышленников, среди которых теперь и ее бывшие ученики. Все они трудятся в центре три раза в неделю, обучая детей.
Тренажеры обошлись нам очень дорого, плюс у нас арендная плата. Да и хочется уже платить людям зарплату
«Сейчас нас восемь-девять человек – это педагоги по Брайлю, логопед, психолог, ЛФК-тренер, преподаватель по компьютерной грамотности, который также является инвалидом по зрению. Все пока работают на добровольной основе.
Незрячих детей мы обучаем грамотности бесплатно, а ЛФК и работа с психологом и логопедом будут платными.
Тренажеры обошлись нам очень дорого, плюс у нас арендная плата. Да и хочется уже платить людям зарплату», – поясняет Макка.
Без тренажеров никуда
Очень важная часть работы с воспитанниками центра – это именно ЛФК. Помощь в развитии опорно-двигательной системы необходима очень многим, как выяснила Макка в процессе работы.
Стоимость тренажеров для этой цели очень велика, а экономия опасна – в центре не раз сталкивались с мошенниками, торгующими подделками:
«Когда мы открывали центр, он был предназначен только для реабилитации слабовидящих. Родители детей начали обращаться к нам с различными глазными заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями развития, например ДЦП (детский церебральный паралич – прим. КАВПОЛИТа). И мы решили расшириться.Стоимость тренажеров для занятий ЛФК с незрячими очень велика, а экономия опасна: многие мошенники торгуют подделками
С помощью наших спонсоров мы закупаем различные тренажеры для реабилитации.
Скоро появится тренажер Гросса, названный по фамилии изобретателя. Мы планируем пригласить самого разработчика к нам в центр. Гросс научит наших специалистов пользоваться этим тренажером. Использование тренажера Гросса помогло очень многим детям с нарушениями развития».
Справка КАВПОЛИТа: Юхан Артурович Гросс — четырехкратный чемпион Эстонии по фигурному катанию, шестикратный чемпион мира по зимнему виндсерфингу, кандидат педагогических наук и основатель «Российского научно-практического центра физической реабилитации детей-инвалидов».
Разовые гранты – капля в море
Макка рассказывает, сколько стоит оборудование для центра. По стоимости лишь некоторых вещей становится ясно, что разовые гранты – это капля в море.
Для работы со слабовидящими требуется много разного оборудования – в центре есть диктофоны с очень большой памятью для прослушивания книг, машины для специальной печати, тактильная станция для нанесения выпуклых изображений методом нагрева. Только одна она стоит 90 тысяч рублей.По стоимости оборудования в центре становится ясно, что разовые гранты – это лишь капля в море
А что уж говорить о закупке специальной бумаги и трафаретов для письма по системе Брайля – такой требуется бесчисленное множество.
«Наш центр существует благодаря частному финансированию. Нам помогают местные меценаты. Это достойные люди – сыновья первого муфтия Республики Ингушетия Суламбека Евлоева. Также нам помогает бизнесмен Башир Куштов. Эти люди постоянно поддерживают нас», – рассказывает Макка.
Коран с переводом и настольный теннис для незрячих
В ближайшем будущем центр планирует начать выпуск книг на ингушском Брайле, а также запустить собственную звукозаписывающую студию. Небольшая комната, предназначенная для этой цели, почти готова.
Небольшая звукозаписывающая студия позволит центру записать Коран с переводом и говорящие книги для слепых
«Мы планируем заниматься с детьми пением, но основная цель создания этой комнаты – это записывать говорящие книги для слепых. Также планируем записать Коран с переводом», – рассказывает Макка.
Центр принимает активное участие в спортивной жизни республики. Виды спорта, которыми занимаются незрячие в Ингушетии – это настольный теннис и футбол.
В том и другом спорте основной элемент – это звенящий мяч, который помогает игрокам ориентироваться по звуку. В футбольной команде только шесть человек, и поле гораздо меньше, чем для обычного футбола.
Виды спорта, которыми занимаются незрячие в Ингушетии – это настольный теннис и футбол
Настольный теннис тоже специфичен – у столов высокие борта, а мяч нужно отбивать таким образом, чтобы он проходил под плотной сеткой. Такой стол есть и в центре Макки Томовой.
«Мы участвовали во всероссийских чемпионатах в Сочи и в Раменском. Там мы заняли первое место по настольному теннису, по футболу пока что попали только в десятку. Но для начала это отличный результат», – радуется Макка.
Макка Томова
Вклад в развитие искусства
Деньги от властей центр не получает, но спонсоры готовы построить новое здание, и теперь главное – это получить подходящий участок земли
«Недавно мы принимали участие во всероссийском конкурсе "Крымская осень-2016", где проходил конкурс, организованный Всероссийским обществом слепых. В номинации "Прикладное искусство" наш центр взял первый приз.
Мы презентовали картины и поделки из японской полимерной глины. Первое место присудили нашему художнику, инвалиду по зрению первой группы Хамбору Манкиеву», – рассказывает Макка.
Хамбор – удивительный человек, один из тех взрослых учеников центра, которых успела обучить Макка, пока не остановилась исключительно на обучении детей.
Художник Хамбор Манкиев – один из тех взрослых учеников центра, которых успела обучить Макка, пока не сосредоточилась на обучении детей
Этот человек болен катарактой от рождения, и никогда не учился даже в школе. В центр он обратился с просьбой научить его читать Коран по методу Брайля.
Когда Макка узнала, что перед ней художник, чудом способный писать пейзажи, она помогла Хамбору вернуться к занятию искусством. Сначала он писал картины в стенах маленького центра.
Теперь у него появилась своя мастерская в Магасе. Помощь Хамбору также оказывалась из средств частных меценатов.
Главное – найти землю
Деньги от властей центр не получает. Макка говорит, что спонсоры готовы построить для центра новое большое здание, и теперь главное – это получить от государства подходящий участок земли.Власти заинтересованы, поддерживают нас. Но у нас дотационная республика, мы понимаем, что бюджет не так уж велик
«Да, нашлись добрые люди, которые захотели построить для нас центр. Сейчас мы планируем сделать его для всех людей с ограниченными способностями. В этом центре мы будем работать более расширенно. Надеюсь, это будет в республике.
Мы еще не определились с местом, так как нам пока не выделили земельный участок для строительства. Надеюсь, его скоро выделят, – говорит Макка. – Власти заинтересованы, поддерживают нас.
Но у нас дотационная республика, мы понимаем, что бюджет не так уж велик. Конечно, нам бы хотелось, чтобы нашему центру уделялось больше внимания, чем есть сейчас».
Потенциальных учеников у нового центра будет более чем достаточно. Сейчас из-за ограничений по площади занятия можно проводить только с небольшой группой в десять человек: больше не вмещают маленькие классы.
38 слабовидящих детей из Ингушетии учатся в Кисловодске и других интернатах России. Мы очень хотим вернуть их домой
«По данным министерства образования Ингушетии, 38 наших слабовидящих детей учатся сейчас в Кисловодске и других интернатах России. Мы очень хотим вернуть этих детей домой – у нас есть база, есть ресурсы.
Раз есть специалисты, которые готовы их обучать, так почему бы нам не делать этого в родной республике? И детям не придется жить в интернате, долгое время находиться в разлуке с родителями. Поэтому мы хотим создать у нас общеобразовательную школу для незрячих и слабовидящих детей», – делится планами Макка.
Осенью этого года Макка Томова номинирована на народную премию «Человек года» в номинации «руководитель общественного проекта года». Народное голосвание еще идет и Макку можно поддержать на официальном сайте конкурса.
Руководителя центра для незрячих в Ингушетии номинировали на премию «Человек года» https://t.co/GUXxOFz1NS
— КАВПОЛИТ (@kavpolit) 16 ноября 2016 г.
Фото: Лейла Павлова
0 Распечатать
комментарии
Оставить комментарий