16 октября
05 декабря 2015 2004 2

Должно быть политическое решение о диалоге с политическим исламом

Официальный ислам в России слишком государственнический и недостаточно исламский

usahlkaro Василий Кузнецов глава Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Начнется ли в России диалог о политическом исламе? Любое упоминание о том, что ислам имеет политическую составную, и что мусульмане имеют свои представления о государственном устройстве, вызывает чаще всего негативную реакцию. Особенно это не одобряется со стороны определенных органов.

Что можно изменить во взгляде власть предержащих, дабы политические воззрения ислама не воспринимались как экстремизм?

С КАВПОЛИТом своим мнением поделился глава Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов.

На мой взгляд, списки экстремистских организаций, экстремистской литературы должны быть частично пересмотрены. Потому что мы знаем, что, например, некоторые наименования туда попадают каким-то удивительным образом. И в то же время другие организации туда не попадают.

Существует большая нехватка экспертной поддержки данной сферы. Игнорируются серьезные экспертные мнения. Это одна проблема.

Другая проблема – конечно, диалог, который ведется в официальном, в дозволенном исламском пространстве, часто не воспринимается мусульманской молодежью. И не только молодежью. Потому что он очень государственнический и,так сказать, недостаточно исламский.

Отношение к этому должно быть пересмотрено. Понятно, что здесь нужно быть очень аккуратными – нельзя требовать от каждого прокурора или следователя, чтобы он был исламоведом. Это невозможно.

Здесь нужна очень тонкая работа. Она очень сложная, ее надо обдумывать. Следовало бы начать с более активного диалога внутри мусульманского интеллектуального сообщества, которое есть и в России, и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Какие-то идеи должны быть озвучены в узком кругу, а затем разговор нужно интегрировать в публичное пространство.

Официальный ислам в России слишком государственнический и недостаточно исламский

Существует очень большая критика со стороны мусульманской уммы людей, вовлеченных в Духовное управление мусульман, в административные структуры. Критика, в частности, за их корыстолюбие. Мы это должны осознавать. Поэтому прежде всего надо работать над просвещением, с одной стороны. С другой стороны, над большей интеллектуализацией мусульманского пространства.

Что касается экспертного сообщества – это не орган власти. Оно может давать рекомендации органам власти, но насколько органам власти они интересны и нужны? К сожалению, далеко не всегда.

Поэтому мы со своей стороны стараемся что-то делать, пытаемся доносить нашу позицию, но далеко не всегда она встречает адекватное восприятие со стороны органов власти. То, что в стране существует исламофобия, это мы знаем определенно.

Несомненно, должно быть некое политическое решение. Решение о диалоге.

Однако большая ответственность лежит и на представителях мусульманского духовенства, которые имеют влияние и которые должны лоббировать открытость, не боясь, что они утратят свои привилегии. Они их не утратят. Наоборот, укрепят, станут сильнее внутри мусульманской уммы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"

5 Распечатать

Tarlan 06 декабря 2015, 09:01

Молодец, Василий Кузнецов! Все верно и профессионально подметил. К величайшему нашему стыду, в конце 80-х и начале 90-годов, именно официальные духовные управления регионов России, при полной поддержке местных властей и компетентных служб, развернули самую мощную пропагандистскую работу по расколу среди мусульман России. Духовные лидеры ни тогда, ни сегодня не оказались готовыми к тому информационному и идеологическому натиску, которые, в свою очередь, были выражением реагирования мусульман мира на происходящие изменения в мире. Мусульмане находились в поиске своих духовных скрепов, искали аналогий в своем прошлом, искали свое место, определяли свою роль и значению в общественной жизни, в разворачивающейся разломе мира. Официальное духовенство усмотрели в этом подрыв и посягательство на собственный авторитет и были первым против духа просвещения, распространения подлинных, всеобъемлющих научных знаний по всем исламским, социальным и естественным наукам. Их тоже можно понят.ь Живщие под плотным диктатом государства, в распространяющийся свободе совести и исламской научной мысли, они усмотрели угрозу себе, исламу, государству. Возможно, Василий, не поверите, но многие называющие себя авторитетами в религиозных вопросах не могли отличить отмененный аят Корана от отменяющего, хадис достоверный от хадиса дзаиф. Многие из них до сих пор понятия не имеют, что такое диалог по исламу, каковы его методы, методология, формы, виды, цели и задачи. О тонкостях вопросов Шариата, фикха, насха, мы вообще молчим, чтобы не раздражать "святую невинность". По мнению многих религиозных лидеров, достаточно их личного диалога с властью и компетентными органами и строгое следование тому, что повелевает власть, но не ислам. Им ничего не стоит после очередного посещения Воастей, сделать некие заявления полностью противоречащие букве, духу и нормам ислама. Любые рассуждения исламского видения мира рассматривались ими как угроза государству и на этом они зарабатывали себе политический капитал перед властями, как наиболее лояльные, сговорчивые и "традиционные". Община и все большее количество людей, особенно молодых, оставались вне поля внимания и заботы религиозных лидеров. Любая их критика в адрес официальных духовных структур становились для "критиков" предметом разбирательств с правоохранителями, со всеми вытекающими последствиями, отпечатки пальцев, вахучёт, подбросить наркотиков, оружия и тд. Безусловно такие подходы не могли не создать не просто протестную, но и открыто враждебную критическую массу. Пролилась первая кровь и "пошло- поехало". Многие Духовные лидеры не смогли тогда и до сих пор не могут аргументированно, доступно, понятно, ясно и четко ответить на духовные поиски молодежи. Боле того, "неудобные вопросы" молодых сразу вызывают у них агрессивное отторжение, с прозвищами и ярлыками. Это не понимание, не способность к осознанию миссии ислама в мире, его оторванности от реальной жизни, попытки самих религиозных лидеров преподносит властям духовные ценности Корана, Сунну, как некоей замкнутой системы Книг и преданий для мертвых, предопределили раскол по религиозным мотивам. Мир меняется кардинально. У каждой эпохи, у каждого народа, государства есть свои цели и задачи. Ислам не враждебен ни человеку, ни человечеству, ни времени, ни государству, ни законности. Ислам это постоянство, стабильность, мир и безопасность для всех, не только для мусульман. В том, что ислам был лишен духа этой диалектики развития миров, был оторван от реальной жизни и духовных поисков мусульман, замкнул себя в вопросах загробной жизни, ада и рая огромная вина религиозных лидеров. Вместо ответов на конкретные социальные, экономические, политические, правовые, культурные вопросы, разъяснений фатальной неизбежности мирного сосуществования людей самых разных религий и убеждений, наши духовные лидеры увлеклись в тех вопросах, которые не отнесены к вопросам компетенции имамов, к примеру:- ад и рай, прощение и наказание. Эти понятия они превратили в некую формули зомбирования людей в духе полного повиновения только их представлениям. За последние 20 лет нашими алимами не подготовлены и не изданы ни одного богословского, правового религиозного трактата по актуальным проблемам современности. То, что издавалась в России под эгидой различных Дум регионов России были жалкими подражаниями зарубежным авторам, компиляцией чужих трудов, не имеющих отношения к российским реалиям. Ни количество мечетей, медресе, не становились выражением качеств ислама, в силу оторванности преподаваемых знаний от реальности. Враспраняемых в мечетях и медресе знаниях отсутвовали глубина, научность, объективность, рациональность. Само Понятие Единство было разорвано на части, частности, по принципу "свой -чужой". В этом нельзя винить только нас, мусульман. Проблема носит не только "исламский характер". Исламофобия приобретает чудовищный политический и международный размах. Поэтому любые призывы отделить ислам от Политики контрпродуктивны, не научны, не объективны. Ислам не является религией разделения и противопоставления. Исламу не. Чужды не знания, ни науки. Ислам это религия- золотой середины. И сегодня для ислама, как и для любой религии Книг Небесных Откровений, остается актуальным вопрос об отношении к Единому Богу и Золотому тельцу. Эта проблема актуальна для всех людей Земли и до бесконечного ябольшого Космоса. Одни тянутся к Богу, других зовет рев золотого тельца, мир забав и удовольствий. Задача в том, чтобы объединять людей Истиной, а не лживыми представлениями о ней. Задача не в том, чтобы в людях подавить жажду к жизни, а в том, чтобы научить людей к сдерживанию от того, что порочно и вредно для него в жизни и в Ахирате. Это могут сделать не власти, ни компетентные органы, а только высококвалифированные специалисты по ислам и другим религиям. Такие образованные люди среди молодых мусульман России, вне всякого сомнения, есть. Но прежде всего самому государству, власти, религиозным лидерам надо победить в себе собственные страхи перед исламом. Нужно преодолеть в себе стереотипы и шаблоны старого мышления. Если бы ислам был религией страха и угрозы мирам, Всевышний не ниспосылал бы его человечеству и миру, как милость, милосердие, закон, справедливость и безопасность для миров. Молодец Кузнецов, смело и открыто выразил свое мнение. Остается только искренне поблагодарить, сказать -Спасибо.

6
Мухаммад Степанович 06 декабря 2015, 17:30

Поддерживаю, хорошая статья и сильное мнение, а самое главное правильное.
Ещё бы понимали это сами мусульмане, о которых вы сказали в конце своего мнения по поводу диалога, то есть им не надо бояться, именно по этой причине-причине их страха, мусульмане претрпевают то, что претрпевают, и это досадное положение мы сами приобрели. Выход из этого положения тоже был озвучен - просвещение мусульман. Только при ясном понимании своей религии они смогут противостоять властьимущим на идеологическом уровне, но никак не на физическом и уж точно не отсиживаясь дома, ибо и то и другое противоречит поведению мусульманина.

3

Оставить комментарий:

Наверх