16 декабря
04 февраля 21962 12

Дагестанское дело: с чем столкнется десант московских силовиков

Федеральный центр не в первый раз устраивает антикоррупционную зачистку в Дагестане, но пока не трогал неформальную систему отношений, сложившуюся в дагестанском обществе

usahlkaro Константин Казенин Старший научный сотрудник РАНХиГС и Института Гайдара

Десант прокурорских работников из других регионов, направленный в Дагестан для проверок работы органов власти, — явление не уникальное в истории этой республики. Ровно 20 лет назад, в 1998 году, в Махачкалу с такой же миссией была послана большая команда правоохранителей во главе с тогдашним первым заместителем министра внутренних дел России Владимиром Колесниковым. На несколько месяцев источниками слухов в республике стали отдыхающие милицейского санатория, в котором поселились грозные гости из Москвы. Рассказы о том, с кем общаются приезжие, как проводят свободное время, стали главным сюжетом местного сарафанного радио.

Вскоре был арестован ряд республиканских чиновников и авторитетных неформальных лидеров. Но надолго за решеткой никто не задержался. В те времена роль административно-силового ресурса в стране уже начала расти, но им еще можно было «торговать в розницу». Энтузиазм приезжих следователей и даже наличие у них поддержки в Москве решали на этом рынке далеко не все.

Избирательная зачистка

Сегодняшняя вертикаль таких сбоев старается не давать, да и Дагестан после долгих лет активности там вооруженного подполья привлекает гораздо больше общественного внимания, чем в 1990-е. Поэтому можно быть почти уверенным, что теперь дела против республиканских чиновников, уже возбужденные и еще ожидаемые, просто так не рассосутся.

Насколько ощутимыми будут итоги начатого «большого расследования» для местных элит, пока не ясно. То, что лидеры крупных группировок в местной власти, тех самых пресловутых кланов, в принципе по зубам федеральным силовикам, было продемонстрировано уголовными делами против экс-мэра Махачкалы Саида Амирова (осужден в 2015 году на пожизненный срок) и экс-главы дагестанского регионального отделения Пенсионного фонда России, неформального смотрящего за северными районами Дагестана, Сагида Муртазалиева (находится в международном розыске).

Самый высокопоставленный «пострадавший» от прокурорского десанта мэр Махачкалы Муса Мусаев — по своему влиянию вовсе не Амиров, хотя и занимает ту же должность. На посту мэра он провел два с половиной года, наполненных изрядным количеством скандалов вокруг городской администрации, а назначение его с самого начала в Дагестане понимали как результат компромисса между тогдашним главой региона Рамазаном Абдулатиповым и руководством одного из крупных местных кланов, усилившегося как раз после ареста Амирова. Когда люди, ставленником которых считался Мусаев, сохраняют посты в республиканском правительстве, видеть в аресте мэра какой-то «тектонический сдвиг» все же довольно трудно.

Клановая экономика

Однако важнее, конечно, не то, как нынешние события перетасуют республиканскую элиту, а то, как они в целом отразятся на жизни одного из самых неспокойных регионов России. До сих пор, даже проводя самые громкие операции против местных высокопоставленных коррупционеров, федеральный центр не трогал неформальную систему отношений, которая сложилась на других уровнях дагестанского общества. Отдельные фигуры силами правоохранителей вытеснялись — образовавшуюся пустоту заполняли их конкуренты, мало отличавшиеся от предшественников. В этом можно было видеть вполне сознательную политику федералов, не рисковавших идти на более резкие изменения на фоне сохраняющейся угрозы экстремизма. С приходом на пост врио главы Дагестана Владимира Васильева многие стали предполагать, что теперь Кремль решился на большее. И здесь важно оценивать имеющиеся опасности.

Заметное отличие Дагестана от большинства других регионов России — не в уровне коррупции в верхах, а в том, что местная элита за годы бесконтрольного существования выстроила правила игры, от сохранения которых сегодня напрямую зависит судьба не только отдельных чиновников, но и большей части населения республики. Взять ту же городскую землю под застройку, из-за чего как раз пострадал Мусаев. Одна из историй, которую в последние лет двадцать можно было слышать в любом дагестанском городе, — это как местный мэр с помощью «спортсменов» устанавливал контроль над какими-то земельными площадями, на которых потом продавались участки. С юридической точки зрения такие процедуры наверняка вызывают массу вопросов. Но приобретали участки не только родственники и приближенные мэра, но часто и самые обычные жители, для которых постепенное, иногда растянутое на много лет возведение «каркаса» на городской окраине — едва ли не единственное более-менее надежное вложение своих скромных сбережений. У этих людей не было выбора просто потому, что какого-то иначе организованного рынка земли в регионе не существовало, да и не существует сегодня.

Вопреки распространенным представлениям, в реальном производстве в сегодняшнем Дагестане занято не меньше людей, чем в экономике распределения пособий и сборов платежей за газ. Но здесь проявляется другая особенность той системы отношений, которую сформировали правящие регионом кланы: заметная часть мелких и средних предпринимателей не выходит из тени, считая, видимо, коррупционные издержки такого существования более приемлемыми. И здесь снова речь идет о значительной доле жителей.

Нынешняя активизация правоохранителей в Дагестане будет нести серьезные риски в том случае, если будет выбран один из двух «крайних» сценариев. Первый — ничего не менять в общем устройстве жизни региона, ограничившись лишь действиями против отдельных персонажей в верхах. Это приведет лишь к переделу собственности и источников ренты, к разочарованию жителей, надеющихся на реальную борьбу с коррупцией. Второй — без оглядки зачистить все, не соответствующее букве закона, невзирая на потери, которые понесут от этого многие рядовые дагестанцы, и не предложив им взамен каких-либо реальных перспектив.

Именно от того, как удастся избежать обеих крайностей, зависит будущее региона. На этом фоне громкие аресты или, например, замена республиканского прокурора — сами по себе еще совсем не поводы для аплодисментов.

РБК

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"

4 Распечатать
zurab musaev 06 февраля 2018, 15:08

ну ты даешь Константин....?) Второй — без оглядки зачистить все, не соответствующее букве закона, невзирая на потери, которые понесут от этого многие рядовые дагестанцы....) давай приезжай брат к нам в села и в районы к простим рядовым дагестанцам и поживи хотя бы просто месяц... любой из нас проявит это гостеприимство...и мы потом с тобой вместе обсудим эти потери которые якобы по твоему должны понести рядовые дагестанцы....и взвесим риски...) АстагъфируЛлаh....

1
Сафар 12 февраля 2018, 21:50

"Московский Десант" встретиться с "крысами" из трюмов Абдулатипова, которые от страха побледнеют, рассеются и потом начнут ныть, что они вообще ничего не ели и не было никакого сыра и масла.))))) потом десант не поверит и поедет по их хатам. Там даже десант Оболдеет и рты разинут от того, что попали с лампу сказок Аладина!!!
Вы думали тут Абдклалитипов время зря терял? Да он же здесь Открыл Академеию воровства -" Старик Хоттабыч и его волшебные крысы".)))

1
Tarlan 06 февраля 2018, 16:08

Константин, вы безусловно большой спец и эксперт по Кавказу.
В конкретном вопросе о двух сценариях вы совершенно не правы.
Не бывает Сценариев, без сюжетов, и без логики действий рациональных и иррациональных,
Вообще не бывает сюжетов без выбора ПУТЕЙ в развитии жизни!
200 лет эксперты кормят Россиян "сюжетами специфики общественной жизни Дагестанцев".
В Дагестане, как и везде две пути развития. Путь - закона и путь беззакония. Путь правды и Справедливости и путь лжи и нарушенного баланса равновесия мира и безопасности.
дагестанцы за Закон и Справедливость!! А вы нам предлагаете сюжет! Не нужен нам сюжет. Весь ваш "Сюжет"- съедает "бюджет". Вернее те, кто съедают этот -"бюджет"! Таким образом мы никак не можем выйти из цейтнота игр и забав - "в сюжеты и бюджеты".
Кончайте этот "экспертный базар- мнений"!
Гораздо проще и экономичней:-"вернуть людям право на закон -в накопления по труду и справедливость- в распределении накопленного по труду и закону, где каждый Отвественен, Активен, осознанно доброволен в следовании общественному закону и общему правилу! Лишите чиновников Права на Распределение того, что ими не произведено и сам чиновник станет генератором производства и накопления. А то сидят у вас чиновники в верхах, как Лилии в пруду:- "не ткут, не прядут. Цветут и пахнут,". Вот и вся -"сюжетная линия Лилий"!! Мы же все таки не коллекция гербарий, а человеческое общество, которое, как и Лилии, имеют и развиваются по своим общественным законам.

3
омар курамагомедов 07 февраля 2018, 01:45

Константин прав на 100 %

0
Tarlan 07 февраля 2018, 14:25

Константин не прав с 1722 года. В 1723 г Перт -1 подписал договор с Дагестанким правителями Шамхалом Торковским и ханом дербенстким договор о принятии Дагестана под покровительство России, с сохранением всех титулов и земель в неприкосновенности.
В 1732 году за спиной правителей и народов Дагестана империя подписала тайный Договор с Надыр шахом и уступила земли и народы Дагестана под протекторат Персии и надыр шах установил в Дагестане своё господство, по тайному сговору с Российской империей.
Где же тут правда и в чем справедливость, когда дагестанским землями и народами торговали, перепродавали и обменивали, как бояре обменивались землями и борзыми собаками? Ровно 100 лет спустя с началом крымских и русско- турецких дел и войн и убийства Грибоедова в Перссии началась таже самая бодяга и перетягивания дагестанского одеяла уже с турками и англичанами за "Русские интересы в Крыму и на Балканах". Опять Дагестан был втянут более 50 летнюю войну, практически с 1823 г по 1877 гг. Чем это кончилось- хорошо известно. Потом революции 1905-07, потом февраль и октябрь 1917, гражданка 1918-1920, потом репресии 1929-1939., потом война 1940-1945. Потом культ, оттепель, развитой социализм Брежнева, перестройка, демократия, белый дом и предательство Арг и его пятилетка провала 2013-20017.
Когда мы последние 300 лет, хотябы в жизни одного поколения в 20-30 лет жили в мире и без истребления друг друга?
В чем Константин прав, в наличии "сюжетов":- кланов, коррупции, чинов или погонов или беззакония и беспредела в Дагестане? Так они были всегда! Когда в Дагестане не было этих сюжетов с 1 века новой эры? Они были тут ещё тогда, когда не было самих Киевского и ямосковского царства.
В чем тогда он прав, что есть сюжет о том, что все права над Дагестаном принадлежать России? Так они с 1723 года по договору так и принадлежали России, пока она сама не переуступила свои "права на Дагестан"- Надыр шаху в 1732 году!
Соотвественно правда не в "сюжетах"!!! Правда в том, какой Путь прошли России и Дагестан и что надо делать, чтобы этот пусть опять не стал дорогой в предательство и измену России и Дагестану.
Поэтому мы и убеждены, что Васильев -Прав в том смысле, что он снимает с людей те тяжкие оковы, которые одели на дагестанцев самые худшие из сынов Дагестана из кланов Арг! Они были хуже для дагестанцев чем всякие там Мамаи, Токтамыши, Тамерланы, Надыршахи, и пьяный Пётр-1 в Дербенте, который требовал себе вина и женщин, совершенно не думая о том, что за крепостью Дербента и за горами уже вышел на кровавую охоту "Персидский тигр"- Надыр шах, который через всего лишь 10 лет поставит его Дербентского паходу - "шах и мат"!!!
Как нам представляется на развитие исторических процессов надо смотреть не узкими и прищуренными глазами. Надо видеть перспективу.
Перспектива такова:- мы- яма. Пора- выбираться. Невозможно. Пока не перебьют всех стражников преступных крепостей местных ханов и угнетателей народов. Временное ли это явление? Нет!!! Это надо делать системно и постоянно!!
Поэтому, это не Васильев, а Россия вновь возвращается в Дагестан. Хотим мы этого или не хотим, жертвы Будут и первыми жертвами станут те, кто считая себя стержнем державы обкрадывал её и обескровливал. История не может не съедат своих - прелателей и изменников, "исторических неблагодарных народу и Отечеству сыновей"!
Бей -Васильев. Не - Робей!! Не бывают гидры одноголосыми! Они же мутанты и всегда много головные и сладко словные- шипучие. Вот по ним и Бей.

4
омар курамагомедов 07 февраля 2018, 17:11

нынешней ситуации он прав ну а во времена походов персов к примеру были в Дагестане народы которые не покорились надиру и ставили ему шах и мат

0
Tarlan 07 февраля 2018, 19:07

Не было народов Дагестана не покорившихся Надыр шаху! Это все сказки историков. Практически по договору Надыр шах мог идти до Астрахани. Но тут вступили в дело Тарковский и казикумухские и хунзахские ханы, которые также вступили в тайный сговор с Русскими и в обмен на их золото, деньги и содержание войска начали громить обозы и войска Надыр шаха в тылу. Вам бы пора знать, что великие империи, не терпят поражения без полей генеральных сражений. А то мы тут размечтались и сложили легенды и былины о разгроме Надыр шаха в горах Дагестана, где не могли разместиться хотя бы по 50 тыс войск с каждой стороны. Было ли сражение? Да было. Был и героизм и доблесть дагестанцев!! Но для этого не надо выдумывать мифы, что некие "вольные общества", которые не могли даже себя содержать без зерна, фуража, денег и обмундировани находится на поле более 3-4 недель и вести бои, без поддержки всего дагестана. Растянутые войска Надыршаха лили и колошматили все народы Кавказа и Дагнстана начиная от Герменчика и до Дербента, в том числе и в горах пало более 20 тыс персов. Это была война всех дагестанских народов. Кстати в этих боях местного значения меньше всего участвовали тляратинцы и бежтинцы. Больше всего материальных и людских потерь понесли казикумухцы, тарковцы, хунзахцы и вольные общины гидатли, андалал. Оночательно загнали в ловушку войска Надыршаха Акушинцы, Уллубий бойнакцы и дербентцы с табасаранцами и лезгинами. И когда Надыр шах вышел отступая на стратегические просторы яазербайджана их там настигли войска, союзников России - Ширваншахов. Может хватить жить "легендами и героическим песнями" о прошлом, как в Индийском кино, когда один голодный и злой горец, как бессмертный уничтожает тысяча вооружённых до зубов солдат противника. Если бы войска Надыр шаха были столь трусливыми, они бы не дошли до Индостана!!!
Что же вы тогда, если "вольные аулы" были такими уж "героическими политическими и военными стратегами", после разгрома надир шаха, не установили свою власть и господство над всеми землями Дагестана от Дерьента, Самура и до Терека и Итиля- устья Волги?
Вы явились на войну по призыву имамов - Дагестана. Да. Все Воевали- храбро, сражались, погибали. За всех погибщих и живых получили свою долю в добыче, как положено по шариату. Ввернулись в свои "вольные аулы с богатой добычей" и никто даже не помышлял о власти и троне над всем Дагестаном. Каждый народ знал свои земли, своих ханов, своих правителей, свои зоны набегов в направлении Грузии, Армении, нагорного Карабаха и Кабарды и каждый знал, что набегов на дагестанские земли им никто не простит!!!!
А вы сегодня что делаете? Вы же подлецы и позор Дагестана, вы грабите свой собственный народ. На ваши головы не только Кнута Надыршаха, да вам кандалов Токътамыша не жалко надеть и продать в рабство самым отъявленным и диким варварам в мире. Лишь бы вы были подальше от Дагестана. Кроме своего выпендрежа и понтов, что вы могли и может оставить в наследие будущим поколениям? Богатства и дворцы? Да по ним уже сегодня спецназ гуляет, а завтра в них гулять будут ветры. Вы же позор. Превратили Дагестан в дикое Поле! Нет вам прошения от людей, пока сами не попросите их у людей, разграбленных вами и у Всевышнего.

4
Hadzhi-Murat 09 февраля 2018, 15:58

Тарлан, салам! По отношению к нынешним чиновникам Дагестана стопроцентно согласен. По теме Надыр - Шаха мы бы несколько поспорили.
Одновременно возникает и другой вопрос- о комиссии Прокуратуры России. Если бы Прокуратура Дагестана работала как положено, такое могло у нас быть? Как же осуществлялся контроль и надзор за ней?
Как когда - то говорил Расул Гамзатов: "Куда смотрел Обком партии?"
Где были: Депутаты Народного Собрания - это воплощение дагестанского народа; Счетная Палата - око за расходами бюджета; наши суды - справедливость с повязкой на глазах и весами в руках...? И как вел себя наш многонациональный дагестанский народ, когда только редкие поднимали свой голос протеста?... Забитые в национальные курии, митингами в поддержку "своих " позволили растащить потом и кровью предков и старших нажитое общедагестанское добро жулью и проходимцам.
Увы. К чему теперь рыдания? Пустых похвал. Не нужный хор. И жалкий лепет оправдания. Судьбы свершился приговор.
Плохое тоже учит. Точнее - плохой пример - еще более сильный урок. Пусть хоть последующие учтут этот горький урок.

2
Tarlan 11 февраля 2018, 00:20

И тебе, Салам Хаджи Мурат. Поспорит можно, исправит - нельзя. За ошибки прошлого и настоящего отдали свои жизни множество народов.
Да, согласен и это правда:-"рыба гниёт с головы"! Но это всего лишь образ из опыта "рыбака"!
Но мы с тобою не рыбаки и тем более не рыбки! Мы не должны творить беспредел и беззаконие потому, что делают везде:- "в Москве, Париже, Вашингтоне, Пекине и Токио"!
Нам нельзя подражать и мы не имеем права подражать пороку и злу!!! Если даже весь мир будет опоясан беспределом и беззаконием, мы с тобой и тысяча нам подобных Дагесианцев не имеют право на Беззаконие и гнёт самих над собой.
Да мы с тобой пытались довести до руководства Дагестана и команды Арг, что они люди уклона, заблуждений, лжи, коварства и обмана!!! Этого нельзя было делать со ссылкой на то, что и Москва так живёт!! Мы не должны жить в беззаконии!! Но нас не услышали! Вернее услышали. Сказали вы нам просто завидуете. Завидуем чему, их тяжкой доле в жизни и ахирате? Нам зачем такая зависть, если она как деяние будет свидетельствовать против нам перед Господом миров? Потому мы и говорили:- остановитесь, опомнитесь!! Нельзя было этого сделать без прокуроров, судов, без позора для всего Дагестана? Надо было сделать, но мы с тобой не смогли этого добиться. Поэтому это и наше с тобой поражение и это наш с тобой позор потому, что они были правителями над нами и мы не смогли их удержать от прикосновения шайтанов и зла. Это полное поражение и Думд. Меньше надо было играть в политику и заниматься им своими прямыми обязанностями и удерживать власть от их неуёмных и чрезмерных страстей.
Да, нам известна твоя позиция по битвам с Надыр шахом. Но мы смотрим на эти события, с точки зрения тех источников, к которым имеем доступ. Это в основном пять источников: сам Дагестан, Персия, арабы, Россия и частично Европейские источники о битвах и сражениях, потерях и героизме, манёврах и атаках. Письма имамов к общинам о сборе для боя и тд. Но ведь речь идёт о событиях глобального передела мира и о фронтах, которые были растянуты от Индостана и до Песков Аравии и гор Кавказа. Здесь нет простых ответов и нет простых решений. Каждый грызться за свой кусок и место под солнцем. На что "купилась" Россия и почему её обыграла персидская дипломатия? Это очень тяжёлый вопрос. Но есть факт и это письмо самого Надыр шаха, в котором он убеждает Российскую империю в том, что ему удастся покончит с суннитами на Кавказе и объединит весь мусульманский мир под шиитским знаменем и тогда, Россия и Персия, как союзники смогут поделить мир от Индии и до Африки на две половины: персо- русскую. Дагестанцы были лишь пешки на шахматной доске и им позволили сыграть "героическую роль тогда", когда Россия нашла для себя иное решение, оттесняющее угрозу Персии ещё дальше от себя. Было уже всем ясно- Аббасиды и Фатимиды были обречены историей. Возрождалась другая Грозная сила и Россия решилась на иной расклад дележа Востока так, чтобы сохранить и Балканское подбрюшье и Кавказ с дальнейшим выходом на Сибирь и средню Азию за ближайшие 100 лет. Представь себе. Нравится нам с тобой или нет. Так и случилось за прошедшие после Надыр шаха 100 лет Россия практически смогла выйти и закрепится на запланированных мировых рубежах. И в этом плане, Россия обскакала Надыршаха и Персию, практически разорвав её мощь и подконтрольную Европе и России дальнюю страну, но со всеми атрибутами шахского величия до самого 1920 года. Остальное тебе хорошо известно по открытым источникам.
мир тебе Хаджимурат и прими уважение. И сегодня всё не так просто. Есть видимое и тайное, есть обозримое и не обозримое и как всегда есть и тайное. Но власть Арг, переиграла сама себя. Они стали тормозом и оковами на пути той геополитики, которая уже сегодня нацелена на 2100 год.
Брат Хаджи Мурат, большая политика это не всегда то, что застряла в наших чарыках и мы по желанию вытаскиваем из своего хурджина. В наших хурджинах много прекрасных и блестящих примеров героизма и исторических артефактов и побрякушек, топазы и алмазы, короны и скипетры хранятся в других хранилищах.))))

2
Александр Романовский 07 февраля 2018, 08:04

А то что иудейские кланы управляют страной страной , ротенберги тимченки ? Это не видит "экспEрт" ???

1
Александр Романовский 07 февраля 2018, 08:56

Дагестанским нациям нужно объединяться , их специально долгое время разделяли, чтобы власть брать свои руки яхуды .

2

Оставить комментарий:

Наверх