16 ноября 2016 3066 1

Дагестанский музей: экспозиция на «двойку»

Экс-глава Дагестанского историко-архитектурного музея – о том, что происходит там после его увольнения
Фото: onkavkaz.com
Фото: onkavkaz.com

usahlkaro Расул Ахмедов журналист

В Ленинском районном суде Махачкалы был рассмотрен иск Тамерлана Гаджиева о признании незаконным его увольнения с должности генерального директора Дагестанского государственного объединенного историко-архитектурного музея (ДГОМ) и восстановления на работе. И хотя суд отклонил иск, Гаджиев намерен продолжить борьбу за справедливость. О том, почему и против чего он вынужден бороться, экс-глава музея рассказал КАВПОЛИТу.

– С чем связано ваше увольнение?

– С моим отказом открывать скороспелую экспозицию в стенах ДГОМ.

Ведь наши чиновники от культуры не сомневались, что, оставаясь директором, я не допустил бы развертывания этой скороспелой экспозиции, не только не представляющей, а, напротив, дискредитирующей наш культурно-исторический процесс.

– Почему вы считаете экспозицию скороспелой? И как прокомментируете состоявшееся в начале октября открытие музея?

– Официальное открытие действительно состоялось 4 октября, но вот открытие чего это было, я затрудняюсь ответить.

Открытие ДГОМ в Махачкале. Фото: mahachkala.bezformata.ru

Если под музеем понимать здание, то, насколько я знаю, акт приема-сдачи проведенных в нем ремонтно-строительных работ все еще не подписан.

Если же речь идет об открытии музейной экспозиции, то как профессионал назвать это экспозицией я не могу.
Гаджиев: к тому, что посетитель может сегодня увидеть в залах музея, я не имею никакого отношения

В основе экспозиции должна лежать научная концепция и созданный на ее основе тематико-структурный план, после чего уже разрабатываются тематико-экспозиционный план и дизайн-проект.

Тамерлан Гаджиев (справа). Фото: РИА «Дагестан»

Это непреложное правило, и еще три года назад, сразу после назначения генеральным директором, мною были разработаны эти основополагающие документы.

А к тому, что посетитель может сегодня увидеть в залах музея, я не имею никакого отношения.

О том, чтобы понять, что собой представлял Дагестан, скажем, в X или XV веке, и говорить не приходится

Согласно моей концепции, посетитель, пройдя все экспозиционные залы, должен был получить полное представление об истории Дагестана с древнейших времен по настоящее время, как если бы он прочитал или прослушал полный курс истории Дагестана.

Тамерлан Гаджиев. Фото: ndelo.ru

А поскольку визуальное восприятие является наиболее простым и вместе с тем понятным и запечатлевающимся в памяти, его смог бы усвоить даже самый неподготовленный посетитель, включая гостей, впервые оказавшихся в нашей республике.
Развернутая в главном музее республики экспозиция заслуживает только «двойку» и дискредитирует Дагестан

Сходите в музей и попробуйте составить себе хотя бы самое поверхностное представление о ближайшем к нам советском периоде – и вы ничего не узнаете даже об участии Дагестана в Великой Отечественной войне.

А о том, чтобы увидеть и понять, что собой представлял Дагестан, скажем, в X или XV веке, и говорить не приходится.

Экспонатов выставлено в два раза меньше, чем в прежней экспозиции

Развернутая в главном музее республики экспозиция заслуживает только «двойку» и дискредитирует Дагестан в глазах окружающего мира, которому наши чиновники к месту и не к месту неустанно рассказывают о древности нашей истории.

– Перед встречей с вами я побывал в музее, и мое впечатление от экспозиции совпало с вашей оценкой: она неинформативна, это просто нагромождение экспонатов...

– И, что примечательно, экспонатов выставлено в два раза меньше, чем в прежней экспозиции, когда музей размещался в здании на площади Ленина.

Экспонат на выставке в ДГОМ. Фото: Минкультуры РД

Как мне говорили, количество выставленных экспонатов не дотягивает до 2000, а в прежней экспозиции их было более 4000.

– Я обратил внимание и на подачу экспонатов, особенно на витрины, в которых они выставлены: такие можно встретить чуть ли не в каждой аптеке. Неужели Дагестан не заслужил чего-то лучшего?

– Заслужил. И вас, должно быть, удивит, но на приобретение этого оборудования из республиканского бюджета было затрачено 69,5 млн рублей. Думаю, вы понимаете, что распорядился ими не я, а Минкультуры.

Экспонат ДГОМ в стеклянной витрине. Фото: dagestanpost.ru

– Неужели эти витрины стоят таких денег?

– Там должно быть еще и оборудование для фондов, то есть для экспонатов, хранящихся в запасниках музея. Но в любом случае этот вопрос не ко мне, а к контролирующим органам.

– Пока я осматривал экспозицию, да и сам музей, я ужасно замерз. В здании не работало отопление. Как мне объяснили, система отопления вышла из строя. Однако на ремонт и переоборудование здания, как я слышал, также была затрачена немалая сумма.

– Ну, во-первых, как я уже говорил, акт сдачи-приема ремонтно-строительных работ все еще не подписан, так что экспозиция существует, можно сказать, на нелегальном положении.

Что же касается средств на капитальный ремонт здания, то изначально, еще в 2014 году, было выделено 100 млн рублей. Из них исполнитель работ получил в том же году 30% авансом, а о дальнейшем освоении средств не могу сказать ничего определенного.

На оборудование экспозиции ДГОМ из бюджета Дагестана выделили 69,5 млн рублей, а в зале стоят «аптечные» витрины

В последнем квартале 2015 года я был уволен и смог вернуться на должность по решению суда только 29 февраля 2016 года.

Правда, вслед за моим возвращением Счетной палатой РД по письменному обращению Минкультуры была проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2014–2015 годах, в возглавляемом мною учреждении.

Проверяющие из Счетной палаты РД искали компромат лично на Гаджиева, а расходование бюджетных средств в музее не трогали

Но проверяющие упорно и безуспешно искали компромат на меня лично, а вот относительно интересующих вас средств в акте проверки записали буквально следующее: «Выделение и расходование средств на строительство и реконструкцию не проверялось».

Картина в экпозиции ДГОМ. Фото: Минкульт РД

Естественно, у всякого неангажированного человека возникает закономерный вопрос: «А почему?»

И на этот вопрос я могу ответить: «Потому что я не имел к их расходованию никакого отношения».

– Находясь в музее, я неожиданно обнаружил, что в этом же здании размещается еще один музей, для посещения которого требуется приобрести отдельный билет. Два разных музея в одном здании – как это понимать?

– Вы, очевидно, имеете в виду так называемый музей-заповедник, этнографический комплекс «Дагестанский аул», который уже после моего увольнения водворился в наше здание.

Выделение и расходование средств на строительство и реконструкцию ДГОМ не проверялось

Конечно, это абсурд – иметь два музея под одной крышей.

Тем более что этот новоявленный музей уже по определению должен дублировать старейший музей республики, обладающий несравненно более богатой этнографической коллекцией.

Экспозиция «Дагестанского аула». Фото: культура.рф

Да и как вообще музей, который позиционирует себя как заповедник и этнографический комплекс «Дагестанский аул», может размещаться в центре города, в барочном здании с несусветно разукрашенной лепниной под потолком.

Как вообще «Дагестанский аул» может размещаться в центре Махачкалы в барочном здании с лепниной?

Тем более что в Дагестане в первозданном виде сохранились как обезлюдевшие, так и населенные аулы с пустующими традиционными домами и даже целыми кварталами, на базе которых можно и должно было бы создать подобный музей-заповедник.

Экспозиция «Дагестанского аула». Фото: smorodina.com

К тому же подселение этого «эксклюзивного» заповедника лишило главный музей республики значительных площадей, а как следствие – и возможности выполнять обязательные для музея научные и образовательные функции.

Подселение «эксклюзивного» заповедника лишило главный музей Дагестана значительных площадей

Занятые заповедником помещения предполагалось отвести под выставочный комплекс для развертывания временных тематических или обменных выставок, лекционный зал, где должны были читаться учебные и публичные лекции, наконец, ряд кабинетов должны были занять научные подразделения.

В ДГОМ негде провести даже совещание руководителей 38 его филиалов, не говоря уже об общем собрании коллектива

При музее должен был функционировать и Ученый совет, объединяющий заинтересованных специалистов академических институтов и высших учебных заведений, что способствовало бы преобразованию достаточно аморфного музея с неудобным названием «Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей» в подлинно «Национальный музей Дагестана».

Экспозиция «Дагестанского аула». Фото: Russia.travel

А сегодня в музее негде провести даже совещание руководителей 38 его филиалов, не говоря уже об общем собрании коллектива.

– Кому принадлежит идея разрисовать помещения музея таким кричаще безвкусным образом? Я лично был шокирован, как только вошел в фойе, и это ощущение не покидало меня до конца.

– Сразу отвечу: не мне.

По моим планам внутренние помещения музея должны были быть полностью окрашены в достаточно светлый, так называемый «французский серый», который расширяет пространство и не отвлекает внимание от экспонатов.

А все эти вульгарные «красоты» были сделаны в период моего первого увольнения исполнителями заказа.

Разумеется, они мне потом рассказали, кому стремились угодить, но я не стану это озвучивать, полагая, что они откажутся от своих слов.

– Почему вы не даете интервью нашим независимым общественно-политическим еженедельникам?

– Этот вопрос следовало бы адресовать их редакциям, поскольку никто из них ко мне с такой просьбой не обращался.

Я же могу только попытаться объяснить причину.

До настоящего времени наше противостояние и заключалось в том, что власть приказывала, что хочет, а я делал, что надо

Думаю, что именуясь общественно-политическими, они все же являются частно-политическими, а я ни своих, ни чьих-либо еще частных политических целей не преследую.

Глава РД Рамазан Абдулатипов на открытии ДГОМ. Фото: Минкульт РД

Я отстаиваю по мере сил исключительно общественный интерес, заключающийся в сбережении нашего общего культурно-исторического наследия.

– И последний вопрос. Понятно, что вы рассчитываете на победу, но будет ли у вас после этого возможность воплотить свой план по созданию Национального музея Дагестана? Ведь именно так позиционируют себя главные музеи чуть ли не всех субъектов федерации.

– Не сомневаюсь в победе, поскольку закон на моей стороне. А я готов дойти до самых высоких судебных инстанций, чтобы добиться его соблюдения.

Но, разумеется, я отдаю себе отчет, что одного закона во взаимоотношениях с нашей исполнительной властью будет явно недостаточно.

Ведь до настоящего времени наше противостояние и заключалось в том, что власть приказывала, что хочет, а я делал, что надо.

Но в мире нет ничего постоянного, и время покажет. А сегодня я делаю то, что надо, и пусть будет что будет. 2 Распечатать

Tarlan 16 ноября 2016, 20:25

Каким может быть "Музейный зал",
если в музеях безумные власти правят бал???
Гаджиев- молодец, минкульт- торговец и подлец.

2

Оставить комментарий:

Наверх